Стихи тютчева философские


Философские стихи Тютчева: читать Философские стихотворения Тютчева

Философские стихи Тютчева: читать Философские стихотворения Тютчева Skip to content
Список стихотворений:
  • Яркий снег сиял в долине…
    Яркий снег сиял в долине —
    Снег растаял и ушел;
  • Что ты клонишь над водами…
    Что ты клонишь над водами,
    Ива, макушку свою!
  • Фонтан
    Смотри, как облаком живым
    Фонтан сияющий клубится;
  • Увы, что нашего незнанья…
    Увы, что нашего незнанья
    И беспомо?щней и грустней?
  • Ты волна моя морская…
    Mobile comme l’onde[1]
    Ты, волна моя морская,
  • Тени сизые смесились…
    Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул —
  • Тихо в озере струится…
    Тихо в озере струится
    Отблеск кровель золотых,
  • Я не ценю красот природы…
    Я не ценю красот природы,
    Когда душа потрясена,
  • Успокоение (Когда, что звали…)
    Когда, что звали мы своим,
    Навек от нас ушло —
  • Сижу задумчив и один…
    Сижу задумчив и один,
    На потухающий камин
  • Снежные горы
    Уже полдневная пора
    Палит отвесными лучами, —
  • Чертог твой, спаситель, я вижу украшен…
    Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
    Но одежд не имею, да вниду в него.
  • Хоть я и свил гнездо в долине…
    Хоть я и свил гнездо в долине,
    Но чувствую порой и я,
  • Чему молилась ты с любовью…
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню, берегла,
  • Уж третий год беснуются языки…
    Уж третий год беснуются языки,
    Вот и весна — и с каждою весной,
  • Сон на море
    И море и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн —
  • Чему бы жизнь нас не учила…
    Чему бы жизнь нас ни учила,
    Но сердце верит в чудеса:
  • Святая ночь на небеса взошла…
    Святая ночь на небосклон взошла,
    И день отрадный, день любезный
  • Так в жизни есть мгновения…
    Так, в жизни есть мгновения —
    Их трудно передать,
  • С чужой стороны ( Из Гейне )
    На севере мрачном, на дикой скале
    Кедр одинокий под снегом белеет,
  • Смотри, как на речном просторе…
    Смотри, как на речном просторе,
    По склону вновь оживших вод,
  • Слезы
    O lacrimarum fons…
    Gray[1]
  • Не то, что мните вы, природа…
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик…
  • Над виноградными холмами…
    Над виноградными холмами
    Плывут златые облака.
  • Обвеян вещею дремотой…
    Обвеян вещею дремотой,
    Полураздетый лес грустит…
  • Опять стою я над Невой…
    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
  • О чем ты воешь, ветр ночной?..
    О чем ты воешь, ветр ночной?
    О чем так сетуешь безумно?..
  • Silentium![1]
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои —
  • Vous, dont on voit briller, dans les nuits azurees
    Vous, dont on voit briller, dans les nuits azurees,
    L’eclat immacule, le divin element,
  • Пошли, Господь, свою отраду…
    Пошли, Господь, свою отраду
    Тому, кто в летний жар и зной,
  • Песнь радости ( Из Шиллера )
    Радость, первенец творенья,
    Дщерь великого Отца,
  • Не рассуждай, не хлопочи…
    Не рассуждай, не хлопочи —
    Безумство ищет — глупость судит;
  • Певучесть есть в морских волнах…
    Est in arundineis modulatio musica ripis[1]
    Певучесть есть в морских волнах,
  • Наш век
    Не плоть, а дух растлился в наши дни,
    И человек отчаянно тоскует…
  • Как ни дышит полдень знойный…
    Как ни дышит полдень знойный
    В растворенное окно, —
  • Как птичка, раннею зарей…
    Как птичка, раннею зарей
    Мир, пробудившись, встрепенулся…
  • Как дымный столп светлеет в вышине!..
    Как дымный столп светлеет в вышине!
    Как тень внизу скользит неуловима!..
  • В душном воздуха молчанье…
    В душном воздуха молчанье,
    Как предчувствие грозы,
  • Альпы
    Сквозь лазурный сумрак ночи
    Альпы снежные глядят —
  • Mal’aria[1]
