Вознесенский плачет девочка в автомате стих


Плачет девушка в автомате: avmalgin — LiveJournal

Знаменитая песня "Плачет девушка в автомате", основной хит Евгения Осина, на самом деле существует давным-давно. Я, конечно, знал, что были такие старые стихи Андрея Вознесенского. Но, оказывается, Оскар Фельцман написал эту песню тогда же, когда появилось стихотворение, а именно в 1959 году (первый сборник Вознесенского вышел годом позже).
А исполнила песню Нина Дорда. Та самая, которую партия и правительство чуть не уничтожили за "мещанскую" песню "Ландыши" (тоже, кстати, написанную Фельцманом).

Стихотворение Вознесенского в оригинале выглядело так:

Мерзнет девочка в автомате,
прячет в зябкое пальтецо
все в слезах и губной помаде
перемазанное лицо.

Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы - льдышки. В ушах - сережки.

Ей обратно одной, одной
вдоль по улочке ледяной.

Певый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.

Мерзлый след на щеках блестит
первый лед от людских обид.

Поскользнешься. Ведь в первый раз.
Бьет по радио поздний час.

Эх, раз,
еще раз,
еще много, много раз.

Дорда с Фельцманом зачем-то заменили первое же слово стихотворения "мерзнет" на "плачет". Зачем это надо было делать, коли следом - "вся в слезах"? Масло масляное какое-то. В 70-е годы песню под названием "Первый лед" записал ВИА "Веселые ребята", и в этой записи мы слышим не "плачет", а именно "мерзнет", как и было написано поэтом. Но камерная лирическая песня исполнена ими с таким нечеловеческим пафосом, что неудивительно, что никто этой записи не запомнил.

Осин снова вернул "плачет". Возможно, что стихов он не читал, а просто перепел старую запись Дорды. Но зачем в таком случае он дважды заменил "первый лед" на "мертвый лед", непонятно. Для "драматизма", наверное. О мотивах же замены "девочки" на взрослую "девушку" можно догадаться: слушатель мог подумать, что девочка - жертва педофила (там ведь дальше "мужские обиды" упоминаются). Во времена Дорды о педофилах и не слыхали.

Любопытно, что и Дорда и "Веселые ребята" сохранили хулиганское двусмысленное окончание стихотворение: "Эх раз, еще раз, еще много-много раз", но Осину этого уже не позволили. Или сам не захотел.

Вот такие метаморфозы.

avmalgin.livejournal.com

История песни «Плачет девушка в автомате» Евгения Осина

17 ноября 2018 года скончался музыкант Евгений Осин, автор многочисленных хитов, невероятно популярных в девяностые годы. Его творчество запомнилось необычным сочетанием дворовой романтики, рок-н-ролльных мотивов и слащавой попсы.

Громкий успех пришел к Евгению после выхода альбома «70-я широта», а его визитной карточкой стала композиция «Плачет девушка в автомате».

История песни «Плачет девушка в автомате»

Многие отечественные меломаны полагают, что слова и музыку сочинил Осин. На самом деле, он не имеет отношения к авторству произведения и даже не был его первым исполнителем. В данном случае речь идет лишь об удачной кавер-версии.

История трогательной песни началась в 1959 году, когда поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение «Первый лед»

Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Всё в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо

Дышит в худенькие ладошки
Пальцы – льдышки. В ушах – сережки

Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной

Первый лёд. Это в первый раз
Первый лёд телефонных фраз

Мерзлый след на щеках блестит –
Первый лёд от людских обид

Поскользнешься. Ведь в первый раз
Бьёт по радио поздний час

Эх, раз,
Ещё раз,
Ещё много, много раз

На него обратил внимание советский композитор Оскар Фельцман, автор незабвенных «Ландышей и сотен других известных мелодий. Он положил стихи на музыку, изменив название и первое слово начального куплета.

Так родилась песня «Плачет девочка в автомате», которую спела Нина Дорда. Посмотрим музыкальный видеоклип.

В семидесятые годы песню «Первый лед» исполнил ВИА «Веселые ребята». В их версии девушка вновь «мерзнет», а не «плачет», как и задумывал автор стихотворения.

