Зачем учить наизусть стихи


Консультация на тему: Зачем детям учить стихи наизусть?

Зачем детям учить стихи наизусть?

Советы родителям.

Я, как учитель-логопед, педагог, с большой уверенностью могу сказать: стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.

А именно:

  • Развивается  детская память.
  • Увеличивается активный словарь детей.

Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.

Пассивный словарь – это все  слова, значение которых понимает ребёнок, но сам  по каким-то причинам не произносит их.

 Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.

Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

  • Формируется чувство языка.

Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

  • Развивается фонематический слух.

Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.


Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше.

Какие стихи учить самым маленьким детям?

Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ну, а потом уже можно перейти к стихам  А.Барто и другим авторам.

Стихотворная форма произведений воспринимается детьми лучше, чем прозаическая. В стихотворении есть напев и мелодия, в прозе – всё монотонно, нет рифмы. Не случайно многие писатели обращаются к изложению своих произведений именно в стихотворной форме. Сказки и рассказы, изложенные в рифме легко воспринимаются и учатся. Вспомните стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. Каждый взрослый наверняка процитирует строчки из произведений этих писателей.

Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка.

Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки.» Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок.

Если вы хотите, чтобы ваше чадо выучило стихотворение, то сначала выучите его сами. Выберите для заучивания  стихотворение, которое нравится в первую очередь вам  и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте.

Рассказываете это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте, если ребёнок качается на качелях – рассказывайте, одеваете ребёнка  -рассказывайте, купаете  - рассказывайте, перед сном – тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз.

Сначала малыш будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.

К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.
Советую учить как можно больше произведений в детском саду, потому что - это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников.
В свою очередь,  мы с воспитателями, каждую неделю стараемся дать детям для заучивания, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки), по 6-8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.

Советы родителям при заучивании стихотворений.

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения. 

Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте. 

Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

- Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

Давайте сначала выясним, есть ли смысл в том, чтобы учить стихи наизусть.  

Какие стихи учить самым маленьким детям?

Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ну, а потом уже можно перейти к стихам  А.Барто и другим авторам.

Ниже приведены этапы работы при заучивания стихотворений.

Многие родители, да и педагоги, уверены, что стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.
Такой способ развития детей расширяет не только знания об окружающем мире, но и учит воспринимать поэтический слог, его красоту и своего рода музыкальность поэтической строфы. Заучивание стихов улучшает речь ребёнка, формирует не только культуру в общем понимании слова, но и культуру общения с другими людьми. Но главное в запоминании стихов – это развитие детской памяти.
Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихотворная форма произведений воспринимается детьми лучше, чем прозаическая. В стихотворении есть напев и мелодия, в прозе – всё монотонно, нет рифмы. Не случайно многие писатели обращаются к изложению своих произведений именно в стихотворной форме. Сказки и рассказы, изложенные в рифме легко воспринимаются и учатся. Вспомните стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. Каждый взрослый наверняка процитирует строчки из произведений этих писателей.
Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка.

К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.
Советую учить как можно больше произведений в детском саду, потому что - это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников.
В свою очередь,  мы с воспитателями, каждую неделю стараемся дать детям для заучивания, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки), по 6-8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.

nsportal.ru

Как и зачем НУЖНО учить наизусть стихи

✅Знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей. Читайте в статье как и зачем УЧИТЬ СТИХИ НАИЗУСТЬ

Все помнят видео в интернете, которое за короткий срок собрало миллионы просмотров: маленький мальчик не может выучить стих, поэтому уже, наверное, в сотый раз повторяет одну и ту же фразу: «Ласточка с весною в сени к нам летит…». Но у него ничего не получается: он злится, ругается, плачет, срывается на крик. Хотя в том, чтобы запомнить пару-тройку поэтических строф, нет ничего сложного. Методик, раскрывающих секрет, как легче выучить стихотворение, существует множество.

Зачем и как учить стихи

  • Зачем нужно учить стихи
  • Факторы, влияющие на качество процесса заучивания стиха
  • Учим стих: шаги к успеху

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Зачем нужно учить стихи

Заучивание наизусть стихотворных произведений – обязательный пункт школьной программы. Но помимо этой принудительной причины учить стихи, есть еще немало других, которые не только косвенно возвращают нас в детство, но и делают интереснее нашу зрелость и старость, потому что это:

  • бесплатный, но весьма эффективный тренажер для памяти и гимнастика для мозга;
  • возможность расширить свой кругозор, литературные знания, научиться чувствовать поэзию и даже приобщиться к высокой литературе, тем самым пополнив свой культурный багаж;
  • развитие способности оценивать окружающий мир с точки зрения творческой составляющей;
  • спасение от болезни Альцгеймера и прочих нерадостных примет старости, связанных с атрофией клеток головного мозга;
  • развитие актерского мастерства;
  • развитие эмпатии и других чувственно-эмоциональных умений человека;
  • шанс стать интереснее для других людей: человек, который умеет ввернуть в разговоре поэтическую цитату, будет цениться в культурном обществе больше других;
  • домашние уроки по развитию речи: знакомясь с богатым лексиконом классиков, мы расширяем свой словарный запас.

В общем, знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей.

Факторы, влияющие на качество процесса заучивания стиха

Все люди разные. Кто-то учит стихи легко и непринужденно: достаточно несколько раз прочитать текст, и он уже отложился в памяти. А для кого-то проблема, как быстро выучить стихотворение, становится неразрешимой. Но, несмотря на все различия, ни для кого нет ничего невозможного. Просто нужно принять во внимание некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость и качество заучивания поэтических произведений. Особенно если это касается школьников:

  • Окружающая обстановка – стихи лучше учить в тишине и в одиночестве, если же вас будут постоянно отвлекать посторонние шумы или другие люди, то вряд ли вы можете рассчитывать на достойный результат.

  • Индивидуальные особенности памяти: кто-то лучше запоминает услышанное от других, кто-то – написанное самолично, а для кого-то идеальный вариант запомнить текст – это тот, когда он будет проговорен и прочитан самостоятельно.

  • Культурный багаж: если ребенок с детства привык к литературе, если ему постоянно читали книжки, то он может чувствовать ритмику стиха на уровне подсознания.

  • Время заучивания: считается, что мозг лучше всего работает с утра, поэтому основная нагрузка по запоминанию должна выпасть на это время, чуть позже, перед сном, нужно повторить текст, и на следующее утро он будет отпечатан в памяти.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Но что делать, если вы или ваш ребенок не обладаете лишним временем, если нет никакой возможности обеспечить подходящие условия для занятий? Как быстро выучить наизусть стих в таком случае? Очень просто – нужно призвать на помощь специальные методики.

Учим стих: шаги к успеху

Прежде чем приступить к заучиванию стиха или прозаического отрывка, нужно принять как данность, что стихотворение, как и любое художественное произведение, может характеризоваться двумя категориями: формой и содержанием. И если мы хотим, чтобы стих отпечатался в нашей памяти, нужно проработать каждую из этих составляющих. На пути к успеху предстоит пройти несколько шагов:

1. Прочитать стихотворение вслух и оценить, все ли слова в нем понятны, если нет – прояснить значение незнакомых выражений при помощи словаря, ведь чем проще будет смысловое восприятие текста, тем легче его запомнить.

2. Оценить содержание стихотворение в целом, попытаться понять, о чем оно, а также какие чувства вызывает: личный эмоциональный отклик поэтического произведения в вашей душе поможет прописать его в вашей памяти.