    Люблю сей Божий гнев! Люблю сие, незримо
    Во всем разлитое, таинственное Зло —
  • Encyclica
    Был день — когда господней правды молот
    Громил, дробил ветхозаветный храм,
  • Un reve
    «Quel don lui faire au declin de l’annee?
    Le vent d’hiver a brule le gazon,
  • Probleme (Проблема)
    С горы скатившись, камень лег в долине —
    Как он упал? никто не знает ныне —
  • Вопросы ( Из Гейне )
    Над морем, диким полуночным морем
    Муж-юноша стоит —
  • Декабрьское утро
    На небе месяц — и ночная
    Еще не тронулася тень,
  • День и ночь
    На мир таинственный духов,
    Над этой бездной безымянной,
  • И гроб опущен уж в могилу…
    И гроб опущен уж в могилу,
    И все столпилося вокруг…
  • Вечер мглистый и ненастный…
    Вечер мглистый и ненастный…
    Чу, не жаворонка ль глас?..
  • Июнь 1868 г.
    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
  • Какое дикое ущелье!..
    Какое дикое ущелье!
    Ко мне навстречу ключ бежит —
  • Как сладко дремлет сад темнозеленый…
    Как сладко дремлет сад темнозеленый,
    Объятый негой ночи голубой,
  • Глядел я , стоя над Невой…
    Глядел я, стоя над Невой,
    Как Исаака-великана
  • Безумие
    Там, где с Землею обгорелой
    Слился, как дым, небесный свод, —
  • Бессонница (Ночной момент)
    Ночной порой в пустыне городской
    Есть час один, проникнутый тоской,
  • Бессонница («Часов однообразный бой…»)
    Часов однообразный бой,
    Томительная ночи повесть!
  • Поэзия
    Среди громов, среди огней,
    Среди клокочущих страстей,
  • Еще шумел веселый день…
    Еще шумел веселый день,
    Толпами улица блистала,
  • Два единства
    Из переполненной Господним гневом чаши
    Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
  • Волна и дума
    Дума за думой, волна за волной —
    Два проявленья стихии одной:
  • Как неожиданно и ярко…
    Как неожиданно и ярко,
    На влажной неба синеве,
  • Из «Фауста» Гёте (Звучит, как древле, пред тобою…)
    I
    Звучит, как древле, пред тобою
  • Две силы есть — две роковые силы…
    Две силы есть — две роковые силы,
    Всю жизнь свою у них мы под рукой,
  • Душа хотела б быть звездой…
    Душа хотела б быть звездой;
    Но не тогда, как с неба полуночи
  • Как ни тяжел последний час
    Как ни тяжел последний час —
    Та непонятная для нас
  • Лебедь
    Пускай орел за облаками
    Встречает молнии полет
  • Кончен пир, умолкли хоры…
    Кончен пир, умолкли хоры,
    Опорожнены амфоры,
  • Из края в край, из града в град…
    Из края в край, из града в град
    Судьба, как вихрь, людей метет,
  • К Н.
    Твой милый взор, невинной страсти полной —
    Златой рассвет небесных чувств твоих
  • Душа моя, Элизиум теней…
    Душа моя, Элизиум теней,
    Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
  • Мотив Гейне (Если смерть есть ночь, если жизнь есть день …)
    Если смерть есть ночь, если жизнь есть день —
    Ах, умаял он, пестрый день, меня!..
  • На возвратном пути
    I
    Грустный вид и грустный час —
  • Когда дряхлеющие силы…
    Когда дряхлеющие силы
    Нам начинают изменять
  • На Неве
    И опять звезда играет
    В легкой зыби невских волн,
  • Свершается заслуженная кара…
    Свершается заслуженная кара
    За тяжкий грех, тысячелетний грех…
  • Современное
    Флаги веют на Босфоре,
    Пушки празднично гремят,
  • Славянам («Они кричат, они грозятся…»)
    Man mu? die Slaven an die Mauer drucken[1]
    Они кричат, они грозятся:
  • С поляны коршун поднялся…
    С поляны коршун поднялся,
    Высоко к небу он взвился;
  • Проблеск
    Слыхал ли в сумраке глубоком
    Воздушной арфы легкий звон,
  • Урания
    Открылось! — Не мечта ль? Свет новый! Нова сила
    Мой дух восторженный, как пламень, облекла!
  • По случаю приезда австрийского эрцгерцога на похороны императора Николая
    Нет, мера есть долготерпенью,
    Бесстыдству также мера есть!..

