В поле дорога стихи


Au jour le jour: Стихи про дорогу *


По дороге, по дороге,
Словно - ручкою в тетрадь,
Пишем жизненные строки,
И не можем исправлять..

Делаем свои ошибки,
Учим правила, но все ж,
То - мосток ужасно гибкий,
То - топорщится, как еж,

Тут - трясина на дороге,
Здесь - какой-то буерак...
Эх, вы, ноги, мои ноги!!!
Отдохнули б... да никак!...

Вам еще идти придется,
Сколько будет на пути!!!
Голове опять неймется -
Приключения найти...

Вам, трудягам, отдуваться,
За причуды головы...
И бежать, и спотыкаться...
Лишь не подведите вы...

Дорога

Кселена Литвинова

Опять на скорость четырех колес
Усталые обмениваем ноги,
Лохматый ветер, как безродный пес,
Несется вдоль обочины дороги.

Асфальт и щебень постелил апрель,
Спешит машина к дням цветущим мая...
Проложена над нами параллель,
Для ангелов, небесно-голубая.

Зима, весна: метели и дожди.
Кружится мир - встревоженная птица...
Остановись, водитель, подожди:
Дай жизнью в полной мере насладиться!

Лента дороги

Кселена Литвинова

Компанию летнего ветра
Нам выбрали странствия Боги,
Срезаем куски километров
С раскрученной ленты дороги.

Летят вдоль асфальта колеса -
Две парные черные птицы
От россыпи звездного проса
До солнечных зерен пшеницы.

Дни-ночи проносятся мимо -
Всей жизни отпущенной метры,
Но манят непреодолИмо
Несрезанные километры...

Я иду, пусть далёк горизонт

Леонид Грушко

Я иду, пусть далёк горизонт
В ярко-алом кричащем убранстве,
Свою жизнь я поставлю на кон,
Потеряюсь в безбрежном пространстве.

Есть опасность её потерять,
Только стоит ли думать об этом,
Я шагаю вперёд, а не вспять,
Пока песенка будет не спета.

Жизнь прекрасна, влюблён я в неё,
Распахну всем ветрам свою душу,
Пусть она у меня запоёт,
И свободною выйдет наружу.

Дороги

Марина Терентьева

Все дороги на свете уходят куда-то...
И, блуждай - не блуждай, а конца не найти.
Укрываясь дождями, встречая закаты,
Тридцать пар башмаков я сносила в пути.

Мне казалось: немного пройти остаётся,
За спиной оставляя ещё города...
Счастье - птица, что в руки вот так не даётся!
И встречается странникам лишь иногда.

Тридцать посохов путь мой не вынесли трудный.
Мало кто оставался в скитаньях со мной.
Да, дороги уходят... Но разве не чудо:
Обязательно снова приводят домой...

А что за городом?

Мария Знобищева

А что за городом? Поля.
А дальше? Лес... И снова, снова
Звенит зелёная земля,
Юлой с иглой
пути земного.

Звенит, и едет, и дрожит,
Уличена в непостоянстве,
И колымагой дребезжит
В разъятом на миры пространстве.

Вдаль, по России, по росе...
Вдоль улиц, лиц не узнавая.
И, тоньше спицы в колесе,
Душа вращается живая.

Но этой тройки
бойкий лёт -
Как неостановимый выстрел.
И, спицей выгнувшись, вперёд
Летит душа с железным свистом.
 
Дорога
 
Наталия Колотилина
 
У меня под ногами дорога
То петляет, то в горку бежит.
Часто радость, но чаще тревога
У развилки меня сторожит.

Не видать придорожного камня,
Указателей стёршихся нет.
Повернуть или прямо шагать мне?
- Здесь никто не подскажет ответ.

Я, бывало, в пути ошибался
И по ложным маршрутам шагал.
Хоть на вешки порой натыкался,
Но свернуть никогда не желал!

И случалось, ходил я по кругу
И от цели всегда в стороне.
Но однажды доверился другу,
И фортуна вернулась ко мне.

Да, теперь не такой я упрямый,
Что не хочет решенья менять,
Но хожу, в основном, всё же прямо,
А в обход, когда лучше отстать.

Ведь дороги в России такие:
Грунт, бетонка, а есть и асфальт,
Но ухабы и ямы - сплошные,
То грязища, то битый базальт.

Нет заправок, мотелей, ремонта,
Ни аптек, ни закусочных нет!
Потому без машин и без понта
Я иду через весь белый свет.

