Жирмунский теория стиха


Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений (1921) // Жирмунский В.М. Теория стиха. — Студопедия

"Композиция обозначает, как показывает само слово, построение (распре-деление, расположение) художественного материала. <...> Всякий речевой материал построен в какой-то последовательности, располагается в определенные ряды. Характер этого расположения является различным в зависимости от той задачи, которой расположение определяется" (с. 435).

"В произведении словесного искусства мы можем, конечно, как и в практической речи, и в большей степени, чем в практической речи, говорить о построении самого содержания, о тематической композиции. Повторения, контрасты, параллелизмы, периодичность, кольцевое или ступенчатое строение могут быть рассматриваемы как приемы чисто сюжетной композиции, без всякого отношения к словесному материалу. В художественной прозе мы нередко довольствуемся таким рассмотрением. В поэзии, однако, и в особенности в поэзии лирической, одновременно с тематическим построением организуется, подчиняясь общему композиционному заданию, и самый словесный материал" (с. 436).

10) Успенский Б.А. Поэтика композиции (1970) // Успенский Б.А. Семиотика искусства. (Введение. "Точка зрения" как проблема композиции. С. 9-18).

<Проблема точки зрения> "представляется центральной проблемой композиции произведения искусства..." (с. 9). "Так же, как и в кино, в художественной литературе находит широкое применение прием монтажа; так же, как и в живописи, здесь может проявляться множественность точек зрения и находит выражение как "внут-ренняя" (по отношению к произведению), так и "внешняя" точка зрения ..." (с. 13).


"Предполагается, что структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, т. е. авторские позиции, с которых ведется повествование (описание), и исследовать отношение между ними (определить их совместимость или несовместимость, возможные переходы от одной точки зрения к другой, что в свою очередь связано с рассмотрением функции использования той или иной точки зрения в тексте)" (с. 14). "Естественно, результаты подобного анализа в первую очередь зависят от того, как понимается и определяется точка зрения. Действительно, возможны разные подходы к пониманию точки зрения <...> Мы остановимся на всех этих подходах непосредственно ниже: именно мы попытаемся выделить основные области, в которых вообще может проявляться та или иная точка зрения..." (с. 15).

studopedia.ru

Читать онлайн "Поэтический словарь" автора Квятковский А. П. - RuLit

Греч Н., Учебная книга русской словесности, ч. 3, 3 изд., СПБ, 1844.

Гроссман Л., Онегинская строфа, в его кн.: Борьба за стиль, М., 1927.

Гроссман Л., Поэтика сонета, в кн.: Проблемы поэтики, Сб. статей, под ред. В. Я. Брюсова, М.—Л., 1925.

Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888.

Дубенский Д., Опыт о народном русском стихосложении, М., 1828.

Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, П., 1921.

Жирмунский В., Римфа, ее история и теория, П., 1923.

Жирмунский В., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925.

Жирмунский В., Стихосложение Маяковского, «Русская литература», 1964, № 4.

Кантемир А., Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских, в кн.: Антиох Кантемир. Собр. стихотворений. Б-ка поэта, б. серия, 2 изд., Л., 1956.

Квятковский А., Тактометр. (Опыт теории стиха музыкального счета), в сб.: Бизнес, М., 1929.

Квятковский А., Русское стихосложение, «Русская литература», 1960, № 1.

Квятковский А., Ритмология народной частушки, «Русская литература», 1962, № 2.

Квятковский А., Русский свободный стих, «Вопросы литературы», 1963, № 12.

Классовский В., Версификация, СПБ, 1863.

Колмогоров А., О метре пушкинских «Песен западных славян», «Русская литература», 1966, № 1.

Корш Ф., О русском народном стихосложении. Сб. Отделения русского языка и словесности Акад. наук, СПБ, 1901, т. XVII, № 8.

Кубарев А., О тактах, употребляемых в русском стихосложении, «Моск. вестник», М., 1829, ч. 4.

Кубарев А., Теория русского стихосложения, М., 1837.

Ломоносов М., Краткое руководство к красноречию. (Начала русской поэтики), в кн.: М. В. Ломоносов, Сочинения, М.—Л., 1961.

Ломоносов М., Письмо о правилах российского стихотворства, там же.

Малишевский М., Метротоника. Краткое изложение основ метротонической междуязыкой стихологии, ч. 1, М., 1925.

