Стихи в прозе тургенева


Стихотворения в прозе (Тургенев) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Стихотворения в прозе в алфавитном порядке

  • Necessitas, Vis, Libertas (Май, 1878 г.)
  • Nessun maggior dolore (Июнь, 1882 г.)
  • Без гнезда (Январь, 1878 г.)
  • Близнецы (Февраль, 1878 г.)
  • Брамин (Июнь, 1881 г.)
  • Воробей (Апрель, 1878 г.)
  • Восточная легенда (Апрель, 1878 г.)
  • Враг и друг (Декабрь, 1878 г.)
  • Встреча (Февраль, 1878 г.)
  • Гад (Май, 1878 г.)
  • Голуби (Май, 1879 г.)
  • Два богача (Июль, 1878 г.)
  • Два брата (Август, 1878 г.)
  • Два четверостишья (Апрель, 1878 г.)
  • Деревня (Февраль, 1878 г.)
  • Довольный человек (Февраль, 1878 г.)
  • Дрозд (8 июля 1877 г.)
  • Дрозд (Август, 1877 г.)
  • Дурак (Апрель, 1878 г.)
  • Житейское правило (1) (Апрель, 1878 г.)
  • Житейское правило (2) (Февраль, 1878 г.)
  • Завтра, завтра (Май, 1879 г.)
  • Истина и Правда (Июнь, 1882 г.)
  • К*** (Июль, 1878 г.)
  • «Как хороши, как свежи были розы…» (Сентябрь, 1879 г.)
  • Камень (Май, 1879 г.)
  • Когда меня не будет (Декабрь, 1878 г.)
  • Когда я один (Ноябрь, 1879 г.)
  • Конец света (Март, 1878 г.)
  • Корреспондент (Июль, 1878 г.)
  • Кубок (Январь, 1878 г.)
  • Куропатки (Июнь, 1882 г.)
  • Лазурное царство (Июнь, 1878 г.)
  • Любовь (Июнь, 1881 г.)
  • Маша (Апрель, 1878 г.)
  • Милостыня (Май, 1878 г.)
  • Мне жаль (Февраль, 1878 г.)
  • Мои деревья (Ноябрь, 1882 г.)
  • Молитва (Июнь, 1881 г.)
  • Монах (Ноябрь, 1879 г.)
  • Морское плавание (Ноябрь, 1879 г.)
  • Мы ещё повоюем! (Ноябрь, 1879 г.)
  • Н. Н. (Ноябрь, 1879 г.)
  • Насекомое (Май, 1878 г.)
  • Нимфы (Декабрь, 1878 г.)
  • Нищий (Февраль, 1878 г.)
  • «О моя молодость! О моя свежесть!» (Июнь, 1878 г.)
  • Памяти Ю. П. Вревской (Сентябрь, 1878 г.)
  • Песочные часы (Декабрь, 1878 г.)
  • Пир у Верховного Существа (Декабрь, 1878 г.)
  • Писатель и критик (Июнь, 1878 г.)
  • «Повесить его!» (Август, 1879 г.)
  • Попался под колесо (Июнь, 1882 г.)
  • Порог (Май, 1878 г.)
  • Посещение (Май, 1878 г.)
  • Последнее свидание (Апрель, 1878 г.)
  • Природа (Август, 1879 г.)
  • Проклятие (Февраль, 1878 г.)
  • Простота (Июнь, 1881 г.)
  • Путь к любви (Июнь, 1881 г.)
  • Разговор (Февраль, 1878 г.)
  • Роза (Апрель, 1878 г.)
  • Русский язык (Июнь, 1882 г.)
  • С кем спорить… (Июнь, 1878 г.)
  • Собака (Февраль, 1878 г.)
  • Соперник (Февраль, 1878 г.)
  • Старик (Июль, 1878 г.)
  • Старуха (Февраль, 1878 г.)
  • Стой! (Ноябрь, 1879 г.)
  • Сфинкс (Декабрь, 1878 г.)
  • Ты заплакал (Июнь, 1881 г.)
  • У-а… (Ноябрь, 1882 г.)
  • «Услышишь суд глупца…» (Февраль, 1878 г.)
  • Фраза (Июнь, 1881 г.)
  • Христос (Декабрь, 1878 г.)
  • Черепа (Апрель, 1878 г.)
  • Чернорабочий и белоручка (Апрель, 1878 г.)
  • Что я буду думать? (Август, 1879 г.)
  • Чья вина? (Январь, 1878 г.)
  • Щи (Май, 1878 г.)
  • Эгоист (Декабрь, 1878 г.)
  • Я встал ночью (Июнь, 1879 г.)
  • Я шёл среди высоких гор (Ноябрь, 1878 г.)