stihotvorenie.su

читать Короткие философские стихотворения Тютчева

Короткие философские стихи Тютчева: читать Короткие философские стихотворения Тютчева Skip to content
Список стихотворений:
  • Яркий снег сиял в долине…
    Яркий снег сиял в долине —
    Снег растаял и ушел;
  • Что ты клонишь над водами…
    Что ты клонишь над водами,
    Ива, макушку свою!
  • Увы, что нашего незнанья…
    Увы, что нашего незнанья
    И беспомо?щней и грустней?
  • Чертог твой, спаситель, я вижу украшен…
    Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
    Но одежд не имею, да вниду в него.
  • Чему молилась ты с любовью…
    Чему молилась ты с любовью,
    Что, как святыню, берегла,
  • Уж третий год беснуются языки…
    Уж третий год беснуются языки,
    Вот и весна — и с каждою весной,
  • Обвеян вещею дремотой…
    Обвеян вещею дремотой,
    Полураздетый лес грустит…
  • Опять стою я над Невой…
    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
  • Vous, dont on voit briller, dans les nuits azurees
    Vous, dont on voit briller, dans les nuits azurees,
    L’eclat immacule, le divin element,
  • Не рассуждай, не хлопочи…
    Не рассуждай, не хлопочи —
    Безумство ищет — глупость судит;
  • Певучесть есть в морских волнах…
    Est in arundineis modulatio musica ripis[1]
    Певучесть есть в морских волнах,
  • Que l’homme est peu reel, qu’aisement il s’efface!..
    Que l’homme est peu reel, qu’aisement il s’efface! —
    Present, si peu de chose, et rien quand il est loin.
  • Наш век
    Не плоть, а дух растлился в наши дни,
    И человек отчаянно тоскует…
  • Как дымный столп светлеет в вышине!..
    Как дымный столп светлеет в вышине!
    Как тень внизу скользит неуловима!..
  • Probleme (Проблема)
    С горы скатившись, камень лег в долине —
    Как он упал? никто не знает ныне —
  • Декабрьское утро
    На небе месяц — и ночная
    Еще не тронулася тень,
  • Вечер мглистый и ненастный…
    Вечер мглистый и ненастный…
    Чу, не жаворонка ль глас?..
  • Июнь 1868 г.
    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
  • Вечер
    Как тихо веет над долиной
    Далекий колокольный звон —
  • Какое дикое ущелье!..
    Какое дикое ущелье!
    Ко мне навстречу ключ бежит —
  • Поэзия
    Среди громов, среди огней,
    Среди клокочущих страстей,
  • Два единства
    Из переполненной Господним гневом чаши
    Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
  • Волна и дума
    Дума за думой, волна за волной —
    Два проявленья стихии одной:
  • Душа хотела б быть звездой…
    Душа хотела б быть звездой;
    Но не тогда, как с неба полуночи
  • Как ни тяжел последний час
    Как ни тяжел последний час —
    Та непонятная для нас
  • Душа моя, Элизиум теней…
    Душа моя, Элизиум теней,
    Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
  • Мотив Гейне (Если смерть есть ночь, если жизнь есть день …)
    Если смерть есть ночь, если жизнь есть день —
    Ах, умаял он, пестрый день, меня!..
  • Свершается заслуженная кара…
    Свершается заслуженная кара
    За тяжкий грех, тысячелетний грех…
  • С поляны коршун поднялся…
    С поляны коршун поднялся,
    Высоко к небу он взвился;
  • По случаю приезда австрийского эрцгерцога на похороны императора Николая
    Нет, мера есть долготерпенью,
    Бесстыдству также мера есть!..

