Стихи они сошлись волна и камень


"Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."

В строках из 2-й главы «Евгения Онегина» «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…» выражено не просто противопоставление.   В них показаны противоборствующие стихии.  Пушкин  в начале завязки предупреждает читателя, что эти два человека, Владимир и Евгений — две противоположности не смогут ужиться друг с другом. Они не просто разные.   Волна, разбиваясь о камень, откатывается назад, успокаивается, как бы погибает.

Но эти удары волн не проходят бесследно, они со временем подтачивают камень.  Лед и пламень и вовсе «две вещи несовместные».  Лед от тепла тает и заливает  пламя. Так гибнут оба.

Онегин не погиб. После выстрела он жил довольно долго, пытался найти свое место в этом мире.  Но  что-то в его душе после убийства Ленского все равно надломилось.

Стихи и проза – это, безусловно, характеры главных героев. Возвышенный и поэтически настроенный, романтик в душе – это  Владимир Ленский.  Скептик, излишне приземленный и разуверившийся – Евгений Онегин.

Эти строки стали почти крылатыми. Так говорят о людях, совершенно непохожих друг на друга. Но именно так и бывает, что люди с противоположными мировоззрениями и с различным темпераментом тесно сближаются друг с другом, становятся неразлучными друзьями.  Потому что даже в противоположностях находится что-то общее, что удерживает их друг возле друга.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом.

И вскоре стали неразлучны.

 

poetpushkin.ru

Они сошлись! Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень 18.02.2020 читать блог на SOCCER.RU

«Соккер.ру» с нетерпением ждет первую встречу Симеоне и Клоппа в Лиге чемпионов. Это будет нечто!

«Атлетико» против «Ливерпуля» — одно из интереснейших противостояний 1/8 финала Лиги чемпионов. Действующий обладатель трофея и финалист двух последних розыгрышей сразится с командой, которая дважды в последние годы была близка к триумфу, но так и не смогла сделать решающий шаг. Пламенный «Ливерпуль» против ледяного и потому неудобного «Атлетико». Это будет легендарно?

Путь в плей-офф

Представьте себе, и «Ливерпуль», и «Атлетико» вынуждены были решать задачу выхода в плей-офф в заключительном туре группового этапа. Мерсисайдцам в группе противостояли «Наполи», «Зальцбург» и «Генк». В последнем туре «Ливерпуль» играл против австрийской команды на выезде и мог прекратить защиту титула, если бы проиграл. Где-то в параллельной реальности так и произошло — грянула сенсация, но мы увидели победу «красных» со счетом 2:0 благодаря выстрелу Кейта и Салаха дуплетом на исходе часа игры. «Ливерпуль» не только выбил «Зальцбург», но и забрал у австрийцев одного из лидеров — Такуми Минамино. Согласно новым правилам дозаявки, японец сможет сыграть за «Ливерпуль» в нынешнем розыгрыше.

«Атлетико» осенью попал в одну группу с «Ювентусом», «Байером» и «Локомотивом». Из-за поражений в Леверкузене и в Турине в 4-м и 5-м турах «матрасники» были мотивированы турнирной ситуацией перед заключительным игровым днем, хотя и продолжали держать свою судьбу в руках. В итоге, все прошло гладко: и «Атлетико» обыграл «Локомотив», и «Байер» не набрал очков в матче с «Ювентусом», но факт остается фактом — интрига сохранялась до последнего тура, хотя после жеребьевки казалось, что итальянский чемпион и команда из Мадрида не встретят сопротивления со стороны «Байера» и «Локо».

Форма команд

«Атлетико» проводит далеко не лучший сезон под руководством Диего Симеоне: потеря Антуана Гризманна по «матрасникам» ударила очень больно, а Жоау Фелиш пока не готов тащить лямку. Не добавила улыбок травма Диего Косты, в итоге, в атаке «Атлетико» тотально уныл, а оборона без Година стала хуже «ловить мышей». Из семи матчей перед игрой против «Ливерпуля» мадридцы выиграли только один — у «Гранады», потерпев три поражения и трижды сыграв вничью. В пятницу «Атлетико» гостил на «Месталье», где играл со своим прямым конкурентом за место в четверке Ла Лиги. Итог — ничья 2:2.

