Тучи анализ стиха лермонтова


"Тучи" Лермонтова - анализ стихотворения

Стихотворение

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

spadilo.ru

М. Лермонтов, "Тучи": анализ произведения :: SYL.ru

Немало произведений М. Ю. Лермонтов посвятил такой важной теме, как родина. Поэты всех времен воспевали в своих произведениях победы над врагами, восхищались красотой родных просторов. Лермонтов продолжал развивать те идеи, которые уже были заложены Пушкиным и Радищевым. Его стихотворение «Тучи» проникнуто печалью, отчаянием, осознание предстоящей тоски с родными землями.

История создания

Анализ «Туч» Лермонтова можно начать с того, что стихотворение было написано накануне ссылки поэта на Кавказ в 1840 г. Оно написано в поздний период творчества поэта. Лермонтов создал его на квартире у Карамзиных, где как раз собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. В. А. Соллогуб свидетельствует о том, что Михаил Юрьевич слагал свое произведение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над рекой Невой.

На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.

Отчуждение лирического героя

В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.

Композиция

В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам. Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам. Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.

Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба. Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего. Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».

Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.

Художественные приемы

В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. "Небесные странники", которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.

О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.

Эпитеты, размер, рифмовка

Анализ лирического произведения Лермонтова «Тучи» продолжим рассмотрением эпитетов. Вот примеры: «тайная зависть», «степью лазурною», «цепью жемчужною». Также используется и прием олицетворения: «тучки – странники». Стихотворение написано дактилем, трехсложной стопой. Ударение приходится на первый слог. Поэт использовал в произведении перекрестную рифмовку. Нужно отметить, что стихотворение отличается богатством рифм – «жемчужную – южную», «бесплодные – свободные».

Философия, скрытая в стихотворении

Произведение имеет философский подтекст. Он заключается в том, что человек бесконечно разобщен с природой. И эта идея проявляется в противопоставлении свободных туч и зависимого от воли властей поэта. Безучастность и холодность «небесных странников» не похожа на пламенность чувств, которые переживаются лирическим героем.

Сопоставительный анализ стихов «Тучи» Пушкина и Лермонтова

В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.

Обычно период, когда учащимся задают на дом анализ стиха «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. Иногда бывает необходимо обратиться и к творчеству других поэтов, чтобы сопоставить с ними произведение Лермонтова. В его стихотворении нет надежды, оно полно мрачных предчувствий. Тучи, с которыми он сравнивает себя в начале произведения, являются «изгнанниками» из родных мест. Что касается стихотворения А. С. Пушкина, то оно наполнено светом и оптимизмом. В его произведении туча всего одна – а это значит, что она не может лишить его радостного настроения.

Лирический герой великого русского поэта смотрит в будущее с улыбкой, и это жизнелюбие не способна поколебать туча. После грозы снова возрождается жизнь. Стихотворение наполнено динамикой и жизнерадостностью с самого своего начала. В отличие от произведения Лермонтова, «Тучи» Пушкина написаны четырехстопным амфибрахием. Это также придает произведению спокойную интонацию.

www.syl.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6, 7, 9 класс

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне. В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.

В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч "с милого севера" в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.

Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.

Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе. Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся "степью лазурною", не похожи на него. Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.

Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.

С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.

Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению. Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: "клевета ядовитая", "милый север". В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.

Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.

Анализ стиха Тучи Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в апреле далекого 1840 года. Случилось это перед отъездом в уже вторую, в его жизни ссылку. 

В те времена, ссыльными чаще всего были поэты, художники и обычные люди которые боролись за справедливость. Для власти такое считалось неприемлемым, а для того, чтобы обезвредит  тех, кто выступали против, не нашли ничего лучше, как ссылать их.

В своем стихотворении поэт сравнивает себя с тучами, которые плывут по небу. Ему было очень грустно от того, что он уедет на долгое время, от привычных мест, своего дома, друзей, коллег, родных и близких.

