В стихах прямая речь


схемы оформления со знаками препинания

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?... — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Читайте по теме:
— Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
— Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
— Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
— Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

popravilam.com

прямая речь стихами - всех правил не сформулируешь, все тексты не прочтешь, всю правку не внесешь... — ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)

    korrektor-ru.livejournal.com

    Знаки при прямой речи - «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

    Пунктуация

    Знаки при прямой речи

    § 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

    1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

      Маленькая девочка бежала и кричала: 
      – Не видали маму?

      М. Горький

    2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

      Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

    Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

      Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

      Белинский

    § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

    а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

      Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

      Лермонтов


      Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

      Лермонтов


      Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

      Лермонтов

    б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

      «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

      Лермонтов

      или:

       

      – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

       

      «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

      Лермонтов

      или:

       

      – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

       

      «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

      Шолохов

      или:

       

      – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

       

      «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

      Шолохов

      или:

      – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

    перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них – тире;

    после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

      – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

      Лермонтов


      – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

      Лермонтов


      – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

      Чехов


      – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

      Тургенев


      – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

      Тургенев

    Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

      – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

      М. Горький

    Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

    Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

    § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

      «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

      Лермонтов

    new.gramota.ru

    Прямая речь — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2015; проверки требуют 109 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2015; проверки требуют 109 правок.

    Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

    Прямая речь не является членом предложения.

    Схемы[править | править код]

    Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Слова автора внутри прямой речи Прямая речь внутри слов автора
    «П!» — а.

    «П?» — а.

    «П», — а.

    А: «П!»

    А: «П?»

    А: «П…»

    А: «П».

    «П, — а. — П».

    «П, — а, — п».

    «П, — а и а: — П»[1].

    А: «П», — а.

    А: «П?» — а.

    А: «П!» — а.

    А: «П…» — а.

    Обозначения:

    «П» — прямая речь, «А» — слова автора.

    Слова автора перед прямой речью[править | править код]

    • Точка находится после кавычек.

    Слова автора разрывают прямую речь[править | править код]

    В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

    «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать».
    «Ну, Заяц! — закричал Волк. — Ну, погоди!»

    Диалог[править | править код]

    Кавычек нет (даже если в какой-то реплике есть слова автора). Каждая реплика диалога начинается с красной строки, перед репликами ставится тире.

    — Кто там?
    — Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

    Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится двоеточие.

    — Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький).
    (сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

    Диалог, вытянутый в строку[править | править код]

    Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке, в кавычках. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

    «Кто там?» — спросил дядя Фёдор. — «Это я!»

    Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно воспроизведённые чьи-то слова. Цитаты обычно выделяются кавычками и могут быть оформлены как предложения с прямой речью[2].

    Знаки препинания при цитатах[2]:

    1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. В этом случае она сопровождается словами автора и ставятся соответствующие знаки препинания.
    2. При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после авторского текста ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформляется в подлиннике.
    3. Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится либо тире либо (вместо точки в конце цитаты) запятая и тире.
    4. Если стихотворения цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки.
    5. Если цитата приводится не полностью, то пропуски отмечаются многоточием.
    6. Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
    7. Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указание на источник в скобки не заключается и помещается на следующей строке.

    Цитата, не являющаяся прямой речью[править | править код]

    Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.

    1. Цитата является косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы.
      Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
      Судьям хорошо известно, «кто есть ху», и обмануть их не удастся.
    2. Иногда вся цитата целиком является членом предложения[3]. Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой.
      «Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет.
      (сравните: Поэтической строчке «Любовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет.)
    1. ↑ Знаки препинания при прямой речи
    2. 1 2 ВГМУ. Методические указания, упражнения для самостоятельного выполнения по русскому языку для слушателей заочного подготовительного отделения. — Витебск, 2012.
    3. ↑ Грамота.ру (недоступная ссылка) — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

    ru.wikipedia.org

    Прямая и косвенная речь — Ирина Шульгина

    Приветствую всех! Этот урок посвящён двум способам передачи чужой речи.

    Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

     

    Способы передачи чужой речи

    Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

    1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

    Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

    2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

    Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

    3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

    Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

    4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

    Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

    Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

     

    Предложения с прямой речью

    Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

    В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

    Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

    Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

    Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

    Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

     

    Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

    Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

     

    Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

    Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

     

     

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

     В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

    Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью представлены в таблице:

     Схема предложения с прямой речью Пример
     I. Прямая речь перед словами автора: Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.
     «П», — а.


    «П?» — а.


    «П!» — а.

     «П...» — а.

     
        «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.

        «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.

        «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

         «А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.
     II. Прямая речь после слов автора: Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).
     А: «П».


    А: «П?»


    А: «П!»


    А: «П...»
        Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

          Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 

          Мишка кричит: «Здорово получается!»

       Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».
     III. Прямая речь разрывается словами автора:

    Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

    — если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

    — если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    — если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

    При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы.
      «П, — а, — п».
    «П, — а. — П».
    «П? — а. — П».
    «П! — а. — П».
    «П... — а. — П».  
          «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».

        «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

      «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»

       «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».

          «Не надо...  — сказал Вершинин. — Не надо, парень».

       «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»

          «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».
     IV. Прямая речь внутри слов автора: Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).
     А: «П», — а.
    А: «П?» — а.  А: «П!» — а.
        Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

    Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.

     

     

    Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

    Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

    Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

     

     

    Диалог оформляется двумя способами:

    1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

    Например:

    — Ты придешь?

    — Не знаю.

     

    2. Реплики следуют в строку.

    Например:

    «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

    Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

    Например: <...> Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». — «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он?.. Ну — а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал?..» — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

    В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

    Например:

    Настала весна... Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна...

    Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?» — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

    В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

     

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

    Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

    Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

    Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

    Например: Мне сказали, что это был брат мой.... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

     

    Прямую речь можно заменить косвенной.

    Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

    Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

    Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

     

    Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

    Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

    Сравните: Иван Фёдорович... попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

    Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

    Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

    Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

    При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

    Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

    Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

    Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
    Использована информация с сайта https://videotutor-rusyaz.ru 

    15,366 просмотров всего, 46 просмотров сегодня

    irishu.ru

    Знаки препинания при прямой речи


    Знаки препинания при прямой речи

    Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

    Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

    Прямая речь после слов автора

    Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

    А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
    А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
    А: «П...» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова)
    А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин)
    Прямая речь перед словами автора

    Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

    «П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
    «П?» — а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
    «П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
    «П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).
    Слова автора внутри прямой речи

    Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

    1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

    «П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
    «П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
    «П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
    «П, — а, п...» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков)

    2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

    «П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

    2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

    «П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
    «П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
    «П... — а. — П». <.П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

    3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

    «П, — а : — П».

    1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

    Прямая речь внутри слов автора

    Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

    Тире после прямой речи ставится, если:

    а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

    б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

    Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

    А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
    А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
    А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
    А: «П...» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
    А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

    Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

    Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

    1) — Боже мой, Надя приехала! сказал он и весело рассмеялся. Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

    2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

    Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

    lingvotech.com

    Чужая речь: прямая и косвенная. Знаки препинания: оформление, правила, примеры

    Чужая речь – это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, незаписанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

    Прямая и косвенная речь

    Прямая речь – это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

    Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

    Какое красивое платье! – подумала Маша.

    Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь – это слова какого-либо лица, слова автора – слова, сопровождающие прямую речь:

    АП
    Я сказал:Идём со мной.

    Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

    Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

    Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

    Косвенная речь – это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

    Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

    Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

    Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

    Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

    Прямая речь перед словами автора
    После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
    П, – а.
    У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
    Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
    П? – а.
    П! – а.
    Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
    Прямая речь после слов автора
    Перед прямой речью ставится двоеточие:
    А: П.
    А: П?
    А: П!
    Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
    Прямая речь внутри слов автора
    А: П, – а.
    А: П? – а.
    А: П! – а.
    А: П... – а.
    Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
    (А.С. Пушкин)
    Слова автора внутри прямой речи
    Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
    П, – а, – п.
    П, – а. – П.
    П! – а. – П.
    П? – а. – П.
    П... – а. – П.
    «Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
    (А.С. Пушкин)

    Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

    «Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

    Знаки препинания в косвенной речи

    1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

      Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

    2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

      Коля подумал, что опять заняли его место.

    3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
      прямая речькосвенная речь
      Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша.Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
    4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
      прямая речькосвенная речь
      Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь?Родители интересовались, когда я к ним приеду.

    Косвенный вопрос – вопрос, переданный в косвенной речи.

    Перевод прямой речи в косвенную

    При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов – слова автора ставятся перед косвенной речью.

    При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

    1. Если прямая речь – повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
      прямая речькосвенная речь
      Миша подумал: Она очень красивая.Миша подумал, что она очень красивая.
    2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
      прямая речькосвенная речь
      Яна, отойди от собаки, – сказала мама.Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
    3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли.
      прямая речькосвенная речь
      Как тебя зовут?, – спросил дядя.Дядя спросил, как меня зовут.
      Я поинтересовался: Эта книга интересная?Я поинтересовался, интересная ли эта книга.
      Примечание: частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей ли или вообще не содержит вопросительных слов.
    4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
      прямая речькосвенная речь
      Я уже дома, – сказала мама.Мама сказала, что она уже дома.
      Папа сказал: Я готовить не буду.Папа сказал, что он готовить не будет.
      Меня предупредили: Ты пойдёшь первым.Меня предупредили, что я пойду первым.

    Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

    izamorfix.ru

    7 предложений с прямой речью

    Что такое прямая речь

       Прямая речь - это часть текста, цитирующая слова или высказывания, принадлежащие героям повествования. Прямая речь передает всю уникальность высказываний: лексику персонажей, грамматику, стиль. Она употребляется со словами автора, благодаря чему становится известно, кому принадлежат высказывания.

       Прямая речь может употребляться в форме диалога. Диалогом называют чередующиеся высказывания двух или более лиц. Слова автора в диалоге зачастую отсутствуют, а высказывания именуются репликами.

    Правила оформления прямой речи

    • Прямая речь на письме начинается с большой буквы.
    • Прямая речь выделятся кавычками с двух сторон.
    • Слова автора, употребленные перед прямой речью, заканчиваются двоеточием.
    • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее ставятся запятая и тире. Прямая речь с восклицанием или вопросом оканчивается восклицательным или вопросительным знак и тире.
    • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть запятая, двоеточие, тире или не должно быть никакого знака, то слова автора с двух сторон выделяются запятыми и тире.
    • Если прямая речь разрывается в месте, где должна быть точка, то перед словами автора нужно употребить запятую и тире, а после них точку и тире.
    • Если прямую речь слова автора разделяют в месте, где должен быть восклицательный или вопросительный знак, то словам автора будет предшествовать соответствующий знак и тире, а после них ставят точку и тире.
    • Все реплики в диалоге размещаются с новой строки, перед каждой ставится тире, кавычки не используются.

    Примеры предложений с прямой речь

    1. Родители мне всегда твердили: "Делу время, потехе час".
    2. "Нет, не видел я тут никого", - сказал Санька.
    3. "Сережа, ты уже все уроки сделал?" - строго спросила мама.
    4. "Помнишь, - грустно затянул Ёжик, - как было весело с Медвежонком?"
    5. "Нет, не сделал, - ответил Серёжа. - Математика не идет, а к чтению не приступал даже".
    6. "Поздравляю! - воскликнул Винни Пух. - Желаю счастья в личной жизни!"
    7. - Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

            - Горькое, бабушка, горькое! 

