Стихи ивана бунина


Иван Бунин - Слово: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Анализ стихотворения «Слово» Бунина

Как ни странно, некоторые великие поэты были одарены способностью заглядывать в будущее и описывать его в своих произведениях — стихотворениях. Иван Алексеевич Бунин использовал свой дар очень осторожно, однако некоторые его стихи имеют такую глубинную философскую мысль, что кажется, что это уже происходило или произойдет, или происходит сейчас. Так, двустрофовое произведение Ивана Алексеевича «Слово», несмотря на свою краткость и лаконичность, обладает высочайшим смыслом. Стихотворение обращается к недалекому будущему, где все материальное превратится в пыль, а человеческое достояние — речь — будет живо всегда. Слова в произведении звучат сильно и властно, обесценивая все материальное: историческую архитектуру, тленные тела, мумии.

«Молчат гробницы, мумии и кости, — лишь слову жизнь дана» — в этой строчке автор использует метафорическую функцию. Она призвана показать читателю всю темную атмосферу происходящего, показать, что нематериальное не имеет свидетельствовать говорить о прошлом, что лишь слово ценно и вправе что-либо доказать. «Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена» говорит читателю о ценности древних писем, книг и рукописей. Что только они могут рассказать о прошлом и хранить будущее.

В следующей строфе Иван Алексеевич призывает беречь силу слова и силу рукописей, ведь — «Нет у нас иного достоянья». Бунин рассуждает о вечности: что может рассказать людям о древних народах, о жизни в прошлом? Нематериальные предметы: памятники, древняя архитектура — конечно, дают объемные сведения о жизни в прошлом, но не дают понять, какой именно была жизнь среди этих археологических достояний. И только лишь письмена могут детально обрисовать картинку жизни и дать человеку прочувствовать эмоции и чувства живущих в прошлом людей.

Текст произведения наводит на мысль, что Бунин предчувствует смутные времена, в которых человечество начнет забывать о силе слов, книг и священных писаний. И призывает читателя осознать ценность силы слова. Свои слова он передает в надежде сохранения человечеством бумажных информационных источников. Практически, он внес смысл антиутопии «451 градус по Фаренгейту», написанной Бредбэри. Рею понадобилась целая книга, чтобы показать истинность слова, а Бунин смог внести этот смысл в краткий двустрофовый стих.

Для поэта важно, чтобы человеческая культура сохранялась на бумаге, чтобы человечество смогло сохранить самое ценное достояние — речь.

rustih.ru

Иван Бунин - В степи: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Н. Д. Телешову

Вчера в степи я слышал отдаленный
Крик журавлей. И дико и легко
Он прозвенел над тихими полями…
Путь добрый! Им не жаль нас покидать:
И новая цветущая природа,
И новая весна их ожидает
За синими, за теплыми морями,
А к нам идет угрюмая зима:
Засохла степь, лес глохнет и желтеет,
Осенний вечер, тучи нагоняя,
Открыл в кустах звериные лазы,
Листвой засыпал долы и овраги,
И по ночам в их черной темноте,
Под шум деревьев, свечками мерцают,
Таинственно блуждая, волчьи очи…
Да, край родной не радует теперь!
И все-таки, кочующие птицы,
Не пробуждает зависти во мне
Ваш звонкий крик, и гордый и свободный.

Здесь грустно. Ждем мы сумрачной поры,
Когда в степи седой туман ночует,
Когда во мгле рассвет едва белеет
И лишь бугры чернеют сквозь туман.
Но я люблю, кочующие птицы,
Родные степи. Бедные селенья —
Моя отчизна; я вернулся к ней,
Усталый от скитаний одиноких,
И понял красоту в ее печали
И счастие — в печальной красоте.

Бывают дни: повеет теплым ветром,
Проглянет солнце, ярко озаряя
И лес, и степь, и старую усадьбу,
Пригреет листья влажные в лесу,
Глядишь — и все опять повеселело!
Как хорошо, кочующие птицы,
Тогда у нас! Как весело и грустно
В пустом лесу меж черными ветвями,
Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо!
Я в эти дни люблю бродить, вдыхая
Осинников поблекших аромат
И слушая дроздов пролетных крики;
Люблю уйти один на дальний хутор,
Смотреть, как озимь мягко зеленеет,
Как бархатом блестят на солнце пашни,
А вдалеке, на жнивьях золотых,
Стоит туман, прозрачный и лазурный.

