Стихи заходера для детей


Борис Заходер. Стихи и сказки для детей. Читать и слушать онлайн

Борис Владимирович Заходер (1918 — 2000) — Советско-российский поэт, детский прозаик и сценарист.

Детские стихи, прочитанные в раннем возрасте, запоминаются человеку на всю его дальнейшую жизнь. Кажущаяся простота этих произведений содержит в себе серьезную работу поэта, поэтому сочинять их способен только очень талантливый человек. Советский литератор Борис Владимирович Заходер относился к числу одаренных творцов, умеющих создавать рифмованные истории, которые были интересны юным читателям. Занимательные строки его произведений полны оптимизма и веселья. В них поэт закладывал частичку своей души, чтобы передать ее подрастающему поколению.

Стихи Бориса Заходера получили признание как у малышей, так и у их родителей. Объясняя детям текущие жизненные реалии, автор воспроизводил окружающий мир в непринужденных и забавных сценках. Через поэзию и прозу литератор вырабатывал у малышей правильное поведение, а также давал начальные знания в разных науках.

Удивительные сказки Заходера очень поучительны. Глубина и мудрость этих произведений помогают ребенку принимать верные решения в сложных ситуациях. Вкладывая в слова своих героев особый смысл, поэт не забывал о том, что мальчикам и девочкам должно быть интересно читать про приключения многочисленных обитателей природы. Персонажами его стихотворений становились не только живые существа, но и деревья, трава, цветы.

Стихи и сказки для детей Бориса Заходера

Родителям можно не волноваться за своего ребенка, если он решил познакомиться с творчеством Бориса Владимировича. Необычный мир, созданный дарованием советского поэта, поразит воображение малыша. Читать стихи Заходера увлекательно в любом возрасте – они понятны как детям, так и взрослым. Легкий слог, забавные рифмы и гармония ритма делают их притягательными для всех мальчиков и девочек.


mamontenok-online.ru

Борис Заходер - Детские стихи

Борис Владимирович Заходер

Борис Заходер — известный советский и российский детский писатель, поэт и переводчик, сценарист. Он родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Кагуле в семье юриста, выпускника Московского университета Владимира Борисовича Заходера и Полины Наумовны Герценштейн.

Родители познакомились в военном госпитале. Отец — Владимир Заходер в 1914 ушёл добровольцем в Русскую армию в Первую мировую войну. Он был тяжело ранен и оказался в госпитале в Кагуле. В этом госпитале Владимир и познакомился со своей будущей женой Полиной — сестрой милосердия.

Когда Борис был еще ребенком семья сначала перебралась в Одессу, а затем в Москву. Отец закончил Московский университет, стал работать юристом. Мать знала несколько иностранных языков, работала переводчицей.

С самого детства Борис интересовался естествознанием, биологией. В 1935 году он закончил школу. А в 1936 году Борис поступил на биологический факультет Казанского университета, затем перевёлся на тот же факультет в МГУ им. Ломоносова. Однако, победила любовь к литературе. В 1938 году Борис Заходер поступил в Литературный институт.

В конце 1939 года вместе с группой студентов Заходер ушёл добровольцем на советско-финскую войну. А в 1940 году вернулся домой.

С марта 1941 года Борис продолжил учебу в институте, но лишь до 22 июня, когда было объявлено о вступлении СССР в войну.

В первые же дни Заходер ушёл добровольцем. Он воевал на Карельском и на Юго-Западном фронтах, участвовал в освобождении Львова. Работал в редакции газеты «Огонь по врагу». Его стихи в эти годы неоднократно публиковались в армейских газетах.

В феврале 1944 года старший лейтенант Заходер был награждён медалью «За боевые заслуги».

В 1946 Борис Заходер возвратился в Москву, и на следующий год окончил Литературный институт с отличием. В том же году в журнале «Затейник» было опубликовано его детское стихотворение «Морской бой». Это был дебют Заходера как детского поэта.

В 1950-е годы Заходер начал заниматься переводами. В 1952 году в журнале «Огонёк» вышли его переводы рассказов Анны Зегерс (под псевдонимом «Б. Володин»).

