Трехсложные размеры стиха 6 класс примеры


Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Трёхсложные размеры стиха урок литературы в 6 классе

Слайд 1

Урок литературы в 6 классе.

Слайд 2

Повторим двусложные размеры стиха. ХОРЕЙ СТОПЫ ЯМБ Интонация нисходящая восходящая

Слайд 3

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

Слайд 4

Каким размером написана поэма? Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. («Евгений Онегин») ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ

Слайд 5

Трёхсложные размеры стиха. дактиль амфибрахий анапест

Слайд 6

Дактиль -греч. δάκτυλος «палец». ударный безударн. безударн. (длинный) (короткий) (короткий)

Слайд 7

Анапест -греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю. безударн. безударн. ударный (короткий) (короткий) (длинный) АНАПЕСТ

Слайд 8

Амфибрахий - греч. ἀμφίβραχυς — с обеих сторон краткий. безударн. ударный безударн. (короткий) (длинный) (короткий)

Слайд 9

Повторим. дактиль нисходящая сходен с хореем амфибрахий интонация более ровная «золотая середина» анапест восходящая сходен с ямбом

Слайд 10

1.Выделим ударные слоги. Си -жу-за-ре-шё-ткой-в тем- ни- це-сы-рой. Вско-рмлё-нный-в не- во-ле-о-рёл-мо-ло- дой. («Узник») 2.Обведём стопы. 3.Определим каким размером написан стих. ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ

Слайд 11

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877)

Слайд 12

Сколько процентов в творчестве Некрасова занимают произведения, написанные трёхсложными размерами? Какой трёхсложный размер чаще использует поэт?

Слайд 13

«Железная дорога» Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит… С каким произведением Н.А. Некрасова мы познакомились в этом году? Вспомним первые строки.

Слайд 14

Сла -вна-я о -сень! Здо- ро -вый, я- дрё –ный Во -здух у- ста -лы-е си -лы бо- дрит. ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ Разделим на слоги, поставим ударение, обведём стопы. Каким размером написаны строки?

Слайд 15

Домашнее задание. девочки мальчики выбрать строки с женской рифмой с мужской рифмой Для вас подготовлена распечатка с шестью строками из разных произведений Некрасова, но каждый из вас должен выбрать только три. определить размер стиха; из учебника или дополнительной литературы подобрать ещё одно стихотворение с трёхсложной стопой и определить размер

Слайд 16

Повторим. мужская рифма ударный последний слог женская рифма ударный предпоследний слог

Слайд 17

МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ Мнемо́ника греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания.

Слайд 18

Д А М А 1 МЕСТО УДАРЕНИЕ НА ПЕРВЫЙ СЛОГ ДАКТИЛЬ

Слайд 19

Д А М А 2 МЕСТО УДАРЕНИЕ НА ВТОРОЙ СЛОГ АМФИБРАХИЙ

Слайд 20

Д А М А 3 МЕСТО УДАРЕНИЕ НА ТРЕТИЙ СЛОГ АНАПЕСТ

Слайд 21

Немного отдохнём. Послушайте романс и попробуйте на слух определить ритм стиха. Проверьте ваше чувство ритма.

Слайд 23

Каким размером написан текст ? ТРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

Слайд 24

Игра «Третий лишний» А.С. Пушкин «Зимнее утро». А.С. Пушкин «Пущину». Ф.И. Тютчев «Листья». Мороз и солнце; день чудесный! Мой первый друг, мой друг бесценный! Пусть сосны и ели//Всю зиму торчат…. ЯМБ ЯМБ АМФИБРАХИЙ

Слайд 25

Игра «Третий лишний». М.Ю. Лермонтов «Листок». А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила». Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся». АМФИБРАХИЙ ДАКТИЛЬ ЯМБ

Слайд 26

Игра «Третий лишний» Н.А. Некрасов «Дедушка». А.А. Фет «Морская даль во мгле туманной». Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист». ДАКТИЛЬ ЯМБ ЯМБ

Слайд 27

РЕФЛЕКСИЯ Начертите в тетради схему, которая выразит ваше отношение к сегодняшнему уроку. дактиль амфибрахий анапест непонятно ничего нового интересно не понравилось скучно увлекательно

nsportal.ru

Презентация к уроку литературы в 6 классе. Трехсложные размеры стиха.

