Стихи о школе берестов


Валентин Берестов, Уроки, читать детские стихи про школу онлайн

Уроки

Учил уроки. Повторял уроки.
Уроки сделав, на уроки мчал.
Как слушал я уроки на уроке!
Как у доски уроки отвечал!
А заслужив укоры иль упреки,
Я тут же извлекал из них уроки.
За педагогом следовал я взглядом.
Меня не отвлекало ничего.
А кто тогда сидел за партой рядом,
Пусть он простит, не слышал я его.
Ученье… Человеком правят страсти,
А я у этой страсти был во власти.
В любом из нас сидит школяр-невольник,
Боящийся, что вызовут к доске.
В любом из нас живет веселый школьник,
Чертящий теоремы на песке.
За школьный дух без примеси школярства,
Как за коня, готов отдать полцарства.

Валентин Берестов

Расскажите сказку друзьям и знакомым:

По щучьему веленью

Солнце, Месяц и Ворон Воронович

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Царевна-лягушка

Конек-Горбунок, балет сказка (1985)

Чёрная курица, или Подземные жители, фильм сказка (1980)

Мистер Твистер, спектакль сказка (1977)

Волшебное кольцо, спектакль сказка (1985)

Принц Баяя, фильм сказка (1971)

Живая вода, братья Гримм, аудиосказка (1987)

Новые приключения кузнечика Кузи, аудиосказка (1983)

Сказки Сергея Козлова летние, аудиосказки

Человек который не мог плакать, А.Дюма

В гостях у русской сказки-3, аудиосказки

Весёлая карусель 19, мультфильм (1988)

Аистенок и Пугало, мультфильм (1970)

Весёлая карусель 3, мультфильм (1971)

Случилось это зимой, мультфильм (1968)

Маша и Медведь 15, мультфильм, Дальний родственник (2011)

russkaja-skazka.ru

Школьные зарисовки — Валентин Берестов — Стихи для детей

ШКОЛЬНЫЕ ЗАРИСОВКИ

Валентин Берестов

Треугольник

В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы — на века.

Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

Тетради

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика!
На чем примирились
Тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор
Остается загадкой.

Ручка

Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
— Ах, батюшки! — сказала ручка. —
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву «А»!

Устный счет

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!

Портфель

Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.

Линейка

Я — линейка. Прямота —
Главная моя черта.

Карандаш

Я — малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я — наоборот!

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Резинка

Я — ластик. Я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Закладка

Я — нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Счеты

То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь «пять»!

Дневник

В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом —
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!

Кисточка

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!

В лесу недолго до беды.
Но заяц — не простак.
Умей запутывать следы!
Вот так! Вот так! Вот так!

Туда, сюда петляет след,
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

У зайца робкая душа
И осторожный ум,
Но как морковка хороша!
Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!

Простор и воля впереди,
А сзади — лютый враг!
И сердце заячье в груди —
Тик-так! Тик-так! Тик-так1

Но в цирке, где кругом народ,
Он забывает страх
И в барабан отважно бьет:
Бабах! Бабах! Бабах!

papinsait.ru

Стихи о школе | ANTRIO.RU

Стихи

о школе

Галина Ильина — Школа

Школа к учебному году сверкала –
Окна блестели, смотря на восток.
Новая роспись на стенах спортзала,
В актовом зале портьера – восторг!

Школа подумала: «Ах, как мне нравится
Жить в тишине, без забот и тревог!
Жаль, что недолго я буду красавицей –
Скоро затопчут меня сотни ног.

Снова звонки зажужжат, словно пчёлы,
Снова польются потоки речей…
Как утомительно, если ты – Школа,
Или Гимназия, или Лицей».

Вот и сентябрь. По знакомой дороге
Школе несут за букетом букет –
Сердце любое не выдержит, дрогнет.
Школа кивнула ребятам: «Привет!

Столько приятных сюрпризов за дверью!
Мой вам поклон, молодые умы.
Как же соскучилась я по веселью!
Ну а ворчала? Старею, увы».


Василий Моруга — Что ждет меня в школе

Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа- лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!


Борис Заходер — Не везет

Отчего-то мне
Весь год
Не везет и не везет!

Не везет мне на футболе:
Как ударишь — нет стекла!
Дома не везет,
А в школе…
В школе — жуткие дела!

Хоть на той контрольной, скажем,
Я
Вполне
Четверки ждал:
Петька — с ним контакт налажен —
Мне шпаргалку передал.

