Зима чародейка стихи


Чародейкою Зимою (Тютчев)/ПСС 2002 (СО) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

* * *

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
5 Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
10 Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
15 Ослепительной красой.

31 декабря 1852


Примечания

  1. ↑ Впервые — в книге: Стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева / Предисловие П. И. Бартенева — М., 1886. — С. 196.. Затем — Сочинения Ф. И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи / Подгот. Эрн. Ф. Тютчева, А. А. Флоридов; предисловие И. Ф. и Д. Ф. Тютчевых — СПб., 1900. — С. 201..
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

ru.wikisource.org

Тема урока: Ф.И.Тютчев стихотворение "Чародейкою Зимою"

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе Учитель нач. классов Косынкина Галина Ивановна МБОУ «ЦО» №21 г. Тулы

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :

  1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .

  2. Формировать систему читательских умений.

  3. Обучать выразительному чтению.

  4. В ходе анализа текста стихотворения привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева .

Оформление класса:

  1. Портрет Ф.И.Тютчева

  2. На доске полностью написано имя, отчество, фамилия поэта, название произведения .

  3. На стенде - рисунки учащихся на тему «Зимний лес» .

Подготовка материала к уроку :

  1. Подготовить музыкальное сопровождение к первичному восприятию текста .

Сборник «Времена года» П.И.Чайковского (Декабрь. «Святки» - вальс).

  1. Знакомство учителя с основными положениями философской лирики Ф.И.Тютчева .

  2. Обеспечить учащихся распечатками стихотворения «Чародейкою Зимою...».

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Подготовка к первичному восприятию.

У. Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики Ф.И.Тютчева . Давайте вспомним , в чём же особенность лирики как рода художественной литературы ?

Д. Главное в лирике - это переживания и чувства автора . Это как бы путешествие в его внутренний мир .

Чаще всего лирика выражается в стихах . Стихи обладают определённым ритмом . Они похожи на музыку . Должна быть рифма . Ритм и рифма - основа стиха г>

В стихах важно не только значение слова , но и его звучание . Возможно услышать шум дождя , шелест листьев или раскаты грома .

У. Помогает учащимся в правильном определении лирики .

У. Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей , но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?

Д. Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

У. Какое стихотворение об осени у Ф.И.Тютчева очень лирично и мелодично?

Д. « Есть в осени первоначальной...»

У. Предлагает учащимся прочитать стихотворение наизусть , спрашивает желающих.

У. А какое ещё стихотворение Ф.И.Тютчева на осеннюю тему мы с вами учили ?

Д. «Листья» . Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения .

У. А в каком стихотворении столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения ?

Д. «Зима недаром злится...» .

У. Проверяет домашнее задание , вызывает учащихся для прочтения стихотворения наизусть.

У. Итак, мы с вами уже успели познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева и говорили о том , что очень часто в лирике природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь . Какими же средствами , приёмами пользуется автор , чтобы «очеловечить» природу ?

Д. Это сравнения , метафоры, приём олицетворения .

У.        Ставит проблемный вопрос.

Но всегда ли природа так похожа на нас с вами в стихах Ф.И.Тютчева ?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым для нас Тютчевым , с новым состоянием природы, с её таинством и чарующим волшебством . Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» . Закройте глазки и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному , прочувствуйте настроение стихотворения .

  1. Первичное восприятие

Учитель читает стихотворение наизусть

Тихо звучит музыка.

Тон , жесты, мимика учителя при чтении стихотворения должны околдовать ,

заворожить учащихся как и сопровождающий чтение волшебный вальс .

  1. Проверка первичного восприятия .

У. Какую же картину , какие образы вы смогли представить себе в воображении ?

Д. Высказываются .

У. Выносит на доску главное из сказанного :

Образ леса , который переливается и сверкает в лучах солнца . Чародейка - Зима , которая околдовала лес .

Солнце освещает лес.

  1. Чародейка - Зима

  2. Лес

  3. Солнце

У. А музыка помогла вам почувствовать своё настроение ?

Д- Да.

У. Какую музыку вы слушали ?

Д. Музыка звучала нежная, волшебная, сказочная . Музыка переливалаь, блестела и играла.

