Зимнее утро размер стиха


Краткий анализ стихотворения "Зимнее утро" по плану

 

История создания стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.

В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.

Подробнее здесь

 

Кому посвящено

В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.

Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.

Подробнее здесь

 

Тема

Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.

 

Тематика

Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.

 

Жанр

Жанр произведения — пейзажная лирика.

Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.

 

Композиция

В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.

Композиция состоит из следующих последовательных частей:

  • в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
  • далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
  • в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
  • далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
  • и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

 

Лирический герой

Лирическим героем является сам автор.

Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.

В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.

Подробнее здесь

 

Настроение произведения

В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.

Только дважды они меняются:

  • во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
  • и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.

 

Лексика

Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.

Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.

Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:

  • нега — нежиться, наслаждаться;
  • нынче — сегодня, сейчас.

Подробнее здесь

 

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.

Все средства выразительности здесь

Метафоры

В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.

Все метафоры

 

Олицетворения

Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.

 

Эпитеты

Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • голубыми небесами

Все эпитеты здесь

 

Сравнения

В произведении приводятся сравнения:

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно.

 

Звуковые приемы

В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.

Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«…Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

 

Ассонанс, повторение буквы «о«:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

Все приемы звукописи здесь

 

Рифма

В стихотворении рифма приходится на четные слоги.

«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).

Подробнее здесь

 

Стихотворный размер

Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.

Подробности

 

Рифмовка

В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.

Подробности здесь

 

Место в творчестве

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.

Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.

Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.

Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.

 

Личное мнение

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.

Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.

Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.

В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.

В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.

Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.

Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.

hronika.su

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.

История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты“день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения“мгла носилась”, “вьюга злилась”.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Тема

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Жанр

Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение “как бледное пятно”.
  • Олицетворения “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица”.

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 238.

obrazovaka.ru

помогите! какой размер, ритм, рифмау стихотворения зимнее утро пушкина

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро» , написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
Написано оно излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.
Ямб – это двухсложная стопа, в которой все слоги строфы делятся на пары. В каждой паре первый слог безударный, а второй под ударением.
« \ _ \ _ \ _ \ _ » Например: «Не дай мне бог сойти с ума. Уж лучше посох и сума... »
\ - это безударный слог
_ - это ударный слог.
А четырёхстопный ямб потому, что в каждой строке по четыре пары таких слогов.
В ХОРЕЕ – всё наоборот, первый слог ударный, а второй – нет.
« _\ _\ _\ _\ » «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут... »

Мерное, неустанное ямбическое движение стихотворения подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским» ) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый» .
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный! » Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.

Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа — это «вчера» , третья — это «сегодня» . Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.

Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?

Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).

sprashivalka.com

"А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха"

Конспект урока по литературе

«Зимнее утро».

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха

Планирование темы (учебник под ред. В. Я. Коровиной).

Тема: «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха

Цели:

- познакомить школьников со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»; разъяснить ребятам отличие стихотворной речи от прозаической; познакомить учащихся с двусложными размерами стиха;научить ребят самостоятельно определять стихотворный размер.

- развить у учащихся слуховую и зрительную память, внимание, умение логически мыслить и обобщать полученные на уроке сведения; развить монологическую и диалогическую речь учащихся.

- выработать умение воспринимать поэтические слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы

Методы:

- метод творческого чтения

- эвристический

Приемы:

- выразительное чтение учащихся; комментированное чтение;

- слово учителя,

- беседа

- анализ текста художественного произведения; языка;

-постановка системы вопросов.

Виды деятельности учащихся:

Чтение произведений в доме и в классе;

Выразительное чтение;

Слушание художественного чтения;

Работа над текстом художественного произведения, анализ целого произведения;

Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос.

Оборудование: доска.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания (7 мин)

  3. Беседа по вопросам к стихотворению «Зимнее утро» (18 мин)

  4. Работа со статьей учебника(15 мин)

  5. Итог урока. (2 мин)

  6. Организация домашнего задания. (1 мин)

«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3-4 человека читают наизусть стихотворение «Пущину».