Маяковский В., Как делать стихи?, Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959.

Мельгунов Ю., О ритме и гармонии русских песен, в кн.: Труды Муз.-этногр. комиссии, состоящей при Этнограф. отделе Императ. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 1, М., 1906.

Мельгунов Ю., Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные..., вып. 1, М., 1879.

Надеждин Н., Версификация, в кн.: «Энциклопедический лексикон» А. Плюшара, т. IX, СПБ, 1837.

Недоброво Н., Ритм, метр и их взаимоотношение, «Труды и дни», М., 1912, № 2.

Никонов В., Строфика, в сб. «Изучение стихосложения в школе», под ред. Л. Тимофеева, М., 1960.

Остолопов Н., Словарь древней и новой поэзии, ч. 1—3, СПБ, 1821.

Перетц В., Историко-литературные исследования и материалы, т. 3 — Из истории развития русской поэзии XVIII в., СПБ, 1902.

Полоцкий Симеон, Псалтырь рифмотворная, выдержки в кн.: Симеон Полоцкий, Избранные сочинения, М.—Л., 1953.

Пяст В., Сопременное стиховедение. Ритмика, Л., 1931.

Радищев А., Путешествие из Петербурга в Москву (о русском стихотворстве в главе «Тверь»), Полн. собр. соч., т. 1, М.—Л., 1938.

Роднянская И., Слово и «музыка» в лирическом стихотворении, в сб.; Слово и образ, М., 1964.

Розанов И., Русское книжное стихотворство от начала письменности до Ломоносова. Вступительная статья в сб.: Вирши, Б-ка поэта, м. серия, М., 1935.

Сабанеев Л., Музыка речи. Эстетическое исследование, М., 1923.

Самсонов Д., Краткое рассуждение о русском стихосложении, «Вестник Европы», М., 1817, ч. XCIV, № 15—16.

Сенковский О., Древний гекзаметр, Собр. соч., т. VII, СПБ, 1859.

Смотрицкий Мелетий, Грамматики словенския правилнае синтагма по тщанием многогрешного мниха Мелетия Смотрицкого, М., 1721.

Сокальский П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом, Харьков, 1888.

Сумароков А., Полное собрание всех сочинений, ч. 10 — О стихосложении, М., 1787.

Тимофеев Л., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958.

Тимофеев Л., Ритмика «Слова о полку Игореве», «Русская литература», 1963, № 1.

Тимофеев Л., Силлабический стих, в кн.: Ars poética, II. Стих и проза, М., 1928.

Тимофеев Л., Вольный стих XVIII века, там же.

Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, Л., 1925.

Томашевский В., О стихе. Статьи, Л., 1929.

Томашевский Б., Стих и язык. Филологические очерки, М.—Л., 1959.

Тредиаковский В., Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий, в его кн.: Избранные произведения. Б-ка поэта, б. серия, 2 изд., М.—Л., 1963.

Тредиаковский В., О древнем, среднем и новом стихотворении российском, там же.

Тынянов Ю., Проблемы стихотворного языка, М., 1965.

Холшевников В., Основы стиховедения. Русское стихосложение, Л., 1962.

Холшевников В., Типы интонации русского классического стиха, в сб.: Слово и образ, М., 1964.

Чернышевский Н., Сочинения Пушкина, Полн. собр. соч. в 15 тт., т. 2, М., 1949, с. 468—473.

Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960.

Шенгели Г., Трактат о русском стихе, ч. 1 — Органическая метрика, 2 изд., М.—П., 1923.

Штокмар М., Вольный стих XIX века, в кн. Ars poética, II. Стих и проза. Сб. статей, М., 1928.

Штокмар М., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952.

Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958.

Шульговский Н., Теория и практика поэтического творчества Технические начала стихосложения, СПБ, 1914.

Эйхенбаум Б., Мелодика стиха, П., 1921.

Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922.

Якобсон Р., Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921.

Якобсон Р., О чешском стихе, преимущественно в сопоставлении с русским, Берлин, 1923.

