Стихи сергея шестакова


Все стихи Сергея Шестакова

вместо реквиема

 

1

 

ступай, ступай в тринадцатую тьму,

в седьмую, тридевятую, любую,

а в этой места – больше никому,

коснусь руки – и воздух обниму,

всё в дырах сердце – не перелицую,

 

здесь поздно быть – и розно, и в одной

ночной двоякосердой оболочке,

и мёртвой тлеть, и течь живой водой,

и вторить певчим трелью заводной,

вычерпывая прошлое по строчке,

 

куда как мал медвежий уголок

плеча и золотистая ключица:

кого сей сладкий войлок уволок,

тому в груди отверстой уголёк –

не хорохорься – больше не случится,

 

но не для тех восьмая нота лю

и синева цейлонская за нею,

кто был шутом и кумом королю,

и я на доли ямбами делю

сырую боль и мыслью костенею,

 

ступай, ступай, там будет невдомёк

зачем цезурам пряные приправы,

ступай, ступай, в глазах московский смог,

от зимних губ державинский дымок,

и не обол, а два для переправы...

 

2

 

смотри, смотри бездомными глазами,

зелёными, презревшими две смерти,

пока сады воздушные над нами

топорщатся стократными плодами

и осень всей не раздарила меди,

 

смотри, смотри, как повисают птицы

над временем в серебряной отваге,

пока о сны ломают мастерицы

вязальных стрелок часовые спицы

и проступают буквы на бумаге,

 

смотри, смотри, как тяжелеет слово

и падает с неразличимой ветви,

что яблоко в ладони птицелова,

и вздрагивает луч, и гаснет снова,

и узнаванья слаще нет на свете,

 

смотри, смотри, пока ещё кулиса

приподнята над сценою ледащей,

смотри, смотри, уже светают лица,

пока ты смотришь, узнаванью длиться,

и мы одно – и здесь, и вне, и дальше...

45ll.net

Сергей Шестаков. Любимые стихи ( 10 ): neznakomka_18 — LiveJournal

***
жить в маленькой стране среди песков и сосен,
бегоний и касмей, и ставен голубых,
здесь волны зелены, а воздух синь и сочен,
и прошлое бледней, чем пыльный половик,
здесь чайки по утрам шумней любого сейма,
а дрозд в камзоле спит, что вольфганг-амадей,
и слышно, как в земле ворочается семя,
когда твоя ладонь касается моей...

***
белый песок усыпан дарами сплошь
после ночного шторма, и ты, хмелея,
воздух густой, как воду живую пьешь,
неженка, лежебока, дичок, медея,
солнце на сосны льется из дымных сит,
столько сокровищ выброшено прибоем,
над голубым руном стрекоза висит,
чайка парит, и время стоит конвоем...

***
синева прорвется с балтийским ветром
через все прорехи скупой зари,
и зима изумленным наполнит светом
полусонные карие янтари,
и хмельною вспыхнув тогда волною,
отразят ожившие зеркала
это море, которое было мною,
эти дюны, которыми ты была...

***
скажешь: весна, - и станет весна, смотри:
это листва над нами звенит легка,
это в зрачках воздушные янтари,
синие реки, белые облака,
это веселый ясень, высокий дуб,
дальние кущи рая, его углы,
это с твоих горячих слетают губ
сирины, алконосты, скворцы, щеглы...

***
ночью кожа пахнет хлопком и молоком,
замечаешь мельком, янтарной волной влеком
в те пространства мира, которые иногда
выбирают нас и втягивают, как вода,
и пока мы неким целым, а не вдвоем,
погружаемся в долгий медленный водоем,
резеды в саду зацветает сухая плоть,
словно в эти воды и вправду смотрел господь...

***
Она произносит: лес, - и он превращается в лес
с травой по колено, с деревьями до небес,
и входит она в свеченье зелёных крон,
и лес обступает её с четырёх сторон,
она произносит: свет, - и он превращается в свет,
и нет никого на свете, и слова нет,
и облако белой глиной сворачивается в клубок
пока еле слышно она произносит: бог...