3. Беседа по вопросам к стихотворению «Зимнее утро»

(Настроение радости, бодрости, восхищения природой.)

Настроение создается, прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лек­сики первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг преле­стный», «красавица», «Аврора», «звезда».

Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение.

- Как и почему меняется настроение во второй строфе?

Лексика вто­рой строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные».

Лексика второй строфы противопоставлена лекси­ке первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитезы.

Запись в тетради: «.Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихо­творения?

Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.

Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных поминаний к радости Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравне-, ние («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и суще­ствительными в творительном падеже: «великолепными коврами... снег лежит».

- Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед
красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости,
роскошности этих снежных ковров.)

- Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция?

«Звездою се­вера явись»

Критик В. Г. Белинский писал о стихе Пушкина: «...он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

  • Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? Сравнение.

  • Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебри­стой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «про­зрачный лес».

  • Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с ка­кой целью? Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.

  • Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?

Герой мечта­ет о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, сво­боды, простора.

Выразительное чтение всего стихотворения.

- Что изображает поэт в стихотворении?

Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания.

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии - зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал, пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.

А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния |человека с меняющейся природой.

Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия («вьюга злилась», «мгла носилась») стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

4. Работа со статьей учебника.

Статья «Двусложные размеры стиха».

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Домашнее задание

  1. Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея.

  2. Прочитать роман А. С. Пушкина «Дубровский».

Литература:

  1. Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. «Программы образовательных учреждений 5-11 классы». М.: «Просвещение» 2006 г.

  2. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под ред. В. Я. Коровиной.

  3. Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание». М.: ВАКО 2007 г.

infourok.ru

План-конспект урока (6 класс) на тему: конспект урока стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Урок 14. Стихотворение  «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

        Цель: познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, дать понятие об антитезе, о двухсложных размерах стиха.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать поэтический текст, аргументировать свою точку зрения, отличать ямб от хорея, строить монологическое высказывание, воспринимать литературоведческие тексты.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
  3. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя с элементами беседы.

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.

  1. Работа со стихотворением «Зимнее утро» (выразительное чтение стихотворения учителем.  Предварительно чтение статьи о стихотворении стр.55. Обсуждении вопросов 1,2 статьи «Размышляем о прочитанном» стр.56.
  2. Знакомство с понятием антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи. (запись в тетради нового термина и его определение).
  3. Работа по развитию речи (обсуждение вопроса рубрики «Совершенствуем свою речь» стр.57).
  4. Анализ поэтического текста, работа над выразительным чтением:
  • Какое настроение создается в первой строфе? (радости, бодрости, восхищения природой).
  • С помощью каких средств, создается такое настроение? (прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: мороз, солнце, чудесный, друг прелестный, красавица, Аврора, звезда).
  • Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение. Как и почему меняется настроение во второй строфе? (лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: вьюга злилась, мутном небе, мгла, бледное пятно, тучи мрачные, печальная сидела).
  • Как бы изменилось настроение стихотворения, если бы не было второй строфы? (исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).
  • Прочитаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости. ( и ты печальная сидела (пауза) А нынче (пауза) погляди в окно)
  • Сравнения обычно выражаются оборотами со словами как, будто, словно. Найдите в стихотворении такое сравнение (Луна как бледное пятно).
  • Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «Великолепными коврами…снег лежит». Почему поэт использует такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы, создает ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров).
  • Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»).

Критик Белинский писал о стихе Пушкина: «… он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

  • Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (сравнение).
  • Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе (чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес»).
  • Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные слова блестя, блестит, блеском передают ощущение праздничности, нарядности природы; повторение эпитета милый (встречается дважды) создает настроение радостного и немного печального умиления).
  • Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение свободы, воли, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни).
  1. Работа со статьей «Двухсложные размеры стиха». (стр. 58-59). (Обучающиеся читают статью, записывают определение двухсложных размеров в тетради, приводят примеры стихотворений написанных ямбом («И.И. Пущину», «Зимнее утро») и хореем («Зимний вечер». Для лучшего запоминания размеров предложить применять мнемонические правила например: поле-поля, земли – земля (в первых словах ударение на первый слог – это хорей, во вторых словах на второй слог – это ямб).
  1. Закрепление изученного материала.
  • Лексика второй строфы стихотворения противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительность стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Как называется такой прием в литературоведении (антитеза). (Далее обсуждение 3 вопроса рубрики «Размышляем о прочитанном» стр.57).
  • Как отличить ямб от хорея?
  1. Подведение итогов урока.

