Стихи койдула лидия


Койдула, Лидия - Википедия

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Дочь журналиста и просветителя Йохана Яннсена, Лидия со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения для печати. В это же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке. Имя «Койдула» (то есть «Рассветная») ей добавил деятель национального пробуждения Карл Роберт Якобсон, когда опубликовал её сочинения в своём букваре.

Работая в газете, Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине XIX века национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов её имя, как автора гражданственных и патриотических произведений, стало популярным.

Выйдя в 1873 году замуж за студента Тартуского университета латыша Эдуарда Михельсона, Койдула переехала в Кронштадт, где её муж служил военным врачом. В 1874 году у Лидии родился первый ребёнок — Ханс Вольдемар, двумя годами позже она родила дочь Хедвиг. В 1878 году в Вене появилась на свет её третья дочь — Анна (1878—1964)[4]. Хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной.

Её жизнь оборвал рак груди. Поэтесса умерла в Кронштадте, где и была похоронена. В 60-ю годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и торжественно захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту, в торжествах участвовали депутаты Верховного совета СССР от Эстонии Герман Пресс и Юлиана Тельман, писатели Антс Лаутер и Март Рауд и другие деятели эстонской культуры. При этом могилы её мужа и умершего в молодости ребёнка остались на семейном участке кладбища в Кронштадте.

9 июня 1929 года в Пярну был открыт памятник поэтессе работы скульптора Адамсона, там же есть мемориальный музей её памяти. На стене дома в Кронштадте, где жила Лидия Койдула, установлена мемориальная доска[5].

Имя было присвоено Пярнусскому драматическому театру.

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра. Мемориальная доска в Кронштадте, посвящённая проживанию здесь эстонской поэтессы.

Произведения[edit | edit source]

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Яана Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; на слова её стихов создано множество песен. Лидии Койдула посвящена одноимённая пьеса финской писательницы Хеллы Вуоллиёки.

На русском языке изданы: «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961), «Венок из слез души» (Таллин, 1993). Стихотворения поэтессы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» были переведены на русский язык Игорем Северяниным (включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат»).

Список книг (неполный)[edit | edit source]

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866).
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867).
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925).
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949).
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967).
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969).
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993).

Интересные факты[edit | edit source]

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана песня, ставшая неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьём, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы
  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии» / сост. и подг. текста «Авенариус». — 1996.
  1. 1 2 3 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Койдула Лидия // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ LIBRIS — 2012.
  4. ↑ Лидия Койдула и её дочь в воспоминаниях Т. П. Милютиной (фрагмент книги) (неопр.). Сайт Натальи Лайдинен.
  5. ↑ Сайт Натальи Лайдинен

ru.wikipedia.org

Лидия Койдула. Лидия Койдула. Стихи

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Флоренти́не Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Перновский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Й. В. Яннсена, Койдула со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения и т. д. В то же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке.

Именно в газетной работе Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине прошлого столетия национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов Койдула стала популярной поэтессой, автором гражданственных и патриотических произведений.

Выйдя в 1873 году замуж за врача Э. Михельсона, Койдула была вынуждена жить в Кронштадте, где её муж служил военным врачом. И хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной. Болезнь рано оборвала её жизнь, она умерла в Кронштадте. В 60-ую годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту.

Творчество

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра.

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Я. Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; в Пярну есть мемориальный музей и памятник Койдуле; на слова её стихов создано множество песен.

На русском языке изданы: «Венок из слез души» (Таллин, 1993), «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961). Стихотворения Л. Койдулы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» переведены на русский язык Игорем Северяниным и были включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат».

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866)
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867)
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925)
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934)
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943)
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949)
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967)
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969)
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993)

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана музыка. Эта песня стала неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьем, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы

Источник

  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии», состав и подготовка текста «Авенариус» 1996 г.

books.academic.ru

Лидия Койдула 24 12 1843 11 08

Лидия Койдула (24. 12. 1843 – 11. 08. 1886)

Родина Моя родная Родина, А если нужно будет умереть, Любовь моя верна. То сотню раз умру я за неё. Я доложна любить тебя, Но я воскресну, всё равно! Пока живёт моя душа. И ты живёшь со мной, Родная. Любовь моя к Тебе большая. И помнить будут все меня, В сердцах и кронах я жива!

