Тихая моя родина анализ стиха


Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова

Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы. Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.

Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «тихая моя родина».

Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».

Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».

Сравнения – «словно ворона веселая».

Краткий анализ

Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.

Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.

Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.

Тема

Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.

Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.

Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.

Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью. Условно стихотворение можно разделить на две части.

  • Первая часть посвящена воспоминаниями поэта. В каждой строчке он делится с читателями своими счастливыми мгновениями детства.
  • Во второй части автор дает понять, что даже по прошествии многих лет его связь с малой родиной не утрачена.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, поскольку автор с любовью описывает места своего счастливого детства.

Плавность и размеренность стихотворению придает трехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение делается на первом слоге.

Средства выразительности

Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры тихая моя родина»), эпитеты тихая», «жгучая», «веселая»), олицетворения речка будет бежать и бежать»), сравнения словно ворона веселая»).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 20.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения Н. Рубцова “Тихая моя родина” 👍

В стихотворении Н. Рубцова “Тихая моя родина” нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.
Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова,

мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.
Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Лирический герой с грустью замечает:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
/> Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, – “тишина теперь и болотина”.
Герою очень важно, чтобы его “тихая” родина знала, что он “ничего не забыл”: “Тихая моя родина, Я ничего не забыл…” Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.
Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, – деревенскую церквушку:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым “зеленым просторам”, увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные.

На родине поэта так сладко пахнет “медом, зерном и сметаною”, и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова “тихая” и “тихо” повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.
И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – “гром”, придавая ему эмоциональный заряд.

Эмоциональный накал удваивается: этот гром “готов упасть”.
С родиной у лирического героя – “самая жгучая, самая смертная связь”. Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного “самая жгучая” ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – “самая смертная”.
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей “тихой родиной”:
– Где же могила, не видели?
Поле до края небес!
Тихо ответили жители:
– Каждому памятник – крест.
Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Тихая моя родина Рубцова

Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине.

Стихотворение было написано в 1964 году после посещения Н.Рубцовым маленького северного города Няндомы, в котором он прожил первых 6 лет своего детства. Возвращение на малую родину проникнуто светлой грустью, автор сетует, что многое здесь изменилось. Время течет, и вот ему самому не найти погост, на котором похоронена его мать, покрылся травой купол церковной обители, заросло тиной то место, где в детстве мальчишкой купался автор.

Но не смотря на изменения автор чувствует любовь к своей родине, ему многое знакомо и дорого: «ивы, река соловьи», «зеленый простор», «новый забор» перед школой. Все это ощущается дорогим и близким, и именно поэтому Н. Рубцов говорит о том, что чувствует неразрывную и жгучую связь между собой и своей родиной, которая прекратится только со смертью. А время не замедлит свое течение ни на минуту и будет бежать дальше:

Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Стилистические средства помогают передать настроение автора. Стихотворение начинается с риторического восклицания «Тихая моя родина!», оно передает трепетное, любовное отношение к своему родному краю. Риторические восклицания в середине стихотворения передают восторг автора, вернувшегося домой и узнающего картины знакомые о детства.

Главным приемом данного стихотворения являются описания и перечисления, именно они делают образ родины Николая Рубцова зримой и осязаемой. Это Стихотворение необычайно лирично, в нем воссоздана красота русских пейзажей. Образ родного края помогают создавать лексические повторы. Так, в стихотворении пять раз встречается однокоренные слова «тихо» и «тихая». Именно они помогают испытать то чувство умиления, трепета по отношению к увиденным картинам, которое ощущает автор.

Анализ стихотворения Тихая моя родина по плану

Тихая моя родина

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Русские девушки Державина

    Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта.

  • Анализ стихотворения Фета Среди звезд

    Многие стихотворения А. А. Фета представляют философские размышления автора над своей судьбой. При этом его мысли настолько глубоки, что реальная картина порой затмевается вымышленными представлениями.

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза

    В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, её можно считать главной героиней этого произведения.

  • Анализ стихотворения Никитина Поле

    Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство

  • Анализ стихотворения Дон Пушкина

    Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.

sochinite.ru

«Тихая моя родина» 🖊️ анализ стихотворения Николая Рубцова, художественные средства выразительности, основная мысль и тема произведения

История создания

Стихотворение было написано в 1964 году. Перед созданием Николай Рубцов приехал в Няндома — это была его родина, и в маленьком северном поселке он прожил первые шесть лет жизни. Возвращение на малую родину было для него двойственным. С одной стороны, он вспоминал множество светлых моментов, с другой — грусть оттого, что многое изменилось.