***

Господи, сделай так, чтобы она не снилась,
не брала за руку, не проводила пальцем по коже,
обрати меня в четвероокий, в четверорукий стилус,
только освободи, только не приводи ее больше, боже,
солнце остановилось где-то меж двух америк,
зябко расколотому надвое небосводу,
рыбы в рыбьей тоске выбрасываются на берег,
человек в человечьей медленно погружается в воду...

***

Света белое двоенье,
белый гул воздушных рек,
ты впорхнула на мгновенье,
а почудилось - навек,
не восстать от наважденья,
не очнуться, не уйти,
белый снег стихотворенья
заметает все пути...

***
Кто берёт белила, кто грифель, кто школьный мел,
бренчит на гитаре, матом орёт благим,
звёзды достает с неба левой, потом правой рукой,
переставляет горы, путь указывает кораблю,
я прочирикал бы это в рифму, если б умел,
я бы это верлибром или дольником там каким,
прозой протяжной, такой вот проозой или другой,
но я не умею, просто шепчу люблю...

***
По сугробам бегать аки по облакам,
пировать с морозцем нашарамыжку,
добежать вприпрыжку до Альп, а не то Балкан,
и морошку выменять на мормышку,
шанежки напеки, саночки приготовь, держись,
буду возить тебя по снежку угловатым сердцем,
в русском языке слово «любовь» длиннее, чем слово «жизнь»,
потому и родился не англичанином или немцем...

neznakomka-18.livejournal.com

Поэт Сергей Шестаков. Стихи о любви

По наводке vlasoff

Родился в 1962 году в Москве. Окончил МГУ им. М.В.Ломоносова в 1984 г. Стихи публиковались в журналах "Волга", "Звезда", "Знамя", "Нева", "Шо", в "Литературной газете", других периодических изданиях и альманахах. Книга стихотворений "Непрямая речь" (М.: Водолей, 2007).

ОТРАЖЕНИЯ

1

человек всматривается в окно,
за окном темно, начинается дождь,
человек думает: что за блажь, всё равно не придешь, почему же дрожь,
почему же дрожь, отболело, и всё равно
почему же дрожь, отболело, и всё равно
человек думает: что за блажь, всё равно не придешь, почему же дрожь...
за окном темно, начинается дождь,
человек всматривается в окно...


2

напиши на открытке, на чеке из булочной, напиши
хотя бы слово, одно какое-нибудь, например, "привет",
пока не отняли карандаши, не отключили свет
последний белый, пока мерцает еще в глуши
последний, белый пока мерцает еще в глуши,
пока не отняли карандаши, не отключили свет,
хотя бы слово одно, какое-нибудь, например, "привет",
напиши на открытке, на чеке из булочной напиши...


3

снег засыпает улицы все, засыпает снег, засыпает сам
все тротуары, поребрики, всех обещаний хлам, встреч и прощаний хлам,
только и есть на свете, что тайный снег
снов этих синих, зелёных и карих всех
снов этих, синих, зелёных и карих, всех,
только и есть на свете, что тайный снег,
все тротуары, поребрики, всех обещаний хлам, встреч и прощаний хлам
снег засыпает, улицы все засыпает снег, засыпает сам...

20 КОРОТКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ О ЛЮБВИ

1

она произносит: лес, - и он превращается в лес
с травой по колено, с деревьями до небес,
и входит она в свеченье зелёных крон,
и лес обступает её с четырёх сторон,
она произносит: свет, - и он превращается в свет,
и нет никого на свете, и слова нет,
и облако белой глиной сворачивается в клубок
пока еле слышно она произносит: бог...

2

поздняя осень в венах шуршит, она
время сжимает, не разожмёшь без той,
что не спросясь входила в разрывах сна,
свет приводила солнечный на постой,
где вы теперь, весенние хохолки,
воды дрожат и ёжатся в родниках,
сердце глодают огненные хорьки,
красные листья не упадут никак...