Стихотворения в прозе в хронологическом порядке

1877

1878

  • Без гнезда (Январь, 1878 г.)
  • Кубок (Январь, 1878 г.)
  • Чья вина? (Январь, 1878 г.)
  • Близнецы (Февраль, 1878 г.)
  • Встреча (Февраль, 1878 г.)
  • Деревня (Февраль, 1878 г.)
  • Довольный человек (Февраль, 1878 г.)
  • Житейское правило (2) (Февраль, 1878 г.)
  • Мне жаль (Февраль, 1878 г.)
  • Нищий (Февраль, 1878 г.)
  • Проклятие (Февраль, 1878 г.)
  • Разговор (Февраль, 1878 г.)
  • Собака (Февраль, 1878 г.)
  • Соперник (Февраль, 1878 г.)
  • Старуха (Февраль, 1878 г.)
  • «Услышишь суд глупца…» (Февраль, 1878 г.)
  • Конец света (Март, 1878 г.)
  • Воробей (Апрель, 1878 г.)
  • Восточная легенда (Апрель, 1878 г.)
  • Два четверостишья (Апрель, 1878 г.)
  • Дурак (Апрель, 1878 г.)
  • Житейское правило (1) (Апрель, 1878 г.)
  • Маша (Апрель, 1878 г.)
  • Последнее свидание (Апрель, 1878 г.)
  • Роза (Апрель, 1878 г.)
  • Черепа (Апрель, 1878 г.)
  • Чернорабочий и белоручка (Апрель, 1878 г.)
  • Necessitas, Vis, Libertas (Май, 1878 г.)
  • Гад (Май, 1878 г.)
  • Милостыня (Май, 1878 г.)
  • Насекомое (Май, 1878 г.)
  • Порог (Май, 1878 г.)
  • Посещение (Май, 1878 г.)
  • Щи (Май, 1878 г.)
  • Лазурное царство (Июнь, 1878 г.)
  • «О моя молодость! О моя свежесть!» (Июнь, 1878 г.)
  • Писатель и критик (Июнь, 1878 г.)
  • С кем спорить… (Июнь, 1878 г.)
  • Два богача (Июль, 1878 г.)
  • К*** (Июль, 1878 г.)
  • Корреспондент (Июль, 1878 г.)
  • Старик (Июль, 1878 г.)
  • Два брата (Август, 1878 г.)
  • Памяти Ю. П. Вревской (Сентябрь, 1878 г.)
  • Я шёл среди высоких гор (Ноябрь, 1878 г.)
  • Враг и друг (Декабрь, 1878 г.)
  • Когда меня не будет (Декабрь, 1878 г.)
  • Нимфы (Декабрь, 1878 г.)
  • Песочные часы (Декабрь, 1878 г.)
  • Пир у Верховного Существа (Декабрь, 1878 г.)
  • Сфинкс (Декабрь, 1878 г.)
  • Христос (Декабрь, 1878 г.)
  • Эгоист (Декабрь, 1878 г.)

