Юрий ключников стихи


Юрий Ключников

Юрий Михайлович Ключников ‒ поэт, философ, эссеист, переводчик, путешественник родился в рабочей семье 24 декабря 1930 года в городе Лебедин (Восточная Украина). В 1941 году вместе с родителями был эвакуирован: вначале – в Саратовскую область, а в 1942 году – в Кузбасс. Сейчас живёт и работает в Новосибирске.

Стихи начал писать с 12 лет. Во время войны в 13-летнем возрасте несколько месяцев трудился в качестве ученика токаря на заводе «Красный Октябрь» в шахтёрском городе Ленинск-Кузнецком.

Окончил филологический факультет Томского университета. Работал учителем литературы, директором школы, журналистом в газете, радиокорреспондентом, а также кинохроники, редактором издательства «Наука» Сибирского Отделения РАН. В 1979 году был обвинён в идеализме и богоискательстве и после трёхлетних партийных разбирательств уволен с работы, затем 6 лет трудился грузчиком на хлебозаводе.

В годы перестройки издавал книги по духовной культуре Востока, Запада и России. Публиковался в центральных литературных журналах и изданиях. С 1990-го по 2017 Ю. Ключников опубликовал 20 книг стихов, публицистики и прозы.

Творчество Ю. М. Ключникова высоко оценивали такие известные литераторы России, как В. Астафьев, В. Кожинов, В. Солоухин, Л. Аннинский, Е. Евтушенко, А. Казинцев, В. Бондаренко, В. Курбатов, В. Сидоров и другие.

Лауреат III Славянского литературного форума «Золотой Витязь», лауреат литературной премии им. Н. М. Гарина-Михайловского. Герой документального фильма «Белый остров» (режиссёр В. Тихонов), награждённый специальным дипломом «За философский и поэтический поиск» на Международном фестивале «Золотой Витязь».

 

Станислав Золотцев:

Восхождение новосибирского учителя, редактора, журналиста (а ряд лет ‒ волею недобрых сил ‒ и грузчика, ибо куда ещё податься изгнанному за «инакомыслие»), а затем и общественно-культурного деятеля Юрия Ключникова к поэзии было и остаётся, по существу, стезёй обретения веры. Он пришёл к высокому уровню стиха уже в очень немолодом возрасте, когда России, как хлеб насущный, необходимо слово, исполненное мужества и мудрости. Его и дарит нам Юрий Ключников. (2005).

 

Валентин Курбатов:

У нас уж лета-то вон какие, и поэтический «дневник» Юрия Ключникова (а это «дневник» зоркого, не дающего себе отдыха человека) горчит и саднит, как старая рана, но, к русской чести, «не уходит в запас»... Мне нравится, что Ключников в последние годы пишет порой не по одному стихотворению в день, отодвинув публицистику и литературное ведение, потому что стих вернее держит дыхание жизни, её пульс. Золотое качество Ключникова в том, что он не спрямляет дорог и в гордости империей и русским человеком глядит на этого человека без лести. (2013).

 

Владимир Костин:

За словами «Поэзия Юрия Ключникова» встаёт огромный мир, огромный хор поэзии, мировой и российской, от Пушкина до суфиев, мир евразийски выразительный – мир влюблённого в поэтическое слово читателя и ответственного посредника, своеобразного гида на его маршрутах. И здесь не может не поражать широта эстетического зрения Ключникова и его принципиальная гармоничность. Это мир его предпочтений, его избраний, но это цельный мир, диалогически связанный и ощутимо полный, онтологически и художественно самодостаточный. (2015)

 

Аида Соболева:

Когда читаешь стихи и прозу Юрия Ключникова, не покидает ощущение, что он будто светится от любви ко всем, о ком пишет, при этом отлично видя все несовершенства и отдельного человека, и окружающего мира. Он, как добрый дервиш странствует по жизни, с ироничной улыбкой превозмогая все трудности своего Пути, и открывая читателю невидимые двери. На меня произвела очень сильное впечатление его книга «Я в Индии искал Россию». Это особый жанр – описание путешествия и по стране, и по времени, и в духовном пространстве. ( 2017)

 

Сергей Маркус:

Радостно быть современником Юрия Ключникова. В нём раскрывается новый тип русского человека.

Это истинно русский ‒ в служении своему народу и своему языку. И это всечеловек ‒ в лёгкой и радостной открытости французскому, индийскому, иранскому... Недаром же Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости русской души» в Пушкине. Но ведь Пушкин лишь только начал открывать многие горизонты... и многое не успел. Так и Ключников ‒ и не успел и... не успеет. Отчего же так? Да оттого, что человек, нами видимый сегодня, не вечен ‒ но, причастный вечности, проходит сквозь множество слоёв времени.

Очевидно, что и сибиряк Юрий Ключников до появления в России прошёл многие круги культур, языков и разных народов ‒ отсюда и внутренняя память, и любовная отзывчивость. Очевидно, что возраст не умалит в нём жадности открытий и он пройдёт ещё множество странствий, которых мы здесь не увидим.

А новизна для нас вот в чём: русское общество не позволяло ранее быть личности одновременно сразу в нескольких измерениях. Западное и восточное, христианское и исламское, да ещё индуистское... советское и древнерусское... Ничто не исключает ничего. Мир целостен, полифоничен, хоть для удобства познания и разложен по полочкам.

Ключников ‒ русский всечеловек, многогранный, до конца невоплощаемый. Он каждому из нас показывает: не бойся быть искрой Вселенной, которая жаждет в тебе отразиться! (2017)

 

Мария Бушуева:

Ю. М. Ключников не просто сохраняет свой мудрый идеализм, но борется за него, и в эпоху победившего китча и постнуара, в которую, если искусство не заигрывает со злом, оно начинает казаться обывателю несовременным, упорно отстаивает разумное, доброе, вечное, отдавая приоритет высокому, и, как в жизни, так и в искусстве, ориентируясь на «чистейшей прелести чистейший образец», противоположный, а отнюдь не близкий гламуру.

Что касается его партийной истории, то нужно сказать, что Юрий Ключников не извлёк из своего инакомыслия и конфликта с тогдашней властью никакой практической пользы, не получил даже малейшей выгоды. Потому что действительно был и остаётся идеалистом – то есть представителем той уникальной породы истинных «аристократов духа», которые всегда были в меньшинстве, а сейчас становятся и вообще раритетом. Но без такого идеалистического слоя народа просто нет. И, конечно, он остался верен своим идеям.

Подборки стихотворений
Поэмы, новеллы и стихи в прозе
Репортажи, рецензии и обзоры

45ll.net

Все стихи Юрий Ключников

Золотое озеро

 

Это озеро с давних времён

Нарекли золотым.

Смуглолицый пришелец

Склонился однажды над ним.

Не увидел ни синего неба,

Ни сосен, ни гор ‒ ничего.

Затуманенный взгляд

Опрокинул в себя самого.

‒ О, великие боги, ‒ вскричал он, ‒

Да буду во веки могуч!

И ударил огонь

Из внезапно нахлынувших туч,

Раскололась гора,

Поднялись водяные валы,

И к ногам чужестранца

Скатился обломок скалы.

Серый войлок ущелий

До времени тайны хранит,

Зазвенело зубило

О посланный небом гранит.

Волны бились в закаты,

И месяц по зыби скакал,

Дни и ночи в скале

Чужестранец себя высекал.

И заметило солнце

Труды над пустынной водой,

И скала-истукан

Засверкала, вдруг став золотой.

Потекли богомольцы

В безлюдные эти места

Замереть у червонных ступеней,

Приложив к ним сухие уста.

О, Причина Причин!

Как познать мне твой огненный зов?

Утомилась душа чужеземца

От долгих трудов,

И когда она, тело покинув, в иные

Миры отошла,

Златоликая статуя

Вздрогнула и ожила.

Стали внятны ей шёпот травы

И знаменья подземных Владык,

И небесных светил

Терпеливый и грозный язык,

И желанья паломников,

Долу клонящих бледные лбы.

Только не было сил

Отвечать на мольбы.

Как сказать этим смертным,

Простёршимся в прахе у ног,

Что открыты им всюду

Безмерные свитки дорог,

Что великое счастье богов ‒

Обрести эту слабую плоть.

И вскричал истукан:

‒ О, господь!

…Пахнет гарью,

И месяц серебряной лодкой

Плывет по волне,

Смытый каменным ливнем

Покоится идол на дне.

А бездонное небо над ним

Приглашает опять

Чело-вечную тайну понять.

45ll.net

Сегодня моему отцу, поэту Ю.М. Ключникову 85 лет!: kluchnikov_s — LiveJournal

Сегодня поэту Ю. М. Ключникову 85 лет!

Сегодня 85 лет моему отцу- Юрию Михайловичу Ключникову, замечательному русскому поэту, публицисту, переводчику, путешественнику, автору 20 книг стихов, прозы и эссеистики, человеку с исключительно интересной, сложной и яркой жизнью, о которой нужно рассказать отдельно.

