Стихи про снежного барса


Ирбис или снежный барс *


Высоко в горах, по грифам хребтов,
Где снег никогда не тает,
По горным изломам, среди шалых ветров,
Снежный барс одиноко шагает.
Лапы мягко касаются острых камней,
Длинный хвост балансирует сзади,
Острый взгляд пытливый, ему сверху верней,
Для добычи устроить засаду.
Одинокий и гордый властелин синих гор,
Не желает он жить на равнине,
Барс проворен, умен, энергичен, хитер,
Посвящают ветра ему гимны.
Когда солнце садится за уступы скал,
Белый снег становится синим,
Снежный барс на снегу свою песнь слагал,
Он легенды слагал, да былины.

Жаль если снежный барс перестанет существовать.

Барс

Ирина Рудинская

Барс охотится в снегу.
Дичь хватает на бегу.
Нрав у кошки нежный,
А окрасок - снежный.

Снежный барс ирбис

Каледина Наталья

Снежный барс живёт в горах
И ему неведом страх.
Как заправский альпинист,
По горам то вверх, то вниз.

Ходит он всегда один,
Гор и снега властелин.
Но, возможно, есть и друг
У него…А ну как вдруг
Дружат там из века в век
Барс и снежный человек?

Снежный барс...

Марина Асташина

Снежный барс - грациозный зверь,
Ловкий и опасный в своем прыжке.
Милые игры с ним опасны, поверь,
Гордый ирбис не ходит на поводке.

Исчезающая взрослая особь - теперь.
Лучше наблюдать за барсом вдалеке,
И, тогда не будет жизненных потерь,
Ведь, у ирбиса стремительный разбег.

Хищник необычно красив на вираже,
Очарование дарит серебристый снег.
Снежный леопард хорош и при луне.
Его беспощадно истребляет человек.

Жить в горных массивах по судьбе,
Жаль, что у животного короток век.
По-кошачьи тихо крадется на тропе,
С каждым днем становясь «мудрей».

Ирбис

Ольга Шалимова

Этот зверь живет в горах,
Снег и скалы обожает
И поэтому окрас
Эту гамму повторяет!

Из кошачьих! Словно снег,
Что по скалам гонит ветер
И в пещерах этот зверь
Хитро прячет малых деток...

Хищник! Горные козлы,
Антилопы и маралы
Ублажают аппетит
Серо - белого гурмана.

Если спросит кто его -
Как зовут? Скажите имя!
Он ответит (Ирбис), но
(Снежный барс) добавит "мило"!

Ирбис - Снежный барс

Рита Лященко

Серый дымчатый наряд,
Пятна чёрные пестрят.
Ирбис сказочно красив,
Этот вывод справедлив.

Тёплый мех, пушист покров,
Барса - щит от холодов.
Вниз с горы - метёт позёмка,
Летом вверх - до снежной кромки.

Вот ответ, за что у нас
Ирбис назван снежный барс.
Словно барс простой* размером,
Но приземистый он телом.

Ноги коротки, а хвост
Меньше метра, очень толст.
Служат логовом пещеры
Иль расщелены в ущельях.

Ночь, охота за копытным,
Самка, детки будут сыты.
Но бывает - не везёт,
Зайцев и сурков найдёт.

Коль пастух стада ведёт,
С горных пастбищ зверь уйдёт.
Зверя дикого теснят,
Пищи ирбиса лишат.

Барса бьют за дивный мех,
Нелюдям их смерть не грех.
Он давно уж очень редкий,
Их убийцам место в клетке.

*Леопарда называют барсом.

Ирбис

Тамара Евлаш

Ирбис мельче леопарда, но плотнее сложен.
Обитает он в горах, очень осторожен.
На альпийские луга спустится и снова
Возвращается он в сой снежный край суровый.
Одинокий образ жизни быстрый, сильный хищник.
Он в стремительном броске добывает пищу.
Крупными копытными ирбисы питаются
И пищухой, куропаткой закусить случается.
Горные козлы у них главная добыча.
На уступах скал зверей стережёт обычно.
А остатки трапезы ирбисы бросают.
Грифы, волки и медведи после подбирают.
Серо - дымчатый окрас кольцевые пятна
Чёрные, нагрудник белый, снежный барс опрятный.