«Ливерпуль» накануне выезда в Мадрид не без труда продлил свою победную серию в АПЛ, обыграв «Норвич» на выезде. Единственный мяч в концовке забил вышедший на замену Садио Мане. Нужно сказать, что «красные» играли основой, а сенегальский форвард начал игру на скамейке только потому, что недавно был травмирован и еще не готов на 100%. Юрген Клопп не переживает, что его команде не хватит свежести в Мадриде? Симеоне-то провел какую-никакую ротацию в игре с «Валенсией», к тому же у «Атлетико» было на сутки больше на восстановление. Этот фактор может сказаться.

Личные взаимоотношения

У «Ливерпуля» и «Атлетико» не столь продолжительная история личных еврокубковых взаимоотношений — всего лишь четыре встречи. В сезоне 2008/09 пересеклись на групповой стадии Лиги чемпионов, оба матча завершились со счетом 1:1, обе команды вышли из группы. А вот в 2010-м «красные» и «матрасники» бились за финал, пусть и второстепенного еврокубка. Тогда «Атлетико» выбил «Ливерпуль» благодаря голу на выезде (1:0 на «Висенте Кальдерон», 1:2 на «Энфилде»), чтобы в финале обыграть еще один английский клуб и овладеть трофеем.

Что же касается Юргена Клоппа и Диего Симеоне, то сегодня два харизматичных тренера впервые сойдутся в официальном матче. Был в 2017-м финал Кубка Ауди, где «Атлетико» выиграл в серии пенальти 5:4 после ничьей 1:1 в основное время, но вряд ли ту игру стоит всерьез рассматривать накануне столкновения в Лиге чемпионов.  

Важные слова

Диего Симеоне, главный  тренер «Атлетико»:

Мы сыграем с невероятной командой, отлично подготовленной неординарным тренером. Они могут играть как на контратаках, так и в позиционный футбол, хороши в верховой борьбе. После ухода Коутиньо казалось, что команда развалится, но она стала только лучше! Это многое говорит о том, какую команду они создали. Не сомневаюсь, что этот «Ливерпуль» войдет в историю как великая команда. «Ливерпуль» не похож на те клубы, которыми мы восторгались в прошлом. Это интенсивная и гибкая команда.

Юрген Клопп, главный тренер «Ливерпуля»:

Пожалуй, это один из самых сложных матчей для любого футболиста. Нам противостоит очень организованная и сыгранная команда, которая славится умением вырывать результат «на зубах». Да, сейчас «Атлетико» переживает перестройку, но в футболе это обычная штука. «Атлетико» всегда бьется до конца, используя все возможные ресурсы.

«Атлетико» не играл против такой команды, как мы. Мы не должны забывать об этом. Мы тоже организованная команда. Мы не чувствуем себя прошлогодними победителями Лиги чемпионов — сейчас мы претендуем на победу в этом сезоне. Мы хотим поехать в Стамбул. Люди говорят, что я очень эмоционален на бровке, но если я нахожусь на четвертом уровне, то Диего — где-то на 12-м. По сравнению с ним я просто детсадовский полицейский!

Потери и составы

Диего Симеоне не может рассчитывать на Кирана Триппьера и Эктора Эрреру, пропустит матч с «Ливерпулем» и самый дорогой новичок в истории «матрасников» Жоау Фелиш. По-прежнему не до конца готовы Альваро Мората и Диего Коста, но в игре с «Ливерпулем» мадридцам нужен настоящий форвард, так что, возможно, Симеоне рискнет и поделит игровое время между ними, хотя в нападении снова могут сыграть Витоло и Корреа. У «Ливерпуля» все ведущие футболисты в строю, в лазарете только Клайн и Шакири, но эти потери точно не являются определяющими.

Ориентировочный состав «Атлетико» (4-4-2): Облак — Ариас (Врсалько), Савич, Хименес, Лоди — Партей, Коке, Сауль, Карраско — Корреа (Витоло), Мората.   