Страна не знает своих героев, экран забит кем угодно, потому не могу не рассказать о своем отце, оказавшем на меня огромное влияние. Отец в строю и работает в своем почтенном возрасте по 12 часов за письменным столом, буквально две недели назад закончил сборник вольных переводов суфийской поэзии «Караван вечности», с которым вскоре можно будет познакомиться.

Как литератор, Ю.М. Ключников получил признание очень поздно: партийное дело, которое было на него заведено отразилось на всей его жизни, достаточно сказать, что в Союз писателей России он вступил в возрасте 74(!) лет. Тем не менее его поэзия и публицистика Юрия Ключникова была высоко оценена такими известными литераторами разных направлений, как В. Астафьев, В. Солоухин, В. Кожинов, Ю. Селезнев, В. Сидоров, Е. Евтушенко, В. Лихоносов, А. Проханов, В. Бондаренко, Л. Аннинский, В. Смирнов, Г. Иванов, В. Калугин, Э. Балашов, А. Парпара, С.Золотцев, В.Курбатов, Л. Ханбеков, Ю. Линник, В. Костин, народными артистами В. Лановым, А. Ливановым, Ал. Михайловым, Н. Бурляевым, В.Бортко. Его стихи звучали в Госдуме, вечера поэзии Ю. Ключникова с успехом проходили на таких творческих площадках столицы как Центральный Дом литераторов (ЦДЛ), Центральный дом журналистов (Домжур), Центральный Дом работников искусств (ЦДРИ»), Дипломатическая Академия, литературная гостиная Союза писателей России и множество московских библиотек. Его французские переводы, а также вольные переводы суфийской поэзии вызвали интерес со стороны международных литературных кругов, ученых, культурных дипломатических представительств.

О нем снят фильм режиссера Вячеслава Тихонова «Белый остров», получивший специальный диплом «За философский и поэтический поиск» на Международном кинофестивале «Золотой Витязь», ссылка на который лежит в конца этого материала. Там же находятся ссылки на его стихи и переводы французской и суфийской поэзии

Он родился в рабочей семье на Украине, во время войны вместе с родителями покинул Харьков, когда в город уже входили немцы, был эвакуирован в Кузбасс. Отец относится к поколению детей войны, был работником тыла, в 13 лет несколько месяцев работал учеником токаря. С детства его тянула к себе литература, поэзия. Стихи Юрий Ключников начал писать с 12 лет, посещал литературный кружок в Ленинске-Кузнецком, публиковался в местной печати. В 1949 году он поступил в томский университет на филологический факультет, который закончил в 1954 году. Затем работал корреспондентом многотиражных газет в Ленинске-Кузнецком и г. Кемерово, сельским учителем, завучем и директором школы.

После переезда в Новосибирск в 1960 году Ключников работал радиожурналистом. В первый период своего профессионального становления он успешно двигался по ступеням журналистской карьеры и в 1964 году во время «оттепели» был даже направлен в Москву на двухлетнее обучение в Высшую партийную школу при ЦК КПСС на факультете журналистики.

Там Юрий Михайлович усовершенствовал свое образование и знание французского языка во время работы в «Интуристе». Непосредственное общение с французскими туристами, среди которых были профессора из Сорбонны, журналисты, интеллигенция, помогло ему познакомиться с неизвестными в СССР поэтами Франции, ее певцами (Адамо, Брассенсом, Брелем), с книгой Сартра «Что такое литература?», что пробудило его интерес к поэзии французов. В будущем, спустя много лет, Юрий Ключников перевел на русский язык 250 стихотворений 57 французских поэтов XII—XX вв. и выпустил книгу переводов «Откуда ты приходишь, красота?» – самая крупная антология французской поэзии до и после революции, выполненная одним человеком, охватывающая период целых восемь веков.

Знакомство с закрытой для большинства людей мировой философской мыслью и религиозными источниками благодаря доступу к фондам Спецхрана Ленинской библиотеки повлияло на мировоззрение будущего поэта. Оставаясь государственником и приверженцем социалистических идей, Юрий Ключников увидел бесперспективность жесткого советского атеизма. Затем, в 1966 году, вернулся в Новосибирск, где работал главным редактором Новосибирского радио, Западно-Сибирской студии кинохроники, выпускал восточную литературу в Сибирском отделении издательства «Наука».

В конце 1970-х Ю. Ключников всерьез занялся богоискательством, восточной философией, учением Н. К. Рериха, о чем открыто заявил, написав вместе с единомышленниками предложения о пересмотре идеологических основ страны и одухотворении марксизма. Этот документ был направлен в высшие органы власти. Возникло громкое партийное дело. В 1981 году после трехлетних партийных разбирательств (дело доходило до ЦК и Политбюро!) и более 70 партсобраний, где от Ключникова требовалось партийное покаяние был обвинен в идеализме и богоискательстве.

Поскольку «покаяние» не последовало и Юрий Ключников не отказался от своих убеждений, он как человек с идеалистическим мировоззрением был уволен из издательства с формулировкой «строгий выговор» и запретом работать по специальности. С 1983 года и до выхода на пенсию в 1991 году в течение 8,5 лет поэт работал грузчиком и такелажником на новосибирских заводах.

На протяжении многих лет Юрий Михайлович Ключников занимался темой Востока: его философией, искусством, духовными практиками. В течении десяти лет водил группы на Алтай.

Мой отец – страстный путешественник. В течении десяти лет водил людей в духовно-экологические путешествия по горам Алтая. В свои восемьдесят лет он мог совершить вот такие поездки и конные маршруты по весьма непростым горным дорогам.

Совершил шесть поездок в Индию и две поездки в Непал, где поднимался на высоту более 4000 метров и посещал духовные ашрамы, встречался с мудрецами и святыми, в том числе и теми из них, кто входит в число 108 Махатм, управляющих духовными процессами в Индии. Результатом этих поездок стала книга путешествий «Я в Индии искал Россию: странствия по Ариаварте». В течение длительного времени Ключников изучал индийскую, китайскую и персидскую поэзию, писал стихи-подражания поэтам-суфиям, но к созданию книги их переводов приступил уже в последние годы.

Приведу несколько стихотворений и переводов отца с короткими комментариями известного критика Владимира Бондаренко, написавшего к юбилею моего отца статью о нем:

«Поэзию Юрия Ключникова можно назвать поэзией русского сопротивления той пошлости и тьме, которая обступила Россию и пытается лишить её исторической перспективы. Разве не об этом строки поэта, написанные ещё десять лет назад до всяких санкций:

Пора закончить долгий спор с Европой,

Дуэль рассудка с высотой души.

Нам главное – родного неба шепот

И сказок наших старых миражи.

Мечта сильнее истины гниенья,

В ней проступают знаки новых вех.

Нас окружили крысы и гиены.

Ну что ж, посмотрим, кто одержит верх.

Или другие строки – в стихотворении, которое обращено к молодым людям нашей страны:

МОЛОДЫМ

Поучать не хочу,

Жизнь сама вас научит:

Обломает рога,

Шоры с глаз уберёт.

Есть у каждой эпохи и солнце, и тучи,

Есть у каждой души свой крутой поворот

Или вверх, или вниз,

Остальное – детали…

Вон Георгий опять поднимает копьё.

Мы Россию в боях никому не отдали,

Вы на ваших торгах не продайте её.

Вот один из переводов баллады Франсуа Вийона, посвященной парадоксам бытия:

БАЛЛАДА ИСТИН НАИЗНАНКУ

Куда приятней запах сена

Травы, которая растёт.

Милей земные перемены,

Чем неподвижность всех высот.

Любая жизнь опасней тлена,

Клочок земли важней вселенной.

Нам глупость знания несет.

И лишь влюбленный знает всё.

Венера рождена из пены.

Цветок сухой сулит нам плод.

Огонь выходит из полена.

В морозы тело солнца ждет.

У верности сестра – измена.

Свобода зреет в муках плена.

Несчастье радости пасет.

И лишь влюбленный знает всё.

Хмельному море по колено.

Хромой свой дом скорей найдёт.

Нахальный молится смиренно,

Когда увидит смертный вход.

Разрушит жизнь любые стены,

Фома уверует мгновенно,

Его сомнение спасёт.

И лишь влюблённый знает всё.

Кто путь земной прошёл без крена?

Наверно, полный идиот.

Жизнь – неизменная арена

Для истины наоборот.

Вращают спицы колесо.

И лишь влюбленный знает всё.

С третьей книгой Юрия Михайловича «Караван вечности» я познакомился в рукописи. В ней переводы 24 поэтов суфийской традиции (Персия, Индия, Средняя Азия) и около 500 их стихотворений и миниатюр. Хронологически – это ещё более объемный период – целых 13 веков!

Приведу перевод стихотворения индийского суфия 19 века Мирзы Галиба, удивляющего нас своим толкованием джихада как внутреннего усилия души, но никак не внешнего, мстительно-кровавого и связанного с современным толкованием этого понятия:

Не дай собою овладеть сомненьям,

Бесцельными дорогами блуждать.

Приходит время отвердеть стремленьям.

Познание не может долго ждать.

