Учимся писать стихи


Учебно-методический материал по литературе (7, 8, 9, 10 класс) на тему: Урок-мастерская "Учимся писать стихи"

Слайд 1

Урок-мастерская Учимся писать стихи

Слайд 2

Цели урока: Развивать творческие способности учащихся; Совершенствовать знания, умения, навыки; Углубить понятие о стихотворных размерах; Остановиться на особенностях стиха: строфике, форме; Помочь детям поверить в свои возможности.

Слайд 3

Можно ли научиться писать стихи? Научить писать стихи нельзя. Вся эта «поэтическая судьба» ни к чему. Я уже успешно печатался в «Аполлоне», когда мне впервые пришлось побывать на «Башне» у Вячеслава Иванова; он очень хвалил мои стихи: «Прекрасно, прекрасно. Изумительная у вас оркестровка ямбов, читайте еще. Мне хочется послушать ваши анапесты или амфибрахии». А я и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху, не задумываясь над тем, ямбы это или что другое. Осип Мандельштам

Слайд 4

Правила творчества Фантазируй! Без фантазии нет творчества. Постарайся побывать в «шкуре» каждого, о ком пишешь. Даже если это негодяй. Попробуй в том, что хорошо известно, увидеть что-то свое. Это будет твоим открытием. Не пиши о том, что тебе не интересно самому. Не пиши, если писать не хочешь. Не пиши, если писать хочешь, но не знаешь, о чем. Пиши, если не писать не можешь.

Слайд 5

Определим размер своего имени. Анапест — это Николай Гумилев: Никола  й Гумиле  в - - -  / - - - Дактиль — это Анна Ахматова А  нна Ахма  това -  - - / - - - Амфибрахий — это Георгий Иванов Гео  ргий Ивано  в - -  - / - - - хорей — Осип Мандельштам -  - / - - / - - Федор Сологуб, Игорь Северянин -  - / - - / - - ямб — Валерий Брюсов - -  / - - / - Владимир Соловьев - - / - - / - -

Слайд 6

Жил был у бабушки серенький козлик Переделайте известное стихотворение «Жил был у бабушки серенький козлик» так, чтобы дактиль превратился в ямб, хорей, амфибрахий, анапест. Амфибрахий. У старенькой маленькой бабки Жил серый и вредный козел, Мечтал он о волчьей шапке И в лес потихоньку ушел Анапест Серый козлик у вредной старушки Слопал все пироги и ватрушки И отгрыз он кусочек стола, А старушка его прогнала… Ямб У бабки старой был козел, Однажды в лес козел ушел. Фортуна оказалась зла… И волки слопали козла . Хорей Жил козел у бабки старой, Бегал он за ней с гитарой, Но недолго развлекал – Серый волк его достал.

Слайд 7

Изобретение стиха КВАДРАТ КВАДРАТОВ — Никогда ни о чем не хочу говорить... О поверь! — я устал, я совсем изнемог... Был года палачом — палачу не парить.. Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог... Ни о чем никогда говорить не хочу... Я устал... О поверь! Изнемог я совсем... Палачом был года — не парить палачу... Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм.. Не хочу говорить никогда ни о чем... Я совсем изнемог. О поверь! я устал... Палачу не парить!.. был года палачом... Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал.. Говорить не хочу ни о чем никогда!.. Изнемог я совсем, я устал, о поверь!.. Не парить палачу!.. палачом был года!.. Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!.. И. Северянин

Слайд 8

Фигурные стихи Слово Слово — событий скрижаль, скипетр серебряный созданной славы, Случая спутник слепой, строгий свидетель сует, Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов, Сфер созерцающий сфинкс, — сферы судьбы стережет! Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью, Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, — Слово — суровая сила, старое семя сомнений! Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны, Смуты строитель, снабдивший строения скрежетом, Слово — Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней! В. Брюсов Ромб Мы – Среди тьмы. Глаз отдыхает. Сумрак ночи живой. Сердце жадно вздыхает. Шепот звезд долетает порой, И лазурные чувства теснятся толпой. Все забылося в блеске росистом. Поцелуем душистым! Поскорее блесни! Снова шепни, Как тогда: «Да!» Э.Мартов