3

господи, сделай так, чтобы она не снилась,
не брала за руку, не проводила пальцем по коже,
обрати меня в четвероокий, в четверорукий стилус,
только освободи, только не приводи ее больше, боже,
солнце остановилось где-то меж двух америк,
зябко расколотому надвое небосводу,
рыбы в рыбьей тоске выбрасываются на берег,
человек в человечьей медленно погружается в воду...


Остальные  стихи о любви читать на "Русской словесности"

g-gumbert.livejournal.com

Сергей Шестаков

Родился 29 января 1962 года в Москве.

Окончил механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова в 1984 году. Во время учебы работал геологом, ночным комендантом, техником-наладчиком. Потом был инженером на оборонном предприятии, преподавал высшую математику в педвузе.  В настоящее время – учитель математики средней школы. Автор ряда статей и учебных пособий. Учитель года (1994, Москва). Четырежды был отмечен званием «Соросовский учитель». Заслуженный учитель РФ (2004).

Стихи пишет с детства. Публиковался в журналах «Волга», «Звезда», «Знамя», «Нева», «Новый берег» и др. Автор сборников стихотворений: «Стихотворения» (М., Весть-Вимо, 1993), «Стихотворения (вторая книга)» (М., Христианское издательство, 1997), «Непрямая речь» (М., Водолей-Publishers, 2007), «Схолии» (М., Ателье вентура, 2011).

Член редколлегии литературно-общественного журнала «Новый Берег» (Копенгаген). Живет в Москве.

 

* * *

 

О поэзии Сергея Шестакова

 

Поэзия Сергея Шестакова отличается особой, «фирменной» несуетностью бытия, плавно переходящей в качественность слога. Поэт объединил лирику и эпос и повенчал их с философией. Это современная манера письма, предложенная ещё поздним Мандельштамом, когда смысл и звук в стихотворении – равновелики.

Сергей Шестаков отменно работает со словом. И не важно, ставит ли поэт знаки препинания в своих стихотворениях – его строки спаяны смыслом, перетекающим из строки в строку. Его словарь богат, образы – неожиданны, слов – ровно столько, сколько нужно, чтобы чётко выразить свои мысли, – не больше и не меньше.

Поэзия Сергея Шестакова – почти «андеграунд» сейчас, подземная часть айсберга, ибо жёсткий пессимизм мало популярен в народе, и даже блестящее качество стихов не всегда способно преодолеть эту бездну между честным и строгим писателем и читателем, склонным к «возвышающему нас обману». «Людям-бабочкам нравится праздник, энтомолог не смотрит на них…»  – пишет Сергей в одном из своих стихотворений. Тем не менее, истинные поклонники русской поэзии ставят Сергея Шестакова в ряд лучших мастеров слова ХХI века.

 

* * *

 

а когда Господь отодвинет лиру,

ты услышишь хлопанье всех дверей,

и звезду Полынь поведут по миру

семь её печальных поводырей,

и на небе маленькая прореха

разойдётся, воздух вбирая весь,

ибо кончилось время для человека,

для всего, чем был он и что он есть…

 

Восьмистишия Шестакова очень ёмки. Пожалуй, по объёму мыслей и образов они не уступят сонету, в котором строк почти в два раза больше. Очень любил восьмистишия Осип Мандельштам, особенно в воронежский, поздний период своего творчества. Герой Шестакова ищет смысл жизни человека вне творчества – и его не находит. Лира помогает человеку отвлечься от мыслей о смерти. Поэтому, пророчествует поэт, настанет час, когда «Господь отодвинет лиру». Ибо человек «одет» в своё творчество, пусть даже это будут «белые одежды». Теперь посмотрим на голенького. Знаменитый эссеист и критик Лев Аннинский убеждён: человеку не под силу вынести свет истины. Поэтому люди сами заморачивают сознание иллюзиями, «лукавством» и метафорами.

 

Аннигиляция цвета

 

* * *

 

вот и настало время учиться цветным азам

что ж повторяй усевшись птицей на подлокотник

каждый охотник желает знать где сидит фазан

каждый фазан желает знать где стоит охотник

он то и так запомнит как выгнется голос твой

и поплывут по нежным трепетным оробелым

красный оранжевый желтый зеленый и голубой

синий и фиолетовый ставшие белым белым…

 

«Учась цветным азам», поэт приходит к полному развоплощению цвета как такового. К его аннигиляции. Остаётся один белый цвет. Он же – чёрный. Конечно, Сергей Шестаков – прежде всего тонкий лирик. Свои восьмистишия он ласково называет «элегиями».