Есть тайны в том, что очевидно глазу,

Загадки есть и глубоко внутри.

Пока не подступил к разгадкам разум,

Во все глаза на дивный мир смотри.

И если в суть вещей не можешь вникнуть,

Ищи повсюду в ликах красоту.

Когда-нибудь сумеешь ты воскликнуть:

«Я, наконец, обрёл свою мечту!».

Пускай ещё не солнечное утро

Умей ценить неяркий лунный свет

Учись распоряжаться жизнью мудро.

Она одна, другой сегодня нет.

В твоей душе сражаются надежды

Со страхом оступиться на пути.

Джихадом самого себя утешь ты,

Или победу в смерти обрети.

Поэтическое наследие Франции, подвергающейся мусульманскому нашествию, суфийская лирика – сакральная суть ислама и наша страна в эпицентре этого столкновения, – насколько современно всё, что пишет и переводит поэт! Его трилогия – это беспрецедентная попытка поэтически осмыслить тему Восток-Запад-Россия».

Ссылка на фильм «Белый остров»

https://my.mail.ru/community/jiva_etic/123DAA4903815154.html

Интернет-страницы Ю.Ключникова

http://korni.kluchnikov.ru/

http://www.stihi.ru/avtor/kluchnikov

http://www.rospisatel.ru/kljuchnikov-stihi.htm

kluchnikov-s.livejournal.com

Ключников Юрий Михайлович — Википедия

Ключников Юрий Михайлович
Дата рождения 24 декабря 1930(1930-12-24) (89 лет)
Место рождения Лебедин
Гражданство Россия
Род деятельности публицист, поэт, переводчик
Супруга Ключникова Лилия Ивановна
Награды и премии

Лауреат III Славянского литературного форума «Золотой Витязь» Лауреат литературной премии им. Н.М. Гарина-Михайловского Лауреат премии Союза писателей России (2016) Премия "Золотой Дельвиг"-2015 (сборник стихов) - шорт-лист «Большая литературная премия России» (2016) - шорт – лист Премия "Словес связующая нить"(2019)

Юрий Михайлович Ключников (род. 24 декабря 1930 года, Лебедин, Сумская область, УССР) — публицист, поэт, переводчик, путешественник. Член Союза писателей России, Союза журналистов России. Академик Петровской академии наук и искусств.

Родился в рабочей семье 24 декабря 1930 года в городе Лебедин, где жил до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году вместе с родителями эвакуирован: вначале — в Саратовскую область, а в 1942 году – в Кузбасс. Работник тыла: во время войны в 13-летнем возрасте несколько месяцев был учеником токаря на заводе «Красный Октябрь» в шахтёрском городе Ленинске-Кузнецком.

С 1942 года живёт в Сибири. с 1960 года - в Новосибирске.

Окончил филологический факультет Томского университета.

Работал учителем литературы, директором школы, журналистом в газете, радиокорреспондентом, главным редактором Новосибирского областного радио и Западно-Сибирской студии кинохроники, редактором издательства «Наука» СО РАН.

В 1979 году был обвинен в идеализме и богоискательстве и после трехлетних партийных разбирательств уволен с работы, вследствие чего шесть лет трудился грузчиком на хлебзаводе. В годы перестройки издавал книги по духовной культуре Востока, Запада и России. Публиковался в центральных литературных журналах и изданиях,совершил ряд экспедиций по высокогорным местам Алтая, Индии, Непала, поднимался на высоту более 4000 метров.

Автор 16 книг стихотворений, прозы и публицистики.

Публиковался в журналах: «Наш современник», «Сибирские огни», «Литературная учёба», «Московский Парнас», «Пушкинский альманах», «Наука и религия», в газете «День литературы» и пр.

Герой документального фильма «Белый остров» (режиссер — В. Тихонов), награжденного специальным дипломом «За философский и поэтический поиск» на Международном фестивале «Золотой Витязь».

Книга «Караван вечности: вольные переводы суфийской поэзии VIII- XX века» в 2016 году была представлена на Международной книжной ярмарке в Тегеране.

Жена Ключникова Лилия Ивановна — художница, руководитель региональной общественной организации «Русский клуб». Сын Сергей (1956 г.р.) — психолог, философ, издатель. Дочь Марина — журналист.

«Лики» (1993 г.)

«Белый остров» (2000 г.)

«Поэт и фея. Эзотерическая сказка о странствиях души в мирах видимых и невидимых» (2004 г.)

«Стихия души: опыт постижения» (2005 г.)

«Годовые кольца» (2006 г.)

«Я в Индии искал Россию» (2009 г.)

«Лики русской культуры» (2009 г., 2012 г.)

«Русское окно: душа в потоке перемен» (2010 г.)

«Осенняя молитва: лирический дневник» (2011 г. )

«Дом и дым: лирические итоги» (2013 г.)

«Музыка цвета и слова: небесная Россия» (2014 г. )

«Откуда ты приходишь, красота?» Вольные переводы французской поэзии XII-XX веков (2015 г.)

«Душа моя, поднимем паруса!» Стихи и переводы. Избранное (2015 г.)

«Караван вечности», сборник вольных переводов суфийской поэзии VIII- XX веков (2016 г.)

«Предчувствие весны: воспоминания и размышления поэта о времени и судьбе» (2017 г.)

«Поднебесная хризантема. 30 веков китайской поэзии» (2018 г.)

Виктор Астафьев:

«Каким-то кружным и долгим путём до меня дошли Ваши стихи, и прочёл я их с удовольствием... Среди них есть стихи совершенно зрелые, крепкие по мысли и форме». (1981)

Вадим Кожинов:

«Творчество Юрия Ключникова с его ясностью поэтической воли очень нужно современной России». (2000)

Станислав Золотцев:

«Восхождение новосибирского учителя, редактора, журналиста (а ряд лет — волею недобрых сил — и грузчика, ибо куда ещё податься изгнанному за «инакомыслие»), а затем и общественно-культурного деятеля Юрия Ключникова к поэзии было и остаётся, по существу, стезёй обретения веры. Он пришёл к высокому уровню стиха уже в очень немолодом возрасте, когда России, как хлеб насущный, необходимо слово, исполненное мужества и мудрости. Его и дарит нам Юрий Ключников». (2005)

Владимир Бондаренко:

«Юрий Ключников, живя в Новосибирске, никак не может считаться неким «областным» писателем. Творчество поэта, философа, публициста, русского подвижника и пассионария, явно недооценённого в отечественной литературе,— это некая эстафетная палочка нашим культурным наследникам, перекличка века двадцатого с веком двадцать первым, с новым тысячелетием». (2007)

Лев Аннинский:

«Юрий Ключников — замечательный сибиряк, «весёлый странник золотого века», сумел выносить в душе и явить в творчестве истинно русское, то есть непоколебимо православное, мироощущение и по сей день является хранителем этого непобедимого образа мыслей. Тысячи своих строк он выдержал в рамках державинско-пушкинской традиции, не польстившийся ни на какие авангардистские уловки. В его душе всегда жило ощущение некоего высшего начала, в свете которого получают смысл и советская власть (другой нет), и христианское вероучение («Фаворский свет»)». (2010)

Владимир Смирнов:

«Слово Юрия Ключникова — живое свидетельство о путях и перепутьях своего и чужого, родного и вселенского. В его стихах «дышит почва и судьба». А это вековечный «патент на благородство», как писал некогда старинный русский поэт Афанасий Фет». (2011)

Николай Серебрянников:

Книга «Караван вечности» — настоящее историческое исследование: отбор имён и произведений — это работа знатока и художника. Книга, созданная Юрием Ключниковым, раскрывает духовные запасники мусульманского Востока, парадоксально активизировавшиеся в конце XX-го века. Она — итог долгого пути, результат проникновения в душевный строй чужой, казалось бы, далёкой культуры.

ru.wikipedia.org

Стихи Ю.М. Ключникова - Художник и Поэт: творчество Лилии Ивановны и Юрия Михайловича Ключниковых

1 Таланты русские 3236
2 Песнь 3050
3 Не за тем, чтоб с грехами расстаться 2923
4 Мы тебя отстоим 2882
5 Подснежник 2927
6 В бессердечной нынешней пустыне 2140
7 Тебе, победа 1904
8 Придя в сей мир с отчаянной звезды 2898
9 Вот сердце и рука. Но почему 1870
10 Огонь свечи… Извечная мечта 1829
11 Что делать… Я сижу на берегу 1458
12 Зачем, Бог весть, нам радость впереди 1460
13 Мы птахи перелетные Начал 1602
14 Тоскуем вместе. Неба синевой 1383
15 Не жалей на женщину любви 1522
16 Ax, власть советская, твой час 2139
17 В защиту Обломова 1701
18 Комаровка 1383
19 В памяти застрял светло и немо 1772
20 Когда построим Башню-Истину 1416
21 Парень 1363
22 Звенит печаль легко и строго 1345
23 М. Н. Красильниковой 1371
24 На гранях мирового слома 1333
25 Ю. Кузнецову 1473
26 Мне привиделось желтое небо 1402
27 Исповедь графомана 1290
28 Нам правило старинное знакомо 1384
29 Елабуга 1504
30 В тягостном душевном запустенье 1562
31 Андрей Рублев 1655
32 Князь Игорь 1381
33 Маршал 1371
34 Верико Анджапаридзе 1520
35 Поэт 1369
36 Генерал 1495
37 Стихов забытых томик древний 1524
38 Вечер на реке Онон 1860
39 Когда подступит к сердцу хаос 1388
40 Полинялой собакой рыжей 1338
41 Заговори о Боге, о любви 1445
42 Осенний лёт 1331
43 Романс крестоносца 1365
44 Биенья 1518
45 Стихи о конце света 1455
46 Стихи, прочитанные на партсобрании, где меня исключали из партии 1915
47 О, Катунь! 1342
48 Алтайский бог 1669
49 Утро на Катуни 1351
50 Звезда 1438
 
Страница 1 из 6

korni.kluchnikov.ru

Юрий КЛЮЧНИКОВ. «Корни» и другие стихи

* * *

 

В деревянном старом доме

Мы ночуем на соломе,

В этом доме домовые

До утра в сенях стучат.

