Стихи пастернака во всем мне хочется дойти до самой сути


703. Во всём мне хочется дойти до самой сути (Марина Цветаева, Борис Пастернак)


Быть нежной, бешеной и шумной,
– Так жаждать жить! –
Очаровательной и умной, –
Прелестной быть!

Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины…
– О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!

Стать тем, что никому не мило,
– О, стать как лёд! –
Не зная ни того, что было,
Ни что придёт,

Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.

Браслет из бирюзы старинной –
На стебельке,
На этой узкой, этой длинной
Моей руке…

Как зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,

Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.

Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи…
– Все шалости свои, все бури
И все стихи!

Моё свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.

И не раскроются – так надо –
– О, пожалей! –
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей –

Мои опущенные веки.
– Ни для цветка! –
Моя земля, прости навеки,
На все века.

И так же будут таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.

1913


Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.

1956

lib.rmvoz.ru

Б Пастернак "Во всём мне хочется дойти" + анализ

Борис Пастернак известен не только как поэт-лирик, но и как поэт-философ, пытающийся найти место под небом и живым взойти на плаху познания. Поиск сути бытия хорошо заметен в стихотворении «Во всём мне хочется дойти», написанном Пастернаком в 1956 году.

Уже в первых строках видно, что Борис Леонидович не готов довольствоваться часть, а желает познать целое, увидеть суть жизни:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Автор не разделяет работу, сердечную смуту и поиск пути – это ноты одной мелодии и она должна звучать понятно и гармонично. В переплетенье нот бытия и пытается разобраться, дойти до сути, Пастернак.

Для этого требуется узнать сущность протекших дней, найти их причину, корни и сердцевину, иначе ответ не будет полным. Узнав сущность происходящего, можно делиться с ней в стихах и прозе, открывать читателю новые мелодии познания и стать для него компасом и ориентиром в жизни.

Автор не просто ищет свою истину и желает поделиться с ней, но и призывает другим искать сущность бытия для себя. Это поможет достойно прожить жизнь, сделав предназначенное свыше, но при этом всегда оставаясь живым.

Поэт хочет не терять нить поиска, параллельно с этим совершая открытия, продолжая любить, думать и чувствовать. Не всё можно увидеть, понять и передать другим сразу, для этого требуется время, призвание и самоотдача. В качестве примера Пастернак показывает своё желание написать о свойствах страсти, которая живёт в душе каждого, но далеко не всем открывает своё истинное понимание.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

В стихотворении, анализ которого я провожу, Пастернак говорит, что в стихах должна отражаться жизнь во всей полноте красок. Поэзия войдёт в душу читателя, если в ней будут раскаты грома и дыханье мяты. Если строки пишутся сухо, а автор не может понять причин и цели сочинительства, то поэзия не будет востребована – она родится мёртвой и не сможет ожить в сознании читателя.

Пастернак в стихах призывает искать смысл жизни, во все моменты оставаться человеком и учиться оценивать свой жизненный путь. Призыв направлен и обычному читателю и коллегам по поэтическому цеху.

Найти суть жизни дано не всем, но оставаясь в вечном поиске можно увидеть всполохи истины и достичь гармонии. Относительно творческого человека это правило обязательно, иначе писать будет не о чем и передать следующим поколениям нечего.

Рифма стихотворения гармонична, строки легко запоминаются, но при всей напевности они скрывают в себе глубокий смысл, который и пытается нам передать в гармонии лирики великий русский поэт.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.

1956 год

Предлагают также песню на стихи в исполнении Валентины Толкуновой.

stihirus24.ru

Пастернак - Во всем мне хочется дойти (из альбома Доктор Живаго) чит. А.Прошкин

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

http://pishi-stihi.ru

staroeradio.ru

Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти» Пастернака

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти” – одно из тех, которые автор посвятил глубоко волновавшей его теме: роли поэта в обществе. Краткий анализ “Во всем мне хочется дойти” по плану поможет ученикам 7 класса разобраться в сути идей, вложенных Пастернаком в это произведение. Разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – произведение написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Издано оно уже после его кончины в посмертном сборнике “Когда разгуляется” (1961 год).

Тема стихотворения – формула творчества, возможность достичь совершенства в выбранном занятии и отсутствие пределов для этого совершенства.

Композиция – трехчастная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниями поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, и последние четыре – это метафора о возделывании сада и вывод.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо”.

Метафоры “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука”.

Сравнение“стихи как сад”.

История создания

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти” написано в сложный для Пастернака период, когда все литераторы ополчились на него, стали оппонентами. И вот в 1956 году поэт пишет стихотворение-размышление о судьбе творчества. Это произведение было создано именно из раздумий о своей судьбе и сути своего творчества.

При жизни Пастернака оно так и не было опубликовано, впервые появившись перед читателем только в 1961 году в посмертном сборнике его стихов “Когда разгуляется”.