Ну, как будто все в порядке!
…Возвращают нам тетрадки.
Мы глядим.
И что же в них?
В них — четверка…
На двоих!
Петька смотрит виновато…
Я не бил его, ребята.
Он же это не назло.
Просто
Мне не повезло!

Уж такой я невезучий,
Незадачливый такой!
Взять, к примеру, этот случай:
Я,
На все махнув рукой,
Взял
Уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и не спросил!
А обычно нет и дня,
Чтоб не вызвали меня.
Хоть под парту лезь — и тут
Обязательно найдут!

Никакого нет спасенья
От такого невезенья!
И всего обидней что?
Не сочувствует никто!

…Рано утром было это.
Сел в трамвай я на ходу.
Я решил не брать билета —
Скоро, думаю, сойду.
Ну откуда в эту пору
Было взяться контролеру?
Он
Остановил вагон,
И меня выводят вон!
Я сказал, понятно, сразу:
— Не везет, как по заказу! —
А кругом как захохочут!
— Верно, — говорит народ, —
Раз трамвай везти не хочет,
Тут уж ясно —
Не везет!


Наталья Самоний — Здравствуй, школа

Детский сад — уютный дом:
Игры и веселье.
Но пришла пора съезжать,
Ждёт нас новоселье:

В дом уютный, добрый дом,
Только шире, выше…
К переезду дан звонок –
Колокольчик слышен.

Мы спешили повзрослеть.
Ждёт нас путь познанья.
– Здравствуй, школа, новый дом!
Садик, до свиданья!


Агния Барто — В школу (Сегодня маленький народ)

Сегодня
Маленький народ
Встречает новый
Школьный год.

С утра по тротуарам,
По улице любой
Идут ребята
Парами,
Цепочкою,
Гурьбой.

Кто тащит
На занятия
Приёмник-самоделку,
Кто бабочек
Засушенных,
А кто — живую белку.

Вот с братом-первоклассником
Сестра шагает рядом.
Девочке поручено
Смотреть
За младшим братом.

Да он и сам
Ещё не раз
К своей сестрёнке
В пятый класс
Заглянет непременно
В большую перемену!

…Идут гурьбою
Школьники
С портфелями в руках,
Не тронуты тетрадки,
Чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся
И весело галдят.

А взрослые
Из окон
С улыбкою глядят.
У нас в почёте
Всякий труд —
Трудиться
Школьники
Идут!


Андрей Усачёв — Кого принимают в школу

Девочки с бантами,
Мальчики с цветами,
Мамы — напряжены,
Папы — наглажены.
Дедушки и бабушки
Суетятся рядышком.
Все волнуются, шумят,
Охают, вздыхают —
В школу все попасть хотят,
Но не всех пускают!
Вот звонок позвал ребят
Голоском хрустальным.
И веселый взрослых взгляд
Стал чуть-чуть печальным.
Мамы смотрят детям вслед,
Мамы понимают:
Только тех, кому семь лет,
В школу принимают!


Владимир Высоцкий — Гимн школе

Из класса в класс мы вверх пойдем, как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс,
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас!

Да здравствует новая школа!
Учитель уронит, а ты подними!
Здесь дети обоего пола
Огромными станут людьми!

Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы перекроем световым!

Так взрасти же нам школу, строитель,-
Для душ наших детских теплицу, парник,-
Где учатся — все, где учитель —
Сам в чем-то еще ученик!


Василий Лебедев-Кумач — Здравствуй, школа

Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.

Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
(В. Лебедев-Кумач)


Георгий Ладонщиков — Здравствуй, школа

Миша встал сегодня рано –
Долгожданный день настал.
За спиной у Миши ранец,
В ранце – книжка и пенал.
А в пенале – ручка, перья,
Три цветных карандаша.
Миша думает: «Теперь я
Не похож на малыша!»
Дед Артём из кузни вышел
На внучонка посмотреть…
До того приятно Мише,
Что он вслух готов запеть:
«Здравствуй, осень золотая,
Вот я стал учеником!..»
Жулька, Мишу провожая,
Гордо держит хвост крючком.


Владимир Степанов — Праздник сентября

Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.

Пусть нам лета жаль немного —
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!


Юлия Друнина — В школе

Тот же двор.
Та же дверь.
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом,
Та же самая «тетя Лена»
Суетится возле пальто.

В класс вошла.
За ту парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом
«X + Y = Z».

…Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.


