Стихи ребенку 5 лет учить


Картотека по художественной литературе (старшая группа) по теме: Стихотворения для заучивания наизусть с детьми 5-6 лет

Стихи для детей для заучивания наизусть 5-6 лет

Учить стихи с детьми – дело не из легких! Для начала важно дать время малышу для того, чтобы он успокоился после активных игр. После этого вам нужно придумать достаточно вескую причину для чего ему вообще необходимо выучить тот, или иной стишок.

Аргумент «для развития памяти» ребёнка навряд ли убедит.  Из заучивания стихов нужно сделать весёлую и увлекательную игру, придав этому процессу соревновательный характер, или промотивировав малыша другим подходящим для него способом. Вы можете сказать, что учить стихи нужно для того, чтобы ребёнка потом взяли в школу. Естественно важно при этом, чтобы ребёнок очень хотел быстрее пойти в школу.

В процессе заучивания стихотворений, вы можете использовать любимые игрушки вашего ребёнка, разыграть с ними или между собой сценки по ролям. Притворитесь актёрами, которые разучивают пьесу или поиграйте вместе в «школу». Самое главное, чтобы ребёнку было интересно и весёло, а детская память, которая отличается очень сильной восприимчивостью, сама сделает своё дело!

СНЕГИРИ

Прилетели снегири!
Как их много: раз, два, три!
На дерево сели,
В окно посмотрели…
Выходи, Андрюша,
Посмотри, послушай,
Посчитай нас скорей:
Сколько у тебя гостей?
Пригласи нас в дом,
Угости зерном.
Поклюём пшенички,
И попьём водички…
Крыльями помашем –
И «спасибо!» скажем.

З. Орлова 

В ДЕТСКОМ САДУ

Детский сад, детский сад!
Ты всегда ребятам рад!
Ждут нас книжки и игрушки,
И шары, и погремушки…
В детский сад идём с утра.
Очень рада детвора.
Водим-водим хоровод:
Можно – задом наперёд.
Можно – прыгать и скакать,
И друзей своих позвать.
Поиграли и попели,
Отдохнуть на лавку сели…
А теперь, детвора,
Пообедать пора!

З. Орлова

ВОТ ТАК ПОМОГЛИ!

Мы на даче помогать
Будем с братиком опять!
Только к грядке подошла –
Ой, крапива обожгла!
Больно мне, но я не плачу.
Мы работаем на даче.
Полем, полем по порядку…
Разомлели от жары.
Оглянулись мы на грядку-
Ни морковки, на травы…

З. Орлова

ЧТО ПОДАРИТ ЛЕТО?

— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что ещё подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

В.Орлов

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я бы расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»

Э. Успенский

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Олег Бундур

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?

-Дождик, дождик, где ты был?
-Я по небу с тучкой плыл!
-А потом ты что – разбился?
-Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал —
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть —
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй —
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю…
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!

Кирилл Авдеенко

КОРАБЛИК

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.

На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы –
Четырнадцать мышат.

Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус –лепесток.

Ведёт кораблик утка,
Испытанный моряк.
— Земля! – сказала утка. –
Причаливайте! Кряк!

С.Маршак

МЭРИ

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет, —
Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!

С.Маршак

КУКУШКА

Вот птица лесная –
Зовётся кукушка.
В лесу она веточке каждой подружка.
Гусениц за день съедает она
Нисколько не меньше, чем весит сама!
Гусениц этих зовут «волосатые»,
Их не съедают другие пернатые!

Н.Грахов

nsportal.ru

Стихи для детей для заучивания наизусть

Учить стихи с детьми – дело не из легких! Для начала важно дать время малышу для того, чтобы он успокоился после активных игр. После этого вам нужно придумать достаточно вескую причину для чего ему вообще необходимо выучить тот, или иной стишок.

