Стихи о родине тютчева


Стихи Тютчева о Родине, России

Читать стихи «Умом — Россию не понять…», «Эти бедные селенья», «Итак, опять увиделся я с вами», «Русская география», «Единство», «Ты долго ль будешь за туманом…»

Умом — Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866г.

Эти бедные селенья

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
1855г.

Итак, опять увиделся я с вами

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
Как брат меньшой, умерший в пеленах…

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем —
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!

Русская география

Москва, и град Петров, и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?
Грядущим временам их судьбы обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Единство

«Единство, – возвестил оракул прежних дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью –
А там увидим, что прочней…

Ты долго ль будешь за туманом

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
Ужель навстречу жадным взорам,
К тебе стремящимся в ночи,
Пустым и ложным метеором
Твои рассыплются лучи?
Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда —
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись — теперь иль никогда…

detskie-stihi.com

Тютчев стихи о Родине

Фёдор Иванович Тютчев — уникальный человек, покоривший всех, кто был причастен к его судьбе. О нём изумительно отзывались Фри́дрих Ше́ллинг и Христиа́н Ге́йне. Пушкин был поражён его стихами и сразу же напечатал их в своём «Современнике». Аксаков подтверждал, что свои гениальные изречения Тютчев никогда не повторял дважды и не обижался, когда его размышления кто-то выдавал за свои.

Как бы сказали сейчас, он был звездой светского общества. Кто близко общался с поэтом отмечают, что он напрочь был лишён какого-либо тщеславия. Будучи человеком светским, с хорошим образованием и манерами, он между тем не изменял своим принципам и не кривил душой. Всегда следовал собственной морали, сохраняя полную свободу мысли и чувства. Всегда был прост, независим и произволен.

Дипломат был истинным патриотом. Он не раз признавался, что Россия — самая большая его любовь!

Говоря на иностранных языках, общаясь на них, ведя деловую и семейную переписку, свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Вероятно, это один из ответов на вопрос, откуда у него такой глубинный, недровый, первозданный, сохранённый в своей удивительной мощи и загадочности русский язык.

К русскому языку у лирика было особое, нежное отношение. Взять хотя бы нежелание переводить на русский язык произведения Карла Маркса. Он так и заявлял: «Кому нужно этой дряни, пусть читают на немецком».

Несмотря на то что Фёдор был отлучён делами службы от России с самой ранней молодости и прожил за границей долгих 22 года, он в водовороте высшего иностранного света всегда оставался русским. Искушаемый собственными дарованиями, молодой человек диковинным образом с лёгкостью общался в европейской среде, при случае подчёркивая свою преданность России.

К сохранению существующего строя в России дипломат относился достаточно ревностно, ко всяким революционным направлениям чрезвычайно недоверчиво. Что делает его не столько великим поэтом, сколько гениальным историком.

Стихи о Родине


Занимая одну из центральных позиций в истории русской поэзии и являясь большим патриотом, Тютчев оставил нам произведения, с яркими и бесстрашными рассуждениями о Родине и русских людях.

В простых крестьянах поэт видел то, чего не было даже в самом изысканном европейском обществе: человеколюбие, смирение, терпеливость. Всё это помноженное на доброту и отзывчивость.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Поэт сочувствовал простому народу, хотя мало знал о его простом быте. Об этом свидетельствует миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…»

При всей любви к России публицист не боится писать с осуждением и презрением эпиграммы, как эта написанная на Николая I. Фёдор Иванович не стеснялся высказывать своё мнение о том, что обвиняет царя в военных поражениях и многочисленных бедах народа.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, -
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

И вот уже обращение к народу на гребне антироссийского восстания в Польше, которая на тот момент входила в состав Российской империи:

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
….........................................
О край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Пророческим можно считать стихотворение «Расцвет». Где само название уже намекает на пробуждение России от длительного, бесконечного сна, который затуманил взоры и покрыл всё мраком. Но пробуждение, а вместе с тем осознание и понимание, уже близко и неизбежно:

Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
....................................................
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Продолжая пророческую тему, нужно сказать, что никакого предсказания не было. Просто дипломат прекрасно ориентировался во внешней и внутренней политической ситуации и во многом имел свою точку зрения. Его четверостишие «Спиритическое предсказание» прямо говорит о сложностях политической обстановки.

