Стихи я научилась просто мудро жить


Я научилась просто, мудро жить… ~ стихотворение Анны Ахматовой ~ Beesona.Ru

Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Анна Ахматова ~ Я научилась просто, мудро жить…

На этой странице читайте стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…...» русского писателя Анны Ахматовой, написанное в 1912 году.

Стихотворение Анны Ахматовой

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912, Флоренция

Год создания: 1912

Мне нравится:

0

© Анна Ахматова

Другие стихи Анны Ахматовой:

8 ноября 1913 года

Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.
Я проснулась и припомнила:
Милый, нынче праздник твой.

9 декабря 1913 года

Самые темные дни в году
Светлыми стать должны.
Я для сравнения слов не найду —
Так твои губы нежны.

Вечерние часы перед столом…

Вечерние часы перед столом.
Непоправимо белая страница.
Мимоза пахнет Ниццей и теплом.
В луче луны летит большая птица.

Вечером

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Высокие своды костела…

Высокие своды костела
Синей, чем небесная твердь…
Прости меня, мальчик веселый,
Что я принесла тебе смерть. —

www.beesona.ru

«Я научилась просто, мудро жить» — лучшие и глубокие стихотворения Анны Ахматовой

Стихи, которые навсегда оставили яркий след в истории.

Анна Ахматова писала замечательные стихи. Пронзительные, глубокие, врезающиеся в душу… Она называла себя поэтом, а не поэтессой, потому быть поэтом — это призвание, и оно не зависит от пола.

Многое пришлось пережить ей в жизни — войну, гонения, страшные годы репрессий… Однако эта хрупкая и  талантливая женщина смогла сохранить внутреннюю силу, и подарить миру прекраснейшие стихотворения. Мы выбрали лучшие из них, стихи, которые навсегда оставили яркий след в истории:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

***

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

***

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

***

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
(Из поэмы «Реквием»)

***

Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.

Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди веселыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь —
С моими детскими стихами.

Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.

***

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

lifedeeper.ru

А Ахматова, стихотворение "Я научилась просто, мудро жить" с анализом

В первом поэтическом сборнике Анны Ахматовой «Вечер», изданном в 1912 году, есть небольшое, но знаковое для поэтессы стихотворение «Я научилась просто, мудро жить». Почему знаковое? Потому что оно написано под финальные аккорды семейного счастья, разбившегося, как хрустальный бокал на мраморном полу жизни.

Всего ничего прошло после венчания с Гумилёвым (2 года), но идеалы брака растворились. Между Анной и Николаем растёт стене непонимания, только в совместной жизни они увидели, что являются разными людьми по стремлению и духу. Автор строк решает в этот непростой момент обойтись без крайностей, а учится жить мудро, вместе с тем, она не расстаётся с мечтой о семейной идиллии.

Крушение надежд

В момент написания стихотворения Ахматова уже не робкая девочка, которая часами рассматривает облака и с замиранием сердца гадает на кофейной гуще. Она сделала шаг в узы брака, перешла полог таинства венчания и увидела, что в храме совместной жизни нет плюшевых игрушек и мыльных пузырей – там обычная рутина, которая почитателями семейных традиций именуется как жизнь.

Ахматова хочет писать и любить, Гумилёв желает открывать для себя новые страницы жизни. Анна поддерживает костёр семейного очага, Николай не обращает на него внимания, считая это пустой тратой времени. Поэтесса смотрит на небо и молится Богу у окна семейного пристанища. Муж не берёт на себя никаких обязанностей, кроме вечного напоминания жене, что она супруга, а не поэт.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу.

Шаги к мудрости

Вечерние прогулки – это часть мудрости, они снимают тревогу за день нынешний и позволяют без страха, но с покорностью смотреть в завтрашний день. После прогулки Анна возвращает в дом, где её ждёт лишь кот с умилённым мурлыканьем. Кот лучше, чем пустота, но этого ли ждала Анна от брака?

Знаковым можно назвать последнее четверостишие стихотворения, из которого видно, что тишину одиночества замужней женщины нарушает только:

Крик аиста, слетевшего на крышу.