3. Прочитать стих еще пару раз, чтобы удостовериться, что в его содержании для вас не осталось белых пятен.

4. Разбить стихотворение на строфы, если таковых нет, а если есть, то разделить текст на смысловые части.

5. Читая каждую строфу по отдельности, пытаться нарисовать в своем воображении картинку того художественного мира, который создал поэт.

6.  Простучать ритм стихотворения ногой, рукой, карандашом – чем угодно.

7. Подключить все виды памяти: переписать стихотворение на бумагу (лучше по строфам), а также попросить кого-нибудь прочитать вам его вслух, а дальше приступать непосредственно к заучиванию текста .

8. Каждый отрывок учить построчно, причем процесс запоминания должен соответствовать схеме «+1»: сначала запомнить одну строчку, потом повторить ее вместе со второй, потом заучить первую, вторую и третью и так далее, но максимум до восьми строк.

9. Если вы озадачены тем, как выучить быстро большой стих, то процесс аналогичен, только схема +1 строка повторится несколько раз.

10. Можно воспользоваться подсказками: выпишите на листок слова, с которых начинается каждая строфа или смысловой отрывок, через них память «вытянет» все остальное.

11. Если вам кажется, что вы уже все запомнили, сделайте перерыв минут на 15, а потом попытайтесь снова воспроизвести текст. Так выявятся проблемные места, которые надо будет проработать дополнительно.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Не исключена и такая ситуация: у вас вообще нет времени на заучивание. Допустим, вы или ваш ребенок просто забыли о домашнем задании по литературе. И вот вы в панике думаете о том, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут, и впадаете в отчаяние от абсурдности задачи?

Не торопитесь сдаваться. Для таких забывчивых детей или тех, кому просто очень трудно дается процесс запоминания, интернет предлагает множество специальных программок. От ребенка потребуется только ввести текст в специальное поле, а дальше следить за его трансформацией и заполнять пропуски слов. Эмоционального отклика в детской душе такое заучивание, конечно, не найдет, но зато ваше чадо не пополнит список двоечников.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Зачем учить стихи наизусть? - Дмитрий Зорин — ЖЖ

dz0rin Тогда, для полноты, было бы хорошо дать и определение мышления. И, исходя из него, что значит, "осмыслить" текст? Мне интересен Ваш взгляд на это.

rayskiy_sergei Определение мышления можно найти в любом словаре. Если очень нужно позанудствовать — в энциклопедическом психологическом словаре. "Осмыслить" означает именно осмыслить, ничего больше. /.../

dz0rin ...В контексте Вашего поста, как я понимаю, для родителей во всяком случае, очень важно понять, достаточно ли полно осмыслил ребёнок заучиваемый текст, либо есть некоторая, а может быть и полная иллюзия глубокого понимания им этого текста...

rayskiy_sergei Я не питаю иллюзий, в смысле — не думаю, что найдётся много родителей, которые этот пост примут к сведению. А те, кто примет, на мой взгляд, способны и сами понять текст, и ребёнку помочь.

dz0rin Когда просишь какого-нибудь ребёнка, например, пересказать заученное стихотворение своими словами, т.е. перевести вроде бы понятый им знаковый-словесный ряд в иную, индивидуальную символическую речевую систему, дополненную понятными для него жестами, мимикой и пр. дополнительными символами, либо просишь его зарисовать каждое предложение этого стихотворения, каждый смысловой образный компонент, либо предлагаешь например самостоятельно замоделировать это с помощью любого материала(лов)... и т.п., то вдруг обнаруживаешь, что ребёнок ни с одной из этих задач справиться не может...

rayskiy_sergei Не уверен, что такие задачи вообще нужно ставить перед детьми. Или тогда надо сначала учить их этому, то есть хотя бы два-три текста проанализировать вместе с ребёнком. Язык поэзии вообще слабо поддаётся такому переводу, по-моему.

dz0rin Прошу заранее простить за несколько объёмный и быть может занудный комментарий.

Во всяком случае, другого способа хотя бы приблизительно понять, имеется ли у ребёнка представления о мире, а также переживания, связанные с этим его опытом, с целыми быть может жизненными событиями, случалось ли с ним вообще что-либо подобное, описанное автором в стихотворении, по-моему, не существует. Специально научить всему этому тоже невозможно. Не возможно представления и переживания как бы "переложить" из одной головы в другую.

Необходимо погружение в реальный мир, чтобы эти близкие представления и переживания ребёнок мог приобрести. И только после этого возможна становится (но, ещё и при некоторых благоприятных условиях...) полноценная реализация собственных представлений, скажем в игре-моделировании, в рисунке, танце и т.д.

А потом логично обращение к аналогичному опыту, пережитому, скажем, сверстником (как наиболее близкому и понятному из всех остальных окружающих его людей) и зафиксированному близким для него символическим рядом. Тогда впервые появляется сама возможность научиться расшифровывать язык, используемый другим лицом для обозначения своих переживаний и представлений. Для сопоставления своей картины мира, своего к нему отношения со своим же представлением о том, как видит этот же аспект окружающего мира другой человек. Здесь же возникают некоторые противоречия, несоответствия при сопоставлении. И ребёнок может догадаться, при соответствующих условиях взаимодействия конечно, что его представления либо неполные, либо в чём-то неточные. При необходимости он может вернуться в действительность, если нужно всё это для себя подтвердить. Т.о. его представления расширяются и уточняются, он приходит к новым умозаключениям. Так, насколько я понимаю, работает мышление.

А потом возникает уже возможность понять более сложные тексты, зафиксированные в знаково-символической культуре. Но и они должны быть тоже близкие к имеющемуся у него собственному опыту...


 Это всё понятно, я о другом: по-моему, ребёнок не может выполнить такие задачи оттого, что для него это совершенно незнакомый вид деятельности, а значит, ему нужно показать, как это делается, прежде чем требовать от него результата. Я, например, трачу несколько уроков на то, чтобы научить пятиклассников читать стихи вслух, потому что из началки они выходят с совершенно дикими представлениями о т.н. чтении с выражением, то есть мне приходится им мир переворачивать, по сути.

dz0rin Согласен. Если позволите, продолжу, чтобы уточнить. Предложения получились очень длинными и заковыристыми, но так получилось вроде бы более целостно. Хотя, можно разбить высказывания на фрагменты и развернуть потом что-то по отдельности... Если всё это Вам уже хорошо известно, значит отнеситесь к этому так, как если бы я говорил в основном только для себя, хорошо?

До тех пор пока ребёнок не откроет для себя, самостоятельно, без какого-либо показа со стороны взрослого (это принципиально важно), для начала самые элементарные способы фиксации собственных представлений во вне (представления, которые, повторюсь, - увы, как забывают многие родители и даже целые общепринятые пед.концепции, - ему ещё необходимо предварительно приобрести), - с помощью собственного тела целиком, а потом и его частей, т.е. жестов (это принято обозначать не совсем удачным термином "подражание", более удачно - образная игра), линий-"заместителей" (это детский рисунок), предметов-символов-заместителей (подлинная символическая игра), символической речи (где пока нет понятий, но за каждым словом есть конкретные образы...), - до тех пор ему в принципе нечем не только удерживать собственные представления и психические состояния, с ними связанные (т.е. у него воли не формируется, им управляет либо непосредственное восприятие, либо случайно возникающие ассоциации...), но и мыслить он в таком случае не может, ему нечем мыслить, нечем сопоставляться с другими, хотя бы сверстниками, не говоря уже о взрослом, у которого много смыслов, контекстов за теми же словами например...