Слайд 9

Строфические формы Триолет - восьмистишье с рифмой АВаАавАВ ( тяготеет к игровой салонной поэзии рококо). Лизетта – чудо в белом свете, -Вздохнув, я сам себе сказал . Красой подобных нет Лизетте, Лизетта – чудо в белом свете, Умом зрела в весеннем цвете, Когда же злость ее узнал, Лизетта - Чудо в белом свете, - Вздохнув, я сам себе сказал. Н. Карамзин Х окку (хайку) – классическая форма японского стихосложения, трехстишье в 5+7+5 слогов (описание природы, дающее мгновенную зарисовку), Знай! Я – ствол дуба Четырехсотлетнего. Любя не сломить. О. Черемшанова

Слайд 10

Сонет - четырнадцатистишье, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший (Рифма: АВВА АВВА СС D ЕЕ D ) или из трех четверостиший и одного двустишия(Рифма: АВАВ С DCD EFEF GG ) Объяснение в любви, распространенное в любовной лирике. Восточные рубаи – арабо-персидская строфическая форма, четверостишье с рифмовкой ААХА (Х – нерифмующаяся строка)-философские размышления, служащие для выражения лирической темы, философски осмысленной и интерпретированной. Кто силу знания отверг, тот обделен умом,- Он счел, что сущее кругом_ обманчивый фантом. Но если этот зримый мир – воображенья плод, Как с вечной истиною быть, вне нас живущей в нем.

Слайд 11

Буриме Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись. День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. Если муж тебя обманет, На него ты не сердись, Прогони или смирись, Все равно твой час настанет. Если он с другой живет, Не смотри на мир уныло. Если рядом он пройдет — Помаши рукою мило!

Слайд 12

Сочинить стихотворение на рифму …………………… ..весна ………………… ..березки …………………… ..от сна ………………… ..сережки

Слайд 13

Шуточное буриме вечер вместе нечем с песней ********************** нравится сокровище красавица чудовище однажды приехал неважно со смехом *********************** сказка указка вопрос курьез

nsportal.ru

Катерина Снегирева. Как писать стихи

Катерина Снегирева. Как писать стихи

Писать стихи вовсе не так уж трудно, как думают многие. Чтобы писать стихи, нужно обладать желанием это делать и определенным словарным запасом. Конечно, хорошо браться за «перо» еще и в сопутствующем эмоциональном состоянии. Более того, это эмоциональное состояние – обязательная составляющая написания стихов на определенные темы: например, о любви или разлуке. Убеждена, невозможно написать хорошие стихи на эти темы без соответствующего эмоционального заряда.

Для написания стихов Вы должны овладеть азами стихосложения, с которыми мы Вас постараемся познакомить. В классическом стихе первое место занимает рифма. Однако, автор вправе сосредоточить свое внимание и на других компонентах стиха, иногда даже в ущерб качеству рифмовки.

Рифмуются не слова и не звуки, а СТРОКИ. При это важно выдерживать и стихотворный размер (способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии)).

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Существует несколько способов рифмовки. Например, смежная рифмовка, перекрестная рифмовка, кольцевая, холостая.
Смежная рифмовка: строки рифмуются по принципу: 1122, то есть первая строка со второй, третья с четвертой.

Пример:

Есть у меня мой друг. (1)
Друг понадежней двух. (1)
Может, он не богат. (2)
Но он всегда мне рад. (2)
(К. Снегирева)
Перекрестная (или классическая): 1212. Первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой.

Пример:

Март вернулся в город внезапно. (1)
Превратился в дождик снежок. (2)
Я с тобой сегодня, но завтра, (1)
Завтра я уеду, дружок. (2)
(К. Снегирева)
Кольцевая: 1221. Первая строка рифмуется с четвертой, вторая − с третьей.