Тема

Пастернак всегда много размышлял о творчестве, пытаясь вывести его формулу. И вот в этом произведении он рассматривает составляющие своего творчества, говорит о том, что он стремится к совершенству. И все же поэт пока не видит себя как по-настоящему талантливого литератора, считает, что ему есть к чему стремиться. И продолжает работать над собой.

Композиция

Состоящее из десяти строф стихотворение разделяется на три части.

Первая – это три строфы, открывающие душу поэта. В них он рассказывает о себе, о том, как именно от живет и особенно – как творит.

Вторая часть – следующие три строфы – посвящена страсти, которая разгорается между людьми. Эта тема всегда была одной из важных в его творчестве, так что Пастернак отводит ей большое место в своем программном произведении. Его лирический герой – это философ, размышляющий о природе страсти и выделяющий тему любви как одну из заглавных в литературе.

Третья часть – это завершающие строфы. Проводя сравнение между творчеством и возделыванием сада, поэт, по сути, описывает свои принципы создания стихов. В последней строфе он подводит итог, говоря, что рожденное стихотворение – это и достижение, и тетива, с которой готовы сорваться новые поэтические строки.

Жанр

Пастернак вообще отдавал предпочтение философской лирике – это произведение относится как раз к такому жанру. Поэт размышляет о природе творчества, его сути и проблемах.

Для раскрытия этой идеи он использовал свои любимый размер – ямб, в котором в правильной последовательности чередуются двух- и четырехстопные стоки. Чередуется и рифма – мужская с женской. Благодаря созданному таким образом впечатлению воздушности, кажется, что это произведение – просто мысли вслух.

Средства выразительности

Поэзия Пастернака всегда была метафоричной, не отказался он от использования любимого тропа и на этот раз. Но в стихотворении есть и другие художественные средства:

  • Эпитеты “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо”.
  • Метафоры “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука”.
  • Сравнение “стихи как сад”.

Все они работают на то, чтобы выразить самую суть идей поэта, наиболее ярко и в то же время просто донести до него читателя его душевную смуту и показать степень искренности.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 30.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути»

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

⦁ Описывается принцип творчества: «Во всём мне хочется дойти // До самой сути … »
⦁ Творить — значит «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья».
⦁ Творчество — сад, который нужно возделывать: «в стихи б я внёс дыханье роз».
⦁ Поэзия должна попадать прямо в душу.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: назначение поэзии.
⦁ Идея: высота поэзии, которой достиг поэт, не предел, потому что предела совершенству не существует.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Метафоры: нить судеб, игра и мука торжества.
⦁ Олицетворение: дыханье роз.
⦁ Сравнение: разбивал стихи, как сад.

Тема поэтического вдохновения, назначения поэта и поэзии, тема призвания волновала Пастернака на протяжении всей его жизни. Это отражено в стихотворениях разных лет: «Определение поэзии» (1919), «О, знал бы я, что так бывает … » (1932), «Гамлет» (1946), «Во всём мне хочется дойти до самой сути … » (1956), «Быть знаменитым некрасиво… » (1956) и др.

Обратимся к стихотворению Пастернака «Во всём мне хочется дойти… », которое, несомненно, можно рассматривать как осмысление жизненного и творческого пути. В то же время это философское размышление о жизни вообще, о той судьбе, которая сложилась, и той, которая могла бы быть; о возможности иного пути в поэзии.

Удивление от обладания «таинственным даром речи»! не покидало Пастернака никогда. С годами его поэзия всё больше наполняется той глубинной философской мудростью, для выражения которой лучше всего подходят простые, ясные и совсем обычные слова. Но тень сомнения всё же иногда проскальзывает в его стихах: так ли распорядился он тем бесценным даром, который был ему уготован? И не потому ли мука «достигнутого торжества» не даёт поэту покоя?

Послушаем выразительное чтение стихотворения.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Обратимся к теме стихотворения, Она не вызывает у ребят сомнения – назначение поэзии, смысл жизни поэта.

— А какова его главная идея? В чём поэт видит смысл своей жизни?

Всё подчинено стремлению выразить с наибольшей силой самое сокровенное, открыть душу — жизнь поэта на грани и за гранью возможного, на пределе чувств, мыслей, дыхания. И это не просто слова, не только поэтическое кредо, а сама жизнь, отраженная в стихах, подтверждённая каждым шагом, каждой строкой:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Цель поэта не только в том, чтобы проникнуть в суть жизненных явлений и событий, понять их, донести до читателя, но и в том, чтобы разобраться в себе, в своей душе, познать самого себя, вечный поиск смысла жизни, поиск истины.

Дойти до главного, самого важного, доискаться до истины во всём: «в работе» — творчестве; «в поисках пути» — пути к миру и к самому себе; «в сердечной смуте» — мире собственных чувств и постоянно меняющемся душевном состоянии.