Александр Мецгер — Школьный сентябрь

Сентябрь. Прозвенел звонок,
Малышка в первый класс шагает.
И жёлтых листиков клубок,
По небу ветерок гоняет.


Николай Рубцов — Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.


Николай Голь — Школьный звонок

Звенит звонок все громче, все слышней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей. Уроки начинаются.

Ах как звенит во всех концах земли!
Пускай скорее спящий просыпается.
Ты думаешь, что гости к нам пришли?
А вот и нет. Уроки начинаются.

Бери портфель и весело шагай,
Одни лентяи долго собираются.
Ты думаешь, вовсю звенит трамвай?
Какой трамвай? Уроки начинаются.

Подушкой накрывает телефон
Мой дедушка, ворчит и огорчается:
«Старею я, в ушах какой-то звон».
Конечно, звон. Уроки начинаются!

Звенит звонок, и весел, и горласт,
И радостью душа переполняется,
И каждый день для каждого из нас
Обычные уроки начинаются.


Сергей Михалков — Школа

То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
С толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс.

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.

Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.

Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,

Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.

И мы, встречаясь, всякий раз
О школе говорим…
— Ты помнишь, как учили нас
И как не знал я, где Кавказ,
А ты не знал, где Крым?

Как я старался подсказать,
Чтоб выручить дружка,
Что пятью восемь — сорок пять
И что Эльбрус — река?

Мы стали взрослыми теперь,
Нам детства не вернуть.
Нам школа в жизнь открыла дверь
И указала путь.

Но, провожая в школьный класс
Теперь своих детей,
Мы вспоминаем каждый раз
О юности своей,

О нашей школе над рекой,
О классе в два окна.
На свете не было такой
Хорошей, как она!


Вячеслав Руденко — Здравствуй, школа

Окнами умытыми
Школа улыбается,
Солнечные зайчики
На лицах у ребят.
После лета длинного
Здесь друзья-подружки
В стайки собираются,
Радостно шумят.

К мамам, папам жмутся –
Это первоклассники.
Ждут они, волнуясь,
Первый свой звонок.
Вот и прозвенел он,
В классы собирая,
И затихла школа,
Начался урок.


Александр Пушкин — В начале жизни школу помню я

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.

Все — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —

Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.

Безвестных наслаждений ранний голод
Меня терзал — уныние и лень
Меня сковали — тщетно был я молод.

Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый — все кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.


Наталья Кнушевицкая — Здравствуй, школа

Прозвенит звонок веселый,
И откроется тетрадь.
Вот и школа, вот и школа
Нас зовет к себе опять.

Где-то спит любимый мячик,
Каждый снова ученик.
Улыбается задачник,
И пятерок ждет дневник.

Не идем мы на рыбалку.
Заливается звонок.
До свидания, скакалка,
Лес, полянка, ручеек.

За спиною ранец новый,
Впереди уроков пять.
Здравствуй, школа, здравствуй, школа!
Больше некогда играть!


Борис Заходер — Птичья школа

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь —
Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
— Итак, друзья, начнем урок!

У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. —
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…

— Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
— «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…

Но тут звонок раздался.
— Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

— Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!


Игорь Шевчук — Когда уроки кончаются

Когда конфеты кончаются –
Очень все огорчаются.
И когда апельсины кончаются –
Тоже все огорчаются.

А когда уроки кончаются –
Редко кто огорчается:
Скорей во дворе встречаются,
В доспехи свои облачаются,
Друг на друге скакать обучаются,
На качелях во всю качаются…
В общем, много чего приключается,
Когда уроки кончаются.

Но конфеты и апельсины
От уроков тем отличаются,
Что уж если они кончаются,
То уж точно – совсем кончаются,
Неизвестно насколько кончаются…
Это ж можно вообще отчаяться!

А уроки от апельсинов
Именно тем отличаются,
Что никак до конца не кончаются –
Каждый день они снова случаются.
Даже лишние назначаются…
Вот ведь штука-то
в чем заключается.
Нехорошо получается!


Марина Цветаева — В классе

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?


Лев Модзалевский — Приглашение в школу

Дети! В школу собирайтесь, —
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь, —
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка –
Все берутся за дела,
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!


Борис Заходер — Перемена

«Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем!


Татьяна Варламова — Времена учебного года

Осень

Осенний дождик барабанит мне в окошко
У школы лужи и опавшая листва.
И тучи серые, и мокрая дорожка,
И всюду грязь, и заболела голова…

Льет слезы горести печальная природа.
Тоскливо на сердце, и хочется поспать.
Ну, как не совестно в ненастную погоду
Уроков школьникам так много задавать?!