1879

  • Голуби (Май, 1879 г.)
  • Завтра, завтра (Май, 1879 г.)
  • Камень (Май, 1879 г.)
  • Я встал ночью (Июнь, 1879 г.)
  • «Повесить его!» (Август, 1879 г.)
  • Природа (Август, 1879 г.)
  • Что я буду думать? (Август, 1879 г.)
  • «Как хороши, как свежи были розы…» (Сентябрь, 1879 г.)
  • Когда я один (Ноябрь, 1879 г.)
  • Монах (Ноябрь, 1879 г.)
  • Морское плавание (Ноябрь, 1879 г.)
  • Мы ещё повоюем! (Ноябрь, 1879 г.)
  • Н. Н. (Ноябрь, 1879 г.)
  • Стой! (Ноябрь, 1879 г.)

1880

1881

1882

Стихотворения в прозе в том порядке, в котором они представлены в Полном собрании сочинений и писем Тургенева

I[5]

  • Деревня (Февраль, 1878 г.)
  • Разговор (Февраль, 1878 г.)
  • Старуха (Февраль, 1878 г.)
  • Собака (Февраль, 1878 г.)
  • Соперник (Февраль, 1878 г.)
  • Нищий (Февраль, 1878 г.)
  • «Услышишь суд глупца…» (Февраль, 1878 г.)
  • Довольный человек (Февраль, 1878 г.)
  • Житейское правило (2) (Февраль, 1878 г.)
  • Конец света (Март, 1878 г.)
  • Маша (Апрель, 1878 г.)
  • Дурак (Апрель, 1878 г.)
  • Восточная легенда (Апрель, 1878 г.)
  • Два четверостишья (Апрель, 1878 г.)
  • Воробей (Апрель, 1878 г.)
  • Черепа (Апрель, 1878 г.)
  • Чернорабочий и белоручка (Апрель, 1878 г.)
  • Роза (Апрель, 1878 г.)
  • Памяти Ю. П. Вревской (Сентябрь, 1878 г.)
  • Последнее свидание (Апрель, 1878 г.)
  • Порог (Май, 1878 г.)
  • Посещение (Май, 1878 г.)
  • Necessitas, Vis, Libertas (Май, 1878 г.)
  • Милостыня (Май, 1878 г.)
  • Насекомое (Май, 1878 г.)
  • Щи (Май, 1878 г.)
  • Лазурное царство (Июнь, 1878 г.)
  • Два богача (Июль, 1878 г.)
  • Старик (Июль, 1878 г.)
  • Корреспондент (Июль, 1878 г.)
  • Два брата (Август, 1878 г.)
  • Эгоист (Декабрь, 1878 г.)
  • Пир у Верховного Существа (Декабрь, 1878 г.)
  • Сфинкс (Декабрь, 1878 г.)'
  • Нимфы (Декабрь, 1878 г.)
  • Враг и друг (Декабрь, 1878 г.)
  • Христос (Декабрь, 1878 г.)
  • Камень (Май, 1879 г.)
  • Голуби (Май, 1879 г.)
  • Завтра, завтра (Май, 1879 г.)
  • Природа (Август, 1879 г.)
  • «Повесить его!» (Август, 1879 г.)
  • Что я буду думать? (Август, 1879 г.)
  • «Как хороши, как свежи были розы…» (Сентябрь, 1879 г.)
  • Морское плавание (Ноябрь, 1879 г.)
  • Н. Н. (Ноябрь, 1879 г.)
  • Стой! (Ноябрь, 1879 г.)
  • Монах (Ноябрь, 1879 г.)
  • Мы ещё повоюем! (Ноябрь, 1879 г.)
  • Молитва (Июнь, 1881 г.)
  • Русский язык (Июнь, 1882 г.)