Евгений Осин записал песню для альбома «70-я широта». Он позволил себе вольно обойтись с оригиналом, сделав девочку девушкой и переделав добрую половину строк. Не сказать, что эти изменения улучшили текст, но публике композиция пришлась по душе.

К песне «Плачет девушка в автомате» Евгения Осина сняли видеоклип.

Текст песни «Плачет девушка в автомате» – Евгений Осин

Плачет девушка в автомате,
Кутаясь в зябкое пальтецо,
Вся в слезах и губной помаде.
Перепачканное лицо.
Вся в слезах и губной помаде.
Перепачканное лицо.

Дует в худенькие ладошки.
В пальцах лед, а в ушах сережки.
Ей сегодня идти одной
Вдоль по улице ледяной.
Ей сегодня идти одной
Вдоль по улице ледяной.

Мерзлый лед телефонных фраз.
Мерзлый лед это в первый раз.
Мерзлый лед на щеках блестит.
Это след от мужских обид.
Мерзлый лед на щеках блестит.
Это след от мужских обид.

Плачет девушка в автомате,
Кутаясь в зябкое пальтецо,
Вся в слезах и губной помаде.
Перепачканное лицо.
Вся в слезах и губной помаде.
Перепачканное лицо.

Мерзлый лед на щеках блестит.
Это след от мужских обид.
Мерзлый лед на щеках блестит.
Это след от мужских обид.
От мужских обид, от мужских обид.

Слова: Андрей Вознесенский
Музыка: Оскар Фельцман

song-story.ru

Плачет девочка в автомате: natali_ya — LiveJournal

Очередной перевёртыш от akonatasha

Зашифрована, конечно, песня Евгения Осина, но многие вспомнили первоисточник — стихотворение Андрея Вознесенского.


ПЕРЕВЁРТЫШ
Ржет парнишка из подворотни,
скинув с плеч дорогой прикид,
сплошь понты. С татуажем модник
свежевыбритый индивид.

Припев:
Дробный звук быстрых эсэмэс
дробный звук - как последний экс.
Дробный звук по мужским ушам
словно шрамы любовных драм.

Напрягает крутейший мускул,
цепь на шее, кольцо в ноздре
он назавтра не даст вам спуску
прямо в пыльном своем дворе.


ОРИГИНАЛ
Плачет девушка в автомате,
Кутаясь в зябкое пальтецо,
Вся в слезах, и в губной помаде
Перепачканное лицо.

Припев:
Мёртвый лёд телефонных фраз,
Мёртвый лёд - это в первый раз.
Мёртвый лёд на щеках блестит -
Это след от мужских обид.

Дует в худенькие ладошки,
В пальцах лёд, а в ушах серёжки.
Ей сегодня идти одной
Вдоль по улице ледяной


Вот, что пишет Андрей Мальгин :
"Знаменитая песня "Плачет девушка в автомате", основной хит Евгения Осина, на самом деле существует давным-давно. Я, конечно, знал, что были такие старые стихи Андрея Вознесенского. Но, оказывается, Оскар Фельцман написал эту песню тогда же, когда появилось стихотворение, а именно в 1959 году (первый сборник Вознесенского вышел годом позже).
А исполнила песню Нина Дорда. Та самая, которую партия и правительство чуть не уничтожили за "мещанскую" песню "Ландыши" (тоже, кстати, написанную Фельцманом).

Стихотворение Вознесенского в оригинале выглядело так:

Мерзнет девочка в автомате,
прячет в зябкое пальтецо
все в слезах и губной помаде
перемазанное лицо.

Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы - льдышки. В ушах - сережки.

Ей обратно одной, одной
вдоль по улочке ледяной.

Певый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.

Мерзлый след на щеках блестит
первый лед от людских обид.

Поскользнешься. Ведь в первый раз.
Бьет по радио поздний час.

Эх, раз,
еще раз,
еще много, много раз.

Дорда с Фельцманом зачем-то заменили первое же слово стихотворения "мерзнет" на "плачет". Зачем это надо было делать, коли следом - "вся в слезах"? Масло масляное какое-то. В 70-е годы песню под названием "Первый лед" записал ВИА "Веселые ребята", и в этой записи мы слышим не "плачет", а именно "мерзнет", как и было написано поэтом. Но камерная лирическая песня исполнена ими с таким нечеловеческим пафосом, что неудивительно, что никто этой записи не запомнил.