Дни настают борьбы и торжества,
Достигнет Русь завещанных границ,
И будет старая Москва
Новейшею из трех ее столиц.

Родина и природа в одном тандеме


Именно любовь к Родине, желание любоваться и воспевать её красоты, дало такое большое количество стихов о природе. Вместе с природой лирик радуется и грустит, засыпает на время зимы, и с радостью пробуждается, как только первые тёплые лучи начинают ласкать пробудившуюся землю.

Диалог души поэта и лирические настроения природы сплелись во многих произведениях Фёдора Ивановича.

Безупречный певец русской природы, лирик всегда давал подсказки в своих стихотворениях. Масса стихов, которые начинаются с описания природных явлений, открыв сердце читателя, приводят к раздумьям. Оказывается, что стих был вовсе не о восходе, звезде или радуге, а о чём-то более серьёзном.

Вот хороший пример. Стихотворение «Чёрное море». Здесь переплелись природа и политика, философия и любовь к Родине, переживания и вера — всё сплелось в едино в этом лирическом ансамбле.

...Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену;
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил - насилье пало:
Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна...

Поэтическая сила, зоркость лирика изумительна. Он не только видит предмет, с самобытной точки зрения, а отмечает все его оттенки.

Другим примером может служить стихотворение «Море и утёс», которое воспринимается как природная лирика. Оценка политической ситуации, оценка революции в Европе, где море показано как бунтующая, бушующая стихия Европы, а утёс — это твёрдая, непоколебимо стоящая Россия. Причём спасительная для этого бушующего моря.

И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв…
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…

В творчестве Тютчева очень много коротких стихов, просто четверостиший. Что удивительно, этого вполне достаточно, чтобы полностью донести мысль до читателя. В таких произведениях автор без пафоса и с каким-то особым вдохновением, будто делится своими мыслями.

Всего четыре строчки, а как емко, образно и понятно.

Вот самый знаменитый стих — визитная карточка поэта:

Едва ли другое изречение цитируется чаще чем эти строки вплоть до наших дней. Эти четыре строчки — настоящая философская миниатюра.

Патриотическая тематика не выглядит пафосно, она открывает феномен целого народа.

Народа, не похожего ни на один другой в мире, с загадочностью и непредсказуемостью, с неограниченными возможностями в своём развитии, с широкой душой и сильным духом. Народ, который невозможно изучить и понять измеряя общепринятыми европейскими мерками.

Самобытность, которая непонятна иностранцам, самому автору по душе. Поэт верит в свою страну и народ.

Эта вера в свой народ и страну невольно передаётся читателю. И хотя стихотворение имеет устаревшие слова и обороты — «у ней», «стать» — они близки и понятно современному читателю.

Отношение с Европой, с Западом и происходящие внутри страны события волновали публициста. Он их оценивал очень метко и в публицистической прозе, и в стихах. Порой в этих произведениях просматривается не только смелость, но яркая прозорливость. Критические замечания можно встретить во всём творческом периоде великого поэта начиная с 50-х годов.

Куда сомнителен мне твой,
Святая Русь, прогресс житейский!
Была крестьянской ты избой —
Теперь ты сделалась лакейской.

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?

Да, Тютчев был прежде всего патриотом. Всем сердцем и душою преданный своей Родине.