В 1955 году в журнале «Новый мир» было опубликовано стихотворение «Буква Я». В том же году была издана первая книга Заходера — сборник стихов «На задней парте», о которой тепло отозвался Корней Чуковский.

После выхода первой книги к Борису Заходеру быстро пришла популярность, стали издаваться и переиздаваться такие произведения как: «Мартышкино завтра», «Никто и другие», «Четвероногие помощники», «Кто на кого похож», «Кит и кот» и другие.

В 1958 году Заходер вступил в Союз писателей СССР.

Большую известность Борису Владимировичу Заходеру принесли переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», П. Трэверс «Мэри Поппинс», Л. Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес», сказок братьев Гримм («Бременские музыканты» и др.), пьесы Дж. М. Барри «Питер Пэн», стихотворений Л. Керна, Ю. Тувима, Я. Бжехвы и др.

С 1966 по 2000 год жил в доме в Лесных Полянах (г. Королёв) Московской области.

В июне 2000 года Б. В. Заходеру присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

Борис Заходер был широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий, в том числе и Международной премии им. Г. Х. Андерсена.

Скончался Борис Заходер 7 ноября 2000 года в Центральной городской больнице города Королёва. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.


 


Шофёр

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я — сам шофёр.
Я сам — мотор.
Нажимаю
На педаль —
И машина
Мчится вдаль!

 

Слесарь

Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней —
Сноровка!

 

Сапожник

Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдём сегодня
В гости!

 

Повар

Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз — и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда,
(Не пойму, в чём секрет!)
Очень
Трудно
Готовить
Обед!

 

Переплётчица

Заболела
Эта книжка:
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму её и склею!

 

Портниха

Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одёжка!

 

Монтёр

Посмотрите,
Как хитёр
Этот маленький монтёр:
Он пока проводит свет
Только там,
Где тока нет!

 

Строители

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!

 

Тюленье прилежание

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит тюлень
И ему
Лежать не лень.
Жаль, тюленье прилежание —
Не пример для подражанья.

 

Вопросительная песенка

Если
Встречается Кошка с Собакой,
Дело —
Обычно! —
Кончается дракой.
Тем же —
Как правило! —
Дело кончается,
Если Собака
С Кошкой встречается!

Ах, почему же,
Ах, отчего же,
Ах, для чего же
Так получается?..

 

Мы — друзья

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я —
Закадычные друзья
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако,
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
— Помнишь, Петя?
— Что-то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл…
Ну не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
— Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она еще смеётся:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

 

Кискино горе

Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

 

Мой лев

Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий —
Он сломался!

 

Ванька-Встанька

Ах-ах-ах-ах-ах-ах!
Среди игрушек — паника!
Все куколки в слезах —
Свалился Ванька-Встанька!

Матрёшки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встаёт
С улыбкой плутоватой:

— Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой —
На то мы Ваньки-Встаньки!

 

Считалочка

Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает
На обед.
Людоед ответил: — Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде
Блюда!

 

История с волшебством

Лёва
Видел Домового.
С Лешим
С детства дружит Вова.

А у Томы —
Гном
Как дома:
Тома
Кормит кашей
Гнома.

— У меня, —
Сказала Галка —
В ванне плавает Русалка.

— Хватит врать!
Русалка в ванне,
Как известно всем, —
У Вани.

 

Ну и мышонок

— Мам! — сказал Мышонок. —
Дай-ка мне вина.
— ЧТО-О? — сказала Мышка. —
Вот тебе и на!

— Ну, — сказал Мышонок, —
Дай хотя бы пива!
— Фу, — сказала Мышка, —
Фу, как некрасиво!
— Пить-то мне охота,
Ма-мо-чка!
— На тебе, Мышонок,
М о л о ч к а.

Абрикос и другие
1

Сказала мама:
— Апельсин!
— Нет, абрикос! —
Воскликнул сын.
— Арбуз! —
Раздался папин бас.
А дочь вздохнула:
— Ананас…

2

Арбуз.
Ананас.
Апельсин.
Абрикос.

А что же вкусней?
Очень трудный вопрос.

На трудный вопрос
Есть лёгкий ответ:
— На вкус и цвет
Товарищей нет!

 

Не везёт

Отчего-то мне
Весь год
Не везёт и не везёт!