Аргумент «для развития памяти» ребёнка навряд ли убедит.  Из заучивания стихов нужно сделать весёлую и увлекательную игру, придав этому процессу соревновательный характер, или промотивировав малыша другим подходящим для него способом. Вы можете сказать, что учить стихи нужно для того, чтобы ребёнка потом взяли в школу. Естественно важно при этом, чтобы ребёнок очень хотел быстрее пойти в школу.

В процессе заучивания стихотворений, вы можете использовать любимые игрушки вашего ребёнка, разыграть с ними или между собой сценки по ролям. Притворитесь актёрами, которые разучивают пьесу или поиграйте вместе в «школу». Самое главное, чтобы ребёнку было интересно и весёло, а детская память, которая отличается очень сильной восприимчивостью, сама сделает своё дело!

А теперь привожу вам несколько любимых стихотворений, которые очень понравятся вам и вашим деткам! 

СНЕГИРИ

Прилетели снегири!
Как их много: раз, два, три!
На дерево сели,
В окно посмотрели…
Выходи, Андрюша,
Посмотри, послушай,
Посчитай нас скорей:
Сколько у тебя гостей?
Пригласи нас в дом,
Угости зерном.
Поклюём пшенички,
И попьём водички…
Крыльями помашем –
И «спасибо!» скажем.

З. Орлова 

В ДЕТСКОМ САДУ

Детский сад, детский сад!
Ты всегда ребятам рад!
Ждут нас книжки и игрушки,
И шары, и погремушки…
В детский сад идём с утра.
Очень рада детвора.
Водим-водим хоровод:
Можно – задом наперёд.
Можно – прыгать и скакать,
И друзей своих позвать.
Поиграли и попели,
Отдохнуть на лавку сели…
А теперь, детвора,
Пообедать пора!

З. Орлова

ВОТ ТАК ПОМОГЛИ!

Мы на даче помогать
Будем с братиком опять!
Только к грядке подошла –
Ой, крапива обожгла!
Больно мне, но я не плачу.
Мы работаем на даче.
Полем, полем по порядку…
Разомлели от жары.
Оглянулись мы на грядку-
Ни морковки, на травы…

З. Орлова

ЧТО ПОДАРИТ ЛЕТО?

— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что ещё подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

В.Орлов

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я бы расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»

Э. Успенский

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Олег Бундур

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?

-Дождик, дождик, где ты был?
-Я по небу с тучкой плыл!
-А потом ты что – разбился?
-Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал —
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть —
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй —
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю…
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!

Кирилл Авдеенко

КОРАБЛИК

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.

На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы –
Четырнадцать мышат.

Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус –лепесток.

Ведёт кораблик утка,
Испытанный моряк.
— Земля! – сказала утка. –
Причаливайте! Кряк!

С.Маршак

МЭРИ

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет, —
Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!

С.Маршак

КУКУШКА

Вот птица лесная –
Зовётся кукушка.
В лесу она веточке каждой подружка.
Гусениц за день съедает она
Нисколько не меньше, чем весит сама!
Гусениц этих зовут «волосатые»,
Их не съедают другие пернатые!

Н.Грахов

Здоровья и счастья вам, и вашим деткам!

Автор статьи: Кудринская Юлия

xn--b1agylgl8dr.xn--p1ai

Стихи для детей 4-5 лет

Папу спрашивает сын:

-Интересно. Почему

Уха два, язык один.

Ну, никак я не пойму?-

-Хорошо, что ты спросил.

Поясню, Илюша,

Чтоб ты поменьше говорил.

А побольше СЛУШАЛ!

***

Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.

***

Дед хотел уху сварить?
— Дед пошел ершей ловить?
А за дедом кот Лаврентий
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.

***

Ножки-ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы ручки роботали
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали, да смотрели
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком.

***

Зайчишка – трусишка
по полю скакал,
В огород забежал,
Морковку нашёл, сидит, грызёт.
Ай, кто – то идёт!

Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько, посмотрите,
Зайчиков скорей берите!

***

Дон – дон- дон
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Дон-дон-дон,
Загорелся кошкин дом.
Бежит уточка с ковшом,
Да ковш уронила,
Воду-то разлила.
Дон-дон-Дон,
Погорел кошкин дом.
Где теперь кошечке жить?