     

    vashurok.ru

    Ответы Mail.ru: Прямая речь в стихотворении

    По-моему все правильно)

    да всё правильно

    все правиль огромное спасибо

    Все красиво и понятно

    touch.otvet.mail.ru

    Урок русского языка.Знаки препинания с прямой и косвенной речью(11 класс)

    Тема.Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

    Цели: обобщить сведения о предложениях с прямой и косвенной речью, формировать умение различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, умение выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания при прямой и косвенной речи, воспитывать гражданина. Подготовка к ЕГЭ.

    Тип урока:совершенствование знаний и способов деятельности.

    Оборудование:таблицы, учебник

    Ход урока

    1. Оргмомент

    2. Актуализация опорных знаний

    1. Графический диктант. Не записывая предложений, составить их схемы.

    1. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

    2. «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».

    3. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»

    4. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».

    - Чем осложнена прямая речь в этих предложениях? (обращением)

    2. Орфоэпическая пятиминутка. Подготовка к ЕГЭ

    завИднозАгнутыйзАгодязакУпоривзакУпоритьзАнялзанялАзAнялозанятАзАнятыйзаселЁнзапертАзAтемнозвалА

    звонИмзвонИтзвонИшьзнAчимостьзнАчимыйзимОвщикзАсветлоизбалОванныйИксыимпEрскийинстИнктисключИт Исстари исчEрпать

    1. Изучение нового материала

    1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения с прямой речью.

    М.Горький писал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя».

    - Чем осложнено это предложение?

    - Перестройте предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи.

    «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя», - писал М.Горький

    - Попробуйте передать слова М.Горького не дословно, при помощи косвенной речи, при помощи вводных слов.

    М.Горький писал, что цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.

    По словам М.Горького, цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.

    Вывод: все это различные способы передачи чужой речи.

    2. Повторение теоретического материала.

    Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».

    Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.

    Если припередачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнул Алене, чтобы она подошла к нему.)

    IV. Применение. Формирование умений и навыков

    1. Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

    1) Знаю что вы небогаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.

    2) Батюшка сказал мне Прощай Петр служи верно, кому присягнешь.

    3) Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами о том кто мои родители где живут и каково их состояние.

    4) Бога ты не боишься разбойник отвечал ему Савельич сердитым голосом.

    5) Старый комендант перекрестил ее трижды и сказал ей изменившимся голосом Ну Маша будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит потом поцеловал ее и отвернулся.

    2. Запишите предложения с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи

    1. Уже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее (писал М Горький).

    2. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (советовал Л.Толстой)

    3. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг (говорил К. Паустовский)

    3. Дополните предложения прямой речью.

    1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге…

    2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.

    3. Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил…

    4. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной

    1. Летчик спросил: « Маша Климова здесь работает?»

    2. «По правде говоря, - признался мальчик, - мне очень хочется стать программистом».

    3. «Не опаздывайте к обеду!»- крикнула нам вслед Клавдия Ивановна.

    Передайте чужую речь разными способами.

    «Стих Пушкина благороден, изящно пpocт, национально верен духу языка» (В.Г.Белинский.)

    1). В виде предложения с прямой речью.

    2) В виде предложения с косвенной речью.

    3) В виде предложения с вводной конструкцией.

    4) В виде предложения с дополнением, выраженным сущ. в пpeдложном падеже с предлогом о.

    Культура речи. Исправить ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.

    1. Андрей пообещал учителю, что я не буду больше опаздывать.

    2. Девочка закричала, что не надо меня перебинтовывать, мне больно.

    3. Ребята спросили у директора, почему мы снова должны работать на участке.

    4. Малыш попросил маму, чтобы мне купили игрушку

    Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью

    1. Шофер хмуро спросил: «Все сели?»

    2. Дед предложил гостю: «А ты выйди и погляди на зайца».

    3. Женщина сказала шоферу: «Вы хороший человек».

