Суховей дарья стихи


Дарья Суховей (Санкт-Петербург). Обманное стекло. Стихи

Дарья Суховей (Санкт-Петербург). Обманное стекло. Стихи

Новые oблака
1-2/2014 (67-68) 06.06.2014, Таллинн, Эстония

холодная поэзия

стихотворение
переведённое на несколько языков
обретает форму гимна
какая-нибудь там голубая глина
превращается в мрамор
на своих местах остаются
слово мама
и слово компьютер

стихотворение
исполненное более чем дважды
однажды
вдруг пихает локтем автора
и говорит
эй, давай, пойдём-ка, выйдем-ка отсюда, выпьем,
поговорим о чём-нибудь интересном,
пока я тебе совсем не надоело

стихотворение не прочитанное вслух ни разу
ни автором
ни вдохновенным читателем
ни критиком чтоб разобраться
ни актёром чтоб стать популярнее
ну в общем так ему и надо

однако оно висит
как ненадёванная рубашка в шкафу
однако оно стоит
как непочатая бутылка
под вековым сургучом
однако оно лежит
как снежный пустырь со с утра не пробитой тропинкой
наискосок
однако оно
как иголка отдельно
от нитки
покоится где-то

вот оно – пар изо рта безусловного безответа
северный полюс планеты = южный полюс магнита

 
обманное стекло

читать поэзию
античную поэзию
восточную поэзию
русскую поэзию
западную поэзию
современную поэзию
петербургскую поэзию
поэзию садов
поэзию содома

читать поэзию как новости
новый пушкин явился
новый лермонтов вышел
кроме прочего “клерк иль преступник известен стихами,
вот они: (и дальше стилистические нелепости)”

читать поэзию в метро
или читать поэзию в электричке поглядывая в окно
(главное поймать этот ритм
строка-полторы – образ – пейзаж вызревает в глазу
стихотворение – следующая станция звенит в ушах)

читать поэзию в кафе
(кофе на донышке остыл, официанты попросили уйти)
читать поэзию на улице
(начинается дождь, и распахнутое стихотворение
вместе с читателем влетает в полупустой троллейбус
из городского сквера)

читать поэзию на таможне
в пункте приёма заявлений от граждан
в очереди к стоматологу

читать поэзию вслух
читать поэзию про себя
читать поэзию наизусть
со сцены маленького клуба или на ухо собеседнику

читать поэзию с листочка
случайно завалявшегося на дне сумки
из выписок в собственной записной книжке

читать поэзию, с трудом припоминая слова и порядок, но помня эмоцию, о чём это было, куда ранило

пока не станет понятно
поэзия не одеяло
пока не станет понятно
поэзия не всегда
пока не станет понятно
поэзия не шоколад
пока не станет понятно
поэзия не спасёт
пока не станет понятно
поэзия не (сдвинет с места мир) шарнир
пока не станет понятно
поэзия не (верх всех культур) шампур
пока не станет понятно
поэзия не свист в ушах
пока не станет понятно
поэзия = обманному стеклу

9-10окт2013

www.oblaka.ee

По существу. Избранные шестистишия 2015–2017 годов

© Д. Суховей, 2018,

© В. Леденёв, предисловие, 2018

© А. Житенёв, послесловие, 2018

© Н. Пирогов, фото, 2016

© ООО «Новое литературное обозрение», 2018

* * *

Контуры миропорядка

 
рабинович поёт
и поёт
и ещё поёт
и ещё вот это поёт
из этого складывается мненье моё
и несомненье моё
 

Более сотни стихотворений, вошедших в новую книгу Дарьи Суховей, объединены формальным признаком: шесть строк в каждом. По многим другим параметрам – метрике, использованным приемам – тексты невероятно разнятся. И тем не менее, они как будто сопричастны одному проекту: каждая из этих поэтических зарисовок по-своему, в собственном ритме, с характерной лишь для нее степенью детализации и обобщения, выхватывает нечто из картины происходящего вокруг. Это концептуальный проект, границы которого не укладываются в рамки изданного сборника, но, подобно мондриановским решеткам, создают иллюзию возможности бесконечного расширения, прирастания по хэштегу #шестисти, с которым автор публикует тексты на своей странице в Facebook.