Ориентировочный состав «Ливерпуля» (4-3-3): Алиссон — Александер-Арнольд, Гомес, ван Дейк, Робертсон — Фабиньо, Хендерсон, Вейналдум — Мане, Салах, Фирмино.    

www.soccer.ru

Но Ленский, не имев конечно: i_love_onegin — LiveJournal

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

Наверное, нам следует понимать, что, ухаживая за Ольгой метафизически, видя в ней небесный идеал любви, Ленский даже не помышляет о земном браке. Но планы его родителей и Дмитрия Ларина не умерли вместе с ними. … К концу лета он уже официально помолвлен с Ольгой.

«Они сошлись» - Звучит двусмысленно: «сошлись» может означать «познакомились» или «стали близкими друзьями» (тогда продолжение строфы читается либо как развитие, либо как развитие этой темы)

«Волна и камень» в обеих беловых рукописях заменены на «заря и полночь»

«Так люди (первый каюсь я) / От делать нечего друзья». – Нет, Пушкин не «первый». Ср.: «…Поскольку безделье делает людей довольно общительными, он (Лорд Бомстон) стал со мной (Сен-Пре) искать знакомство». Руссо, «Юлия».

Д. Минаев. «Евгений Онегин нашего времени»
«Среди бесцельных похождений
Уже томился скукой он
Но вдруг в одно из воскресений
С письмом явился почтальон.
К нему писал приятель Ленский:
Затишье жизни деревенской
Ему описывал тепло
И звал его в свое село.
Онегин думает: «Поеду!
Пусть Ленский глуп, пусть он поэт, -
Но до того мне дела нет,
Зато он к каждому обеду
Подаст отличное вино!
Итак, поеду! Решено…»

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

«С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть».

Совсем как Татьяна. Разве что письмо не написал. Ленский, наверное, стремясь к Онегину, нарушил приличия как ни будь по-другому (Каждодневные визиты? Преследование во время конных прогулок?). И так же как Татьяна, он не был остановлен в своем стремлении даже первоначальным разочарованием («скукой»).

Нечто дьявольское влекло их к герою романа. Прямо Владимир и Татьяна – «иствикские ведьмы», а Онегин – прямо Даррил ван Хорн в исполнении Николсона. Что ж, бывает, такое бывает, даже запросто.

Только зачем то Пушкин в эту бочку меда опрокинул целых два ушата дегтя: нам сообщается, что, оказывается, восторженный Ленский влекся к Онегину всего лишь «от делать нечего», а печальная Татьяна – просто ждала «КОГО НИБУДЬ», ну, тут кстати и подвернулся Онегин.

Это не получило никакого развития, ни к чему не привело, герои в конечном итоге, так или иначе «полюбили» друг друга и остались романтиками – так зачем же был нужен показ, этой режущей глаз «правда жизни»?

Зачем? Да для «раскрытия темы» автора! Вы забыли, что в ЕО есть еще и четвертый главный персонаж – Александр Сергеевич Пушкин? Вот он и вылез некстати со своим цинизмом и знанием жизни…

i-love-onegin.livejournal.com

«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», — так поется в известной детской песне. Сегодня одну такую реальную историю о литературном редакторе Максе Перкинсе и романисте Томасе Вулфе расскажет Маргарита Взнуздаевса.


С творческими людьми всегда непросто налаживать контакт: они бывают резкими, излишне эмоциональными, закрытыми и непонятными публике. Но у Макса Перкинса такая профессия: он как литературный редактор должен понять сидящего напротив и сделать его рукопись, если она того стоит, доступной широкой публике.

Он родился в 1884 году в Нью-Йорке, вырос в Нью-Джерси, в 1907-м выпустился из Гарвардского колледжа с дипломом экономиста. Несмотря на «негуманитарный» профиль полученного образования, Перкинс смог связать себя с литературой в будущем: на протяжении учебы в колледже его наставником был профессор Чарльз Коплэнд, поэт и писатель, прививший своему ученику любовь к словесности.