Что-то очень дорогое

И родное сердце ловит

Друг у друга в потонувших

В черном омуте очах.

Не спугнуть бы только словом,

Даже вздохом, даже думой

Из глубин души поднявшееся

Чистое тепло.

Много лет назад за Волгой

Или, может быть, под Тулой

Пролилось оно на сердце

И на дно его легло.

Мы его похоронили,

Нам казалось, и надолго

Заросло оно рубцами,

Да, видать, не до конца.

И теперь опять под Тулой

Или, может быть, за Волгой

Всколыхнула души память,

Растревожила сердца.

Нам бы утром да при солнце

Улыбнуться бы друг другу

И запомнить, и запомнить

Полуночные глаза.

До свидания, деревня,

До свиданья пятый угол,

Там, где теплится лампада

И темнеют образа.

 

1990

 

Патмос на Катуни

 

Мы шли по лесу, осенью зажжённому,

мы подошли к висячему мосту,

и замерли на нём заворожённо,

робея наступить на красоту.

Река, замедлив бег и даже пятясь,

чертила бирюзовый серпантин.

В нём плыл подобьем струга чудный Патмос *—

как светлый вестник и такой один.

На струге этом службу нёс Макарий,

он завещал Алтаю Новый Свет…

В Катуни блики светлые мелькали,

как явленного будущего след.

Пылали всюду лиственницы жарко,

сбивая с кедров царственную спесь.

Владыка Хронос, ревностный служака

всех перемен,

как будто замер здесь.

Когда-то обещало Откровенье, -

земную и небесную войну, -

Она же здесь закатом багровела,

преображалась в мир и в тишину.

 

 

* Небольшой остров на реке Катунь в Горном Алтае, названный в честь греческого осторова Патмос, где согласно христианскому преданию последние годы жил и писал свое «Откровенье» апостол Иоанн. На острове, освященном в 1855 году был построен храм и его посещал митрополит Московский и Коломенский Макарий, «апостол Алтая». В 1920-е годы храм был уничтожен, а в 2000 году построен заново как храм апостола Иоанна Богослова

 

***

 

В голове у меня

Среди желто-зеленых сосенок

Протекает ручей,

Он ленив, словно пленная рысь.

Но ведь где-то бежит

По холодным камням, как бесенок,

И сверкает на солнце

Веселыми пятками брызг.

Это память меня

Возвращает на горные тропы.

…По компьютерным клавишам

Пленными пальцами бью,

Все пытаюсь вдохнуть

В черно-белые строгие строфы

Синь алтайских вершин

И сердечную нежность свою.

Состязаться с природой —

Привычное дело поэта

И, конечно, проигрывать

Спор в безнадежной борьбе.

О, ручьи!

О, Катунь!

О, Белуха!

Полцарства за это!

Но вторые полцарства

Оставлю стихам и себе.

 

2004

 

Телецкое озеро

 

Есть в наших играх еще не открытые козыри,

Есть на земле не затоптанные родники,

Есть среди гор сохраненное Господом озеро —

Светлый кристалл в темно-синей оправе тайги.

Гонят волну плавники белокрылого катера,

Гонит с волны восходящее солнце туман,

Гонит Алтай все печали мои перекатные

От Артыбаша до дальней реки Чулышман.

Золото лиственниц на берегах осыпается,

Золото солнца бликует на темной воде,

Золото радости в сердце моем просыпается.

Как не поверить спасенью души в красоте!

Пусть эта радость пребудет на сердце в сохранности,

Пусть это озеро смоет печали мои,

Пусть эти горы меня возвратят к первозданности,

К светлым истокам забытой Господней любви.

 

***

 

Ты вынырнул на свет порой морозной

не из утробы материнской, нет —

ты опустился вниз из пыли звёздной,

с гнездовий самой светлой из планет.

Из золотых берёзовых пастелей,

из пушкинских благословенных строк.

Но также ты возник из тьмы расстрельной

тридцатых, это тоже твой исток.

Сегодня он расписан по неделям

Твой марш-бросок последний на покой

Счёт потеряв надеждам и потерям,

надеюсь, ты не столь самонадеян,

чтобы сказать, а кто же ты такой.

 

Птица

 

На алтайской горе Филарет

В соснах прячется птица-поэт.

Спой мне, певчая горная птица,

О мечте, что должна воплотиться,

О сверкающем в синем эфире

Нам завещанном предками мире,

Где не будет вражды и тревог,

Спой мне, вещая птица вьюрок.

Спой о чудных закатных разливах,

Спой о звездах больших, точно сливы,

Спой о нежности и чистоте,

Об отшельниках новых в Мульте,

О тебе подпевающих немо

Белых водах святого Аккема,

Где однажды до Божьего гнева

Окрестили Адама и Еву.

Спой мне, птица, и душу встряхни

В наши песню забывшие дни.

 

2007

 

Звезда

 

Над Белухой вспыхнула звезда,

Что-то шепчет горным склонам глухо.

Что же ты услышала, Белуха,

Что нас ждет, надежда иль беда?

Над Белухой вспыхнула звезда,

Ловят свет алтайские озера,

Что-то здесь случится очень скоро,

Но тиха озерная вода.

Над Белухой вспыхнула звезда,

Мир подлунный в ожиданье замер,

Смотрят вверх тревожными глазами

Ледники, селенья, города.

Над Белухой вспыхнула звезда.

Сердце, ты одно звезду услышишь,

Мужеством и радостью утишишь

Пламена Последнего Суда.

Над Белухой вспыхнула звезда.

 

1982

 

Aз есмь!

 

Когда облечься письменною плотью

Пришел душе славянской звездный час,

Ту плоть Кирилл и брат его Мефодий

Определили первой буквой —

Аз.

«Аз есмь» — мой предок тонкой вывел кистью

Слова Творца, те самые, что Он

Вписал нам в сердце, как венец всех истин,

Как главный над законами Закон.

Летели годы, дни, Россия крепла

На радость Богу — сатане на страх,

То поднимаясь фениксом из пепла,

То падая опять почти во прах.

Когда же чужеземная зараза

Вползла незримо в русские сердца,

Мы отделили наше «я» от Аза

И первым поместили от конца.

Сегодня мир охвачен общим тленьем.

Но мы всему, что утеряло честь,

С российским нескончаемым терпеньем

Ответствуем уверенно:

— Аз есмь!

Жива души уступчивая сила,

Жива в душе торжественная песнь,

Жива Земля, пока жива Россия.

Аз есмь!

 

1982

 

***

 

Клок сена —

Зов пахучий лета —

Упал на синий санный след.

Примета памятная эта

Во мне живет уж много лет.

Да пара синих тонких лент

На весь великий белый свет

В душе струится много лет,

Хотя чего там только нет.

Итак, чадящий сорок первый

На искореженной земле,

И снег,

Торжественный,

Безмерный,

За Волгой в маленьком селе.

Трусит седой Серко в тумане,

Качает длинной головой.

И пахнут, о, как пахнут сани

Блаженной летней муравой!

А в небе синий столб висящий,

Не дым войны —

Но дым кизячный.

Да деревенская труба,

И снег, и сено с санным следом —

Как вековечная борьба

И неизменная победа.

 

1977

 

Красный закат

 

Красный закат. Он погоду к утру переменит,

В пламени алом купают бока облака.

Скоро их ночь в антрацитную пыль перемелет.

Ну а пока ослепительна красок река.

Светлое быстро темнеет в сгустившемся зареве,

Темное тонет в потоке багровых гримас.

Красное с черным всю скатерть небесную залили —

Словно хмельные гусары запели цыганский романс.

Хлюпнула громко под коркой ледовой водица,

Кто-то за дачным штакетником в лужу залез.

Вот промелькнула вдали одинокая птица,

Темная точка на светлом остатке небес.

Снова в Россию приходит эпоха загадок.

Время над ними тебе поразмыслить, поэт.

