Заходера стихи о животных


Стихи о животных Бориса Заходера

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стихи про животных Бориса Заходера

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стихи про домашних животных Бориса Заходера

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Мохнатая азбука — Заходер. Полный текст стихотворения — Мохнатая азбука

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…

Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— Животные!

Азбука
Пусть начинается
С АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!

Взгляну
На АНТИЛОПУ-ГНУ
И потихонечку вздохну:
— Зачем, зачем
Везли в Европу
Такую
Антиантилопу?!!

Никакого
Нет резона
У себя
Держать БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

ВЕРБЛЮД решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!— Что невесел, ВОРОБЕЙ?
— Мало
Стало
Лошадей!
Трудно нынче Воробью
Прокормить свою семью!

Как это принято у змей
Кусают за ногу
ГАДЮКИ,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!

Давно я не встречал
ГАДЮКИ.
И что-то не скучал
В разлуке!

Старый Ёж
В лесах Кавказа
Как-то встретил
ДИКОБРАЗА.
— Ну и ну! — воскликнул Ёж.
На кого же ты похож!

Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!

Не знает ни снега,
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
ЗЕБУ,
Хотя он всего только бык.

И лучший друг
Честно скажет:
— Ты — ИНДЮК!

Вот КАБАН.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!

Носит
Мама-КЕНГУРУ
В теплой сумке
Детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день
Играют
В прятки!

Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

За стеклом свернулась КОБРА.
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.

Считался ЛЕВ царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним — ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

Спросил у Кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! —
Кенгуру сказал МОРЖУ.

Кто НОСОРОГУ
Дорогу
Уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Все реже и реже!

ОБЕЗЬЯНКИ — Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?

До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!

— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!

Этот зайчик — наш земляк —
Называется РУСАК!

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Бедный СТРАУС!
Несчастнее
Нету
Отца:
На гнезде
Он сидел и сидел без конца
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо…
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец —
И захныкал:
— А где моя мама?

ТАПИР навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос…

ТИГР: Решетка
На нем нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решетка!

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль, тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

— Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, —
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Львы и тигры
Приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог
ХОРЬКА.
Слава богу,
Что хорек
Очень маленький зверек!

Зачем
Такой носище
ЦАПЛЕ?
Затем,
Чтоб цапли
Рыбок цапали!

ЧЕРЕПАХА всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?

Очень громко лает,
ШАВКА
Очень твердо знает:
Тот, кто громче
Скажет «гав»,
Тот всегда
И будет прав!

Нет у ШАКАЛА
Ни в чем недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал, —
Что же еще он там плачет,
Шакал?

Хватать, глотать
Умеют
ЩУКИ —
Другой
Не нужно им науки!

Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

www.culture.ru

Конспект урока по литературному чтению 2 класс " Стихи Б.Заходера о животных".

Литературное чтение 2 класс.

Тема урока

Стихи Б. В. Заходера о животных.

Цели урока

  1. Продолжение работы над проблемой взаимоотношений людей и животных.

  2. Продолжение работы по формированию навыков выразительного чтения, подготовка к уроку-концерту.

Материал для чтения

Б. В. Заходер «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения».

Оборудование урока

  1. Портрет Б. В. Заходера.

  2. Выставка книг автора.

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Учитель. Мы продолжаем размышлять над вопросом «Думают ли звери?», который в своем стихотворении поставила Агния Львовна Барто. Сегодня мы будем читать стихи о животных уже знакомого вам писателя Бориса Владимировича Заходера и посмотрим, как он отвечает на этот вопрос. Хотя уже сейчас, даже не читая его стихов, мы можем предугадать его точку зрения. Вспомните сказку «Серая Звездочка». Что вы скажете по этому поводу?

Дети. – Заходер в своей сказке рассказал, что животные умеют не только думать, но и переживать, сочувствовать, радоваться, огорчаться и даже плакать.

- Они чувствуют, как люди, и это мы наблюдали в сказке.

Учитель. Поскольку мы встречаемся с этим писателем не впервые, давайте познакомимся с ним поближе. Здесь я приготовила для вас выставку его книг, на перемене вы можете их рассмотреть поближе, полистать и даже почитать. А сейчас, чтобы вы лучше поняли особенности его произведений, почему он воспринимает мир так необычно, я расскажу вам об этом писателе.

  1. Рассказ учителя о писателе

Учитель. Вот как Заходер пишет о себе:

«В детстве я не был настоящим мальчишкой. Не играл в футбол… почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал. Даже девочек за косички не дергал…

…Что я по-настоящему любил в детстве – это животных и книги…

…А ведь в сущности – нет, вы мне, конечно, поверите! – в сущности, я очень мало с тех пор изменился. Сколько лет прошло – чуть не полвека. Стал я, мягко выражаясь, взрослым. И на войне побывал, даже на двух. И написал немало книжек. Но, как и тогда, больше всего на свете я люблю книги о животных… И если я не могу сказать, что я был мальчишкой, то, скорее всего, потому, что я им и остался…

Ваш старый товарищ Борис Заходер».