Моя весна тогда зовет меня,—
Мечты любви и юности далекой,
Когда я вас, кочующие птицы,
С такою грустью к югу провожал!
Мне вспоминается былое счастье,
Былые дни… Но мне не жаль былого:
Я не грущу, как прежде, о былом,—
Оно живет в моем безмолвном сердце,
А мир везде исполнен красоты.
Мне в нем теперь все дорого и близко:
И блеск весны за синими морями,
И северные скудные поля,
И даже то, что уж совсем не может
Вас утешать, кочующие птицы,—
Покорность грустной участи своей!

rustih.ru

Иван Бунин - Розы: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.

Анализ стихотворения «Розы» Бунина

В своих «Розах» Иван Алексеевич Бунин следует традициям классической русской поэзии.

Стихотворение написано примерно в 1904 году. Автору его в эту пору чуть за тридцать, он сочиняет прозу и стихи, лауреат Пушкинской премии. Впрочем, семейная жизнь его уже была порядком разрушена. Оставался совместный ребенок, который, надо сказать, едва дожил до пяти лет. Жанр – пейзажная зарисовка в чисто пасторальном духе, размер – двухсложник с рифмовкой перекрестной, без деления на строфы. Интонация фетовская, с ее музыкальностью, прозрачностью, подъемом чувств. Начинает поэт с деепричастия и описания лазури небес. Вообще, произведение в известном смысле не просто дань или подражание поэзии А. Фета, но и отзвук тех самых «глухих лет» ушедшего века. Собственно, и позднее И. Бунин сознательно оставался в стороне от экспериментов с формой и исканиями нового содержания. Лексика возвышенная. Поэт обходится без риторических восклицаний и вопросов, впрочем, вводит в стихотворение пару многоточий. Все средства художественной выразительности традиционны и узнаваемы, многие уже к тому времени стали общим местом. Например, сравнение роз с чашами огня (естественно, любовного). Олицетворение: глядел сад (это еще и инверсия – нарушение порядка слов). Картина идиллическая: старая усадьба, прекрасная погода, мечтательный созерцатель у окна. Эпитеты: звучный, сладкий, тяжелый, томные, знойный. Еще несколько инверсий: грохотал гул (это еще и пример аллитерации, звукописи), звенели мухи, пели пчелы (еще и олицетворение с гиперболой, поскольку они все-таки жужжат), млели розы. Две розы здесь, если исходить из эмблематики всего стихотворения – символ влюбленных сердец. День сиял: ничто не могло поколебать спокойствия и ясности природы, благоприятствующей цветам и любящим людям. Ливней голубых: метафора искрящейся сквозь солнце воды. Лексические повторы, перечислительные градации, анафора (две, порою). Индивидуально-авторским эпитетом можно посчитать выражение «зеркально-зыбком». Фольклорная усеченная форма глагола: улыбалися. «Сквозь слезы»: имеются в виду капельки дождя. В финале – полное одушевление цветов: очами (глазами), полными огня. Чувства и расцвет окружающего мира звучат в этом произведении в унисон.

«Розы» И. Бунина – романтическое стихотворение, в котором цветы выступают изящной метафорой земной любви.

rustih.ru

Иван Бунин - Цейлон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Окраина земли,
Безлюдные пустынные прибрежья,
До полюса открытый океан…

Матара — форт голландцев. Рвы и стены,
Ворота в них… Тенистая дорога
В кокосовом лесу, среди кокосов —
Лачуги сингалесов… Справа блеск,
Горячий зной сухих песков и моря.

Мыс Дондра в старых пальмах. Тут свежей,
Муссоном сладко тянет, под верандой
Гостиницы на сваях — шум воды:
Она, крутясь, перемывает камни,
Кипит атласной пеной…

Дальше — край,
Забытый богом. Джунгли низкорослы,
Холмисты, безграничны. Белой пылью
Слепит глаза… Меняют лошадей,
Толпятся дети, нищие… И снова
Глядишь на раскаленное шоссе,
На бухты океана. Пчелоеды,
В зелено-синих перьях, отдыхают
На золотистых нитях телеграфа…

Лагуна возле Ранны — как сапфир.
Вокруг алеют розами фламинго,
По лужам дремлют буйволы. На них
Стоят, белеют цапли, и с жужжаньем
Сверкают мухи… Сверху, из листвы,
Круглят глаза большие обезьяны…

Затем опять убогое селенье,
Десяток нищих хижин. В океане,
В закатном блеске,— розовые пятна
Недвижных парусов, а сзади, в джунглях,—
Сиреневые горы… Ночью в окна
Глядит луна… А утром, в голубом
И чистом небе — коршуны браминов,
Кофейные, с фарфоровой головкой:
Следят в прибое рыбу…

Вновь дорога:
Лазоревое озеро, в кольце
Из белой соли, заросли и дебри.