Красных за век повидал ты немало закатов,

Что же за ветер подарит нам завтра рассвет?

 

Вечер

 

Он пока еще дивно красив,

Весь светящийся и величавый.

Но уже из болотных низин

Выползают туманы-удавы.

И шуршат в камышовой тиши,

И ленивыми кольцами вьются.

И утиная стая спешит

Опуститься в озерное блюдце.

Он встречает доверчивых птиц

Канонадой дуплетов бездушных.

После в дымке озерной коптит

Бездыханные, влажные тушки.

Уходящему солнцу вдогон

Золотит по краям облака он,

Попивая лиловый кагор

Из хрустальных закатных бокалов.

Он волшебник, но что за резон

В его сполохах чудных и кратких?

Скоро спрячутся за горизонт

Все его мимолетные краски.

Что он может еще обещать

Уцелевшим от выстрелов уткам?

Бесконечную жажду прощать

В этом мире обманном и жутком?

Или веру великую, что

Непреклонны свободные ветры,

Что за темным флажком на флагшток

Непременно поднимется светлый.

 

Октябрьский этюд

 

Перелетная, серая стая

На речной опускается плес.

Трудно уткам, и речка устала

От небесных наскучивших слез.

Речке снятся белые планеры

Облаков высоко над ней.

Много раз ее осень ранила

Обещаньями светлых дней.

Много раз приносили ветры

Письма солнечные, но пока

Лес, как птица, нахохлил ветви,

И застыли на них облака.

 

Капли дождя

 

Дождь вторые сутки моросит,

по горам туман мохнатый бродит.

На Алтае скука не грозит

даже при неласковой погоде.

Слишком ярки здешние цветы

и нежны касания пространства

Я – в горах, далёко где-то ты,

мыслями лишь можем прикасаться.

Спрятавшись в палатке голубой,

слушаю, как бьют по тенту капли,

объясниться пробую с тобой

через тучки серенький кораблик,

Шлю с ним, как почтовые листки,

капли влаги на окно и в руки -

письмена весёлые тоски

о тебе, о нас и о разлуке…

Дождь вторые сутки моросит,

и внутри палатка запотела.

Скука, повторяю, не грозит,

светлая печаль - другое дело…

 

1997

 

Корни

 

И дух, и дых —

Родня по корню.

Душа, дыша, трепещет в нас,

Переболев, как в детстве корью,

Игрою слов, нарядом фраз.

И потому, чем дали мглистей,

Чем ближе осень, тем верней

Сквозь шорохи опавших листьев

Мы ловим шепоты корней.

 

moloko.ruspole.info

Астролог Татьяна Радея - Русская идея Юрия Ключникова

                    

 

      Юрий Михайлович Ключников. Новосибирск.2015г.    

                             МЫ  -  РОССИЯ

                             Берёзы и снега,

                           Озера и луга,

                           Приветливое солнце в поднебесье.

                           На много тысяч верст

                           Под тысячами звезд

                           Звенит моя Россия, словно песня.

                           По ней топтался вор,

                           Душил её измор,

                           Сгубить пытались дух её и тело.

                           Но нас нельзя убить,

                           Сгноить или купить,

                           А также в европейцев переделать.

                           Мы не грозим войной,

                           Мы не трясем мошной,

                           Улыбки и слова у нас не лживы.

                           Мы даже смертный час

                           Встречаем без гримас,

                            Мы верим в то, что вечно будем живы.

                            Березы и снега,

                            Озера и луга.

                            Небесная прохлада и отрада.

                            Нам не о чём грустить

                            И нечего просить.

                            Бог подарил России всё, что надо.

                                                       Юрий Ключников. (Сборник. « Русское окно» 2011г.)

 

 

                       Юрий Михайлович Ключников. г.Новосибирск

 

Впервые  судьба подарила мне встречу с замечательным русским интеллигентом,  поэтом, и журналистом, нашим земляком, новосибирцем Юрием Михайловичем Ключниковым в апреле 1989года

В то время  на волне перестройки появилась возможность узнать многое дотоле неизвестное, и для меня появилась возможность услышать о философском наследии семьи Рерихов и об Учении Живой Этики – по линии Общества советско-индийской дружбы в Областной библиотеке был проведён ряд встреч и цикл лекций об Учении Живой Этики, как раз в предпасхальную страстную неделю.

Ведущим одной из встреч  был Юрий Михайлович, который произвел на меня неизгладимое впечатление  своим глубоким, внутренним духовным стержнем, прекрасной неторопливой речью, своей истинной интеллигентностью.

Той самой интеллигентностью, о которой говорил Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Интеллигентность в моём понимании – это не только образованность, но и нравственные качества. Прежде всего, свобода. Интеллектуальная свобода человека. Когда он не подчиняется в своих воззрениях партийной принадлежности, классовым, сословным интересам. Когда он ищет истину вне зависимости от выгоды. Интеллигент – свободный человек. Свободный в своих умственных, человеческих исканиях, честный перед собой и перед людьми.»

Выступление Юрия Михайловича запомнилось мне навсегда. Желая познакомиться с недоступным на тот момент, я обрела целый мир, и своим проводником туда я считаю именно эту творческую личность.

Говоря об Учении Жизни ( другое название - Учение Живой Этики или Агни Йога) Юрий Михайлович привел слова  П.Ф.Беликова – ученика и биографа Н.К.Рериха:

 «Характеризуя историю появления Учений Елена Ивановна Рерих утверждала: “Учение Жизни, давая в соответствие с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: “Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить я пришел, но исполнить.”

Если проследим историческое появление великих Учений, мы увидим, что ко времени появления их, все до них бывшие Учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до неузнаваемости.

Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного Учения, до него бывшего,  но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений».

                                    

                                           Елена Ивановна Рерих

«Было Учение Будды, был Христос, была Французская Революция, остались ламаизм, христианская церковь, “свободное предпринимательство”. Что же не надо было Будды, Христа, Французской Революции ? Этого, пожалуй, никто не скажет.

Ничто новое не входит в жизнь без борьбы и без ошибок, но оно оставляет в истории свой неизгладимый след и воздействует на общественную мысль человечества.   

         Необходимость момента 2000 лет тому назад была совершенно иной, чем теперь. В то время давался максимум того, что нужно было усвоить человечеству; из этого максимума был усвоен минимум. Текущий момент требует не только повторения неусвоенного, но гораздо большего, и большее дается, не взирая на то, что большинством людей оно опять не будет принято.

Происходит то, что происходило раньше. Новое время открывает нам новые дали, и основные положения Бытия должны быть повторены в соответствии с новой космической эпохой жизни на Земле.

Решающим моментом эволюции никогда не были и не будут мировая политика или экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека способного мыслить космическими категориями. И в то время, когда на Земле ведутся споры между политическими партиями, решаются судьбы планеты в совсем другом плане. Очередная ступень эволюции - Космическая. И в первую очередь - Космическое сознание. К нему-то и готовит людей Учение Живой Этики или Агни Йоги.

Учение было дано заблаговременно,  и нет ничего удивительного, что переосмысления в человеческом сознании не произошло, во всяком случае, в массах.»

                    Книги  Учения Жизни и труды Н.К.Рериха  в Музее Н.К.Рериха. Новосибирск

 На  той же встрече Юрий Михайлович представил скрипача из Москвы  Сергея Королева, который играл на скрипке, читал стихи Н.К. Рериха  и показывал слайды с  его картин. Это был очень молодой человек с одухотворенным, спокойным лицом, но горящими глазами. Он  говорил о Живой Этике, как  проповедник, тихо, страстно, убежденно, и такой уверенностью и покоем наполнялась душа.                          

 Кто-то из зала спросил: «Вы ведь очень молодой человек, что для Вас значит Живая Этика?». Скрипач ответил : «Это духовная опора в жизни. Но огромная ответственность лежит на проповедниках Учения, ведь они ведут за собой людей.  И если их вера и знания не окрепли, они нарушают  карму свою и тех людей, что ведут за собой.

Каждый человек должен ставить себе цель, думать, куда стремиться и каждый день проверять себя, не отступил ли он от цели.

Три разрушительные страсти губят людей: власть, деньги и секс. Они разрушают психическую энергию человека. Нужно призвать в сердце мудрость, красоту и любовь, и каждодневным трудом совершенствовать себя. Каждый  из нас сталкивался с борьбой двух начал в себе: альтруистическим и эгоистическим. Часто задумаешь хорошее дело сделать, а потом сомневаешься: а стоит ли, так ли поймут?   Истинный воин за дело Света не должен быть эгоистичным.»

В дальнейшем были встречи с Юрием Михайловичем Ключниковым в актовом зале «Общества Знания», где проходили «Круглые столы»  по книгам Живой Этики, издававшимся при его непосредственном участии. Юрий Михайлович выступал всегда очень убедительно, ярко, просто  и негромко, рассказывал о своей практике  «умного делания» - Иисусовой молитвы. Как человек творческий и неутомимый исследователь, он не только хотел увидеть и познать сам, но и поделиться с другими.