Может быть, моя цель уже близко,
А, быть может, ещё далеко,
Как до солнца, что было так низко,
А на завтра опять высоко.

Ну, а если удача оставит,
Если силы не хватит искать,
Знаю я, что тогда сын мой станет
Той дорогой за целью шагать!

Две дороги та и эта

Наталья Довженко

Не случайны на Земле
Две дороги: та и эта...
Жизнь-судьба - парад-алле,
Толи перчик, толь конфета.

Две дороги, два пути
Предлагает Проведенье.
По одной - Любовь нести,
По другой - грехопаденье.

По одной - зовёт Душа,
На другую - тянет ЭГО,
Жаждет выгод, барыша:
«Дай мне зрелищ, дай мне хлеба!»

Не остаться б на нуле,
Не пенять на неудачи,
Удержаться бы в седле,
Наскоку, решив задачи.

Возрастает на стебле
Лепесток у первоцвета…
Не случайны на Земле
Две дороги - та и эта.

Дорога

Неждана Юрьева

Каждый из нас выбирает пути по себе,
Чувствуя сердцем, что ровных дорог не бывает.
Даром ли сказано: "Всё, что нас не убивает..."
Мудрыми, знавшими множество счастий и бед?..
Делай свой выбор, иди и не стоит гадать -
Встретишь дорогой всё то, что у неба просила,
Или отчаянье выжмет последние силы,
В час, когда чаши весов перевесит беда?
Может тогда ты уже не захочешь идти...
Но повторит тебе время - наставник нестрогий:
- Делай добро и бросай его в пыль на дороге,
Чтобы идущие следом не сбились с пути...

Нас манит дорога

Ольга Назарова -Голубева

Нас манит дорога,с собою зовёт
В загадочный мир путешествий...
А сердце мечтою о море живёт
И жаждет решительных действий.

Но, скованы мы круговертью мирской.
Средь жизненных бурь и волнений
Душе непонятен житейский застой
И ворох проблем и сомнений.

И мысленно мы отправляемся в путь
Навстречу ветрам и дорогам.
Мечту ты в союзницы взять не забудь,
Мечтаем с тобой,ведь,о многом...

О горной тропе,что к вершине ведёт,
О волнах морских,о прибое...
Ах,эта дорога,куда приведёт?
И сердце не знает покоя...

Настанет наш час,и пройдём по тропе,
По горной тропинке манящей...
И станет союзником мне и тебе
Мечты нашей дух настоящий!

Перекрёстки

Римма Окунева

Встречи, дороги, всенОшные бденья,
Крики гудков,
На перекрёстке сошлись на мгновенье
Сонмы миров
И...разлетелись осколками света,
Каждому свой...
Кружит среди мирозданья планета,
Дом голубой...

Путевая

Римма Окунева

Эти злые дороги,
Где на каждой версте,
Как прошение Богу,
Круг цветной на кресте...
Мчатся мимо машины,
Что им вехи в пути?
Равнодушные мины...
Святый Боже,спаси!!
Огради от колдобин
И от сна за рулём,
Чтоб в любую погоду
Воротиться в свой дом,
Чтоб родных и любимых
Вновь прижали к груди.
Охрани святый Боже
Всех,спешащих, в пути!!

Дороги

Светлана Першеева

Уютно, спокойно - но мне не сидится.
Я ей улыбаюсь - готова идти! -
Расправила крылья дорожная птица
И в сердце моём - километры пути.

Всё в поисках мест, где нога не ступала,
На карте - заветных сокровищ кресты.
Полмира пути - всё равно было б мало.
Теплее тропинки, когда на них - ты.

Где б ни было тонко, и кто бы ни правил -
Захочется риска - давай, отними! -
Одним исключеньем из всех ваших правил -
Дороги, дороги, дороги мои.

Однажды все выходят на дорогу

Светлана Пугач

Однажды все выходят на дорогу,
Кому-то первый шаг, кому-то к Богу.
Никто не выстлал нам её цветами,
Мы выбираем направленье сами.

Заходим в тупики, захлопнув двери,
Считаем сердцем новые потери,
Сдираем в кровь и локти и колени,
На голову находим приключенья.

Воздвигнув стены, сами их и рушим,
И строем снова, вкладывая душу.
Под солнцем ясным и в часы ненастья,
Идём и верим, что дорога - к счастью!