gfom.ru

читать стихотворения Тютчева о Родине и России

Стихи Тютчева о Родине и России: читать стихотворения Тютчева о Родине и России Skip to content
Список стихотворений:
  • Ужасный сон отяготел над нами…
    Ужасный сон отяготел над нами,
    Ужасный, безобразный сон:
  • Умом Россию не понять…
    Умом — Россию не понять,
    Аршином общим не измерить.
  • Теперь тебе не до стихов…
    Теперь тебе не до стихов,
    О слово русское, родное!
  • Там, где горы, убегая…
    Там, где горы, убегая,
    В светлой тянутся дали,
  • Эти бедные селенья…
    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа —
  • Так! Он спасен! Иначе быть не может!..
    Так! Он спасен — иначе быть не может!
    И чувство радости по Руси разлилось…
  • Рассвет
    Не в первый раз кричит петух;
    Кричит он живо, бодро, смело;
  • Над этой темною толпой…
    Над этой темною толпой
    Непробужденного народа
  • Небо бледно-голубое…
    Небо бледно-голубое
    Дышит светом и теплом
  • Не богу ты служил и не России…
    Не Богу ты служил и не России,
    Служил лишь суете своей,
  • Не в первый раз волнуется Восток…
    Не в первый раз волнуется Восток,
    Не в первый раз Христа там распинают,
  • От жизни той, что бушевала здесь…
    От жизни той, что бушевала здесь,
    От крови той, что здесь рекой лилась,
  • Как дочь родную на закланье…
    Как дочь родную на закланье
    Агамемнон богам принес,
  • 17-ое апреля 1818
    На первой дней моих заре
    То было рано поутру в Кремле,
  • 14-ое декабря 1825
    Вас развратило Самовластье,
    И меч его вас поразил, —
  • Итак, опять увиделся я с вами…
    Итак, опять увиделся я с вами,
    Места немилые, хоть и родные,
  • И дым отечества нам сладок и приятен…
    «И дым отечества нам сладок и приятен!» —
    Так поэтически век прошлый говорит.
  • А.Ф. Гильфердингу («Спешу поздравить. Мы охотно…»)
    Спешу поздравить. Мы охотно
    Приветствуем ваш неуспех,
  • Его светлости князю А.А. Суворову
    Гуманный внук воинственного деда,
    Простите нам — наш симпатичный князь,
  • Александру Второму
    Ты взял свой день… Замеченный от века
    Великою господней благодатью —
  • Князю Горчакову
    Вам выпало призванье роковое,
    Но тот, кто призвал вас, и соблюдет.
  • Два единства
    Из переполненной Господним гневом чаши
    Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
  • Здесь, где так вяло свод небесный…
    Здесь, где так вяло свод небесный
    На Землю тощую глядит, —
  • Куда сомнителен мне твой…
    Куда сомнителен мне твой,
    Святая Русь, прогресс житейский!
  • Какие песни, милый мой…
    Какие песни, милый мой,
    Когда вокруг лишь ненависти крики,
  • Как насаждения Петрова…
    Как насаждения Петрова,
    В Екатерининской долине
  • Ответ на адрес
    Себя, друзья, морочите вы грубо —
    Велик с Россией ваш разлад.
  • На новый 1855 год
    Стоим мы слепо пред Судьбою,
    Не нам сорвать с нее покров…
  • Над Россией распростертой…
    Над Россией распростертой
    Встал внезапною грозой
  • Славянам («Они кричат, они грозятся…»)
    Man mu? die Slaven an die Mauer drucken[1]
    Они кричат, они грозятся:
  • Сын царский умирает в Ницце…
    Сын царский умирает в Ницце —
    И из него нам строют ков…
  • Славянам («Привет вам задушевный, братья…»)
    Привет вам задушевный, братья
    Со всех Славянщины концов,
  • Пророчество
    Не гул молвы прошел в народе,
    Весть родилась не в нашем роде —
  • Русская география
    Москва и Град Петров, и Константинов Град —
    Вот царства Русского заветные Столицы…
  • Спиритистическое предсказание
    Дни настают борьбы и торжества,
    Достигнет Русь завещанных границ,
  • По прочтении депеш императорского кабинета, напечатанных в «Journal de St.-Petersbourg»
    Когда свершится искупленье
    И озарится вновь Восток —
  • Нет, карлик мой! Трус беспримерный!..
    Нет, карлик мой! трус беспримерный!*..
    Ты, как ни жмися, как ни трусь,
  • К портрету государственного канцлера, князя А.М. Горчакова
    В те дни кроваво-роковые,
    Когда, прервав борьбу свою,
  • Конечно, вредно пользам государства…
    Конечно, вредно пользам государства
    В нем образовывать особенное царство,
  • Тогда лишь в полном торжестве…
    Тогда лишь в полном торжестве,
    В славянской мировой громаде,

stihotvorenie.su

Федор Тютчев - Славянам (Привет вам задушевный, братья): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, –
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда́нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Косово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас – позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час…
И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив – верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел…

rustih.ru

Анализ стихотворения Тютчева О родине сочинения и текст

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Более двадцати лет жизни Тютчев прожил заграницей, из них двадцать в Мюнхене, где служил чиновником в Русской дипломатической миссии. Именно жизнь в Европе развила в Тютчеве особую любовь к романтизму.