За зеленой рослою травой (1)
Спряталась от нас ягода лесная. (2)
В прятки летний лес играет с нами. (2)
Мы съедим по ягодке с тобой. (1)
(К. Снегирева)
Холостая: 1232. Первая и третьи строки не рифмуются.

Умирает любовь первая. (1)
Ничего поделать нельзя. (2)
Бедная моя девочка. (3)
Кто тебя наказал? (2)
(К. Снегирева)
Также есть и другие способы рифмовки, например, одинарная: 1111. Первая строка рифмуется и со второй, и с третьей, и с четвертой.

Если придешь – впущу. (1)
Место найду плащу. (1)
В темень не отпущу. (1)
Все я тебе прощу. (1)
(К. Снегирева)
Рекомендуем Вам использовать из приведенных способов перекрестную или одинарную рифмовку при написании, по крайней мере, первых произведений. Комбинировать между собой разные способы рифмовки не следует. Выбрали перекрестную рифмовку, придерживайтесь Вашего выбора на протяжении всего стихотворения. Также не нужно стараться сделать стихотворения объемными. Максимум 2-3 строфы (строфами называются четверостишья) – этого вполне достаточно, чтобы выразить то, что Вы хотите сказать.

Пример стихотворения в 2 строфы (перекрестная рифмовка):

Северный ветер дует,
Чтоб холоднее стало.
Скажут, я − дура, люди,
Что я с тобой осталась.

Скажут еще те люди,
Будто ты мне не верен.
Все еще у нас будет,
Верю я, верю, верю.
(К. Снегирева)
Пример стихотворения в 3 строфы (перекрестная рифмовка):

Март вернулся в город внезапно.
Превратился в дождик снежок.
Я с тобой сегодня, но завтра,
Завтра я уеду, дружок.

Будешь ждать меня очень долго.
И смотреть в пустое окно.
Я тебе про эту дорогу
Говорила очень давно.

Не проси меня, не останусь.
От меня ключи ты не прячь.
И когда я все же растаю,
Ты не плачь, ты только не плачь…
(К. Снегирева)

Постарайтесь соблюдать размер (звук) стиха. То есть написанные Вами строки должны состоять из примерно одинакового количества слов, правильно расположенных и созвучных между собой. Поясним на примере одной и той же строфы.

Правильный вариант:

И вновь по улице с весенними цветами
Навстречу женщина идет судьбе
С усталыми, зелеными глазами.
Красивая. А может, так себе.
(К. Снегирева)
Неправильный вариант:

И вновь по улице с весенними цветами
Идет женщина навстречу судьбе.
С усталыми, зелеными глазами,
Красивая она, а может, быть так себе.
В последнем примере ошибки допущены во второй строке и в четвертой. Сравните первый вариант со вторым и поймете разницу. Старайтесь не допускать столкновения одинаковых или похожих согласных:

Пример:

И из гроба малец с раной встал с зияющей как дыра.
Читая такие строчки, приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха, также при произнесении искажается смысл написанного.
Старайтесь придерживаться правильных ударений. Не следует придумывать свои ударения.
Помните о правильно расставленных знаках препинания.
Не желательно делать дополнительных пауз внутри одной строки. Разумеется, если паузы (цезура) внутри строки только не задуманы Вами по смыслу.

Пример:

Скажут: не повезло. Только кому назло
Столько мы скажем слов – злых и напрасных слов.
(К. Снегирева)
Такие паузы часто встречаются при так называемой одинарной рифмовке (1111). Старайтесь писать с правильными окончаниями.

Пример строфы с правильными окончаниями:

Дождик, дождик, мой милый дождик
Ты посмейся со мной немножко.
Сколько было глухих дорожек.
И парней под моим окошком.
(К. Снегирева)
Усвоив основные азы стихосложения, теперь Вы можете попробовать написать свое первое стихотворение.