Что изображает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» (картину природы, пейзаж, а через него  - свое настроение, свои чувства, переживания).
А.С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало, или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

Зима не усыпляет человека, а призывает его к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия (мгла носилась, вьюга злилась) стремится к гармонии и восстанавливает ее третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, творчеству, радости воспоминаний.

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
  2. Выучит определение двухсложных размеров стиха, подобрать примеры стихотворений, написанных ямбом и хореем.
  3. Прочитать роман А.С. Пушкина «Дубровский»

nsportal.ru

Презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) на тему: Пушкин А.С. "Зимнее утро". Единение природы и человека. РР: Двусложные размеры стиха.

Слайд 1

А.С. Пушкин «Зимнее утро» К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Слайд 2

Выставка иллюстраций зимнего пейзажа Чем отличаются фотографии? Почему их авторы выбрали разный пейзаж, по-разному представляют зрителю зиму? Есть ли среди иллюстраций изображение зимнего утра? Что в нём необычного? Как вы представляете зимнее утро?

Слайд 3

«Зимнее утро» (1829) Где автор мог наблюдать зимнее утро? Почему именно там поразил его зимний пейзаж?

Слайд 5

Словарная работа Пейзажная лирика - стихотворение, в которых изображаются картины природы. Аврора - в римской мифологии богиня утренней зари. Нега - 1 . Состояние полного довольства; жизнь без нужды и забот. 2 . Блаженство, упоение. 3 . Нежность, ласковость .

Слайд 6

Анализ стихотворения Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:

Слайд 8

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 9

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?

Слайд 10

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Слайд 11

Стихотворные размеры стихотворный размер ключевое слово схема пример хорей море __ __ Бур я мгло ю неб о кро е т… ямб земля __ __ В е чор, т ы помн и шь, вьюг а злил а сь…. дактиль золото __ __ __ Тучк и н е б е сн ые , вечн ые странн и к и !.. амфибрахий железо __ __ __ В п е счан ы х ст е пях а р а вийск о й з е мли // Тр и горд ые пальм ы в ы сок о р о сли… анапест серебро __ __ __ Н е гр у сти, д о р о га я с о седк а …

Слайд 12

«Кривая настроения» стихотворения любование, бодрость тревога, тяжесть, грусть любование, эстетическое наслаждение нега бодрость

Слайд 13

Художественные средства Выпишите из текста художественные средства с примерами (олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты). Запишите строки, где наблюдается единение человека и природы.

Слайд 14

Итоги Есть ли на нашей выставке фото, похожее на картину, описанную А.С. Пушкиным в стихотворении? Совпадает ли ваше впечатление от иллюстрации с настроением от стихотворения?

Слайд 15

Домашнее задание РР. Анализ стихотворения по плану: История создания стихотворения. Пять строф- пять картин. Зачем нужна в стихотворении антитеза? Роль художественных средств в создании зимнего утра. Единение природы и человека в стихотворении. Выучить стихотворение наизусть.

Слайд 16

Использованные материалы: Автор источника шаблона : Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области. И.Л. Челышева . Литература. 6 кл .: Планы- конспекты уроков.- Р.-на-Дону: Феникс, 2015-стр. 33-34. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл . :М, ВАКО, 2014- стр.43-47.

nsportal.ru

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина А. С. :: SYL.ru

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» - одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» - одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении – смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение – это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные – б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса – нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение – «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово – «сомкнуты». Оно является усеченным причастием – его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки – это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении – «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это – поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней – теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег – скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

www.syl.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.