Ирбис

Тамара Евлаш

На альпийские луга
Спустится и снова
Возвращается в снега,
В горный край суровый.
Серо-дымчатый окрас
Кольцевые пятна.
Снежный барс!
Нагрудник белый
Выглядит опрятно.

Снежный Барс

Юрий Парфенов-Невский

Прыгать, лазать по горам
Он не трусит ни на грамм.
Белый с пятнами окрас
Носит шубу Снежный Барс.

veravverav.blogspot.com

Снежный барс ~ Стихи (Лирика пейзажная) ~ Фома Неверящий (Кутышев Евгений)

Снежный барс

Земную кору сминая,
Мезозоя сгинула эра.
Вулканами возвышаясь,
Кайнозоем отрезана мера.

Дрейфуют мега-платформы,
Сталкиваясь в океанах,
Горы растут упорно,
Не ведая меридианов.

Земля в Галактике корчится,
Космос молчит немой.
Век динозавров кончился,
Что нам дано судьбой?

***

Азия – континентом-глыбою,
Тянь-Шань с Памиром - загадка.
Кунь-Лунь недоступною дыбою,
Тибет затерянный в складках.

Хребты Гималаев - стоики,
Рерих... - холсты-пейзажи.
Гиндукуш, Карокорум - воины,
На Бога воротах - стражи.

Сиянием - «шапки» и снежники,
Воздух сухой – плоскогорья,
Пустыни - барханы безбрежные,
Застыли гранитом нагорья,

Магмы - кристальная лава.
«Стена неприступная Бреста» -
Точкой смерти и славы,
Вершина стоит Эвереста.

Пять ледников – Чогори,
Коварна удача? - не суть...
Лавин Канченджанги - горе,
Не раз оборванный путь.

Дхуалагири - троги,
Гордый – Нангапарбат,
В небо тропы – дороги,
Вещий и грозный набат.

Аннапурна, как песня,
Вступивший идёт вперёд,
Долины тёмные - смерти,
Трещины, гледчерный лёд,

Ущелья – крутой вертикалью,
Базальтовых глыб камнепад,
Реки — пенной спиралью,
Струями бьёт водопад.

Озёра - прозрачно-сини,
В скупом убранстве лугов.
Искрит бриллиантами иней
Вдали от родных берегов.

Алые маки - не розы...
Тропический лес Макалу,
Бураны укутали Лходзе
В туманы и белую мглу.

***

Обитель снежного барса
Теряется в этих горах.
Кто-то, когда-то видел,
Мечты разметало в прах.

На ледниках встречали
Глазу невидимый след,
В пенатах Будды искали.
В расщелинах - только снег.

Шаги осторожны «Вишны»,
Эхо, возможно, слышней.
Ирбис, как будь-то Всевышний,
Среди четвертичных зверей.

Тенью лёгкой мелькает,
Стрелою - мигом прыжок,
Молнией к небу взмывает,
С обрывов в бездну - бросок.

Пики — убежище Марса,
Солнце пылает костром,
Мир таинственный барса -
Монаха-отшельника дом.

Голые камни – судьи,
Горы лишь знают о нём,
С ним не встречаются люди -
«Низко» мы слишком живём.

***

Но есть чудаки такие -
Вверх упрямо идут,
Лезут они в стихии,
Позёмки им оды поют.

В кровь, обдирая руки,
Крючья вбивают в породу,
Бесстрашно, презревши муки,
В ненастье, в любую погоду.

«Снежные барсы» - званьем -
Штурмуют, презревши страх,
В связке - к неведомой тайне,
В «семи» замерзая «ветрах».

Встреча почти случайна,
Жизнь - одна на двоих.
Тут не попятишься - майна! -
Вместе «накрыло» их.