Ярхо Б., Романович И., Лапшина Н., Метрический справочник к стихотворениям Пушкина, Л., 1934.

www.rulit.me

Виктор Жирмунский – биография, книги, отзывы, цитаты

Для начала немного об авторе. Виктор Максимович Жирмунский, (1891–1971), русский литературовед, лингвист. Академик АН СССР, член-корреспондент Баварской, Британской, Датской, Немецкой академий наук, почетный доктор наук многих европейских университетов. Основными направления его научной деятельности: сравнительное литературоведение, одним из родоначальников которого он является; немецкий романтизм и поэзия. Гумилев назвал Жирмунского «Сент-Бевом русского акмеизма». И, как вы понимаете, очень интересно было почитать труд такого ученого-современника на творчество Блока.
У меня Блок ассоциировался, во-первых, с «Незнакомкой» с ее «Дыша духами и туманами» и, во-вторых, с фразой Рождественского (?) на тему того, что революция должна была произойти только для того, чтобы Блок написал «Двенадцать». Уж не знаю, откуда в голове взялась эта фраза, но сидела прочно и вызывала какой-то подсознательный негатив, распространяющийся на саму поэму. Мало я читаю поэзию. Почему? То ли, трудно ее читать в метро, а основное место чтения именно там, то ли как-то теряюсь я от количества символов, которые льются потоком на сознание, и в какой-то момент понимаешь, что восприятие остается только на уровне эмоций и смысл ускользнул. Может быть, так и должно быть, я не знаю, но процесс чтения очень необычен. Но бывают такие книги и лекции по литературоведению, которые срабатывают как внутренний щелчок. Так у меня было с «Лекциями по русской литературе» Набокова в части «Мертвых душ», так сработал Бахтин с «Проблемами поэтики Достоевского», так я снова открыла для себя Кафку, после прослушивания лекций Жаринова. Они открывают какой-то новый смысл, причем очень важно заметить, что смысл этот не навязывается, а ты его принимаешь внутренне, чувствуешь, что это так. Именно таким образом и подействовала на меня книга Жирмунского.
Что поразило:
1. Сравнение Блока и Достоевского. Это просто как специально для меня. Жирмунский проводит параллель между путем Блока от возвышенной возлюбленной, поэта Прекрасной Дамы до «идеала Содомского» и словами Достоевского о красоте: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердце людское».

«Мистическая жажда бесконечного, искание небывалых, безмерных по своей интенсивности переживаний, мгновений экстаза - пусть в грехе и страдании, однако сохраняющих или обещающих тот "привкус бесконечного", без которого обыденная жизнь кажется однообразной и бессодержательной в своих простых и скромных страданиях и радостях. В этом смысле, как было уже сказано, взволнованное предчувствие явления Божественного в чистой и непорочной юношеской любви порождается тем же устремлением, как страстные и грешные увлечения последних лет. "В Содоме ли красота?" И там и злее поэт-романтик является искателем, бесконечного счастья.»


После такого сравнения мне сразу захотелось взять трехтомник Блока и медленно читать стихотворение за стихотворение, поэму за поэмой, чтобы проследить это превращение, этот путь от возвышенного до низменного.
2. Поэтическая метафора, а вернее ее развитие. Особая и очень интересная тема, которая для меня стала выступлением иллюзиониста. Превращение уже ставших обычных «жемчужных звезд» и не менее избитого «небесного купола» в новую необычную метафору поразило мое воображение:

Мы называем метафорой употребление слова в измененном значении (т. е. в "переносном смысле"), основанное на сходстве. Так, звезды напоминают жемчуг; отсюда метафоры - "жемчужные звезды", звезды - "жемчужины неба". Небо напоминает голубой свод купол или чашу; обычные метафоры литературного языка - "небесный свод", "небосвод", "небесный купол"; более редкая, специально поэтическая метафора - "небесная чаша". Оба метафорических ряда могут вступить в соединение; тогда звездное небо становится - "жемчужной чашей". Такое метафорическое иносказание обладает способностью к дальнейшему самостоятельному развитию, следуя внутреннему, имманентному закону самого поэтического образа. Если небо - жемчужная чаша, то чаша может быть наполнена "лазурным вином"; поэт, охваченный перед ночным небом волнением мистического чувства, общаясь с таинственной жизнью природы, - "из жемчужной чаши пьет лазурное вино". Последовательно развиваясь, метафорическое иносказание развертывается в самостоятельную тему целого стихотворения... …Этот процесс "реализации метафоры" является существенной особенностью романтического стиля, наиболее отличающей его от законов обычной разговорной речи.