Ю.М.Ключников и Л.И.Ключникова на выступлении Русского клуба. Новосибирск

 «И, наконец, Юрий Ключников начал совершать высокогорные духовно-экологические экспедиции на горный Алтай, к подножию горы Белухи, куда в течение 10 лет водил большие группы людей, численностью до 100 человек и более, а также по Индии и Непалу. Всего за эти экспедиции прошло около 1000 человек.»

Так пишет о своем отце   Сергей Юрьевич Ключников  в   предисловии издателя  «Жизнь и поэзия моего отца»   к новой книге Ю.М.Ключникова «Русское окно».                   

                                              ДОМ.

                         В горах Алтая дождь и гром

                        Меня укрыл пастуший дом.

                        Я там нашёл и стол, и печь,

                        И нары – двое могут лечь,

                        И куль картошки, и дрова,

                        Короче, всё, чем плоть жива.

                        А для души – окрест тайга,

                        И выше – скалы и снега,

                        И тучи темный меринос

                        Слегка касается волос,

                        И катит по вершинам гром :

                         - Ом –м-м !

                                                         Юрий Ключников (Сб. «Русское окно»)

 

«Нужно сказать, что Н.К.Рерих впервые открыл миру особую благодатность горного Алтая, святость этих мест. Под лучами алтайской благодати люди обновлялись духовно и даже физически, а для самого Ключникова Алтай сделался неиссякаемым источником поэтического вдохновения. В Индии же паломничество, как правило, включало в себя пребывание в Гималаях, в также посещение ашрамов и мест, связанных с Буддой, с Рерихами и с духовными учителями и подвижниками. Эти  путешествия сыграли важную роль в жизнях многих людей, помогли им выбрать жизненный путь» (С.Ключников. Жизнь и поэзия моего отца)

 

              Остров Патмос. Горный Алтай.

 

                       ПАТМОС  НА  КАТУНИ.

          Мы шли по лесу, осенью зажжённому,

          Мы подошли к висячему мосту,

          И замерли на нём заворожено, 

          Робея наступить на красоту.

          Река, замедлив бег и даже пятясь,

          Внизу чертила синие круги.

          Из них вставал подобьем струга Патмос –

          Наследник Иоанновой туги.

          Тугу на остров перенёс Макарий,

          Он завещал :

          В ней вспыхнет новый мир.

          Березы ноги белые макали,

          Минуя землю, в солнечный эфир.

          Пылали всюду лиственницы жарко,

          Сбивая с кедров царственную спесь.

           Владыка Хронос, ревностный служака

          Всех перемен,

          Не шелохнулся здесь.

          И всё, чем нас пугало Откровенье,

          Что обещало страшную войну,

           Желтело, зеленело, багровело,

          Преображаясь в мир и тишину. 

                                                   Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)

            

После своего первого путешествия в Индию в 1997году  Юрий Михайлович провел встречу в одной из новосибирских библиотек. Его рассказ  я записала в своем дневнике: 

« Юрий Михайлович со своими спутниками побывал во всех местах жизни Рерихов, за исключением Бангалора. За месяц они проехали Дели, Дарджилинг – город, откуда начали свою Транс-Гималайскую экспедицию Рериха, и где бывала Е.П.Блаватская,  Калимпонг,  Наггар.

Побродили  по Агре, где находится усыпальница великого Акбара. Агра была столицей древней империи Великих Моголов. В Агре жил и внук Акбара – Джахар, который построил знаменитый дворец Тадж-Махал, в честь любимой жены Мумтаз, умершей при родах 14-го ребенка.

             Тадж Махал. Агра. Индия

Тадж-Махал строился 20 лет, и после его окончания дети Джахара в борьбе за власть  заточили отца в темницу, окна которой выходили на это прекрасное сооружение, и Джахар 10 лет созерцал его до конца своей жизни.  Джахар  овдовел в 39 лет, а умер через 30 лет -  в 69.

Индия – по словам Юрия Михайловича, - это страна, где нас - русских очень любят, верят в нас и хотят, чтобы Россия была сильной. Все люди, от чистильщика сапог до министра с радостью узнавали, что он – русский, и говорили, что русский - значит надежный, самый лучший. Русская вещь – самая качественная вещь, русский специалист – самый грамотный и самый умелый специалист. В Индии с горечью следят за нашими неудачами и разрушениями. (  Встреча  с Ю.М. происходила в марте 1997г.)

Разговаривая с людьми, знавшими семью Рерихов,  Юрий Михайлович спрашивал: о чём они беседовали ? Один такой человек говорил с Н.К.Рерихом о политике Индии. Николай Константинович сказал ему , что если Индия будет дружить с Россией, то Индия будет процветать. Многие индусы – философы, они знают об общих корнях русского языка и хинди , это -  древний   санскрит.

 

 

                                           Храм Бахаи в Дели.

Веротерпимость в Индии – безграничная !  Рядом соседствуют и буддийские храмы, и мусульманская мечеть, и храм Бахаи… И последователи разных религий мирно дискутируют, не пытаясь доказать свою правоту. Европейцы приезжают в Индию поучиться мудрости.

                             Мечеть Бара Гумбад в Дели

 Индия – страна контрастов : много и бедных, и мусора, и одновременно  чистота, покой, красота природы и архитектуры. В Индии очень много населения, везде люди живут, жизнь кипит и днем, и ночью. Говорят, что Индия – грязная страна, но индийцы – очень чистоплотные, доброжелательные, улыбчивые и  услужливые.      

Дарджилинг- город на северо-востоке Индии на высоте 2200 метров, облака гуляют по городу, по утрам город был часто в густом тумане. Рядом Канченджанга.

В Дарджилинге Рерихи перед Транс-Гималайской  экспедицией встречались с одним из Высоких Лам, встреча происходила в Храме Гум в конце 1923 года. Здесь Рерихам было вручено Послание Махатм  для советского народа. Сам Н.К.Рерих назвал его Посланием Высоких Лам Востока. В момент посещения Юрием Михайловичем со спутниками Храма была необыкновенно наэлектризованная атмосфера, ощущался приятный запах миндаля.

         Дарджилинг. Индия.                        

Канченджанга была в тумане, а утром 4 февраля вдруг открылась, как розовое облако.»

                                Н.К.Рерих. Канченджанга.1936

                                      КАНЧЕНДЖАНГА.

                            К многоустой молве прикасаясь,

                            Я тебя представлял до сих пор

                            Одинокой горой, оказалось, -

                            Ты гряда их, ты целый собор.

                            Тайгер Хилл. Пять утра. Мы вдыхаем

                            Горький запах рассветной хвои.

                            К нам плывут из тумана стихами

                            Розоватые храмы твои.

                           Ты глядишь на нас нежно и строго,

                           Словно добрая, мудрая мать.

                           Мы стоим у преддверия Бога,

                           Не решаемся в дверь постучать.

                           Мы веками толпимся в входа,

                           Всё окольные ищем пути

                           И не слышим, как шепчет природа:

                           - Ну, довольно топтаться. Войди.

                                                     Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно».)

 

Рассказал Юрий Михайлович  и о поездке с группой российских туристов в Бангалор, где последние годы жил Святослав Николаевич Рерих и где находится Музей национального искусства с произведениями С.Н.Рериха.

Российская группа в Музее Национального Искусства в Бангалоре, март, 2002.

Побывали  путешественники и в Калимпонге, где последние 8 лет жили Елена Ивановна Рерих   с сыном Юрием Николаевичем, там находится и место кремации Елены Ивановны, которое  по-индийски  называется «Самадхи».

Калимпонг  - город на высоте 1300 метров. Юрий Михайлович со спутниками долго и безуспешно узнавали у местных жителей о доме, где последние годы жили Е.И. и Ю.Н.Рерихи, но никто  не знал. И вот, случайно, при поездке к месту кремации Елены Ивановны шофер такси остановил машину, что-то  сломалось. Напротив стоял дом, очень знакомый по фотографии, сделанной в своё время Юрием Николаевичем Рерихом. И действительно, это оказался тот самый дом, который назывался «Крукети»!

Дом в Калимпонге, где с 1949 года жили Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи. Индия.

После Рерихов он принадлежал Банку, а затем Бутанскому Принцу. Сторож дома ничего о Рерихах не знал, но любезно показал дом.

Юрий Михайлович  снимал на кинопленку, и мы - его слушатели, видели комнаты дома. На втором этаже была комната Елены Ивановны, её спальня. В этой комнате сторож внезапно произнёс: «В этой спальне 4 октября 1955года умерла Елена Ивановна Рерих.» Все последующие расспросы ничего не дали. Устами служителя была Дана Весть о Елене Ивановне.

Дальше путешественники поехали на место «Самадхи» Елены Ивановны. Здесь установлена очень красивая белоснежная ступа. Разрешение на установку такой буддийской ступы было дано высшими Буддийскими Авторитетами. Рядом с местом «Самадхи» построен буддийский монастырь, который был основан одним очень почитаемым Ламой, хорошо знавшим Елену Ивановну и часто встречавшимся с Ней.  Строительство монастыря было начато за 2 года до ухода Елены Ивановны. Место это очень красивое и ухоженное. Монахи из монастыря ухаживают за местом «Самадхи».  При монастыре есть  человек, который сажает цветы и убирает место около ступы.