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии Романтическая поэзия Койдулы ‒ страстное выражение любви к родине, к порабощенному прибалтийскими баронами народу. Стремилась пробудить национальное самосознание, волю к борьбе, веру в будущее. Заложила основу национальной драматургии. Оказала влияние на развитие эстонской литературы. Многие её стихи стали популярными песнями.

Биография Лидия Эмилие Флорентине Яннсен Койдула -псевдоним, от слова «koit» – «утренняя заря» . Имя поэтессы глубоко символично. Дочь журналиста и просветителя Й. В. Яннсена Помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» Сдала экзамен на домашнюю учительницу в Тартуском университете. Делала переводы, адаптировала художественные произведения Лидию часто можно было встретить на собраниях театрального общества «Ванемуйне» , на хоровых репетициях, по проведению в 1869 году Первого певческого праздника

Её творчество достигло расцвета в атмосфере национального движения 60‒ 80 -х г. Пьессы : «Двоюродный братец из Саарема» (1870) «Этакий Мульк, или Сто пур соли» (1872) Сборник стихов : "Соловей с берегов Эмайыги" (1867) «Собранные стихи» (1925). «Избранные стихи» (1943). «Моё отечество — моя любовь» (1978, 1993).

Канувший мой милый На берегу игривого, бурлящего потока, хранимого лугами деревень, не так далёко ветвится липа. Мы под ней стояли. И разговоры наши были словно листьев шопот, звучали обещания, как волн холодных ропот, а мы о счастье будущем мечтали. Теперь стою одна, всё слыша музыки той звуки: размылся счастья лик, растёрли скорби слёзы руки. И липа в зелени стоит уныло. Поток стремится вдаль, незамедляя бега скорость; звучит в его разгульном шуме невесёлость, как обманул ты, канувший мой милый. . .

Вышла замуж за врача Э. Михельсона (1873 г. ) Жила в Кронштадте, где её муж служил военным врачом. Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной. Умерла в Кронштадте от болезни

Умерла в 42 года. Последней волей было захоронение своего тела в Таллинне. В 1946 г. перезахоронили прах из Кронштата в Лесное кладбище.

Интересные факты На слова стихотворения «Моё отечество — моя любовь» ("Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом была написана музыка. Эта песня стала неофициальным гимном Эстонии. На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьем, с другой написано четверостишье из её стиха

Фильм http: //www. youtube. com/watch? v=q. VL 3 fi. KAP 3 Q http: //bibliothecalg. blogspot. com/2009/11/blog-post_12. html

present5.com

Койдула, Лидия — Википедия

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Флоренти́не Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Йохана Яннсена, Лидия со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения для печати. В это же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке. Имя «Койдула» (т. е. «Рассветная») ей добавил деятель национального пробуждения Карл Роберт Якобсон, когда опубликовал её сочинения в своём букваре.

Работая в газете, Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине XIX века национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов её имя, как автора гражданственных и патриотических произведений, стало популярным.

Выйдя в 1873 году замуж за студента Тартуского университета латыша Эдуарда Михельсона, Койдула переехала в Кронштадт, где её муж служил военным врачом. В 1874 году у Лидии родился первый ребёнок — Ханс Вольдемар, двумя годами позже она родила дочь Хедвиг. В 1878 году в Вене появилась на свет её третья дочь — Анна (1878—1964)[4]. Хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной.

Её жизнь оборвал рак груди. Поэтесса умерла в Кронштадте, где и была похоронена. В 60-ю годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту, однако могилы её мужа и умершего в молодости ребёнка остались на семейном участке кладбища в Кронштадте.

9 июня 1929 года в Пярну был открыт памятник поэтессе работы скульптора Адамсона, там же есть мемориальный музей её памяти. На стене дома в Кронштадте, где жила Лидия Койдула, установлена мемориальная доска[5].

Имя было присвоено Пярнусскому драматическому театру.

Творчество

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра. Мемориальная доска в Кронштадте, посвящённая проживанию здесь эстонской поэтессы.

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Яана Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; на слова её стихов создано множество песен. Лидии Койдула посвящена одноимённая пьеса финской писательницы Хеллы Вуоллиёки.

На русском языке изданы: «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961), «Венок из слез души» (Таллин, 1993). Стихотворения поэтессы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» были переведены на русский язык Игорем Северяниным (включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат»).