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация к уроку литературы в 6 классе. Трехсложные размеры стиха.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

2 слайд Описание слайда:

Высокой страсти не имея, Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. А.С.Пушкин

3 слайд Описание слайда:

ЧЕМ СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРОЗАИЧЕСКОЙ? Стихотворная речь отличается от прозаической более чётким ритмом.

4 слайд Описание слайда:

Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Что такое ритм? Явления ритма окружают нас повсюду.

5 слайд Описание слайда:

Ритмично бьётся наше сердце

6 слайд Описание слайда:

Ритмично сменяются день и ночь *

7 слайд Описание слайда:

РИТМИЧНО СМЕНЯЮТСЯ ВРЕМЕНА ГОДА

8 слайд Описание слайда:

РИТМИЧНО ДВИЖУТСЯ СТРЕЛКИ ЧАСОВ Ритмична музыкальная мелодия Ритм сопровождает все действия человека

9 слайд Описание слайда:

А ЧТО МОЖЕТ ЧЕРЕДОВАТЬСЯ В СТИХОТВОРНОЙ СТРОКЕ? Буря мглою небо кроет

10 слайд Описание слайда:

ЧЁТКИЙ РИТМ ПРИСУЩ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ. Стихотворный ритм (размер) – чередование ударных и безударных слогов в строке.

11 слайд Описание слайда:

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ Двусложные Трёхсложные ХОРЕЙ ЯМБ ДАКТИЛЬ АМФИБРАХИЙ АНАПЕСТ

12 слайд Описание слайда:

ТЕМА УРОКА. Трехсложные размеры стиха.

13 слайд Описание слайда:

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение. Хорей: ударными будут 1 и все нечётные слоги в строке.

14 слайд Описание слайда:

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА Хорей: ударными будут 1 и все нечётные слоги в строке. Стопа хорея Ямб: ударными будут 2 и все чётные слоги в строке. Стопа ямба

15 слайд Описание слайда:

ПАМЯТКА КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР. Выпиши первую строку стихотворения. Расставь ударения. Раздели слова на слоги. Составь схему стихотворной строки. По составленной схеме определи размер.

16 слайд Описание слайда:

ОПРЕДЕЛИМ ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ Ветер, ветер, ты могуч, 3-хстопный хорей Мороз и солнце, день чудесный! 4-хстопный ямб

17 слайд Описание слайда:

КАКАЯ НАУКА ЗАНИМАЕТСЯ ОТПЕЧАТКАМИ ПАЛЬЦЕВ? Дактилоскопи'я Почему её так назвали? От греческого слова daktylos – палец.

18 слайд Описание слайда:

ДА'КТИЛЬ Как связаны стихотворный размер и палец? На каждом вашем пальце 3 фаланги, причём ПЕРВАЯ (если считать от ладони) длиннее, чем остальные.

19 слайд Описание слайда:

ДА'КТИЛЬ – ТРЁХСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР СТИХА С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ СЛОГЕ М.Ю.Лермонтов «Тучи» Тучки небесные, вечные странники! Ту'ч-ки не-бе'с-ны-е, ве'ч-ны-е стра'н-ни-ки! _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ 1 – 4 – 7 – 10 3 слога

20 слайд Описание слайда:

АНА'ПЕСТ – ТРЁХСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР СТИХА С УДАРЕНИЕМ НА ТРЕТЬЕМ СЛОГЕ Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Назови мне такую обитель… На-зо-ви' мне та-ку'-ю о-би'-тель _ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _ 3 – 6 – 9 3 слога

21 слайд Описание слайда:

НАЗОВИТЕ ПРЕДМЕТЫ. Какую общую часть можно выделить в словах? А'МФОРА АМФИ‘БИЯ аmphi – по обе стороны, двоякий.