Осин снова вернул "плачет". Возможно, что стихов он не читал, а просто перепел старую запись Дорды. Но зачем в таком случае он дважды заменил "первый лед" на "мертвый лед", непонятно. Для "драматизма", наверное. О мотивах же замены "девочки" на взрослую "девушку" можно догадаться: слушатель мог подумать, что девочка - жертва педофила (там ведь дальше "мужские обиды" упоминаются). Во времена Дорды о педофилах и не слыхали.

Любопытно, что и Дорда и "Веселые ребята" сохранили хулиганское двусмысленное окончание стихотворение: "Эх раз, еще раз, еще много-много раз", но Осину этого уже не позволили. Или сам не захотел.

Вот такие метаморфозы."

Не смогла ролик вставить, но пройдите по ссылке и послушайте.

ВИА"Весёлые ребята"1977- Первый лёд- стихи Вознесенского

natali-ya.livejournal.com

Плачет девочка в автомате — чья же песня?

В телевизоре идет передача про Евгения Осина. И конечно, не обошлось без шлягера «Плачет девочка в автомате». Меня всегда, с самого появления Осина, коробило то, что эту песню приписывают ему. Ведь я прекрасно помнила, что она звучала в моей юности в исполнении какого-то ВИА. И вот сейчас, наконец, я не поленилась и полезла в Гугл.

Узнала много интересного. Оказывается, эта песня даже старше, чем это было мне известно. Песня на музыку знаменитейшего композитора Оскара Фельцмана и стихи великого поэта Андрея Вознесенского впервые прозвучала в 1959 году в исполнении Нины Дорда.
Вот это исполнение:

И уже в 1976 году ее записал ВИА «Веселые ребята». (именно этот вариант я и помнила из своих юных лет). Песня называлась «Первый лед». В ней тоже есть бережное отношение к музыке и стихам, слушая эту песню, я понимаю, как чувствует себя та самая девочка:

А исполнение Осина мне не хочется здесь показывать. Эта разлюли-малина для дискотеки не имеет ничего общего с пронзительными стихами Вознесенского о первой несчастной любви молоденькой девушки:

Андрей Вознесенский. Оригинальное стихотворение

Мерзнет девочка в автомате,
прячет в зябкое пальтецо
всё в слезах и губной помаде
перемазанное лицо.

Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — сережки.

Ей обратно одной, одной
вдоль по улочке ледяной.

Певый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.

Мерзлый след на щеках блестит
Первый лед от людских обид.

Поскользнешься. Ведь в первый раз.
Бьет по радио поздний час.

Эх, раз,
еще раз,
еще много, много раз.

handwarm.ru

Евгений Осин - Плачет девочка в автомате, аккорды для гитары

Вступление: Am C | F E7 }x4 Am Am/C Am Плачет девушка в автомате, A7 Dm Кутаясь в зябкое пальтецо, G C F Вся в слезах, и в губной помаде B7 E7 Am A7 Перепачканное лицо. Dm G C F Вся в слезах, и в губной помаде B7 E7 Am Перепачканное лицо. Проигрыш: Am C | F E7 }x2 Am Am/C Am Дует в худенькие ладошки. A7 Dm В пальцах - лёд, а в ушах - серёжки. G C F Ей сегодня идти одной B7 E7 Am A7 Вдоль по улице ледяной. G C F Ей сегодня идти одной B7 E7 Am Вдоль по улице ледяной. Проигрыш: Am/G Am/F# F7 F7 A#m C# | F# F7 }x2 A#m A#m/C# A#m Мёрзлый лёд телефонных фраз, A#7 D#m Мёрзлый лёд - это в первый раз. G# C# F# Мёрзлый лёд на щеках блестит - C7 F7 A#m A#7 Это след от мужских обид. D#m G# C# F# Мёрзлый лёд на щеках блестит - C7 F7 A#m Это след от мужских обид. Bm Bm/D Bm Плачет девушка в автомате, B7 Em Кутаясь в зябкое пальтецо, A D G Вся в слезах, и в губной помаде C#7 F#7 Bm B7 Перепачканное лицо. Em A D G Вся в слезах, и в губной помаде C#7 F#7 Bm Перепачканное лицо. Проигрыш: Bm D | G F#7 }x4 Em A D G Мёрзлый лёд на щеках блестит - C#7 F#7 Bm B7 Это след от мужских обид. Em A D G Мёрзлый лёд на щеках блестит - C#7 F#7 Bm D Это след от мужских обид. G F#7 От мужских обид. Bm D От мужских обид. G F#7 От мужских обид. Bm D От мужских обид. G F#7 От мужских обид. Bm D G F#7 Bm От мужских обид.