 

* * *

 

Ты слышишь: молчит даже почта сорочья

И в вышних – печали всея абонент.

И вешнего ливня сплошные отточья

Гудками короткими сыплются вслед,

И горько, и каждая ягода – волчья,

И жизнь холодна и пуста на просвет,

И сердце изорвано в синие клочья,

И нет Мандельштама, и Тютчева – нет…

 

Глубокий и глобальный пессимизм. Но это – только настроение, хотя и непреходящее. Философия поэта – цикличность бытия: начала и концы – сходятся. С непременным явлением Божьего лика. Может быть, поэтому Сергей Шестаков часто пишет циклами: например, восьмистишиями-календариками.  А вот Мандельштам и Тютчев – есть! Я готов поспорить на этот счёт с нашим поэтом. Они аллюзионно присутствуют в стихах Шестакова, как эманация духа великих поэтов. А ещё Сергей Шестаков – это поэт-пророк. В его стихах всегда чувствуется дух вестничества, с привкусом «последнего слова».

 

«Кровь чернил»

 

* * *

 

ещё у тьмы и света нет имён

ещё предметам не даны названья

ещё от яви сон не отделён

и двух божеств невнятны очертанья

ещё я мир в лицо не узнаю

ещё не больше взгляда ойкумена

где колыбель волшебную мою

качают жизнь и смерть попеременно…

 

Вот картина начала мира, до сотворения. Мир ещё не создан, но он творится непрерывно, каждую секунду. Но герой – уже есть. Ибо Слово было в Начале. Поэт – словно бы предваряет творение. Он – это тот, кто произносит Слово. «Ещё у тьмы и света нет имён». Конечно же, задача поэта дать имена не названному. Бывает достаточно дать имя Свету, чтобы явилась и тьма, как мудро заметил Лао-Цзы. Но поэт – всё равно стоит в центре создаваемой им Вселенной. У Сергея Шестакова это уже не антропоцентризм, а «поэтоцентризм». Настойчивая анафора «ещё» обещает нам будущее, которого мы не ждали. Анкор, ещё анкор! Преддверие – предчувствие – священнодействие.

 

* * *

 

написал перечеркнул

и рассеялись безвестно

свет небес подземный гул

бездна слева справа бездна

чуть присыпана песком

кровь чернил и словно милость

мир лежит черновиком

лучшего что не случилось

 

Комментировать не буду, чтобы не испортить очарование первоисточника…

 

* * *

 

Когда в последней, темноокой,

Не отпускающей ночи,

Ночи пустой и одинокой,

Где все – чужие и ничьи,

Исчислен будет каждый колос,

И каждый жест сочтён и взгляд,

Быть может, этот малый голос

Не оправдают, но простят…

 

Тут в стихах Сергея Шестакова «экранирует» небезызвестная фёдоровская «философия общего дела». Ничто не должно быть забыто и пропасть даром. Иначе, зачем всё это? Всё должно быть взвешено, исчислено и оправдано. Или прощено. В своём творческом и философском максимализме Сергей Шестаков опирается не только на Николая Фёдорова, но и на Фёдора Тютчева. Вот, например, картина итога. Есть твёрдая тютчевская нота в этом стихотворении Сергея Шестакова. Оно словно бы продолжает «Последний катаклизм» Фёдора Ивановича:

 

Когда пробьёт последний час природы,

Состав частей разрушится земных.

Всё сущее опять покроют воды,

И Божий лик отобразится в них.