Не везёт мне на футболе:
Как ударишь — нет стекла!
Дома не везёт,
А в школе…
В школе — жуткие дела!

Хоть на той контрольной, скажем,
Я вполне четвёрки ждал:
Петька — с ним контакт налажен —
Мне шпаргалку передал.

Ну, как будто всё в порядке!
… Возвращают нам тетрадки.
Мы глядим.
И что же в них?
В них — четвёрка…
На двоих!
Петька смотрит виновато…
Я не бил его, ребята.
Он же это не назло.
Просто мне не повезло!

Уж такой я невезучий,
Незадачливый такой!
Взять, к примеру, этот случай:
Я, на всё махнув рукой,
Взял уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и не спросил!
А обычно нет и дня,
Чтоб не вызвали меня.
Хоть под парту лезь — и тут
Обязательно найдут!

Никакого нет спасенья
От такого невезенья!
И всего обидней что?
Не сочувствует никто!

… Рано утром было это.
Сел в трамвай я на ходу.
Я решил не брать билета —
Скоро, думаю, сойду.
Ну откуда в эту пору
Было взяться контролёру?
Он остановил вагон,
И меня выводят вон!
Я сказал, понятно, сразу:
— Не везёт, как по заказу! —
А кругом как захохочут!
— Верно, — говорит народ, —
Раз трамвай везти не хочет,
Тут уж ясно —
Не везёт!

 

Морской бой

Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
— Е-один!
— А-шесть!
— К-пять!

Это снова Вова с Петей
Позабыли всё на свете:
На уроках день-деньской
Бой идёт у них морской!
Бьются два военных флота
На листочках из блокнота.
Вова с Петей не пираты,
Не берут на абордаж,
А наводят на квадраты
Дальнобойный
Карандаш!

И противника догонят
Залпы меткие везде!

Вот линейный крейсер тонет
В разлинованной воде,
Вот уже близка победа:
Миноносцы бьют в упор…
Ну, ещё одна торпеда —
И на дно пойдёт линкор!

Но внезапно всё пропало:
Море, волны, корабли…
Прогремело
Громче шквала:
— Курс на доску, адмиралы! —
Адмиралы — на мели…

— Петька, друг, спасай — тону!
— Я и сам иду ко дну!..

Часто терпит пораженье
Самый храбрый адмирал,
Если место для сраженья
Неудачно он избрал!

 

Перемена

«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним Бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнём!

 

Петя мечтает

… Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло —
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы мог
Отвечать любой урок…
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой —
Всё сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места —
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй…

 

Что снится моржу

Что может, ребята,
Присниться
Моржу?
Никто вам не скажет,
А я — расскажу.
Снится моржу
Хорошие сны:
Африка снится,
Львы и слоны,
Доброе солнце,
Жаркое лето,
Снится земля
Зелёного цвета…
Снится,
Что дружит он
С белым медведем…
Снится,
Что мы к нему в гости приедем!

 

Дождик

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт —
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава…

Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать
Начнёт
Оно!

 

Песня лягушек

Лягушек спросили:
— О чём вы поёте?
Ведь вы же,
Простите,
Сидите в болоте!
Лягушки сказали:
— О том и поём,
Как чист и прозрачен
Родной водоём.

 

Муха-чистюха

Жила-была муха-чистюха.
Всё время купалась муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник
В вишнёвой наливке.
Во вторник —
В томатной подливке.
В среду —
В лимонном желе.
В четверг —
В киселе и смоле.
В пятницу —
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
— Я больше не в силах!
Ужасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище не стала!

www.poemsonalltimes.ru

Борис Заходер - Волчок: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Ну, ребята,
Чур — молчок:
Будет сказка
про ВОЛЧОК!

I

Дело было в старину —
По старинке и начну:
Жил да был
Серый Волк.
Выл да выл
Серый Волк
Дни и ночи напролет
(Сам он думал,
Что поет).

Песню пел одну и ту же
Нет ее на свете хуже:
— Ухвачу-уу-у!
Укушу-у-у!
Утащу-у-у!
Удушу-у-у!
И — съем!