stihotvorenie.su

Подборка: философские стихотворения Тютчева | Литерагуру

Все привыкли, что основные темы лирики – это природа, любовь и Родина. Однако если обратиться к поэзии Тютчева, мы найдем множество  философских стихотворений. Его творения проникнуты напряженной мыслью и острым чувством трагизма, поэтому он и прославился как поэт-философ. Мы подобрали семь стихотворений, которые наиболее ярко раскрывают замысел поэта в его глубоких произведениях:

  1. «Silentium!» (Молчание). Разумеется, стихотворение с названием на латинском языке будет первым в нашей подборке. Всего в трех строфах ямба поэт сумел выразить не только ценность молчания, но и то, как часто человек может быть не понят окружающими. Именно поэтому Тютчев призывает научиться «жить в себе», ведь у каждого из нас «целый мир в душе». Чувствами и мечтами лучше любоваться, «как звездами в ночи», и любой из нас рискует оглушить свой мир, открывшись другим людям. Человек у Тютчева одинок, но для автора главное, чтобы он не был пустым. Вот подробный анализ этого произведения. Читать само стихотворение… 
  2. «С поляны коршун поднялся». В этом стихотворении лирический герой сопоставляет себя с коршуном, который летит за небосклон. Человек – «царь земли», у него нет крыльев, благодаря которым он бы возвысился к небу. Сперва может показаться, что произведение наполняется духом свободы, но потом становится ясно, что хочет донести поэт: в отличие от природы, человек не вечен. В своей лирике Тютчев может выражать свое мировоззрение, говоря об общих законах природы, и это небольшое стихотворение ярко дополняет философскую подборку автора. Читать само стихотворение… 
  3. «Не то, что мните вы, природа». Это не обычное стихотворение о природе, в котором поэт описывает пейзаж и выражает свое восхищение. Природа у Тютчева не только живописна, но и одушевлена: она живет и чувствует. Но, к сожалению, не все способны понять ее язык. Автор даже сочувствует таким людям с материалистической точкой зрения, говоря, что их души может даже «не встревожить голос матери самой!..». А ведь природа способна заворожить своими переходными состояниями. Звездная ночь, морские волны, леса, реки и гроза – во всем скрывается душа и свобода природы. Читать само стихотворение… 
  4. «Певучесть есть в морских волнах». Это стихотворение Тютчева условно можно поделить на две части: в первой автор говорит о природе и гармонии в ней, однако со строк «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею сознаем» речь пойдет уже о человеке. Поэт задается глубоким вопросом о причине разлада, но ответ читатель должен найти уже вне стихотворения. Если в произведениях сентиментализма природа отражает эмоции человека, его чувства и состояние, то у Тютчева человек и природа не так взаимосвязаны. Человек – «мыслящий тростник», который способен оценить всю сложность действительности, а природа – прекрасные вечные декорации для лирического героя. Читать само стихотворение… 
  5. «Нам не дано предугадать». Для того чтобы выразить собственные переживания, Тютчеву хватает и четверостишья. Действительно, мы никогда не можем знать наверняка, что нас ожидает впереди и как то или иное слово повлияет на других. Человек не всемогущ, он живет в противоречивом мире, где предугадать и вправду ничего нельзя. Читать само стихотворение… 
  6. Природа – сфинкс. Полагаем, что кто такой сфинкс читателям известно, однако почему поэт отождествляет мифическое существо с природой — поначалу чуть ли не такая же загадка, которую приписывают чудовищу. Тютчев выводит интересную мысль о том, что природа «искусом губит человека», ведь люди, в отличие от окружающего мира, не вечны. Порой нам бывает сложно уловить смысл огромного романа, но Тютчев своей философской лирикой способен заострить наше внимание даже на маленьком стихотворении. Читать само стихотворение… 
  7. «Как ни тяжел последний час». Многие люди боятся прихода смерти. Это естественное явление, человеку страшно представить, каков будет его последний час. Однако поэт в данном стихотворении пытается донести до читателя, что смерть страшна не в своем обличии, как таковом. Самое ужасное – «следить, как вымирают… все лучшие воспоминания». Своим произведением Тютчев доказывает, что душа гораздо важнее тела, поэтому человек умирает тогда, когда его внутренний мир становится пустым. Читать само стихотворение… 