В первом четверостишии М.Ю.Лермонтов говорит о тучах, считает их изгнанникам, которых выгнали против их воли, и они вечно плывут по небу, не находя себе места.

Во втором четверостишии поэт говорит о людях, об их недостатках, но использует в  лице туч. Используя эпитеты «злоба ль открытая», «зависть ли тайная», «клевета ядовитая» он обосновывает свои слова, о пороках людей. По мнению многих, именно эти строки стали причиной для отправки в ссылку.

В концовке стихотворения – третьем четверостишии, расположение стихотворца изменилось. Он начал показывать свою оппозицию по отношению к тучам, говоря, что  «чужды вам страсти и чужды страдания», в тот момент, когда он недомогает, из-за того, что он будет на Кавказе чужим, будет один. Он будет очень скучать по родным краям.

Для полноты выражения чувств автор использует средства выразительности такие как: эпитет, олицетворение и метафору.

Стихотворный размер произведения – дактиль. Философская лирика является жанром произведения.

Вариант №3

Это стихотворение пришлось практически на конец творчества М. Ю. Лермонтова – апрель 1840 года. Чуть позже писателя отправят уже во вторую ссылку на Кавказ из-за дуэли с де Баранта, который был сыном одного французского посла. Если верить словам очевидцев, то «Тучи» автор написал в свой день отъезда, находясь в кругу близких и родных. Засмотревшись на проплывающие мимо тучи, у него родились замечательные строки, ставшие завершением его сборника.

Само стихотворение посвящено, конечно же, теме одиночества. Именно в этот период Лермонтов всеми силами старался преодолеть грань между собственным душевным состоянием и окружающим его миром. Поэтому его строки отражают всю муку и страдания лирического героя, которого не по собственной воли сделали изгнанником.

«Тучи» состоят из трех строф-четверостиший и построены на композиционном сравнении. «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники» - автор сравнивает себя с тучами, ощущая внутреннее родство с ними и их одиночеством. Образ туч очень глубоко западает в душу читателям, ведь эти «вечные странники» никогда не останавливают своего движения, вечно двигаясь в собственном изгнании. Вот и Лермонтов видит себя между этих темных рядов, бредущего по жизненному пути и страдающего от одиночества.

Помимо этого можно разглядеть еще одну направленность – «лишние люди». Поэт считал, что его поколение ничем не отличается от темных, холодных туч. Такие же безучастные, не имеющие собственных желаний, каких-либо чувств и привязанности к родному дому.

Злость общества к своей личности Лермонтов показывает такими эпитетами, как «тайная зависть», «открытая злоба» и другие, что только подчеркивает отсутствие у него друзей, он в вечном изгнании.

«Чужды вам страсти и чужды страдания» - здесь можно наблюдать противопоставление душевному состоянию автору. Тучи плывут сами по себе, им нет никакого дела до людских проблем. А вот Лермонтов постоянно страдает, сердце разрывается от тоски и грусти.

Четырехстопный дактиль, трехсложная стопа с постоянным ударением на первый слог и перекрестная рифма добавляют стихотворению лирики и позволяют читателю проникнуться душевными муками писателя. Не мало встречается и эпитетов: милый север, жемчужная цепь, лазурная степь и другие.

Философская мысль этого стихотворения заключается в том, что люди так и не научились жить в единстве с природой. Извечные обиды, неоправданные желания и страсти не позволяют человеку самосовершенствоваться. Человек не способен, подобно туче, отречься от ненужной мирской суеты.

6, 7, 9 класс, по плану кратко

Картинка к стихотворению Тучи

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Блока Летний вечер

    Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения.

  • Анализ стихотворения Пушкина Подражание корану

    Александр Сергеевич получил свою известность благодаря вольности и мятежному характеру. Он не мог скрывать свои мысли и мнение, поэтому так трепетно изливал их на бумагу. Его тяжелый характер только спровоцировал образование врагов вокруг

  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825

    Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

  • Анализ стихотворения Фета У камина

    Афанасий Фет создавал свои шедевры в период смены Золотого Века Серебряным. Стихотворения Афанасия Афанасьевича всегда выделялись высоким уровнем культуры, мастерством и литературными изумительными изображениями.