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866).
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867).
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925).
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949).
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967).
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969).
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993).

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана песня, ставшая неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьём, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы

Литература

  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии» / сост. и подг. текста «Авенариус». — 1996.

Примечания

  1. 1 2 3 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Койдула Лидия // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ LIBRIS — 2012.
  4. ↑ Лидия Койдула и её дочь в воспоминаниях Т. П. Милютиной (фрагмент книги) (неопр.). Сайт Натальи Лайдинен.
  5. ↑ Сайт Натальи Лайдинен

wikipedia.bio

Койдула, Лидия, биография, творчество, произведения, список книг (неполный), интересные факты

ИмяЛидия Койдула
Оригинал имениLydia Koidula
Имя при рожденииЛидия Эмилие Флорентине Яннсен (Lydia Emilie Florentine Jannsen)
ПсевдонимыЛидия Койдула
Дата рождения24.12.1843 (12)
Место рожденияВяндра, Пярнусский уезд, в Лифляндской губернии, Российская империя (ныне в Пярнумаа Эстония)
Дата смерти11.08.1886 (30.07)
Место смертиКронштадт, Российская империя
Род деятельностиПоэзия, проза, переводы, драматургия

Ли́дия Ко́йдула (Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Флоренти́не Я́ннсен Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Й. В. Яннсена, Койдула со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» («Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения и т. д. В то же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке.

Именно в газетной работе Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине прошлого столетия национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов Койдула стала популярной поэтессой, автором гражданственных и патриотических произведений.

Выйдя в 1873 году замуж за врача Э. Михельсона, Койдула была вынуждена жить в Кронштадте, где её муж служил военным врачом. И хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной. Болезнь рано оборвала её жизнь, она умерла в Кронштадте. В 60-ю годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту.

На стене дома, где Лидия Койдула жила в Кронштадте, установлена мемориальная доска

Творчество

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» ("Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» ("Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» ("Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» ("Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Я. Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; в Пярну есть мемориальный музей и памятник Койдуле; на слова её стихов создано множество песен.

На русском языке изданы: «Венок из слез души» (Таллин, 1993), «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961). Стихотворения Л. Койдулы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» переведены на русский язык Игорем Северяниным и были включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат».

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» ("Waino-lilled", 1866).
  • «Соловей с берегов Эмайыги» ("Emajõe ööbik", 1867).
  • «Собранные стихи» ("Kogutud luuletused", 1925).
  • «Избранные песни» ("Valitud laulud", 1934).
  • «Избранные стихи» ("Valitud luuletused", 1943).
  • «Избранные стихи» ("Valitud luuletused", 1949).
  • «Маленькая книга стихов» ("Väike luuleraamat", 1967).
  • «Стихотворения» ("Luuletused", 1969).
  • «Моё отечество — моя любовь» ("Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993).

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» ("Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (Gustav Ernesaks) была написана музыка. Эта песня стала неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьем, с другой написано четверостишье из её стиха.
Silla otsad ühendatud,

Kandes ühte isamaad,

Tõe templiks pühendatud…

Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота

www.cultin.ru

Лидия Койдула Википедия

Ледия Койдула
Lydia Kаidula
Имя при рождении Лидия Эмилие Флорентине Яннсен (Lydia Emilie Florentine Jannsen)
Дата рождения 12 (24) декабря 1843[1]
Место рождения Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя (ныне Пярнумаа Эстония)
Дата смерти 30 июля (11 августа) 1886[1](42 года)
Место смерти
  • Кронштадт, Санкт-Петербург, Российская империя[2]
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
  •  Эстония[3]
Род деятельности Поэзия, проза, переводы, драматургия
Язык произведений немецкий и эстонский[1]
Произведения в Викитеке

ru-wiki.ru

Лидия Койдула Википедия

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Йохана Яннсена, Лидия со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения для печати. В это же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке. Имя «Койдула» (то есть «Рассветная») ей добавил деятель национального пробуждения Карл Роберт Якобсон, когда опубликовал её сочинения в своём букваре.

Работая в газете, Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине XIX века национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов её имя, как автора гражданственных и патриотических произведений, стало популярным.