II[6]

  • Встреча (Февраль, 1878 г.)
  • Мне жаль (Февраль, 1878 г.)
  • Проклятие (Февраль, 1878 г.)
  • Близнецы (Февраль, 1878 г.)
  • Дрозд (8 июля 1877 г.)
  • Дрозд (Август, 1877 г.)
  • Без гнезда (Январь, 1878 г.)
  • Кубок (Январь, 1878 г.)
  • Чья вина? (Январь, 1878 г.)
  • Житейское правило (1) (Апрель, 1878 г.)
  • Гад (Май, 1878 г.)
  • Писатель и критик (Июнь, 1878 г.)
  • С кем спорить… (Июнь, 1878 г.)
  • «О моя молодость! О моя свежесть!» (Июнь, 1878 г.)
  • К*** (Июль, 1878 г.)
  • Я шёл среди высоких гор (Ноябрь, 1878 г.)
  • Когда меня не будет (Декабрь, 1878 г.)
  • Песочные часы (Декабрь, 1878 г.)
  • Я встал ночью (Июнь, 1879 г.)
  • Когда я один (Ноябрь, 1879 г.)
  • Путь к любви (Июнь, 1881 г.)
  • Фраза (Июнь, 1881 г.)
  • Простота (Июнь, 1881 г.)
  • Брамин (Июнь, 1881 г.)
  • Ты заплакал (Июнь, 1881 г.)
  • Любовь (Июнь, 1881 г.)
  • Истина и Правда (Июнь, 1882 г.)
  • Куропатки (Июнь, 1882 г.)
  • Nessun maggior dolore (Июнь, 1882 г.)
  • Попался под колесо (Июнь, 1882 г.)
  • У-а… (Ноябрь, 1882 г.)
  • Мои деревья (Ноябрь, 1882 г.)

Примечания

  1. ↑ Первоначальное название цикла — Posthuma, затем — Senilia. Некоторое время циклу планировалось дать название «Зигзаги». Разрешение на заглавие «Стихотворения в прозе» Тургенев дал в своем письме к Стасюлевичу от 29 сентября (11 октября) 1882 г. В Полном собрании сочинений и писем: «Senilia. Стихотворения в прозе»
  2. ↑ // Вестник Европы. — 1882. — № 12.
  3. ↑ XXV лет. 1859—1884. Сборник, изданный комитетом общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. — СПб., 1884. — С. 272.
  4. André Mazon. Tourguénev I. Nouveaux poemes en prose // Revue des Deux Mondes. — 1929. — № vol. IV, 15 Novembre. — С. 289—311.
  5. ↑ Эти произведения были напечатаны в Вестнике Европы 1882-го года
  6. ↑ Эти произведения, за исключением «С кем спорить…», были напечатаны в 1929-м году в Revue des Deux Mondes
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

ru.wikisource.org

Иван Тургенев - Простота (Стихотворение в прозе): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Простота! простота! Тебя зовут святою… Но святость — не человеческое дело.

Смирение — вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забывай: в самом чувстве победы есть уже своя гордыня.

Анализ стихотворения в прозе «Простота» Тургенева

«Простоту» Ивана Сергеевича Тургенева можно смело считать философской лирикой. В трех строках он выразил свои взгляды на фундаментальные понятия жизни.

Стихотворение написано летом 1881 года. Впереди у И. Тургенева – тяжелая болезнь и смерть во Франции, которую он считал своей второй родиной. Рядом с умирающим писателем находилась любовь всей его жизни – и чужая жена – П. Виардо. Порой она лично записывала миниатюры, которые потом переправлялись в Россию. По жанру – это лирическое высказывание, тяготеющее к афоризму. Начинается оно с двукратного повтора: простота! Кажется, само слово завораживает лирического героя, взявшегося постичь смыслы этого понятия. Он словно разговаривает и спорит с ним, обращается на «ты». Эпитет «святая» он решительно отвергает. Ведь, по И. Тургеневу, святость – «не человеческое дело». Надо отметить, что писатель в личных разговорах аттестовал себя неверующим, а может быть – агностиком. Что творилось у него в сердце – неизвестно. Как же вообще понимается это слово? Во-первых, как простодушие, наивность. Если она без малейшего, даже безобидного, лукавства, то становится христианской добродетелью. Более того, считается, что даже человек неученый, некнижный в своей младенческой простоте способен подняться до высот духа. Следовательно, писатель, наблюдая за собой и другими людьми, пришел к неутешительному выводу. Здесь коренится ошибка в цепочке его рассуждений. Он переходит к смирению – и в нем находит примесь темноты, зла, «свою гордыню». Он предостерегает читателя: не забывай. По мысли писателя, выхода из этого положения нет. Чувство победы, торжества вновь сбрасывает вниз поднявшегося было до вершин человека. Однако «мир» в основе этого слова означает широкий круг взаимодействия: С Богом, собой и людьми. Наконец, гордыню излечивает любовь. Но лирический герой не замечает этого простого решения. Видимо, сам он не был столь прост. Градация «оно попирает, оно побеждает». Лексика церковная. Попытка автора указать путь своему читателю вылилась в предостережение. Каким путем прошел он сам? Неизвестно. Эта миниатюра – скорее полет мысли, чем собственно стихотворение. Возможно, оно не было завершено писателем.