Зима

Земля окутана хрустальной пеленою,
В сугробы белые ныряет детвора,
Коньки наточены, и лыжи предо мною,
Метель закончилась, и в лес давно пора.

Полно на улице веселого народу!
Зима-проказница зовет в снежки играть!
Ну, как не совестно в морозную погоду
Уроков школьникам так много задавать?!

Весна

Лучи весенние всю землю отогрели,
Повсюду буйствует зеленая трава,
И разливаются над нами птичьи трели,
И светит солнце, и кружится голова!

Манит в объятия волшебница-природа!
Гляжу на улицу, и хочется гулять…
Ну, как не совестно в чудесную погоду
Уроки нам, несчастным детям, задавать?!


Агния Барто — Сережа учит уроки

Сережа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.

— Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. —
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.


Сергей Махотин — Новая школа

За родных своих, не скрою,
Не могу не огорчиться:
Ох и тяжко же порою
Было в школе им учиться!

Как могло у них хватать
И усердья, и терпенья,
Чтоб в чернильницы макать
Металлические перья,

Охранять от жирных клякс
И тетради, и рубашки,
Приносить с собою в класс
Перочистки,
Промокашки…

Но исчезли навсегда
Эти странные предметы.
Вспоминают иногда
Их лишь бабушки и деды.

Мы ж сегодня говорим
У зеленого экрана:
«Калькулятор»,
«Алгоритм»,
«Информатика»,
«Программа».

Нам теперь любой вопрос
Интересен, как загадка.
И пятерку я принес
Не за чистую тетрадку.

Мною вычерчены ровно
Треугольника вершины
На дисплее
Электронно-
Вычислительной
Машины!


Агния Барто — По дороге в класс

Спешил Никита на урок,
Шел не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.

Никита — взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: — Ой, боюсь!-
И сразу слезы градом.

Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: — Иди спокойно в класс!-
И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти
Никите захотелось.

— Ты потеряешься в лесу,
А я приду — тебя спасу!-
Он предложил Танюшке.

— Ну нет!- ответила она. —
Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.

— Ты можешь в речке утонуть!
Вот утони когда-нибудь!-
Ей предложил Никита. —
Не дам тебе пойти ко дну!

— Я и сама не утону!-
Она в ответ сердито.

Она его не поняла…
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас…
Но тут пришли ребята в класс.


Сергей Махотин — Школьные строфы

Медведь из берлоги сегодня не вышел.
Нападало снегу. Притихли собачки.
Медведев урока сегодня не слышал —
Наверное, тоже находится в спячке.

«Грамматику, — хвастал Андрюша Красилин, —
Мне знать ни к чему: я играю на скрипке!»
Наташу на струнный квартет пригласил он
И сделал в записке четыре ошибки.

Один пятиклассник, Серёжа Кириллов,
Был смел, не боялся ни грязи, ни пыли.
Спускался по лестнице лишь на перилах.
Уборщицы очень Серёжу любили!

Во вторник физический опыт не вышел.
Как видно, пружину в насосе заело.
Мы все замолчали, и физик услышал,
Как Ложкина пончиком бублик заела.

Фомин в драмкружке д’Артаньяна играет.
Становится в позу. Бросает перчатку.
А бабушка дома за ним подбирает
Перчатки и шпагу, ботинки и шапку.

Сегодня контрольную в классе писали.
Под партой учебник пытался открыть я.
Но книгу отняли, из класса прогнали…
Печальные в жизни бывают открытья.


Агния Барто — Первый урок

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят — иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.


Олег Бундур — Школа живёт

В коридорах тишина,
Всё как будто бы в дремоте,
Школа замерла – она
В напряжении, в работе.

Визг такой – звенит в ушах!
Каждый каждого пихает,
Все кричат, бегут, спешат –
Это школа отдыхает.


Агния Барто — Леночка с букетом

Вышла Леночка на сцену,
Шум пронесся по рядам.
— От детей,- сказала Лена,-
Я привет вам передам.

Лена в день Восьмого марта
Говорила мамам речь.
Всех растрогал белый фартук,
Банты, локоны до плеч.

Не нарадуются мамы:
— До чего она мила!-
Лучшим номером программы
Эта девочка была.

Как-то в зале райсовета
Депутаты собрались.
Лена, девочка с букетом,
Вышла к ним из-за кулис.

Лена держится так смело,
Всем привет передает,
Ей знакомо это дело:
Выступает третий год.