Но в момент, когда ему взрослый даёт, например, готовые образные игрушки и показывает, как с этим действовать, это никак не гарантирует возникновение способности видеть как бы "за" куклой, например, образ* маленькой конкретной девочки (это может быть младшая сестрёнка; но проблема ещё в том, что подобрать такую куклу, которая будет реально соответствовать конкретным представлениям о сестре, которые сложились у ребёнка в данный момент, понимаете, почти невозможно, легче всего ему эту куклу сделать для себя самостоятельно, хоть из чего-нибудь...), и удерживать этот живой образ в сознании на протяжении всей игры при помощи этого игрушечного символа. Причём, образ будет удерживаться где-то над затылком, а кукла-символ, с помощью которого это станет впервые возможно, будет оставаться у ребёнка в руках. В противном случае - это будет не игра, а псевдо игровая деятельность, лишённая возможности какого бы то ни было дальнейшего развития. Более того, ведущая в конечном итоге в те или иные формы лёгкого невроза, заканчивая патологией. Точно также и с заученными стихами и способами их воспроизведения ("с выражением"), которые детям дают с тем, чтобы создать впечатление у слушателя, что ребёнок удерживает при чтении какой-либо образ...
_________________
*Под понятием образ здесь подразумевается целостный комплекс сенсорных ассоциаций, т.е. отнюдь не только зрительных ассоциаций, что может вполне сформироваться под воздействием пассивного просмотра, например, картинок в книжке, и даже не зрительно-слуховых ассоциаций, что возможно приобрести после просмотра фильма... Последние - весьма убогие, ущербные образования, по сравнению с первым...

rayskiy_sergei Понимаю. Во всяком случае, сейчас мне кажется, что понимаю.

Когда я говорил о том, что учу их читать стихи, я имел в виду вовсе не замену личного восприятия моим образцом. Это трудно объяснить без аудиозаписей, но попробую. Они читают стихи, как в детском саду под ёлочкой: с излишней экзальтацией, с немотивированными логическими ударениями, с непременной большой паузой в конце каждой строки, а часто и с одинако

dz0rin.livejournal.com

Почему стихи необходимо учить наизусть каждому — Рамблер/женский

Зачем мне учить стихотворение, когда Гугл всегда под рукой? Этим вопросом школьники ставят взрослых в неловкое положение.

Аргумент «тренировать память» не всегда удовлетворяет их, потому что дети считают, что для развития памяти можно придумать занятия поинтереснее зубрёжки. Например, поиграть в мемори или собрать паззл.

И, тем не менее, разучивание стихотворений — занятие полезное и необходимое. И даже если у вас самих был когда-то негативный опыт, связанный со школьной зубрёжкой, попробуйте взглянуть на неё по-другому.

Как это сделать, «Летидор» разбирается вместе с экспертом по развитию памяти, автором книги «100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок» Екатериной Додоновой.

1. Стихи помогают структурировать информацию в голове

Как ни крути, а тренировка памяти и её развитие формируют у ребёнка умение учиться, а также лучше ориентироваться внутри своей головы.

Любое стихотворение сложено согласно определённой логике и имеет чёткую структуру. Запоминая его, ребёнок как бы впитывает эту структуру, анализирует её, а значит, его мозг в это время активно развивается.

2. Стихи учат ребёнка доводить дело до конца

Это качество пригодится ему и в школе, и на работе. И тренировать его, заучивая стихи, не так уж и трудно. Чтобы запомнить стихотворение, важно соблюдать правило трёх «П»: прочитать, понять, представить.

Сначала ребёнок читает стихотворение самостоятельно, затем — разбирает непонятные слова (самостоятельно или обращается за помощью к взрослому).

Чтобы ребёнку было проще запомнить слова, предложите ему нарисовать по стишку картинку.

Кроме того, для запоминания можно использовать метод движений. Например, рассказывая четверостишье «Зайку бросила хозяйка…», ребёнок показывает руками и ногами, как он чувствует смысл стихотворения: изображает руками ушки зайчика, разводит руками, иллюстрируя, что зайчик остался один и так далее. Важно, чтобы ребёнок выбирал говорящие движения, которые подскажут слова.

И когда нужно будет рассказать стихотворение, тело поможет ему всё вспомнить.

3. Стихи учат быть ребёнка быть любопытным и уверенным в себе

Наша память устроена так, что человек не может запомнить то, чего он не понимает. В стихотворениях детям часто встречаются новые слова. И пока школьники не узнают их значение, им будет трудно выучить стихотворение. Неизвестные слова всё время будут вылетать из головы и тормозить процесс.

Поэтому, разбирая стихотворение, учите ребёнка задавать вопросы: «А что такое горница? А жеманство? А вол?». Своих учеников я учу такой фразе:

«Извините, я не понимаю это слово. Скажите, что это значит, эта информация необходима мне для успешного обучения».

Конечно, многие учителя не любят тех, кто задаёт вопросы. Но именно такие дети, которые не боятся докопаться до сути, добиваются многого в жизни.

4. Стихи формируют кругозор и эмоциональный интеллект ребёнка

Мир стихотворений совершенно особенный — он помогает не только расширить кругозор, но и развивает эмоциональный интеллект.

Ребёнок увидит, что радость может быть вот такой:

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он. (Агния Барто)

Или такой:

Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины. (Корней Чуковский)


Когда ребёнка попросят рассказать о закате, он вспомнит Пушкина:

Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна,
Справа — запад тёмно-красный,
Слева — бледная луна.

— или Цветаеву:

Облачко, белое облачко с розовым краем
Выплыло вдруг, розовея последним огнём.

В стихах жизнь раскрывается перед ребёнком во всей красе.

5. Стихи обеспечивают ментальное долголетие

Необходимо учить людей с юного возраста заботиться о своём здоровье, в том числе и ментальном. Болезнь Альцгеймера молодеет, и в 40 лет человек может оказаться в группе риска в том числе потому, что перестаёт напрягать мозг.

Когда мы хотим, чтобы наше тело было красивым — живот не выпячивался, мышцы упругими, кожа подтянутой — мы тренируем его. То же самое с мозгом. Если мы хотим держать его в тонусе, нам нужны новые нейронные связи. Для этого необходимо напрягать мозг, заставлять его работать.

Фото: Shutterstock.com

woman.rambler.ru

Зачем нужно учить стихи наизусть?

Зачем вообще нужно учить стихи? В детстве почти всем нам читают стихи наши родители или бабушки-дедушки. А дальше? Как начался ваш «роман со стихами»? Помните ли Вы тот момент, когда Вам захотелось читать стихи самостоятельно? Или тот момент, когда состоялась Ваша встреча со стихами?Что это были за стихи? Учили ли Вы стихи специально или они сами собой сохранялись в памяти? Была ли какая-то история, связанная с чтением стихов в детстве или юности, которая Вас особенно взволновала и особенно запомнилась? Читаете ли Вы стихи вместе со своими детьми? Можно ли научить любить стихи? Что бы Вы могли посоветовать родителям, которые хотели бы, чтобы их дети бескорыстно полюбили поэзию?

На эти вопросы мы попросили ответить наших авторов и экспертов.

Павел Крючков, сотрудник Дома-музея К.И. Чуковского, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир»

Мои романы со стихами

Настоящий «роман со стихами» у меня случился поздно – в подростковом возрасте.