Не имеет ли Анна под аистом сына Льва, не единственная ли он ниточка, которая связывает Ахматову и Гумилёва через 2 года после венчания и через 9 лет после первого знакомства? Скорее всего, это так, что видно в финальных строках:

И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Ниточка между Анной и Николаем

В 1912 году Лев единственная паутинка, которая не даёт браку окончательно рассыпаться.

Рождение сына – это ещё один шаг к мудрости, теперь Ахматова может смотреть на мир со спокойствием олимпийца, не строя больше иллюзорных планов счастливого замужества. Уже нет той девичьей надежды, когда весь мир готов покориться желаниям, появляется практичность и мудрость не девицы, но женщины.

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» подводит черту между Ахматовой и Гумилёвым, делая их супругами только по факту венчания, но уже не по зову сердца. Черта проведена – теперь Николай отец ребёнка, не более. Мечты о счастье? Полученная за счёт горьких уроков мудрость говорит автору строк, что сейчас ей остаётся жить практичностью и надеждой. Если кладовка счастья в судьбе Ахматовой ещё не пуста, то оно появится на горизонте.


Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

1912 год

Напоследок аудиозапись стихотворения от Марины Никитиной, которая поможет понять его глубину и быстрее выучить строки.

stihirus24.ru

Анна Ахматова: «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Ахматова писала замечательные стихи. Пронзительные, глубокие, врезающиеся в душу…

Она называла себя поэтом, а не поэтессой, потому быть поэтом — это призвание, и оно не зависит от пола.

Многое пришлось пережить ей в жизни — войну, гонения, страшные годы репрессий… Однако эта хрупкая и талантливая женщина смогла сохранить внутреннюю силу, и подарить миру прекраснейшие стихотворения.

Мы выбрали лучшие из них, стихи, которые навсегда оставили яркий след в истории:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

***

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

***

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

***

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова.

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то… Горячий шелест лета

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

(Из поэмы «Реквием»)

Широк и желт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада.

Ты опоздал на много лет,

Но все-таки тебе я рада.

Сюда ко мне поближе сядь,

Гляди веселыми глазами:

Вот эта синяя тетрадь —

С моими детскими стихами.

Прости, что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

***

Есть в близости людей заветная черта,

Ее не перейти влюбленности и страсти, —

Пусть в жуткой тишине сливаются уста

И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна и года

Высокого и огненного счастья,

Когда душа свободна и чужда

Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее

Достигшие — поражены тоскою…

Теперь ты понял, отчего мое

Не бьется сердце под твоей рукою.

P.S. Делитесь этой записью с друзьями! 

 

Источник

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

trendru.info

А. Ахматова. Я научилась просто, мудро жить... (Анализ)

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» написано в мае 1912 года. Тогда же вышел первый сборник «Вечер», который был не только замечен, но и одобрен знатоками поэзии.