Прожив почти четверть века не на Родине, Федор Иванович скучал по России, каждый свой приезд в Петербург или Москву считал великим праздником. Тютчев любил свою Родину, но при этом он ясно осознавал, что по уровню развития культуры Россия стоит далеко от Европы. Но поэт не корил никого в этом, не стеснялся своего происхождения, а лишь горестно замечал, что вина в этом висит уж точно не на плечах простого народа. Именно русский народ – самородки, гении страны, в их сознании, душах и умах живут такие черты, которых нет и в помине у европейцев. Это доброта, отзывчивость, великодушие, терпимость, смирение. Простые крестьяне, которых били кнутами, к которым относились как к вещи, несли свою ношу с таким благородством, которому бы позавидовал самый образованный немец того времени.

В 1855 году Тютчев опубликовал стихотворение «Эти бедные селенья…». В нем автор как раз и пытается объяснить, почему Россия, с ее разрухой и голодом, царившим по деревням, все-таки ему ближе, чем сытая довольная Европа.

Автор пытается подобрать точное определение своей родной стране. В итоге Тютчев приходит к мнению, что Россия – страна терпенья. В этом его точка зрения близка к Некрасову. Поэт считает, что Россия далека от совершенства, у нее много проблем, но русский народ богат нравственно, он может справится с любыми трудностями и останется таким же.

Тютчев считает, что Россия – страна, которая была избрана Богом. Поэт уверен, что духовность – главное достояние русского народа, и важно не потерять ее ни при каких обстоятельствах.

Свое настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году. Весной этого года копии тютчевских стихов через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина, которому стихи понравились, и он решил вместе с друзьями выпустить стихи отдельным сборником. Издания осуществлено не было, но в пушкинском «Современнике» за 1836 год появилось шестнадцать стихотворений Тютчева. На страницах этого журнала стихи поэта продолжали печататься и после смерти Пушкина, вплоть до 1840 года.

Несмотря на активную переводческую деятельность, поэт признается, что его тяготит «существование человека без родины». По-видимому, глубоко не случайны мотивы одиночества и скитальчества в лирике заграничного периода.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими - и молчи…

По своим политическим взглядам Тютчев был монархистом. Но он с особой остротой ощущал несоответствие русского самодержавия его личным представлениям о монархии. Однако Тютчев не допускал мысли о возможности насильственного изменения русского самодержавного строя, о чем писал в стихотворении «14-ое декабря 1825».

В последние годы жизни Тютчева за границей его политические взгляды приближаются к доктрине славянофилов.

Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1818 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад», где стало ясно, что Европе не удалось "подавить революцию конституционными заклинаниями", потому что «революционное начало» слишком глубоко «проникло в общественную кровь». Россию поэт видел спасителем мира, «ноевым ковчегом», о чем поведал в стихотворении "Море и утес":

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Ты стоишь, наш великан!

Россия, по мнению Тютчева, спасет мир как истинно христианская держава в противовес Западу с его католицизмом, обожествляющим власть Папы.

Его размышления о мире и человеке поражают глубиной и масштабом.

Тютчев выступал против сильного, продолжительного и безоглядного «стеснения», накладываемого «наумы». Занимая до конца дней должность председателя Комитета цезуры иностранной, поэт стремился, «не выходя из пределов закона… постоянно соображаться с разумом закона, требованиями века и общества». Он часто выступал заступником изданий, запрещенных цензурой или находившихся под угрозой преследования, что не раз приводило к столкновениям с начальством.

В творчестве Тютчева шестидесятых - начала семидесятых годов преобладают политические стихотворения и мелкие стихи «на случай».

Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. В 1870 году умерли его старший сын Дмитрий и брат Николай, в 1872 году - младшая дочь Мария. Физические силы самого поэта слабели с каждым годом. Весной 1873 года, прикованный к постели тяжелым предсмертным недугом, он диктовал пространные письма на политические темы.