22 слайд Описание слайда:

АМФИБРА‘ХИЙ (ОТ ГРЕЧЕСКОГО AMPHIBRACHYS – С ОБЕИХ СТОРОН КРАТКИЙ)

23 слайд Описание слайда:

АМФИБРА‘ХИЙ – ТРЁХСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР СТИХА С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ А.С.Пушкин «Узник» Сижу за решёткой в темнице сырой… Си-жу' за ре-шё'т-кой в тем-ни-'це сы-ро'й… _ _ _/ _ _ _ / _ _ _ / _ _ 2 – 5 – 8 – 11 3 слога

24 слайд Описание слайда:

Дактиль: ударными будут 1, 4, 7..слоги Трёхсложные размеры стиха Стопа дактиля Амфибрахий: ударными будут 2, 5, 8..слоги. Стопа амфибрахия

25 слайд Описание слайда:

ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА Анапест: ударными будут 3, 6, 9..слоги. Стопа анапеста

26 слайд Описание слайда:

Дактиль - ключевое слово ДАШЕНЬКА. Амфибрахий - ключевое слово АЛЕША. Анапест - ключевое слово АЛЕКСЕЙ.

27 слайд Описание слайда:

ОПРЕДЕЛИМ ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ Славная осень! Здоровый, ядрёный 3-стопный дактиль

28 слайд Описание слайда:

ОПРЕДЕЛИМ ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ Однажды в студёную зимнюю пору 4-стопный амфибрахий

29 слайд Описание слайда:

ОПРЕДЕЛИМ ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ Что ты жадно глядишь на дорогу * 3-стопный анапест

30 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-347066

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

Презентация по литературе в 6 классе "Трёхсложные размеры стиха"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Трёхсложные размеры стиха Дидактический материал к уроку литературы в 6 классе

2 слайд Описание слайда:

Цель: дать понятие о трёхсложных размерах стихосложения, показать на классических образцах ритмическую основу дактиля, амфибрахия, анапеста как правильное чередование ударных и безударных слогов

3 слайд Описание слайда:

Отличие стихов от прозы Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И. Тютчев Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести… И.А.Бунин Чем стихи отличаются от прозы?

4 слайд Описание слайда:

Стопа и стихотворный размер Размер стиха – правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп) В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – стопа и размер Стопа – это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке двусложные трёхсложные

5 слайд Описание слайда:

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… СТОПА РАЗМЕР А.С.Пушкин Стопа и стихотворный размер

6 слайд Описание слайда:

Мороз и солнце день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный… СТОПА РАЗМЕР А.С.Пушкин Стопа и стихотворный размер

7 слайд Описание слайда:

Алгоритм определения стихотворного размера 1. расставьте ударение в строфе; 2. определите безударные гласные; 3. запишите полученную схему; 4. установите стопу; 5. определите размер

8 слайд Описание слайда:

Двусложные размеры стиха ХОРЕЙ – двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов ЯМБ – двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч… А.С.Пушкин А.С.Пушкин Пора, красавица, проснись, Открой сомкнуты негой взоры…

9 слайд Описание слайда:

Определите размер стиха Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья... ЯМБ Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет … ХОРЕЙ А.С.Пушкин Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна… ХОРЕЙ ЯМБ Сквозь волнистые туманы Пробирается луна… ХОРЕЙ

10 слайд Описание слайда:

Трёхсложные размеры стиха ДАКТИЛЬ – трёхсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные АМФИБРАХИЙ – трёхсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные Тучки небесные, вечные странники … М.Ю.Лермонтов Н.А.Некрасов Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи… АНАПЕСТ – трёхсложный размер стиха, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта… А.А.Блок

11 слайд Описание слайда:

Определите размер стиха Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу Не решусь ни на что намекнуть… Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу Не решусь ни на что намекнуть… А.А.Фет 1. расставьте ударение в строфе; 2. определите безударные гласные; 3. запишите полученную схему; 4. установите стопу; 5. определите размер ТРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

12 слайд Описание слайда:

Определите размер стиха Однажды в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз ... Н.А.Некрасов АМФИБРАХИЙ Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит ... Н.А.Некрасов ДАКТИЛЬ Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг?... Н.А.Некрасов АНАПЕСТ

13 слайд Описание слайда:

Определите размер стиха Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне... А.А.Фет АМФИБРАХИЙ Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную… М.Ю.Лермонтов ДАКТИЛЬ У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота… Н.А.Некрасов АНАПЕСТ

14 слайд Описание слайда:

Определите размер стиха Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя; И вот наконец докатился до Чёрного моря. М.Ю.Лермонтов АМФИБРАХИЙ Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому… К.Д.Бальмонт ДАКТИЛЬ Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом… Н.А.Некрасов АНАПЕСТ

15 слайд Описание слайда:

Найдите ошибку Труд этот, Ваня, был страшно громаден – Не по плечу одному... И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь умирать?»… М.Ю.Лермонтов Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал… Н.А.Некрасов АМФИБРАХИЙ ДАКТИЛЬ АНАПЕСТ АМФИБРАХИЙ Н.А.Некрасов ДАКТИЛЬ АНАПЕСТ

16 слайд Описание слайда:

5 Как вы оцениваете свои знания?

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-391361

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

Конспект урока по литературе на тему "Трёхсложные размеры стиха" (6 класс)

Тема: «Трёхсложные размеры стиха»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: 1) повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах

2) развивать интерес учащихся к стихотворной речи, их поэтический слух;

3) создавать условия для формирования вдумчивого чтения истинно художественных произведений; через подготовку эстетически развитого читателя – к духовно богатой, полноценной личности.

Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией Коровиной В.Л., тетрадь, карточки с новыми словами

Ход урока

I

II

III

IV

V

VI

VII

Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроках литературы до сегодняшнего дня. Какие стихотворения вы изучали?

- Если сравнить внешне все стихотворения, они чем-нибудь отличаются? Полистайте учебник.

- Как и у вас, у стихов тоже есть размер

Вступительное слово учителя

Эпиграф к уроку:

Высокой страсти не имея,

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С.Пушкин

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте выразительно эпиграф к уроку. О чем в нем говорится?

+ о поэзии, о стихотворных размерах.

- Говорить о стихах всегда трудно. Поэзия от грубого неловкого прикосновения тает, как снежинка в тепле. Как же быть? Не опускать же руки и не отказываться вовсе от науки о литературе! За долгие века сочинения люди накопили немало приемов, помогающих достичь взаимопонимания, описать поэтическое произведение. Одно из таких полезных орудий в руках исследователя – набор стихотворных размеров (метр), которые позволяют охарактеризовать поэтический ритм.

- Чем стихотворная речь отличается от прозаической?

+ Ритмом.

- А что такое ритм?

+ Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

- Явления ритма окружают нас повсюду.

- Проведем лингвистический эксперимент – сравните строфы из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем

- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим?

+ «по корням», «сорвали», «до утра».

- По корням упругим топор застучал,

Одежду их сорвали малые дети

И медленно жгли их до утра огнем

(Читаю эту строфу, соблюдая нормативное ударение в словах: «по корням», «сорвали», «до утра»)

- Что изменилось?

+ Ритм

- Действительно, стихотворение словно рассыпается, теряя энергетику, ритм.

Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.

- А что может чередоваться в стихотворной строке?

+ Стихотворный ритм (размер) – чередование ударных и безударных слогов в строке.

- Подумайте, как будет звучать тема урока?

+ Предположения обучающихся

- Да, тема урока будет связан со стихотворными размерами. В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное – не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.

- Итак, тема сегодняшнего урока: Трехсложные размеры стиха. Изучение нового материала

- Чтобы легко определить размер стиха, прежде всего, нужно вспомнить, что такое СТОПА?

- Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.

- Знакомы ли вам двусложные размеры стиха? Назовите.

+ Ямб и хорей.

- Ямб – это торжество стиха (моРОЗ и СОЛНце..), хорей же напевен и нежен (хореем написаны почти все колыбельные - Баю-БАюШКИ…

- Вспомним последовательность действий при определении стихотворного размера.

1. Выпиши первую строку стихотворения.

2. Расставь ударения.

3. Раздели слова на слоги.

4. Составь схему стихотворной строки.

5. По составленной схеме определи размер.

Славная осень! Здоровый, ядрёный 
Воздух усталые силы бодрит...

- Посмотрите на доску, прочитайте строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

+ Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит...

- Давайте разделим эти строки на слоги и поставим ударение

+ Слав-на-я о-сень! Здо-ро-вый, я-дрё-ный

Воз-дух у-ста-лы-е си-лы бод-рит...