Трудно не согласиться с Н.Я.Мандельштам: «Работа поэта — самопознание, он всегда ищет разгадку жизни своей»

— Каким предстаёт перед нами поэт? Что это за человек? В чём его особенность, непохожесть на обычных людей?

Поэта не могут не волновать вечные вопросы бытия. В чём истина? В чём смысл человеческой жизни? Для чего творит поэт? фраза «Во всём мне хочется дойти/До самой сути … » «как нельзя лучше передаёт отношение Пастернака к поэзии, к её сущности…

Поэзия для него орган восприятия мира и способ выражения целостности жизни … Попятно желание поэта проникнуть

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней.
До сердцевины.

— Можно ли сказать, что речь идёт о прошлом? Почему?

Обратим внимание на дату написания стихотворения — 1956 год. Борису Пастернаку — за шестьдесят. Не потому ли так пристрастен к себе поэт, что наступило время подведения итогов?

Отметим, что анафора усиливает ощущение глубины, проникновения вглубь и внутрь себя, времени, пространства.

Не сразу виден скрытый в четверостишии метафорический ряд: время — вода — земля. «Время течёт», — говорим мы, не вдумываясь в привычную метафору. Время — вода («протекших дней»), ушедшая в землю, в глубину, в корни, в сердцевину.

Обратим внимание на стилистическую окраску метафоры. «Протекших дней» звучит торжественно, даже величаво. Так говорят о плавно текущем времени, к сожалению, невозвратимом. Есть здесь и ощущение прожитой (не зря!) жизни.

— Легко заметить, что темп стихотворения с каждой строфой несколько ускоряется, нарастает. Как вы думаете, почему? Какую особенность поэтической манеры Пастернака
можно здесь увидеть?

Мы чувствуем, что слово едва поспевает за мыслью. Восхитительный поток поэтического сознания захлёстывает, накрывает волной, не даёт передышки. Это отражено в синтаксисе — обилии предложений с однородными членами, не связанными союзами.

Иногда предложение у Пастернака состоит только из однородных членов. Попросим учащихся привести примеры в подтверждение сказанного.

— Какие строки можно назвать выражением жизненного кредо поэта? Почему?

Ответ очевиден. Интерес к жизни, стремление всё осмыслить, глубоко пережить, испытать любовь, достичь высоких целей — всё это есть в третьей строфе, выражающей жизненное кредо поэта:

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

— Подумайте, почему именно глаголы несут основную смысловую нагрузку. Стремительность глаголов («жить», «думать», «чувствовать», «любить», «свершать»)
передаёт пастернаковское ощущение жизни, подчёркивает желание жить полно, насыщенно.

Слово «жить», являясь смысловым центром строфы, вмещает в себя все последующие понятия: жить — значит действовать в своём времени, не откладывая жизнь на потом, «схватывая нить» событий и судеб. На эту метафорическую нить нанизываются (как жемчужины) все строфы стихотворения.

Слово у Пастернака вмещает в себя гораздо больше, чем лежит на поверхности, оно подчас вызывает неведомые читателю ассоциации. Желание охватить как можно больше, не пропустить главного, значимого заставляет поэта очень точно подбирать слова, с помощью которых мы можем увидеть его мир, почувствовать запахи, увидеть краски, услышать звуки, полюбить музыку, людей:

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, В затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Как много в этом стихотворении имён существительных, необходимых для обозначения важных для поэта предметов и понятий! Какие эпитеты: «в сердечной смуте», «живое чудо», «достигнутого торжества»!

Стихотворение наполнено любимыми запахами, запахами вдохновения: «сад», «цвели бы липы», «дыханье роз», «дыханье мяты», «луга», «осока», «сенокос». В нём звуки природы (грозы раскаты») и звуки музыки Шопена, так много говорившей душе поэта.

Сравнение с музыкой Шопена не случайно. Поэзия — та же музыка. Определить словами её суть почти невозможно. Борису Пастернаку — поэту ощущений и «прекрасного красноязычия»- однажды удалось выразить это в восхитительной словесной формуле:

Это — круто налившийся свист,
Это – щелканье «сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.

Пастернак, называя Шопена реалистом в музыке, который, создавая музыкальное произведение, вносил в него предметы окружающего мира, говорил и о себе – реалисте в поэзии, сделавшем обыденную жизнь её предметом. Борис Пастернак писал о Шопене: «Его творчество насквозь оригинально». И далее: « … Шопен смотрел на свою жизнь
как на орудие познания всякой жизни на свете … ».

Думается, что это можно отнести и к Пастернаку, который свою жизнь также сделал орудием познания окружающего мира и в каждом предмете повседневной жизни видел его неяркую прелесть и неповторимость и открыл её нам, читателям.

Несколько строф объединены темой любви, страсти. Тема эта настолько волнующа, что поэту не хватает дыхания, строчки пишутся взахлёб, становятся всё короче. Порой они состоят из одного, двух слов. Настигающая человека страсть отражена в лексике («бегах», «погонях», «впопыхах») и в грамматическом строе предложения:

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях,
я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имен
Инициалы.