Волк — скажу вам наперед —
Хоть фальшивит,
Но не врет:
Тех, кто песню слушает,
Он охотно скушает.
Так представьте, каково
Слушать пение его!
Каково лесным зверятам
Жить
С таким артистом
Рядом!

До того он надоел
Всем, кого он недоел, —
Впору тоже
Волком взвыть!

…Стали думать —
Как тут быть…
И
ПРИДУМАЛИ!

II

Как-то утром
Волк проснулся,
Потянулся,
Облизнулся,
Спел любимую свою
(«Укушу да разжую!»)
И пустился — чин по чину —
На обед искать дичину.

Бегал-бегал…
Что за притча?!
«Где же, — думает, — добыча?
Нет ни пуха, ни пера,
Ни зайчишки, ни бобра,
Ни мышонка, ни лягушки,
Ни неведомой зверушки!»

А с верхушки старой ели
Две пичужки засвистели:
— Серый! Вся твоя еда
Разбежалась кто куда!

III

Да,
Зайцы убежали,
Птицы улетели,
Мышата-лягушата —
И те усвиристели,
И легкие, как тени,
Умчались прочь олени.

IV

И пришлось,
Ребята,
Волку
Зубы положить на полку
А на полку зубы класть
Это небольшая сласть!

…Серый Волк
Дня два крепился,
Все терпел невольный пост.
А на третий день
Вцепился
В свой же
Серый волчий хвост!

Так вцепился он в беднягу,
Что охотно дал бы тягу
(Убежал бы) —
Да шалишь:
От себя не убежишь!

И не в силах бедный хвост
Проглотить,
И не в силах вкусный хвост
Отпустить —
Вслед за собственным
Серым хвостом
Серый Волк
Завертелся винтом!

Он вертелся,
Он кружился,
Он крутился,
Он вращался,
И — само собой понятно!
Он
В кого-то
Превращался!

А когда он
Встал торчком —
Было поздно:
Стал Волчком!

Не сердитым,
Не голодным,
Развеселым,
Беззаботным,
Пестрым,
Звонким и блестящим —
Словом, самым настоящим
Замечательным волчком!
Сам
Мечтаю о таком!

V

Уж теперь он никого
Не обижает,
И его за это каждый
Уважает!

И поет теперь он песенку
Иную:
Развеселую,
Смешную,
Заводную:
— Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Кого хочешь закружу!
Жу-жу-жу, жу-жу-жу —
Я с ребятами дружу!

То-то!

rustih.ru

Борис Заходер - Буква Я: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно! —

Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.

Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.

Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!

— Я, —
Сказала буква Я, —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! —

Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мною —
Недоразумение!
Недоразумение —
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам — предлог! —
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! —

Я
Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! — улыбнулись,
И ответил дружный хор:
— Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, —
Правда,
Стало быть,
Твоя!

— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
…Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»

Как зальется буква X:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…

Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!

— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!

Анализ стихотворения «Буква Я» Заходера

Произведение «Буква Я» Бориса Владимировича Заходера впервые было представлено читателям на страницах авторитетного литературного журнала «Новый мир».

Стихотворение датируется 1947 годом. В эту пору его автору исполнилось 29 лет. Позади война, на которую он ушел добровольцем. По возвращении он завершает прерванную учебу в Литературном институте. Казалось, что опыт публикации патриотических стихов в фронтовых газетах, образование должны были помочь молодому поэту найти себе поприще в мирной жизни. Более того, в журнале «Затейнике» уже красовалось его дебютное стихотворение для детей. Поэт сочинил «Букву Я», получил добрые напутствия в детскую литературу от Л. Кассиля и С. Маршака, однако приняли ее в печать только в 1955 году. Собственно, лишь после этого переломного момента книги Б. Заходера стали доступны детям, родителям, педагогам. В жанровом отношении – самая настоящая сказка (хотя автор называет ее «рассказом»). Смежная рифмовка чередуется с перекрестной, есть и строчки, оставшиеся вообще без рифм. Ритм и динамизм стихотворения просто головокружительные, эмоциональность персонажей зашкаливает. Материал строится почти по принципу лесенки В. Маяковского, интонация и темп – киты, на которых стоят эти стихи. Автор вовлекает ребенка в гущу событий, история. Он забрасывает его вопросами, на которые сам же отвечает, интрига также беспроигрышна: узнать, «отчего и почему» я – последняя буква в алфавите.

