Стихи тютчев зима недаром злится


СТИХ «Зима недаром злится» читать + слушать онлайн. Автор: Федор Тютчев

Зима недаром злится слушать онлайн бесплатно

https://skazkaonline.ru/wp-content/uploads/2019/11/Tyutchev-Fedor-Zima-nedarom-zlitsya.-Slushat-onlajn.mp3

Зима недаром злится текст стихотворения

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Автор: Федор Тютчев


Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

skazkaonline.ru

Ф. Тютчев. "Зима недаром злится…"

Весна, весна красная…


Ответы к стр. 63 – 64

Фёдор Тютчев
“Зима недаром злится…”

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон, 
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

1. Как автор относится к победе весны над зимой? Отметь ответ + или запиши свой.

+ с радостью        с печалью        с лаской
    с грустью           с тоской

2. Допиши предложения.

Ведьма злая это – Зима.
Прекрасное дитя – это Весна.

3. Допиши строки, расставив знаки препинания. Подчеркни рифмующиеся слова.

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

4. Попробуй сочинить стихотворение с предложенными рифмами.

За окошком Вьюга злится, –
Ночью в дом ко мне стучится.

5. Найди в тексте слова-действия и запиши.

Весна Зима
стучится,
гонит,
хохочет,
шумит,
умылася
злится,
хлопочет,
ворчит,
взбесилась,
пустила

6. Запиши имя, отчество и фамилию поэта.

Фёдор Иванович Тютчев

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

4.7 / 5 ( 143 голоса )

e-razumniki.ru

Зима недаром злится… ~ стихотворение Фёдора Тютчева ~ Beesona.Ru

Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Фёдор Тютчев ~ Зима недаром злится…

На этой странице читайте стихотворение «Зима недаром злится…...» русского писателя Фёдора Тютчева, написанное в 1830-1836 году.

Стихотворение Фёдора Тютчева

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Год создания: 1830-1836

Мне нравится:

0

© Фёдор Тютчев

Другие стихи Фёдора Тютчева:

Не то, что мните вы, природа…

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Наполеон III

И ты свершил свой подвиг роковой,
Великих сил двусмысленный наследник,
Муж не судеб, а муж случайности слепой,
Ты сфинкс, разгаданный и пошлою толпой,

Саконтала ( Из Гёте )

Что юный год дает цветам —
Их девственный румянец;
Что зрелый год дает плодам —
Их царственный багрянец;

Неохотно и несмело…

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля —
Чу! за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Небо бледно-голубое…

Небо бледно-голубое
Дышит светом и теплом
И приветствует Петрополь
Небывалым сентябрем.

Ночные мысли (Из Гёте)

Вы мне жалки, звезды-горемыки!
Так прекрасны, так светло горите,
Мореходцу светите охотно,
Без возмездья от богов и смертных!

Над этой темною толпой…

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..

www.beesona.ru

Тютчев. Зима недаром злится

Федор Иванович Тютчев - личность, однозначно, историческая, и известен он не только в литературных кругах нашего Отечества, но и во всем мире его имя помнят и почитают, а произведения этого великого автора не только перечитывают неоднократно, но и учат наизусть, и даже цитируют на культурных мероприятиях. Считается, что век, в который жил и создавал свои шедевры Тютчев, не был наполнен великими личностями в литературе, хотя знающие люди, наверняка, такую позицию не подтверждают и не одобряют. Однако, даже если брать во внимание такую нелицеприятную точку зрения, становится очевидным, что именно Федор Иванович Тютчев внес просто колоссальный вклад как в развитие литературы своего времени, так и в становление всей современной мировой литературы в целом.

Чем же так прославился автор, каким был его путь и почему его произведение "Зима недаром злится" до сих пор на устах у каждого? Возможно, ответы на все эти вопросы кроются в биографии автора, в поворотах и закоулках его судьбы, а, возможно, еще и в личной жизни самого Федора Ивановича Тютчева. В любом случае, для того, чтобы ответить на все эти вопросы, нужно ознакомиться как с краткой биографией поэта и писателя, так и с одним из самых популярных его произведений.