— Вглядимся в эти строки. Поэт использует условное наклонение. Как вы думаете, почему?

Ещё один вариант жизни? Сомнения в себе — талантливейшем поэте? Поэте, вполне осознающем своё значение? Или глубоко запрятанное чувство неудовлетворённости?

Внутреннее убеждение на уровне подсознания: есть поэты неоспоримо выше, поэты — недостижимые идеалы. И почему именно восемь строк? Может быть, восемь строк, подобных гениальным восьмистишиям А.С. Пушкина? Скромность или сожаление о ненаписанном, несовершённом, недостигнутом?

Беспомощность перед силой чувства, невозможность описать словами все оттенки и нюансы страсти, что становится вдруг понятнее с возрастом, приходом мастерства и жизненной мудрости?

Вероятно, можно предположить, что композиция и главная идея стихотворения связаны с его последней строфой, с образом натянутой до предела тетивы лука.

Напряжение не покидает читателя до конца, такова внутренняя сила стихотворения. Есть ощущение некой незавершённости, открытости финала:

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.

Натянутую тетиву нельзя долго удерживать, а выпущенная стрела должна достигнуть цели — выйти на простор, как и поэзия — дойти до души читателя. Стремление к открытому пространству — одна из ярких особенностей лирики Бориса Пастернака. Поэзия — стрела, летящая в пространство вечности.

info-shkola.ru

«Во всём мне хочется дойти до самой сути», анализ стихотворения Пастернака

История создания

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу «Когда разгуляется», изданную посмертно в «Избранном» (1961).

Это было нелёгкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, всё более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далёким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным. Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака. Уже напечатанный сборник «Избранного» 1948 г. был уничтожен, не вышли в свет также избранные переводы. Только после смерти Сталина в журнале «Знамя» напечатали подборку стихотворений Пастернака из неизданного романа «Доктор Живаго».

Хрущёвская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию «Доктора Живаго», в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и её последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером «свободного выражения настоящих своих мыслей». Именно об этом стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к философской лирике, оно изъясняет природу и проблемы творчества.

Советские литературоведы относили стихотворение к литературному направлению соцреализма, исходя из представленного в нём оптимизма. Лирический герой, с точки зрения советского литературоведения – настоящий советский человек, желающий дойти до самой сути, выполнить свою работу хорошо. Такая точка зрения, учитывая биографию и взгляды писателя, ошибочна.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – секрет, формула творчества, стихов. Пастернак размышляет о тематике своего творчества и о том, как достичь совершенства. Основная мысль состоит в том, что та высота поэзии, которой он достиг – ещё не предел, потому что предела совершенству в поэзии, как и в жизни, как и в страсти – не существует. Это своеобразное итоговое стихотворение поэта, рубеж, вывод из всей прожитой жизни и готовность к следующему этапу.

Стихотворение состоит из 10 строф и начинает итоговую книгу поэта «Когда разгуляется». В первых трёх строфах лирический герой открывает душу, объясняя, что в жизни и в творчестве считает важным. Следующие три строфы посвящены теме страсти в творчестве поэта. Строфы с 7 по 9 реализуют метафору Вольтера из повести «Кандид»: надо возделывать свой сад. Сад для лирического героя – творчество. Герой описывает создание стихотворения как взращивание сада.

Последняя строфа – подведение итогов. Уже рождённые стихи – это, с одной стороны, достижения, которые дают возможность автору почувствовать себя победителем, а с другой – только сильней натягивают тетиву лука творчества, с которой готовы сорваться новые стихи, новые результаты.

Тропы и образы

В первых трёх строфах Пастернак будто отказывается от присущей его стихам метафоричности, используя только общеязыковые метафоры: дойти до самой сути, до оснований, корней, сердцевины, сердечная смута, схватывать нить. Эти строфы - попытка логически рассуждать о целях своей жизни (дойти до самой сути, то есть осознать сущность, причины, основания, корни, сердцевину всего, что с ним происходит) и об областях применения этих целей (работа, поиск пути, размышление, чувства, любовь, свершение открытий).

Но лирический герой – прежде всего поэт, а не философ. Из всех нереализованных или не до конца реализованных тем он выбирает тему любви как наиболее важную в поэзии. Его размышление начинается признанием поражения: «О, если бы я только мог». Лирический герой считает, что не достиг совершенства в описании страсти, потому что и сам до конца не понимает её природу.