Выйдя в 1873 году замуж за студента Тартуского университета латыша Эдуарда Михельсона, Койдула переехала в Кронштадт, где её муж служил военным врачом. В 1874 году у Лидии родился первый ребёнок — Ханс Вольдемар, двумя годами позже она родила дочь Хедвиг. В 1878 году в Вене появилась на свет её третья дочь — Анна (1878—1964)[4]. Хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной.

Её жизнь оборвал рак груди. Поэтесса умерла в Кронштадте, где и была похоронена. В 60-ю годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и торжественно захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту, в торжествах участвовали депутаты Верховного совета СССР от Эстонии Герман Пресс и Юлиана Тельман, писатели Антс Лаутер и Март Рауд и другие деятели эстонской культуры. При этом могилы её мужа и умершего в молодости ребёнка остались на семейном участке кладбища в Кронштадте.

9 июня 1929 года в Пярну был открыт памятник поэтессе работы скульптора Адамсона, там же есть мемориальный музей её памяти. На стене дома в Кронштадте, где жила Лидия Койдула, установлена мемориальная доска[5].

Имя было присвоено Пярнусскому драматическому театру.

Творчество

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра. Мемориальная доска в Кронштадте, посвящённая проживанию здесь эстонской поэтессы.

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Яана Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; на слова её стихов создано множество песен. Лидии Койдула посвящена одноимённая пьеса финской писательницы Хеллы Вуоллиёки.

На русском языке изданы: «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961), «Венок из слез души» (Таллин, 1993). Стихотворения поэтессы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» были переведены на русский язык Игорем Северяниным (включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат»).

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866).
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867).
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925).
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949).
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967).
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969).
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993).

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана песня, ставшая неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьём, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы

Литература

  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии» / сост. и подг. текста «Авенариус». — 1996.

Примечания

  1. 1 2 3 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Койдула Лидия // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ LIBRIS — 2012.
  4. ↑ Лидия Койдула и её дочь в воспоминаниях Т. П. Милютиной (фрагмент книги) (неопр.). Сайт Натальи Лайдинен.
  5. ↑ Сайт Натальи Лайдинен

wikiredia.ru

Койдула, Лидия — Википедия

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Флоренти́не Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Йохана Яннсена, Лидия со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения для печати. В это же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке. Имя «Койдула» (т. е. «Рассветная») ей добавил деятель национального пробуждения Карл Роберт Якобсон, когда опубликовал её сочинения в своём букваре.

Работая в газете, Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине XIX века национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов её имя, как автора гражданственных и патриотических произведений, стало популярным.

Выйдя в 1873 году замуж за студента Тартуского университета латыша Эдуарда Михельсона, Койдула переехала в Кронштадт, где её муж служил военным врачом. В 1874 году у Лидии родился первый ребёнок — Ханс Вольдемар, двумя годами позже она родила дочь Хедвиг. В 1878 году в Вене появилась на свет её вторая дочь — Ана. Хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной.

Её жизнь оборвал рак груди. Поэтесса умерла в Кронштадте, где и была похоронена. В 60-ю годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту, однако могилы её мужа и умершего в молодости ребёнка остались на семейном участке кладбища в Кронштадте.

9 июня 1929 года в Пярну был открыт памятник поэтессе работы скульптора Адамсона, там же есть мемориальный музей её памяти. На стене дома в Кронштадте, где жила Лидия Койдула, установлена мемориальная доска[3].

Имя было присвоено Пярнусскому драматическому театру.

Видео по теме

Творчество

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра. Мемориальная доска в Кронштадте, посвящённая проживанию здесь эстонской поэтессы.

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Яана Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; на слова её стихов создано множество песен. Лидии Койдула посвещена одноименная пьеса финской писательницы Хеллы Вуоллиёки.

На русском языке изданы: «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961), «Венок из слез души» (Таллин, 1993). Стихотворения поэтессы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» были переведены на русский язык Игорем Северяниным (включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат»).

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866).
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867).
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925).
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949).
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967).
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969).
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993).

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана музыка. Эта песня стала неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьем, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы

Источник

  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии» / сост. и подг. текста «Авенариус». — 1996.

Примечания

  1. 1 2 3 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Койдула Лидия // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ Сайт Натальи Лайдинен

wiki2.red

Лидия Койдула - это... Что такое Лидия Койдула?

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Флоренти́не Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Перновский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Й. В. Яннсена, Койдула со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения и т. д. В то же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке.