Все дико и прекрасно, как в Эдеме:
Торчат шипы акаций, защищая
Узорную нежнейшую листву,
Цветами рдеют кактусы, сереют
Стволы в густых лианах… Как огонь
Пылают чаши лилии ползучей,
Тьмы мотыльков трепещут… На поляне
Лежит громада бурая: удав…
Вот медленно клубится, уползает…

Встречаются двуколки. Крыши их,
Соломенные, длинно выступают
И спереди и сзади. В круп бычков,
Запряженных в двуколки, тычут палкой:
«Мек, мек!»— кричит погонщик, весь нагой,
С прекрасным черным телом… Вот пески,
Пошли пальмиры — ходят в синем небе
Их веерные листья,— распевают
По джунглям петухи, но тонко, странно,
Как наши молодые… В высоте
Кружат орлы, трепещет зоркий сокол…
В траве перебегают грациозно
Песочники, бекасы… На деревьях
Сидят в венцах павлины… Вдруг бревном
Промчался крокодил, шлеп в воду —
И точно порохом взорвало рыбок!

Тут часто слон встречается: стоит
И дремлет на поляне, на припеке;
Есть леопард,— он лакомка, он жрет,
Когда убьет собаку, только сердце;
Есть кабаны и губачи-медведи;
Есть дикобраз,— бежит на водопой,
Подняв щетину, страшно деловито,
Угрюмо, озабоченно…

Отсюда,
От этих джунглей, этих берегов —
До полюса открыто море…

rustih.ru

Иван Бунин - Осень: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне –
И засеребришься
Прежде всех к весне.

Анализ стихотворения «Осень. Чащи леса…» Бунина

Стихотворение «Осень» Ивана Алексеевича Бунина – пример пейзажной лирики, основанной на впечатлениях от русской природы.

Стихотворение написано в 1905 году. Поэту в эту пору было 35 лет от роду, он уже выпустил в свет несколько сборников своих произведений, увлекся прозой, много путешествовал, получил пополам с другим автором «Пушкинскую премию», был женат, пережил семейную трагедию – смерть первенца. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмой, по форме – астрофический стих. Рифмы как закрытые, так и открытые, лирический герой себя явно не обнаруживает, хотя читатель и смотрит на пейзаж его глазами. Следует отметить, что стихотворение кажется простым и безыскусным, с понятной каждому человеку приглушенностью, а затем и эмоциональностью. Это было не очень типично для времени, когда в поэзии царил символизм. Позиция И. Бунина в этом отношении была сознательной, он являлся продолжателем традиций золотого века русской литературы. Интонация сдержанная, скупая, призванная передать показавшийся поэту скудным и сонным мир осени. Как будто жизнь ушла или затаилась. Начинается это небольшое произведение с перечислительной градации, присоединительных конструкций. Герой находится в лесу. Он оглядывается кругом и словно констатирует факты: озеро белесо (здесь, кстати, не совсем удачно ударение в слове), бледен небосвод. Инверсии временами чередуются: отцвели кувшинки, выбиты тропинки (то есть, исхожены). Оба названных растения (шафран – тот же крокус, и кувшинки) цветут до первых заморозков, если позволяет погода. Видимо, это время уже пришло. Строка с кратким прилагательным: лес и пуст, и гол. Пожалуй, поэт отходит от пушкинских мотивов в описании осени. Впрочем, во второй половине стихотворения поэт залюбовался красотой ольхи. Она и стара, и суха, и растет среди болотных кочек, однако он чувствует в ней что-то женственное, хрупкое, и вместе с тем – сильное, живучее. Ольха находится у воды, глядит на свое отражение (это олицетворение), хотя осеннее оцепенение коснулось и ее («в полусне»). «Засеребришься»: поэт предвкушает будущую весну, знает, что одним из первых преобразится именно это старое дерево. Ближе к финалу все сильнее ощущается привязанность героя к этим местам. Настроение его сродни происходящему вокруг, однако и в этом умирании он видит близкую весну.

В «Осени» И. Бунин следует реалистичной манере, его герой – задумчивый наблюдатель увядания природы.

rustih.ru

Иван Бунин - Матери: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Анализ стихотворения «Матери» Бунина

Мама – самое теплое и нежное слово, олицетворяется с самым близким человеком на земле. Не удивительно, что многие поэты, писатели посвящают свои строки именно матери. У каждого найдется, что сказать своей маме, особенно в конце жизни или после долгой разлуки. Мамам посвящается огромное количество произведений. Сегодня подробнее хочется поговорить о произведении Ивана Алексеевича Бунина «Матери».