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи», тема для сочинения

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» строится на изучении истории создания этого произведения, его композиционных особенностей, а также образных средств, используемых в тексте.
Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных дактилем с перекрестной рифмовкой (это стихотворный размер нередко встречается в поэзии Лермонтова):

История создания

Стихотворение было написано в 1840 году, в Петербурге, где Лермонтов гостил у друзей перед своим вторым отъездом на Кавказ. Ожидание скорой дороги и изучение сумрачного петербургского неба, покрытого тучами, привело к рождению стихотворения, пронизанного мотивом изгнания, поиска своего пути, переживаний чувств одиночества и тоски.

Композиционное строение

Стихотворение, состоящие из трех строф, состоит из двух основных частей, сосуществующих друг с другом на основе развернутого сравнения. Мчащиеся вперед тучи, подгоняемые ветром, сравниваются с душевным состоянием лирического героя стихотворения, также не знающего до конца, куда его занесет судьба. Герой испытывает состояние умиротворения, однако, ощущает себя чужим всему, что видит вокруг. Он спокоен, одинок и свободен, но он понимает, что это временное и кажущееся спокойствие.
Мотив одиночества и бесприютности сочетается с мотивами тоски и любви к Родине, которая не готова ответить лирическому герою ответной взаимной любовью. Тема Родины возникает в последней строке стихотворения:

«Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.»

Родина рассматривается лирическим героем как нечто непостоянное, ускользающее. Как женщина, требующая любви, но не всегда готовая подарить свою любовь.
В стихотворении присутствует два плана: это мир идеальный – мир природной гармонии и красоты, а также мир человеческий – мир несовершенства и страстей. Лирическому герою хочется вырваться из своего несовершенного мира в мир природы, но он понимает, что это возможно сделать, только пройдя через смерть.
Если учитывать тот факт, что самому поэту осталось жить на земле немногим более года, то это стихотворение приобретает мистический глубокий смысл как определенная веха его творческого и жизненного пути.

Образные средства

Анализируя «Тучи» Лермонтова, можно отметить, что в этом стихотворении используется большое количество разнообразных средств создания образной выразительности.
В первую очередь это эпитеты: «степь лазурная», «милый север», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».


В тексте используются инверсии для придания особой образности стихотворению (смысл этого приема связан с перестановкой слов в поэтическом произведении):

«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною.»

Подчеркивает философский смысл стихотворения использование в тексте анафоры, заключающейся в повторении слова «или» в начале каждого ряда («Или на вас …. / Или друзей ….»).
В стихотворении используется характерная для творчества Лермонтова антитеза: мир человеческий чувств и переживания сопоставляется с миром природы. В данном случае вечные изгнанники – небесные тучи, мчащиеся по небу в неизведанную даль, сопоставляются с образом человеческих исканий, стремления к познанию смысла жизни, определения своего жизненного пути.
Усиливает эту антитезу прием олицетворения (поэт обращается к тучам небесным так, как будто перед ним живые существа) и риторические вопросы:

«Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная?
злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?»

Точный и емкий образ небесных тучек становится символом одиночества, неприкаянности и вечного поиска смысла своего бытия. Благодаря этому образу поэту удается точно передать мир своих сомнений, страстей и переживаний.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» помогает увидеть, как создавалось это художественное произведение, помогает читателям понять не только переживания лирического героя стихотворения, но и познать мир собственных чувств и стремлений. Безусловно, это стихотворение является не только гениальным творением М.Ю. Лермонтова, но и прекрасным произведением русской классической литературы.

Факты и выводы, приведенные в данной статье, будут полезны ученикам 6 класса при написании конспекта или сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»».