Завязка в фольклорном духе: жили, не тужили. Есть даже хвостик пословицы: дело спорится. «Только раз»: замена сказочному «однажды». Вполне себе современное понятие и просторечный эпитет: страшный скандал. «В строку не встала»: аллюзия на идиому. Итак, бунт. Автор мастерски передает ярость героини. В ее пламенных тирадах плещется вековая обида и, как и положено, всюду пестрят местоимения «я». Аргументы у нее железные: главная-заглавная (приставка в значении «очень»), а еще и целая самостоятельная часть речи. Сперва соседи по азбуке отвечают ей нестройным хором, выкриками с мест: встань на место! Затем удается разобрать отдельные голоса. Поэт одушевляет героев. Вот фыркает «Ф», сердится «С», а «П» объявляет себя предлогом. В этой строфе – апофеоз звукописи. Мягкий Знак мямлит (обыгрывается многозначность слова), а у Твердого Знака – пудовые кулаки. Гласные поднимают гвалт, препятствуя драке. Перифраз: грамотный народ. «Ни бе ни ме»: фразеологизм. Между тем, буква-зазнайка сама себя наказала, пообещав за час составить предложение только с «я». Поэт саму форму букв превращает в игру: «о» катится. Изобретателен автор и в определении «рода» своих персонажей. Многие из них среднего рода. Под общий смех мятежница разрыдалась и в порыве смирения сама выбрала себе место – самое последнее. Сравнение жить «как семья» — наказ рассказчика уже детям. Дружба и взаимовыручка важны во всяком деле. И, конечно, эгоизм, самолюбие следует придерживать. В финале поэт еще раз ставит главную героиню в конец произведения.

В «Букве Я» Б. Заходер сочетает словесную игру с воспитательным моментом.

rustih.ru

Борис Заходер - Мохнатая азбука: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…

Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— Животные!

Азбука
Пусть начинается
С АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!

Взгляну
На АНТИЛОПУ-ГНУ
И потихонечку вздохну:
— Зачем, зачем
Везли в Европу
Такую
Антиантилопу?!!

Никакого
Нет резона
У себя
Держать БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

ВЕРБЛЮД решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!

— Что невесел, ВОРОБЕЙ?
— Мало
Стало
Лошадей!
Трудно нынче Воробью
Прокормить свою семью!

Как это принято у змей
Кусают за ногу
ГАДЮКИ,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!

Давно я не встречал
ГАДЮКИ.
И что-то не скучал
В разлуке!

Старый Ёж
В лесах Кавказа
Как-то встретил
ДИКОБРАЗА.
— Ну и ну! — воскликнул Ёж.
На кого же ты похож!

Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!

Не знает ни снега,
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
ЗЕБУ,
Хотя он всего только бык.

И лучший друг
Честно скажет:
— Ты — ИНДЮК!

Вот КАБАН.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!

Носит
Мама-КЕНГУРУ
В теплой сумке
Детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день
Играют
В прятки!

Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

За стеклом свернулась КОБРА.
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.

Считался ЛЕВ царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним — ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

Спросил у Кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! —
Кенгуру сказал МОРЖУ.

Кто НОСОРОГУ
Дорогу
Уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Все реже и реже!

ОБЕЗЬЯНКИ- Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?

До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!

— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!

Этот зайчик — наш земляк —
Называется РУСАК!

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Бедный СТРАУС!
Несчастнее
Нету
Отца:
На гнезде
Он сидел и сидел без конца
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо…
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец —
И захныкал:
— А где моя мама?

ТАПИР навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос…

ТИГР: Решетка
На нем нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решетка!

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль, тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

— Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, —
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Львы и тигры
Приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог
ХОРЬКА.
Слава богу,
Что хорек
Очень маленький зверек!

Зачем
Такой носище
ЦАПЛЕ?
Затем,
Чтоб цапли
Рыбок цапали!

ЧЕРЕПАХА всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?

Очень громко лает,
ШАВКА
Очень твердо знает:
Тот, кто громче
Скажет «гав»,
Тот всегда
И будет прав!