Хотя критики оценивают данное стихотворение как жизнеутверждающее, где лирическая героиня выступает как повзрослевшая женщина (в 1912 году Анне Ахматовой исполнилось 23 года), мне кажется, что данный стих производит впечатление небольшого обзора ее жизни, можно даже сказать, отчета, словно Ахматова отвечает на вопрос: «Чем вы, собственно, занимаетесь в жизни?» Она спрашивает: «Сейчас?» Ей кивают. Она тоже кивает и набрасывает на бумагу несколько строф с зарисовкой о своей будничной жизни. Это не письмо, как считают критики. Лирическая героиня бы не стала писать подобные строки в письме, так как они не несут в себе большой смысловой нагрузки, попытки что-то доказать. Возможно, это своего рода черта после определенного этапа, и она получила все то, что хотела. Заметим, что она ничего не желает. Поэтическая речь спокойна, без эмоциональных всплесков. Героиня не ищет во всем поддержки. Она просто находится среди природы, и ей хорошо на душе, спокойно. По лирическому настроению данный стих мне напоминает «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея Есенина: своего рода итог жизненного этапа, спокойное повествование, с легким оттенком грусти. Стихотворение глубоко по содержанию и совершенно по форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики, ориентирован на разговорную речь. Это отвечало канонам акмеизма, к которому относилась начинающая Ахматова. «Роза есть роза», - считали акмеисты, поэтому Анна Ахматова не использует в стихотворении сложных символов, обращается к зримым предметам. О том, что это итог, говорит первый глагол «научилась», который стоит в прошедшем времени. Значит, в данный момент лирическая героиня оценивает все с точки зрения мудрости и простоты. Это мы и наблюдаем в стихотворении. Мудрость в простоте, утверждает Анна Ахматова. Слово «просто» в градации уточняется словом «мудро». Затем глагол «жить» поясняется строкой: «смотреть на небо и молиться Богу», то есть это важное действие ее жизни. Ему она уделяет наибольшее значение. Возможно, она на этом этапе жизни осознала, что небо не пусто – там есть Господь. Господь оказывается важнее других мыслей, о которых она думала раньше, глядя на небо. Желанием молиться лирическая героиня напоминает нам взрослую женщину, испытавшую в жизни множество несчастий. Подобная героиня устает от суеты, постоянных проблем, переживаний и временами хочет просто поднять глаза к небу и помолиться: за себя, за семью, за всех. Тревога. Она появится позже. Лирическая героиня долго, до самого вечера, бродит (блуждает, без пункта назначения). С виду она спокойна, но внутри сидит переживание, совсем ненужное. Оно есть всегда, и лишь временами его можно немного «утомить». Тревога лишь упоминается, поэтому можно вполне считать, что это не особо важные переживания. О них не стоит так много думать, как кажется на первый взгляд. Стихотворение написано пятистопным ямбом, и в первой строфе обращает внимание ударный гласный «и»: «научилась», «жить», «молиться», «бродить», «утомить», который создает ощущение пронзительности. Далее лирическая героиня повествует о том, что она видит и слышит в то время, когда бродит без цели наедине с природой. Природа здесь предстает как живое существо, богатое цветом и звуком. Лопухи – шуршат. Под порывом ветра. В овраге. Овраг – это далеко. Значит, лирическая героиня улавливает даже далекие звуки. Образ очень колоритен. Мы сразу же представляем шуршащий зеленый овраг. Почему же природа – существо? Гроздь рябины – никнет. Здесь мы наблюдаем олицетворение, когда природа оживает. Рябина желто-красная в сочетании с зелеными, как нам представляется, лопухами образует очень пеструю картину. Природа – источник вдохновения для героини. Для нее важнее Господь и поэзия, нежели иной человек. «Слагаю» - слово высокой поэтической речи. Обычно слагают оды (устойчиво используется). Стихотворчеству придается большое значение. «Слагаю» - глагол в настоящем времени, то есть героиня творила и будет творить и дальше. Слагаемые стихи – веселые. Здесь, мне кажется, автор использовал антифразис. Невозможно писать стихи о «жизни тленной, тленной и прекрасной» в веселом ключе. Здесь необходим элегический дух. Героиня понимает, что живое существо природы тленно (слово «тленно» повторяется два раза). «Все мы в этом мире тленны», - писал в свое время Сергей Есенин. Жизнь – прекрасна в своем «тлении». Именно осознание ограниченности времени, увядания делает жизнь (человека и природы) ценной и поэтому прекрасной. «Я возвращаюсь» можно понять по-разному. С одной стороны, это возвращение домой. С другой стороны, это возвращение в реальный мир из размышлений о «тленной и прекрасной жизни». Далее следуют образы кота и башенки. Кстати, кот в поэзии Ахматовой встречается совсем не редко. Кот «пушистый» «лижет ладонь» и «мурлыкает умильней». Тактильные ощущения представлены в двух аспектах: шершавый язык и пушистая шерсть. Кот мурлыкает – еще один орган чувств задействован. Лирическая героиня вслушивается в мурлыкание и замечает, что оно стало «умильней». Коту одиноко в пустом доме без хозяйки. Затем внимание героини рассеивается, обращается к огоньку на башенке лесопильни. Это «яркий огонь», а не огонек. Значит, у него вполне была возможность привлечь на себя внимание. Возможно, героиня уже не раз его видит. И каждый вечер ждет, когда он зажжется возле озера. Кот и огонь лесопильни – это постоянство в жизни героини. Они всегда рядом, как и природа. Это назначение людей – приходить и уходить даже тогда, когда конец жизни еще не наступает. В следующей строфе появляется символ. Он в стихотворении один. Аист – символ дома, домашнего очага, постоянства. Существует примета: если на вашем доме аисты свили гнездо, все у вас в доме будет благополучно. Тишина. Аист кричит, и нет и тени сомнения, что он слетел из гнезда на крышу дома героини и теперь зовет свою пару. Пара обязательно услышит. Только героиня настолько растворилась в тишине и окружающем мире, что не услышит того человека, которого бы она раньше обязательно услышала. Лирическая героиня полностью разделяет себя, свой мир и мир возможного гостя. Чужой мир ей теперь не нужен. Она нашла себя в другом: поэзии, природе, доме. Аист напомнил героине о бывшем близком человеке, о своей паре, но это теперь ненужная тревога.