Именно в газетной работе Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине прошлого столетия национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов Койдула стала популярной поэтессой, автором гражданственных и патриотических произведений.

Выйдя в 1873 году замуж за врача Э. Михельсона, Койдула была вынуждена жить в Кронштадте, где её муж служил военным врачом. И хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной. Болезнь рано оборвала её жизнь, она умерла в Кронштадте. В 60-ую годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту.

Творчество

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра.

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Я. Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; в Пярну есть мемориальный музей и памятник Койдуле; на слова её стихов создано множество песен.

На русском языке изданы: «Венок из слез души» (Таллин, 1993), «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961). Стихотворения Л. Койдулы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» переведены на русский язык Игорем Северяниным и были включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат».

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866)
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867)
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925)
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934)
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943)
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949)
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967)
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969)
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993)

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана музыка. Эта песня стала неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьем, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы

Источник

  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии», состав и подготовка текста «Авенариус» 1996 г.

dic.academic.ru

Лидия Койдула - эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии

Дочь журналиста и просветителя Й. В. Яннсена, Койдула со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения и т. д. В то же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке.

Именно в газетной работе Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине прошлого столетия национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов Койдула стала популярной поэтессой, автором гражданственных и патриотических произведений.

Выйдя в 1873 году замуж за врача Э. Михельсона, Койдула была вынуждена жить в Кронштадте, где её муж служил военным врачом. И хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной. Болезнь рано оборвала её жизнь, она умерла в Кронштадте. В 60-ую годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту.

Творчество

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она пролагала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего вр емени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в прошлом столетии, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Я. Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; в Пярну есть мемориальный музей и памятник Койдуле; на слова её стихов создано множество песен.

На русском языке изданы: «Венок из слез души» (Таллин, 1993), «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961). Стихотворения Л. Койдулы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» переведены на русский язык Игорем Северяниным и были включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат».

cumir.ru

Койдула, Лидия — Википедия

Ли́дия Ко́йдула (эст. Lydia Koidula; настоящая имя Ли́дия Эми́лие Флоренти́не Я́ннсен эст. Lydia Emilie Florentine Jannsen; 12 (24) декабря 1843, Вяндра, Пярнуский уезд, Лифляндская губерния — 30 июля (11 августа) 1886, Кронштадт, Российская империя) — эстонская поэтесса, прозаик, основоположник эстонской драматургии.

Биография

Дочь журналиста и просветителя Йохана Яннсена, Лидия со школьных лет помогала отцу в издании газеты «Пярнуский почтальон» (эст. «Perno postimees») — делала переводы, адаптировала художественные произведения для печати. В это же время написаны и её первые стихи, вначале на немецком языке. Имя «Койдула» (т. е. «Рассветная») ей добавил деятель национального пробуждения Карл Роберт Якобсон, когда опубликовал её сочинения в своём букваре.

Работая в газете, Койдула встречалась со многими общественными деятелями оживившегося в середине XIX века национального движения, под их воздействием зародились её взгляды и убеждения. Во второй половине 1860-х годов её имя, как автора гражданственных и патриотических произведений, стало популярным.

Выйдя в 1873 году замуж за студента Тартуского университета латыша Эдуарда Михельсона, Койдула переехала в Кронштадт, где её муж служил военным врачом. В 1874 году у Лидии родился первый ребёнок — Ханс Вольдемар, двумя годами позже она родила дочь Хедвиг. В 1878 году в Вене появилась на свет её вторая дочь — Ана. Хотя Койдула часто бывала в Эстонии, она болезненно ощущала разлуку с родиной.

Её жизнь оборвал рак груди. Поэтесса умерла в Кронштадте, где и была похоронена. В 60-ю годовщину смерти её прах был перевезен в Эстонию и захоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту, однако могилы её мужа и умершего в молодости ребёнка остались на семейном участке кладбища в Кронштадте.

9 июня 1929 года в Пярну был открыт памятник поэтессе работы скульптора Адамсона, там же есть мемориальный музей её памяти. На стене дома в Кронштадте, где жила Лидия Койдула, установлена мемориальная доска[3].

Имя было присвоено Пярнусскому драматическому театру.

Творчество

Мемориальный камень в честь Лидии Койдулы. Расположен на месте её рождения в Вяндра. Мемориальная доска в Кронштадте, посвящённая проживанию здесь эстонской поэтессы.