amdm.ru

Евгений Осин - Плачет девушка в автомате, аккорды для гитары

Вступление: Am C F E Am Плачет девушка в автомате, A7 Dm Кутаясь в зябкое пальтецо, G C F Вся в слезах. И в губной помаде Dm E7 Am A7 Перепачканное лицо. Am Дует в худенькие ладошки, A7 Dm в пальцах лед, a в ушах сережки. G C F Ей сегодня идти одной Dm E7 Am A7 вдоль по улице ледяной. G C F Ей сегодня идти одной Dm E7 Am A7 вдоль по улице ледяной. Проигрыш: Am C F E (модуляция в A#m) A#m Мерзлый лед телефонных фраз A#7 D#m Мерзлый лед - это в первый раз G# C# F# Мерзлый лед на щеках блестит. D#m F7 A#m A#7 Это след от мужских обид. G# C# F# Мерзлый лед на щеках блестит. D#m F7 A#m A#7 Это след от мужских обид. Проигрыш: A#m C# F# F (модуляция в Bm) Bm Плачет девушка в автомате, B7 Em Кутаясь в зябкое пальтецо, A D G вся в слезах. И в губной помаде Em F#7 Bm B7 Перепачканное лицо. Bm Мерзлый лед на щеках блестит. B7 Em Это след от мужских обид. A D G Мерзлый лед на щеках блестит. Em F#7 Bm B7 Это след (здесь делается пуза) от мужских обид. Em F#7 Bm B7 От мужских обид... Em F#7 Bm B7 От мужских обид... Em F#7 Bm B7 От мужских обид... Em F#7 Bm B7 От мужских обид...

amdm.ru

Как хит «Плачет девушка в автомате» получил вторую жизнь — Рамблер/новости

После смерти Евгения Осина все вновь вспомнили о его самой знаменитой песне. Однако немногие знают, что этой композиции уже 60 лет…

В ноябре ушел из жизни Евгений Осин. И по всем каналам, вспоминая музыканта, непременно крутили самую знаменитую его песню «Плачет девушка в автомате». И сегодня уже мало кто помнит, что эту вещь исполняли задолго до Осина, а в следующем году «Плачет девочка…» отметит 60-летие.

Некоторые поклонники творчества Осина думали, что слова и музыку сочинил сам музыкант, другие — что автор неизвестен и Евгений просто перепел дворовую песенку. На самом деле Осин не имел никакого отношения к авторству и даже не был первым исполнителем. Но нужно признать, что именно его кавер-версия оказалась самой удачной.

А сама история этой песни началась еще в далеком 1959 году. Тогда молодой поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение «Первый лед». Текст очень понравился композитору Оскару Фельцману — тому, кто придумал легендарные «Ландыши» и еще сотни других популярных мелодий. Фельцман положил стихи на музыку тогда же, в 1959 году. Композитор позволил себе лишь заменить название и первое слово начального куплета, поменяв «мерзнет» на «плачет». Так родилась песня «Плачет девочка в автомате», которую исполнила Нина Дорда. Сегодняшнее поколение ее вряд ли помнит, а в свое время она была безумно популярной певицей. Это именно ее Василий Аксенов в своем знаменитом романе «Московская сага» вывел под именем Веры Горды. И как раз Нину партия и Правительство СССР чуть не уничтожили за, как тогда говорили, «мещанскую» песню «Ландыши». Возможно, поэтому песня «Плачет девочка в автомате» не стала настоящим хитом.

Зато в 70-е она наконец нашла своего слушателя. Композицию под названием «Первый лед» записал ВИА «Веселые ребята». В их версии девочка вновь «мерзнет», а не «плачет» — как и в оригинальном стихотворении, написанном поэтом.