lady-absurd.blogspot.com

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и все это отразила в поэтической форме. Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чем она мечтала и молилась.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты“ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.

Метафоры“утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своем имении в Слепневском. Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но все же надеялась, что возобновление прежней жизни, поскольку все еще испытывала к Гумилеву глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая ее уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях. Но все же она хотела бы стать действительно спокойной – и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.

Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.

Жанр

Это лирическое стихотворение с элементами пейзажной лирики, которое описывает чувства поэтессы, ее душевные метания и желание обрести спокойствие.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворенном, но все же достаточно зыбком душевном настрое.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие классические приемы, как:

  • Эпитеты “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 34.

obrazovaka.ru

Эссе по стихотворению А.Ахматовой "Я научилась просто мудро жить"

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты "серебряного века" в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только "литударников", но и государственных блюстителей партийной идеологии. И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

«Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова! Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики. Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни. Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты. В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она - обычная смертная женщина. В стихотворении говорится о тленности жизни: " жизни тленной, тленной и прекрасной". Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом. Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

Таким образом, анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

infourok.ru

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» (А. А. Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она творила более 50 лет, ее стихотворения учат и знают уже 4 поколения. Ее творчество нельзя делить на период профессиональной поэзии и период пробы пера. Даже ранняя лирика поэтессы великолепна. Она начала писать ещё в детстве, а в 1911 году была впервые опубликована ее работа. Каждое последующее произведение Анны Андреевны раскрывало ее все больше и больше, она показывала новые грани своего мастерства, обращалась к новым темам и мотивам.

История создания

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» написано в 1912 году. В это время Ахматова не жила в городе, ее вдохновляла природа близ уютного домика в имении супруга, в Слепневском. Природа и помогла тогда ещё юной поэтессе впервые обратиться к философским темам, размышлениям о сути и смысле жизни и этого мира.

Также стоит отметить, что изначально стихотворение не было понято широкой публикой. Общество 1910-ых годов ещё не чувствовало предстоящие проблемы России, а вот Ахматова стала задумываться над ними. Произведение получилось несколько мрачным и меланхоличным. Это не понравилось просвещенному читателю, поэтому в свет стихотворение вышло далеко не сразу.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» — пример ранней философской лирики Анны Ахматовой. Она обращается к вечным вопросам о тленности и скоротечности жизни, печальной и радостной одновременно.

Уже в ранний период своего творчества поэтесса отдала предпочтение правилам акмеизма. Анна Ахматова считала главным смысл, а не форму, она не хотела перегружать стихотворения ни по объёму, ни по лексическому содержанию — не использовала сложных метафор, не увлекалась не всегда понятными сравнениями. Ее лирика была рассчитана на всех, как на просвещённого, так и для малограмотного читателя. Лирика для всего русского народа.

Стихотворение написано ямбом с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Использование данного размера мотивированно, поэтесса использует ямб, как самый динамичный размер из всех силлабо-тонических, за счет него создаётся ощущение легкого и неформального разговора с читателем.

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной. Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое.

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками. Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.

  • Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни. Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день. В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.
  • Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.
  • Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение невелико по объёму, поэтому его нельзя назвать кладовой изобразительно-выразительных средств.

Лирическое произведение содержит в себе немногочисленные, но очень красивые эпитеты — «ненужная тревога» — так подчёркивается отношении героини и даже поэтессы к этому чувству; «тленная и прекрасная жизнь» — главный эпитет стихотворения, содержащий в себе не только высокую образность, но и главную идею произведения.

Автор: Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.