У. С помощью детей определяет общее настроение от прослушивания стихотворения и музыки (волшебное, таинственное, светлое)

V. Постановка учебной задачи.

Итак, сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к выразительному чтению.

  1. Прочитайте стихотворение про себя .

  2. Анализ стихотворения.

Работа над лексическим уровнем текста.

У. Прочитайте ещё раз первую строфу . О ком или о чём мы узнаем из первой строфы ?

Д. О Чародейке -Зиме, которая околдовала лес .

У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .

На доске продолжаентся запись Чародейка Зима - волшебница, колдунья .

У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?

Д. Да.

У. Докажите текстом .

Д. «... Чудной жизнью он блестит...»

Лес «...под снежной бахромою...»

У. Как вы понимаете слово «бахрома» ? Объясните его значение .

Д. Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение .

У. Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение.

Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна . А был ли счастлив Кай в том замке ?

Д. Нет.

У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем .

У. Прочитайте вторую строфу . О чём в ней рассказывается ?

Д. О лесе. Автор описывает лес .

У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован» . Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом . Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?

Д. Читают почти всю вторую строфу .

На доске появляется запись :        Лес        -        околдован.

У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

Детские мнения разделились :

Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,

«Весь опутан, весь окован...»

Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .

У. подводит итог

У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять , нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается , мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения . Автор запутывает нас всё больше и больше . Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы .Какой знак препинания вы видите ?

Д. Три точки .

У. Кто знает, что обозначает этот знак ?

Д. Незаконченность мысли ; пауза .

У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем , что произошло с лесом.

Прочитайте третью строфу.

У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы ?

Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы .

У. Прочитайте описание леса .

Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...» .

У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках . Даже хочется зажмуриться , прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .

А как вы думаете, от чего так светится лес?

Д. Солнце освещает его .

Чародейка Зима так его околдовала .

У. возвращает детей к началу строфы , и обращает их внимание на то , что Солнце действительно « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .

ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси

говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?

Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .

Работа над Фонетическим уровнем текста .

У. Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?

Д. Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .

У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?

Д. С-Ч-Щ

У. Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .

Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.

У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? .

Д- Нет.

У. Вы правы .Его следует прочесть неторопливо . А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?

Д. Тон - спокойный , неторопливый , таинственный ...

Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...

У. А как вы думаете , в какой строфе более проявляется тревожное чувство?

Д. Во второй строфе .

Выразительное чтение учащимися второй строфы и его анализ .

У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное ?

Д. Во второй строфе .

Выразительное чтение и анализ третьей строфы .

У. Прочитайте , пожалуйста , весь текст про себя . Обратите внимание на пунктуацию , на перенос интонации . Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения .

Выразительное чтение стихитворения и его анализ .

  1. Обобщение и домашнее задание.

У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .

У.        Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован,лес стоит...»

infourok.ru

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Чародейкою Зимою..."

Ф. И. Тютчев был известен тем, что в своих произведениях воспевал красоту природы. Многие его творения являются образцами пейзажной лирики. Поэт всегда восхищался красотой природы и считал, что человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Ниже представлен анализ стихотворения "Чародейкою Зимою..." Тютчева.

Кратко об особенностях творчества поэта

"Чародейкою Зимою..." Тютчева является одним из самых красивых стихотворений в пейзажной лирике. Федор Иванович был тонким ценителем природы, и она была главной темой большинства его произведений. Поэт был основоположником становления в России романтизма.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что он со своим тонким восприятием окружающего мира и впечатлительностью создавал одни из самых ярких творений пейзажной лирики. Стоит также отметить, что восхищение поэта природой можно найти в произведениях различных периодов его творчества. "Чародейкою Зимою околдован, лес стоит..." было написано им в 1854 году. В этом стихотворении поэт показал зиму не как холодное и суровое время года, но как то время, когда все становится похожим на красивую сказку.

Главная тема

Проведем анализ стихотворения "Чародейкою Зимою..." Тютчева. Главная тема призведения описание красоты зимнего пейзажа, который кажется еще более прекрасным в состоянии покоя. Поэт сравнивает зиму с таинственной и красивой женщиной, которая своими чарами была способна изменить пейзаж, сделав его похожим на сказочный.