…Но я вспоминаю прямо сейчас, что когда был маленьким, еще до школы, – меня частенько привозили к бабушке, которая жила неподалеку от Арбата. В ее большой «генеральской» квартире стояли шкафы с книгами, которые в послевоенное время собирал мой дед – крупный военный и гражданский строитель. Он любил хорошие издания, имел к ним особый доступ. Больше всего мне запомнились изящно оформленные тома знаменитого издательства «Аcademia». Перелистывать их было наслаждением: гравюры и картины с непременной папиросной бумагой, виньетки, выпуклый (как мне казалось) шрифт. Неповторимый, наконец, запах бумаги и краски.

Бабушка читала мне вслух «Русские былины», «Песнь о вещем Олеге» и «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. И даже большие куски из «Онегина». Я смирно сидел рядом с ней и – параллельно чтению – разглядывал нарядные страницы фолиантов, заодно приобщаясь к шедеврам графики – от Владимира Фаворского до Николая Кузьмина.

Вместе с ласковым и ответственным бабушкиным голосом в мою детскую голову залетала чудесная стихотворная музыка, которая затем понемногу и гасла. Но – и не выветривалась насовсем. Мы прекращали наше чтение и начинали готовиться к обеду или прогулке. Эхо этой музыки как-то оседало во мне.

Подростковая же встреча с поэзией оказалась почти «подпольной».

Я учился, кажется, классе в шестом, и однажды все на той же бабушкиной квартиреподслушал кусочек из разговора взрослых, в котором мой дядя обронил странную фразу про какого-то «доктора жуваго», которого он привез по дипломатической линии из-за границы и держит в самом дальнем углу ящика своего письменного стола.

«Запрещенная! Контрабанда!» – посмеивался мой дядя.

А я – тревожился, ведь «контрабандой» – я знал по «Робинзону Крузо» и «Острову сокровищ» – занимаются морские разбойники.

«Надо посмотреть на этого доктора», – решил я, и, дождавшись в один из дней, когда бабушка отправится к своему дневному сну, с замиранием сердца выдвинул длиннющий ящик стола. Он был заполнен разными бумагами, привлекательными картонными и металлическими коробочками, стопками документов-«корочек» и тому подобным ассортиментом. В дальнем углу таилась очень толстая квадратная книга с очень тонкими, просвечивающими страницами.

Рядом с нею – яркая заграничная авторучка с фотографией девушки в закрытом купальнике – на «теле» стила. Тот самый пикантный презент, который находчивый Жорж Милославский дарит шведскому послу в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Ну, та, которую переворачивают, и девушка несколько меняется. Ну, вы поняли.

Ручку я смущенно вернул на место, а запрещенную книгу принялся быстро перелистывать, вглядываясь в текст. Полистал-полистал, ничего не понял и – бросил листать, полез зачем-то поближе к оглавлению.

Так моему глазу открылся цикл «Стихотворения Юрия Живаго».

На дворе стояла весна, и я принялся торопливо читать «Март».

Чуть ли не полушепотом.

…Да, каких-то слов я, конечно, не знал – «скотница», «малокровье».

Но все-таки дочитал до торжествующего в конце навоза – этого «живителя и виновника».

Я был ошеломлен. Это было что-то вроде удара молнией.

Нет, не из-за навоза, который мне раньше в литературе в таком торжествующем качестве никогда не встречался. Из-за чего-то другого.

Я не знал раньше, что слова и словосочетания, простые и немного возвышенные – «солнце греет», «овраг», «дни и ночи», «дробь капели» – могут складываться в одухотворенную картину мироздания. Правда, последние три слова – из моего сегодняшнего далека. Это действительно было чистое волшебство.

Но и этот «роман» понемногу угас.

И только когда я начал слушать авторское чтение поэтов «живьем» (первым, и это вышло случайно, оказался поэт Давид Самойлов), мой роман стал пожизненной любовью.

Притушить ее не смогли ни постоянные, иногда чуть рутинные, занятия литературной звукоархивистикой, ни многолетнее редакторство в отделе поэзии журнала «Новый мир».

Любовь к стихам пришла ко мне через звук, это помню хорошо.

Время идет, а мне ничего не приелось, чтение хорошей поэзии согревает меня изнутри, делает лучше. В этом смысле я, наверное, очень счастливый человек.

И я скажу еще, пожалуй, одно очень заветное.

Настоящая лирическая поэзия (именно поэзия, как я ее чувствую – опираясь на свой читательский опыт и, смею думать, некоторый вкус – а не просто зарифмованные, пусть и мастерски, строки) – показывает мне реальный… Божественный свет. Точнее, отсвет.

«…Ибо наша словесная вязь неотмирна, и сама по себе» – поэт Юрий Кублановский написал когда-то об этом прямо внутри стихотворения. Неотмирна, да.

Откликаясь же на вопрос «надо ли учить стихи наизусть», скажу так: учить, может, и не надо, а вот прочитывать одно хорошее стихотворение в день, прочитывать, впитывая его целиком, как молитву, постигая вглубь, и не только глазами-мозгами – но и сердцем…

Вот это действительно может – тут я присоединяюсь к Корнею Ивановичу Чуковскому – «изменить цвет глаз и состав крови» человека. Надо попробовать: Пушкина, Боратынского, Фета, Мандельштама, Ахматову, Рубцова – кого угодно. Список Вам могут помочь составить друзья. Одно в день.

vogazeta.ru

«Выучить стих от сих до сих»: Как и зачем НУЖНО учить наизусть стихи

Знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей. Читайте в статье как и зачем УЧИТЬ СТИХИ НАИЗУСТЬ

Все помнят видео в интернете, которое за короткий срок собрало миллионы просмотров: маленький мальчик не может выучить стих, поэтому уже, наверное, в сотый раз повторяет одну и ту же фразу: «Ласточка с весною в сени к нам летит…». Но у него ничего не получается: он злится, ругается, плачет, срывается на крик. Хотя в том, чтобы запомнить пару-тройку поэтических строф, нет ничего сложного. Методик, раскрывающих секрет, как легче выучить стихотворение, существует множество.

Зачем и как учить стихи

  • Зачем нужно учить стихи
  • Факторы, влияющие на качество процесса заучивания стиха
  • Учим стих: шаги к успеху

Зачем нужно учить стихи

Заучивание наизусть стихотворных произведений – обязательный пункт школьной программы. Но помимо этой принудительной причины учить стихи, есть еще немало других, которые не только косвенно возвращают нас в детство, но и делают интереснее нашу зрелость и старость, потому что это:

  • бесплатный, но весьма эффективный тренажер для памяти и гимнастика для мозга;
  • возможность расширить свой кругозор, литературные знания, научиться чувствовать поэзию и даже приобщиться к высокой литературе, тем самым пополнив свой культурный багаж;
  • развитие способности оценивать окружающий мир с точки зрения творческой составляющей;
  • спасение от болезни Альцгеймера и прочих нерадостных примет старости, связанных с атрофией клеток головного мозга;
  • развитие актерского мастерства;
  • развитие эмпатии и других чувственно-эмоциональных умений человека;
  • шанс стать интереснее для других людей: человек, который умеет ввернуть в разговоре поэтическую цитату, будет цениться в культурном обществе больше других;
  • домашние уроки по развитию речи: знакомясь с богатым лексиконом классиков, мы расширяем свой словарный запас.

В общем, знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей.