Посещение родных мест вызвало у него сильнейший эмоциональный отклик. Он посвятил стихотворение писателю В. Белову, который родился в средней полосе России. Рубцов неоднократно поднимал тему любви к месту появления на свет в своих работах.

Анализ стихотворения «Ночь на родине» позволяет выделить основную мысль текста — герой рассказывает об умиротворяющей природе о своем состоянии.

Поэт неоднократно подчеркивал, что между ним и природой есть неразрывная связь. Это основная мысль «Ночи на родине» и других стихотворений. Особенно прекрасна плавная и спокойная интонация работ. Она хорошо передает настроение автора.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания природы. Герой проходит мимо ив, которые были в его детстве, видит реку. В этой же местности похоронена его мама, но он не помнит, где находится погост. Местные жители подсказали ему, что нужно идти на другой берег. Вокруг стоит тишина, даже обоз не издает громких звуков.

Герой идет дальше и видит заброшенную церковь, которая поросла травой. Озеро, которое служило местом для рыбной ловли, высохло и стало местом для выращивания травы для сена. Между реками люди вырыли каналы, в итоге там, где купался герой в детстве, образовалась болотина с тиной.

Но было и нечто хорошее в окружающем пейзаже. Возле школы поставили новый забор, и герою хотелось, как раньше, сесть на него. Само здание такое же, как и в детстве, — деревянное.

В последних строках герой признается в любви к родине и нерушимой смертной связи с ней. Это касается не только дома, где он рос, но и каждой местной избы, леса, грома и дождя — все это воплощение родного края для героя.

Художественные приемы

В стихотворении можно выделить две части: первая рассказывает о воспоминаниях поэта и каждая строчка говорит о сокровенных моментах жизни. Вторая часть посвящена признанию к родным местам. Простая речь и красивые описания природы позволяют сразу представить одну картину: герой идет по улицам городка и последовательно рассказывает о том или ином месте.

Рубцов использовал следующие средства выразительности:

  • метафора — у автора родина становится тихой;
  • эпитеты — Рубцов называет родину тихой, связь жгучей, а ворону веселой;
  • олицетворение — поэт оживляет реку и наделяет ее способностью бежать;
  • сравнение — Рубцов сравнивает себя с веселой вороной.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Автор с особым трепетом описывает места своего детства. Он не уточняет в тексте утром или вечер в городе, но это и неважно. Главное то, что он вернулся на малую родину.

Само стихотворение является признанием в любви к местам детства. Рубцов с нежностью описывает заброшенную церковь, реку и другие важные части города. В то же время его посещает светлая грусть, так как многое изменилось. Но все это не отравляет чувства от встречи с родным краем.

В стихотворении скрыта еще одна тема — сыновний долг. Первым делом герой начинает искать могилу матери. Он спрашивает, где погост, и отправляется к нему. По дороге он вспоминает разные события. Лирика Рубцова спокойная и мелодичная. Его работы наполнены разными эмоциями, поэтому они такие ценные.


nauka.club

Конспект урока с презентацией "Тихая моя родина". Анализ стихотворения Н.Рубцова

Конспект урока литературы

«Тихая моя родина».

Анализ стихотворения Николая Рубцова

6 класс.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением «Тихая моя родина» - программным в творчестве Н. Рубцова.

  2. Выявить художественный мир произведения – образ малой родины поэта.

  3. Определить авторскую позицию в произведении.

  4. Сформировать мысль о роли малой родины в жизни ученика, в жизни каждого человека.

ХОД УРОКА

I. Тема урока – название стихотворения – вынесена на доску.

Словарная работа

1). О чем пойдет речь на уроке? (о родине)

- Слово родина может быть употреблено в двух значениях. Каких?

(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)

- О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина)

- Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина. Оформите их как эпиграф урока.

Родина – родился,

родители, родной,

родственники,

родня, род

2). Запишите ряд ключевых слов – понятий, который образуют вашу родину, понятий, главных для вас, дорогих сердцу конкретных предметов, обозначающих людей, место, где вы любите бывать, деталей пейзажа.