Третий год, зимой и летом,
Появляется с букетом:
То придет на юбилей,
То на съезд учителей.

Ночью Леночке не спится,
Днем она не пьет, не ест:
«Ой, другую ученицу
Не послали бы на съезд!»

Говорит спокойно Лена:
— Завтра двойку получу —
У меня районный пленум,
Я приветствие учу.

Лена, девочка с букетом,
Отстает по всем предметам:
Ну когда учиться ей?
Завтра снова юбилей!


Вячеслав Лейкин — По дороге в школу

Я всем завидую — коту:
Он бродит там, где хочет,
И презирает темноту,
И с воем когти точит.

И псу завидую: для пса
За минимум стараний —
То кровяная колбаса,
То позвонок бараний.

Взять черепаху: спит да спит,
А я встаю с обидою.
Ещё и спросят: «Что за вид?»
А это я завидую.

Цветку завидую. А что?
Цвети себе да пахни.
А тут, чуть свет, влезай в пальто
И на уроках чахни.

Вороне, спящей на столбе,
Завидую отчаянно:
Сама ворона по себе,
Нет у неё хозяина.

Синички прыгают на пнях, —
Нет слаще птичьей доли…
А вот и школа, вся в огнях.
Опаздываю, что ли?

А там, на третьем этаже,
Друзья и запах мела.
И мне завидовать уже
Почти что надоело.

Пусть ветер фукнет в нос и глаз
И все завидки выдует…
А вот и наш весёлый класс —
Ну, кто мне позавидует?!


Агния Барто — В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.


Людмила Фадеева — Только в школу расходилась

Только в школу расходилась,
Да за партой рассиделась,
Да в тетрадке расписалась,
Да на доску разгляделась,
В переменку расшумелась,
Всех подруг расслушалась –
Вдруг
Каникулы
Зачем-то
На меня обрушились!


Сергей Баруздин — После перемены

Тридцать первоклассников
Сидят на партах чинно.
Перемена кончилась,
Но — странная картина:

Тридцать первоклассников
Как будто потолстели,
Словно целый месяц
Без перерыва ели.

Никто не улыбается —
Ни девочки, ни мальчики.
Только щеки движутся,
Круглые, как мячики.

Учительница смотрит
Строгими глазами:
— Ну и первоклассники!
Что мне делать с вами?

Пришлось на дверь буфета
К последней перемене
Повесить о конфетах
Такое объявление:

«Есть конфеты разрешаем
По одной, и только с чаем!»


Агния Барто — Чудо на уроке

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова, к доске!

И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.


Сергей Есенин — Пребывание в школе

Душно мне в этих холодных стенах,
Сырость и мрак без просвета.
Плесенью пахнет в печальных углах —
Вот она, доля поэта.

Видно, навек осужден я влачить
Эти судьбы приговоры,
Горькие слезы безропотно лить,
Ими томить свои взоры.

Нет, уже лучше тогда поскорей
Пусть я иду до могилы,
Только там я могу, и лишь в ней,
Залечить все разбитые силы.

Только и там я могу отдохнуть,
Позабыть эти тяжкие муки,
Только лишь там не волнуется грудь
И не слышны печальные звуки.


Лика Разумова — Мы играть решили в школу

Мы играть решили в школу,
Превратили группу в класс.
Колокольчиком помашем –
Математика у нас.

Я учительницей буду,
Объяснять пойду к доске.
По столу стучу указкой,
Призывая к тишине.

Поднимите к верху ручки,
Будем пальчики считать:
Два, шестнадцать, десять, восемь…
Молодцы! Всем ставлю «пять».

Вижу, нянечка смеётся,
Значит, что-то здесь не так.
Мы неправильно считаем?
Но тогда скажите как.

Быть учителем не просто –
Надо всё уметь и знать:
Петь, читать, писать в тетрадках
И, конечно же, считать.


Марина Бородицкая — В школу

Темно. Декабрь. Семь утра.
Кричит будильник: «Эй! Пора!»

…Декабрьским утром, в семь часов,
Я дверь закрою на засов,

Чтоб в этот час, почти ночной,
Мой сон побыл еще со мной.с

Я сон подушкой придавлю:
Я так, я так его люблю!

Запрусь, закроюсь — не найдут,
Сожмусь, зароюсь — обойдут,

Хоть ты тут разорвись, звоня,
Хоть мир обрушься — нет меня!!!