Федор Иванович Тютчев очень любил Пушкина, которого считал лучшим выразителем «русского ума», а смерть поэта считал народным горем:

…Велик и свят был жребий твой.

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

… И осененный опочил

Хоругвью горести народной…

… Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Лирику Тютчева можно читать и анализировать, любить и не принимать, но с чем нельзя поспорить, так это с тем, что он был «певцом своей Родины», ведь основные мотивы его творчества неотделимы от русских традиций. Наряду с темой Родины у Тютчева много стихов, посвященных природе, ведь у каждого есть свой уголок, дорогой сердцу, который мы считаем своей «малой родиной». Он неповторим и прекрасен.

Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянной борьбе и противоречии. Силы природы одушевляются поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «ночь хмурая, как зверь стойкий, глядит из каждого куста». Окружающий мир живой, он мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Рисуя картины природы, Тютчев видит перед собой всю прекрасную и мятежную, простую и непонятную, языческую и христианскую Русь. Он верит в ее великую судьбу, непоколебимую святость:

Ты, как ни жмись, как ни трусь,

Своей душою маловерной

Не соблазнишь святую Русь… …

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России –

Нет! Вам ее не запрудить.

Говоря о Родине, Тютчев полон гордости за свою державу, а описывая природу, поэт источает нежность и воодушевление, «Душу, жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создав незабываемые поэтические картины летнего вечера, ночного моря, утра в горах, «осени первоначальной», «грозы в начале мая»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы:

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

«Верный сын природы», как называл себя поэт, восклицает: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!».

Много стихов посвящено размышлениям о жизни, философскому взгляду на окружающий мир. Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложнос -

ти, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихия владеют его жизнью, он уподоблен «лаку земному», «сироте бездомному». Участь человеческая подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море», «в бездну роковую». Из борьбы противоречий, стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять попросит воды

И божий лик изобразится в них!

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе:

Мужайтесь, боритесь, о храбрые души,

Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

Все в мире борется между собой, выявляя свою сущность и воплощая себя в какой-то форме бытия. Даже под самыми светлыми и яркими покровами и оболочками скрывается темное, страшное: «О, бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится!».

Даже такое светлое и прекрасное чувство, как любовь, Тютчев описывает противоречиво, двойственно. Ему знакомы, понятны ее прелести, ее "очарованье", поэт называет это чувство «жизни ключ», «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». Любовная лирика поэта поражает силой и откровенностью выражения страстей: "И сквозь опущенных ресниц угрюмый, тусклый огонь желанья". Но в то же время человеческую сущность любви Тютчев раскрывает через изображение губительной, внутренне конфликтной роковой страсти, «буйной слепоты», «борьбы неравной двух сердец».

Любовные мотивы ярки и возвышенны. Тютчев воспевает женщину как неземное существо. Порой он отождествляет женщину с гармонией природы, с ее неисчерпаемой красотой:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их поднимаешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

Не всегда любовь так безоблачна и чудесна - порой она приносит боль:

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слезы я гляжу…

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Но все же есть надежда, что любовь станет гармоничной:

Мир и согласье между нас

Сказались с первого же дня, -

Поздравим же, перекрестясь,

Тебя со мной, с тобой меня.

Тютчев прожил почти семьдесят лет. Он был современником крупнейших исторических событий, начиная с Отечественной войны 1812года и кончая Парижской коммуной. Его первые стихи появились в эпоху романтизма, а зрелые и поздние - когда утвердился реализм.

Сложность и противоречивость поэзии Тютчева были обусловлены сложностью и противоречивостью его отношений к окружающей действительности.

Для многих поколений читателей Тютчев был «певцом Родины» с ее гордым величием и дивными природными картинами.

У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программны…

«…И поединок роковой…» — строки из поздней любовной лирики Тютчева. У молодого Тютчева любовь — праздник, свет, благоухание. Она — то приб…

Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высокоодаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание ду…

Образ родины в лирике Тютчева

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.
С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.
Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.
Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма. все движется около кнута и чина”.
Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, —
Все было ложь в тебе, все признаки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,
И меч его вис поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия — это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев.
Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет:
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, —
14 страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа.
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами.
Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

5279 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Помогите с анализом стихотворения Ф. И. Тютчева

F.A.N.T. Ученик (129), закрыт 6 лет назад

Вот оно:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твойе смиренной.