Самые популярные материалы февраля для 6 класса:

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения Лермонтова "Тучи"

 

История создания стихотворения «Тучи» обыденная и вместе с тем наполненная неким налетом романтизма, душевности. Перед отъездом на Кавказ Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с ними. Здесь он встретил товарищей, которые дорожили его дружбой и желали его увидеть перед отъездом, попрощаться с ним. Лермонтов на протяжении всей жизни чувствовал себя одиноким, едва ли никому не нужным. Внимание друзей тронуло его до глубины души.

Он стоял у окна, и смотрел на небо, где в это время проплывали тяжелые серые тучи. Стихотворение начало складываться само собой в нем отразились личные переживания. Он попросил лист бумаги, чтобы записать новое творение. Друзья попросили его прочитать то, что он написал. Когда поэт закончил чтение, в его глазах стояли слезы. В этот же день Лермонтов выехал из Петербурга, чтобы больше никогда не вернуться сюда.

Жанр и тема стихотворения «Тучи»

Это лирическое стихотворение создано в жанре послания. Поэт обращается к тучам, разговаривает с тучами. Стихотворение относится к философской лирике, хотя в нем присутствует и лирика пейзажная, описание природы.

Тема стихотворения – описание явление природы. Лермонтов описывает тучи, гонимые ветром по небу. Главная мысль – горечь изгнания. Поэт в стихотворении противопоставляет тучам себя. Он осознает, что ссылка на Кавказ это изгнание его из столицы, из общества.

Композиция и построение стихотворения

Стихотворение состоит из трех четырехстрочных строф, или катренов. Оно состоит из двух частей. В первой части автор обращается к тучам, задаем им вопрос. Через этот вопрос он говорит о собственном переживании. Во второй части, вместившейся в 3-ю строфу, Лермонтов отвечает сам себе.

Стихотворение написано дактилем. В этом стихотворном размере ударение падает на первый слог стопы, и рифмы, таким образом, безударные, женские. Женские рифмы формируют певучесть произведения. Рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности

Стихотворение богато эпитетами: небесные, вечные, лазурною, жемчужною, милого, южную бесплодные, холодные, свободные. Присутствуют метафоры: лазурною (степью), жемчужною (цепью), ядовитая (клевета). Есть олицетворения – странники, изгнанники

В стихотворении присутствуют антитезы: с севера – в сторону южную тайная – открытая. Имеются явные и не совсем сравнения: вы, будто как я же.

С целью усиления воздействия на читателя автор использует повторы:

  • По 2 раза повторяются слова «чужды» и «вечно»;
  • 5 повторов союзов ли, или;
  • Три отрицательной частицы «нет».

Под пером поэта оживают тучи, а переживания становятся близки и понятны читателю. Тучи гонит ветер, а Лермонтова – царское самодержавие, зависть тайная да злоба открытая. Тучам все равно, куда нестись по небу и где излиться дождем. Поэту не все равно. Он хочет быть рядом с друзьями, с теми, кто любит его, и кого любит и ценит сам поэт.

Анализ стихотворения показывает, что «Тучи» — это еще одно автобиографичное произведение, в котором Лермонтов говорит о себе, пытается осмыслить собственную жизнь, достучаться до тех, от кого зависит его существование, кто распоряжается его судьбой.

lermontovm.ru

«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану для 6 класса – композиция, эпитеты, сравнение, тема

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал используется на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – несвобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.

Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращался в поэтический строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Тема

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причем это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано оно в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодоледнию старого конфликта между собой и окружающим миром, он представляется еще более драматичным.

Еще одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

Жанр

Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 41.

obrazovaka.ru

История создания и анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова

Произведение "Тучи" является шедевром поэтического творчества Михаила Юрьевича. Предлагаем вам познакомиться с ним подробнее в этой статье. Проводя анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова, следует рассказать об истории создания данного стихотворения, о его композиционных особенностях, об используемых в тексте образных средствах. Портрет Михаила Юрьевича представлен ниже.

Стихотворный размер

Произведение это состоит из трех четверостиший. Оно написано дактилем, при этом Лермонтов употребил перекрестную рифмовку. Данный стихотворный размер в поэзии Лермонтова встречается довольно часто.