…Но через час, как через год,
Я выбегаю из ворот:

Мне этот день уже знаком,
Он у меня под каблуком

Морозным голосом поет
И стелет быстрый, длинный лед, —

И я скольжу, и я скачу,
И этот день прожить хочу!


Ирина Токмакова — Скоро в школу

Какая радостная весть!
Мне скоро будет ровно шесть.
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (точнее – я),
То, значит, он (вернее – я),
Он в школу собирается!


Марина Бородицкая — Последний день учения

Последний день учения!
За окнами — жара…
Все дневники с отметками
Получены с утра,

И новые учебники
На следующий год
За стопкой стопку пёструю
Дежурный раздаёт.

— Что там? Гляди, молекулы!
— Ой, девочки, скелет! —
Как будто бы учебников
Не видели сто лет!

И чуть не плачет Рыбочкин,
Лентяй и весельчак:
«Мне не досталась алгебра,
Марь-Пална, как же так?»

А твёрдые обложечки
Так пахнут новизной,
Каникулами длинными
И свежестью лесной!

И можно просто почитать
Про средние века,
Ведь на дом средние века
Не задают пока.


Зинаида Александрова — В школу

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
— Обещали хорошо,
лучше всех учиться!


Валентин Берестов — Школа в мороз

Как железо, скрежещет снег
И, как скрипка, поёт у ног.
На деревьях иней, как мех.
На заборах иней, как мох.
И вздымается дым из труб
Рукавами косматых шуб.
И – внимание ученики! –
Заводские гудят гудки.

Детям в школу идти – запрет…
Презираю тепло жилья.
Нынче в школе занятий нет,
Но дежурят учителя,
Занимая учеников,
Забредающих чудаков.

Удивительна школа в мороз:
Ни домашних, ни классных работ.
И опрос не похож на допрос,
И диктанта никто не ждёт.
Что нам классный журнал, что дневник!
Никому сейчас не до них.

И учительница на нас
Смотрит просто как на детей
И о детстве своём рассказ
Начинает она без затей,
То с улыбкой, а то всерьёз.
Как тепла ты, школа, в мороз!

И директор совсем не строг,
Сел, как гость за чайным столом,
И, смеясь, он целый урок
Вспоминал о детстве своём…
Про сраженья, про снежных баб…
«Ну, до завтра! Мороз ослаб!»

antrio.ru

Искалочка — Берестов. Полный текст стихотворения — Искалочка

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стихи о природе Валентина Берестова

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Литературная гостиная для учащихся 1–4-х классов, посвященная творчеству В.Берестова, компьютерная презентация "Берестов"

Цели:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.
  2. Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
  3. Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  4. Развитие творческих способностей учеников.

Оформление:

1. Выставка книг В.Д. Берестова;
2. Выставка детских рисунков – иллюстраций к стихотворениям и сказкам В. Берестова;
3. Компьютерная презентация “Валентин Берестов”;
4. Плакат

Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

В. Берестов

5. Валентин Берестов – поэт, литературовед, переводчик, прозаик, сказочник, критик.

Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

В. Берестов

Ведущий.

Эти замечательные строки написал Валентин Берестов.

Ребята!

Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Валентина Дмитриевича Берестова - поэта, прозаика, переводчика, критика, литературоведа.

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.

По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. А произошло это необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету “Известия” и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые в газете помещались. “Однажды, я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. “Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. - Не иначе СССР!”” Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.

Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: сказки Андерсена и “Гекельберри Финн”, “Одиссея” и баллады Жуковского. Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

Послушаем стихи, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе”.

Ученики читают наизусть стихотворения “Где право, где лево”, “На рассвете”, “Что всего милее”.

Ведущая.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Здесь Валя Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, С.Я. Маршаком.

Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.

Ученик читает наизусть стихотворение В. Берестова “Прогулка с Чуковским”

Мне четырнадцать лет, а ему шестьдесят.
Он огромен и сед, и румян, и носат.
Он о сыне скорбит, я грущу без отца.
Май цветёт. А войне всё не видно конца.
Осторожно мою он решает судьбу
И тревожно глядит на мою худобу.
Завтра утром меня он помчится спасать.
А пока он покажет, как надо писать.
И прочтёт мне стихи, что великий поэт
Сочинил про любовь двадцати семи лет,
Вспомнит то, что меня ещё ждёт впереди.
О поэзия! Души людей береди,
Чтоб нашли в тебе силы и общий язык
Этот хилый мальчишка и крепкий старик.

В то время К.И. Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью”

Послушайте шутливое стихотворение, которое Валентин Берестова посвятил К.И. Чуковскому.

