Стихи не имеющие рифмы


как называются стихи без рифмы?

Любой школьник, успешно занимающийся на уроках литературы, знает, как называются стихи без рифмы. Чаще всего такие произведения называют белыми стихами, однако существуют и другие названия.

Как правильно создавать стихотворение?

Рифма - это основной признак поэтического текста. Однако вполне возможно создать стихи без рифмы. Это эксперимент, попытка отыскать новую форму. Следует отметить, что если автор выбирает нерифмованный тип стихосложения, то он должен следовать этому принципу неизменно. Если рифмованные строки будут чередоваться с нерифмованными, то получится каламбур, а не стих.

Типы стихотворений без рифмы

Как называются стихи без рифмы, но с четко обозначенным размером? Это белые стихи. В такой манере создал ряд своих произведений поэт середины XIX века - М. Кольцов. Яркий пример - "Песнь о Гайавате" Лонгфелоу. Размер белого стиха определяется как обычно. Ударные слоги чередуются с безударными в строгой последовательности. Чаще всего подобные стихи стилизуются либо под народные песни, либо под эпос. Именно это заменяет рифму и придает стиху некую изюминку.

Еще один пример - безрифменный стих. Примером его могут послужить древнегреческие поэмы и стихотворения (к примеру, Горация).

Но как называются стихи без рифмы, не имеющие особого ритма? Это верлибры (название происходит от французского слова и переводится как "свободный стих"). Они похожи на прозаический текст, поделенный на строки. Верлибр появился раньше силлабического и силлабо-тонического рифмованного стиха. Своего расцвета он достиг в литературе США. Написать верлибр оень тяжело. Красивыя рифма и ритм часто помогают скрыть какие-либо недочеты в содержании. В таком же стихе следует выверять каждую фразу и каждое слово. Только истинный гений способен на создание хорошего свободного стиха.

Стихотворения в прозе

Это особый тип нерифмованного стихотворения. Пожалуй, самый яркий пример подобных произведений - это стихотворения величашего мастера слова И.С. Тургенева.

Он посвятил свои стихотврения в прозе многим темам: начиная от русского языка и заканчивая глубокими, философскими рассуждениями о смысле человеческой жизни и о смерти. В отличие от верлибра стихотворение в прозе не разделяется на строки. Оно пишется сплошным текстом. Однако с поэзией их роднят не рифмы и не особые приемы, а лирическое содержание. В подобных произведениях нет действия и повествования, сюжета и коллизии, поэтому нельзя их отнести к эпосу или драме.

Японский нерифмованный стих

Японский стих без рифмы называется хокку. Есть, однако, и другая разновидность - танка. Хокку состоит из 17 слогов, а танка - из 31. Чтобы составить хокку, следует знать особые правила стихосложения. Первая строка - 5 слогов, вторая - 7, а третья строка - снова 5 слогов.

Танка же состоит из 5 строк, в которых 5,7,5,7,7 слогов соответственно. Японская поэзия позволяет кратко, лаконично и предельно образно описать любой предмет. Умение писать хокку - это умение правильно подбирать слова, в ход идут только лучшие, самые емкие фразы. Конечно, хокку на русском языке не такие звучные, а переводы японской поэзии также теряют в смысле.

Итак, как называются стихи без рифмы? Это может быть белый стих, верлибр, стихотворение в прозе, японские хокку или танка.

fb.ru

Кто из поэтов писал стихи без рифм, не по правилам?!!

Например, Гораций. О том, что ждёт нас, брось размышления, Прими, как прибыль, день нам дарованный Судьбой, и не чуждайся друг мой, Ни хороводов, ни ласк любовных.

Рифма как средство выразительности не столь уж и стара... Античные авторы вполне удовлетворялись ритмическими матрицами + чередованием разных по качеству гласных - это и было правило. По мере разрастания и распространения приходит рифма - в Европе точно! - хотя подражавшие антикам её избегали. Но это очень трудно - на фоне рифменных достижений! У Кольцова получалось, например - в русле давних традиций. Но не всё совсем... Новый импульс - обилие рифмованной пропаганды (в т. ч. рекламы) В принципе - все крупнейшие поэты баловались, эпизодически. Увы, ещё больше - имитаторы, которые во все времена брали числом! Типа студенческой забавы... А какие ПРАВИЛА? Собственно, единственное - чтобы засело в памяти "КАК сказал поэт"! А тропы, рифма, просодия и т. п. - лишь попутные прибамбасы, чисто формальные признаки! Да и сам вопрос навевает смутные подозрения о наличии таковых...