Аналогия с живописью в случае Суховей не кажется особенно уместной. Ее стихи с многочисленными цитатами то из Пригова, то из Мандельштама, отсылками к поэтам-лианозовцам, мастерам комбинаторной поэзии и так далее, – они, казалось бы, всецело принадлежат полю литературы, не пытаясь заступить на сопредельные территории других видов искусства. В содержательном плане стихи Суховей практически лишены визуальных коннотаций. Если речь в одном из них речь заходит о «художниках и всяких там художниках», которые «создают картины и картины тоже», то исключительно в порядке языковых игр. И если в другом «шестисти» оказывается «горизонт завален», то для уплотнения текстуальности. Собственно, Суховей напрямую говорит о приоритете вербального перед визуальным: «художник пытается / но чистый лист получается» (а связано это с тем, что предмет изображения – отсутствие, нехватка). И все же не могу не отметить одну – субъективную и хронологически не принадлежащую сегодняшнему дню – ассоциацию с суховеевскими шестистишиями: это работы Михаила Рогинского (1931–2004).

Речь не о ранних шестидесятнических вещах вроде «Красной двери» (1965), «Стене с розеткой» (1965), живописных фрагментах кафельной плитки, утюгах и примусах – характерных и узнаваемых «портретах вещей», по выражению[1] Александры Обуховой, «безмолвно свидетельствующих о присутствии человека». Со стихами Суховей сопоставимы, скорее, поздние картины 1990-х – 2000-х, где вместо мира предметов и «русского поп-арта»[2] возникают жанровые сцены, горизонт которых «расширяется до гуманитарной вселенной большого города»[3]. В этих поздних работах, череде бытовых зарисовок, Рогинский тяготеет к обобщенному живописному плану. Он фиксирует типовые ситуации, не передавая подробностей и трактуя их размыто и широко. Равно как и Суховей «набрасывает» текст несколькими «штрихами», так что бытовые или просто незначительные жизненные обстоятельства переходят на уровень экзистенциального обобщения («женщина спит на спине … / мир нарисован на карте мира» – эта карта мира, возможно, из Яна Сатуновского: «Завернувши в карту мира / жена мужа хоронила», тоже глобальное и персональное в их резком стыке).

Между обсуждаемыми живописными работами и поэтическими текстами напрашиваются, пожалуй, и колористические параллели. У позднего Рогинского зачастую доминируют приглушенные серые, синие и охристые тона, и изображение проступает сквозь их тонкие аранжировки, без которых до боли знакомый мир перестал бы быть видимым. Суховеевские шестистишия также являют картину бытия, лишенного ярких оттенков, но полного словесных нюансировок – «и это даже / и эти тоже», – обобщенных, но приобретающих как будто бы универсальную значимость.

Контуры миропорядка, из которого произрастают «шестисти», в котором «тепло в жилье, но холодно в белье», «никогда не учился на отл и хор», при всей бытовой укорененности словно бы лишены примет времени и не принадлежат конкретной эпохе. Так же и сюжеты Рогинского, «позаимствованные то ли из послесталинской Москвы, то ли из эпохи … „дикого капитализма“»[4], уравниваются между собой и совпадают в пространстве и времени. Впрочем, своеобразными точками привязки в его картинах служат текстовые вставки, которые неизбежно преломляются сквозь призму сегодняшнего дня («Да, все получилось не так, как задумали»). В шестистишиях таким пробоем в текущий момент оказывается политика: «жетон метро теперь с татуировкой / год взятья крыма видите какой».