Факторы, влияющие на качество процесса заучивания стиха

Все люди разные. Кто-то учит стихи легко и непринужденно: достаточно несколько раз прочитать текст, и он уже отложился в памяти. А для кого-то проблема, как быстро выучить стихотворение, становится неразрешимой. Но, несмотря на все различия, ни для кого нет ничего невозможного. Просто нужно принять во внимание некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость и качество заучивания поэтических произведений. Особенно если это касается школьников:

  • Окружающая обстановка – стихи лучше учить в тишине и в одиночестве, если же вас будут постоянно отвлекать посторонние шумы или другие люди, то вряд ли вы можете рассчитывать на достойный результат.
  • Индивидуальные особенности памяти: кто-то лучше запоминает услышанное от других, кто-то – написанное самолично, а для кого-то идеальный вариант запомнить текст – это тот, когда он будет проговорен и прочитан самостоятельно.
  • Культурный багаж: если ребенок с детства привык к литературе, если ему постоянно читали книжки, то он может чувствовать ритмику стиха на уровне подсознания.
  • Время заучивания: считается, что мозг лучше всего работает с утра, поэтому основная нагрузка по запоминанию должна выпасть на это время, чуть позже, перед сном, нужно повторить текст, и на следующее утро он будет отпечатан в памяти.

Но что делать, если вы или ваш ребенок не обладаете лишним временем, если нет никакой возможности обеспечить подходящие условия для занятий? Как быстро выучить наизусть стих в таком случае? Очень просто – нужно призвать на помощь специальные методики.

Учим стих: шаги к успеху

Прежде чем приступить к заучиванию стиха или прозаического отрывка, нужно принять как данность, что стихотворение, как и любое художественное произведение, может характеризоваться двумя категориями: формой и содержанием. И если мы хотим, чтобы стих отпечатался в нашей памяти, нужно проработать каждую из этих составляющих. На пути к успеху предстоит пройти несколько шагов:

1. Прочитать стихотворение вслух и оценить, все ли слова в нем понятны, если нет – прояснить значение незнакомых выражений при помощи словаря, ведь чем проще будет смысловое восприятие текста, тем легче его запомнить.

2. Оценить содержание стихотворение в целом, попытаться понять, о чем оно, а также какие чувства вызывает: личный эмоциональный отклик поэтического произведения в вашей душе поможет прописать его в вашей памяти.

3. Прочитать стих еще пару раз, чтобы удостовериться, что в его содержании для вас не осталось белых пятен.

4. Разбить стихотворение на строфы, если таковых нет, а если есть, то разделить текст на смысловые части.

5. Читая каждую строфу по отдельности, пытаться нарисовать в своем воображении картинку того художественного мира, который создал поэт.

6.  Простучать ритм стихотворения ногой, рукой, карандашом – чем угодно.

7. Подключить все виды памяти: переписать стихотворение на бумагу (лучше по строфам), а также попросить кого-нибудь прочитать вам его вслух, а дальше приступать непосредственно к заучиванию текста .

8. Каждый отрывок учить построчно, причем процесс запоминания должен соответствовать схеме «+1»: сначала запомнить одну строчку, потом повторить ее вместе со второй, потом заучить первую, вторую и третью и так далее, но максимум до восьми строк.

9. Если вы озадачены тем, как выучить быстро большой стих, то процесс аналогичен, только схема +1 строка повторится несколько раз.

10. Можно воспользоваться подсказками: выпишите на листок слова, с которых начинается каждая строфа или смысловой отрывок, через них память «вытянет» все остальное.

11. Если вам кажется, что вы уже все запомнили, сделайте перерыв минут на 15, а потом попытайтесь снова воспроизвести текст. Так выявятся проблемные места, которые надо будет проработать дополнительно.

Не исключена и такая ситуация: у вас вообще нет времени на заучивание.Допустим, вы или ваш ребенок просто забыли о домашнем задании по литературе. И вот вы в панике думаете о том, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут, и впадаете в отчаяние от абсурдности задачи?

Не торопитесь сдаваться. Для таких забывчивых детей или тех, кому просто очень трудно дается процесс запоминания, интернет предлагает множество специальных программок. От ребенка потребуется только ввести текст в специальное поле, а дальше следить за его трансформацией и заполнять пропуски слов. Эмоционального отклика в детской душе такое заучивание, конечно, не найдет, но зато ваше чадо не пополнит список двоечников.опубликовано econet.ru.

pocdk.ru

Т.Е.Автухович Зачем и как учить стихи наизусть?

Т.Е.Автухович

 

Зачем и как учить стихи наизусть?

 

Вопрос, вынесенный в заглавие вступительной статьи к хрестоматии поэтических текстов, может показаться неуместным: книга предназначена для будущих филологов, для которых знание поэзии это вопрос не личных пристрастий, а профессионализма. И тем не менее приходится говорить и писать об очевидном. Приходится потому, что изменилось время: гуманитарное знание (хочется верить, что ненадолго) ушло на периферию культуры; критерием оценки любого произведения словесного творчества стало количество содержащейся в нем полезной информации; ускорился темп жизни, которая вовсе не располагает к медленному, вдумчивому чтению и уж тем более к запоминанию текстов. Это только одна из многочисленных причин, вследствие которых мы все реже учим стихи наизусть.

И все-таки рискнем противопоставить этой тенденции ряд аргументов.

Аргумент первый, традиционный – прагматический: заучивание стихов (любых текстов) способствует развитию памяти, поддерживает интеллектуальный тонус. Усвоенная в детстве привычка очень пригодится в зрелом возрасте, когда необходимость противостоять процессам старения станет актуальной. По существу постоянная тренировка памяти – это фактор здорового образа жизни: считается, что именно заучивание стихов наизусть в наибольшей степени способствует сохранению активности мозга.

Аргумент второй – гуманитарно-альтруистический: выученные наизусть стихи расширяют кругозор, обогащают словарный запас, формируют общую культуру. Более того, они создают своеобразный защитный слой, оберегающий внутренний мир человека от агрессивного, часто жестокого воздействия внешнего мира. Стихи самим своим ритмом гармонизируют наши отношения со вселенной.

Аргумент третий – развивающий: чтение наизусть учит понимать поэзию, в результате происходит высвобождение креативного, творческого начала; человек выступает как интерпретатор, актер и режиссер в одном лице, познает радость вдохновения.

Аргумент четвертый – профессиональный: чтобы стать хорошим учителем-словесником и помочь своим ученикам полюбить поэзию, сделать их людьми культуры, нужно знать и любить стихи самому; чтобы быть профессиональным читателем, способным улавливать происходящий в творчестве каждого поэта и писателя диалог с культурой, анализировать интертекстуальные связи – реминисценции, аллюзии, цитаты, нужно не только прочитать, но хранить в своей памяти сотни, тысячи поэтических строк.

Аргумент пятый, который в риториках называется ссылкой на авторитет. В одном из интервью известный русский актер М.Козаков говорил: «То, что школьников моего поколения заставляли зазубривать стихи наизусть, превращало нас из советских пионеров в русских людей. Бродский как-то сказал: «Советую учить стихи наизусть!» Потому что когда выучите стихотворение, оно становится как бы ваше. Как будто вы его написали! Кстати, когда Бродский преподавал в Америке, то, рассказывая об английской и американской поэзии, он требовал от студентов, чтобы они учили стихи наизусть. Студенты удивлялись: «А зачем? Ведь это можно прочитать!» Но Бродский говорил: «Нет, это не то!» Он, безусловно, был прав. Учитывая даже то, что в мире, как он утверждал, всего один процент людей любит поэзию». Последнее соображение провоцирует выдвинуть последний аргумент – к честолюбию: а вы не хотите войти в когорту избранных?!