Стихи без рифм нравятся мне больше, чем стихи без ритма, точнее, "стихи" без ритма. Очень люблю Остера: Никогда вопросов глупых Сам себе не задавай, А не то еще глупее Ты найдешь на них ответ. Если глупые вопросы Появились в голове, Задавай их сразу взрослым. Пусть у них трещат мозги.

Это называется "белый стих". Маяковский к этой категории не относится, не слушайте Селену. У него есть рифма, она просто сложная. <a rel="nofollow" href="http://www.sunhome.ru/tags/publications/%E1%E5%EB%FB%E5+%F1%F2%E8%F5%E8+%E8%E7%E2%E5%F1%F2%ED%FB%F5+%EF%EE%FD%F2%EE%E2/0/8" target="_blank">http://www.sunhome.ru/tags/publications/%E1%E5%EB%FB%E5+%F1%F2%E8%F5%E8+%E8%E7%E2%E5%F1%F2%ED%FB%F5+%EF%EE%FD%F2%EE%E2/0/8</a> Вот тут смотрите

Велимир Хлебников. Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй - пелся облик, … Не сказать, что уж совсем без правил, ритм все-таки есть. Или вот Владимир Вишневский, одностишия. О, как внезапно кончился диван...

touch.otvet.mail.ru

Я пишу стихи . Но вот рифмы у них нет хотя есть смысл . Как называются такие стихи?

пример приведи....

Хоку по моему.

Это называется "Набор слов человека, не умеющего писать стихи".

Белые стихи- проза

Верлибр или белые стихи, Регина. Такие Уолт Уитмен писал.

Если в них есть хотя бы ритм и логически последовательное повествование, то это белые стихи. Если нет ритма, то это вообще не стихи.

Если они ритмичны, то можно их назвать белыми стихами.

Это называется белый стих или верлибр. Свободный стих, верли́бр (фр. vers libre) — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности — англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики.

Белые стихи — текст без рифмы, но имеющий ритм (стихотворный размер) Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и -- выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался -- слезы Невольные и сладкие текли. А. С. Пушкин Белым стихом написаны поэмы Гомера и русские былины ——————————- Верлибр — текст без определенного ритма Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места. А. Блок

touch.otvet.mail.ru

Виды рифмовки в стихотворении

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

 

Другие интересные статьи:

 

Виды рифм

Рифмы делятся по слоговому объему на:

  • женские – ударение направлено на предпоследний от конца слог;
  • мужские – ударение исключительно на последнем слоге;
  • дактилические – ударение падает на третий от конца слог;
  • гипердактилические – ударение на четвертом слоге от конца;
  • открытые – если рифма оканчивается гласным звуком;
  • закрытые – если она оканчивается согласным звуком.

Рифмы различаются по точности созвучий (характеру звучания):

  • богатые;
  • бедные;
  • приблизительные;
  • точные;
  • ассонансы;
  • тавтологические;
  • составные;
  • неравносложные;
  • диссонансы;
  • разноударные.

Рифмы делятся по положению в стихотворении:

  • внутренние;
  • начальные;
  • конечные.

Рифмы различаются по положению в строфе:

  • перекрестные;
  • смежные;
  • опоясанные или охватные.

В отношении кратности повторов рифмы делятся на:

  • тройные;
  • парные;
  • четверные;
  • многократные.

Знаете ли вы? Стихотворения без рифмы называются белыми, а с наличием неточных рифм – «рифмоидами».

 

 

Для рифмы существует несколько поэтических приемов и терминов:

  • Панторифма – это когда рифмуются между собой все слова в строке и в последующей за ней. К примеру: рифмуем первое, второе и третье слова двух строчек.
  • Сквозная рифма – это рифма, которая проходит через все стихотворение. К примеру: одна рифма в каждой строке.
  • Эхо-рифма – это вторая строчка, которая состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Примеры некоторых рифм