Не поддаваясь праздности и лени,
Открыта для тепла и для прощенья,
Не зная равнодушья и покоя,
Душа жива, пока живёт любовью,

Надежда пусть из сердца не уходит,
И каждый своё счастье пусть находит!
Пусть будет добротой душа согрета,
Путь жизненный пройдёт дорогой света!

Перепутаны дороги

Светлана Пугач

Обрываются следы,
Перепутаны дороги,
Где простор был для мечты -
Там раздумья и тревоги.

Указателей здесь нет,
Выбираем путь мы сами,
Впереди не включишь свет,
Не раздвинешь тьму руками.

В бесконечных тупиках
Так несложно заблудиться,
Темнота повсюду, страх,
Но нельзя остановиться!

И доходит, кто идёт!
Тот, кто верит-тот добьётся!
Дожидается, кто ждёт!
И не плачет, кто смеётся!

Обрываются следы,
Змейками дороги вьются,
Выбираешь только ты -
Шаг вперёд...или вернуться.

Всё - про дорожные дела...


Ну, куда ж вы гоните, судари-сударики?
Вы ж не "помощь скорая", да и не пожарники.
Пусть дела вас важные ждут и неотложные,
но для всех прописаны правила дорожные.

Вы себя к особенным, видимо, относите;
из простой чванливости скорости не сбросите.
"Мы не масса серая! Вот, мол, поглядите-ка!"
Никакие штрафы вас не проймут, ни критика.

С явным наслаждением правя иномаркою,
оглушаясь музыкой и дымя сигаркою,
то навстречу вылетят, то на "красный" ринутся,
то "подрежут" спереди, - успевай подвинуться!

Странная зависимость чётко наблюдается:
чем ездок зажиточней, тем наглей катается.
Как ни осторожничай, как ни будь ты бдителен,
встреча - дело гиблое! - с этаким водителем.

Проявляй уступчивость. Глупо с колымагою
перед лимузинами щеголять отвагою.
Утречком без шуточек, словно перед битвою,
попрощайся с близкими и езжай с молитвою.
Дорога, дорога, куда ты зовёшь?..

Татьяна Гостюхина

Дорога, дорога,
куда ты зовёшь?
По жизни надёжно
и верно ведёшь?
Преграды и путы
опять на пути…
Свернуть невозможно.
Нельзя обойти.
Маячит вдали
голубой огонёк.
Ведёт к нему
множество разных дорог.
А я по дороге
неровной, крутой
Спешу и кричу:
«Огонёк мой, постой!»
Опять вдалеке
мой заветный маяк.
Всё кажется,
цель невозможна никак.
Но я не сдаюсь.
Я иду и иду.
И то, что ищу,
непременно найду.

Дорога

Татьяна Дизик

Ты знаешь, я люблю дорогу:
Вдали проносятся поля,
Стоят берёзки-недотроги,
На нас доверчиво глядят.
Бывает трудно в путь собраться
Разлука - желтая печаль
И грустно с новых мест сниматься,
И расставаться с ними жаль.
Творится странное со мною,
Как только лето настаёт,
Глядят глаза мои с тоскою
На поезд, мчащийся вперед.
Пускай другие смотрят строго,
В себе лишь лень одну любя,
А я люблю, люблю дорогу,
Люблю дорогу и …тебя!

Дороги убегают в даль маня

Татьяна Кирпиченко

Дороги убегают в даль маня
они всегда чего то обещают,
притягивают как магнит меня
за все, что было будто бы прощают.

И там в своем далеком далеке
мне этот мир совсем другим покажут,
слетая легким перышком к руке
все свои тайны без затей расскажу.

Дорога короче с первого шага

Юрий Экгардт

Дорога короче с первого шага.
Встань и иди, в этом тоже победа.
Искренность в жизни, как острая шпага.
Жизнь - это просто с другими беседа.
Есть на пути неприятности, мели.
Не отступай, не сдавайся, не надо.
Именно для достижения цели,
Ежеминутно нужна нам преграда.

Осенняя дорога

Автор неизвестен

Ещё зелёных листьев много.
Природа не забылась сном.
И всё ж осенняя дорога
Покрыта лиственным ковром.

И, сердцем чувствуя тревогу,
Я в даль туманную гляжу.
И на осеннюю дорогу
Я осторожно выхожу.

veravverav.blogspot.com

Стихи про поле и дорогу

Русское поле. Алевтина Зайцева

Снежно-ровное русское поле,
Ни тропинок на нём, ни дорог.
Лишь ветрам налетающим воля,
Не блеснёт по ночам огонёк.