- А теперь составим схему стихотворной строки

- На какой слог падает ударение?

+ на первый

- В стихе повторяются группы из трёх слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трёхсложный размер с ударением на первом слоге. Он называется дактиль. Давайте запишем в тетради.

- Возьмём другие строки — из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- На какой слог падает ударение в этих строках?

+на второй

- Здесь повторяются группы из трёх слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трёхсложный размер с ударением на втором слоге. Он называется амфибрахий. Запишите в тетради.

- Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка»:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

- На какой слог падает ударение?

+ на третий

- Повторяются группы из трёх слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трёхсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется анапест. Запишите.

- Итак, трёхсложных размеров стиха три: дактиль, амфибрахий и анапест.

Закрепление материала

А сейчас откройте учебник на страницы 222-223. Давайте рассмотрим таблицу.

- Запомните названия стихотворных размеров. Назовите авторов приведённых строк.

- Сейчас я вам раздам карточки, а вы попробуете определить размер стиха (самостоятельная работа)

Задание. Определите стихотворные размеры следующих строк из произведений Анны Ахматовой.

Строки из произведений

Схема стихотворного размера

Стихотворный размер

Все ушли, и никто не вернулся,

Только, верный обету любви…

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Не мешай мне жить – и так не сладко,

Что ты вздумал, что тебя томит?

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла…

Итог урока

- С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока? +Ритм, стихотворные размеры.

- Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна…Где мы еще встречаем ритмичные чередования?

+«В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, ритм есть в музыке, в танцах..»

- Стихи тоже построены на ритме. Назовите трехсложные размеры стиха.

+ Дактиль, амфибрахий, анапест.

- Что такое дактиль, амфибрахий, анапест?

- Трёхсложный размер с ударением на первом слоге называется дактиль, с ударением на втором слоге амфибрахий, с ударением на третьем слоге анапест.

Домашнее задание

- Выполнить письменно в тетради задание 2 к статье «Трехсложные размеры стиха» стр. 223.

Эпиграф на доске

на доске

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа №3 г. Благовещенска

Конспект урока по литературе
в 6 классе

«Трёхсложные размеры стиха»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Асеева Ирина Анатольевна

г. Благовещенск

2016г.

infourok.ru

Стихотворные размеры для 6 класса

Стихотворные размеры для 6 класса

В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное –  не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.

 Например ,  ямб – это торжество стиха (моРОЗ иСОЛНце..),   хорей же напевен и нежен (хореем написаны почти все колыбельные  - Баю-БАюШКИ…)

Актуализация опорных знаний

Чтобы легко определить размер,  прежде всего нужно вспомнить, что такое СТОПА?

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение

Знакомы вам и двусложные размеры стиха? - Ямб и хорей

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.__  /  -деКАБРЬ – ключевое слово; приводят примеры

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге / __ Ключевое слово -ХОлод-                

Всегда ли так бывает – чередование ударного и  безударного слогов?

Пиррихий – два безударных слога в стопе (Ноче/вала/ тучка/ золо/тая…»Утес»)

Для русского стиха характерен ПИРРИХИЙ – пропуск ударения. Если бы таких пропусков не было, на что стихи были бы похожи? (на однообразный барабанный бой)

Спондей – два ударных слога в стопе (Швед, рус/ский – колет, рубит, режет…А.С.Пушкин «Полтава») Встречается  СПОНДЕЙ довольно редко. Что передает он в пушкинской «Полтаве»?  (громыханье, сумятицу боя)

«Трехсложные размеры стиха»

Учитель: проведем лингвистический эксперимент – сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

                                Но только что сумрак на землю упал,

                                По корням упругим топор застучал,

                                И пали без жизни питомцы столетий.

                                Одежду их сорвали малые дети,

                                Изрублены были тела их потом,

                                И медленно жгли их до утра огнем

- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим? («по корням», «сорвали», «до утра»).

Второе чтение, соблюдая нормативное ударение в словах: «по корням», «сорвали», «до утра»)        

- Что изменилось?( Ритм) Действительно, стихотворение словно рассыпается, теряя энергетику, ритм.  

Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.

Познакомимся  теперь с трехсложными размерами стиха.