Ученики:

Мама – дом – семья – деревня бабушки – река

Родители – друзья – школа – парк отдыха – цветы

Мама – беседка в саду – березы – река - друзья в школе и т. д.

Вывод: общими для многих учащихся будут слова: мама, река, школа

II. Прослушивание текста стихотворения.

1). Какой эпитет употребляет автор в обращении к своей родине?

- Тихая.

2). Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?

- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина.

- В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.

3). Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.

Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.

4). Где же она, малая родина поэта?

Слайд № 1. К северу от Москвы – Вологда. От Вологды по реке Сухоне к старинному русскому городу Тотьме. 90 километров от Тотьмы в глубь лесов к маленькой речке Толшме. На берегу реки село Никольское, или Никола, как говорят местные жители. Здесь прошли детские годы Николая Рубцова. Здесь он закончил 7 классов школы. В 14 лет он уехал из деревни. Вернулся в родную деревню через 8 лет.

Слайд № 2. Фотографии детства Коли Рубцова. Группа детдомовцев у здания школы. Ясноглазый мальчик среди одноклассников. Похвальная грамота за хорошую учебу.

III. Работа по тексту стихотворения.

1). Давайте мы с вами как будто вслед за поэтом войдем в деревню Николу – малую родину поэта. Старая дорога шла в Никольское через реку, мост. Далее – дорога в гору:

С моста идет дорога в гору,

А на горе – какая грусть –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

В первых строчках – детали пейзажа: ивы, река, соловьи.

Родина поэта начинается с реки. Это естественно: река – главное в жизни деревенских мальчишек.

2). Поднимаемся в гору, к развалинам храма. Когда-то здесь, рядом с церковью, было кладбище. Но после того как церковь разрушили, хоронить на кладбище запретили. Его перенесли на другой берег реки, в низкое, заболоченное место. Поэтому следующие строки:

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

3). Наше внимание обращено на Никольский храм.

Следующие слайды презентации «Разрушенный храм».

Видим оставшиеся целыми своды, изображения апостолов (по ним когда-то стреляли, в глаза целились!), круглое отверстие вверху.

И стихотворная строчка:

Купол церковной обители яркой травою зарос.

4). Следующие строки – и снова недоумение поэта. Снова перемены:

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал.

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Река Тотьма возле села Никольского делает крутые повороты. Ее извилистое русло хорошо видно на фотографиях. Слайды № 5-8

В пятидесятые годы вблизи села шла заготовка древесины. Целую зиму заготавливали бревна, укладывали их на берегу реки. С весенним половодьем начинался сплав: бревна плыли по реке, пока не попадали в реку Сухону. Очень часто там, где берега были извилистые, возникал затор – бревна наползали друг на друга, перегораживали реку. Вот поэтому и был вырыт между речными изгибами канал.

Тина теперь да болотина

Там, где купаться любил.

5). Увидел вернувшийся поэт все перемены в родной деревне. Перемены вроде бы печальные. Но каково его настроение? Ищем ответ в тексте.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Радость встречи с родиной велика. Перед поэтом проходят дорогие сердцу картины: школа, тот же зеленый простор, забор, на котором когда-то сидел, словно ворона. Поэт возвращается в страну детства, где не было никаких печалей и бед.

6). Каковы же детали тихой родины Николая Рубцова?

Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа.

Почему этот ряд похож на ваш?

Это вечные понятия. Они почти у всех одинаковы.

IV. Какова же основная мысль стихотворения? Она в последних четверостишиях. Поэт уедет из деревни, он живет теперь далеко. Но каким бы далеким ни был путь, «речка за мною туманная будет бежать и бежать».

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Изба на земле, гром в небе. Земная и небесная жизнь слиты воедино. И эпитеты: связь эта жгучая, смертная. Даже самая жгучая и самая смертная.

Вывод:

Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем.

Невозможно прожить без таких слов: родина, родился, родители, родня, родной.

Д/З: выучить стихотворение наизусть. Своими словами сформулировать идею стихотворения.

infourok.ru

Анализ стихотворения Рубцова Тихая моя родина

(1 вариант)

Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.

Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души

(2 вариант)

Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.

mirznanii.com

Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина» Разное Рубцов Н.М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Рубцов Н.М. / Разное / Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина»

    В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.

    Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.

    Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:

    Тихая моя родина!

    Ивы, река, соловьи…

    Мать моя здесь похоронена

    В детские годы мои.