Восемь строк, с точки зрения поэта – идеальный размер любовной лирики. Поэты 19 века вполне могли уместить все свойства страсти в 8 строк. Это – идеал лирического героя. Дальше он перечисляет предмет лирического стихотворения, не используя ни одного глагола, а только часть речи, обладающую значением предметности - существительные: беззаконья, грехи, беги, погони, нечаянность впопыхах, локти, ладони. Из существительных рукою мастера вполне составляется картина страсти в её развитии. В шестой строфе лирический герой посягает на то, чтобы вывести «закон» страсти, то есть нечто подобное формуле любви, в которую войдет начало страсти, закономерности и инициалы имён возлюбленных.

Строфы с седьмой до девятой наконец наполняются знаменитой пастернаковской метафоричностью. Если стихи подобны саду, то его возделыванию надо отдаваться полностью, «всей дрожью жилок». Липовые аллеи олицетворяются, деревья становятся гуськом, в затылок. В отличие от рассуждения о страсти, Пастернак перечисляет не предмет поэзии, стихов, а их суть, сопоставляемую с миром природы: дыханье роз и мяты, луга, осока, сенокос, раскаты грозы. Лирический герой сравнивает хорошие стихи с этюдами Шопена, считая, что в поэзии должна ощущаться жизнь природы, как в музыке Шопена отражено чудо фольварков (маленьких польских поместий), парков, рощ, могил.

Последняя, итоговая строфа возвращает философскую мысль к началу стихотворения. Герою хочется дойти до самой сути, и он многого достиг, во многом преуспел, что было сопряжено с мукой, с игрой, которая есть метафорой жизни. Сами же достижения метафорически сопоставляются с натянутой тетивой лука, с напряжением, благодаря которому они родились.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано ямбом с правильным чередованием четырёх- и двустопных строчек. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
Пастернак не заканчивает мысль ни в одной непарной строчке, из-за чего создаётся впечатления, что стихотворение состоит из двустиший с повторяющейся внутренней рифмой. Стихотворение всё наполнено воздухом – паузами, которых в прозаической речи не было бы в этих предложениях. Создаётся впечатление, что лирический герой размышляет вслух, поминутно задумываясь над сказанным.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
  • «

goldlit.ru

“Во всем мне хочется дойти до самой сути” анализ стихотворения Пастернака 👍

История создания

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути” было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу “Когда разгуляется”, изданную посмертно в “Избранном” (1961).

Это было нелегкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, все более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далеким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным. Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака.

Уже напечатанный сборник

“Избранного” 1948 г. был уничтожен, не вышли в свет также избранные переводы. Только после смерти Сталина в журнале “Знамя” напечатали подборку стихотворений Пастернака из неизданного романа “Доктор Живаго”.

Хрущевская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию “Доктора Живаго”, в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и ее последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером “свободного выражения настоящих своих мыслей”. Именно об этом стихотворение

“Во всем мне хочется дойти до самой сути”.
Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к философской лирике, оно изъясняет природу и проблемы творчества.

Советские литературоведы относили стихотворение к литературному направлению соцреализма, исходя из представленного в нем оптимизма. Лирический герой, с точки зрения советского литературоведения – настоящий советский человек, желающий дойти до самой сути, выполнить свою работу хорошо. Такая точка зрения, учитывая биографию и взгляды писателя, ошибочна.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – секрет, формула творчества, стихов. Пастернак размышляет о тематике своего творчества и о том, как достичь совершенства. Основная мысль состоит в том, что та высота поэзии, которой он достиг – еще не предел, потому что предела совершенству в поэзии, как и в жизни, как и в страсти – не существует.

Это своеобразное итоговое стихотворение поэта, рубеж, вывод из всей прожитой жизни и готовность к следующему этапу.

Стихотворение состоит из 10 строф и начинает итоговую книгу поэта “Когда разгуляется”. В первых трех строфах лирический герой открывает душу, объясняя, что в жизни и в творчестве считает важным. Следующие три строфы посвящены теме страсти в творчестве поэта. Строфы с 7 по 9 реализуют метафору Вольтера из повести “Кандид”: надо возделывать свой сад.

Сад для лирического героя – творчество. Герой описывает создание стихотворения как взращивание сада.

Последняя строфа – подведение итогов. Уже рожденные стихи – это, с одной стороны, достижения, которые дают возможность автору почувствовать себя победителем, а с другой – только сильней натягивают тетиву лука творчества, с которой готовы сорваться новые стихи, новые результаты.

Тропы и образы

В первых трех строфах Пастернак будто отказывается от присущей его стихам метафоричности, используя только общеязыковые метафоры: дойти до самой сути, до оснований, корней, сердцевины, сердечная смута, схватывать нить. Эти строфы – попытка логически рассуждать о целях своей жизни (дойти до самой сути, то есть осознать сущность, причины, основания, корни, сердцевину всего, что с ним происходит) и об областях применения этих целей (работа, поиск пути, размышление, чувства, любовь, свершение открытий).

Но лирический герой – прежде всего поэт, а не философ. Из всех нереализованных или не до конца реализованных тем он выбирает тему любви как наиболее важную в поэзии. Его размышление начинается признанием поражения: “О, если бы я только мог”.