Мужская рифма, которая подразумевает ударение на самом последнем слоге. 
К примеру:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма, способная охватить те слова, чье ударение падает на предпоследний слог. 
К примеру:
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма, которая способна отвести нас еще дальше на один слог. Речь пойдет о третьем слоге с конца. 
К примеру:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
Гипердактилическая – это самая сложная рифма, которая на практике встречается достаточно редко. Отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
К примеру:
Березу день расчесывает,
Березу день причесывает…
Точные и неточные рифмы.
Точную рифму сразу замечают и узнают, ею восхищаются и ее принимают. Звук точной рифмы стопроцентно совпадает и ничем не выделяются на слуху.
К примеру:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Все элементарно и предельно просто. Однако зачастую используются и неточные рифмы, в которых фонетическое созвучие лишь частично.
К примеру:
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Казалось бы, улавливается что-то похожее, однако если составить транскрипцию, то можно увидеть, пусть и небольшое, но все же различие.
Однородная рифма относятся к одной и той же части речи. также это могут быть два имени существительных, два местоимения или два глагола. К сожалению, по непонятным причинам, подобное сочетание не особо жалуют и почему-то считают крайне примитивным. 
К примеру:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородная рифма подразумевает непосредственное сочетание глагола с именем существительным или же имени прилагательного с наречием и так далее. Подобных сочетаний можно изобрести очень много. 
К примеру:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составная рифма дополнительно задействует различные служебные части речи. Например, частицы и союзы.
К примеру:
Подойди-ка, подойди-ка,
Моя девица – гвоздика.
Тавтологическая рифма – это крайне примитивный прием, который, так или иначе, встречается в литературе. В таком случае полностью повторяется слово или же словоформа. Впрочем, если подобную рифму использовать с умом, то вполне возможно дойти и до степени шедевра. 
К примеру:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма подразумевает под собой совпадение не только звучания, но и написания. При всем при этом слова имеют абсолютно различные значения. 
К примеру:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.
Каламбурная рифма совершенно не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно довольно схожи. Данная рифма строится исключительно на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. 
К примеру:
Не дойти никак до сада.
Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма представляет собой сочетание слов, которые сходны по звучанию только частично. Их значения тоже различны, хотя и довольно близки. 
К примеру:
«Скоро вышлет ответ адресат», –
Уверял всё себя адресант.
Богатая рифма – это сочетание, в котором совпадает предударный согласный. 
К примеру:
Оторвался лепесток –
Стал печальнее цветок.
Бедная рифма – это рифма, в которой согласуются только гласные и обязательно ударные звуки. 
К примеру:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Банальные рифмы – это нечто такое: вечность-бесконечность, любовь-кровь.
Оригинальные рифмы частенько встречаются в наши дни, поскольку каждый поэт стремится превзойти не только других авторов, но и самого себя.
Макароническая рифма представляет собой сочетание слова русского языка с неким зарубежным. 
К примеру:
Неважно сколько тебе лет,
Если красишься Palette.
Абсолютная рифма включает в себя союз полностью одинаковых слов. Исключением может быть лишь ударный звук.
К примеру:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма – это бесполезное в поэзии явление, поскольку в ней сочетаются не звуки, а буквы. К примеру: точно – нарочно. 

 

Виды рифмовки

Смежная рифмовка

Это самый простой и распространенный способ. В нем рифмуются каждые две строчки. 
К примеру:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. 
К примеру:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

Сочетает в себе первую строчку с четвертой, а вторую с третьей. 
К примеру:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.

Сплетенная рифмовка

Представляет собой самый сложный и запутанный случай. Сплетенная рифмовка встречается редко, но метко. В строфе, состоящей из шести строк, мы сочетаем их в следующем порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой
К примеру:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.

Пожалуй, на этой рифмовке мы подошли к концу нашего теоретического и практического монолога. Не стоит забывать о том, что стихотворение – это все же произведение искусства, поэтому продумывайте его до мелочей. А рифма – это несомненно очень важная мелочь! Удачи!

worldoftrucks.ru

4. Белый стих и холостая рифма

Практически одновременно с закреплением в русской поэзии силлабо-тоники стали появляться и всё активнее внедряться разновидности её формы, хорошо известные в  современном русском стихе, отличающиеся меньшей степенью урегулированности и не вписывающиеся в канонические схемы силлабо-тоники. Прежде всего это сказалось на использовании рифмы и поэтической метрики. Сегодня широко используются так называемые белые и холостые стихи, а также вольные стихи и логаэды, о которых и поговорим в этой и следующей статьях.

 

Белый стих стал прямым потомком безрифменных стихов, к которым относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример античного безрифменного стиха:

О том, что ждёт нас, брось размышления,

Прими, как прибыль, день нам дарованный

Судьбой, и не чуждайся, друг мой,

ни хороводов, ни ласк любовных.