Зима была главной хозяйкой в лесу, где его красоты были спрятаны под "волшебной бахромой". Поэт видит не просто зимний лес, но особое сказочное царство. Лирический герой был удивлен и восхищен тем, как простой снег может так изменить пейзаж. Все вокруг как будто замирает, засыпает до прихода весны.

Но вместе с тем, пейзаж не становится мрачным и печальным, наоборот, он вызывает восхищение и стремление понять зимнюю магию. Также поэт "укрывает" деревья мягким пушистым снегом, что усиливает атмосферу спокойствия и гармонии. Федор Иванович подчеркнул в своем стихотворении, что это очарование нельзя разрушить – оно пройдет с приходом весны, уступая место другим чудесам этого времени года. И солнечный луч не пытается пробудить лес ото сна, он показывает, насколько зимний пейзаж может быть красив.

Особенности композиции

В анализе стихотворения "Чародейкою зимою" Тютчева следует отметить особенности композиции произведения. Поэт показывает две стороны жизни зимнего леса – внутреннюю и внешнюю. Это делается при помощи тире, которое делит строфы на две части. В начале строфы Ф. Тютчев описывает общую картину природы, затем переходит к более подробному описанию зимнего пейзажа.

Поэт подчеркивает, что лишь сама природы способна сделать такие прекрасные изменения. Ведь благодаря Зиме лес стал похож на волшебное царство. Например, благодаря солнечному лучу снег начинает искриться и красиво переливаться, что делает все окружающее похожим на зимний дворец. В анализе стихотворения "Чародейкою Зимою..." Тютчева стоит также отметить, что оно состоит из трех строф, в каждой из которых пять строчек. Они написаны четырехстопным хореем.

Художественные средства

В анализе стихотворения "Чародейкою Зимою..." Тютчева нужно указать, какие литературные приемы использовал поэт в своем произведении. Чтобы погрузить читателя в мир сказки и создать атмосферу покоя и гармонии, Федор Иванович использовал большое количество литературных тропов.

Это и яркие эпитеты, которые создавали образ сказочного леса. Олицетворение, с помощью которого поэт сумел создать образ таинственной и прекрасной женщины, Зимы, которая и была хозяйкой зачарованного царства. Федор Иванович использовал очень точные метафоры, при помощи которых он хотел передать спокойное умиротворенное состояние природы. Поэт использует инверсию и устаревшую лексику, чтобы добавить возвышенности и торжественности стихотворению.

Ф. И. Тютчев восхищался природой, ее совершенством. И в каждом времени года он мог найти неповторимое очарование. В его стихотворении зима – это не холодная высокомерная женщина, а загадочная волшебница, которая погружает лес в сказочное оцепенение до прихода весны. И тот, кто приходит в зимний лес, чувствует там спокойствие и восхищение красотой лесного пейзажа, который в это время года похож на сказочное царство.

fb.ru

Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева

“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Краткий анализ “Чародейкою зимою” по плану поможет ученикам 3 класса оценить всю красоту этого произведения и понять, как Федор Иванович добился такого художественного эффекта. На уроке литературы его можно использовать для простого и понятного объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чародейкою зимою.

История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.

Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.

Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей.

Эпитеты“неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.

Метафоры“Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.

Олицетворения“лес стоит”, “солнце мещет”.

История создания

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

Тема

Основная тема произведения – зимняя природа, прекрасная в своем покое. Поэт показывает зиму не просто как время года, а как прекрасную женщину, обладающую волшебной силой. С помощью этой силы она до неузнаваемости меняет окружающий ее пейзаж. Она создает прекрасный мир, где чудесная жизнь идет своим чередом. Посторонние не могут ее увидеть, так как она закрыта от глаз непосвященных с помощью снежной бахромы. Поэту-романтику мир видится бесконечно прекрасным и необыкновенным.

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

Жанр

Это пейзажное стихотворение, написанное в характерной для Федора Ивановича манере восхищения и преклонения перед природными чудесами. Такой жанр, как пейзажная лирика, наилучшим образом раскрывал его поэтический талант.

Для создания произведения использован четырехстопным хореем, который делает его мелодичным и легким для чтения.