***

Гуси, вы гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!

***

Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.

***

Солнышко-ведрышко,
Выгляни окошечко.
Там малые детки
Ждут твоего света.
Лепешки валяют,
Тебя поджидают.

***

Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Беленький заинька
Елочку просил:
«Мятного пряничка
Зайке принеси!»
Белочка прыгала
В шубке голубой:
«Елочка, елочка,
Я пойду с тобой!»
Маленькой елочке
В комнатах тепло,
Заяц и белочка
Дышат на стекло.
Красные зяблики
Вьются у окна,
В теплой проталинке
Елочка видна.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:
«Елочка, елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Елочка, звени,
Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!
Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!»

***

Идет лисичка по мосту,
Несет вязанку хворосту,
Зачем ей хворост?
Печь топить.
Зачем ей печь?
Обед варить.
Зачем обед?
Гостей кормить.
А гости кто?
Медведь с женой, да еж, да кот
Да мы с тобой.

***

«На улице три курицы…»
С петухом дерутся,
В окошечко три девицы,
Смотрят и смеются.

***

Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей:-Посмотри!
Ты ведь мокнешь в луже…-
А она мне изнутри :
-Это ведь снаружи!
А внутри меня весна ,
День стоит чудесный!-
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю:-Повсюду мрак…
Не спастись от стужи!-
А она в ответ : -Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
-Что ж , сиди сама с собой!-
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой…
Дождь закончился давно.
Солнце — на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.

***

Если в нашей кухне
Долго- долго плакать
Станут в нашей кухне
Громко жабы квакать
Зацветут кувшинки
Зашумит осока
И придется в кухне
Строить мост высокий
Приходите по мосту
Гости дорогие
Приносите нам платки
Чистые, сухие.

***

Ночью темень ночью тмишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу
Мышкин к дырочке в полу
Жаль что в речке на воде
Нет следов твоих нигде
Только темень только тишь
Рыбка, рыбка ,где ты спишь?

***

Праздник осенью в лесу,
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила
Каждый листик золотой —
Маленькое солнышко,
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики…
Осень продолжается
Дома, дома у меня
Праздник не кончается.
Каждый листик золотой —
Маленькое солнышко,
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.

***

Длинноногий, босоногий
Шлепал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай
Был привязан к маме-туче.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Что гулять нам не даешь?
Вот когда уйдем мы спать,
Можешь лить и лить опять.

***

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

***

Вот такая высота!
Вот такая красота!
Как у нашей елочки,
В серебре иголочки,
Разноцветные шары,
Все ― на радость детворы!

***

Как же нравится всем детям,
Праздник — лучше всех на свете,
Что приходит в каждый дом,
И тепло оставит в нем.
Этот праздник — Новый год,
Радость людям всем несет!

***

Ярко огоньки сверкают,
Громко музыка поет,
По тропинкам и полянкам
Дедушка Мороз идет.

На плече мешок огромный —
Нам подарки он несет.
Будут танцы и веселье,
Ведь сегодня Новый год!

***

На санях и в теплой шубке
Мчится в гости Дед Мороз,
От мороза у Дедули
Покраснели щечки, нос.

Весело его мы встретим,
Скажем: «Елочка гори»!
Ждут нас хоровод, подарки,
Смех, веселье от души!

***

Каждый день с утра до ночи
Мы просили очень-очень:
— Подарите нам щенка!
Но напрасно, и пока
Был один для нас ответ:
— Не просите! Нет и нет!
…За окошком март-проказник,
Наступает мамин праздник.
Поздравляя с этим днем,
Мы торжественно несем
Нашей маме три цветка
И лохматого….
щенка!

***

Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка…
Если от клубники
Заалела грядка —
Верная примета:
Наступило лето

***

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

***

— Где вы прячетесь, улитки?
— В мокрых травах у калитки.
Утром пьем росу из флоксов,
В полдень дремлем у колодца,
Вечером, когда не жарко,
Расползаемся по парку.
Под березами без спешки
Объедаем сыроежки.