Но, конечно, настоящим хитом композиция стала благодаря Евгению Осину. Он записал «Девочку» для своего альбома «70-я широта». Причем достаточно вольно обошелся с оригиналом, сделав девочку девушкой и переписав добрую половину строк. Многие критики считают, что переделывать слова мэтра было совсем не обязательно, но публике «Плачет девушка в автомате» понравилась. А сама песня получила вторую жизнь.

Видео дня. 56-летняя Лолита развелась в пятый раз и снова влюблена

Читайте также

news.rambler.ru

Евгений Осин - Плачет девушка в автомате, аккорды для гитары

Вступление: Em G C B Куплет 1: Em E7 Am Плачет девушка в автомате, кутаясь в зябкое пальтецо. Am D G C F#7 B7 Em E7 Вся в слезах и в губной помаде - перепачканное лицо, Am D G C F#7 B7 Em G Вся в слезах и в губной помаде - перепачканное лицо. Проигрыш: C B Em G C B Куплет 2: Em E7 Am Дует в худенькие ладошки, в пальцах лёд, а в ушах серёжки Am D G C F#7 B7 Em E7 Ей сегодня идти одной вдоль по улице ледяной. Am D G C F#7 B7 Em G Ей сегодня идти одной вдоль по улице ледяной. Проигрыш: C B Em G C B Куплет 3: Em E7 Am Мёрзлый лёд телефонных фраз, мёрзлый лёд - это в первый раз Am D G C F#7 B7 Em E7 Мёрзлый лёд на щеках блестит - это след от мужских обид. Am D G C F#7 B7 Em G Мёрзлый лёд на щеках блестит - это след от мужских обид. Проигрыш: C B Em G C B Куплет 1: Em E7 Am Плачет девушка в автомате, кутаясь в зябкое пальтецо. Am D G C F#7 B7 Em E7 Вся в слезах и в губной помаде - перепачканное лицо, Am D G C F#7 B7 Em G Вся в слезах и в губной помаде - перепачканное лицо. Проигрыш: C B Em G C B 

amdm.ru

Евгений Осин - Плачет девушка в автомате, аккорды для гитары

Вступление: Am C F E Am Плачет девушка в автомате, A7 Dm Кутаясь в зябкое пальтецо, G C F Вся в слезах. И в губной помаде Dm E7 Am A7 Перепачканное лицо. Am Дует в худенькие ладошки, A7 Dm в пальцах лед, a в ушах сережки. G C F Ей сегодня идти одной Dm E7 Am A7 вдоль по улице ледяной. G C F Ей сегодня идти одной Dm E7 Am A7 вдоль по улице ледяной. Проигрыш: Am C F E (модуляция в A#m) A#m Мерзлый лед телефонных фраз A#7 D#m Мерзлый лед - это в первый раз G# C# F# Мерзлый лед на щеках блестит. D#m F7 A#m A#7 Это след от мужских обид. G# C# F# Мерзлый лед на щеках блестит. D#m F7 A#m A#7 Это след от мужских обид. Проигрыш: A#m C# F# F (модуляция в Bm) Bm Плачет девушка в автомате, B7 Em Кутаясь в зябкое пальтецо, A D G вся в слезах. И в губной помаде Em F#7 Bm B7 Перепачканное лицо. Bm Мерзлый лед на щеках блестит. B7 Em Это след от мужских обид. A D G Мерзлый лед на щеках блестит. Em F#7 Bm B7 Это след (здесь делается пуза) от мужских обид. Em F#7 Bm B7 От мужских обид... Em F#7 Bm B7 От мужских обид... Em F#7 Bm B7 От мужских обид... Em F#7 Bm B7 От мужских обид...