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 27.

obrazovaka.ru

Волшебница-зима — Пушкин. Полный текст стихотворения — Волшебница-зима

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Анализ стихотворения Тютчева "Чародейкою Зимою"

Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”. Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею. 1.Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой. 2.Художественно-изобразительные средства. Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса. Сравнения: зима-чародейка. Метафора (скрытое сравнение) : цепью пуховой, не мертвец, не живой лес. Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес. 3. Размер: двустопный хорей. Чародейкою зимою ‘ - / ‘- / ‘ - / ‘ - / Околдован лес стоит В стихотворении «Чародейкою Зимою... » взгляд неподвижен, в поле зрения находится зимний лес в целом, и это положение не меняется от начала до конца стихотворения. В первой строфе говорится: «...околдован, лес стоит – и ...блестит» ; вторая («И стоит он, околдован...» )

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою... " — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою... " Ф. И. Тютчев. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой". Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою... " — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою... " Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой". Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою... " — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою... " Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой". Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою... " — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою... " Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой". Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

волшебница зима Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою... " — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег.. .Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою... " Ф. И. Тютчева. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой". Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхишаться ею.

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения. К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью». Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира. Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”. Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею. 1.Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой. 2.Художественно-изобразительные средства. Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса. Сравнения: зима-чародейка. Метафора (скрытое сравнение) : цепью пуховой, не мертвец, не живой лес. Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес. 3. Размер: двустопный хорей. Чародейкою зимою ‘ - / ‘- / ‘ - / ‘ - / Околдован лес стоит В стихотворении «Чародейкою Зимою... » взгляд неподвижен, в поле зрения находится зимний лес в целом, и это положение не меняется от начала до конца стихотворения. В первой строфе говорится: «...околдован, лес стоит – и ...блестит» ; вторая («И стоит он, околдован...» )

touch.otvet.mail.ru

Александр Пушкин - Волшебница-зима: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Анализ стихотворения «Волшебница-зима» Пушкина

Зарисовка «Волшебница-зима» Александра Сергеевича Пушкина – фрагмент романа в стихах «Евгений Онегин».

Стихотворение написано примерно в 1828 году, в период работы поэта над седьмой главой «Евгения Онегина». Автору отрывка в ту пору около 29 лет, он едва освобожден из ссылки в Михайловском, с любопытством приглядывается к переменам в столице, посещает друзей, поселяется в излюбленной гостинице-трактире. Впрочем, теперь он уже по собственной прихоти бывает в Михайловском. Однако вскоре он вновь оказывается в центре расследования на счет очередных выявленных властями стихов с политическим, а затем и кощунственным, подтекстом. Впрочем, новое следствие закончится для него благополучно, его объяснения будут приняты. Это не помешало вести над поэтом негласный надзор. По жанру – пейзажная миниатюра, по размеру – ямб, часть так называемой онегинской строфы, напоминающей сонет с определенным видом рифмовки (перекрестная, смежная и охватная), впрочем, в данном случае строфа представлена не полностью, 9 строк из 14. Они предваряют в романе отъезд Т. Лариной в Москву. Лексика и возвышенная, и живая, разговорная. Интонация повествовательная, с явным любованием. Лирический герой себя здесь обнаруживает лишь как наблюдатель. С первой же строки – олицетворение с метафорой. Есть тут и составное слово, вынесенное в название фрагмента. В дальнейшем происходит развитие олицетворения, выраженное перечислительной градацией. Отрывок весьма глаголен. «Клоками»: имеются в виду шапки снега. «Коврами»: сравнение. «Брега» — устаревшая форма «берегов». «Недвижною»: закованную льдом. «Сравняла»: выравнивание береговых линий за счет однородного слоя снега. «Пухлой пеленой»: своеобразный эпитет, описывающий опять-таки снега. «Блеснул мороз»: метафора с применением нарушенного порядка слов (инверсия). «Рады мы»: лирический герой отождествляет себя с читателем, народом. «Проказам»: проделкам, шалостям, неожиданностям как погоды, так и людей в этот период. Разумеется, прежде всего детей и прочего народа, склонного увлекаться различными зимними забавами – от катания на коньках (сам А. Пушкин освоил коньки еще в лицейские годы) до быстрой езды в санях. «Матушка-зима»: еще одно составное слово в фольклорном духе. Зима зовется матушкой с пиететом к ее суровому нраву.

Работа над седьмой главой романа в стихах «Евгений Онегин» продолжалась около года. В печать А. С. Пушкин ее отдал весной 1830 года.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.