Тютчев был одним из немногих, кто действительно искренне и душевно любил родное государство, никогда не забывал о нем, даже при жизни на чужбине - возможно, это стало еще одним фактором для того, чтобы его произведения стали настолько душевными, наполненными и близкими для понимания простому русскому человеку своего мира и для понимания русской души иностранцу.

Важные детали биографии Федора Ивановича Тютчева


В семье Тютчевых пятого декабря одна тысяча восемьсот третьего года произошло радостное для всей семьи и долгожданное для отдельных ее членов событие - на свет появился наследник, которого решили назвать старинным русским именем Федор. Родился мальчик в родовой усадьбе в самых благоприятных для проживания условиях, и первое время здесь же и обучался - все это помогло ему с малых лет получать достойное образование, которое в те годы было доступно только самым обеспеченным гражданам. Здесь же Федор Иванович проявил и безграничную тягу к качественному образованию - читал мальчик взахлеб и без передышки абсолютно все, что только попадалось под руку, а, благодаря своему учителю и главному наставнику, мальчик еще проявил интерес и к художественной литературе, которую он мог читать долгими вечерами, сидя на веранде или в кресле библиотеки.

Любовь к литературе привела Тютчева к тому, что еще в самые ранние годы он увлекся латынью - и здесь ему помог его учитель, который полностью поддержал интерес ученика, помог ему освоить основы и даже углубиться в предмет, и помог настолько, что уже в довольно юном возрасте Федор переводил оды и другие серьезные произведения зарубежных авторов, причем делал это искусно и с присущим ему с самого детства мастерством.

Тяга к творчеству в жизни Тютчева проявилась в самые ранние годы, и это стало первым звоночком, сообщающим всем окружающем о необычайном складе ума юного парня, а также о его очевидной гениальности. Помимо тяги к образованию, Тютчев обладал удивительной памятью, которая и помогла ему запомнить все важные детали не только из детства, но и из всей дальнейшей, довольно непростой, жизни.

В ранние годы Тютчева образование было популярно в основном среди представителей сильного пола - и, скорее всего, именно это двигало родителями, которые с таким упорством привлекали юношу к учебе, ведь умный и образованный человек имел возможность на большое будущее, имел свое мнение на все происходящее вокруг и считался достойным членом высшего общества. Но даже без родительского контроля мальчик обучался стремительнее своих сверстников, потому его успехи были замечены еще в начале его пути.

Домашнее образование Федор Иванович посчитал для себя лишь начальным этапом долгого и непростого пути, и уже в 1817 году Московский университет принял гения своего времени в качестве вольнослушателя на лекциях по русской словесности. Именно здесь он не только получает массу ценных знаний в том объеме, который считает для себя приемлемым, но и знакомится с массой интересных облей, полностью разделяющих его интересы в области литературы, саморазвития и писательского мастерства. Здесь же он становится членом общества по интересам, основным направлением которого является русская словесность, и принимают его здесь с открытой душой - талант писателя оценивают во всех кругах сразу.

Заграничные поездки в жизни Федора Ивановича Тютчева


В довольно короткие для своего времени сроки Федор Иванович Тютчев заканчивает высшее учебное заведение и с почетом получает диплом. Конечно, на этом путь развития для писателя только начинается - уже в 1921 году Федор Иванович в составе международной делегации отправляется в очень далекий, но такой загадочный и манящий Мюнхен, который обещает ему стабильную и ответственную работу дипломата, новый опыт и возможность поделиться своими знаниями с окружающими иностранцами, сбежавшими из страны соотечественниками и нести службу своей стране с честью и достоинством. Здесь он рассказывает иностранцам о жизни в России, доказывает всем тот факт, что родная страна достойна уважения и сглаживает возможные конфликты между Европой и родной страной.