 

Разрушение, как предтеча благодати. Непрерывность бытия. Последний час природы, как первый. Начало, которое «чище» конца. Очищение исхода от ненужных напластований и неизбежность «вечного возвращения». Нулевой путь. Философская лирика Сергея Шестакова, помимо чисто эстетического удовольствия, дарит читателю массу всевозможных открытий. Вот, например, как поэт переосмыслил слова Экклезиаста о том, что «всё проходит»:

 

как будто нас вселенная прочла

и странную устроила затею

смотри ты скажешь вот и смерть прошла

смотри отвечу вот и свет за нею

 

Александр Карпенко

 

Июнь-июль 2014

Москва

 

Иллюстрации:

несколько портретов героя;

Владимир Таблер и Сергей Шестаков

Подборки стихотворений

45ll.net

/ .

2002 , .
, "" (2010), - "" (2010).

: 855
: 885
: 1191
: 35767

  • . N-78 - , 30.08.2019 00:33
  • . N-79 - , 06.07.2016 19:18
  • . N-80 - , 12.06.2016 16:06
  • . N-81 - , 08.07.2016 08:37
  • . N-82 - , 07.07.2016 12:35
  • . N-88 - , 11.07.2019 21:28
  • . N-90 - , 18.01.2019 06:25
  • . N-91 - , 02.01.2019 16:04
  • . N-92 , - , 09.08.2016 20:11
  • . N-93 - , 22.02.2020 23:04
  • . N-94 - , 18.01.2019 18:01
  • . N-95 - , 16.02.2020 14:45
  • . N-99 - , 30.01.2019 19:01
  • . N-100 II - , 30.01.2019 09:15
  • . N-101 - , 28.01.2019 20:24
  • . N-106 - , 08.08.2019 09:17
  • . N-108 - , 06.02.2019 06:56
  • . N-109 - , 03.02.2019 18:04
  • . N-110 - , 03.02.2019 09:00
  • . N-112 - , 31.07.2019 21:36
  • . N-114 X - , 27.02.2020 09:53
  • . N-117 - , 31.01.2019 07:54
  • . N-119 , - , 12.07.2019 10:40
  • . N-126 - , 11.02.2017 16:51
  • . N-128 , - , 13.07.2016 21:52
  • . N-133 - , 22.01.2019 14:11
  • . N-134 - , 28.01.2019 07:01
  • . N-135 - , 24.01.2019 19:22
  • . N-136 - , 23.01.2019 18:05
  • . N-138 - , 29.10.2017 00:44
  • . N-139 II - , 12.07.2019 13:10
  • . N-141 - , 27.08.2019 08:49
  • . N-144 - , 28.10.2017 20:03
  • . N-145 III - , 18.07.2019 17:37
  • . N-146 - , 22.07.2019 08:50
  • . N-147 - , 04.09.2016 16:13
  • . N-148 - , 13.07.2019 11:24
  • . N-149 - , 18.07.2019 19:04
  • . N-151 - , 16.07.2019 07:09
  • . N-152 - , 15.07.2019 19:54
  • . N-153 Mora Sponsi, - , 21.04.2017 22:41
  • . N-154 и - , 18.07.2019 08:40
  • . N-155 - , 19.07.2019 20:16
  • . N-156 - , 21.07.2019 12:53
  • . N-157 Montes Scripturarum - , 03.04.2018 18:49
  • . N-158 - , 22.11.2016 18:28
  • . N-159 - , 08.04.2018 13:51
  • . N-160 - , 23.03.2016 06:44
  • . N-161 - , 06.04.2018 16:50
  • . N-162 - , 08.09.2016 08:06

: ←  551-600  601-650  651-700  701-746 

:

:

www.stihi.ru

/ .

2002 , .
, "" (2010), - "" (2010).