    Лирический герой с грустью замечает:

    Там, где я плавал за рыбами,

    Сено гребут в сеновал:

    Между речными изгибами

    Вырыли люди канал.

    А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, - «тишина теперь и болотина».

    Герою очень важно, чтобы его «тихая» родина знала, что он «ничего не забыл»: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.

    Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, - деревенскую церквушку:

    Тихо ответили жители,

    Тихо проехал обоз.

    Купол церковной обители

    Яркой травою зарос.

    Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:

    Новый забор перед школою,

    Тот же зеленый простор.

    Словно ворона веселая,

    Сяду опять на забор!

    И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.

    И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:

    С каждой избою и тучею,

    С громом, готовым упасть,

    Чувствую самую жгучую,

    Самую смертную связь.

    Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром «готов упасть».

    С родиной у лирического героя - «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая смертная».

    Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой родиной»:

    - Где же могила, не видели?

    Поле до края небес!

    Тихо ответили жители:

    - Каждому памятник – крест.

    Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Рубцов Н.М. / Разное / Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина»

www.litra.ru

Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина»

    В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.

    Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.

    Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:

    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи…
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    Лирический герой с грустью замечает:

    Там, где я плавал за рыбами,
    Сено гребут в сеновал:
    Между речными изгибами
    Вырыли люди канал.

    А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, - «тишина теперь и болотина».

    Герою очень важно, чтобы его «тихая» родина знала, что он «ничего не забыл»: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.

    Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, - деревенскую церквушку:

    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.

    Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:

    Новый забор перед школою,
    Тот же зеленый простор.
    Словно ворона веселая,
    Сяду опять на забор!

    И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.

    И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:

    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

    Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром «готов упасть».

    С родиной у лирического героя - «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая смертная».

    Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой родиной»:

    - Где же могила, не видели?
    Поле до края небес!
    Тихо ответили жители:
    - Каждому памятник – крест.

    Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.

reshebnik5-11.ru

Тихая моя Родина Рубцов Н. М. Анализ стихотворений – avosya.ru

Анализ стихотворения Тихая моя Родина

В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.

Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.

Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи.

Читать стихотворение Тихая моя Родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Нашли ошибку?
Ctrl+Enter

avosya.ru

План-конспект урока по литературе (7 класс) по теме: Н. Рубцов "Тихая моя родина" .

ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.

Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».

Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».

2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.

З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи;  развитию памяти, воображения.

4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.


Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).

ХОД УРОКА:

Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».

По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).

Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?

(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)

Учащиеся получили домашнее задание на урок:

1. Прочитать стихотворение Н.Рубцова « Тихая моя родина».

2 .Зарисовать картину родины, «нарисованную поэтом».

Перед  уроком рисунки развешиваются на доске.

Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.

Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!

Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья...

Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?

«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.

Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.

Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « ...тихая, тихо ответили, тихо проехал...». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.

Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.

Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.

Например:

«...Тихо ответили жители:        (2-ое четверостишие)

--Это на том берегу.»

«...Тихо ответили жители,       (3-ое четверостишие)

      Тихо проехал обоз».

Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?

Ответ: Лиричная, грустная.

Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:

«...Купол церковной обители

Яркой травою зарос...»

«...Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...».

Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:

« ...Школа моя деревянная!...»

«...Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!...» (сравнительный оборот).

Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»

« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой...

Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:

«...Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта...».

Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.

Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «...чувствовать самую жгучую, самую смертную связь...» с ним...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».

 

nsportal.ru

Анализ стихотворения Н. Рубцова “Тихая моя родина” ❤️

В стихотворении Н. Рубцова “Тихая моя родина” нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.
Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.
Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Лирический герой с грустью замечает:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, – “тишина теперь и болотина”.
Герою очень важно, чтобы его “тихая” родина знала, что он “ничего не забыл”: “Тихая моя родина, Я ничего не забыл…” Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.
Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, – деревенскую церквушку:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым “зеленым просторам”, увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет “медом, зерном и сметаною”, и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова “тихая” и “тихо” повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.
И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – “гром”, придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром “готов упасть”.
С родиной у лирического героя – “самая жгучая, самая смертная связь”. Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного “самая жгучая” ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – “самая смертная”.
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей “тихой родиной”:
– Где же могила, не видели?
Поле до края небес!
Тихо ответили жители:
– Каждому памятник – крест.
Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.

rus-lit.com


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.