Нет у ШАКАЛА
Ни в чем недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал, —
Что же еще он там плачет,
Шакал?

Хватать, глотать
Умеют
ЩУКИ —
Другой
Не нужно им науки!

Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

Анализ стихотворения «Мохнатая азбука» Заходера

«Мохнатая азбука» Бориса Владимировича Заходера – сочетание юмористического знакомства с пестрой земной фауной и урока по развитию речи и логики.

Стихотворение написано не позднее 1966 года. Поэту в эту пору исполнилось 48 лет, он активно публикуется, входит в состав Союза писателей. В этом же году он встретил любимую женщину, с которой прожил более тридцати лет. В жанровом отношении – азбука в картинках. Ритм динамичный, рифмы звучные, текст сценичен и графичен. Оригинально уже название. Череда глаголов, прилагательных подводит ребенка к правильному ответу на вопрос писателя. Речь в стихах пойдет о животных. Буква «а» в букварях обычно соседствует с аистом. Автор решил не нарушать традицию, однако не удержался от дополнения в виде антилопы-гну. Вообще, поэт выбрал не самых типичных животных для своей книги, и дал им свежие, неожиданные характеристики. Оттого азбука и вышла нескучной. Всюду царствует личное мнение: зачем везли в Европу? Попутно описывает жвачность бизона, высмеивает верблюда (заодно обыгрывая идиому), беседует с воробьем, страдающим гигантоманией (пример фольклорной небылицы). Две строфы отведены гадюке. Тут дан бесплатный совет с идиомой про «ноги в руки». Дважды поэт возвращается к образу ежа. Вначале старый еж изумлен видом дикобраза, потом – объясняет, зачем иголки ему. Дети узнают, что у зверька в лесу немало врагов. Далее следует признание: мне нравится жираф. Впрочем, его кротость иногда сменяется ударом копыта по хребту. Почти лирическая песнь посвящена флегматичному зебу. За нею торопится афористичная дразнилка про индюка. Кабан вызывает только гастрономические ассоциации. А вот кенгуру отведена почетная роль лучшей звериной матери. Есть даже ласковый неологизм «кенгурятки». Неучам поэт напоминает, что кит – млекопитающее. Кобра удостаивается самых нелестных эпитетов. Дальше почти философский пассаж про царя зверей. Веселый парадокс в беседе моржа и кенгуру. Носорог назван невежей, обезьянки – эволюционным предком читателей стиха. Действительно, отчего же предки – в клетках? Под раздачу попадают павлин и попугай, который попугайничает, мимо пробегает заяц-русак, всем нам земляк, наконец, слон получает эпитет самого доброго зверя. И опять познавательный момент со страусом-самцом, заботливым отцом. Тапир-меланхолик завидует объемам слона, тигр-людоед беснуется за решеткой. Тюлень становится символом лени, уж – напрасной обиды, развенчивается и ночная власть филина. А вот затем – спорный пассаж про хорька, который сейчас вполне себе стал домашним питомцем. Даже объясняется – зачем носище (суффикс) цапле. У черепахи все дома, а шавка (наверное, из крыловской басни) все так же лает попусту. Шакал описан оксюморонами: заячья смелость. На «щ» — прожорливая щука, на «э» нашлось эму. Южный ктототам, фантастический зверь, выручает автора с буквой «ю». Наконец, тибетский як завершает алфавит.

Поэзия Б. Заходера преимущественно анималистична. На примерах из мира животных он учит детей навыкам общения, дружбы, борьбы с недостатками.

rustih.ru

Борис Заходер - Азбука фантазёров: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

А
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Б
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.

В
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Г
Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.

Д
Д — словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.

Е
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.

Ё
Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Капли-точки добавляем,
Ё — мы букву так читаем.

Ж
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

З
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка,
3 — пружина, крендель, стружка.

И
И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И — меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

Й
А дальше по порядку
Я назову И — и краткое.

К
К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.

Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.

М
Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.

Н
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –
Получилась лесенка.

О
Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

П
Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Р
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

С
В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

Т
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.

У
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Ф
Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.

Х
Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

Ц
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

Ч
Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.

Ш
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Щ
Эта буква Щ как будто…
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.