Своего выхода в свет «Простота» И. Тургенева ждала почти полвека. Его нашли в архиве писателя французы. Именно в переводе она впервые стала доступна читающей публике. Спустя еще год в России весь цикл миниатюр был опубликован целиком.

rustih.ru

Иван Тургенев - У-а (Стихотворение в прозе): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

— Я проживал тогда в Швейцарии… Я был очень молод, очень самолюбив — и очень одинок. Мне жилось тяжело — и невесело. Еще ничего не изведав, я уже скучал, унывал и злился. Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, — и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль… о самоубийстве. «Докажу… отомщу…» — думалось мне… Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде… а мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд… Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.

Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, — туда, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мертвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рев водопадов!

Что я намерен был там делать… я не знал… Быть может, покончить с собою?!

Я отправился…

Шел я долго, сперва по дороге, потом по тропинке, всё выше поднимался… всё выше. Я уже давно миновал последние домики, последние деревья… Камни — одни камни кругом, — резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег, — со всех сторон черными клубами надвигаются ночные тени.

Я остановился наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и отчаяньем, и презреньем… Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня — но я воображал себя великим!..

Манфред — да и полно!

— Один! Я один! — повторял я, — один лицом к лицу со смертью! Уж не пора ли? Да… пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою!

И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой… человеческий звук… Я вздрогнул, прислушался… звук повторился… Да это… это крик младенца, грудного ребенка!.. В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, — крик младенца?!!

Изумление мое внезапно сменилось другим чувством, чувством задыхающейся радости… И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на этот крик, на этот слабый, жалкий — и спасительный крик!

Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал еще скорее — и через несколько мгновений увидел низкую хижинку. Сложенные из камней, с придавленными плоскими крышами, такие хижины служат по целым неделям убежищем для альпийских пастухов.

Я толкнул полураскрытую дверь — и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною…

Прикорнув на скамейке, молодая женщина кормила грудью ребенка… пастух, вероятно ее муж, сидел с нею рядом.

Они оба уставились на меня… но я ничего не мог промолвить… я только улыбался и кивал головою…

Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и мое величье, куда вы все делись?..

Младенец продолжал кричать — и я благословлял и его, и мать его, и ее мужа…

О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!

rustih.ru

Иван Тургенев - Щи (Стихотворение в прозе): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.

«Господи! — подумала барыня, — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!

А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела наконец.

— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.

Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

Анализ стихотворения в прозе «Щи» Тургенева

Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Щи» — один из хрестоматийных образцов всего цикла.