Удрученной ноше крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословил.

После возвращения Ф. И. Тютчева в Россию в его творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе русского народа. Он уверен, что в противостоянии “Запад–Восток” России отведена особая миссия. Российская империя видится поэту непоколебимым утёсом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти бедные селенья… » поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека. Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.

Характерные черты Родины — это “бедные селенья” и “скудная природа”. Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпенье поэт считает главнейшим качеством истинного христианина. Тайное сияние русской души не заметит “гордый взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто, подобно “Царю небесному”, исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет “ношей крестной” и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым. Именно поэтому “в рабском виде Царь небесный” исходил родную для поэта землю, благословляя её смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.

Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, её внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчёркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое. Тайные порывы души подчёркивает аллитерация на “р”: “кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода” — и восклицательные интонации. Воспетая поэтом “смиренная нагота” как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне “иноплеменного взора” и подтверждается расширением пространства текста. Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчёркивается двойным отрицанием в начале второй строфы. “Крестная ноша” русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути “Царя небесного”, наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением. Слово “благословляя” является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности. Строки из стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к рассказу «Живые мощи». воспевающему силу человеческого духа.

Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в стихотворении «Над этой тёмною толпой…». в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать… » и «Умом Россию не понять…». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа. Он считает, что свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон “долготерпенья”, но вряд ли она способна излечить “растленье душ” и пустоту, “что гложет ум и в сердце ноет”. Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать…». где поэт размышляет, как отзовётся в будущем “наше слово”. Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не понять…». В нём, как в “осколке” монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной “стати” русского человека.

ВЕРА Знаток (472) 6 лет назад

Скорей всего он видел будущее. Потому что природа с каждым днем все скуднее и скуднее, а нелюди из людей рабов делают. А рабы на земле благославенны и все благославенны у кого помыслы чисты.

V. G. Просветленный (48207) 6 лет назад

Тютчев сравнивает простой русский народ с Христом. Внешняя нищета это еще не означает духовной нищеты. Русская душа - это тайна.

Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева

ЦЕЛЬ: Обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем - коммуникативных навыков; способствовать нравственно - эстетическому воспитанию пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции пейзажей русских художников: Саврасова “Грачи прилетели” и Левитана “Март”; портрет поэта, фонограммы Вивальди “Времена года”, Шопена “Вальс-10”.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев (1836)

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (на фоне музыки Вивальди).

Вы прослушали мелодию Вивальди “Времена года”: как вы думаете, какому времени года она посвящена, почему вы так считаете.

Явления природы, смена времен года вызывает в нас очень яркий калейдоскоп чувств. Часто настроение человека сравнивают с природными явлениями, а периоды в нашей жизни – со сменой времен года. С каким временем года вы можете сравнить этапы жизни человека? Детство (весна), молодость (лето), зрелость (осень), старость (зима). Поэтов, композиторов, художников воодушевляла и вдохновляла природа. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи Тютчева о природе, в этом нам помогут музыка и пейзажи. Мы уже знакомы со стихами о Родине Пушкина, Лермонтова и других поэтов 19 века. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Задумайтесь над ним и к концу урока постарайтесь ответить на вопросы:

- Что отличает стихи Тютчева от стихов других русских поэтов? Как относится поэт к своей Родине?

О поэзии Тютчева сказали, что это “одно из немногих блестящих явлений русской поэзии”. Природа у Тютчева самая обычная, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Эта обычность заставляет нас другими глазами смотреть на нее. Что же можно сказать об отношении автора к Родине, если он с такой любовью изображает ее.

- Что же мы знаем о его жизни?

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА.

1. Родился поэт в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в семье родовитого помещика. Получил блестящее образование. Более двадцати лет провел он за пределами России на дипломатической службе.

Постоянно находясь в иноязычной среде, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства.

С 11 лет начал писать стихи, а в 16 – напечатали его стихотворение, в 51 же год – вышел из печати первый сборник стихотворений.