                                                         (Гораций)

Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательноеотступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. В этом отношении белому стиху подобен свободный стих (верлибр), но он отказался не только от рифмы, но и от ритмики, размерности. То есть верлибр скорее проза в стихах, чем стих.

Можно сказать, что изначально русская поэзия в отличие от западноевропейской и американской характерна особенным вниманием поэтов к рифме. Но уже В. Тредиаковский (старший современник М. Ломоносова), увидев основу стиха не в рифме, а в ритме, метре, пренебрежительно назвал рифму "детинской сопелкой". Он первый стал писать гекзаметры - белые шестистопные стихи. Вслед за ним А. Кантемир перевёл "Анакреонтовы песни" и "Письма" Квинта Горация Флакса". Этот факт свидетельствовал о том, что поэты-силлабисты считали главным в стихе не рифму, а, как писал Кантемир, "некое мерное согласие и некой приятной звон", т.е. метрический ритм, стопный размер. Если белый стих гекзаметра и других античных размеров были приняты в русской книжной поэзии без спора, то белые стихи в других размерах не сразу привились в практике поэтов. Наиболее решительным защитником белого стиха в начале 19-го века был В. Жуковский. Его поддержали А. Пушкин, А. Кольцов, отчасти М. Лермонтов. Далее белый стих перестаёт быть редким явлением в русской поэзии. Отсутствие рифмы не лишает белый стих поэтических достоинств. Основные компоненты стиха - ритм, образность языка, клаузула (окончание строки) и пр. в белом стихе сохраняются.

Эффект, производимый белым стихом, действенен только в тот период и только тогда ощутим читателем, когда подавляющее большинство поэтов зарифмовывают строки, а читающая публика начинает видеть в рифме чуть ли не главный признак стихотворной речи. Другими словами, эффект белого стиха проявляется в его единичности при контрасте с множественным фоном рифменных стихов.

Хотя строки белого стиха и лишены рифм, они нисколько не хуже рифмованных. В европейской поэзии созвучия лишь подчёркивают края стихов, ритмических рядов. Произведение, написанное белым стихом, не имеет той композиции звуковых повторов внутри строфы, которую мы обычно называем "рифмовкой". Но оно может иметь повторяющуюся в строфах последовательность клаузул (стиховых окончаний). Кстати, коротко остановлюсь на этом понятии - клаузула.

В теории стихосложения установлено четыре типа стиховых окончаний - клаузул: мужские, женские, дактилические и супердактилические. Их отличие заключается в числе безударных слогов в окончании строки после последнего ударного слога. Вообще-то, неправильно говорить о ударных и безударных слогах, потому что ударным может быть не слог, а единичная гласная буква. Поэтому вместо ударных слогов принято говорить иктов.

Мужское окончание не имеет безударного слога в конце строки, т.е. завершается ударным слогом - иктом. Пример: Влечёт меня старинный слОг ( Ахмадулина). Женское окончание имеет один безударный слог после икта в конце строки. Пример: Как наши выдумки докУчны (М. Кузьмин). У дактилической клаузулы два безударных слога после последнего икта в строке. Пример: До чего ж мучИтельны // Тщетные желАния (И. Берсеньева). Ну а в супердактилическом окончании безударных слогов, которыми завершается строка, более двух. Пример: Обожает он сны фантастИческие.

Как и в рифмованном стихе, все строки белого стиха могут оканчиваться только мужскими, только женскими или дактилическими клаузулами; в другом случае клаузулы разных типов могут следовать попарно, либо тем или иным образом чередоваться. В поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - только дактилические (д) и мужские (м) клаузулы, притом подчиняющиеся единому композиционному принципу: мужские клаузулы фиксируют окончание длинной синтаксической конструкции или одной из её частей, совпадающее с окончанием какой-либо строки, остальные же строки оканчиваются дактилическими клаузулами.

Свалив беду на лешего, (д)

Под лесом при дороженьке (д)

Уселись мужики, (м)

Зажгли костёр, сложилися, (д)

За водкой двое сбегали, (д)

А прочие покудова (д)

Стаканчик изготовили, (д)

Бересты понадрав. (м).

Белый стих преимущественно используется в силлабо-тонике. Он невозможен в такой разновидности тоники, как акцентный стих, по сути являющийся рифмованным верлибром. А вот в дольнике и тактовике возможен, но встречается крайне редко, повидимому, ради эксперимента.