Стихотворение написано в мае 1878 года. Стареющий И. Тургенев, наконец, решился опубликовать свои этюды, как он их называл. Сперва он колебался: ставить ли под ними свое имя? Нужны ли такие миниатюры читателю, понятны ли? Издатель «Вестника Европы» убедил его обнародовать цикл. По жанру – стихотворение в прозе, драматичная новелла. Лирический герой – сам автор. В этом стихотворении он несколько скрыт за самой историей. Эта миниатюра имеет связь с «Записками охотника» по настроению, приемам и теме. Имена есть только у бабы-вдовы (Татьяна) и ее двадцатилетнего сына (Вася). Парень был «первый на селе работник». Барыня-помещица того села, где жила Татьяна, пошла к ней в день похорон выразить свое сочувствие. Вдова стояла посреди избы и ела щи из горшка. Писатель подчеркивает, что она не то, что за стол не села, а не присела вообще. Не еда занимала ее. Описаны руки женщины: левая висела плетью. Щи были «пустые», то есть, только овощи, без мяса. Баба «держалась, как в церкви»: этим сравнением автор дает понять, что даже горевать матери некогда, да и не с кем разделить свою боль. Только и был у нее свет в окошке – сын. Барыня дивится на грубость ее чувств (внутренний монолог). Инверсия: вспомнила барыня. Дальше автор с иронией рисует картину горя помещицы, потерявшую почти годовалую дочь. Он специально подчеркивает возраст. Герой насмешливо сообщает: отказалась нанять дачу. Лето в городе! В развитии событий звучит прямая речь гостьи. «Как у тебя не пропал аппетит?» «Вася помер»: просторечное слово усиливает растерянность и подавленность крестьянки. Эпитеты: наболевшие слезы, впалые щеки. Метафора: с живой сняли голову. А щи, оказывается, «посоленные». На излете 1870-х годов еще действовал акциз на соль, оттого ее стоимость составляла до рубля за пуд. Много это или мало? Смотря для кого. Барыне она «доставалась дешево», у крестьян же каждая копейка на счету. Следует отметить, что мать не только за себя переживает, ей без Васи ничего не надо. Не такого будущего она желала ему, не такой старости – себе. Она старается переносить горе с достоинством. Что ж, писатель наделил себя правом сравнивать и давать оценку. Однако упрекнуть барыню можно лишь в том, что она «пошла вон», ничем не обнадежив страдалицу.

Стихотворение в прозе – прощальный сборник размышлений и выводов И. Тургенева. Его публикация началась еще при жизни писатели, а завершилась много лет спустя после его смерти.

rustih.ru

Статья по литературе (7 класс) по теме: О "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева

О «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева.

К уроку литературы в 7 классе

В конце 1870-х годов И. С. Тургенев вместе с семьёй Полины Виардо живёт во Франции. Зиму он проводит в Париже. Лето – в курортном городе Буживаль. Каждую весну И. С. Тургенев обязательно приезжает в Россию. Его ждут встречи с молодёжью, речи, обеды. Создатель «Записок охотника» радостно приветствовал новое, но одновременно автор «Отцов и детей» предупреждал о том, что молодёжи есть чему поучиться у стариков. Писатель чувствовал, что настало время подведения жизненных итогов.

И. С. Тургенев задумался о создании нового, более сложного жанра, такого, которого до сих пор не было в литературе. С 1877 года Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойдённым образцом этого своеобразного жанра. Выбор формы был подсказан писателю желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать «особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки увиденного, воспоминания о прошедшем, мимолётные впечатления, размышления о будущем»1.

В этих эскизах на самые разнообразные темы – философские, социальные, психологические – говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.

И. С. Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений. Говорил, что пишет их не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям.

Однажды, незадолго до смерти, Тургенев показал их, навестившему его в Буживале М. М. Стасюлевичу, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и 51 стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьском журнале за 1882 год. Вообще стихотворений было написано значительно больше, но в остальных слишком явно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он не стал их публиковать. Эти стихотворения были опубликованы значительно позже, в 1930-1931 годах. Павел Васильевич Анненков писал Стасюлевичу: «Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слёз и благородной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе» …»2

Вопрос о заглавии решился не сразу. Стасюлевич предлагал назвать эти произведения «Зигзагами». Эти художественные создания «коротки, как молнии, и, как молния, внезапно освещают перед вами громадные перспективы»3, но Тургенев уже придумал два жанровых определения, которые взаимно дополняли друг друга. Писатель назвал свой цикл по латыни «Старческое – Senilia». Это говорило читателю, что перед ним рассказ о пережитом, перечувствованном, своеобразный итог жизни. Другое название – «Стихотворения в прозе» раскрывало оригинальную форму: сочетание лирического и прозаического, дотоле невиданное.

Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой. Казалось бы, такие разные стихотворения как: «Старуха», «Старик», «Собака», «Сон» связаны между собой мотивом о неотвратимости смерти. Эти стихотворения проникнуты грустным, порой даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадёжно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути. Не все стихотворения проникнуты пессимистическими настроениями. Мрачным тёмным стихотворениям Тургенев противопоставляет светлые, радужные. Обычно они о любви, красоте, её силе. Любовь занимала большое место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это отнюдь не интимнейшее чувство. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь – жертва, он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. В стихотворении «Воробей» Тургенев говорит об этом. Автор восхищается самоотверженным порывом маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет «огромное чудовище», собаку, отступить. Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому, философскому осмыслению увиденного: «Только ею, только любовью, держится и движется жизнь».

В стихотворении «Русский язык» с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Стихотворение написано в дни русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. В нём отражена боль «при виде всего, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытаниями, которые выпали на его долю. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».4

Особое место занимает стихотворение «Порог», опубликованное только после смерти Тургенева. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создаёт благородный образ русской девушки-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. Она знает, что её ждёт «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Её не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что её подвиг останется безымённым, но и это не может остановить её. И она переступает через этот символический порог. Это стихотворение заставляет каждого читателя задуматься над своей жизнью и, если нужно, переосмыслить её.

В стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Выразительна портретная характеристика: «воспалённые, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны». Глаголы «стонал, мычал, вздрагивал» дополняют тягостную картину. Рассказчик говорит о том, что, не найдя ничего в карманах, просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – не только тот, кто не имеет материальных благ, нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

Стихотворение «Разговор» можно отнести к философским творениям писателя, главная идея произведения – вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящее, как диалог двух неприступных гор – великанов – Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута – это тысяча человеческих лет. И что же происходит? Между горами ведётся разговор о том, что творится под ними. Так Тургенев эволюцию человечества. Сначала его не было. Но прошла минута – тысячелетие и среди чернеющих лесов камней и морей появились люди. Через некоторое время мы видим, что «сузились воды», «поредели леса», да и «козявок» – людей стало меньше; «опрятно стало везде, бело совсем». А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось. Только горы стоят, как и тысячи лет назад. В такой метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения: человечество может исчезнуть в любой момент. Его существование, как и жизнь любого человека, совсем не вечно и рано или поздно закончится.

В произведении «Собака» рассматривается вопрос жизни и смерти, мимолётности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь автор сравнивает с «трепетным огоньком», который потухнет при первом же «налёте» бури. Человек, обладающий самосознанием, понимает трагическую участь всего живого на земле, а собака «немая, она без слов, она сама себя не понимает», но «одна жизнь жмётся пугливо к другой». В этом стихотворении прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки.

В стихотворении «Щи» Тургенев показывает нравственное превосходство людей из народа над представителями господствующих классов. Произведение строится на контрасте между барыней и вдовой-крестьянкой, потерявшей единственного сына. Барыня испытала подобное горе: несколько лет назад она лишилась девятимесячной дочери. Это материнское горе объединяет обеих женщин, но разделяет их отношение к своим страданиям. Барыня видит «тонкость своей натуры» в том, что после смерти дочери не поехала летом на дачу, а осталась жить в городе. Крестьянка же, на взгляд барыни, проявляет бесчувственность тем, что сразу после похорон хлебает щи. Контраст между персонажами подчёркнут авторской иронией по отношению к барыне и пониманием истинного смысла действий крестьянки. Тургенев отнюдь не считает её бесчувственной. «Вася мой помер… - плача говорит она. – Значит, и мой пришёл конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные». И последняя авторская реплика показывает, кому симпатизирует автор: «Ей-то соль доставалась дёшево», – замечает он о барыне. В этом произведении проявляется мастерство Тургенева – прозаика и лирика. С помощью нескольких строчек писатель создаёт трагическую картину крестьянской жизни на Руси.