Днём над ним пролететь ворон может,
Тень бросая на землю крылом.
Его клёкот тоску приумножит,
Снег холодным сверкнёт серебром.

Тихо-тихо, пустынно в округе,
Будто в поле совсем жизни нет.
Только ветер хрипит от натуги,
Сам себе вторя воем в ответ.

Но под снегом озимое жито
Изумрудно-зелёной красы.
Для тепла плотным настом укрыто,
Всё в слезинках застывшей росы.

Цепко в почву войдя корешками,
Жадно пьёт чернозёмную кровь,
Прирастая неспешно вершками,
К жизни силы копя и любовь.

Будет солнце светить ему ярко,
Летний ветер баюкать, ласкать
И природы богатым подарком -
Колос силой зерна наливать.

---

Дороги, дороги, лесами, поселками,
Вдоль них тополя и поля.
Широкими трассами и узкими тропками
Опутана всюду земля.
Дороги расходятся, дороги сливаются
Маня нас в неясную даль.
Дороги, они никогда не кончаются,
Слегка навевают печаль.
Дороги — всегда это чьи-то прощания
И чья-то тревога и грусть,
И данные в спешке родным обещания:
«Вы ждите, я скоро вернусь».
Дороги — надежды, мечты, ожидания
Все тех, кто в дорогу идет
И тех, кто кричит им в след: «До свидания!»
И тех, кто подолгу их ждёт.
Дороги уходят, дороги сплетаются,
Как нити в клубок роковой.
Дороги, они никогда не кончаются
И вечно зовут за собой.

---

Дорога, мне скажи, зачем ты лечишь
Меня… когда внутри все ходит ходуном
Ведь стоит в путь пуститься мне заветный
Как уж не кажется, что снова все вверх дном

Дорога, мне скажи, зачем ты манишь
Меня к себе, сильней все и сильней?
Ведь не могу противиться, вступаю
В ряды всех тех, кто посвятил тебе
Себя всю…

Мне скажи, дорога
Зачем ты жизни сводишь, судьбы и слова
Людей встречаю я в пути так много
Что разобраться сложно мне сперва
Что кроется за ними…

Пересеклись с кем жизни вдруг пути
В дороге, в поезде, в автобусе иль в поле
Возможно рядом станут впредь идти
Поскольку выбрали себе такую долю
Как я…

Скажи, дорога, также
Зачем преграды строишь иногда
Бывает, ты как будто не пускаешь
Меня в какие-то шальные города

Дорога и судьба идут вновь в параллели
Пересекают города, людей
В конце концов, и я приду наверно
К назначенному пункту жизни всей…

---

Большой дорогой, шоссе открытым,
Широкой шиной вздымая пыль,
Легко несется автомобиль.

Смеемся рощам, дождем омытым,
Смеемся далям, где темен лес,
Смеемся сини живых небес!

Поля, пригорки, луга, долинки,
Внезапно — церковь, изб темный ряд,
Мелькают лица, столбы летят…

И на подушках мы в лимузинке,
Куря беспечно, бесплодный взор
Бросаем бегло на весь простор…

Валерий Брюсов

www.detstih.ru

Яков Полонский - Дорога: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Глухая степь — дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман — мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.

Как кони ни бегут — мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж —
Все степь да степь, за нивой снова нива.
— Зачем, ямщик, ты песни не поешь?

И мне в ответ ямщик мой бородатый:
— Про черный день мы песню бережем.
— Чему ж ты рад?- Недалеко до хаты —
Знакомый шест мелькает за бугром.

И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды.- Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?

Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал — покой давно мне нужен;
Но нет его… Меняют лошадей.

Ну-ну, живей! Долга моя дорога —
Сырая ночь — ни хаты, ни огня —
Ямщик поет — в душе опять тревога —
Про черный день нет песни у меня.

Анализ стихотворения «Дорога» Полонского

Яков Полонский написал глубокое стихотворение «Дорога», в котором показывается поведение человека, потерявшего смысл жизни. У одних жизненный путь легкий и светлый, а у других он трудный и с различными преградами.

С первых строф становится понятно, что лирическому герою придётся страдать от безысходности, потому что жизнь наполнена чёрными днями. Описывается пейзаж, мрачная дорога, по которой едет главный герой с ямщиком. Повествование идёт от первого лица, поэтому можно проанализировать, как меняется настроение мужчины.