Удачи Вам!

Автор: Катерина Снегирева
Другие работы автора: http://stihi.ru/avtor/telec

www.zatebya.ru

Как научиться писать стихи - BrainApps.ru

Кому из нас не хотелось уметь писать стихи? Кому не хотелось подарить возлюбленному/возлюбленной поэтическое признание, возвышенное, полное страсти и огня? Но что делать, если стихи вы пишете на уровне первоклассника, а рифма у вас «ботинки-полуботинки» и «свечка-печка»? И действительно ли можно научиться писать стихи? Если кто-то говорит, что нет, что для этого нужен врожденный талант, которого у вас-то и нет, насколько поправима ситуация? Но не впадайте в отчаяние и никому не верьте, возможно все. Можно и зайца научить курить; стихи тоже можно научиться писать! Причем подчас писать их куда проще, чем прозу! Итак, что же для этого нужно?

— Желание

— Словарный запас

— Онлайн-рифмовщик

— Терпение

— Усидчивость

— Тема

— Чувство ритма

— Вдохновение

Содержание статьи

Главное – начать!

Определитесь, о чем вы хотите написать? Какие слова, темы уже появились у вас в голове? Какие мысли вы хотите передать посредством стихотворения? Определились? Теперь смело пишите первую строку. Потому что именно она задает ритм всему стихотворению. Прочувствуйте его и постарайтесь в дальнейшем не сбиваться с него. Наверное, ритм – это крайне важное условие для написания стиха! Поскольку именно по нему отличается качество стихотворения. Но вы ведь не хотите написать еще один «шыдевр», которыми и так полны просторы интернета? Нет, конечно, вы хотите создать красивый стих.

Рифма

Рифма важна не менее ритма. Не используйте банальных, затертых всеми поэтами еще и до вас рифм типа «розы-морозы», «кровь-любовь», «слезы-грозы» и т.д. Постарайтесь не употреблять и глагольных рифм. «Смотреть-стереть» было допустимо в 18 веке, но не допустимо в веке 21. Желательно, чтобы глагол рифмовался с существительным или наречием, и наоборот. В общем, даже с любой частью речи, кроме глагола же.

brainapps.ru

Как писать стихи. Нестандартные тренинги. Хочу научиться писать стихи

Как писать стихи
Нестандартные тренинги

Слушать стихи Натальи Грэйс

Есть нестандартные тренинги, например, тренинг Как писать стихи

Я с удовольствием научу Вас стихосложению. По запросу как писать стихи находим 2237 запроса на начало 2010 года. У многих из нас есть задатки к стихосложению, но ограничиваются они тем, что люди пишут стихи в стол, читают их максимум на свадьбах и Днях рождения.

– Возможно ли научиться писать стихи?
– Однозначно, да!

Научиться писать стихи возможно, особенно если есть чувство рифмы! Если у Вас имеются черновики, заметки, разрозненные записи на полях, обрывки листков с незаконченными стихами  – Вы мой клиент!

У меня было 14 учеников за последние 10 лет, которые занимались по условно названной мной программе Как писать стихи

Одна из них – Ольга Райтс – наиболее трудолюбивая девушка из Москвы, проделала путь от обрывочных черновиков до напечатанного иллюстрированного сборника «Мурашки по телам».

Одно из стихотворений из него опубликовано мной в книге «Везщество «Х» или исцеление от любви». С Ольгой мы работали над мелодикой стихов, над небанальными завершениями, над рифмой.

Второй мой, я считаю, гениальный ученик или ученица  – Мария Демянкова, выпускница филологического факультета СПбГУ, написала под моим многолетним влиянием и благодаря занятиям с 9-летнего возраста, около сотни стихотворений, которые я оцениваю весьма высоко. Пример как писать стихи

Как научиться писать стихи? Могу дать несколько подсказок по стихосложению:

1). Конец не должен быть банальным! Лучше если он будет неожиданым, внезапным.