Здесь, на чужбине, Федор Иванович знакомится со своей первой женой Элеонорой, с которой обещает быть рядом и в горе, и в радости. К сожалению, счастливой семейной жизни свершиться помешала, видимо, сама судьба. Однажды, во время путешествия из Петербурга в Турин, судно, на котором передвигалась семья Тютчевых, потерпело серьезное крушение, в спасательной операции непосредственными участниками стали все, кто находился на корабле - говорят, семью Тютчевых спасал сам Островский, который волей случая также оказался в этом путешествии. Нежная и слабая женщина с трудом перенесла такой сильнейший стресс, и совсем скоро после приезда домой Элеонора сильно заболела. Совсем немного времени прошло до печального момента ее смерти, которая произошла прямо на глазах писателя - говорят, волосы Федора Ивановича за одну ночь покрылись старческой сединой, а стресс, который пережил он от смерти супруги, сложно сравнить с другими потрясениями всей его жизни.

Несмотря на это печальное событие, Федор Иванович не потерял интерес к жизни - уже совсем скоро он представил свою новую супругу Эрнестину, с которой, по слухам современников, его роман начался задолго до смерти первой жены. Интересно, что и Эрнестина довольно рано потеряла своего супруга - тот скончался от неприятного, но очень распространенного в то время заболевания, а Тютчеву завещал приглядывать за своей супругой. Возможно, именно общее горе так сблизило двух одиноких людей, и именно это подарило им шанс на счастливое будущее вместе.

Несмотря на успешную и действительно стремительно развивающуюся карьеру, в 1839 году Федор Иванович был вынужден оставить службу за границей и отправиться в страну, которую так горячо любил и так часто воспевал в своих произведениях. Здесь его застала и настоящая русская зима, которой так не хватало ему в поездке, и самая теплая, светлая весна, о которой Федор Иванович отзывается с таким теплом и всепоглощающей любовью.

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»


Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Стихотворение «Зима недаром злится» было написано Федором Ивановичем Тютчевым как раз в то время, когда писатель много путешествовал по миру. Здесь показано все, что нужно и так хочется увидеть русскому человеку, от всей души скучающему по своей горячо любимой родине. Тютчев в стихотворении убеждает читателя, что такая прекрасная ранняя весна может быть только в родной стране – здесь и весенняя капель, и долгожданное тепло.

Интересно, что времена года в этом стихотворении Тютчева представлены яркими и живыми образами – каждое время года обладает собственным, особенным характером, который полностью соответствует погоде в это время года. Зима – злая ведьма, которая пугает своими лютыми морозами, покрывает города снегом и прячет их от людского взора, а весна – юная прелестница, которая только и делает, что улыбается и веселится.

Такие образы приятны и легки для восприятия любому жителю нашей страны вне зависимости от возраста – дети с легкостью запоминают строки из произведения, ведь само стихотворение напоминает добрую сказку со счастливым концом, а взрослые получают возможность окунуться в мир детства и невинности, когда все еще было легко и понятно.

Безусловно, Тютчев оставил после себя просто колоссальное наследие, которое интересно сегодня самым разным категориям граждан. Среди его произведений существует широкий выбор направлений, который доступен любому желающему:


• Пейзажная лирика

• Любовная лирика

• Гражданская лирика

Память о писателе не только не уменьшается, с каждым годом она становится все глобальнее – Федор Иванович увековечен в самых разных памятниках, его именем называются целые аллеи и улицы, а школьники с удовольствием читают его произведения, которые являются неизменной и неотъемлемой частью школьной программы.
Благодаря действиям, которые Федор Иванович совершал при жизни, память о нем и его творчество живы всегда в сердцах и душах его почитателей и ценителей его творчества.

gfom.ru

Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…"

Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:

  1. Формировать у детей навык осознанного чтения.
  2. Формировать навык работы над поэтическим произведением.
  3. Расширить знания об окружающем мире.
  4. Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Подготовка к изучению нового материала.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку, записанную на экране:

Запорошила дорожки,
И разукрасила окошки.
Малышам радость подарила,
А ещё на санках прокатила.

- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о зиме.

- А как ещё можно найти отгадку.

На экране появляется изображение.

- Прочитайте следующую загадку:

Весело шагает красавица.
Её рука всего касается.
Снежок тает на полях.
Нет метелей во дворах.
А ей все радуются.

- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о весне.