Если хотя бы один из вышеприведенных аргументов показался вам убедительным, можете читать дальше – о том, как учить стихи наизусть. Искусство запоминания текстов разрабатывалось уже в античных риториках, где содержится много ценных мнемонических приемов. Но каждый человек выбирает для себя свой, наиболее соответствующий его психофизиологическому типу способ: кто-то учит стихи при ходьбе (двигательный тип), кто-то предпочитает запоминать их «с голоса» (слуховой тип), кто-то пытается представить содержание стихотворения как череду сменяющих друг друга ярких зрительных образов (визуальный тип), наконец, кто-то запоминает смысловую канву поэтического высказывания (логический тип). От одного только необходимо предостеречь – от зазубривания, когда учат многократным повторением одну строфу, к ней присоединяют вторую, затем третью и т.д. Наиболее правильным, соответствующим самой природе поэзии, является запоминание стихотворения целиком через усвоение его ритма. Услышать своим внутренним слухом этот ритм, почувствовать саму музыку стиха – наиболее короткий, надежный и эстетически оправданный путь к запоминанию стихотворения.

И в завершение – короткий отрывок из «Книги о книге» Сергея Львова.

«…Стихи, выученные наизусть, – источник постоянной радости. В плавании по Десне, о котором я уже рассказывал, мы дежурили по ночам, охраняя лодки, палатки, покой спящих. Так как мы старались следовать флотским порядкам, дежурства назывались вахтами и продолжались по четыре часа. Двое вахтенных сидели около лагерного костра, поддерживали в нем огонь, прислушивались к шорохам леса, плеску реки, с трудом одолевали дремоту.

Тяжелее всего было заступать на вахту. После целого дня гребли в палатке, на лесном берегу, сон наваливался мгновенно и был непобедим. Казалось, ты только что заснул, а тебя уже расталкивает вахтенный, которого надо сменять. Отмахиваешься от него, поворачиваешься на другой бок, зажмуриваешь глаза, ничего не помогает – тебя будят. Приходится вылезать из тепла палатки в ночную темь. Познабливает. Ежишься, потягиваешься, зеваешь. Предстоящие часы вахты кажутся бесконечными. Они и тянутся бесконечно. Точнее, тянулись, пока я не попал на вахту с Женей Разиковым. Мы были прежде мало знакомы, он занимался в литературном кружке журнала «Пионер», я – в литературном кружке Дома пионеров. Плыли мы на разных лодках и спали в разных палатках.

У костра, когда мы выпили по кружке крепкого чая – в ночной темноте он казался черным, Женя предложил читать стихи, чтобы быстрее прошло время. Я согласился. Однако моего запаса хватило ненадолго. Я прочитал несколько стихотворений Багрицкого, несколько – раннего Маяковского (мне тогда особенно нравилось «Послушайте, ведь если звезды зажигают»), «Рабфаковку» Светлова. Вот, кажется, и все. Толстая коряга, которую я подбросил в костер, прежде чем начать читать стихи, не успела еще и разгореться как следует, а мне уже нечего было больше читать, в памяти мелькали одни отрывки без начала и без конца.

– Теперь читай ты! – сказал я Жене. Он начал читать. И не переставал до самого конца нашей долгой вахты. Небо над лесом почернело, а потом начало светлеть. В лесной чаще принимался кричать и замолк филин. Прозрачные облака то заволакивали, то снова открывали луну, а Женя все читал стихи. И его чтение сливалось со скрипом высоких сосен, с бульканьем воды под обрывом, с ночными шорохами, с потрескиванием костра.

Женя читал спокойно, тихо, чтобы не потревожить тех, кто спал в палатках, и, как казалось мне, таинственно. Читал так, словно не знал наперед, какие строки, слова и рифмы будут дальше, словно стихотворение рождалось здесь, в ночном лесу, у костра на речном берегу.

Я любил стихи, считалось, что неплохо их знаю, но мне было знакомо далеко не все, что читал Женя. Он почувствовал это и деликатно, не подчеркивая своего превосходства, как бы между прочим, стал называть имена поэтов, которых я сам, увы, узнать по стихам не мог.

Он читал Гавриила Державина. Это было для меня полной неожиданностью. Не «Оду к Фелице», входившую в школьную программу, а стихотворение, начинающееся словами: «Что ты заводишь песню военную, флейте подобно, милый снегирь?» Он прочитал «Цыганскую венгерку» Аполлона Григорьева, гусарские стихи Дениса Давыдова, путевые стихи Петра Вяземского, друга Пушкина, баллады Николая Тихонова, «Синие гусары» Николая Асеева, ранние стихи Всеволода Рождественского, о котором я раньше и не слыхивал. И многих других поэтов... Обычно я ждал конца вахты с нетерпением. А тут было жаль, что эти часы уже кончились. Засыпая, я решил: вернусь в Москву, стану тоже учить стихи наизусть.

Постепенно у меня сложилась устная поэтическая антология. Ее открывали строки древнегреческого поэта Архилоха в переводе Вересаева, которые я уже вспоминал в этой книге («Сердце, сердце, грозным строем встали беды пред тобой, ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!…»). Был в этой антологии Державин, поэты пушкинской поры, сам Пушкин: «Цветок» («Цветок засохший, безуханный»), «Вакхическая песня», «Подъезжая под Ижоры», «Пью за здравие Мери» и много других его стихов. И так вплоть до современных поэтов. Некоторые страницы этой устной антологии теперь уже поблекли в памяти, что-то, что нравилось в молодости, нравиться перестало, но большая часть ее страниц живет для меня до сих пор. Такая устная антология всегда при нас. Ее можно в любой миг мысленно раскрыть на любой странице. Ее можно читать про себя на ходу. Она надежный друг в трудную минуту…».

Вам не захотелось последовать этому примеру?

ebooks.grsu.by

Зачем детям учить наизусть стихи?

Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ развития детей. Заучивание стихов расширяет кругозор маленького человечка, учит восприятию поэзии, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память.

Мелодичность и напевность стихов отлично воспринимается детьми любого возраста, поэтому начинать их учить нужно как можно раньше. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. Они способствуют развитию памяти, а значит, и в целом улучшают обучаемость ребенка. Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках. 

В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Пушкина и Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. 

С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом. 

Большинство детей обожает утренники и различные праздники, которые проходят в детских садах. На таких мероприятиях всегда принято читать стихи и детям это нравится. Хотя не все малыши могут выступать перед публикой, так как очень стеснительны, отнеситесь к этому с пониманием. Учить стихотворение лучше заранее, тогда малыш хорошо его запомнит и, возможно, станет увереннее в себе и смелее. К тому же, подготовка к празднику – отличный стимул, для того чтобы выучить стихотворение, если ребенок раньше этого не делал . 

Как учить стихи? 

Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же, не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для папы (бабушки/дедушки). Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите. что все детки будут рассказывать новогодние четверостишия Деду морозу. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет или рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру – предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо. 

Еще одна игра для легкого запоминания стишков – читать их по 2 строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т.д. 

www.vospitaj.com

Зачем учить стихи наизусть?

1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, — это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответа на него. Тренировка памяти – первый.

2) встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками... Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –

3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» — это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия... Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.

4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).

5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.

Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?

Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

6) гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Однажды мне довелось побывать в американском городе Баффало, в творческом центре для трудных подростков, переоборудованном из старого заводского здания. Когда российская учительская делегация выходила из микроавтобуса, гид предупредила, чтобы никто не оставлял в нем вещей: район неблагополучный, воруют. Так вот в этом творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, — а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.

Это как с музыкой. Я очень люблю Чайковского и Паганини; это воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске — и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить – можно включить E lucevan le stelle в исполнении Паваротти, послушаешь – и как-то дышать начинаешь. И со стихами так же: вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму

В тишине голубой и глубокой

С дивной ратью своей многокрылой

Бог идет сквозь ночные леса.

Я намеренно не привожу все свои пятнадцать аргументов; попробуйте сами изобрести для своих детей хоть парочку.

ИРИНА ЛУКЬЯНОВА http://www.pravmir.ru/zachem-i-kak-uchit-stihi/

planeta107.zp.ua

Поектно-исследовательская работа "Зачем учить стихи наизусть"

Тип проекта - исследовательский

Автор проекта - ученик 2 класса Карнаев Сережа

1. Проблематизация6 выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы.

(В чем заключается для учащегося личностный смысл проблемы данного проекта. Ответ на вопрос: «Зачем?»)

Проблематизация: во 2 классе учащиеся по литературному чтению программы «Школа России» сталкиваются с частым явлением заучивания стихотворений наизусть. У ребят возник вопрос: « Нужна ли «зубрежка» стихотворения или достаточно просто выразительно прочитать?»

2. Целеполагание

а) формулирование цели проекта

(Докажите, что достижение этой цели позволит решить проблему проекта.)

а) Целеполагание выяснить действительно нужно ли заучивать стихотворение или достаточно просто выразительно прочитать.

б) создание образа ожидаемого результата - проектного продукта (Докажите, что данный продукт позволит достичь цели проекта.)

б) В процессе изучения данного вопроса мы составили для класса анонимную анкету, выводы по которой, помогут ответить на главный вопрос проекта- для чего ученику начальной школы учить стихотворение наизусть. Проектный продукт- памятка «Как выучить стихотворение наизусть», размещенной в каждом классе начальной школы.

в) формулирование названия ( темы) проекта

(оно должно в краткой форме выражать проблему проекта. Формулировка темы должна иметь проблемный характер.)

в) Тема проекта: «Зачем учить стихи наизусть?»

3. Планирование

а) постановка задач, исходящих из цели

(это ответ на вопрос: «Что делать?»)

а) Работа с информацией по теме проекта

1. Ознакомление с серией гипотез и обобщений по данной теме в интернете.

2. Беседа с учителями и классным руководителем по данному вопросу.

3. Ответы учащихся на вопросы анкеты автора проекта.

б) выбор способов работы (технологии)

(это ответ на вопрос: «Как делать?»)

б) Создание проектного продукта

1. Формулирование гипотезы проекта о причинах возникновения трудностей с заучиванием стихотворений наизусть.

2. Исследование полученных данных, анализ информации полученной из бесед с учителями, мнений одноклассников, а также выводов из анонимной анкеты по данному вопросу.

3. Подтверждение гипотезы проекта.

4. Оформление выводов по данной теме, выражение их в составлении, памятки, которая проработана автором проекта с наибольшей точностью в отличие от других памяток, представленных на сайтах интернет пространства.

в) определение последовательности предстоящих шагов и сроков

(это ответы на вопросы: «В какой последовательности делать?» и «Когда делать?»)

в) Так как проект у нас краткосрочный - мы ограничили себя сроками в две недели.

1. Сбор информации по сети интернет и литературе по данной теме.

2.Беседы со сверстниками и учителями.

3. Составление анкеты - анонимки и получение ее результатов.

4.Обобщение и выводы по проблеме.

5. Составление памятки.

4. Реализация

(Какие предположительно проблемы могут возникнуть у учащегося, как он сможет их преодолеть, какая помощь с вашей стороны ему потребуется.)

Ученик индивидуально собирает и обрабатывает информацию, решает с классным руководителем возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

5. Рефлексия

(опишите, какую пользу принесла эта работа учащимся и «потребителям» проектного продукта; какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы. С какими трудностями учащийся столкнулся в ходе работы и как он их преодолел.)

В ходе проекта были выполнены все запланированные задачи. Ученик получил огромное удовольствие от участия в познавательных, исследовательских мероприятиях по теме проекта. Учащиеся успешно пользуются памяткой, пополнился словарный запас, класс сдружился, помогая Сергею. Наше исследование привлечет внимание к данной проблеме учителей как начальной школы, так и старшего звена, да и дети будут более трепетно и ответственно относится к стихотворным формам слова. Учится не просто «зубрежке», а пониманию смысла прочитанного и выученного ими наизусть, различать авторов стихотворного жанра, а также обогащать свой словарный запас суждениями умных, талантливых поэтов. Ведь с выученными стихотворениями приходит узнавание культуры, истории, природы, психологии, оттенков человеческих взаимоотношений.

Прогнозируемый результат подтвердился, цель проекта достигнута. Анкета (некоторые ответы на нее) и памятка представлены в приложении.

Анализ данного проекта.

  1. В данном проекте основная работа связана с мыслительными операциями: анализом данных, сравнением, обобщением, синтезом данных, выявлением закономерностей, поэтому у учащегося в большей степени будет развиваться мыслительная компетентность, при этом приходилось собирать информацию, значит развивалась и информационная компетентность. А также развитие коммуникативной компетентности при общении с одноклассниками, учителем и даже родителями.

  2. У учащегося развиваются практически все ОУНы, такие как организационные, общеинтеллектуальные и коммуникативные.

  3. Приращения заключаются в том, что проект дает учащемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы и знания при составлении памятки, анкеты, поиске информации в интернете, приложить свое умение общаться не только со сверстниками, но и довольно взрослыми образованными людьми. А также умение обобщать, анализировать, делать выводы.

  4. Сергей самостоятельно смог поискать информацию в интернете, общался довольно таки на «взрослом» уровне со сверстниками и педагогами. Пункты памятки составляли сообща, но с его подачи, поэтому эта работа ему особенно понравилась, памятка сформулированная им носит практический характер-опираясь на нее действительно можно учить стихи наизусть.

  5. Ученику 2 класса пришлось оказать самую посильную помощь и мне, как классному руководителю, и маме ученика. К каждому этапу работы сначала составляли мини-план: что делаем на данном этапе и зачем?

  6. Так как проект выполнял ученик моего 2 класса, мне пришлось занять четкую роль руководителя проекта и координатора, немного эксперта и консультанта, потому что ребенку младшего школьного возраста трудно делать выводы, обобщения, самостоятельно общаться с людьми.

Анкета для учеников моего класса

1. Место стихотворения в твоей жизни.

(Какое место занимают в твоей жизни стихотворения?

Играют ли они какую-нибудь роль в твоем воспитании, образовании?)

2.Как ты считаешь, каждому ли дано выучить стихотворение наизусть? (Любой ли человек, имеющий желание, может выучить за один вечер 2-3 четверостишия наизусть? Это дар, талант, призвание - как ты думаешь?)

3.Проблемы в заучивании? (Какие проблемы существуют в нашем классе, если на дом задали выучить несколько стихотворений за неделю (например : 4-5)? Посильна ли для тебя эта задача?)