: 855
: 885
: 1191
: 35767

  • . N-79 - , 06.07.2016 19:18
  • . N-80 - , 12.06.2016 16:06
  • . N-81 - , 08.07.2016 08:37
  • . N-82 - , 07.07.2016 12:35
  • . N-88 - , 11.07.2019 21:28
  • . N-90 - , 18.01.2019 06:25
  • . N-91 - , 02.01.2019 16:04
  • . N-92 , - , 09.08.2016 20:11
  • . N-93 - , 22.02.2020 23:04
  • . N-94 - , 18.01.2019 18:01
  • . N-95 - , 16.02.2020 14:45
  • . N-99 - , 30.01.2019 19:01
  • . N-100 II - , 30.01.2019 09:15
  • . N-101 - , 28.01.2019 20:24
  • . N-106 - , 08.08.2019 09:17
  • . N-108 - , 06.02.2019 06:56
  • . N-109 - , 03.02.2019 18:04
  • . N-110 - , 03.02.2019 09:00
  • . N-112 - , 31.07.2019 21:36
  • . N-114 X - , 27.02.2020 09:53
  • . N-117 - , 31.01.2019 07:54
  • . N-119 , - , 12.07.2019 10:40
  • . N-126 - , 11.02.2017 16:51
  • . N-128 , - , 13.07.2016 21:52
  • . N-133 - , 22.01.2019 14:11
  • . N-134 - , 28.01.2019 07:01
  • . N-135 - , 24.01.2019 19:22
  • . N-136 - , 23.01.2019 18:05
  • . N-138 - , 29.10.2017 00:44
  • . N-139 II - , 12.07.2019 13:10
  • . N-141 - , 27.08.2019 08:49
  • . N-144 - , 28.10.2017 20:03
  • . N-145 III - , 18.07.2019 17:37
  • . N-146 - , 22.07.2019 08:50
  • . N-147 - , 04.09.2016 16:13
  • . N-148 - , 13.07.2019 11:24
  • . N-149 - , 18.07.2019 19:04
  • . N-151 - , 16.07.2019 07:09
  • . N-152 - , 15.07.2019 19:54
  • . N-153 Mora Sponsi, - , 21.04.2017 22:41
  • . N-154 и - , 18.07.2019 08:40
  • . N-155 - , 19.07.2019 20:16
  • . N-156 - , 21.07.2019 12:53
  • . N-157 Montes Scripturarum - , 03.04.2018 18:49
  • . N-158 - , 22.11.2016 18:28
  • . N-159 - , 08.04.2018 13:51
  • . N-160 - , 23.03.2016 06:44
  • . N-161 - , 06.04.2018 16:50
  • . N-162 - , 08.09.2016 08:06
  • . N-163 - , 21.07.2019 00:45

: ←  551-600  601-650  651-700  701-746 

:

:

www.stihi.ru

О поэзии Сергея Шестакова — Журнальный зал

 

Александр КАРПЕНКО. Поэт, прозаик, эссеист, ветеран-афганец. Член Союза писателей России, Союза писателей XXI века. Закончил спецшколу с преподаванием ряда предметов на английском языке, музыкальную школу по классу фортепиано. Сочинять стихи и песни Александр начал будучи школьником. В 1980 году поступил на годичные курсы в Военный институт иностранных языков, изучал язык дари. По окончании курсов получил распределение в Афганистан военным переводчиком (1981). В 1984 году демобилизовался по состоянию здоровья в звании старшего лейтенанта. За службу Александр был награжден орденом Красной Звезды, афганским орденом Звезды 3-й степени, медалями, почетными знаками. В 1984 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, тогда же начал публиковаться в толстых литературных журналах. Институт окончил в 1989-м, в этом же году вышел первый поэтический сборник «Разговоры со смертью». В 1991 году фирмой «Мелодия» был выпущен диск-гигант стихов Александра Карпенко. Снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. Живет в Москве.

О поэзии Сергея Шестакова

 

Сергей Шестаков отменно работает со словом. И не важно, ставит ли поэт знаки препинания в своих стихотворениях — его строки спаяны смыслом, перетекающим из строки в строку. Его словарь богат, образы — неожиданны, слов — ровно столько, сколько нужно, чтобы четко выразить свои мысли, — ни больше и ни меньше.
Поэзия Сергея Шестакова — почти «андеграунд» сейчас, подземная часть айсберга, ибо жесткий пессимизм мало популярен в народе, и даже блестящее качество стихов не всегда способно преодолеть эту бездну между честным и строгим писателем и читателем, склонным к «возвышающему нас обману». «Людям-бабочкам нравится праздник, энтомолог не смотрит на них…» — пишет Сергей в одном из своих стихотворений. Тем не менее, истинные поклонники русской поэзии ставят Сергея Шестакова в ряд лучших мастеров слова ХХI века.