Согласитесь, это похоже на появление из рукава зайца или кучи разноцветных лент! И сразу стихи Блока становятся ребусом, головоломкой, в которой нужно не только понять, что скрывается за символом, но и попробовать найти его исток.
Я очень рекомендую почитать эту небольшую книгу таким профанам как я, так как вы вполне можете получить пинок в сторону поэзии, от которой сторонились. Если для вас Блок – это только поэт Прекрасной Дамы - почитайте, и вы увидите новые грани, а если вы думаете, что «Двенадцать» - это про революционную борьбу, то «Поэзия Александра Блока» - must read!

www.livelib.ru

Книга: В. Жирмунский. Теория стиха

  • Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л.… …   Литературная энциклопедия

  • СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА — Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 1920 е гг. под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • ИГРЫ ТЕОРИЯ — комплексная научная дисциплина, разрабатывающая общую концепцию и конкретные методики разных форм игровой деятельности; объединяет философский, кибернетический, эстетический, психологический, педагогический и многообразные конкретно… …   Эстетика: Словарь

  • стиховедение — СТИХОВЕ´ДЕНИЕ отдел поэтики в системе теории литературы, изучающий формы строения стиха. Зачинателем русского С. следует считать Мелетия Смотрицкого, который в своей «Грамматике», изданной в 1619 г., изложил основы античного стиха и ввел в… …   Поэтический словарь

  • Поэтика — или теория поэзии наука, изучающая поэтическую деятельность, ее происхождение, формы и значение. Так понимал П. ее творец, Аристотель; но уже у него некоторые положения переходят в наставления, в советы. Эта чуждая науке сторона сделалась… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Метрика — учение о метре стиха. Формалистический термин, по существу лишенный содержания: в широком смысле ему соответствует стихосложение, у же учение о ритме стиха, т. е. ритмика. В обоих случаях М. представляет собой просто параллельный термин; однако… …   Литературная энциклопедия

  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Стихосложение —         версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • Метр (в стихосложении и в музыке) — Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы стопы,… …   Большая советская энциклопедия

  • Метр — I (франц. metre, от греч. métron мера)         1) единица длины метрической системы мер и Международной системы единиц (См. Международная система единиц). Обозначения: русское м, международное m. 2) Мера длины, воспроизводящая единицу длины М.… …   Большая советская энциклопедия

  • Жирмунский, Виктор Максимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жирмунский. Виктор Максимович Жирмунский Дата рождения: 21 июля (2 августа) 1891(1891 08 02) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Book: В. Жирмунский. Теория стиха

  • Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л.… …   Литературная энциклопедия

  • СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА — Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 1920 е гг. под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • ИГРЫ ТЕОРИЯ — комплексная научная дисциплина, разрабатывающая общую концепцию и конкретные методики разных форм игровой деятельности; объединяет философский, кибернетический, эстетический, психологический, педагогический и многообразные конкретно… …   Эстетика: Словарь

  • стиховедение — СТИХОВЕ´ДЕНИЕ отдел поэтики в системе теории литературы, изучающий формы строения стиха. Зачинателем русского С. следует считать Мелетия Смотрицкого, который в своей «Грамматике», изданной в 1619 г., изложил основы античного стиха и ввел в… …   Поэтический словарь

  • Поэтика — или теория поэзии наука, изучающая поэтическую деятельность, ее происхождение, формы и значение. Так понимал П. ее творец, Аристотель; но уже у него некоторые положения переходят в наставления, в советы. Эта чуждая науке сторона сделалась… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Метрика — учение о метре стиха. Формалистический термин, по существу лишенный содержания: в широком смысле ему соответствует стихосложение, у же учение о ритме стиха, т. е. ритмика. В обоих случаях М. представляет собой просто параллельный термин; однако… …   Литературная энциклопедия

  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Стихосложение —         версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • Метр (в стихосложении и в музыке) — Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы стопы,… …   Большая советская энциклопедия

  • Метр — I (франц. metre, от греч. métron мера)         1) единица длины метрической системы мер и Международной системы единиц (См. Международная система единиц). Обозначения: русское м, международное m. 2) Мера длины, воспроизводящая единицу длины М.… …   Большая советская энциклопедия

  • Жирмунский, Виктор Максимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жирмунский. Виктор Максимович Жирмунский Дата рождения: 21 июля (2 августа) 1891(1891 08 02) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти …   Википедия

  • books.academic.ru


    Смотрите также



    © 2011-
    www.mirstiha.ru
    Карта сайта, XML.