amdm.ru

Евгений Осин - Плачет девушка в автомате, аккорды для гитары

Вступление: Am C | F E7 }x4 Am Am/C Am Плачет девушка в автомате, A7 Dm Кутаясь в зябкое пальтецо, G C F Вся в слезах, и в губной помаде B7 E7 Am A7 Перепачканное лицо. Dm G C F Вся в слезах, и в губной помаде B7 E7 Am Перепачканное лицо. Проигрыш: Am C | F E7 }x2 Am Am/C Am Дует в худенькие ладошки. A7 Dm В пальцах - лёд, а в ушах - серёжки. G C F Ей сегодня идти одной B7 E7 Am A7 Вдоль по улице ледяной. Dm G C F Ей сегодня идти одной B7 E7 Am Вдоль по улице ледяной. Проигрыш: Am/G Am/F# F7 F7 A#m C# | F# F7 }x2 A#m A#m/C# A#m Мёрзлый лёд телефонных фраз, A#7 D#m Мёрзлый лёд - это в первый раз. G# C# F# Мёрзлый лёд на щеках блестит - C7 F7 A#m A#7 Это след от мужских обид. D#m G# C# F# Мёрзлый лёд на щеках блестит - C7 F7 A#m Это след от мужских обид. Bm Bm/D Bm Плачет девушка в автомате, B7 Em Кутаясь в зябкое пальтецо, A D G Вся в слезах, и в губной помаде C#7 F#7 Bm B7 Перепачканное лицо. Em A D G Вся в слезах, и в губной помаде C#7 F#7 Bm Перепачканное лицо. Проигрыш: Bm D | G F#7 }x4 Em A D G Мёрзлый лёд на щеках блестит - C#7 F#7 Bm B7 Это след от мужских обид. Em A D G Мёрзлый лёд на щеках блестит - C#7 F#7 Bm D Это след от мужских обид. G F#7 От мужских обид. Bm D От мужских обид. G F#7 От мужских обид. Bm D От мужских обид. G F#7 От мужских обид. Bm D G F#7 Bm От мужских обид.

amdm.ru

Вознесенский, Андрей Андреевич — Википедия

Андрей Вознесенский
Полное имя Андрей Андреевич Вознесенский
Дата рождения 12 мая 1933(1933-05-12)[1][2][…]
Место рождения Москва, РСФСР, СССР
Дата смерти 1 июня 2010(2010-06-01)[4][2][…](77 лет)
Место смерти
Гражданство  СССР →
 Россия
Род деятельности поэт, художник, поэт-песенник, художник-гравёр
Жанр поэзия
Язык произведений русский[2]
Дебют 1958
Премии
Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка
Награды
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933(1933-05-12)[1][2][…], Москва[1] — 1 июня 2010(2010-06-01)[4][2][…], Переделкино, Московская область[4]) — советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из известнейших поэтов середины XX века, т. н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина[5], была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде[6].

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич писал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра!»[7]

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. Сорок шесть лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Александр Евдокимов).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы[8] и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — почти одновременно вышел в Москве. Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее[9], где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном!

Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?)[10] или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». А в романе Ивана Шевцова «Во имя отца и сына» (1970) выведены молодые поэты с говорящими именами «Новелла Капарулина» и «Артур Воздвиженский», один из которых является автором книги «Треугольный шар» (очевидно, намёк на «Треугольную грушу»).

Никита Хрущёв на встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 года подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»[11]

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Поэт неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений:

  • 1961 — Польша;
  • 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США;
  • 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия;
  • 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция;
  • 1967, 1977, 1983 — ФРГ;
  • 1971 — Канада;
  • 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания;
  • 1973 — Австралия;
  • 1978 — Болгария;
  • 1981 — Мексика
и мн. др.

В США Вознесенский приобрёл особую популярность, сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,
Камелией и аммиаком…

Пыхтя, как будто тягачи,
За мною ходят стукачи…

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» («Не славы и не коровы…») на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели[12].

В 2000—2002 годах издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Вознесенского в 5 томах, которое затем было дополнено тремя томами: 5+ (2003), 6 (2005) и 7 (2009).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ[13].

Ещё в 1995 году в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей. Недуг поэта подтвердила его жена Зоя Богуславская.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года[14], на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино сельского поселения Внуковское Ленинского района Московской области[15] (ныне поселение Внуковское входит в Новомосковский административный округ Москвы). Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татианы при МГУ[16]. Поэта похоронили 4 июня 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с родителями[17].

Могила А. А. Вознесенского на Новодевичьем кладбище Москвы
  • Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).
  • В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).
  • Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.
  • На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос».
  • Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девушка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда[24] и ВИА «Весёлые ребята»[25]. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.
  • Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996)[26][27]:

Не учи собаку летать,
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух —
Это очень смешно,

Очень смешно.

  • Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии[28].
  • Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.

Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»… А. В. Делал превосходные видиомы, работал в жанре заумной поэзии («Улёт 1», «Улёт 2», «Дерево Бо»), писал стихопрозу.

Особый разговор — версификационное мастерство поэта. Его излюбленные приёмы — усечённая строчка (в данном случае он наследник по прямой Андрея Белого), стремительная перемена ритма в жёстких границах одного стихотворения. Его характерный размер — раешный стих, хотя поэт не чурался и более привычных ямба и хорея…

На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского.

Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009
Книги и сборники
  • Мозаика: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
  • Парабола: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
  • 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962. — 110 с. — 50 000 экз.
  • Антимиры: Стихи. / Худож. В. Медведев — М.: Молодая гвардия, 1964. — 224 с. — 60 000 экз.
  • Мой любовный дневник. — London: Flegon Press[30], 1966. (без ведома автора)
  • Ахиллесово сердце: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
  • Стихи. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках)
  • Тень звука: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
  • Взгляд: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выпусти птицу!: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.) — 50 000 экз.
  • Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. / Худож. В. Медведев. Предисл. А. Вознесенского. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
  • Витражных дел мастер: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, 1978)
  • Витражных дел мастер: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
  • Соблазн: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
  • Избранная лирика. — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз.
  • Безотчётное. — М.: Советский писатель, 1981
  • Иверский свет. — Тбилиси: Мерани, 1984
  • Прорабы духа: Прозаические и поэтические произведения. — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
  • Ров: Стихи и проза. / Худож. В. Медведев. — М.: Советский писатель, 1987, 1989 (II издание). — 688 с.; 100 000 экз. (На первом форзаце — рис. М. Шагала к стихотворению А. Вознесенского; на втором форз. — портрет А. Вознесенского работы Гюнтера Грасса)
  • «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
  • «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
  • «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
  • «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
  • «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК «Культура», 1992. — 392 с.
  • «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
  • «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
  • «Casino „Россия“» (1997)
  • «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
  • «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
  • «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
  • «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
  • «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
  • «Девочка с пирсингом». — М.: Терра, 2000
  • «Лирика» (2000)
  • «Моя Россия» (2001)
  • Шар-Пей: Новые стихи и поэмы. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 240 с.: ил. — (В пер.). — ISBN 5-275-00350-1.
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
  • «Лирика» (2003)
  • «Избранное» (2003)
  • «Возвратитесь в цветы!» (2004)
  • «Избранное» (2006)
  • «Стихотворения» (2006)
  • СтиXXI. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — ISBN 5-9691-0141-9. — (Поэтическая библиотека).
  • Стихотворения — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (В пер.) ISBN 978-5-699-15493-7. — (Всемирная библиотека поэзии).
  • Тьмать. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.) — ISBN 978-5-9691-0218-7.
  • Ямбы и блямбы: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: ил. — ISBN 978-5-9691-0539-3. — (Поэтическая библиотека).
  • «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта»). — ISBN 978-5-87781-038-9.
Это первое академическое издание произведений поэта.
Поэмы
  • «Мастера» (1959)

Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

  • «Лонжюмо» (1963)

Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

Основные темы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.

Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

  • Вечное мясо (1977)

Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

  • Андрей Полисадов (1979)

История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

  • «Россия воскресе» (1993)
Проза
  • «Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо»)
  • «Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль»)
  • «Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов)
  • «Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»[31])
  • «В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
  • «В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе»)
  • «В моей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Никитин, исполнитель — Сергей Никитин)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик)
  • «Вальс при свечах» (музыка — Дмитрий Смирнов, исполнители — Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга и другие хоровые коллективы)
  • «Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров)
  • «Верую в тебя» (музыка и исполнитель — Евгений Мартынов)
  • «Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин)
  • «Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Арно Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)
  • «Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
  • «Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва)
  • «Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов)
  • «Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле)
  • «Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
  • «Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
  • «Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
  • «И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
  • «Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак)
  • «Исповедь мореплавателя» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
  • «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)
  • «Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Арно Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян)
  • «Москва-река» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Людмила Зыкина)
  • «Меняю» (музыка — Виктор Резников, исполнители — Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»)
  • «Миллион алых роз» (музыка —

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.