 

а когда Господь отодвинет лиру,
ты услышишь хлопанье всех дверей,
и звезду Полынь поведут по миру
семь ее печальных поводырей,
и на небе маленькая прореха
разойдется, воздух вбирая весь,
ибо кончилось время для человека,
для всего, чем был он и что он есть…

 

Восьмистишия Шестакова очень емки. Пожалуй, по объему мыслей и образов они не уступят сонету, в котором строк почти в два раза больше. Очень любил восьмистишия Осип Мандельштам, особенно в воронежский, поздний период своего творчества. Герой Шестакова ищет смысл жизни человека вне творчества — и его не находит. Лира помогает человеку отвлечься от мыслей о смерти. Поэтому, пророчествует поэт, настанет час, когда «Господь отодвинет лиру». Ибо человек «одет» в свое творчество, пусть даже это будут «белые одежды». Теперь посмотрим на голенького.

Аннигиляция цвета

 

вот и настало время учиться цветным азам
что ж повторяй усевшись птицей на подлокотник
каждый охотник желает знать где сидит фазан
каждый фазан желает знать где стоит охотник
он-то и так запомнит как выгнется голос твой
и поплывут по нежным трепетным оробелым
красный оранжевый желтый зеленый и голубой
синий и фиолетовый ставшие белым белым…

 

«Учась цветным азам», поэт приходит к полному развоплощению цвета как такового. К его аннигиляции. Остается один белый цвет. Он же — черный. Конечно, Сергей Шестаков — прежде всего тонкий лирик. Свои восьмистишия он ласково называет «элегиями».

 

Ты слышишь: молчит даже почта сорочья
И в вышних — печали всея абонент.
И вешнего ливня сплошные отточья
Гудками короткими сыплются вслед,
И горько, и каждая ягода — волчья,
И жизнь холодна и пуста на просвет,
И сердце изорвано в синие клочья,
И нет Мандельштама, и Тютчева — нет…

 

Глубокий и глобальный пессимизм. Но это — только настроение, хотя и непреходящее. Философия поэта — цикличность бытия: начала и концы — сходятся. С непременным явлением Божьего лика. Может быть, поэтому Сергей Шестаков и пишет циклами: восьмистишиями-календариками. А вот Мандельштам и Тютчев — есть! Я готов поспорить на этот счет с поэтом. Они аллюзионно присутствуют в стихах Шестакова как эманация духа великих поэтов.

«Кровь чернил»

 

еще у тьмы и света нет имен
еще предметам не даны названья
еще от яви сон не отделен
и двух божеств невнятны очертанья
еще я мир в лицо не узнаю
еще не больше взгляда ойкумена
где колыбель волшебную мою
качают жизнь и смерть попеременно…

 

Вот картина начала мира, до сотворения. Мир еще не создан, но он творится непрерывно, каждую секунду. Но герой — уже есть. Ибо Слово было в Начале. Поэт — словно бы предваряет творение. Он — это тот, кто произносит Слово. «Еще у тьмы и света нет имен». Конечно же, задача поэта дать имена не названному. Бывает достаточно дать имя Свету, чтобы явилась и тьма, как мудро заметил Лао-Цзы. Но поэт — все равно стоит в центре создаваемой им Вселенной. У Сергея Шестакова это уже не антропоцентризм, а «поэтоцентризм». Настойчивая анафора «еще» обещает нам будущее, которого мы не ждали. Анкор, еще анкор! Преддверие — предчувствие — священнодействие.