                              Место  Самадхи Е.И.Рерих.

Следующим местом путешествия была долину Кулу, где в городе Наггаре, на окраине, в горах поселилась  семья  Рерихов после Транс-Гималайской экспедиции. Сейчас имение Рерихов принадлежит Индийскому Правительству и называется «Rerih Picture Galleri».  В доме было двое служителей: индиец Дордже – старший сын любимых слуг Елены Ивановны,   и немка Урсула. (Это был 1997год, а сейчас там  уже другие  служители)

 

 

                                 Дом семьи Рерихов в Наггаре. Кулу. Индия.

Индиец Дордже много слышал рассказов от своих родителей о Рерихах, сам видел Николая Константиновича и Елену Ивановну. По рассказам Дордже Елена Ивановна вставала в 4 часа утра, принимала ванну с душистым абрикосовым маслом. В Её комнате до сих пор ощущался запах миндаля и абрикосов.  Для ванны грела воду и заходила в спальню Елены Ивановны только одна служанка – мать Дордже.

                   

                                     Елена Ивановна Рерих.

Затем Елена Ивановна садилась   у окна с видом на «Гору М.» работать.   Она   работала до 13 часов. Потом был обед, прогулки, беседы с Николаем Константиновичем. Затем до 19 часов  Елена Ивановна писала письма своим многочисленным корреспондентам.  Вечером ужин, прогулки и встречи с сыновьями,  друзьями, и в 21 час – сон.  Электричества в доме не было. На прогулку в горы Елену Ивановну обычно несли на носилках. В период дождей Рерихи уходили через перевалы в Ладак.»

                       Н.К.Рерих. Гуга-Чохан. Наггар. Кулу.

                                     В  ДОЛИНЕ   КУЛУ.

                          Биас под нами прочертил излуку.

                          Вверху орел очерчивает круг.

                          Мы знали до сих пор одну Белуху,

                         А здесь мы видим сразу семь Белух.

                         Семь светлых глав на нас глядят бесстрастно:

                         - Зачем пришли? О чем несете весть ?

                         Высокое безмолвие пространства

                         Нас просит не пятнать и пяди здесь.

                          - Вы праха горсть, вы – стебли чахлой травки

                         В сравнении с величьем этих гор.

                         - Пусть будет так. Но мы хотим на равных

                         Вести с тобой, Пространство, разговор.

                         - Мы не травинки и не пыль земная,

                         Которой безразлично где кружить.

                         В долину из далекого Алтая

                         Пришли мы мост надежды проложить.

                         Мы братья этих склонов темно-синих,

                         Свидетелей бесчисленных эпох.

                          Хребты Ариаварты и России,

                          В борьбе соединимся ! С нами Бог !

                                                Юрий Ключников. Нагар,1997. (Сб. «Русское окно»)

       Вновь привожу  отрывок из предисловия сына Сергея к новому сборнику Юрия Ключникова – «Русское окно»,  который содержит более 800 (!) стихотворений и  издан  уже в 2011году:  

             «Последние 10 лет  Юрий Ключников полностью сосредоточился на своём главном жизненном деле – литературе. За десятилетие нового века были написаны эзотерическая сказка «Поэт и фея» (2004) книга очерков о своих путешествиях «Я в Индии искал Россию: странствия по Ариаварте» (2008), книга очерков о наших национальных подвижниках «Лики русской культуры» (2010). И всё-таки основной творческой доминантой остаются стихи. Как уже говорилось, лирическая поэзия, несмотря на возраст ( В декабре  2010 года  Ю.М. Ключникову исполнилось 80 лет ) по-прежнему главное направление в творчестве Юрия Михайловича. Он выпустил три поэтические книги «Белый остров» (2000), «Стихия души» (2004), «Годовые кольца» (2006).»

          Вот уже двадцать лет Юрий Михайлович со своей женой – верной соратницей и вдохновительницей  -  Лилией Ивановной ведут подвижническую деятельность в «Русском клубе» - общественном объединении, на ежемесячных собраниях которого во Дворце Железнодорожников поднимаются вопросы российской культуры и истории, ведется рассказ о национальных поэтах, ученых, полководцах, святых подвижниках. О некоторых из них Юрием Михайловичем была  написана книга «Лики русской культуры»:  о М.В. Ломоносове,  К.Э. Циолковском, Г. К. Жукове, Николае Островском, А. А. Блоке, А.С. Пушкине, Данииле Андрееве, В.М Шукшине и др.

                  Приведу  отрывок из очерка о Николае Островском:

« Героизм всегда уникален, он удел одиночек. Но фон героя может быть разным. Островский жил и творил в эпоху, когда вся страна жила на волне героизма. Теперь волна другая. Пословица «на миру и смерть красна» сегодня не актуальна, нынешний мир равнодушно проходит мимо героев, как бы не замечая их. « На миру», то есть на виду и на слуху, маячат антигерои.

                                                            ДЯТЕЛ.

 

                                           За окном моим дачным дятел

                                           По соседней долбит сосне.

                                           Семь утра. Не стучал бы, приятель,

                                          Дай мне сон досмотреть о войне.

                                            Был в ту пору я слишком молод,

                                           Чтоб со мною схватился враг.

                                            Но прошел через голод, холод,

                                            Поножовщину детских драк.

                                            Даже в шайки воров порою

                                            Заарканивал жизни канат.

                                            Сколько же повстречал героев,

                                            Победивших себя и ад.

                                            Видел женщин, не спавших сутками,

                                            Сам подростком стоял у станка.

                                            Теми памятными рисунками

                                            До сих пор моя дышит рука.

                                             Мы в грядущее свято верили,

                                            Только сердце ему отдай.

                                            И попали в раёшник  за дверью,

                                             За обещанной дверью в рай.

                                            Дятел – век продолжает без устали

                                            Червяков искать под корой.

                                            А тебе, читатель, не грустно ли,

                                            Что ушел из жизни герой?

                                                           Юрий Ключников ( Сб. « Лики русской культур

 

Юрий Михайлович и Лилия Ивановна Ключниковы

             Лилия Ивановна Ключникова – педагог,  художник, член Союза профессиональных художников России. Начала писать картины после выставки Н.К.Рериха в Новосибирске в 1975г. Так, в возрасте 40 лет Лилия Ивановна взяла впервые в руки кисть и краски,  и уже более 35 лет её картины вдохновляют не только близких людей, но и многих почитателей Её таланта.

              Недавно вышел диск с видеофильмом о картинах Л.И.Ключниковой под музыку талантливого  новосибирского композитора Ю.Н.Ащепкова, написанной под впечатлением нескольких живописных сюжетов Лилия Ивановны. Композиция производит удивительно светлое и возвышенное впечатление ! Ознакомиться с творчеством Л.И. Ключниковой  подробнее можно в Интернете ( http// korni.kluchnikov.ru)

 

Л. И.Ключникова.  Картины из серии «Россия Небесная»

         Супруги Ключниковы много путешествуют по  городам России и Украины с выставкой картин и выступлениями перед слушателями   разных       возрастов, и везде звучит тема боли за    современное удручающее положение культуры, истории, литературы, за потерю нравственности среди молодежи. Тема любви к России – это самая пронзительная тема в поэзии Ю.М.Ключникова.

                                                       *    *    *

                                         Не говори, что небо над Россией

                                         Синей, чем всюду в мире, - не синей.

                                         Березы заграничных не красивей,

                                         А бестолочь свирепей и сильней.

                                        Но пусть печали наши тьму не тешат

                                        И радость не печалит, всё равно

                                        Весь мир глядит –

                                        Кто в страхе, кто в надежде –

                                        На будущее

                                        В русское окно.

                                                                    Юрий Ключников . (Сб. «Русское окно»)

           На одной из  встреч в «Русском клубе» в марте 2011года была  затронута тема «Русская идея в творчестве русских писателей и философов.»

              Вот как Юрий Михайлович сам сказал об этом:

 «Русская Идея – вовсе не слова, это многовековые поиски русского пути, мучительные, с великими материальными и духовными победами, с такими же впечатляющими потерями. К выработке Русской Идеи причастны наши старцы-монахи, которые искали эту идею в исихии – молчании, откуда пошли великие исихасты Сергий Радонежский, Серафим Саровский, старцы Оптиной Пустыни, которых великолепно описал в «Братьях Карамазовых» Фёдор Достоевский.

Пафосом Русской Идеи проникнуты и «Слово о полку Игореве», и фигура Михаила Ломоносова, отстаивающего Русскую Идею в науке. Вся русская литература от Пушкина до Шукшина и Валентина Распутина дышит Русской Идеей.

Достоевский в знаменитой речи о Пушкине сформулировал некоторые постулаты этой идеи, как всемирную отзывчивость русских, как их желание и умение видеть в каждом «инородце» прежде всего брата, а не конкурента.