В бездну – приняли горы.
Лавину – нельзя обогнуть,
С судьбой бесполезны споры,
Судьбу нельзя обмануть.

www.litprichal.ru

По следам ирбиса- снежного барса! ~ Проза (Статья)


Друзья!

На территории Горного Алтая обитает редкий хищник! Неуловимый и красивый, прыгучий и не боящийся острых скал. Это- снежный барс, охраняемый во всем мире!
В России он тоже под защитой! И даже каждому зверю присвоено индивидуальное имя- Крюк, Южанка, Кулагаш, Югур и другие- и он имеет свой бессрочный аспорт.
«Партнерство WWF России и компании Pernod Ricard Rouss началось в 2015 с программы "Сохрани своего ирбиса" в Республике Алтай. Для борьбы с браконьерством на редкого хищника было решено действовать не полицейскими методами, а, прежде всего, воспитывать бережное отношение к снежному барсу, вовлекая местных охотников Алтая в охрану ирбиса.
Жители высокогорных отдаленных сел в местах обитания ирбиса становятся добровольными помощниками инспекторам и научным сотрудникам в деле сохранения редкого хищника. Сельчане подписывают соглашение и отказываются от браконьерства (установки незаконных проволочных петель и капканов), получают технику, полевую одежду и проходят обучение работе с фотоловушками. За каждым охотником закреплен участок от 40 до 123 тысячи гектаров, всего под охраной участников программы около 10 ирбисов. Совершая один-два рейда в месяц по территории, охотники ищут следы снежного барса, устанавливают камеры, меняют карты памяти и аккумуляторы в фотоловушках, снимают петли и капканы, сообщают о природоохранных нарушениях.
Если в конце года снежные барсы продолжают фиксироваться фотоловушками, каждый участник получает вознаграждение равное стоимости от продажи шкуры ирбиса. Если охотник будет пойман на браконьерстве, он навсегда исключается из программы.
Карта местообитаний снежного барса в России
К природоохранной деятельности привлечено пятеро охотников высокогорных отдаленных сел Аргут и Джазатор в самом сердце земли снежного барса. Отказавшись от браконьерства на ирбиса, охотники становятся добровольными помощниками в деле сохранения редкого хищника.
Проведено 11 антибраконьерских рейдов в долине реки Аргут и на хребте Чихачева. Снято и уничтожено 85 запрещенных браконьерских проволочных петель
Зафиксировано восстановление группировки ирбиса в долине реки Аргут- 2016 год. Разработана первая в России онлайн информационная система учета снежных барсов «Ирбис».
Усовершенствована и обновлена система учета снежных барсов «Ирбис». Электронная база данных представлена специалистам России, Казахстана, Кыргызстана и Монголии и получает одобрение экспертов.
Расширена территория реализации программы «Усынови своего ирбиса»: помимо долины реки Аргут под охрану местных жителей взяты плато Укок и природный парк «Ак Чолушпа».
Установлено 25 фотоловушек и получено более 1000 изображений, из которых 200 кадров снежного барса.
Оперативная группа Сайлюгемского нацпарка обеспечена полевой одеждой для рейдов в зимних условиях высокогорья».
…Эти данные взяты мною с сайта организации WWFРоссии, сотрудники которой не только пропагандируют необходимость сохранения редкого зверя, но и всемерно участвуют во всех проводимых зоозащитниками мероприятиях.
Удачи вам, друзья!
Вл.Назаров
*************************
 КАЖДЫЙ ИРБИС У НАС ИМЕЕТ СВОЕ ИМЯ!..
Добрый день!
Как вы уже знаете, в России не более 90 снежных барсов. А сколько их в мире? В каких еще странах они живут? Чем питаются? Есть ли у них имена? В этом письме я расскажу вам интересные факты об этих диких котах, покажу, как выглядит «досье» на барса и поделюсь очаровательным роликом с фотоловушки. Итак...
Интересные факты о снежных барсах:
Хвост ирбиса достигает 1 метра в длину. Он одновременно служит зверю «рулем» во время прыжков по скалам и «одеялом» холодной зимой.
Мех зверя плотный с густым подшерстком: 12 см — длина меха на животе, 5 см — на спине и боках.
Вес взрослого ирбиса 35-55 кг. Самцы крупнее самок.
Беременность самки длится 3,5 месяца. От 1 до 4 котят рождается весной или в начале лета.
Продолжительность жизни барса в дикой природе составляет 10-12 лет.
Ирбису необходимо 2,5 кг мяса в день. И вот на кого он любит охотиться: сибирский горный козел, косуля, кабарга, заяц, марал, сурок, аргали, птицы. Один козерог обеспечит ирбиса мясом на неделю.
Нападает из засады, но не может долго преследовать добычу.
100-500 кв. км – площадь индивидуального участка ирбиса, участки могут пересекаться с другими особями