-Назовите трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест)

-Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на первый слог стопы

Работаем по алгоритму ( на доске):

- прочитаем стихотворную строфу выразительно;

- проскандируйте ее;

- дайте ее ритмический рисунок;

- заполните строфу ключевыми словами;

- укажите размер стиха.

        

                        Тучки небесные, вечные странники!

                        Степью лазурною, цепью жемчужною

                        Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

                        С милого севера в сторону южную.        

Дактиль – в переводе с греческого – «палец». Правда, похоже: три фаланги, как три слога, первый, как ноготь, отмечен ударением:  /  __  __  Ключевое слово ДАШЕНЬКА

Амфибрахий трехсложный размер стиха, ударный слог находится между неударными – «окруженный» Ключевое слово АЛЕША 

Работаем по данному выше алгоритму:

                        В песчаных песках аравийской земли

                        Три гордые пальмы высоко росли.

                        Родник между ними из почвы бесплодной

                        Журча, пробивался волною холодной…

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на последний слог стопы – «отраженный», то есть противоположный дактилю: __  __  /  Ключевое слово АЛЕКСЕЙ

Работаем по данному выше алгоритму:

                        Что ты жадно глядишь на дорогу

                        В стороне от веселых подруг…        

infourok.ru

Конспект «Двусложные и трехсложные размеры стиха»

Методическая разработка: конспект урока литературы для 6 класса.

Данная разработка может быть использована учителем литературы, работающим в 6 классе. Этот разработка помогает познакомить учащихся с понятием «стихотворный размер» и обучить самостоятельному определению стихотворных размеров. Включает материал для самостоятельной работы.

Тема урока: «Двусложные и трехсложные размеры стиха»

Цель урока: формировать понятие стихотворных размеров
Задачи: 
• формировать знания о стихотворных размерах, 
• отработать навык определения размера стиха
• развитие умения слышать ритм стихотворения
• воспитание любви к поэзии

Ход урока:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- объявление темы урока
- формирование цели урока

Вступительное слово учителя
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеряемые между собой. Каждый из таких отрезков называется «стихом» и на письме выделяется в отдельную строку:

Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою луна 
Освещает снег летучий; 
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа. 
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. 
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога. 
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _

Рассмотрим основные размеры стихосложения. 
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. 
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Закрепление изученного материала. 
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха. 
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи; 
Невидимкою луна 
(Хорей)

Последняя туча рассеянной бури! 
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой 
Влажную землю в лесу...
(Дактиль)

Подруга дней моих суровых, 
Голубка дряхлая моя
(Ямб)

На севере диком стоит одиноко 
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори! 
Как эта лампада бледнеет 
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий 
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана, 
Лишь звёзды блеснут в небесах, 
(Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы. 
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 

infourok.ru

Урок "Трехсложные размеры стихотворений"

Тема урока: Трехсложные размеры стихотворений.

Цель урока: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах

Задачи:

- обучающие : повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах

-развивающие: развивать интерес учащихся к стихотворной речи, их поэтический слух;

-воспитательные :создавать условия для формирования вдумчивого чтения истинно художественных произведений ; через подготовку квалифицированного эстетически развитого читателя – к духовно богатой, полноценной личности.

Ход урока

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С.Пушкин

1.Организационный момент

- проверяет готовность к уроку (учебники, тетради)

- помогает сформулировать тему, цель и задачи урока

Учитель: ребята, посмотрите на доску,о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( ученик выразительно читает эпиграф к уроку , высказывают свои предположения :о поэзии, о стихотворных размерах)

Вступительное слово учителя:

Что отличает стихотворные произведения от прозаических? Для стихотворных произведений характерны ритмическое ударение и рифм. Главное отличие в особой организации стихотворной речи, в четком ритме.

Давайте вспомним, что такое стопа? Что такое строфа? Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение

Что такое ритм? Что такое размер?

Тема урока – « Стихотворные размеры». В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное – не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.

Какие размеры нам уже известны?