Перкинс получил экономическое образование, но связал себя с литературой


После окончания учебы Макс сначала работал репортером для The New York Times, а уже в 1910 году стал частью коллектива одного из наиболее влиятельных издательств Charles Scribner’s Sons. В том же году он женился на Луизе Сандерс и начал стремительно подниматься по карьерной лестнице. Перкинс уже открыл миру «По ту сторону рая» и «Великого Гэстби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «И восходит солнце» и «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя, когда на пороге его кабинета появился Томас Вулф, никому не известный, отвергнутый всеми издателями и абсолютно отчаявшийся.

К моменту встречи с Перкинсом в 1928 году Томасу было уже 28 лет.

Он закончил Гарвард со степенью магистра, преподавал английский язык в Нью-Йоркском университете. С 1925 года его верной спутницей была Алиса Бернстайн, талантливый костюмер драматической школы Neighborhood Playhouse. Эта женщина, отказавшаяся ради Вулфа от законного мужа и детей, стала его музой-вдохновительницей. Триумфальный роман Томаса «Взгляни на дом свой, ангел» был посвящен именно ей.


Роман Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» посвящен Алисе Бернстайн


Однако тогда, на пороге кабинета Перкинса, Вулф еще не знал, что его рукопись станет бестселлером. Он получил отказы во всех нью-йоркских изданиях и уже не рассчитывал на успех. Слова Макса прозвучали для него как гром среди ясного неба: «Мы опубликуем ваше произведение, но его придется несколько сократить». И словно не было долгих и тщетных попыток доказать миру, чего ты стоишь, словно не было 20 месяцев долгой работы над текстом, словно не было ничего, способного омрачить радость нового явления американской литературы.

Именно тогда было положено начало их дружбе: Макс познакомил Томаса с женой и дочерьми, Вулф представил своего редактора возлюбленной Алисе. Совместные ужины и встречи, долгая работа над текстами — всё это способствовало сближению ярких личностей. Огонь и лед, страсть и безмятежность — такими разными и далекими друг от друга были Вулф и Перкинс, но это не помешало им найти общую волну, на гребне которой их обоих ожидал литературный успех.

«Взгляни на дом свой, ангел» — произведение автобиографичное. В нем сокрыта история взаимоотношений писателя с братом Беном, умершим в 26 лет, отражено потрясение от смерти отца в 1922-м, изображены характеры домочадцев из Эшвилла, часть из которых не преминула обидеться на Томаса после публикации книги. Она увидела свет за 11 дней до «Чёрного вторника» на Уолл-стрит, положившего начало Великой Депрессии. Книга достигла невероятной популярности в Англии и Германии, а также и в родной Америке, несмотря на кризис, голод и прочие ужасы того времени.


Но роман не мог быть опубликован, если бы не скрупулезная и долгая работа над текстом, которую совершили Перкинс и Вулф сообща: писателю было крайне сложно держать себя в руках и не злоупотреблять слишком пространными описаниями и 80-страничными отступлениями. Он был настоящим графоманом, но под четким руководством Макса альтернативные выражения были найдены, абзацы укорочены и первоначальная версия книги «О потерянный!» не только сократилась на 90 тыс. слов, но и обрела новое название.

Томас Вулф был настоящим графоманом


После успеха первой книги родился замысел второй, которую Вулф писал в течение четырех лет в Бруклине. Он расстался со своей музой, теперь его вдохновлял другой человек.

Ревность покинутой Алисы Бернстайн не знала предела: уже при редактировании первой книги она не раз говорила о том, что Перкинс и работа над текстами отбирают у нее возлюбленного, теперь же, после выхода второго произведения, она была четко уверена, что именно в редакторе причина ее разрыва с Вулфом. На самом деле, причина была скорее в самом Томасе: по своей натуре он был крайне непостоянен, но уравновешенному и спокойному Максу всегда удавалось найти нужные слова и выражения для того, чтобы быть услышанным. Алисе этого умения явно не хватало.