Лирический герой считает, что не достиг совершенства в описании страсти, потому что и сам до конца не понимает ее природу.

Восемь строк, с точки зрения поэта – идеальный размер любовной лирики. Поэты 19 века вполне могли уместить все свойства страсти в 8 строк. Это – идеал лирического героя. Дальше он перечисляет предмет лирического стихотворения, не используя ни одного глагола, а только часть речи, обладающую значением предметности – существительные: беззаконья, грехи, беги, погони, нечаянность впопыхах, локти, ладони.

Из существительных рукою мастера вполне составляется картина страсти в ее развитии. В шестой строфе лирический герой посягает на то, чтобы вывести “закон” страсти, то есть нечто подобное формуле любви, в которую войдет начало страсти, закономерности и инициалы имен возлюбленных.

Строфы с седьмой до девятой наконец наполняются знаменитой пастернаковской метафоричностью. Если стихи подобны саду, то его возделыванию надо отдаваться полностью, “всей дрожью жилок”. Липовые аллеи олицетворяются, деревья становятся гуськом, в затылок. В отличие от рассуждения о страсти, Пастернак перечисляет не предмет поэзии, стихов, а их суть, сопоставляемую с миром природы: дыханье роз и мяты, луга, осока, сенокос, раскаты грозы.

Лирический герой сравнивает хорошие стихи с этюдами Шопена, считая, что в поэзии должна ощущаться жизнь природы, как в музыке Шопена отражено чудо фольварков (маленьких польских поместий), парков, рощ, могил.

Последняя, итоговая строфа возвращает философскую мысль к началу стихотворения. Герою хочется дойти до самой сути, и он многого достиг, во многом преуспел, что было сопряжено с мукой, с игрой, которая есть метафорой жизни. Сами же достижения метафорически сопоставляются с натянутой тетивой лука, с напряжением, благодаря которому они родились.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано ямбом с правильным чередованием четырех – и двустопных строчек. Рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской. Пастернак не заканчивает мысль ни в одной непарной строчке, из-за чего создается впечатления, что стихотворение состоит из двустиший с повторяющейся внутренней рифмой.

Стихотворение все наполнено воздухом – паузами, которых в прозаической речи не было бы в этих предложениях. Создается впечатление, что лирический герой размышляет вслух, поминутно задумываясь над сказанным.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» (Б. Л. Пастернак)

Стихотворение “Во всем мне хочется дойти…” – образец философской лирики Бориса Пастернака. В этом произведении поэт пытается самоидентифицироваться и найти формулу, выражающую его внутреннее “я”. Эта работа — своеобразный манифест, занявший центральное место в сборнике “Когда разгуляется”.

История создания

Произведение “Во всем мне хочется дойти…” было написано в 1956 году. Книгу, в которую вошло данное стихотворение, издали только после смерти автора — в 1961 году.

Это произведение создано в сложный период, когда личность Пастернака воспринималась неоднозначно. Его обвиняли в уклонении от общей единой идеологии и тщательно отыскивали в строках антисоветские интонации. Нобелевская премия 1958 года значительно усилила травлю. По сути, поэтические опусы оказались единственным шансом высказать сокровенное и наболевшее чувство тоски.

Жанр, направление и размер

Как уже было замечено, стихотворение относится к философской лирике. Вряд ли возможно отнести это произведение к определенному направлению. Проанализировав отдельные средства художественной выразительности, можно сделать вывод, что здесь присутствуют черты акмеизма, т. к. вещи называются своими именами, а главная особенность – семантическая однозначность и точность. Еще в первой строфе, обозначая, что лирическому герою “во всем… хочется дойти до самой сути”, понятие “все” далее раскрывается: “В работе, в поисках пути, / в сердечной смуте…”. В этом стихотворении не встречается метафизических абстракций и тщательно выверенной музыкальности, свойственной символизму, а также зауми и гиперболизации, к которым часто прибегали представители футуризма. Пастернак в определенный период творчества относился к организации “Центрифуга” и в его поздних стихах также заметна основная идея их манифеста: возвеличить искусство, превратив его в нечто вечное. Однако, как мне кажется, если рассматривать конкретное стихотворение, то в его афористичной простоте можно найти именно акмеистическую интонацию.

Ритмический рисунок “Во всем мне хочется дойти…” создается чередованием четырехстопного и двустопного ямба, а также мужской и женской рифмы.

Композиция

Композиция крайне проста. Первая строфа задает общий тон и формулирует главную идею стихотворения. Далее поэт разворачивает свою мысль, осознавая беспомощность поэтического слова, в которое невозможно вместить все тонкости окружающего и внутреннего мира.

Завершает основную мысль последняя строфа, где подчеркивается двоякая природа любого высокого искусства: “игра и мука”.