Для передачи внутреннего состояния применяются восклицательные, вопросительные и обрывающиеся конструкции. Используется много красивых эпитетов, описывающих природную красоту, например, сырая ночь, знакомая лачужка, глухая степь, знакомый шест. Так присутствует тревожность, наполняя стихотворение мистическими тонами: чёрный день, бегут лениво, тайная тоска. Приём инверсии подчеркивает одиночество: берет тоска, волнует ветер, стоят скирды. Сначала говорится о далекой дороге по широким полям. Вдали виднеется туман. Природа вся мрачная, поэтому герой чувствует душевную тоску. Ему скучно ехать по этому пути, окружённого степями и нивой. Создаётся ощущение, что даже кони бегут лениво.

Кажется, что печаль связана с событиями в жизни, но персонаж хочет это скрыть и просит ямщика спеть песню. Но тот отвечает, что хранит песню, когда наступит «чёрный день». Затем к нему приходят воспоминания о деревне, о знакомом крестьянском доме. Также беспокоится о здоровье какой-то девушки, но не говорит кто она ему приходится. В конце поэзии читатели могут снова прочувствовать и погрузиться в мысли лирического персонажа. Мужчина немного завидует ямщику, который находит с своём доме покой и горячий ужин. Его там ждут. В итоге герой не скрывает своих истинных чувств и признаётся, что он тоже хочет покоя, но его нет. В последних строчках понимает, что дорога ещё будет длится долго, погоняет лошадей. Если мыслить глубже, то становится понятно, что это не просто длинная дорога, а жизненный путь. Появляется тревога о том, что у него отсутствует песня «на чёрный день».

Стихотворение «Дорога» наполнена печальными предчувствиями главного героя. Поэт тоже жил нелегкой жизнью и темных дней было достаточно, но он не стал черствым и злым. Именно поэтому он смог раскрыть всю душевную боль, тоску и грусть.