Ъ
Твердый знак -Ъ —
пишут так:
Колесо и спичка,
Позади — косичка.

Ы
Ы… Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

Ь
Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
мягкий знак — Ь.

Э
Буква Э — как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.

Ю
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.

Я
Куча яблок на прилавке…
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.

rustih.ru

Борис Заходер - Вредный кот: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —

Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Анализ стихотворения «Вредный кот» Заходера

Дебют «Вредного кота» Бориса Владимировича Заходера состоялся на страницах сборника «Товарищам детям».

Стихотворение написано в 1950-х годах, широкую известность приобрело после публикации в 1962 году книги «Товарищам детям». В эту пору поэту за сорок, несколько лет он уже состоит в Союзе писателей, регулярно публикуется в газетах, журналах, выходят и его отдельные книги. В жанровом отношении – авантюрная драма из жизни нерадивого ученика, рифмовка в основном, смежная, но есть и охватная, 4 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – школьник. Точнее, их два – Петя и Вова. Из контекста выходит, что вся история приключилась именно с Петром. Начинается стихотворение с короткого обмена репликами. Ребята приветствуют друг друга и, как водится, спрашивают об успехах в выполнении домашнего задания. Оказывается, главный герой уроки не сделал. Обстоятельство непреодолимой силы помешало ему. Но обо всем по порядку. Кот (тот самый – вредный) не дает сосредоточиться на упражнениях и задачках. Приходит, заговаривает с младшим хозяином, смотрит, наконец. Мальчик вынужден кричать, однако животное игнорирует его возмущение и сворачивается на стуле клубочком. То есть, по сути, бросает неутомимому герою перчатку. Мальчик с достоинством принимает вызов четвероногого ловкача. Короткая перебежка и кот схвачен за хвост. Дальше все идет не по плану. Зверь рвется из рук, царапается, опрокидывает чернильницу и выскакивает в окошко. Герой обиды, конечно, не держит, он выше мелочей. Да и жалко их, котов-то. Ведь им непросто. Однако по версии взрослых почему-то выходит, что виноват как раз сам мальчик. Особенно старается мама. Но ведь он сделал все, что мог – держал кота за хвост до последнего, пока он чего-нибудь не натворил. Стихи переполнены прямой речью, живой разговорной лексикой, восклицаниями и вопросами. Главный эпитет вынесен в название стиха. Кажется, кот помешал герою предаться старинным забавам: бить баклуши или играть в бирюльки. Не желая делать уроки, он ищет повода отвлечься. Параллельно сочиняется благовидный предлог, чтобы вообще не приступать к урокам. Приметы советского времени и образования: перьевая ручка и чернильница. Именно чернилами оказались «заляпаны» тетрадки. А еще пол. Поэт мастерски передает мальчишескую речь, ее динамизм, экспрессию, даже чуть грубоватость. Инверсия: занят я. Гипербола: занят наукой. Звукоподражания: мяу, мяукай. Междометие: брысь. Лексические повторы: все, умен. Перечислительные градации и искрометный юмор.

«Вредный кот» Б. Заходера – сочетание понятной каждому школьнику ситуации, занимательности сюжета и шутки.

rustih.ru

Борис Заходер - Моя Вообразилия: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!

В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!

В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!

Анализ стихотворения «Моя Вообразилия» Заходера

Стихи «Моя Вообразилия» Бориса Владимировича Заходера – своеобразное кредо, программное произведение поэта о главных принципах его творчества для детей.