Заходер – человек, творчески многосторонний. Он не только писал свои произведения, но и переводил сказки зарубежных писателей, например о Винни-Пухе.

Стихи Заходера особенные. Когда мы будем читать их, вспомните, что писатель рассказал о себе.

  1. Чтение стихотворения «Куда спешат головастики»

Учитель. Давайте прочитаем название стихотворения.

(Ребята читают.)

Учитель. Похожи ли настоящие головастики на тех, что на иллюстрации? Чем различаются?

Дети. – Художник нарисовал их мордочки похожими на лица людей.

- И глазки с ресничками!

- А у некоторых головастиков есть даже ручки с пальчиками, как у людей.

Учитель. А может быть, и жизнь головастиков в чем-то мохожа на жизнь людей? Послушайте стихотворение, а затем ответите на мой вопрос.

(Учитель читает стихотворение вслух.)

Учитель. Итак, что вы можете сказать?

Дети. – Жизнь головастиков очень похожа на жизнь людей: у них тоже есть свои проблемы.

- Головастики, как и люди, спешат по своим делам.

Учитель. А теперь прочитайте это стихотворение сами посмотрите, что в нем необычно.

  1. Повторное чтение стихотворения учащимися: знакомство с особенностью поэтической формы

Ученик. Стихотворение записано короткими строчками.

Учитель. А почему?

Дети. – Автор этим хочет передать быстроту, стремительность жизни головастиков.

- Головастики постоянно в движении. Я наблюдал за ними в водоеме: они так быстро мелькают, что даже невозможно за ними уследить.

- Наверное, так они двигаются, чтобы не попасть хищникам в рот.

Учитель. И автор подобрал такую особенную форму стихотворения, чтобы передать быстрый темп жизни этих животных.

А читать эти стихи надо в каком темпе: в быстром или в медленном?

Ученик. В быстром.

Учитель. Давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать стремительность жизни и быстроту движения героев стихотворения.

(Дети читают стихотворение вслух.)

Учитель. А как еще автор рассказывает нам об образе жизни головастиков? Какими словами? Найдите их в тексте.

(Дети находят:

«вихрем мчится»;

«сплошной поток»;

«носится орава»;

«Этот – прямо,

Тот – кругами,

Кто – налево,

Кто – направо…»;

«головастики спешат».

Учитель. Куда же спешат головастики?

Ученик. Они «спешат превратиться в лягушат».

Учитель. А теперь давайте подумаем, какой смысл вкладывает автор в это стихотворение, ведь мы уже отметили сходство жизни головастиков с жизнью людей.

Дети. – Все живое на свете спешит сделать главное дело в своей жизни, и у каждого живого существа своя задача, своя цель, к которой он стремится.

- А мне бабушка говорит часто, что жизнь очень короткая, поэтому надо успеть сделать в жизни как можно больше хорошего и полезного. И автор, рассказывая о головастиках, напоминает нам, людям, об этом.

учитель. Молодцы! Вот какую параллель вы провели: из такого забавного произведения вы сделали такой серьезный вывод для себя. Ну а как насеет мнения автора в отношении того, думают ли звери?

Дети. – Да, автор прямо нам не говорит об этом, но и так понятно: у головастиков своя очень важная задача – превратиться поскорее в лягушат, они стремятся к этой цели, значит, они умеют думать.

- У головастиков очень короткая жизнь, к тому же очень опасная, так как их окружает много врагов. Они знают об этом и поскорее стараются вырасти, повзрослеть.

Учитель. Мы сделаем более уверенный вывод об этом, когда прочитаем еще одно стихотворение Заходера – «Про сома».

  1. Работа над стихотворением «Про сома»

(Дети читают стихотворение самостоятельно)

Учитель: Поделитесь впечатлениями.

Кто герой стихотворения?

Ученик: Сом.

Учитель: А этот герой и его жизнь похожи на человеческую жизнь?

Дети: - Да, похожи: у сомов, как и у людей, много жизненных проблем.

- А я заметил, что сомам труднее, чем людям: маленьким детям помогают взрослеть родители, а сому с самого детства «все приходится делать самому».

Учитель. Что же сомы делают сами? Прочитайте.

(Дети находят и читают:

«Сам

Еду себе найди,

Сам

В беду не попади».

«Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишокм!»

Учитель. А какое слово чаще всего повторяется в тихотворении? Как вы думаете, почему?

Ученик. Слово «сам». автор несколько раз этим словом подчеркивает полную самостоятельность действий героя.

Учитель. А как автор относится к своему герою? Прочитайте.