2). Не должно быть рифмы типа ля-ля, ха-ха. Например: в конце одной строки — весна, а в конце рифмующейся строки – брела. Ла и На не очень-то рифмуются!

3). Научиться писать стихи можно методом «погружения». Читаешь по 10 часов Есенина до галлюцинаций – и пишешь в духе Есенина. Читаешь Маяковского целый день — пишешь в подражание Маяковскому. Правило 10 тысяч часов Гладуэлла ещё никто не отменял.

umapalata.ru

Как научится писать стихи?

Стихи можно не только читать, их можно также писать. Кто-то пишет красивые стихи, а кто-то только мечтает об этом. Говорят, что для написания стихов нужен талант и нужно вдохновение. Но так ли это, и действительно по-другому нет, ни одного шанса научится писать стихи? На самом деле есть определенные технические правила, которые позволяют написать правильные по составу стихотворения. Желательно, чтобы стихи были написаны не просто так, а содержали какие-то эмоции, какой-то смысл. Лучшие стихи пишутся под большим эмоциональным потрясением.

Технические правила написание стихов:

  • Соблюдайте ритм. Ознакомьтесь с тем, что значит, это понятие и соблюдайте все правила. Соблюдать ритм, значит соблюдать количество слог в строке, лишний слог сбивает ритм. Ритм задается в первых строчках (первые 2 строчки) стихотворения.
  • Соблюдайте рифму. Не рифмуйте между собой глаголы, будет лучше, если рифмовать глаголы с существительными или прилагательными.
  • Применяйте образы и глубокий смысл слов в стихотворении. Ознакомьтесь со стилистическими формами, которые это позволяют делать.
  • Применяйте поэтические приемы.
  • Определите разновидности стихотворений и выберите вид, которого приобретет ваше творение.
  • Примените одну из техник написания стихов (верлибр, классический стих, ломаный стих и т.д.)
  • Учтите требования к слогам поэта. Любой поэт должен знать неологизмы, архаизмы, плеоназмы и т.д.
  • Развивайте свою речь, учите как можно больше слов и научитесь выразить свои мысли правильно и красиво.

Можно, конечно же, писать стихи от души, если это у вас получается, но следуя правилам, вы облегчаете себе же работу. Поэзия не должна быть банальной, это не пустой набор слов, это творчество, но подается правилам, которые только улучшают конечный результат. Когда пылесосы делают сами работу по дому, остается время и на поэзию.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Учимся писать стихи. Первые шаги поэта

Написание стихов возможно при наличии каких-то талантов. В то же время, каждый может научиться это сделать. Что нужно для того, чтобы написать стихи? Вдохновение. Черпать вдохновение можно из разных источников, но можно писать стихи и под конкретную тему по необходимости. Если вы желаете научиться писать стихи , необходимо в первую очередь как можно больше читать другие стихи, чтобы получить необходимые навыки для развития и создания собственного творчества. Вы можете открыть любой сборник стихов на любую тему и читать. Любые стихи могут оказаться полезными, например стихи ко дню победы, стихи о любви, о дружбе и т.д. Важно при этом развивать у себя чувство ритма и талант.

Если вы хотите научиться писать стихи, попробуйте хотя бы что-то написать. Возможно, у вас получится с первого раза без особой подготовки, а может и нет. Все зависит от вдохновения и от ваших способностей к данному творчеству. Не так сложно писать стихи, так как если у вас возникло желание научиться, значит, какой-то талант у вас все-таки есть. Выберите свой стиль для написания стихов и начинайте творить. Если сложно определится со стилем, можно обойтись и без этого временно и просто писать. Поначалу может, не получится, но даже в этом деле очень важна практика, поэтому продолжайте писать и вы заметите, что каждое последующее ваше творение лучше предыдущего.