- Какие изменения в природе происходят сейчас?

- Как называется прием, при помощи которого вы отыскали отгадку?

- Что такое акротекст? (Видимые стихи.)

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы понаблюдаете, как передаёт своё настроение известный русский поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится…»

Сообщение об авторе.

Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873 гг.). Поэт.

Биография.

Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына.
Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения.
С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.

V. Знакомство с текстом стихотворения (чтение стихотворения учителем).

- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

- Что такое контраст?

- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

На доске – таблички:  «Зима», «Весна».

– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)

– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)

На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Зима:
  • злится;
  • хлопочет;
  • ворчит;
  • ведьма;
  • злая;
  • взбесилась.
  Весна:
  • хохочет;
  • гонит;
  • шумит;
  • дитя;
  • прекрасное;
  • горя мал.

- А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение «Я». Давайте с вами вспомним, как оно пишется.

- Оно пишется от лица героя, прочитанного произведения.

- Работать будем по вариантам.

1 вариант: пишет от имени Зимы.

2 вариант: пишет от имени Весны.

- Прочитайте получившиеся стихи (чтение детьми).

VI. Физкультурная минутка.

Давайте немного отдохнем.

Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.

а) 1 часть:

  1. Почему Зима злиться?
  2. Как понимаете «недаром»?
  3. Как понимаете две последние строчки?
  4. Какие слова в этой части являются главными?

2 часть:

  1. О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
  2. Как понимаете «всё засуетилось»?
  3. Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
  4. Какие слова здесь главные?

3 часть:

  1. Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
  2. Как шумит Весна? Что значит «пуще»?

4 часть:

  1. Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
  2. Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)
  3. А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)
  4. Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)

5 часть:

  1. Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
  2. Что значит «наперекор»?
  3. Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
  4. Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

б) Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.

- Какими вы представляете Зиму и Весну?

-  Давайте нарисуем словами их. (Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег, метель. Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы летят.)

Сегодня я покажу вам ещё одно задание творческого характера – стихотворение по метафоре. Но сначала давайте узнаем, что такое метафора. В словаре даётся объяснение: оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения.

Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:

  1. --------цвет.
  2. --------вкус.
  3. --------запах.
  4. --------внешность.
  5. --------звук.
  6. --------качество переживаний.

На экране появляется пример:

  • Мама – это белокурые волосы.
  • Мама – это вкус любимой еды.
  • Мама – это запах свежего хлеба.
  • Мама – это самая красивая женщина в мире.
  • Мама – это нежный звук колыбельных песен.
  • Мама – это самый дорогой человек на земле!

- А сейчас вы разобьётесь на 4 группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет на листочке.

Карточка-задание для1-3 группы.

Напишите стихотворение по метафоре о зиме.

  • Зима (цвет) – это ...
  • Зима (вкус) – это ...
  • Зима (запах) – это ...
  • Зима (внешность) – это ...
  • Зима (звук) – это ...
  • Зима (качество переживаний) – это ...

Карточка-задание для 2-4 группы.

Напишите стихотворение по метафоре о весне.

  • Весна (цвет) – это ...
  • Весна (вкус) – это ...
  • Весна (запах) – это ...
  • Весна (внешность) – это ...
  • Весна (звук) – это ...
  • Весна (качество переживаний) – это ...

IV. Подведение итогов, разбор домашнего задания.

- Кто из вас уже выучил строчки стихотворения? Попробуйте рассказать.

- Дома выучите это стихотворения наизусть.

У вас у каждого на столе лежит значок. Если вам приятно и интересно было на уроке, то раскрасьте улыбку красным цветом. Если не комфортно было на уроке – синим цветом.

urok.1sept.ru

Зима недаром злится прошла ее пора

У Ф.И.Тютчева есть замечательное стихотворение, написанное в 1836 году:

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Снег – это такое чудо природы, которое самую ужасную пору года превращает в самую волшебную и прекрасную. Нет ничего изумительнее первого снега, когда за одну ночь грязная земля и голые ветви деревьев покрываются белоснежным покровом. Не зря же новогоднюю ночь невозможно представить себе без снега и без Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Снег кардинально меняет свойства дороги и теперь по ней трудно проехать на колесах, но очень легко скользить. Поэтому катание на лыжах и санках это любимое развлечение для детворы. Взрослые тоже любят покататься на снегу и даже устраивают Зимние Олимпийские Игры, на которых спортсмены не только бегают на лыжах по снежным трассам, но и прыгают на них с огромных трамплинов. А кое-где запрягают в сани лошадей, и даже собак и оленей. Снег это прекрасный строительный материал для изготовления снежных баб и даже настоящих архитектурных сооружений. Сжатая руками снежка превращается в грозный метательный снаряд и тогда школьники устраивают на переменах целые снежные битвы между классами. Хотя снег выглядит холодным, но благодаря своей пористой структуре он не пропускает тепло. Поэтому северные народы строят из снега специальные жилища – иглу, в которых можно жить без отопления. А при сильных морозах даже рекомендуется растирать снегом открытые части лица, чтобы не отморозить ткани.

К сожалению, снег выпадает не везде на нашей планете. И можно только посочувствовать тем народам, которые живут на экваторе, и где никогда не бывает снега.

gto-normativy.ru

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Олицетворения“Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Гиперболы “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.

Жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 65.

obrazovaka.ru

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева "Зима не даром злится"

II. Основная часть

Слайд 3

портрет

Ф. И. Тютчева

Слайд 4.

Аудиозапись стихотворения

Слайд 5.

Изображение Зимы, Весны.

Слайд 6

Изображение часов

Слайд 7

Изображение леса и животных

Слайд 8

Изображение стрелочек

Слайд 9

Изображение руки

Слайд 10

Изображение

Жаворонков

Слайд 11

Изображение Зимы с метелью, недовольных губ

Слайд 12

Физкультминутка

1. Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?

2. Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой?

3. А как же это происходит?

- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время?

- А зимы?

Ф. И. Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении, которое называется «Зима недаром злится… »

Прослушайте это стихотворение.

Включаю аудиозапись стихотворения

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём это стихотворение?

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?

- Почему вы так решили?

- Что зима делает в стихотворении?

- Почему же Зима злится? Что её рассердило?

- Что такое пора?

«И всё засуетилось». Кто это «всё»? 

- А что значит «засуетилось»?

- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»?

- Кто первыми приветствуют Весну?

- Кто это?

- Как они приветствуют?

- Что такое «трезвон»?

- Послушайте следующий отрывок, где описывается Зима.

Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

- Какое слово употребил Ф. И., описывая действие Зимы?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит

- Что означает слово «пуще»?

- Как, чем может Весна шуметь?

- Почему она так себя ведёт?

- Что значит «взбесилась»?

- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну?

- Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы?

 

- Как вы понимаете слова "и лишь румяней стала"?

Пришла весна!

Весна, весна! Пришла весна!           Хлопки в ладоши.

Тепло на крыльях принесла.        Короткие взмахи

руками-крыльями

И вот на самом солнцепеке                         Ходьба.

С поднятой гордой головой           Приподнять повыше

подбородок.

Расцвел подснежник голубой.          Руки в стороны.

Он весь пушистый, серебристый,              Приседания.

На солнце маленький стоит.                      Прыжки.

Посланец он весны надежный,       Наклоны туловища.

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,       Повороты влево-вправо.

Он первенец среди цветов.

-  Да

- Нет.

- Тёплую погоду неожиданно сменяет холодная.

 -Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т. д.

- Выпадает снег, морозно.

- Да

- Идет борьба, между Зимой и Весной.

- На сторне Весны

- Зима не хочет уходить

- Злится

- Прошло время зимы

- время

- Животные, растения, люди

- все движется, тает.

- выгоняет

-Жаворонки

- Птицы

-подняли трезвон

-Шум

- Хлопочет, ворчит

- Чем-нибудь усердно заниматься.

-сильнее

-  Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях

- Не боится Зимы. Она знает, что победит её

-сильно рассердилась

- запускает снег

-Весна победила

- Стало тепло, весна вступила в свои права

nsportal.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.