В среднем ирбис живет на высотах от 1500 до 4500 метров над уровнем моря, крутые каменистые скалы – таковы места обитания снежного барса.

Снежный барс (Panthera uncia) занесен в Красный список Международного союза охраны природы в категории «уязвимый» и Красную книгу РФ в статусе «находящийся под угрозой исчезновения вид на пределе ареала". Охота на снежного барса запрещена во всем мире.
12 стран являются местообитаниями ирбиса в мире: Россия, Монголия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Непал, Индия, Бутан. Больше всего ирбисов в Китае.2 стран являются местообитаниями ирбиса в мире: Россия, Монголия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Непал, Индия, Бутан. Больше всего ирбисов в Китае.2 стран являются местообитаниями ирбиса в мире: Россия, Монголия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Непал, Индия, Бутан. Больше всего ирбисов в Китае.
В 2015 году в России создана первая электронная система учета снежных барсов «Ирбис». Она содержит информацию о 63 изученных на сегодня особях. База данных содержит изображения с фотоловушек, характерные особенности барсов, места и время встреч особей, информацию о котятах и многое другое. Пользоваться ей и заносить туда данные могут только природоохранные специалисты.
А как обстоят дела с барсами в мире?
4000 барсов — это много или мало? Нужно всего 2 поезда, чтобы перевезти такое количество пассажиров в метро. Именно столько ирбисов живет на Земле. Нет, это не опечатка: осталось около 4000 особей снежного барса во всем мире. А именно: в Афганистане, Бутане, Индии, Казахстане, Китае, Кыргызстане, Монголии, Непале, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане и России.
На сегодняшний день исследовано лишь 14% территорий обитания этих скрытных хищников, которые остаются одними из самых малоизученных диких кошек на планете. Для того, чтобы восполнить этот пробел, WWF России и WWF Монголии начали совместную работу по мониторингу ирбисов на пограничных территориях. Общие масштабные учеты будут проходить один раз в два года. Прошлой осенью для этого уже были расставлены фотоловушки с монгольской стороны Восточного Саяна. В ближайшем будущем мы планируем объединять наши знания, подходы и новые технологии для того, чтобы сохранить редчайшего дикого кота.
Снежный барс — несомненно, грозный хищник. Но иногда он ведет себя как простой домашний кот. Я хочу показать вам это короткое видео с фотоловушки в национальном парке «Сайлюгемский». Барс настолько очаровательный, что от него невозможно оторвать глаз.
Серякова Марина.
Координатор программы «Сторонники WWF России».
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров.
Нефтеюганск
18 ноября 2019 года.

www.chitalnya.ru

Занимательные факты (старшая группа) по теме: Собранные легенды и мифы про снежного барса

Легенда о снежном барсе

Это было в одиннадцатом веке. Святой монах Миларепа странствовал по горам Тибета, останавливаясь на ночлег в небольших пещерах. Как то раз монах зашел в отдаленную деревню в горах, где пробыл некоторое время, беседуя с её жителями и читая им свои стихи. Впрочем, монах избегал подолгу оставаться среди людей, предпочитая одиночество, чтобы не поддаться мирским влечениям.