***

Пчелка золотая сладенький медок
Собрала, летая, в глиняный горшок.
Собрала, летая по полям, лугам,
Устали не зная, дар бесценный нам.
Собрала, не скрою, летнее тепло,
Чтоб оно зимою нас согреть могло.

***

— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что еще подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клены и дубы,
Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

***

Запахи трав, звоны кузнечиков,
Жужжание пчел и шмелей,
Урчание лягушек в болотцах беспечное,
Мычание коров с полей —
Ветер доносит мне все это радостно,
Волосы чуть шевеля,
И от того на душе моей сладостно
В жаркий полдень июльского дня.

***

Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки, рвет,
А в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.

***

Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес…

***

Мы гуляли, загорали,
Возле озера играли.
На скамейку сели,
Две котлеты съели.
Лягушонка принесли
И немного подросли.

***

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

***

Лег на берег плоский,
Видно выбился из сил.
За ночь отдохнул
От дел
И куда-то улетел!

***

Он по равнине мчался…
И вдруг…
Обрыв…
Сорвался…
Но он звенит, поет:
— Я рад,
что превратился в
во-
до-
пад!

***

До чего хорош денек:
Веет легкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
И не надо
Ни рубахи,
Ни чулок,
Ни тужурки,
Ни калош…
До чего денек хорош!

***

По тропиночке идет
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе,
Заплетенной туго.

***

Застегнут луг на все росинки.
Неслышно к ним пробрался луч,
Собрал росинки в паутинку
И спрятал где-то между туч.

***

Побелил туман
Березки
И ромашки побелил.

***

Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Опять трусы и майки
Лежат на берегу,
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!

***

С утра на лужайку
Бегу я с мячом,
Бегу, распеваю
Не знаю, о чем…

А мячик, как солнце,
Горит надо мной,
Потом повернется
Другой стороной

И станет зеленым,
Как травка весной.

***

Ура! Ура! Ура!
Прекрасная пора,
Когда приходит лето
И стоит жара.
Я в погожие денёчки
Не люблю сидеть в тенёчке,
Я люблю купаться тут:
Здесь есть пляж, песок и пруд.
Я купаюсь, я купаюсь,
И ныряю, и плескаюсь,
Вот немного отдохну
И всё заново начну!

***

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж
И его ежиха.

Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них —
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.

Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ…

***

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан

***

Был сынок у маменьки —
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою —
В медведицу бурую.

Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.

Он упадёт — «Ах, бедненький!» —
Его жалеет мать.
Умнее в заповеднике
Ребёнка не сыскать!

***

Как у нашей белки
Зубы очень мелки —
Маленькие, беленькие,
На орешке точены.
На снегу пометки —
Знать, скакнула с ветки.

***

Заболела наша кошка.
Не влезает на окошко,
Не играется с хвостом,
Не гоняет за клубком
И не скачет за мячом.
Буду я её врачом.
Я ей градусник поставлю.
Я возьму фонендоскоп.
Я её лежать заставлю,
Привяжу компресс на лоб.
Растворю в воде таблетку
И волью в кошачий рот.
Может быть, у нашей кошки
Разболелся вдруг живот?

***

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом.
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

***

Солнце летнее печёт,
Жарит, словно печка,
А под горкою течёт
Голубая речка!
Как бы с горки поскорей
Кубарем скатиться
И от солнечных лучей
В реченьке укрыться!
Там не жарит, не печёт,
Рыбки водят хоровод!
Удивительно везёт
Всем, кто в речке той живёт!