История создания произведения

В 1840 году написал стихотворение "Тучи" Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.

Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.

Композиция "Туч", настроение лирического героя

Как показывает анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.

Тема Родины

Мотив бесприютности и одиночества сочетается в стихотворении с такими мотивами, как тоска и любовь к Родине, не готовой ответить взаимностью лирическому герою. В последней строке поэт говорит: "Нет у вас родины, нет вам изгнания". Лирическим героем она рассматривается как что-то ускользающее, непостоянное. Родина подобна требующей любви женщине, не всегда готовой подарить в ответ свою любовь.

Два мира: человек и природа

Проводя анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.

Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов ("Тучи")

Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: "милый север", "степь лазурная", "нивы бесплодные", "клевета ядовитая". В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность ("цепью жемчужную", "степью лазурную"). Словосочетание "степью лазурною" было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями - бескрайность степи и просторов неба. "Цепью жемчужною" - еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.

Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает - "изгнанники". Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова "или" ("Или на вас... / Или друзей...").

Антитеза в произведении

Анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества. В "Тучах" противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае - небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу. Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.

Прием олицетворения

Усиливает антитезу олицетворение, которое использует в стихотворении "Тучи" Лермонтов. Анализируя его, можно отметить, что Михаил Юрьевич обращается к тучам так, как будто живые существа, а не явления природы находятся перед ним.

Риторические вопросы

Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении "Тучи" Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.

На этом завершаем анализ стиха Лермонтова "Тучи". Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.

fb.ru

М. Ю. Лермонтов, "Тучи": анализ стиха :: SYL.ru

Стихотворение «Тучи» было написано М. Ю. Лермонтовым в поздний этап творчества поэта. Создано оно было в апреле 1840 года, перед тем как он был сослан на Кавказ уже во второй раз. Очевидцы говорят о том, что поэт написал стихотворение в день его отъезда из столицы, находясь на квартире у Карамзиных.

Тема произведения

В анализе «Туч» Лермонтова школьник может упомянуть, что основная тема стихотворения – это одиночество и свобода. Ведь именно на этом жизненном этапе Лермонтов стремился преодолеть разрыв между личностью и окружающим миром – ведь это противостояние обострялось для него все больше. Поэт стремится ясно изобразить страдания лирического героя, который изгнан из пределов родины не по своей воле.

В стихотворении используется прием тончайшей аллегории. В своем стихотворении, задавая вопросы «небесным странникам», поэт пытается выяснить те причины, по которым ему самому предстоит оставить родные места. Является ли его ссылка правительственным решением, или же это событие написано у него на роду? И можно было бы его избежать в таком случае? Ответов на эти вопросы в своем произведении поэт не находит. И если лирический герой не может отыскать причины, по которым ему приходится оставить родину, то поведению далеких туч он находит понятное объяснение. Они свободны от привязанностей, страстей и пороков.

Духовное родство с тучами

Стихотворение состоит из трех четверостиший, в нем основным художественным приемом является сравнение – это также может подчеркнуть школьник в анализе «Туч» Лермонтова. Поэт ощущает внутреннее родство с одинокими тучами, бегущими по склону небу. Он сравнивает себя с этими «изгнанниками» в первой строфе произведения. И образ туч придает всему произведению своеобразную пронзительность, которая звучит сквозь весь мотив изгнанничества и одиночества. Не существует силы, которая могла бы остановить бег туч по небу, как и нет силы, которая могла бы позволить поэту остаться в родных краях, там, где его любят и ждут. Подобно этим одиноким тучам, он вынужден бежать в неизведанные, холодные дали.

Вопросы, озвученные во второй строфе

Проводя анализ «Туч» Лермонтова, школьник может рассказать о том, какие вопросы задаются поэтом «небесным странникам». Он спрашивает тучи – кто же заставил их покинуть родину? Может быть, это затаенная кем-то злоба? Или, быть может, это злой рок, совпадение послужило тому, что они больше не имеют права оставаться на месте? У поэта есть и другие предположения по поводу причин, заставляющих тучи неумолимо бежать по небу. Возможно, это совершенное ими преступление.