Произведения

В истории эстонской литературы Койдула оставила заметный след прежде всего в поэзии. Её патриотическая лирика оказалась в высшей степени актуальной для пробуждавшегося эстонского народа, и Койдулу как выразительницу народных чувств стали называть «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik") (так назывался сборник её стихов 1867 года). Большинство её произведений носит романтический характер: страстное сочувствие бедам и невзгодам эстонского народа, любовь к родине и дому, стремление как-то помочь своим соотечественникам и облегчить их участь.

В кронштадтский период в поэзии Койдулы преобладают элегические стихи, природная и любовная лирика. Тщательно работая над техникой стиха, она прокладывала дорогу поэтам следующих поколений. К основным достоинствам поэзии Койдулы относятся искренность и эмоциональность.

Койдула работала и в прозе, в основном для газет — приспосабливала произведения других авторов для эстонского читателя, делала свободные переводы.

Новое слово Койдула сказала и в эстонской драматургии: первая комедия «Племянник с Сааремаа» (эст. "Saaremaa onupoeg", 1870) была написана по сюжету немецкого драматурга Т. Кернера, но уже следующие комедии Койдулы были вполне оригинальны — «Сватушки» (эст. "Kosjakased" или "Maret ja Miina", 1870) и «Этакий мульк, или Сто вак соли» (эст. "Säärane mulk", 1872). С комедий Койдулы начал своё существование эстонский театр.

Краткая, плодотворная и полная драматизма жизнь Койдулы, её популярность среди читателей своего времени, её место в эстонском обществе, необычное для женщины в XIX веке, активное участие во всех культурных начинаниях постепенно превратили имя Койдулы в легенду. Ей и её семье посвящены несколько литературных произведений — «Час на стуле, который вращается» Яана Кросса, «Час духов на улице Яннсена» М. Унта, «Вируский певец и Койдула» А. Ундла-Пылдмяэ, «Той весной в Тарту» Т. Тувикесе и др.; ей посвящены десятки стихотворений известных эстонских поэтов; на слова её стихов создано множество песен. Лидии Койдула посвещена одноименная пьеса финской писательницы Хеллы Вуоллиёки.

На русском языке изданы: «Стихи» (Москва, 1945, 1950), «Избранное» (Таллин, 1950, Москва, 1961), «Венок из слез души» (Таллин, 1993). Стихотворения поэтессы «Осенние думы» и «Вечерняя тишина» были переведены на русский язык Игорем Северяниным (включены в поэтический сборник «Игорь Северянин. Сочинения», вышедший в свет в 1990 году в таллинском издательстве «Ээсти раамат»).

Список книг (неполный)

  • «Луговые цветы» (эст. "Waino-lilled", 1866).
  • «Соловей с берегов Эмайыги» (эст. "Emajõe ööbik", 1867).
  • «Собранные стихи» (эст. "Kogutud luuletused", 1925).
  • «Избранные песни» (эст. "Valitud laulud", 1934).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1943).
  • «Избранные стихи» (эст. "Valitud luuletused", 1949).
  • «Маленькая книга стихов» (эст. "Väike luuleraamat", 1967).
  • «Стихотворения» (эст. "Luuletused", 1969).
  • «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu isamaa on minu arm", 1978, 1993).

Интересные факты

  • На слова одного из стихотворений Лидии Койдулы «Моё отечество — моя любовь» (эст. "Mu Isamaa on minu arm") эстонским композитором Густавом Эрнесаксом (эст. Gustav Ernesaks) была написана музыка. Эта песня стала неофициальным гимном Эстонии.
  • На банкноте в 100 эстонских крон с одной стороны была изображена Лидия Койдула с соловьем, с другой написано четверостишье из её стиха.

Silla otsad ühendatud,
Kandes ühte isamaad,
Tõe templiks pühendatud…
Nägu — millal tõeks saad?!

Эстонская 100-кроновая банкнота
Изображение Лидии Койдулы Строчки из стихотворения Лидии Койдулы

Источник

  • «Кто есть Кто в культуре Эстонии» / сост. и подг. текста «Авенариус». — 1996.

Примечания

  1. 1 2 3 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  2. ↑ Койдула Лидия // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ Сайт Натальи Лайдинен

wikipedia.green


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.