***

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

www.ejin.ru

Как учить стихи с ребенком 5 лет

Для одних детей выучить небольшой стишок - пара пустяков. Другие могут просидеть над ним же целый день, да так и не запомнить как следует. Опытные детские психологи и педагоги наверняка знают причину этого явления и обязательно дадут дельные рекомендации родителям. Слава Богу, у нас нет таких проблем. К пяти годам ребенок знает наизусть довольно большие стихотворения. Детские, разумеется. "Бородино" мы еще не учили :). Каждый раз, когда к нам приходят гости, они просят сына рассказать новое стихотворение. А он и рад стараться :). Взбирается на табуретку (это я его однажды на нее поставил, а ему жутко понравилось) и начинает декламировать, вызывая восхищение собравшихся. У присутствующих возникает естественный вопрос: как нам удалось к пяти годам выучить такие длинные стихи? Мне кажется, что я открыл маленький секрет. Готов поделиться.



Как обычно дети учат стихи и что они учат

Конечно, варианты возможны. Успех в заучивании зависит от того, как лучше ребенок воспринимает информацию. Кому-то лучше читать самому. Кому-то - слушать. Проблема в том, что в пять лет уверенно и бегло читать умеет далеко не каждый ребенок. Я сам, например, не умел. Обычно в этом возрасте главным поставщиком стихотворного контента являются взрослые - родители или бабушки, иногда воспитательницы в детских садах и развивающих центрах.

Но мы же ходили в развивающие центры. Там даются стишки длиной максимум 2-3 четверостишия. И то... какие-то они "не такие". То с рифмой проблема, то с ритмом. Например:

...По морям по океанам
Корабли плывут,
Нас ни штормы, ни туманы
Нынче с курса не собьют.

Я вот далеко не поэт и вообще не какой-нибудь литератор, но считаю, что во второй строчке для полной гармонии чего-то не хватает. Если не произносить слово "плыы--в--ууу-т" вот так - врастяг, то ничего хорошего не получится. А если произносить врастяг получается какая-то ерунда.

Мы с сыном договорились, что будем говорить слово "плывут" два раза. То есть:

По морям, по океанам
Корабли плывут, плывут...

Но воспитательница поправила его, заставив говорить "по написанному". Увы, чувство ритма, видимо, есть не у всех. 

А что это за бабушкино словечко "нынче". Как-то с "военным славным флотом" не очень сочетается. Еще бы написали "нонче". 

Одним словом, к стихам современных поэтов у меня лично очень много вопросов, если не сказать, нареканий. Правда, произведения наших классиков детской поэзии тоже иной раз вгоняют в ступор. Вот, например, известное стихотворение "Крокодил" знаменитого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского. 

Там есть такие интересные строчки... я бы своему ребенку такое в пять лет рассказывать не стал:

... Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков,
Но тебя, кровожадную гадину, 
Я сейчас изрублю, как говядину. 
Мне, обжора, жалеть тебя нечего:
Много мяса ты съел человечьего...

Может быть я зря наговариваю на классиков? А вот еще:

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Они что, хотят, чтобы мой ребенок по ночам вскакивал и орал от страха? Или стараются вовсю чтобы детские психиатры не дай Бог не остались бы без работы?

Одним словом, к выбору стихов мы подходим очень аккуратно. Самое первое короткое стихотворение мой сын выучил уже в полтора года. Он еще и говорить-то толком не мог, зато вовсю декламировал свой первый стишок. Мы выучили его совершенно случайно и даже как-то между делом. Когда малыш прыгал на кровати, я держал его за руки и повторял в такт его прыжков:

Улитка, улитка, выпусти рога,
Дам я тебе кусочек пирога.

И вдруг, через некоторое время он начал сам проговаривать его, прыгая по кровати. Конечно, половину слов было не разобрать, но идею он, что называется, ухватил.

С тех пор мы начали учить стихи между делом.

Например, собираем что-то из конструктора Лего, глаза и руки заняты, а язык свободен. И начинаем повторять что-то из ранее пройденного или учим новое. Каждый день продвигаемся вперед на одно-два четверостишия. Причем мы учим сразу несколько стихотворений чтобы было не так противно, скучно и однообразно постоянно долбить одно и то же. 