rustih.ru

Павел Васильев - Дорога: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Далекий край, нежданно проблесни
Студеным паром первой полыньи,
Июньским лугом, песней на привале,
Чтоб родины далекие огни
Навстречу мне, затосковав, бежали.
Давайте вспомним и споем, друзья,
Те горестные песни расставанья,
Которые ни позабыть нельзя,
Ни затушить, как юности сиянье.
Друзья, давайте вспомним про дела,
Про шалости веселых и безусых.
Споем, споем, чтоб песня нас зажгла,
Чтоб павой песня по полу прошла,
Вся в ярых лентах, в росшивах и в бусах,
Чтоб стукнула на счастье каблуком
И, побледнев, в окошке загрустила
По-старому. И, всё равно о ком,
Чтоб пела в трубах, кровью и ледком
Оттаивала песенная сила.
Есть в наших песнях старая тоска
Солдатских жен, и пахарей, и пьяниц,
Пожаров шум и перезвон песка,
Комарий стон, что тоньше волоска,
И сговор птиц, и девушек румянец,
Любовей, дружбы и людей разброд.
Пускай нас снова песня заберет —
Разлук не видно, не было печали.
В последний раз затеем хоровод
Вокруг того, что молодостью звали.
По-разному нам было петь дано,
Певучий дом наш оскудел, как улей,
Не одному заказаны давно
Дороги к песне шашкой или пулей,
Не нам глаза печалить дотемна,
Мы их помянем, ладно. Выпьем, что ли!
Найти башку, потерянную в поле,
И зачерпнуть башкою той вина.
Приятель мой, затихни и взгляни:
Стоят березы в нищенской одежде,
Каленый глаз, мельканье головни, —
То набегают родины огни
Прибоями, как набегали прежде.
Ты расскажи мне, молодость, почто ж
Мы странную испытываем дрожь,
Родных дорог развертывая свиток,
И почему там даже воздух схож
С дыханьем матерей полузабытых?
И отступили гиблые леса,
И свет в окне раскрытом не затем ли,
Чтоб смолк суровый шепот колеса?
И то ли свет, и то ли горсть овса
Летит во тьме, не падая на землю.
Решайся же не протянуть руки.
Там за окном в удушные платки
Сестра твоя закутывает плечи,
Так, значит, крепко детство на замки
Запрятывает сердце человечье.
Запрятывает (прошлая теплынь!
Сады и ветер) сердце (а калитка
Распахнута). О, хищная полынь,
Бегущая наперерез кибитке!
Но сколько их влачилось здесь в пыли —
Героев наших, как они скитались,
Как жизни их, как мысли их текли,
Какие сны им по пути встречались!..
И Александр в метелях сих плутал —
О, бубны троек и копыт провал!
(Ночь пролетит, подковами мерцая,
В пустынный гул) — и Лермонтов их гнал
Так, что мешались звезды с бубенцами.
Охотницкою ветряною ранью
Некрасова мотал здесь тарантас.
Так начиналось ты, повествованье
Глухой зари и птичьего рыданья,
И только что нас проводивших глаз.
На песенных туманных переправах
Я задержался только потому,
Что мне еще неясно в первых главах,
О чем шептать герою моему,
Где он следы оставил за собою, —
Не видно их — так рано и темно, —
Что у него отобрано судьбою,
И что — людьми, и что ему дано.
Иль горсть весны и звонкий ковкий лед,
(А кони ржут) и холодок разлуки,
И череда веселья (поворот),
И от пожатий зябнущие руки.
Послушаем же карусельный ход
Его воспоминаний (утрясет
Такою ночью на таких путях),
Тому кибитка, может быть, виною.
В просветах небо низкое, родное.
Ах, эти юбки в розовых цветах,
Рассыпанных — куда попало! Ах,
Пшеничная прическа в два узла,
Широким гребнем схваченная наспех,
И скрученные, будто бы со зла,
Серебряные цепи на запястьях,
И золотой, чуть слышимый пушок,
Чуть различимый и почти невинный,
И бедра там, где стянут ремешок, —
Два лебедя, и даже привкус винный
Созревших губ, которых я не смог
Еще коснуться, но уже боюсь
Коснуться их примятых красных ягод.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но слишком рано прошумят и лягут
Большие тени ветреных берез,
И пробежит берестовый мороз
Над нами, в нас.
Всё ж Настенька похожа
На розан ситцевый, как ни крути.
Под юбки бы… По золоченой коже
Скользить, скользить и родинку найти.
Я знаю: от ступни и до виска
Есть много жилок, и попробуй тронь их —
Сейчас же кровь проступит на ладони,
И сделается тоньше волоска
Твое дыханье, и сойдет на нет.
Там так темно, что отовсюду свет,
Как рядом с солнцем может быть темно,
Темно до звезд, тепло как в гнездах птичьих,
И столько радостей, что мудрено постичь их,
И не постичь их тоже мудрено.
Под юбки бы. Но в юбках столько складок,
Но воздух горек до того, что сладок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но дядя Яша ей сказал ‘нельзя’,
Да и к тому ж она меня боится.
Ну что ж, пускай, твой дядя не дурак,
Хитер он в меру, но не в этом сила…
Бесстыдная, ты ароматна так,
Как будто лето в травах пробродила,
Как будто раздевали догола
Тебя сто раз и всё же не узнали,
Как ты смеешься, до чего ты зла, —
Да и узнать удастся им едва ли.
Ты поднялась, и волосы упали —
Пшеничная прическа в два узла.
Проказница, теперь понятно мне…
Ты спуталась уже давно с другими.
Гудящая, как тетива, под ними,
Ты мечешься, безумная, во сне.
Ко мне прижавшись, думаешь о них,
Медовая, крутая, травяная,
И, тяжесть каждого припоминая,
Любого ждешь, любой тебе жених.

И да простится автору, что он
Подслушивал, как память шепчет это.
Он сам был в Настю по уши влюблен,
В рассвет озябший, в травяное лето,
В кувшин с колодезною темью и
В большое небо родины, в побаски
(В тех тальниковых дудках, помяни,
Древесные дудели соловьи
С полуночи до журавлиной пляски).

Пусть будет трижды мой расценщик прав,
Что нам теперь не до июньских трав
И что герою моему приличней
О тракторах припомнить в этот час.
Ведь было бы во много раз привычней,
Ведь было бы спокойней в сотню раз.
Но больше, чем страною всей, давно
Машин уборочных и посевных и разных
В стихах кудрявых, строчкой и бессвязных,
Поэтами уже произведено.

Я полон уваженья к тракторам,
Они нас за волосы к свету тянут,
Как те овсы, что вслед за ними встанут,
Они теперь необходимы нам.
Я сам давно у трактора учусь
И, если надо, плугом прицеплюсь,
Чтоб лемеха стальными лебедями
Проплыли в черноземе наших дней,
Но гул машин и теплый храп коней
По-разному овладевают нами.