    4. Шофер продолжал рассказывать: «Оглянулся и увидел, что за мной целый поезд машин»

    Физкультминутка

    1. Закрепление. Подготовка к ЕГЭ. Отредактировать предложение с косвенной речью, указать вид ошибки

    Я вернусь поздно».

    Отец сказал, что он вернётся поздно.

    Отец сказал, что я вернусь поздно.

    Мы спросили: «А ты откуда приехал?»

    Мы спросили, откуда он приехал.

    Мы спросили, «откуда ты приехал».

    Я признался: «Ваши книги взял Михаил».

    Я признался, что их книги взял Михаил.

    Я признался, что «ваши книги взял Михаил».

    Дети закричали: «Мы не виноваты!»

    Дети закричали, что они не виноваты.

    Дети закричали, что «мы не виноваты».

    Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

    1. Подведение итогов

    2. Оценивание

    3. Домашнее задание: В23, зад. 1-7

    4. Рефлексия

    • Своей работой я доволен/не доволен потому что…

    • Этот урок показался мне…

    • За урок я бы поставил себе, потому что…

    • Материал урока я освоил…

    • Мое настроение после занятия…

    infourok.ru

    прямая речь в стихах примеры

    

    Диалог с прямой речью примеры

    Автор Анастасия Твоя задал вопрос в разделе Другое

    помогите) ) помогите пожалуйста написать сочинение на тему "оформление прямой речи и диалога на письме" и получил лучший ответ

    Ответ от ?[гуру]
    Чужое высказывание можно передать с помощью косвенной или прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т. к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.
    Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.
    Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть» .
    Он спросил: «Что ты делаешь? »
    Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна! »
    Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски - после кавычек и перед тире.
    Примеры: «Я буду сейчас играть» , - сказал Андрей.
    «Что ты делаешь? » - спросил он.
    «Как прекрасен вид из окна! » - воскликнул он.
    Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:
    «Прямая речь, - автор, - прямая речь» . Заметьте, что после авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с маленькой буквы. Например: «Иди дальше, - сказала девушка, - я следую за тобой» .
    «Прямая речь, - автор. - Прямая речь» . Например: «Вечером приду в гости, - сказал он. – Нам нужно серьезно поговорить» .
    «Прямая речь! (?) - автор. - Прямая речь» . Например: «Какой прекрасный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я искренне восхищена природой» .
    Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам:
    Автор: «Прямая речь» , - автор.
    Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать» , - и сразу же уснул.
    Автор: «Прямая речь! (?)» - автор.
    Пример. Я услышал голос из холла: «Как так можно? » - и Сергей Петрович вошел в комнату.
    Автор: «Прямая речь… » - автор.
    Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул… » - и устремил взгляд в море.
    Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.
    Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать? » - «Два месяца» . - «Вы будете мне звонить или писать? » - «Да, конечно! »
    С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.
    Пример.
    - Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.
    - Нет.
    - Давайте зайдем в кафе.
    - Хорошо.
    Оформление цитат:
    - Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.
    Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни» .
    - Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.
    Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся.. . и произведут бурю» .
    - Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.
    Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы» .
    - Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.
    ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
    Своими словами все напишите...

    Ответ от Натали Дикун[новичек]
    Ребята я просила вас принести книжки. Какие вы молодцы, что не забыли. И я принесла свою книжку. Посмотрите сколько книг


    Ответ от 3 ответа[гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: помогите) ) помогите пожалуйста написать сочинение на тему "оформление прямой речи и диалога на письме"

    Ответ от 3 ответа[гуру]

    Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

    Прямая речь на Википедии
    Посмотрите статью на википедии про Прямая речь

    Пятница фильм 2016 на Википедии
    Посмотрите статью на википедии про Пятница фильм 2016

    3otveta.ru


    Смотрите также



    © 2011-
    www.mirstiha.ru
    Карта сайта, XML.