Ученик. Он сочувствует, жалеет сома:

«Не пожалуешься маме!

«Трудно жить без пап и мам!

трудно

Маленьким сомам!»

Учитель. А как вы думаете, поэт оправдывает все эти трудности в жизни сомов?

Дети. – Да, и он говорит об этом прямо:

«Но зато уж взрослый сом

Не ударит в грязь лицом!

Он лежит себе

На дне

Самостоятельно вполне!»

- И автор не просто говорит об этом, он передает эту мысль восклицательными предложениями.

Учитель. А теперь взгляните на иллюстрацию. Похож ли герой рисунка на заходеровского героя? Докажите это: найдите в тексте словесные и изобразительные соответствия.

(Ребята находят их.)

Учитель. А чему бы вы хотели поучиться у главного героя произведения?

Дети. – Самим уметь справляться с трудностями.

- И чтобы с самого детства мы не надеялись на взрослых, которые могут нам помочь, а сами находили решение трудных жизненных задач.

- Вырасти самостоятельным человекам.

Учитель. Рассказывая про сома, автор употребляет такие выражения, которые бытуют и среди людей. Найдите их в тексте.

(Ребята находят:

«Надо жить своим умишком!»

«Сам с усами!»

«Не ударит в грязь лицом!»)

Учитель. У в каких случаях эти выражения употребляются?

(Ребята высказываются.)

Учитель. Значит, про кого написано стихотворение? про сомов?

Дети. – Про сома, но автор подразумевает жизнь людей.

- Стихотворение написано для детей.

6. Работа над стихотворением «Собачкины огорчения»

Учитель. Сейчас мы прочитаем еще одно стихотворение Заходера – «Собачкины огорчения». Определите по названию, о чем в нем может идти речь. Это грустное или смешное произведение?

(Ребята высказываются.)

Учитель. Давайте прочитаем текст и посмотрим, так ли это.

(Перед чтением ребята знакомятся со словарем из раздела «Предварительное чтение2. Далее текст читает учитель или ученики вслух.)

Учитель. Так каким же вам показалось стихотворение?

Дети. – Оно смешное, потому что огорчения Собачки были несерьезными.

- Автор пишет о Собачке с юмором.

Учитель. Чем же героиня стихотворения недовольна в своей собачьей жизни? как вы поняли?

Дети. – Тем, что ей приходится жить за высоким забором и она не может свободно гонять кошек.

- Тем, что собаки не ездят на автомобилях.

- А еще люди ее не поняли, наказали за то, что она взрыла цветочные грядки.

- И тем, что хозяин не сажает ее с собой за один стол.

Учитель. А как же автор относится к Собачкиным огорчениям? Выберите нужное слово из словаря после текста.

(Ребята выбирают из словаря нужные слова и обосновывают свой выбор.)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, кто рассказывает о Собачкиных огорчениях: автор или сама героиня – Собачка? А может, кто-то еще?

(Учащиеся высказываются.)

Учитель. Это монолог или диалог?

Ученик. Это монолог – рассказчик здесь один.

Учитель. А можно ли это произведение прочитать, как диалог рассказчика и собачки? Давайте попробуем. Обведите карандашом те строки в тексте, которые звучат как жалобы Собачки.

(Ребята работают над текстом с карандашом в руках самостоятельно либо по группам, далее в процессе обсуждения составляется следующий вариант для инсценирования.

Собачкины огорчения

Автор

В лесочке, над речкой

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лесом и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачей.

Во-первых,

Собачку слегка раздражает,

Что …

Собачка

…дачу высокий

Забор окружает.

Ведь если б не этот

Противный забор,

То с кошками был бы

Другой разговор!

Автор

Ее огорчает,

Что …

Собачка

…люди забыли

Придумать

Собачкам

Автомобили.

Автор

Собачка

Обиды терпеть не желает:

Она на машины отчаянно лает!

Ей …

Собачка

…грустно

Глядеть на цветочные грядки:

Они у хозяев

В таком беспорядке!

Автор

Однажды

Собачка

Их славно вскопала -

И ей же…

Собачка

…представьте,

За это попало!

Автор

Хозяин

Собачку

За стол не сажает -

И это, конечно,

Ее обижает:

Собачка

Не так уж приятно

Приличной Собачке

Сидеть на полу,

Ожидая подачки!

Автор

Но дайте Собачке

Кусочек печенья -

И сразу

Окончатся

Все огорченья!

После составления варианта для инсценирования учитель, прежде чем перейти к чтению по ролям, предлагает учащимся подобрать нужную интонацию для слов автора и героини. В помощь можно на доске записать словарь интонаций:

серьезно

с юмором

с радостью

сочувственно

с обидой

с огорчением

с восторгом

Ребята выбирают нужную интонацию для чтения каждого отрывка.

Варианты чтения обсуждаются.)