Ученик читает наизусть стихотворение

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых важных книг?

Ведущий.

Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю. Ещё в студенческие годы (1946) Берестов впервые поехал на археологические раскопки, древние города – Хорезм., Новгород. “Раскопки – это своего рода общение с древними людьми, с человечеством”, - писал Берестов.

Через несколько лет Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях “Меч в золотых ножнах”(1964) и “Два огня” (1966).

Ведущая.

В 1946 году произведения В.Берестова начинают публиковаться в периодике. А 1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину” (Показ книжки - малышки)

Ученики инсценируют стихотворение “Про машину”

Вот девочка Марина,
А вот её машина.

На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу.
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:
Не пила они, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.

Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой Мишка.
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает всё на свете.
Первоклассный доктор Петя
(Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?
Ключик взять
И завести!

Ведущий.

Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.

Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон!

Ученик читает наизусть стихотворение “Дракон”

Ведущая.

Он стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых “стишков” было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей и малюток.

Ученик читает наизусть стихотворение “Гололедица”

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?

Стихотворная миниатюра для малышей – одна из наиболее сложных и капризных поэтических форм. Каждое слово здесь на виду и на слуху. В “крошечных” стихах Валентина Берестова тусклых, скучных, фальшивых слов не бывает. Их мелодия удивительно чиста и бравурна. Поэтому, наверно, и, кажется, что стихи эти насквозь пронизаны солнцем и смехом.

Ученики читают наизусть стихотворения.

Петушки

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

Родничок

Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.

Весенняя сказка

Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд –
И на реке
Начался
Ледоход.

Тучка

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.

Картинки в лужах

В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.

Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.

Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.

А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки

Заяц - барабанщик

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.

Юла

Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А юла, юла, юла,
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.

Непослушная кукла

Нашей кукле каждый час
Мы твердим по двадцать раз:
Что за воспитание!
Просто наказание!?

Просят куклу танцевать,
Кукла лезет на кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!

Все играть она лежать,
Все лежать, она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!

Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!

Ох, намучились мы с ней.
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!

Больная кукла

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Ведущий.

Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое можно назвать ночной считалкой.

Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит
Сон.

Ведущая.

Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:

Как хорошо уметь читать!
(Дети подхватывают и произносят следующие строки хором)
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай ещё страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

А сейчас послушаем несколько стихотворений В. Берестова из школьной лирики.

Ученики читают наизусть стихотворения.

“Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки”

“Линейка”

Я – линейка.
Прямота –
Главная моя черта.

“Портфель”

Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.

“Учебник”

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его учебником зовут.

Ведущий

Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет

Менее известен Берестов как сказочник.

- Вспомнимте, какие сказки написал В.Берестов?

(Ответы детей)

- “Как найти дорожку”
- “Змей - хвастунишка”
- “Честное гусеничное”
- “Мастер птица”

Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.

- Посмотрите , ребята, на этого необычного мальчика. Подскажите, кто это?

(Ответы детей)

- Правильно – это домовёнок Кузя.

Сказку о домовёнке Кузьке написала Т. И. Александрова, но благодаря усилиям В. Берестова она была издана.

Книга увидела свет в 1991 году.

Ведущий.

А случилось это так!

Берестов вспоминал о встрече с Татьяной Александровой, случившейся много лет назад. Татьяна Ивановна принесла рукопись. Всё, что она читала, заставляло В. Берестова грустно вздыхать. И тогда огорчённая Татьяна Александрова вынула из папки большую тетрадь и прочла: “ Маленький домовёнок с размаху налетел на огромноё дерево и кувырк вверх лаптями”.

“… Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жильё. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких ещё никто не писал и не рассказывал.

Это была рукопись сказки о приключениях маленького домовёнка Кузьки.”

- Легенда утверждает, что Кузька родился именно в Поленово. (Имение известного художника Поленова. Супруги - Берестов В.Д. и Александрова Т.И. прожили там несколько месяцев.)

Он был обнаружен в поленовской бане под веником. Кузька явился в её рисунках смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях “нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся”. Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на “родословную”.

Но Кузька – не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё хранитель “живого великого языка”. Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить языком Даля. Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими для детского уха с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька всё удивляется: “Вот тетёха, недотёпа, невразумиха непонятливая!”

Татьяна Александрова так и не увидела книжку изданной.

Розы в блеске морозного дня.
У могилы стою на ветру.
И впервые утешит меня
Мысль о том, что я тоже умру.