Современники говорили, что Томас нашел в Перкинсе умершего отца, а сам издатель — сына в своем подопечном (у него было пять дочерей, но он всю жизнь мечтал о наследнике). Немудрено, что роман «О времени и о реке» Вулф посвятил своему наставнику.

Первоначальная версия книги вновь оказалась настолько большой, что подверглась множеству правок и редактуре. Издательство не могло позволить себе публикацию настолько масштабного произведения. Книга повторила успех «Взгляни на дом свой, ангел», а впоследствии была признана более коммерчески успешной.

У Перкинса и Вулфа сложились непростые отношения


Перкинс и Вулф провели за правкой и доработкой материала не меньше года: вновь бок о бок — товарищи, друзья, компаньоны. По иронии судьбы, домочадцы из Эшвилла вновь обиделись на Томаса: на этот раз за то, что не были упомянуты на страницах романа.

Именно после выхода «О времени и о реке» над дружескими отношениями Перкинса и Вулфа нависла темная туча: внезапно писатель обвинил Макса в искажении первоначального замысла произведений и заключил контракт с конкурирующим Harper & Brothers, где опубликовал три других своих романа.


Был ли этот поступок ударом для Перкинса? Скорее всего. Фицджеральд, например, с огромной теплотой вспоминал своего редактора, помогавшего ему в разные моменты жизни. Но Томас Вулф был другим: взбалмошный, патетичный, он долгое время не шел на примирение со своим старым другом.

В 1938 году Вулфу был поставлен страшный диагноз — милиарный туберкулез мозга. После экстренной операции он умер, так и не приходя в сознание. Но перед смертью он всё же написал пронзительное письмо, адресованное Максу Перкинсу, подарившему ему однажды шанс на новую жизнь — окно в литературу.


Трейлер «Гения»

Перкинс пережил своего друга на 9 лет: он открыл еще не одного талантливого писателя в американской литературе, стал еще более уважаемым и влиятельным. Но, прежде всего, он остался человеком с добрым и открытым сердцем и пронес память о Томасе Вулфе сквозь всю оставшуюся жизнь

diletant.media

Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень - Человек и общество - Итоговое выпускное сочинение 2017/2018 - ЕГЭ 2018 - Произведения школьной программы - сборник сочинений

Итоговое выпускное сочинение 2017/2018

«Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой...»

(А.С. Пушкин)

Что такое дружба? Это союз людей, близких по своему духу, по своим интересам, духовным устремлениям. Однако порой притяжение возникает между натурами противоположными, личностями, взгляды которых на жизнь существенно различаются. Примеров тому существует немало в русской литературе.

Онегин и Ленский в романе являются друзьями. Однако отношения эти — не союз равных, а, скорее, союз людей, противоположных по своим взглядам, характеру, жизненному опыту. Ленский — это молодой, восторженный романтик, поэт, сохранивший веру в идеалы. Вернувшись из Германии, он привез «учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь...». Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом: «Он сердцем милый был невежда». Он увлечен поэзией и своей любовью к Ольге.

Онегин по своим качествам прямо противоположен Ленскому. Евгений — скептик, с резким, охлажденным умом, уставший от светской суеты, разочаровавшийся в жизни, разуверившийся в любви, в дружбе. Основное чувство, которое владеет им, — это скука, «русская хандра», пресыщенность жизнью. «Его тоскующую лень» ничто не занимает — книги он вскоре оставил, пробовал писать, но «труд упорный ему был тошен». Отсюда холодность Онегина, его угрюмость, мрачный взгляд на вещи. Евгений старше Ленского, позади у него — бурная светская жизнь, полная страстей, измен, интриг, сожалений о прошлом. Не общаясь в деревне ни с кем из соседей, Онегин сходится с Ленским.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Пушкин называет эту дружбу дружбой «отделать нечего». Однако вскоре Онегин и Ленский стали неразлучны. Они каждый день съезжались верхом и беседовали на самые разные темы:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших разговоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду, —

Все подвергалось их суду.