Пускай же сын мой будущий прочтет,
Что здесь, в стране машины и колхоза,
В стране войны — был птичий перелет,
В моей стране существовали грозы.

rustih.ru

В дороге — Некрасов. Полный текст стихотворения — В дороге

— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи, —
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), —
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

www.culture.ru

Николай Некрасов - В дороге: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Некрасов очень часто обращался в своем творчестве к судьбам простых крестьянок. Он всегда восхищался русскими женщинами, их несгибаемой волей и тягой к жизни. При этом поэта возмущало, что они являются просто личной собственностью своих хозяев, которые относятся к ним, как к животным. В стихотворении «В дороге» (1845 г.) Некрасов обращается к интересной теме. Он описывает судьбу крестьянки, которая выросла в барском доме. Это настолько ее изменило, что, вернувшись к деревенской жизни, женщина почувствовала себя чужой. Она уже не может измениться и, скорее всего, скоро умрет.

Стихотворение написано в форме диалога барина и ямщика. Автор испытывает невероятную скуку и просит мужика чем-нибудь развеселить его. В конце произведения станет понятна горькая ирония Некрасова. История, которая должна была поднять настроение, оказывается ужасной трагедией изломанной жизни.

Ямщик жалуется на свою «злодейку жену» Грушу. Ее в раннем возрасте взяли в господский дом и воспитывали вместе с дочерью хозяина. Девушка получила хорошее домашнее образование. Мужик даже не может толком представить себе дворянский образ жизни. Его лучшей похвалой является утверждение: «ела вдоволь и меду и каши». Он вспоминает, что судьба девушки могла сложить очень удачно, так как «сватался к ней благородный». Но крестьянское происхождение помешало этому.

Хозяйка девушки вышла замуж и уехала в столицу. С этого времени на крестьянку посыпались неудачи. Внезапно умер сам хозяин дома, а приехавший молодой барин отправил Грушу обратно в деревню. Ямщик не знает истинной причины для наказания, но можно предположить, что девушка с гордостью отвергла наглые приставания барина («знать, она согрубила ему»). Нового хозяина не волнует, что Груша совершенно не знакома с деревенской жизнью.

Браки в то время заключались против желания молодых. Решение о свадьбе принимали либо родители жениха, либо сам барин. Вероятно, женил рассказчика хозяин, потому что изнеженная «барышня» не могла представлять большую ценность в крестьянском хозяйстве. Ямщик признается, что совершенно измучился с женой, которая неспособна выполнять тяжелую работу. Вместо этого она занимается «бесполезными» делами: читает, учит грамоте сына, постоянно моет и расчесывает его. Мужу непонятна тоска и чрезмерная утомляемость жены. Он считает, что «погубили ее господа». Он даже не испытывает особого сожаления по поводу ее неизбежной смерти.

Стихотворение «В дороге» — яркий пример бесправного положения крестьян. Грушу можно сравнить с диким зверьком, которого люди принесли в дом. После того как дети наигрались, животное отправили обратно на волю, не думая о том, что уничтожили инстинкт к выживанию и обрекают его на гибель.

rustih.ru

Лев Ошанин - Дороги: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами —
степями,
полями,-
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится
А кругом земля дымится —
Чужая земля!

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый.
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями
степями,
полями —
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья.
…Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Анализ стихотворения «Дороги» Ошанина

Лев Иванович Ошанин, популярный поэт-песенник, в годы Великой Отечественной войны не смог добиться отправки на фронт в качестве солдата, зато стал человеком, чьи стихи поднимали боевой дух солдат.