Не обязательно быть поэтом для того, чтобы писать стихи, поэтому необходимо, чтобы вы поставили перед собой конкретные задачи, которым нужно следовать. Определитесь, с какой целью вы собираетесь писать стихи, так как от этого зависит то, насколько углубленно вы будете изучать эту тематику. Возможно, вам пригодятся книги по теме, которые ответят на ваши вопросы касательно того, как можно стать поэтом. Ознакомьтесь с книгой автора Дилан Томас под названием «Как стать поэтом». От вас будет зависеть качество поэзии, которую вы будете писать, так как именно вы выберите придерживаться рифмы или же писать стихи с глубоким смыслом. Некоторым удается совмещать и то и другое, но в таком случае речь о настоящем таланте, врожденным или приобретенным.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

как научиться писать стихи

В последние 1,5 года Олесюнька пытается рифмовать. Я задумалась: как научиться писать стихи? И тут мне попалась интересная книга по азам рифмования для детей. Увлеклись даже взрослые.

Рифмоазбука /П. Майоров, ил. О. Любич

Книжка небольшого формата с толстой обложкой и плотными белоснежными листами.

Автор книги — Павел Майоров — убежден, что все дети — прирожденные поэты и им нужно только немножко помочь. Объяснить им смысл и важность рифмы, ритма и размера.

Книжка построена так: на каждой страничке слева дается несколько слов на определенную букву алфавита (на ъ, ы, ь — слова содержащие эти буквы). Причем, слова даны разные — существительное, прилагательное и глагол.

Чуть пониже забавное стихотворение без последнего слова.

И место для собственного творчества и рисунка.

Справа — двустишие и веселая картинка.

Павел Майоров разработал свою инструкцию по обучению детей азам стихотворчества.

1.Для начала прочитать стихотворение и рассмотреть картинки. Задать ребенку вопросы со словами кто? какой? что делает?

Обратить внимание на рифмы в конце строк — они выделены коричневым цветом

2. Подобрать рифмы к предложенным словам.

К примеру, на А предлагаются слова слева, а наша Олесюнька придумала к ним рифмы, что записаны справа:

  • астроном — гном
  • ароматный — томатный
  • алеть — петь, плеть, одолеть

3. Закончить стихотворение

К букве «А» такое:

Несу айву и алычу

В подарок другу …

И нужно придумать рифму. Олеся добавила — хохочу.

Папа подобрал — хохмачу, Злата — Ильичу, я — скрипачу.

Эта часть задания очень важная. Здесь нужно прочувстовать ритм, простучать его ладошками, промычать, прозвенеть.

В книге «Рифмоазбука» автор приводит коротенькие и смешные стихи. Читая их ребенку тоже хочется сочинять и каламбурить.

4. Сочинять свои четверостишия, используя только что придуманные рифмы или совсем другие.

Олесюнька наша придумала вот такое интересное стихотворение:

Стоит береза в чистом поле

Она свежа и хороша

И отражается в раздолье

Березы русская душа.

Книжку «Рифмоазбука» Олесюнька изучала в поезде, когда мы ехали на шахматный турнир с нашим тренером — гроссмейстером Константином Валерьевичем Чернышовым. Он с охотой поддержал рифмотворчество и придумал вот такое стихотворение:

Зимний вечер. Тихо-тихо.

Елка в лампочках и в пиках.

На стене танцуют блики

Свой волшебный хоровод.

Дети спят в своих постелях

Вдруг раскрылись в спальню двери

Под мелодию метели наступает Новый год.

За 2-е суток в поезде (в Сочи и обратно в Воронеж) почти все рифмы к словам в книге были подобраны и было придумано очень много забавных стихотворений. Время провели мы весело 🙂

Книга «Рифмоазбука» нам очень понравилось. Дочка стала чувствовать ритм стихов, узнала что такое тавтология  и стала сочинять интересные стихи. А вместе с дочкой стихотворничаем и мы, забавно коротая время в многочисленных поездках и на прогулках. Друзья, а Вы знаете как научиться писать стихи? Поделитесь своим опытом в комментариях.

wunderkind-blog.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.