Миларепа покинул деревню, и удалился в пещеру в горах, носившую название "Пещера завоевания демонов", несмотря на уговоры местных жителей остаться - ведь была зима, и жить в пещере было невероятно трудно из-за холода и отсутствия пищи. Сразу после его ухода пошел сильный снег, который не прекращался в течение восемнадцати дней и ночей, завалив все окрестности, и отрезав пути ко всяческим перемещениям по горам до весны. Ученики Миларепы, оставшиеся в деревне, были уверены, что их учитель погиб; они исполнили все необходимые ритуалы, и когда настала весна, отправились на поиски его тела.

Проделав длинный путь, после долгих поисков в горах, они присели отдохнуть, и заметили снежного барса, который вышел из пещеры неподалеку, и поднялся вверх по скале. После этой встречи ученики были уверены, что хищник убил их учителя. Добравшись до пещеры они заметили, что следы снежного барса перемешаны с человеческими следами. Приблизившись, ученики услышали пение монаха, доносившееся из пещеры, и начали гадать - возможно, какие-то охотники зашли сюда, и поделились с Миларепой пищей. После встречи монах спросил учеников - по какой причине они так долго добирались к пещере, после того как расположились на отдых. Ученики были в замешательстве - ведь во время своего путешествия по горам они не встретили ни одного живого существа, кроме снежного барса. "Я и был этим снежным барсом", ответил монах. На вопрос учеников - как же Миларепе удалось продержаться без пищи и воды такой длительный срок, учитель ответил, что некоторое время назад, находясь в состоянии медитации, он встретил жителей деревни, которые передали ему большое количество еды.

Ученики были поражены - сопоставив даты они поняли, что видение монаха совпало с ритуалами, которые они исполнили в деревне, будучи уверенными в смерти учителя.

   

Легенда горного Алтая

Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле... Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах.

Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться.

Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви сдвинулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.

С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.

Прошли годы. В горах появилось странное существо - большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны. Духи помогли принцессе заколдовать источник. Она опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Принцесса помогала людям. Она не могла сама стать кошкой, чтобы уйти к своему нареченному. Она была только человеком.

Мумия Алтайской принцессы была найдена новосибирскими археологами. Тело принцессы было хорошо забальзамировано и целиком сохранилось в вечной мерзлоте.

Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

 

Легенда  "Хозяин гор" - ирбиш

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» - ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом - это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

 

 Предания

1.        На севере Непала существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал в Мананге запрещает горным пастухам жарить мясо, так как иначе бог гор пришлет свою "собаку" (то есть снежного барса), и потери домашнего скота будут неизбежны.

2.        В районе Долпо на севере Непала рассказывают, что великие ламы часто уходят в горы Тибета, превращаясь в снежных барсов, для сбора лекарственных трав. Местные жители верят, что снежные барсы принимают на себя пригрешения, допущенные ими в прошлых жизнях, и наносить вред этим животным, а особенно убивать их, означает принимать эти грехи на себя. В настоящее время численность этих красивых животных катастрофически мала. Снежный барс находится на грани полного уничтожения.

3.        В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса - богатство», предсказывали народные приметы.

4.        Барс символ храбрости, чести и благородства. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

5.        Издревле барсы являлись тотемами не только у тюркских, но и у других народов. Среди археологических находок нередки различные ювелирные украшения типа браслетов в виде фигурок барса, бронзовые статуэтки мужчины или женщины верхом на барсе, причем женская фигурка - с ребенком на руках. Нередко барс изображался крылатым и рогатым, что являло его связь не только с землей, но и с небом и, видимо, считалось приметой избранности и счастья.

6.        В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

7.        У вахов - этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, - существует верование в горных духов «Пари» - женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

8.        Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать - Беги вела свою родословную от мифических предков - барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», - писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.

9.        В древних шаманских ритуалах Монголии, которые позднее стали частью ламаизма, шкура ирбиса, позволяла шаману общаться с высшими духами.