Стихотворение написано в 1945 году. Его автору в этот момент исполнилось 33 года, он из-за плохого зрения не смог ни на фронт попасть, на стать военным корреспондентом. Вместе с женой был в эвакуации. Только благодаря совету Б. Пастернака сумел добиться участия в командировках на фронт в составе команды журналистов и литераторов. По жанру – песня, по размеру напоминает акцентный стих, настолько важен в нем внутренний ритм и настолько он прихотлив в этом, казалось бы, простом стихотворении. Состоит из 4 строф, лирический герой – рассказчик. Многозначительный рефрен «эх, дороги…», кажется, несет в себе все: и боль от расставания с родным домом, близкими, прошлым, планами на будущее, и боль от потерь в эту войну – сожженных домов, убитых родных и друзей. Песенная традиция здесь вневременная, фольклорная. В интонации нет ничего, кроме глубокой задумчивости, затаенного страдания. Идеологическая подоплека отсутствует. Перечислительная градация скупо роняет слова: пыль, туман, холода, тревоги, бурьян. В этой песне каждое слово весомо (включая междометие «эх»), потому и прием, при котором на первый план вышли существительные, оттеснив глаголы, оказался единственно верным. «Доли»: в таком, казалось бы, устаревшем слове гораздо больше сказано о судьбе каждого человека. Безвестный боец становится метафорой: крылья сложишь. Вообще, слово «смерть» здесь не звучит. Даже дружок и тот «неживой лежит». Только «ворон кружит» — почти как в русских сказках, над погибшим молодцем. Останавливаться нельзя, думать некогда, нужно идти до конца, пусть и «пули свистят», и силы уже на исходе. Уменьшительные суффиксы усиливают экспрессию: сыночка, дружок. Солдаты идут по своей и чужой земле, всюду у них одна цель – освобождение, мир. «Родное, родные» — лейтмотив в лексике стихотворения. Мать ждет сына и вглядывается в лица бойцов, проходящих степями, полями все дальше, вперед… Композиция к финалу становится кольцевой. «Вспомним, друзья»: оказывается, эти мелькающие солдатские пути-дороги «позабыть нельзя». Приставочный глагол подчеркивает завершающий вывод автора.

«Дороги» Л. Ошанина созданы осенью победного года, положены на музыку композитором А. Новиковым.

rustih.ru

Николай Заболоцкий - Где-то в поле возле Магадана: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Где-то в поле возле Магадана,
Посреди опасностей и бед,
В испареньях мёрзлого тумана
Шли они за розвальнями вслед.
От солдат, от их лужёных глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок
Да наряды в город за мукой.
Вот они и шли в своих бушлатах –
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека.
Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их,
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звёзды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь её проникновенный
До людей уже не доходил.
Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мёрзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.
Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела…
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.

Анализ стихотворения «Где-то в поле возле Магадана» Заболоцкого

За два года до смерти Николай Алексеевич Заболоцкий создает произведения о невинно осужденных в советское время.

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в этот момент 53 года, он много лет провел в лагерях по ложному обвинению. Когда освободился – убедился, что на его творчество наложен негласный запрет. Наконец, после разоблачения культа личности И. Сталина он получает возможность быть услышанным. Более того, осмеливается обратиться в своих стихах к лагерной теме. По жанру – гражданская лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, с чередованием женских и мужских. Лирический герой – рассказчик. Сам поэт пережил заключение в алтайских лагерях, но пишет он о Колыме, чье название стало нарицательным в свете этой темы. «Два несчастных русских старика» в краю вечной мерзлоты, осужденные, как тогда бывало, за антисоветскую агитацию, шпионаж, терроризм, бредут за розвальнями. Они согласились пойти в наряд за мукой, чтобы выбраться хоть ненадолго из атмосферы лагеря, обменяться мыслями и чувствами. Усталость, кажется, гнетет не только их тела, но и души. Не любовались они уж и природой, да и звезды не смотрели на них, пораженные творящимися на земле злодействами. «Смертные доделались дела»: не все долги советскому государству выплачены, но пришла пора прощаться. «Ни охрана, ни конвой» больше им не страшны. И мука больше им не нужна. Бушлаты тоже достанутся кому-то из еще живых. «Созвездья Магадана» сверкают над драмой, которую поэт временами возводит к вершинам эпоса. Несколько штрихов дополняют образы героев: вспоминая о родимых хатах. Похоже, не два профессора, а два крестьянина преодолевают вьюгу. «Не глядя друг на друга»: оба сдались, сказать им нечего. Образы природы, символы свободы: такими описывается небо и земля — свидетели смерти стариков. Метафоры рассыпаны по всему стихотворению. Гибельная дремота, словно сочувствуя, «обняла их», рыдая. Лексика нейтральная и вместе с тем возвышенная. Лагерные приметы органично вписаны в ткань стихотворения. «Дивная мистерия»: возможно, северное сияние. Эпитеты: мерзлого тумана, огонь проникновенный (это еще и инверсия), луженых глоток. Инверсия: шли они, посвистывала вьюга (это и олицетворение). Уменьшительный суффикс слова «пеньки» подчеркивает горечь поэта, будто вновь переживающего картины из прошлого. Сам он вернулся, сперва даже неузнаваемый, надломленный. Но своей обязанностью считал говорить о том, что увидел и узнал.

Стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» Н. Заболоцкого — свидетельство очевидца, прошедшего лагеря.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.