Сергей Есенин ту же мысль высказал в таких стихах :    

                             « Но и тогда, когда на всей планете

                              Пройдёт вражда племен, исчезнут ложь и грусть,

                              Я буду воспевать всем существом в поэте

                              Шестую часть земли с названьем кратким Русь.»

Один видный государственный деятель нашего времени назвал дискуссию о Русской Идее традиционной национальной забавой русской интеллигенции. Отчасти он прав, ибо бесконечные разговоры о такой идее бесплодны.

 Как и бесплодные разговоры о мировом заговоре масонов. Не потому, что таких заговоров нет, наоборот, эти заговоры плетутся изначально силами более могущественными, чем человеческие. Эти силы управляют Светом и тьмой, добром и злом, масонами и не масонами.

Мы привыкли называть эти силы Богом. Но тут же придумали противника Бога – cатану, предположив тем самым, что в Мире два Хозяина. Часто можно услышать такое выражение : «Князь Мира сего».  Этим объясняют якобы тот факт, что Хозяином Земли является сатана, а Бог – Хозяин Неба. Это та же идея двоевластия.

На самом деле Бог, или Аллах, или Отец Небесный, как называл его Иисус Христос, управляет и Землей, и Небом по Праву Творца, потому что Он создал и Небо, и Землю, а также всё живое на Земле, в том числе человека.

Согласно Ветхому Завету человек был создан из глины, или из праха земного, в который Бог по своему Образу и Подобию вдохнул Святой дух. Это и есть первичная дуальная природа человека, в которой земное начало должно повиноваться  Небесному.

Должно-то должно, но земное начало обладает колоссальной силой притяжения. В это земное притяжение входят такие потребности, как еда, инстинкт продолжения рода, стремление к удобствам жизни, то есть вещи в жизни совершенно необходимые для каждого. На основе их вырастают качества естественные, но вовсе не необходимые, такие как пищевые и сексуальные излишества, а также стремление к роскоши. И всевозможные извращения, которые ведут человека к гибели.  Плюс в этом стремление человека к власти, т.е.  утвердить все перечисленные земные радости на веки вечные силовым путём.»

                                         *    *   *

                     У зла свои расчеты с Богом,

                     Не ты делам дурным судья.

                     И доброта выходит боком,

                     Когда плаксива песнь твоя.

                     Не говори : «вот я бы, если…»

                     Мир нехорош – твори другой,

                     Бросая вызов злобной песне

                     Добра уверенной рукой.»     

                                                                  Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)

 

Продолжая тему Русской Идеи Юрий Михайлович сказал :

« Небесное же тяготение связано с обуздание земного, с приведением его в разумные рамки, которые позволили бы человеку сохраниться и развиваться по Образу и Подобию Творца Небесного.

Можете  представить себе  все трудности управления человеческим обществом со стороны Бога, где нужно сохранить разумное равновесие двух Начал. Это может проследить на себе каждый мало-мальски думающий человек, как отягчают его ежедневные заботы о хлебе насущном, о семье, о сексуальном влечении, об удобствах жизни. Каждый из нас знает, как мешают этим заботы выработке тяготения Небесного.

Это и есть Русская Идея, выраженная в двух словах – тяготение Небесное, не отрицающее тяготение земное.»

                                        НОВЫЙ   ЗАВЕТ

 

                            Пока в апреле лёд ломают реки

                            И к веткам возвращается листва,

                            Свидетельствую: в двадцать первом веке

                            Русь возродится с чистого листа.

                            Пока с деревьев опадают кроны

                            И Обь впадает в Обскую Губу,

                            Свидетельствую: никакие  джоны

                            Не переменят русскую судьбу.

                             На тех скрижалях держится Россия,

                             Не нравятся – ищи другую мать.

                             Не дай лишь права новому Мессии

                             Завет в  священном гневе поломать.

                                                         Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)

.                   

«Русская Идея совершенно противоположна Американской Идее, в основе которой находится тяготение земное, полностью отвергающее тяготение Небесное. Другими словами,  Русская Идея – господство Духа над материей,  а Американская Идея – господство материи, где  слово «дух» если и употребляется, то,  как забава и удовольствие.

Выражаясь языком Евангелия, Русская и Американская Идеи находятся в соотношении как :  «Бог и маммона», иначе говоря,  власть Бога или власть денег.»

Закончил встречу  в «Русском клубе»  Юрий Михайлович словами :

«Святослав Рерих покинул земной план в сложное для России время – в 1993 году. По словам дежуривших у его постели россиян, уходя, на чей-то вопрос о будущем России, он произнёс фразу, послужившую мне основой для стихотворения:

                      ЗАВЕЩАНИЕ   СВЯТОСЛАВА   РЕРИХА

 

                            Нерушимости  Родины веря,

                            В пору грязной российской  возни

                            Отправлялся в бессмертие Рерих, 

                            То есть самый последний из них.

                            Те, кто были с ним рядом, спросили:

                            - Вы уходите… Как же без Вас?

                            Что случится с несчастной Россией

                             В роковой ей назначенный час ?

                             - Вы не ей, вы себе пожелайте, -

                             Он ответил, - тревожных забот.

                             Русь поднимется к солнцу, как лайнер.

                             Вы успейте подняться на борт !

                                                           Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)

 

Татьяна  Радея.                                                                   Март  2011года.    

astrolog-radea.ru

Души уступчивая сила, Юрий Ключников

Юрий Ключников

24 декабря этого года исполнилось 88 лет старейшему поэту Сибири, пуб-лицисту, редактору, члену Союза писателей и Союза журналистов России, путешественнику Юрию Ключникову. Ю. Ключников – лауреат III Славянского литературного фестиваля «Золотой витязь», лауреат премии имени Гарина-Михайловского, лауреат премии Союза писателей России (2016).

Человек трудной судьбы: работник тыла – во время Великой Отечественной войны в 13-летнем возрасте работал учеником токаря на заводе; в советские годы подвергся партийным гонениям за идеализм и веру... Зрелое творчество Ю. Ключникова снискало одобрительные оценки таких разных писателей и критиков, как В. Кожинов и Л. Аннинский, В. Астафьев и Евг. Евтушенко и других. Из последних книг – вольные переводы суфийской поэзии VIII–XX веков «Караван вечности» (2016) и «Поднебесная хризантема: 30 веков китайской поэзии» (2018). Ныне переводчик обратился к Шекспиру. Всё своё время посвящая значительному переводческому проекту, Ю. Ключников вдохновлён идеей соединения Запада и Востока в единое поэтические пространство.

* * *

В деревянном старом доме

Мы ночуем на соломе,

В этом доме домовые

До утра в сенях стучат.

Что-то очень дорогое

И родное сердце ловит

Друг у друга в потонувших

В чёрном омуте очах.

Не спугнуть бы только словом,

Даже вздохом, даже думой

Из глубин души поднявшееся

Чистое тепло.

Много лет назад за Волгой

Или, может быть, под Тулой

Пролилось оно на сердце

И на дно его легло.

Мы его похоронили,

Нам казалось, и надолго

Заросло оно рубцами,

Да, видать, не до конца.

И теперь опять под Тулой

Или, может быть, за Волгой

Всколыхнула души память,

Растревожила сердца.

Нам бы утром да при солнце

Улыбнуться бы друг другу

И запомнить, и запомнить

Полуночные глаза.

До свидания, деревня,

До свиданья, пятый угол,

Там, где теплится лампада

И темнеют образа.

Aз есмь!

Когда облечься письменною плотью

Пришёл душе славянской звёздный час,

Ту плоть Кирилл и брат его Мефодий

Определили первой буквой –

Аз.

«Аз есмь» – мой предок

тонкой вывел кистью

Слова Творца, те самые, что Он

Вписал нам в сердце, как венец всех истин,

Как главный над законами Закон.

Летели годы, дни, Россия крепла

На радость Богу – сатане на страх,

То поднимаясь фениксом из пепла,

То падая опять почти во прах.

Когда же чужеземная зараза

Вползла незримо в русские сердца,

Мы отделили наше «я» от Аза

И первым поместили от конца.

Сегодня мир охвачен общим тленьем.

Но мы всему, что утеряло честь,

С российским нескончаемым терпеньем

Ответствуем уверенно:

— Аз есмь!

Жива души уступчивая сила,

Жива в душе торжественная песнь,

Жива Земля, пока жива Россия.

Аз есмь!

* * *

Клок сена –

Зов пахучий лета –

Упал на синий санный след.

Примета памятная эта

Во мне живёт уж много лет.

Да пара синих тонких лент

На весь великий белый свет

В душе струится много лет,

Хотя чего там только нет.

Итак, чадящий сорок первый

На искорёженной земле,

И снег,

Торжественный,

Безмерный,

За Волгой в маленьком селе.

Трусит седой Серко в тумане,

Качает длинной головой.

И пахнут, о, как пахнут сани

Блаженной летней муравой!

А в небе синий столб висящий,

Не дым войны –

Но дым кизячный.

Да деревенская труба,

И снег, и сено с санным следом –

Как вековечная борьба

И неизменная победа.

lgz.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.