А может быть, «ядовитая клевета». Стоит отметить, что, по предположению поэта, принадлежит она именно друзьям, а не врагам. Делая анализ «Туч» М. Ю. Лермонтова, учащийся может сделать вывод: во всех вопросах, звучащих во второй строфе стихотворения, тучам поэт приписывает человеческие черты и мотивы. Таким образом, в произведении Лермонтов использует прием олицетворения. Во второй строфе поэт использует немало эпитетов («открытая злоба», «клевета ядовитая»).

Посыл заключительной строфы

Анализ стиха «Тучи» Лермонтова школьник может продолжить тем, что в заключительной строфе поэт отвечает на поставленные им же самим вопросы. Нет, тучи не страдают от того, что им пришлось покинуть родные края. Они не мучаются страстями, как это происходит с автором произведения. Мотив, который заставляет их сорваться с родного места и устремиться в холодную неизвестность, – это скука. Тучи холодны, свободны. У них нет родины.

Отрицание, которое использует поэт, еще больше усиливает впечатление, создающееся при помощи приема противопоставления. И мотив одиночества в произведении тесно переплетается с темой любви к родине и страдания – эта информация сделает анализ «Туч» Лермонтова более полным. Ведь эта тоска может иметь место только тогда, когда есть привязанность к родным краям.

Противопоставление отчужденности небесных странников страданиям лирического героя

В заключительной части произведения читатель уже наблюдает мотив разобщенности человека и природы. Мы видим, что тучи свободны направляться, куда хотят; а человек связан в своих действиях, он не может поступать так, как хотел бы. Поэт-изгнанник противопоставляет себя тучам, мчащим по небесному своду. Пламенные страсти, которые охватывают его сердце – ведь ему приходится покинуть родные места – противопоставлены холодности и отчужденности далеких туч. Но через все произведение проходит идея о том, что за всю безмятежность небес лирический герой не променял бы своих страданий, выпавшей на его долю участи изгнанника.

Художественные средства

Обычно время, когда школьникам задают на дом анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. К этому моменту учащиеся уже знакомы со многими литературными приемами и могут выявить их в лирическом произведении. Стихотворение Лермонтова написано четырехстопным дактилем с ударением на первом слоге. Поэт использует в произведении перекрестную рифмовку. Стихотворение богато разнообразными эпитетами – «степью лазурною», «цепью жемчужною». В произведении читатель может найти чрезвычайно разнообразные способы рифмовки («открытая – ядовитая», «бесплодные – свободные»).

История создания

В анализе стихотворения «Тучи» Лермонтова учащийся может рассказать и об истории создания произведения. Как уже было упомянуто, стихотворение было создано на квартире у Карамзиных в Петербурге. Там друзья Лермонтова собрались, чтобы перед дорогой проститься с поэтом. По свидетельствам присутствующих, слагая свое произведение, поэт стоял у окна и смотрел на тучи, проплывающие над Невой и Летним садом. Семейство Карамзиным жило как раз напротив Летнего сада, недалеко от «Соляного городка».

Софья Карамзина и другие присутствующие попросили поэта прочесть свое произведение. Лермонтов окинул всех присутствующих грустным взглядом и прочел стихотворение «Тучи». Когда он закончил, его глаза были полными слез. Поэт отправился в путь прямо с квартиры Карамзиных. Тройка, которая его увозила, подъехала прямо к подъезду их дома. Произведением «Тучи» Лермонтов закончил свой сборник, обозначив дату – «апрель 1840». Этим поэт обозначил и дату своего изгнания.

www.syl.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс сочинения и текст

Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной кончины. Лермонтов – человек очень большой романтик, хоть он и скрывал всегда свои чувства от других людей. Недаром его не все понимали, ведь он был – отличный интригатор, и мог буквально убить человека своим сарказмом и иронией, хоть в большей степени действовал методом сарказма, то есть более напрямую, чем скрытно. Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.

Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают. Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана. И сам поэт никак не мог понять - что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.

6 класс

Анализ №2 (Восприятие, толкование, оценка)

Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.

Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лиричес­кого героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. В сти­хотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в фило­софскую медитацию.

В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сбли­жая себя с ними:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

И мы понимаем, что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.

В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи про­тивопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страс­ти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.

Анализ №3

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым перед отправкой во вторую ссылку в 1840 году. Лермонтов также как и Пушкин выступал за свободу слова и был сторонником справедливости. Однако для власти такое поведение было неприемлемым, поэтому всех, кто выступал против нее, отправляли в ссылку.

Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами. Он также как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя. Себя и тучи он называет изгнанниками.

Во втором четверостишии поэт говорит о людских пороках, но применяет их по отношению к тучам. Он рассуждает о том, что же гонит тучи из одного края в другой. Для людских пороков он использует соответствующие эпитеты: «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета». Именно эти пороки как считает поэт, стали основными причинами его ссылки.

В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет считать себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.

Размер стихотворения – дактиль. Рифмовка в нем – перекрестная. Произведение насыщенно эпитетами и метафорами, что добавляет стихотворению большей выразительности и эмоциональности. Много метафор одушевления, так как автор сравнивает себя с тучами, принимая их за живых существ. Лермонтов хотел показать, что у природы нет пороков, тучи плывут над мирской суетой, а у людей много пороков, поэтому они не могут стать такими же возвышенными как тучи.

Текст «Тучи» М.Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова №6

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч - «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север». Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба ), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине. тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники ) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?» ).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

6, 9 класс.

Слушать стихотворение Лермонтова Тучи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Тучи

ostihe.ru

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч - «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную...)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Тучи»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

Тема одиночества и свободы была ведущей  в творчестве поэта. Стала она таковой  и в данном стихотворении. Ссылка, изгнание — всё это происходило не по воле героя, он был несвободе в своих действиях, и это приносило ему боль. Тяжело расставаться с любимыми местами, друзьями, ещё тяжелее осознавать невозможность что-либо изменить .Здесь же снова появляется тема судьбы, которую человек не властен изменить.

Проблема лишних людей. Поэт даёт очень жёсткую характеристику своему поколению, которое , как и безучастные, холодные тучи, не имеет желаний, стремлений, привязанности к родине. Данная проблема была им поднята уже в стихотворении «Дума». Так, размышляя о своей судьбе, он отмечает её созвучность целому поколению 1840-х годов, периода реакции Николая 1.

Проблема сложности взаимопонимания людей в обществе, в котором господствует реакция. Люди скрытны, замкнуты, резко проявляются многие пороки в такое время. Причинами изгнания, по мнению поэта, могут быть  «судьбы  решение», «зависть  тайная», « злоба  открытая»,  «преступление», «друзей клевета ядовитая». Как много пороков людей своего времени называет поэт — всё это он видел вокруг себя, и это особенно удручало поэта. Нет взаимопонимания, нет друзей, он одинок, как эти тучи.

Проблема любви к родине, любви, которая всегда была «странной» у поэта от невозможность видеть её такой¸ какой хотелось бы, страдание от ужасных картин реальности. «Нет у вас родины, нет вам изгнания»,- пишет поэт о тучах. А у него есть родина, и он тоскует по ней в разлуке.

Проблема разобщённости человека и природы. Поэт подчёркивает, что нет гармонии с ней, поэтому и несчастлив человек: природа свободна, а человек сам сделал себя несвободным, создав противоестественные законы и образ жизни; нет и созвучия в чувствах человека и природы: тучи холодны, бесчувственны — человек полон чувств, страданий. Человек не может, подобно тучам, подняться над мирской суетой, быть выше обид, злобы, которые буквально губят людей.

Социальные проблемы - несправедливость общественного устройства, в котором нет свободы человеку, в котором он одинок и беззащитен.

literatura-ege.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.