Прежде всего, это стихотворение-воспоминание. Бунин нежно, с трепетом вспоминает о своей матери. Просматривается особенное отношение к ней наряду с другими людьми из прошлого, в частности, о няне поэт вспоминает с легким равнодушием. Из описания действий матери поэта ее можно охарактеризовать как, добрую, кроткую, набожную. «Ты перекрестишь, поцелуешь…» — строки говорят, как мать всецело любила своего сына. «Напомнишь мне, что он со мной, и верой в счастье очаруешь» — строки, которые показывают безграничную доброту и любовь не только к своему сыну, а к богу и к миру.

Кроме того, это стихотворение-тоска по любимой матери с нотками сожаления о том, что то́ время прошло. Время, когда ему было хорошо, комфортно, тепло рядом с самым родным человеком. Поэт считает свою мать олицетворением чистоты и самым светлым человеком на земле. Об этом говорят строки «Не ты ли ангелом была?»

Еще это стихотворение можно назвать криком души. «Я помню, помню голос твой!» пишет Иван Алексеевич. Ощущение, что он хотел что-то сказать своей маме. Или как будто он не успел или не мог сказать всего, что хотел. Как отмечает супруга Бунина Вера Муромцева, многие считали поэта сухим и холодным. «Но тот, кто его не знал до конца, и представить себе не мог, на какую нежность была способна его душа», — вспоминает она. Возможно, он не мог сказать матери напрямую, как он ее любит и ценит. В стихотворении просматривается некоторая печаль, и возникает ощущение, что он очень долго не видел маму и сильно переживает по этому поводу.

А может быть это произведение было создано, когда он анализировал свою жизнь. Поэт хотел показать, как быстро закончилось детство. Ведь он рано ушел из дома, ему тогда не было и 18 лет. Бунин пытался найти себя в литературе и доказать, что это дело его жизни. Семья навязывала любовь к науке, но он не изменил себе. И всё, что он помнит о жизни в родном гнезде, он отразил в этом стихотворении.

Заключение

Как бы ни было, это легкое произведение никого не оставит равнодушным, начиная от детей младшего школьного возраста и заканчивая зрелыми состоявшимися людьми. У детей это стихотворение будет откликаться с тем, что у них это всё еще есть, они пока рядом с мамой. У людей постарше стихотворение будет вызывать улыбку или тоску, если мамы нет рядом или нет в живых. В любом случае, у каждого человека оно будет навевать какие-то личные воспоминания именно о его матери, самые сокровенные, самые теплые.

rustih.ru

Иван Бунин - Первый снег: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Анализ стихотворения «Первый снег» Бунина

«Первый снег» — стихотворение, которое принадлежит к раннему творчеству поэта. Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. Детство автора прошло в деревне, поэтому он научился замечать красоту природы.

В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля. Это становится понятно с первой строфы. Кругом веет ароматом морозной свежести. Небо окрашено в багряные цвета. Все описано понятной речью, потому что есть присутствие лирического героя. Стих состоит из трёх частей, в каждую заложен определённый смысл.

Ощущаются изменения в природе. Используя объективные эпитеты, кажется, что все природные явления происходят в настоящий момент. С самого начала есть первые признаки зимы. Это заметно по морозной свежести в полях и лесах, цвету заката. Тем самым, предвещается наступление настоящей зимы.

Прочитав вторую строфу, можно заметить некоторую тревогу. В этой части, наблюдая за изменениями в природе, поэт ждёт, когда выпадет первый снег. Но не только он томится в ожидании. Природа тоже это предчувствует. Листья опали с деревьев, не наблюдается цветов. Поля и сады опустели. Все готово к наступлении холодного времени года.

В третьей части ожидания оправдываются. Ночью слышится буря, а когда рассветает, то видны летящие хлопья снега. Происходит прощание с осенью, которое подчеркивается запоздалой вереницей гусей. Герой становится свидетелем, который наблюдает за сменой времён года.

Описывая приход зимы, становится заметен положительный настрой героя, его мечта о преображении мира. Он видит в этом светлый праздник и принимает жизнь во всех проявлениях.

В последних строчках присутствует чувство грусти. Поэт немного грустит о прошедших тёплых днях. Но скоро они вернутся. А события и само время уже не сможет вернуться. Именно от этого присутствует небольшая тоска. Прошедшие дни выражаются с помощью улетевшей вдаль вереницей.

Совмещение красных и белых цветов помогают проще описывать, показав причастность природных явлений к мироощущению лирического персонажа. Он является частью природы. Этому свидетельствует его употребление местоимения «мы».

Стихотворение Бунина передаёт движущуюся природу, ее жизнь, наводит на раздумья. Умело демонстрируется иллюзия того, что действия происходят прямо сейчас. Видно, как сильно, автор любит родную землю.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.