10.     Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю - и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

11.     На Памире, в районе северного Пакистана, распространена такая легенда о барсе. Пастухи считают, что пастбища являются мистической, наполненной духами областью. Эта область называется "мергич" и управляется так называемыми "мергичам" - духами, которые помогают пастухам находить хорошие пастбища и охотничьи угодья. Мергичам помогают только тем пастухам, которые соблюдают законы и традиции мергич. Духи часто приходят на помощь пастухам в обличье животных. Наиболее могущественным и почитаемым животным мергич является снежный барс. Считается, что без помощи снежного барса охотник не может добиться успеха. Местные жители считают ирбиса равным себе существом, достойным всяческого уважения.

12.     Еще в VII веке предки казанских татар - волжские булгары - считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями.

                                                  
                         Снежный барс. Мифы и легенды

 

Китай

В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

Монголия

В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство»,  предсказывали народные приметы.

В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.

Индия

Жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, –  существует верование в горных духов «Пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.

Казахстан

Одним из образов сакско-скифского звериного стиля являлся снежный барс, как закономерное выражение мировоззрения кочевых племен, особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Барс в мифологических представлениях был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

 

Кыргызстан

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали в могильных эпитафиях древние кыргызы.

 

Россия

Тувинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями. Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях, изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Изображения ирбиса зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что  встреча с ирбишом – это  предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.

Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю — и уже иной... Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

Еще в VII веке предки казанских татар — волжские булгары — считали крылатого барса  символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости — крыльями.

 

Узбекистан

По преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

 

 

 

 

nsportal.ru

Стихи про барса | KidsClever

Стихи > Стихи про животных

Детские стихи про барса. Снежный барс - это крупное хищное млекопитающее, которое относится к семейству кошачьих, обитает в горных массивах Центральной Азии.

 

Стихи про барса

Лапа когтистая снежного барса 

с крыши свисает в начале весны. 

Как в Подмосковье сей зверь оказался? 

Чудо природы, фантазия, сны? 

 

Может, сбежал он из зоопарка 

и по ночам пробирался в тайгу? 

Что ж, направление верно, рязанка, 

крыша при чём здесь моя, не пойму. 

 

Стал я теперь проходить осторожно, 

чтобы его невзначай не спугнуть. 

Пусть отдохнёт перед дальней дорожкой… 

Скоро растает вдали: «В добрый путь!»

 

***

 

В долине Большой Уры

Скалистой, с острыми камнями

Где даже не растут цветы

Там барсы снежные гуляют.

 

Природа одарила их

Такой красою неземною,

Что лучезарный облик их

На склонах гор всегда с тобою.

 

И не близка дорога к ним,

К вершинам скал непокоренных

Ведь царь зверей всегда на них,

А путь туда непревзойденный.

 

Средь гор высоких водопад

Стремится вниз упасть стрелою

Внизу козлы и снежный барс,

Все наслаждаются водою.

 

В тумане сумрачном, в дали,

Среди лесов дремучих

Взошел к вершинам царь земли,

Ведь это барс могучий.

 

***

 

Я снежный барс. Я ловок и хитёр.

Мне не к лицу сомнения и жалость.

Холодный разум дьявольски остёр,

Ещё острей, чем два клыка-кинжала.

 

Мой мех прекрасен, впору королям,

И короли готовы на расходы, 

Но я уйду от ваших ловчих ям,

Не посрамив достоинства Природы.

 

Я вижу как в оптический прицел 

Вы жадно изучаете распадок 

Начнём игру? Ведь я давно созрел,

А крови вашей вкус пьяняще сладок!

 

Я не жесток, но мне неведом страх,

А сердце бьётся ровно и спокойно,

И я не убегаю впопыхах,

Коль смерть придёт – приму её достойно.

 

Ну что ж вы там - пора бы нападать!

Вас не спасут капканы и винтовки

У вас приказ - живым меня не брать - 

Не поддаются барсы дрессировке.

 

Я вас убью. Убью по одному,

Без жалости и лишних сантиментов,

Потом забуду. Сердцу и уму

Нет радости от будничных моментов.

 

Потом залижем раны, а потом,

Повсхлипывав, как маленький ребёнок,

Я покружусь котёнком за хвостом

Ведь я в душе по-прежнему котёнок…

kidsclever.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.