 

написал перечеркнул
и рассеялись безвестно
свет небес подземный гул
бездна слева справа бездна
чуть присыпана песком
кровь чернил и словно милость
мир лежит черновиком
лучшего что не случилось

 

Комментировать не буду, потому что очарован первоисточником…

 

Когда в последней, темноокой,
Не отпускающей ночи,
Ночи пустой и одинокой,
Где все — чужие и ничьи,
Исчислен будет каждый колос,
И каждый жест сочтен и взгляд,
Быть может, этот малый голос
Не оправдают, но простят…

 

Тут в стихах Сергея Шестакова «экранирует» небезызвестная фёдоровская «философия общего дела». Ничто не должно быть забыто и пропасть даром. Иначе, зачем все это? Все должно быть взвешено, исчислено и оправдано. Или прощено. В своем творческом и философском максимализме Сергей Шестаков опирается не только на Николая Фёдорова, но и на Фёдора Тютчева. Вот, например, картина итога. Есть твердая тютчевская нота в этом стихотворении Сергея Шестакова. Оно словно бы продолжает «Последний катаклизм» Фёдора Ивановича:

 

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных.
Все сущее опять покроют воды,
И Божий лик отобразится в них.

 

Разрушение как предтеча благодати. Непрерывность бытия. Последний час природы, как первый. Начало, которое «чище» конца. Очищение исхода от ненужных напластований и неизбежность «вечного возвращения». Нулевой путь. Философская лирика Сергея Шестакова, помимо чисто эстетического удовольствия, дарит читателю массу всевозможных открытий. Вот, например, как поэт переосмыслил слова Экклезиаста о том, что «все проходит»:

 

как будто нас вселенная прочла
и странную устроила затею
смотри ты скажешь вот и смерть прошла
смотри отвечу вот и свет за нею

magazines.gorky.media

Шестаков, Сергей Алексеевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 февраля 2017; проверки требуют 39 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 февраля 2017; проверки требуют 39 правок.

Сергей Алексеевич Шестаков (род. 29 января 1962 (1962-01-29) года, Москва) — российский поэт и педагог.

Родился в семье преподавателя механико-математического факультета МГУ. Окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности механика в 1984 году. Работал геологом, ночным комендантом, инженером на оборонном предприятии, преподавал высшую математику в пединституте. C 1988 года — учитель математики средней школы. Автор и соавтор около ста статей по методике и проблемам преподавания математики в средней школе (опубликованных в журналах «Математика в школе», «Вопросы тестирования», «Математика для школьников», «Первое сентября» и др.) и более 80 учебных пособий. Серия интерактивных мультимедийных учебных пособий «Все задачи школьной математики» под редакцией С. А. Шестакова (издательство «Просвещение МЕДИА» совместно с издательством «Новый диск») получила диплом «Книга года 2003» в номинации «Мультимедиа». Отличник народного просвещения (1994), Учитель года Москвы (1994), лауреат грантов Правительства Москвы в сфере образования (2006) и в сфере наук и технологий (2008), победитель конкурса лучших учителей России (2015), проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Заслуженный учитель РФ (2004)[1].

Первый сборник стихотворений вышел в свет в 1993 году, первая журнальная публикация подборки стихотворений — 2003 год. Дипломы премии «Московский счёт» за лучшую поэтическую книгу года (2011 год — за книгу «Схолии», 2015 год — за книгу «Другие ландшафты», 2016 год  — за книгу «Короткие стихотворения о любви» — Специальная премия). С 2005 года — заместитель главного редактора литературно-общественного журнала «Новый берег» (Копенгаген)[2].

Стихотворения публиковались в журналах «Волга», «Звезда», «Знамя», «Нева», «Новый берег», «Новый журнал», «Новый мир», «Урал», «Шо», «Литературной газете», других периодических изданиях, альманахах и интернет-изданиях, переводились на английский, белорусский, венгерский, немецкий, украинский, французский языки. Автор шести сборников стихотворений: «Стихотворения» (М.: Весть-Вимо, 1993), «Стихотворения (вторая книга)» (М.: Христианское издательство, 1997), «Непрямая речь» (М.: ВОДОЛЕЙ PUBLISHERS, 2007), «Схолии» (М.: Atelier Ventura, 2011), «Другие ландшафты» (М.: atelier ventura, 2015), «Короткие стихотворения о любви» (М.: Водолей, 2016). В 2015 году вышел аудио-диск «Мысли Бо Фу» с песнями на стихи Сергея Шестакова, музыку к которому написала Анастасия Зеленина.

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.