Стихотворение написано не позднее 1978 года. В эту пору поэту исполнилось 60 лет, он лауреат премии имени Х.К. Андерсена, пользуется заслуженной любовью читателей нескольких поколений, сумел создать и населить собственную волшебную страну – Вообразилию. В жанровом отношении – гимн творчеству, мечте, воображению. Рифмовка смешанная, авторская, 4 строфы. Интонация песенная, лексика нейтральная и местами даже возвышенная. Открывает стихотворение болтовня цветов. Читатель не должен удивляться разговорчивости Настурций и Лилий (именно так, с прописной буквы, как имена, пишет поэт их названия), ведь родом они из чудесной страны, где действует совсем другие законы – или не действуют вообще. Череда инверсий подчеркивает ритм, экспрессию стиха: умеют Львы, вырастают крылья, царствует фантазия. Прилагательных, как и положено в стихотворении для детей, мало, они просты: косматые, смешные. Зато большое количество глаголов, придающих произведению полет, движение. Восклицания дополняют атмосферу стиха, его настроение. Во второй строфе поэт не может удержаться от бравурного междометия «ура!» Как настоящий кудесник, он перечисляет все превращения, которые случаются в его стране. Оказывается, там каждый может стать волшебником. И возраст этому не помеха. Ведь и сам Б. Заходер сочинил эти стихи в возрасте 60 лет, а доступ в Вообразилию ему по-прежнему открыт. Наверно, из-за нестареющего сердца. Местоимение «моя» подчеркивает сродственность поэта с миром сказки, приключения. Лексические повторы уносят читателя на просторы удивительной страны. Там нет боли и разочарований, а все мечты в обязательном порядке сбываются. В заключительной строфе поэт даже берется рассказать дорогу туда. Впрочем, он вовремя останавливается, ведь попадают в эту страну не с картой в руках, а с мечтою в сердце. Оттого почти прозаизмом «удобно расположена» поэт прекращает всякие попытки объяснить местоположение Вообразилии. В финале – сожаление. Действительно, лишенный воображения человек – неважно, сколько ему лет — ни за какие коврижки туда не войдет. Междометие «увы» усиливает финал.

Царство фантазии Б. Заходера вот уже много лет принимает гостей-читателей. Пропуском в него служит способность удивляться и мечтать.

rustih.ru

Борис Заходер - Птичья школа: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь —
Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
— Итак, друзья, начнем урок!

У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. —
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…

— Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
— «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…

Но тут звонок раздался.
— Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

— Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

Анализ стихотворения «Птичья школа» Заходера

Произведение «Птичья школа» Бориса Владимировича Заходера – веселая фантазия на тему учебы в начальной школе.

Стихотворение создано не позднее 1970 года. Автору его в этот момент за пятьдесят, он довольно давно пишет для детей, имеет солидный багаж изданных книг. Занимается также переводами, несколько его стихотворений стали мультфильмами. В жанровом отношении – страница из жизни птичьей страны. Структура стихотворения неоднородна. Придуманный поэтом мир имеет вполне реалистичные черты. Скажем, начинается стихотворение с прозаического объявления о наборе учеников в классы. Другое дело, что занятия здесь – аж с 5 утра (ранние пташки!), да еще и без каникул. И, несмотря на такие условия, от желающих нет отбоя. Во второй строфе перечислительная градация с уменьшительными суффиксами: воробушки, щеглята. Третья строфа – новая амплификация, построенная на динамичных глаголах: щебечут, галдят, дерутся. Здесь уже прямая аналогия с ребятишками. «Влетел учитель в класс»: пример игры слов, живо опознаваемой детьми. Уместен и прямой, и иносказательный смысл, строка опять относится как к людям, так и к птицам. «Смирнее голубей»: забавное сравнение птиц с птицами же. «Старый Воробей»: обыгрывание идиомы «стреляный воробей». После чистописания, столь необходимого, должно быть, воронятам, начинается следующее занятие. Остроумно подаются правила собственно русского языка, где слово не всегда пишется так, как слышится. На уроке литературы Чижа вызывают читать наизусть поэму «Чижик-Пыжик». Действительно, лучший кандидат для ее декламации. Впрочем, это вовсе не поэма, да и Чиж запамятовал слова. Нерадивого ученика спас звонок с урока. «Заморит червячка»: вновь поговорка прямиком из устного народного творчества. Здесь она обретает свой прямой смысл, ведь черви в самом деле часть птичьего рациона. Заключительное занятие, естественно, пение. Есть и доска почета на той же «старой липе», и даже классный журнал с оценками. «Молодцы!»: завершает поэт свое произведение. Пока все, даже желторотые, учатся на одни пятерки. «Летите по домам, птенцы!» — обращение опять адресовано детям. Эпитеты простые, их немного: большою, любимых. Есть звукоподражание. Инверсия: проставлены отметки.

«Птичья школа» — хрестоматийный пример детской поэзии Б. Заходера, построенной на смысловой игре.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.