Однако скоро между друзьями возникает конфликт. Не зная о чувстве Татьяны к Онегину, Ленский зазывает приятеля на именины к Лариным. Увидев смущение Татьяны и большое количество гостей, Евгений начинает злиться на своего друга, уговорившего его поехать на праздник. Замыслив интригу против Ленского, Онегин делает вид, что увлечен Ольгой. Заметив флирт Онегина с Ольгой, Ленский оскорблен в своих чувствах. Он вызывает приятеля на дуэль. И Евгений, следуя законам дворянской чести, принимает вызов. Примирение их еще было возможно: Онегин мог еще предотвратить поединок, но он этого не сделал, испугавшись светской молвы, «общественного мненья». Так из- за интриги на балу, из-за минутной обиды, из-за недоразумения дружба героев перешла во вражду:

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно? Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном, непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно...

И Онегин убивает Ленского. Как же непрочна дружба в светском обществе, моральные устои которого так безнравственны и бесчеловечны! Пушкин замечает, что друзья могли бы примириться, но «дико светская вражда Боится ложного стыда».

Ленский вызывал Онегина на дуэль, так как чувствовал себя оскорбленным, хотел защитить Ольгу, как ему казалось, от легкомыслия, ветрености своего приятеля. Онегин же старше и опытнее, он должен был объясниться с молодым человеком, открыть ему истинное положение вещей, ибо дружба предполагает взаимную откровенность. Итак, всему виной — «общественное мненье»? Но «общественное мненье», думается, явилось лишь внешней, формальной причиной поединка.

Онегин боялся сплетен. Но на самом деле «дуэльный кодекс» не требовал слишком многого: как отмечает В. Набоков, «честь джентльмена очищалась от позора не столько его собственным выстрелом, сколько способностью хладнокровно выдержать выстрел противника». Собственный выстрел уже играл второстепенную роль. Получается, что герой пусть бессознательно, но хотел убить своего приятеля (такая точка зрения существует в литературоведении). И если мы глубже проанализируем данную ситуацию, то увидим правильность нашего предположения. На первый взгляд, Евгений благороден по отношению к своему юному другу:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству...

Однако Ленский все время как будто чем-то раздражает его, мешает ему. Онегин не спешит разубеждать Ленского в словесной дуэли, в споре, но все его поступки подчеркивают его крайнее раздражение своим приятелем. На самом деле Евгений уже давно хочет «Ленского взбесить». Вспомним онегинское мнение об Ольге. Здесь он совсем не щадит чувств своего юного друга: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Получается, что все благородство Евгения («он охладительное слово в устах старался удержать») декларативно. Это не более чем внутренний порыв героя. В жизни же он не реализует своего доброго порыва. Ленский раздражает Онегина своим идеализмом, его убийство — это неосознанная месть за иное восприятие мира, за веру, дающую возможность иных чувств и впечатлений. Интересно, что, в отличие от Онегина, Ленский в своем внешнем поведении «свободен от своих романтических идеалов». Так, он влюбляется в «прозаическую» Ольгу, не обратив внимания на «романтическую» Татьяну. Онегин же не может вырваться, освободиться от пут навязанного ему образа жизни и философии.

Онегин и Ленский слишком «различны меж собой» для того, чтобы сосуществовать вместе. Если бы не было злосчастной дуэли, Евгений нашел бы другой повод для конфликта. Именно поэтому Онегин воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся — «окровавленная тень Ему являлась каждый день». И смерть Ленского становится настоящим потрясением для него, она открывает ему собственную душу. Так дружба переходит у Пушкина во вражду, заканчивается трагедией.

«Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»

(Б. Андреев)

Чиновник — это в российской действительности персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и людям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточничество, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов. А ведь именно облик чиновника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что... правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного суда он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнеки н вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Тему чиновничьего произвола развивает и М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одного города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности этого градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали...». Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол:

«Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения...». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувствовали они «только зловещий и безотчетный страх».

Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки».

Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, так как это препятствует «успешному ходу летних работ». Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят...». Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.

Таким образом, поведение чиновников определяет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».



scribble.su


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.