Ямб – это торжество стиха (моРОЗ иСОЛНце..), хорей же напевен и нежен (хореем написаны почти все колыбельные - Баю-БАюШКИ…)

:ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.__ / -деКАБРЬ – ключевое слово; приводят примеры

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге / __ Ключевое слово -ХОлод -

3.Введение нового материала по теме «Стихотворные размеры»

Какие интонации вы услышали в стихотворении «Железная дорога» Н.А.Некрасова, о котором мы говорили на предыдущем уроке?

Чтение статьи учебника с.222

-Назовите трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест)

Для запоминания используем мнемоническое правило. «Волшебные слова», которые будут являться подсказками к стихотворным размерам: золото=дактиль, железо=амфибрахий, серебро=анапест. Количество слогов и место ударения соответствует определенному размеру.

Рассмотрим эти размеры на примерах из стихотворений М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова

-Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на первый слог стопы

Работаем по алгоритму ( на доске):

- прочитаем стихотворную строфу выразительно;

- проскандируйте ее;

- дайте ее ритмический рисунок;

- заполните строфу ключевыми словами;

- укажите размер стиха.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Дактиль – в переводе с греческого – «палец». Правда, похоже: три фаланги, как три слога, первый, как ноготь, отмечен ударением: / __ __

Амфибрахий трехсложный размер стиха , ударный слог находится между неударными – «окруженный»

Работаем по данному выше алгоритму:

В песчаных песках аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча, пробивался волною холодной…

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на последний слог стопы – «отраженный», то есть противоположный дактилю : __ __ /

Работаем по данному выше алгоритму:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг…

4. Диагностическая самостоятельная работа

определите стихотворный размер произведения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» работаем по алгоритму (амфибрахий). Обсуждение проделанной работы

Работа в парах с.223 задание 1,2

- Учащиеся обмениваются мнениями

Зачем нужно различать размеры стиха? Самое главное – это мысли и чувства художника слова, выразить которые помогают стихотворные размеры

5.Итоговое слово учителя о значении знаний о стихотворной речи

- какие размеры стиха вам известны?

-как определить стихотворный размер?

Окружающая жизнь, жизнь природы , людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна…Где мы еще встречаем ритмичные чередования?

( Ответы уч-ся: «В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, ритм есть в музыке, в танцах..»

Стихи тоже построены на ритме. Мы должны научиться оценивать стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы.

6. Домашнее задание:

Прочитать статью о Н.С.Лескове, прочитать сказ «Левша».

infourok.ru

Контрольная работа на тему " Двусложные и трехсложные размеры стиха" (5-6 классы)

Ф.И.______________________________________________________________________________-

Контрольная работа

Тема. Размеры стихосложения.

Вопросы:

  1. Перечислите размеры стиха и графически напишите. (Ответ напишите на обратной стороне листа).

  2. Что такое стихотворение? (Ответ напишите на обратной стороне листа).

Отрывки из стихотворений для определения размера стиха

1.Мороз и солнце; день чудесный!

Ещѐ ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись…(А.С.Пушкин)

2.Буря / мглою/ небо/ кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

(А.С. Пушкин)

3.Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись спят.

(Ф.И. Тютчев)

4.Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна,

Твои покрывала черты.

(А.К. Толстой)

5.Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весѐлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всѐ лицо твоѐ вспыхнуло вдруг.

(Н.А. Некрасов)

6.Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

(И.С. Тургенев)

7.Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

8.Мчаться тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

9.В рабстве спасѐнное

Сердце народное -

Золото, золото

Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

10.На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она. (М.Ю.лермонтов)

11.Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

(А. Блок

12.В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов)

13.В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моѐм воспоминанье.

(А.С. Пушкин)

14.Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)

15.Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

16.Мороз и солнце; день чудесный!

Ещѐ ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)

17.Опять звучит в моей душе унылой

Знакомый голосок, и девственная тень

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаѐт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

(Л.А.Мей)

18- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

19.Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалѐнные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

20.Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

21.Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью еѐ румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

22.Я помню чудное мгновенье!

Передо мной явилась ты,

Как мимолѐтное виденье,

Как гений чистой красоты. (А.С.Пушкин)

23.Ты промелькнула, как виденье,

О, юность, быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,—

О, юность быстрая моя!

(К. Бальмонт)

24.Ревѐт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поѐт ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

(А.С. Пушкин)

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.