Образы и символы

  1. Пастернак обращается к теме классической музыки, которая не только бессмертна, но и способна охватить своей энергией множество жизненных деталей и красот. Шопен становится олицетворением идеала, впитывающего силу бытия и выражающего ее посредством звуков.
  2. Образ натянутой тетивы – это музыкальная стройность произведения искусства, отражающего величие жизни.
  3. Поэтический мир преобразуется в сад, наполненный цветением, запахами растений и звуками грозы – это то, что роднит данное стихотворение с символизмом, стремящимся создавать образы, затрагивающие все органы чувств.

Темы и настроение

Основная тема – это поиск формулы создания произведения искусства. Поэт осознает, что достигнуть совершенства возможно только постигнув тайну природы и всего живого. Это стихотворение — своеобразный вывод из всего творчества Пастернака. Осмысливая тему создания поэтического идеала, автор затрагивает и другой вопрос – невозможность выразить детали жизни словом, поэтому настроение произведения пропитано сожалением. Данную мысль подтверждает возглас: “О, если бы я только мог…”.

Также автор раскрывает тему поэта и поэзии, и в его парадигме мышления поэт – заложник поэзии, ведь в словах он не всегда может докопаться до сути, остается горькое и невыразимое нечто, что не может вырваться из души в смирительной рубашке слова.

Основная идея

Главная мысль – стремление разгадать тайну жизни и насытить ею каждый звук стихотворения. Лирический герой желает вывести законы и общую формулу творческого идеала. Образцом служит Шопен, сумевший вложить в свои этюды “живое чудо”.

Смысл творческой жизни Пастернака – дойти до предела поэтических возможностей, выжать из слова все смыслы и краски и подарить читателю, чтобы он почувствовал каждую интонацию, понял каждую выбоину между строк.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении Пастернак исповедует философию простоты, поэтому, как и композиционно, так и художественно произведение устроено без лишних оригинальностей и метафорических узоров.

Лирический герой называет вещи своими именами, конкретно обозначая средства, при помощи которых он бы смог достигнуть совершенства. Эпитеты очень конкретны: “сердечная смута”, “натянута тетива” и др. В центре масштабное сравнение поэзии с цветущим садом. Для создания звукописи поэт использует аллитерацию.

Автор: Камила Багирова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Тесты по произведению Б.Л.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района

Республики Мордовия

Тесты по произведению Б.Л.Пастернака

«Во всём мне хочется дойти до самой сути»

8 класс

(II варианта)

Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2017

Пояснительная записка

Тесты по произведению Б.Л.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути» содержат вопросы об идейном содержании стихотворения, особенностях изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

К каждому из первых пяти вопросов даётся несколько вариантов ответа, один из которых является верным. Вторые пять вопросов предполагают формулирование краткого развернутого ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству Б.Л.Пастернака в 8 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок.

Тест  по произведению Б.Л.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
I вариант

1. Определите жанр произведения:

1) поэма,

2) стихотворение,

3) баллада,

4) элегия

2. К какому типу лирики относится данное произведение:

1) пейзажная,

2) патриотическая,

3) любовная,

4) философская

3. Эпиграфом взяты слова поэта:

1) Марселя Пруста,

2) Уильям Шекспира,

3) Иоганна Гёте,

4) Джордж Байрон

4. Ведущей темой произведения является тема:

1) любви к окружающим людям,

2) взаимоотношений человека и природы,

3) неповторимость личности человека,

4) назначения поэта в этом мире

5. Лирический герой стихотворения:

1) равнодушен к жизни,

2) сожалеет о смертности человека,

3) находится в постоянном поиске,

4) мечтает о славе

6. Мир поэзии и мир природы:

1) переплетаются,

2) противопоставляются,

3) объединяются,

4) враждуют

7. Пастернак, профессионально занимающийся музыкой, упоминает композитора:

1) Шуберта,

2) Шопена,

3) Штрауса,

4) Шнитке

8. Как называется изобразительное средство в сочетаниях «в сердечной смуте», «живое чудо:

1) метафора,

2) эпитет,

3) сравнение,

4) метонимия

9. Определите размер стихотворения: _________________

10. Как называется изобразительное средство, использованное в строке «В стихи б я внёс дыханье роз…»: _________________

11. Выпишите сравнение, с помощью которого характеризуется отношение лирического героя к написанию стихов: _________

12. Когда написано произведение: _________________

_____________________________________________________________________________

Тест  по произведению Б.Л.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
II вариант

1.Укажите годы жизни Б.Л.Пастернака:

1) 1890 – 1950,

2) 1870 – 1950,

3) 1880 – 1960,

4) 1890 – 1960

2. В каком году поэт написал произведение «Во всём мне хочется дойти до самой сути»:

1) 1936,

2) 1946,

3) 1956,

4) 1966

3. К какому типу лирики относится данное произведение:

1) философская,

2) пейзажная,

3) любовная,

4) патриотическая

4. Определите жанр произведения:

1) элегия,

2) баллада,

3) стихотворение,

4) поэма

5. Определите размер стихотворения:

1) хорей,

2) ямб,

3) дактиль,

4) анапест

6. Ведущей темой произведения является тема:

1) назначения поэта в этом мире,

2) взаимоотношений человека и природы,

3) неповторимость личности человека,

4) любви к окружающим людям

7. Лирический герой стихотворения:

1) равнодушен к жизни,

2) сожалеет о смертности человека,

3) находится в постоянном поиске,

4) мечтает о славе

8. Поэзия и природа в понимании Пастернака:

1) объединяются,

2) противопоставляются,

3) враждуют,

4) переплетаются

9. Как называется изобразительное средство в сочетаниях «в сердечной смуте», «живое чудо»:

_________________

10. Как называется синтаксическое средство, использованное в строке «дыханье роз», «дыханье мяты»: _________________

11. Пастернак, профессионально занимающийся музыкой, упоминает композитора: _________

12. Чьи слова взял Пастернак эпиграфом к произведению: _________________

I вариант КЛЮЧ

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

4

1

4

3

1

2

2

ямб

метафора

как сад

1956

II вариант КЛЮЧ

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4

3

1

3

2

1

2

4

эпитет

метафора

Шопена

Пруста

Использованная литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.

  2. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2016 г.

  3. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2015 г.

  4. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2015 г.

  5. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 8 - 11 классе. - М.: Экзамен, 2014.

infourok.ru

Стихотворение Пастернака “Во всем мне хочется дойти до самой сути…” (восприятие, истолкование, оценка) 👍

Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символом своего века. Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество поэтических сборников.

Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием “Когда разгуляется” вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. И своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути…”,

по замыслу самого писателя открывавшее книгу.
Любопытно отметить, что стихотворение не имеет названия. Но можно сказать, что его функции берет на себя первое предложение, становясь тем самым смысловым центром произведения и неся на себе наибольшую идейную нагрузку:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. Само стихотворение по сути очень динамично, оно призывает, влечет, в нем есть движение и порыв.

Но как ни странно, автор крайне редко употребляет глаголы, динамические части речи. Он выражает свои стремления и порывы души в столь статичных на первый взгляд частях речи как существительные:
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Какое движение, какой динамизм чувствуется в этих строках! Не может не восхитить мастерство поэта, сумевшего при помощи простейшего приема однородных членов предложения придать повествованию такую динамику, напряжение и силу чувства!
В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу – проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить “нить судеб, событий”. Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным.

Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только когда человек чувствует, он живет на самом деле:
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни, ее высокий и единственный смысл!
Философия простоты Пастернака находит свое отражение и в композиции, и стихотворном размере произведения. Следует отметить, что четырехстопный ямб в нем чередуется с двустопным, придавая, таким образом, особую ритмичность, движение. Невольно возникает ассоциация со стуком колес поезда, несущегося вперед… Это ощущение усиливается перекрестной рифмой.

Особенно красноречив стилистический прием анафоры: “до сущности”, “до их причины” и так далее. С каждой строчкой нарастает напряжение, авторское ударение, расстановка акцентов.
Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…
Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Упоминание Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Музыкальный рисунок стихотворения продолжает аллитерация – частое повторение согласных “б”, “г”, “л”, “т” придают строкам особый напор.
Закономерно возникает вопрос, разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он ее тайную формулу? Ответом служит употребление глаголов стихотворения в сослагательном наклонении. Нет, герой еще не познал тайны бытия, так как единственный способ сделать это – продолжать “жить, думать, чувствовать, любить”…

И может в этом и есть разгадка секрета жизни!

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Пастернака “Во всем мне хочется дойти до самой сути 👍

Философская Лирика Бориса Пастернака весьма богата и разнообразна. Однако, как и многие его предшественники, автор постоянно возвращается к теме роли поэта в современном обществе. Правда, в отличие от многих других авторов, Пастернак выводит собственную формулу успешности литератора, которая включает в себя не только поэтический дар и умение рифмовать слова, но и способность тонко чувствовать окружающий мир.

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути…” , которое по праву можно считать

литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли.

Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, “все время схватывая нить судеб, событий”. Однако если понять простые вещи автору удается

без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Поэт пишет о том, что его заветная мечта – написать “восемь строк о свойствах страсти”.

Но так, чтобы каждый, кто их прочтет, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не дает ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы “разбивал стихи, как сад”, в котором бы росли душистые липы.

Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты”.

Таким образом, Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения. По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Однако для этого необходимо не только постоянно постигать суть вещей, но и чувствовать малейшие изменения в окружающем мире, уметь им искренне восхищаться, как делали это многие поэты 19 века.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение “Во всем мне хочется дойти до самой сути…” свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах ” живое чудо фольварков, парков, рощ, могил”. Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные.

Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Автору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать.

lit.ukrtvory.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.