... И ты увидишь в кромешном мраке,

как кружится ворон над спящей Троей,

и ты разглядишь в коне деревянном

ахейских воинов смуглолицых,

ты разглядишь их лица и руки,

их оружье и их доспехи.

                                 (Ю. Левитанский)

В русской литературе отчётливо различаются оформившиеся традиции: во-первых, использования белого стиха в первую очередь в лирических и драматических жанрах, а во-вторых, его применением в произведениях с определённым силлабо-тоническом размером. Так, белый 5-стопный ямб пришёл в Россию из Англии, от исторических хроник и трагедий Шекспира. Подобным образом написаны А. Пушкиным "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии", А.К. Толстым - "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис". Уже в первой половине 19 века эта форма распространилась на лирику и укоренилась в элегиях.

Белый 4-стопный хорей, напротив, применялся в эпических жанрах, начиная с переводов В.А. Жуковского. В конце 19 века И.А. Бунин перевёл этим размером "Песнь о Гайавате" Лонгфелло, а вскоре эта "героическая" форма определила метризацию прозаической "Песни о Буревестнике" М. Горького.

И, наконец, белый стих в русской поэзии традиционно связан с интонацией философствования, с изображением внутренней душевной рефлексии. В начале 20 века с этой целью к форме белого стиха обращался А. Блок ("Вольные мысли"). Практически все поэты "серебряного века" не обошли своим вниманием белый стих.

 

Холостая рифма – рифма, которой в принципе нет. Иногда поэты в средствах выразительности используют холостую рифму, т.е. строку без рифмы, для создания особого звучания. Например, Л. Филатов блестяще использовал холостую рифму в своём сказе «Про Федота-стрельца» в целях стилизации под древнерусский фольклор: 

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски –

Полгорбушки да мосол.

 

Снаряжайся, братец, в путь

Да съестного нам добудь –

Глухаря аль куропатку,

Аль ишо кого-нибудь.

 

Не смогёшь – кого винить? —

Я должон тебя казнить.

Государственное дело –

Ты улавливаешь нить?..

 

Третья строка каждого катрена – холостая. Т.о.,  под условным понятием "холостой  рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.

В зависимости от чередования рифмованных и "холостых" строк имеется несколько схем рифмовки. Наиболее распространённая рифмовка "гейневского" типа: в четверостишии чётные строки - рифмованные, нечетные - холостые.

Во Францию два гренадёра (х)

Из русского плена брели,

И оба душой приуныли, (х)

Дойдя до Немецкой земли.

Подобно тому, как в стихотворной строфе могут чередоваться рифмованные и холостые строки, в произведениях больших форм могут сочетаться части с рифмованным текстом и белым стихом. В "Борисе Годунове" А.С. Пушкина сплошной белый стих сменяется рифмованным текстом лишь однажды, когда Лжедмитрий произносит перед Мариной монолог "Тень Грозного меня усыновила". Такая смена символизирует перемену эмоционального состояния действующего лица.

 

poetov.net

Холостой стих — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Холостой стих — стих без рифмы среди зарифмованных стихов.

В качестве сознательного литературного приёма (а не случайной оплошности, иногда встречающейся в пространных произведениях) получил широкое распространение у русских поэтов XIX века, особенно в форме четверостишия с рифмованными чётными стихами и холостыми нечётными — например, у Лермонтова:

Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
А перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважину проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.

Как считается, популярности такого построения способствовали русские переводы из Генриха Гейне, который широко пользовался этим приёмом. Позднее нерифмованные нечётные строки воспринимались уже как отсылка к традиции XIX века и к лирике Гейне в частности, однако получили распространение другие способы включения в стихотворение холостого стиха — например, неоднократно встречающийся у Марины Цветаевой укороченный нерифмованный стих в абсолютном конце рифмованного стихотворения:

Не возьмешь моего румянца,
Сильного, как разливы рек.
Ты охотник — но я не дамся,
Ты погоня — но я есмь бег.
Не возьмешь мою душу живу,
Так на полном скаку погонь
Пригибающийся, и жилу
Перекусывающий конь
Аравийский...

Характерному использованию холостого стиха в стихотворениях Корнея Чуковского посвятил статью «Корнеева строфа» Ян Сатуновский[1].

В восточных строфических формах (рубаи, газели и т. п.) наличие холостого стиха обязательно. Например рубаи Хайяма:

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворе мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.Перевод Николая Стрижкова
  • Холостой стих // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 327—328.

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.