  1. Заключительная беседа

Учитель. Итак, ребята, вам понравились стихи Заходера?

Дети. Да, очень!

Учитель. Чем же? Какие они? Охарактеризуйте.

Дети. – Интересные!

- Смешные!

- Занимательные!

- Добрые!

- Поучительные!

Учитель. Удалось ли писателю ответить на вопрос, умеют ли звери думать?

Дети. – Да! Удалось!

- Герои его стихов как люди: умные, самостоятельные, веселые и добрые.

- Они не только могут думать, как люди, но и чувствовать, как люди.

Учитель. А вы согласны с ним?

Дети. Да, согласны!

Учитель. А сможете ли вы подтвердить, говоря об этом авторе и его стихах, что Заходер остался мальчишкой до старости?

Дети. – Можем. Он о серьезном пишет легко, по-детски.

- Он животных понимает, представляет их образ жизни, как и все мы, дети.

- Его стихи нам близки и понятны.

Учитель. Молодцы! Вы хорошо поработали.

Дома в ы будете готовиться к уроку-концерту. Выучите понравившиеся вам стихотворение Барто, Заходера или других авторов, которые считают, что звери думают, чувствуют, что они не глупее человека, а может быть, и умнее его в чем-то.

Учитель нач кл. МБОУ «ЦО №43» г.Тулы Агафонова С.Н.

infourok.ru

Борис Заходер - Собачкины огорчения: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка обижает,
Что дачу
Высокий забор окружает.
Ведь если б не этот
Противный забор,
То с кошками
Был бы другой разговор!
Её огорчает,
Что люди забыли
Придумать
Собачкины автомобили.
Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!
Ей грустно глядеть
На цветочные грядки:
Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды собачка их славно вскопала,
И ей же — представьте! —
За это попало!
Хозяин
Собачку за стол не сажает,
И это, понятно, её обижает:
Не так уж приятно
Приличной собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!
Но дайте собачке
Кусочек печенья —
И сразу окончатся
Все огорченья!

Анализ стихотворения «Собачкины огорчения» Заходера

На страницах сборника «Товарищам детям» Бориса Владимировича Заходера нашлось место и «Собачкиным огорчениям».

Стихотворение написано не позднее 1962 года. Поэту исполнилось 44 года, он уже известен как автор перевода «Винни-Пуха» А. Милна, нескольких сборников стихов для детей. Пишет он и взрослую лирику, переводит стихи И. Гете, впрочем, в стол, для души. В доме поэта всегда хватало места для хвостатых любимцев: аквариумных рыбок, кошек и, конечно же, собак. Возможно, у героини стихотворения был прототип.

В жанровом отношении – сказка о собачке-философе. Текст расположен лесенкой, подчеркивающей интонационные акценты. Композиция сюжетна. В повествовании присутствуют рассказчик и его лирическая героиня – «небольшая собачка». Габариты всего окружающего ей под стать: лесочек, дачка, речка. Однако есть и ряд досадных моментов в ее существовании. Дело в том, что ей хотелось бы быть более полезным членом общества, а также иметь право голоса в решении насущных проблем. К примеру, забор. Если бы с ней посоветовались, он был бы гораздо ниже. А тогда «с кошками был бы другой разговор». А сейчас частенько приходится лаять попусту. Затем, автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. Почему же «люди забыли придумать собачкины автомобили»? Ей просто выть хочется от несправедливости. И потом, героиня не раз замечала, что эти машины задирают перед ней нос. Приходится лаем ставить их на место. Хозяин, конечно, доволен, хотя и не подает виду. Вообще, сам дачный участок используется нерационально. Скажем, собачка пыталась внедрить особое рыхление почвы на «цветочных грядках», но ее усилия не были оценены по достоинству. «За это попало!» Словом, обидно страдать от непонимания хозяев. Впрочем, героиня не падает духом и продолжает изо дня в день доказывать хозяевам, что вскапывание тюльпанам и пионам жизненно необходимо. Пока в этом противостоянии победы никто не одержал. Наконец, довольно невежливо со стороны хозяев, что к столу собачку не приглашают. Напрасно они думают, что она не умеет вести себя в обществе. Огорчительно, даже глупо, сидеть на полу «ожидая подачки». Впрочем, есть одно волшебное средство, как рукой снимающее хандру собачки. Конечно же, кусочек овсяного или «Юбилейного» печенья! После него и забор кажется ниже, и машины приятнее глазу. И хочется веселиться, и хочется копать, копать грядки! Поэт не очеловечивает собаку, просто смотрит на мир ее глазами. Ряд инверсий, эпитеты (приличной, противный), уменьшительные суффиксы, парентеза (представьте, понятно), град восклицаний. Название – аллюзия на фольклорный жанр страданий.

Мягкий юмор и острая наблюдательность – рецепт успеха «Собачкиных огорчений» Б. Заходера.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.