Автор: Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Философская лирика Тютчева, мотивы и характер стихотворений – сочинение по теме

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож, –

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, –
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?..

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков… –
…Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Проведенный на примерах анализ философской лирики Фёдора Ивановича Тютчева может быть использован учащимися 10 классов при подготовке уроку литературы или написании к сочинению на тему «Философская лирика Тютчева».

Самые популярные материалы марта для 10 класса:

obrazovaka.ru

Философская лирика Федора Ивановича Тютчева ℹ️ основные мотивы в творчестве русского поэта, художественные особенности и своеобразие темы, признаки и характеристика, список известных стихов

Периоды творчества

В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.

Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.

Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.

Все его творчество можно разделить на три периода:

  • начальный — 20-е годы;
  • появление тревожных мотивов — 1830−1840-е;
  • мрачное восприятие жизни — 1850−1860-е.

В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.

Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.

Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.

Основные мотивы

Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.

Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.

Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.

Космос и хаос

Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.

День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».

Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.

Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.

Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:

  • «Сижу задумчив и один»;
  • «Последний катаклизм»;
  • «День и ночь».

Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.

Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.

Вечность Вселенной

Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.

Стихотворения о вечном мире и жизни человека:

  • «Певучесть есть в морских волнах»;
  • «Наш век»;
  • «Дума за думой, волна за волной».

В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.

Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.

Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.

При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

Описание природы

Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.

Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.

Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.

Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.

Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Характер стихотворений

Тютчев писал в разных направлениях, его гражданская, пейзажная и любовная лирика известна и до сих пор. Сочинения, которые вышли из-под пера поэта, повлияли не только на читателей, но и на авторов разных эпох.

Признаки его творчества прослеживаются в стихотворениях известных писателей:

  • А. Фет;
  • Ф. Достоевский;
  • А. Ахматова;
  • И. Бунин;
  • Б. Пастернак;
  • Е. Исаев;
  • И. Бродский.

Своеобразие творчества Тютчева оценили и литературные критики. Поэт умело владел словом, он умел кратко выразить проблемы существования мира. Ведущими темами его работ были космос и хаос, сравнение земного и вечного, двойственность человеческой натуры.

Поэзия Тютчева остается популярной вне времени, ведь писатель интересовался вопросами Вселенной. Хотя ему трудно было работать из-за ограниченности сознания и словарного запаса, у него получилось создать стихотворения, которые и сегодня привлекают внимание.

Федор Иванович не боялся рассуждать и свои размышления записывать в рифмованном виде. Он работал только ради того, чтобы выразить идеи, поделиться впечатлениями и выплеснуть накопившиеся эмоции. Тютчев известен не только, как поэт. Он был публицистом, дипломатом, тайным советником и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.


nauka.club


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.