4.За что я благодарен поэтам? (Есть ли такие стихотворения в твоей жизни, которые тебе помогли в чем-нибудь? Научили чему-нибудь? Что-то для тебя значат? Особенно каким поэтам хочется высказать благодарность?)

5.А знаете, какие они, наши поэты? (Расскажи, что отличает наших поэтов от зарубежных? Есть ли различия в заучивании стихов например К. И. Чуковского «Айболит» или Г. Остера «Вредные советы»?)

6.Пользуясь случаем, хочу сказать… (Если есть что сказать учителю, не стесняйся, напиши, какие проблемы у тебя возникают при заучивании стихотворения наизусть?)

Инструкция к анкете

1.Отвечай, пожалуйста, на вопросы честно. Если не знаешь, что сказать, пропусти вопрос, вернись к нему еще раз в конце работы.

2.Подписывать анкету необязательно. Лучше отвечать анонимно, но откровенно!

3.Помни, что анкету обрабатывать будут твои товарищи, пиши разборчиво!

ПАМЯТКА

«КАК ЛЕГЧЕ ВСЕГО ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ»

  1. Прочитай стихотворение эмоционально, с выражением (лучше если это сделает сначала учитель, а затем ты самостоятельно 3-4 раза).

  2. Посвяти свое стихотворение кому-либо (прочитай обращаясь к кому-либо -учителю, одноклассникам, если дома -родителям или своему отражению в зеркале).

  3. Незнакомые слова лучше сразу разъяснить! (это может сделать учитель, толковый словарь или интернет)

  4. Читай стихотворение несколько раз медленно, расставляя смысловые акценты. Пояснить и запомнить, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

  5. Нарисуй стихотворение в общих чертах на листе бумаги, и в это время прочти ещё несколько раз.

  6. Закрой глаза и попытайся представить то, что ты только что рисовал при этом вспоминая строчки из стихотворения.

  7. Если у тебя успешно получился пункт № 6 памятки, то тебе осталось закрыть учебник и повторить 2-3 раза, в первый раз быстро, затем с выражением.

Если ничего не получилось, возвращайся к пункту № 4 и продолжай вновь работу.

Удачи тебе во всем!

infourok.ru

Зачем учить с детьми стихи? | Обучение

Если кто-то со мной не согласен — поспорьте, но сколько раз я пыталась проводить подобный «эксперимент», всегда оказывалось, что большинство не может вспомнить больше 3−4 строк, и почему-то чаще всего это оказывались строчки А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем случае — «Села муха на варенье…». Больше стихов помнят люди старшего поколения, потому что во времена нашего школьного детства учить стихов наизусть задавали много. А детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное — заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, школьника, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.

Когда начинать учить с ребенком стихи? А чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в люльке, вы ему напеваете колыбельную — это ведь тоже стихи. Декламируете ритмичные: «Идет бычок, качается», «Я люблю свою лошадку», «Наша Таня громко плачет», и т. д., можно и нараспев, как песенку. Старший внук засыпал под пушкинские «У лукоморья дуб зеленый…» Дети любят слушать стихи больше, чем прозу. Недаром, многие детские авторы писали и пишут сказки, рассказы для детей в стихах. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании, и когда дитя немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые четверостишия.

Мой старший сын в два с половиной года знал уже много маленьких детских стихов, особенно Агнии Барто, и с удовольствием их рассказывал, когда мы ходили гулять. А еще ему нравилось, когда мы записывали его «выступление» на магнитофон (тогда еще бобинный). Был стимул — мы отправляли запись папе в море. Не все, но некоторую часть записей мне удалось сохранить, переписав на кассету. А при нынешнем обилии всевозможной аудио- и видеотехники в семьях, легко можно увлечь детей заучиванием стихов, затем устраивая с ними запись, импровизированные концерты.

Большинство детей очень любят такие мероприятия, и стихи учат с большой охотой. В 4−5 лет дети уже могут выучить по 3−4 четверостишия. Если дети ходят в детский сад, там обычно к праздникам поручают выучить несколько строчек, но не все малыши могут читать стихи при скоплении людей, многие очень стеснительны. Поэтому надо заниматься с детьми дома. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для последующего школьного обучения объем памяти. Идете в выходные дни гулять — по дороге читаете стихи, потом повторяете вместе с ребенком под счет шагов — ведь стихи так ритмичны!

Идеально воспринимаются и подходят для заучивания произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой, Сергея Михалкова, а из классиков — отрывки из произведений А. С. Пушкина, Н.А. Некрасова. Мои дети рано выучили «Однажды в студеную зимнюю пору …» — отрывок из поэмы «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объёмные стихи, но и разные правила, формулы.

Хвастаться, конечно, не хорошо, но скажу, что, несмотря на солидный возраст, у меня отличная память. Я помню дни рождения всех своих многочисленных родственников (а их около 80 человек) и подруг, помню формулы из математики, и американскому внуку-десятикласснику помогаю решать задачи, знаю множество стихов и тексты песен. И все это благодаря тому, что в раннем детстве мама и бабушка учили меня тем стихам, которые знали сами, а также русским народным песням, пословицам и поговоркам. Конечно, они не знали стихов ни Чуковского, ни Барто или Маршака. Да они вообще не знали, кому принадлежат те или иные строки. Но мне очень нравились и остались в памяти стихи про незадачливого слугу, который не знал, как чай варить:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить.

Взял я все на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок,
На приправу перцу, луку
И петрушки корешок.

На огонь его поставил,
Все лучинкой помешал,
Потом мучкою заправил
И начало чай принял.

Чай мой вышел объеденье!
Раза два прокипятил
И немного, в украшенье,
Сверху маслица подлил.

Снял я пену понемногу,
Принес в горницу на стол,
Положил тарелку, ложку,
Тут и барин подошел.

«Чай готов, извольте кушать», —
Снял я с барина пальто. — 
«Молодец, всегда так слушай, —
Он сказал — хвалю за то».

Стихотворение длинное, с печальным концом — барин наказал слугу и поколотил его. Кое-что уже позабылось, но не так давно, подбирая стихи для своих учеников, нашла его в интернете полностью. Так обрадовалась, как будто снова услышала голос бабушки. А еще врезались в память «Тень-тень, подтетень, выше города плетень…», «Раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой…», «А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети, не расстанемся с тобой ни за что на свете!», и многие другие.

Сейчас, занимаясь русским языком с детьми в Хьюстоне, я непременно даю им учить стихи. Меня удивляло, когда дети впервые приходили ко мне на занятия, что почти никто из них не знал ни одного стихотворения. В американских школах стихов не задают учить, а родители, видимо, тоже не учили ничего с детками. Учим мы с детьми 5−7 лет стихи так. Сначала я читаю вслух. Потом объясняю значение новых, непонятных слов (двуязычным детям часто не все русские слова понятны). Потом читает ученик, иногда медленно, по слогам. Потом еще раз читаю сама. А потом пробуем повторять вместе, по строчке. «Начерно» стихотворение из 2−3 куплетов выучиваем довольно быстро, потом дома ребенок доучивает, и на следующем занятии уже проверяю его. Можно еще дать переписать, некоторые дети лучше запоминают, когда переписывают. Если стихотворение переписать крупными буквами и повесить дома у кровати ребенка или над рабочим столом, то оно невольно читается многократно и легко запоминается.

Так что прислушайтесь, молодые родители, к моему совету — учите с детьми стихи, потом дети будут благодарны вам за это.

shkolazhizni.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.