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разорённый домишко». Умиляясь поступкам богача, автор, тем не менее, замечает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее. В произведении писатель сравнивает два вида богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.

В произведении «Близнецы» автор наблюдает ситуацию, когда родные люди, похожие как две капли воды, и вдруг… необыкновенная ненависть по отношении друг к другу. Как такое возможно? Их лица «сверкали и грозились», слышались бранные слова, «произнесённые одинаковым голосом». Если не находят общий язык братья, то что же может произойти на свете? Тургенев признаётся, что, глядя на них, становится жутко и страшно.

В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство миниатюр отличается лиричностью, музыкальностью, выразительностью пейзажных зарисовок. До сих пор эти произведения остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мысли и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это есть в «Стихотворениях в прозе».

Литература:

1 Н. Богословский «Тургенев» М., 1959 г, стр. 397

2, 3 М. Стасюлевич и его современники в их переписке, в 5 томах 3т., переизд. СПб, 1963 г

4 И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

Г. Винникова «Тургенев и Россия» М., 1959 г

П. Г. Пустовойт «Творческий путь Тургенева»

«Тургенев в школе» М., 2002 г

Л. А. Озеров «Тургенев И. С. «Стихотворения в прозе»» М., 1967 г

В. Афанасьев, П. Боголепетов «Тропа к Тургеневу»

nsportal.ru

Иван Тургенев - Роза (Стихотворение в прозе): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Последние дни августа… Осень уже наступала.

Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной.

Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.

Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад сквозь полураскрытую дверь.

Я знал, что́ свершалось тогда в ее душе; я знал, что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить.

Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.

Пробил час… пробил другой; она не возвращалась.

Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в том не сомневался — пошла и она.

Всё потемнело вокруг; ночь уже надвинулась. Но на сыром песку дорожки, ярко алея даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет.

Я наклонился… То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа тому назад я видел эту самую розу на ее груди.

Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом.

Вот и она вернулась наконец — и, легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.

Ее лицо и побледнело и ожило; быстро, с веселым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.

Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня — и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.

— О чем вы плачете? — спросил я.

— Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.

Тут я вздумал выказать глубокомыслие.

— Ваши слезы смоют эту грязь, — промолвил я с значительным выраженьем.

— Слезы не моют, слезы жгут, — отвечала она и, обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.

— Огонь сожжет еще лучше слез, — воскликнула она не без удали, — и прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо.

Я понял, что и она была сожжена.

rustih.ru

Лучшие стихи Тургенева в прозе, стихах для детей, которые легко учатся

Читать и скачать бесплатно лучшие, легкие, короткие стихи Ивана Тургенева в прозе и стихах: о любви, о природе, о России, Русский язык, Роза, Воробей, Собака, Два богача.

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Читать, скачать бесплатно легкие стихи Тургенева - Весенний вечер

Стих - Русский язык в прозе, Тургенев

Читать короткие, легкие стихи Тургенева - В дороге

Читать лучшие стихи Тургенева - Синица

Стих Тургенева - Роза, в прозе

Лучшие стихи Тургенева в прозе - Воробей

Тургенев легкие стихи - Разлука, которые легко учатся

Романсы на стихи Тургенева - На заре

Красивые, короткие стихи детям - Разгадка, легко учащиеся стихи

Стихи Тургенева о любви - Дай мне руку

Стих к роману "Отцы и дети" Тургенев

Стихи Тургенева в прозе - Собака

Стихи Тургенева в прозе - Два богача

Короткие, красивые стихи Тургенева о природе - Осенний вечер, которые легко учатся

Читать, скачать бесплатно лучшие стихи Тургенева о России

sad9.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.