В.Берестов подготовил полный текст сказки про Кузьку к изданию.

По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым . Кузька, появившись на экране, тут же приобрёл невероятную популярность у детей.

С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью.

Ведущий.

- Ребята, вы нарисовали рисунки - иллюстрации к стихотворениям и сказкам В. Берестова.

Давайте рассмотрим их.

- Угадайте, к каким произведениям В. Берестова ваши рисунки.

(Обращение к выставке).

Ведущая.

Берестов – переводчик познакомил читателя с такими поэтами, как Морис Карем “Песенка

urok.1sept.ru

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Стихи В.Д.Берестова" (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Стихи В. Берестова

2 слайд Описание слайда:

Поэт Литературовед Переводчик Прозаик Сказочник Критик https://www.youtube.com/watch?v=lobSFV-T8qg

3 слайд Описание слайда:

Вспомните стихотворение Берестова. Петушки распетушились …

4 слайд Описание слайда:

Вспомните стихотворение Берестова. Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу.

5 слайд Описание слайда:

Вспомните стихотворение Берестова. Как хорошо уметь читать!

6 слайд Описание слайда:

Вспомните стихотворение Берестова. Это чей там слышен топот?

7 слайд Описание слайда:

Вспомните стихотворение Берестова. Видно, я большой корзиной Все грибы перепугал.

8 слайд Описание слайда:

В. Берестов «Знакомый» Знакомый (по словарю С.Ожегова) Такой, о котором знали раньше, известный. Знающий, испытавший что-нибудь. Состоящий в знакомстве с кем-нибудь, лично известный.

9 слайд Описание слайда:

В. Берестов «Знакомый» Бежит по снегу босиком Визжим, и прыгаем, и скачем Объятья, шутки, разговоры Гав! Гав! Махнул хвостом и убежал.

10 слайд Описание слайда:

Памятка выразительного чтения стихотворения 1.Не забудь сообщить фамилию автора и название произведения. 2. Постарайся понять настроение стихотворения. 3. Определи, где и какие паузы нужно сделать. Обрати внимание на знаки препинания. 4. При чтении стихотворения следует найти слова или словосочетания, которые надо выделить голосом, верно ставить ударение в словах. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.

11 слайд Описание слайда:

В. Берестов «Путешественники»

12 слайд Описание слайда:

В. Берестов «Путешественники» И двинемся в лесную глушь Одни - в далёкий путь. Назад не повернуть. Взлетают палки наши в лад, И наши лыжи в лад скрипят. И мы не пропадём!

13 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле»

14 слайд Описание слайда:

В.Берестов «Кисточка»

15 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Портфель Зимой на улице бежит, А летом в комнате лежит. Но только осень настаёт, Меня он за руку берёт. И снова в дождик и в метель Со мной шагает мой портфель.

16 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Линейка Я - линейка. Прямота - Главная моя черта.

17 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Точилка Почему из-под точилки Вьются стружки и опилки? Карандаш писать не хочет, Вот она его и точит.

18 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Тетради Тетради в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет: - Грамматика! А в клетку тетрадка ворчит: - Математика! На чём примирились тетрадка с тетрадкой, Для нас до сих пор остаётся загадкой.

19 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Карандаш Я — малютка-карандашик. Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. Школьник пишет. И растёт! Ну а я — наоборот!

20 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Учебник — Учитель у меня в портфеле! — Кто? Быть не может! Неужели? — Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут.

21 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Пенал Карандаш в пенале мается, Но зато он не ломается, Ручка в тесноте находится, Но зато легко находится.

22 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Закладка Я — нарядная закладка. Я лежу здесь для порядка. Зря страницы не листай. Где закладка, там читай!

23 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Дневник В дневнике заданья на дом И стоят отметки рядом — До чего же хороши! Ну-ка, мама, подпиши! 5 5

24 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Циркуль Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу.

25 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Резинка Я — ластик. Я — резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стёрла я с листа!

26 слайд Описание слайда:

В. Берестов «У меня в портфеле» Ручка Буквы напечатанные Очень аккуратные. Буквы для письма Я пишу сама. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки.

27 слайд Описание слайда:

До новых встреч! С какими стихотворениями сегодня познакомились? Кто их автор? Что нового о нём узнали? Какое стихотворение вам понравилось больше всего?

28 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Научись читать стихи выразительно: стр. 148-150. Стань участником творческого проекта «Кто живёт в моём портфеле?»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-589366

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.