Но главное, что и работы Рогинского, и стихи Суховей полны ощущения не критики, но принятия существующей реальности. Ощущения принадлежности «даже не единому ритму, но единому порядку»[5]. О котором «рабинович поёт / и поёт / и ещё поёт», в это время «из кашпо свисали традесканции», а воздух «вот-вот … сомкнётся / над следующей ступенью / познания / будет больно».

Валерий Леденёв

«ковбои мальборо едут в кабриолете…»

 
ковбои мальборо едут в кабриолете
красивая стерва пьёт молоко
поставьте мне отметку в билете
чтобы я не уехала далеко
 
 
кольцо семнадцатого велико
свёрнуто всё в рекламном плакате
 

7ноя15 (4)

mybook.ru

разделенные стихи — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

ru-verses.livejournal.com

Дарья Суховей — Артикуляция

Родилась в 1977 году. Окончила филологический факультет СПбГУ, кандидат филологических наук. Поэт. Выпустила два сборника стихов — «Автом» и «Стихи конца апреля» — в самиздате (1997), за которыми последовали книги: «Каталог случайных записей» (М., 2001), «Потома не будет» (СПб., 2013), «Балтийское море» (М., 2014), «Малый свет» (Чебоксары, 2015), «48 восьмистиший» (М., 2016), «По существу» (М., 2018). С 1999 года ведёт в интернете «СПбЛитГид» — расписание литературных событий в Санкт-Петербурге. С 2001 г. проводит ежегодный «Фестиваль новых поэтов», с 2011 по 2014 год проводила разъездной поэтический фестиваль «АВАНТ». Живёт в Санкт-Петербурге.

 

Подготовленные публикации:

Выпуск №9

Иван Белецкий. Все продукты буржуи
Тамара Буковская. Это только мои слова
Сергей Круглов. Фонарик
Валерий Мишин. По мере поступления
Олеся Первушина. (три сеанса)
Никита Пирогов. Ветерок фа-си
Майя-Марина Шереметева. Бог большой авангардист

Выпуск №8

Виктор Багров. Пояса показаний
Владимир Бекмеметьев. Промысел ценных
Инна Краснопер. Написанный вслух
Наталья Михалева. сно
Олеся Первушина. (Nota bene)

Выпуск №6

Екатерина Деришева. Латки на озоновом слое
Геннадий Каневский. Караул усталых
Михаил Немцев. Об одном тиране
Сергей Синоптик. Коротали расстрел
Андрей Филатов. из «текстов несобираемой ассамблеи»: хронороща/рощетоп
Ирина Шостаковская. Перевернутые деревья

Выпуск №5

Лариса Йоонас. Умалчиваемые смыслы
София Камилл. Масляный дождь
Олеся Первушина. Как я провел эту зиму
Vlad ПRЯхин. Тело жизни и дело жизни
Александр Смирнов. Точнее
Ольга Швецова. Падалица

Выпуск №4

Даос Агарков. The Long Dark или Остров Великого Медведя
Кирилл Александров. Праздники, катастрофы и другие незначительные события
Влад Гагин. ничего особенно страшного не происходило
Дмитрий Григорьев. разговоры о будущем
Егор Мирный. Фанатский сектор
Никита Пирогов. Голос вечного лета
Ив Салмат. Призма простых вещей

Выпуск №3

Нина Александрова. Подземное море
Ольга Баженова. Полевые тесты
Дмитрий Дедюлин. И внутри него
Валерий Земских. Веник бессмысленных сонетов
Юлия Медведева. Выговаривалки
Олеся Первушина. (норное)
Ника Скандиака. 11-10-2018

Выпуск №2

Иван Стариков. Пять городов русских и другие стихотворения
Олеся Первушина. (шесть бесполезных фактов)
Руслан Комадей. Тексты после эхолалии
Анна Гринка. Граница помех
Ольга Логош. Облачный зверь
Иван Чудасов. Из цикла «Ы»
Михаил Немцев. Война на экране
Полина Копылова. На языке тела

 

Публикации:

Выпуск №7

Времена года

articulationproject.net


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.