III. СТИХОТВОРЕНИЕ “ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА” (1828, 1854 гг.)

Поэты часто используют в своем творчестве мифы, их сюжеты, образы богов, например Зевса.

– Вспомним, кем является Зевс в греческих мифах?

Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Он управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида (щит как знак покровительства, отсюда происходит выражение под эгидой), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями, - знак власти), а также орёл.

Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубком) в руках. Иногда изображалась кормящей орла Зевса.

Чтение стихотворения “Весенняя гроза”

Представьте себе эту картину.

Тютчева надо “чувствовать”.

- Какие чувства вы ощущаете?

- Что произвело на вас впечатление радости?

- В каких деталях выражена она?

- Что хотел передать поэт этим стихотворением? (Простое человеческое наслаждение освежающей грозой).

Стихотворение проникнуто чувством радости, ибо весной обновляется природа и душа человека. Перед нами встают картины: “дождик брызнул”, “пыль летит”, “повисли перлы дождевые”, “солнце нити золотит”, “бежит поток”. Эта смена картин, переданных словом, позволяет увидеть грозу в движении.

Откроем учебники, ответим на эти вопросы.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с образом молодой веселой Гебы, проливающей “громокипящий кубок”, усиливает радостное чувство начала стихотворения. Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

“Люблю грозу в начале мая”: борьба весны и зимы завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Автор выражает свои мысли о жизни и стихотворение становится философским, действительно тютчевским.

Раскаты грома поэт озвучивает с помощью звуков [гр], [р], [ж], [з].

IV. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР” (1828 год)

Выразительное чтение ученицей

- Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваше впечатление от стихотворения.

- Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? (Природа в стихах Тютчева – живой организм, она загадочна и возвышенна.Масштаб Тютчева – космический, пространство стихотворения – все мироздание).

- Какие приемы использует поэт при описании земли и небес? (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение).

V. СТИХОТВОРЕНИЕ “ЛИСТЬЯ” (1830 год) (на фоне “Вальса-10” Шопена)

Выразительное чтение учителем.

До сих пор, анализируя произведения поэта, мы подвергали анализу содержание стихотворений, но лирическое произведения хороши не только содержанием, но и формой; слушая или декламируя разные стихи, мы слышим разную “музыку”. Этим стихи отличаются от прозы. Не зря звучал вальс Шопена. Что связывает этот вальс со стихотворением Тютчева?

Стихотворение написано двустопным амфибрахием, что создает впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью – вот ключевые чувства, каким пронизано стихотворение. Жизнь листьев и хвои противопоставлена. Этим Тютчев призывал к реальной полноценной жизни.

VI. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

- К каким стихотворениям могли бы стать они иллюстрациями? Почему?

- Какие картины вы бы нарисовали?

- У вас у каждого свое представление о стихах.

VII. А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТЕ ПОЭТА: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.ТЮТЧЕВА ЭПИТЕТЫ И СРАВНИТЕ ИХ С АВТОРСКИМИ.

Запись на доске:

На севере (мрачном), на (дикой) скале
Кедр (одинокий) под снегом белеет.
И сладко заснул он в (инистой) мгле,
И сон его вьюга лелеет.

Подведение итогов работы:

- Вы видите, сколько нам понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эти эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать из воспоминаний И.С.Аксакова: “Стихи Тютчев не писал, а только записывал. Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся листок”.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

А теперь вернемся к этому вопросу, на который вы должны были ответить. Природа у Тютчева живая, чувствует, надо только уметь понять ее. Поэт с любовью описывает неяркую природу России, значит, любит свою Родину.

Давайте же и мы задумаемся: умеем ли мы видеть необычное в обычном, можем ли мы почувствовать волшебное дыхание живой природы, просто выйдя однажды из дома.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
  • Выучить наизусть одно стихотворение.
  • Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.
  • Написать маленькое сочинение из четырех-пяти предложений с использованием образных средств языка (“Осенний дождь”, “Зимнее утро”, “В весеннем парке”.)

Послушать стихотворение Тютчева О родине

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения О родине

ostihe.ru

Федор Тютчев - Эти бедные селенья: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный» ) и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.