Самое длинное стихотворение, которое мы можем декламировать уверенно в возрасте пять лет, это "Кроты" Александра Екимцева. В нем не три-четыре четверостишия, а целых 19. Наберется еще десяток больших стихотворений, которые ребенок может подхватить лишь стоит произнести строчку. Причем, не только из начала, но и из любого места произведения.

Наше последнее достижение: "Луна и лентяй". Сейчас доучиваем. Думаю, через пару недель будем владеть им уверенно.

 

 

Легко учимые стихи, какие они?

Снова повторюсь, я не литературный критик. И не поэт. Просто считаю, что некоторые стихи учить гораздо проще, чем другие. Иной раз и правда попадается такое произведение, что легче застрелиться, чем выучить. Вспомните, например, стихи В.В.Маяковского. Следование ритму там зачастую достигается за счет пауз, присутствуют труднопроизносимые слова, которые и сам-то не выговоришь с первого раза, не то что ребенок.

К детским стихам вообще особые требования. Помимо правильного ритма и рифмы, они должны быть написаны простыми словами, понятными ребенку. Автор должен оперировать теми понятиями, которые нормально воспринимаются детьми в 5-летнем возрасте или около того. 

Иначе заучивание будет происходить исключительно механически на уровне звукоимитации. Ведь, по сути дела, и попугая можно научить говорить, но это не означает, что птица понимает то, что проговаривает. Она просто имитирует звуки человеческой речи.



 

И еще...

При заучивании стихов важно останавливаться и разбирать непонятные моменты, возможно, показывать фотографии. При первоначальном знакомстве с новым стихотворением сын обычно задает мне много вопросов. Например, когда мы учили стих "Петухи", наткнулись на такую строчку:

"стало холодно речушкам и полям еще не сжатым"... пап, а что значит "не сжатым". Пришлось объяснять сыну, что такое жатва, показывать фотографии. Таким образом, заучивание стихов превращается для нас в череду знакомств с новыми словами, понятиями. Зато потом, опираясь на зрительные образы, ребенок более уверенно декламирует. Это лучше, чем просто запомнить набор букв в незнакомом слове.

 

 

Секрет успеха в заучивании стихов

Прежде чем начать учить стихотворение, я сначала заучиваю его сам, рассказываю ребенку и спрашиваю, нравится ли оно? Иногда для вспышки интереса ему вполне достаточно интересного названия. Например, он несколько дней донимал меня, чтобы мы начали учить стих "Страшные звери". На самом деле он совсем не страшный, а смешной. Но название, что называется, зацепило.

Помимо самого текста, привлекающим и побуждающим фактором становятся иллюстрации к стихам. Я специально отыскиваю картинки из старых детских книг и показываю их сыну. Так мы выучили стихотворение "Дедушка-туман". 

 

 

Иногда просто стоит сказать, что новое стихотворение очень смешное, чтобы вызвать первоначальный интерес. Так мы сходу выучили короткое, но прикольное стихотворение "Несостоявшееся знакомство". В нем рассказывается, как дети хотели познакомиться с котом и что из этого вышло.

 

 

 

Но, безусловно, главным секретом успеха является то, что я сам знаю наизусть стихотворение, которое мы учим. Сначала рассказываю его сам. Потом оставляю последние слова в строчках, чтобы их произнес ребенок, потом оставляю ему целые строки и далее он начинает рассказывать стих без посторонней помощи. 

Главное при этом - не терять темпа. Если он остановился и чего-то забыл, я сразу подхватываю и мы движемся дальше. Как в парном конферансе. Если бы мне пришлось каждый раз искать в книжке то место, где запнулся ребенок, уверен, прогресс был бы менее заметен, как и интерес к продолжению рассказа. Про важность личного примера уж и не говорю. Это азбука педагогики.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок знал длинные стихотворения, будьте добры, сначала выучите их сами. Причем так, чтобы "от зубов отскакивало". От этого выиграют все участники процесса. Ведь тренировка мозга - она хороша в любом возрасте. И ребенка разовьете, и самим не помешает.

mark.kashkanov.com


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.