Стихи хлебников футуризм


Общая характеристика футуризма. Поэзия В.В. Хлебникова.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 19Следующая ⇒

 

В отличие от акмеистов, бережно относившихся к наследию и к современникам, футуристы негативно относились ко всей прошлой традиции и мечтали свергнуть прошлое. Впервые термин возник в 1902г. в фельетоне Игоря Северянина, где высмеивались новые лит.направления. Он же считается первым футуристом (правда, «эгофутуристом») , но позднее передовые футуристы отказывались от этого названия, считая, что Северянин его опошлил.

Начало русского футуризма относят к 1908г. В состав движения вошли многие крупные поэтические личности, которые просто примкнули к футуризму, стремясь развиться или опереться на что-то, откуда-то стартовать.

Футуризм не стоит рассматривать единственно как поэтическое движение – многие поэты-футуристы были художниками, футуристы стремились обновить театр, писали футуристическую музыку, проявляли большое внимание к кинематографу; в каждом из этих искусств находили своё проявление. Особый вид книгоиздательства привнесли с собой футуристы – и, наконец, особую форму общественного поведения (например, публичность, ораторство). Футуристы, по сути, были молодёжной контркультурой 1910-ых годов.

Почвой футуризма стало острое недовольство сложившимися формами жизни и искусства (а для футуриста искусство и жизнь были всегда рядом – и изменить искусство означало изменить и жизнь теми же методами). Нигилизм в отношении классического искусства был характерной чертой футуризма – при этом искались принципы, которые могли бы лечь в саму основу искусства (куб, луч в художестве, звуки и слово в литературе – например, заумь Кручёных – «Дыр бул щыл» и др. стихи на своём языке из сборника «Помада»). «Любая мертвечина, как в искусстве, так и в жизни должна быть разрушена», - утверждали футуристы.

В зависимости от отношения к традиции среди футуристов можно было выделить правый фланг (с пиететом к традиции), среднюю группу (относились к традициям спокойно), левый фланг (с агрессией).

На правом фланге установилась первая во времени группа, «Академия эгопоэзии», или «Эго». Участниками группы были Игорь Северянин (наст. имя Игорь Васильевич Лотарёв) - самый крупный поэт группы (коронованный как король поэтов), Константин Олимпов (наст. имя Константин Константинович Фофанов), Грааль Арельский (наст. имя Степан Степанович/Стефан Стефанович Петров), Иван Игнатьев. Эти поэты составляли ядро группы, просуществовавшей один год в 1912-1913 гг.; главой группы себя считал Северянин, позднее прозвавший Олимпова Иудой. У группы был свой символ, придуманный Олимповым (треугольником со словом «Ego» внутри). Северянин оповещал листовками писателей и журналистов о своих замыслах, в частности, о создании собой в 1911 г. вселенской группы «Эго», затем шли доктрины. Добавлялось, что «эгофутуризм» не имеет ничего общего с «футуризмом» - движением европейским с Маринетти во главе; причина: иностранные футуристы осмертили «я».

В книге «Громокипящий кубок» Северянина в прологе говорилось о смерти прошлых великих поэтов («Для нас Державиным стал Пушкин»), о нужде в новых голосах; летят дирижабли сегодня, и должен прийти новый поэт. Кружок «Эго» вскоре распался.

Центр футуристический – «Центрифуга» (Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак, 1914-1915 гг.) и «Мезонин поэзии» (Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков), умеренная московская группа. Эти группы стали для некоторых поэтов началом, побаловавшись в которых они перешли к более достойным делам; участники этих групп стали инициаторами приглашения Маринетти в Россию.

Но центральной по значению группой стала крайне левая группа «Гилея» (возникшая в 1910 г.), первый главный манифест которой вышел в декабре 1912 г. («Пощёчина общественному вкусу»). Текст этого манифеста долго обсуждался, затем был подписан Давидом Бурлюком, Александром (на самом деле, Алексеем) Кручёных, Хлебниковым, Маяковским (который добавлял один из самых радикальных элементов в манифест, в частности, он ввёл мысль «сбросить с парохода современности…» как Пушкина, Достоевского, так и современников – Брюсова, Бальмонта, Андреева). В разные годы участниками группы были, помимо ядра, Василий Каменский (авиатор, а авиаторов очень уважали среди футуристов; «железобетонный поэт»), Бенедикт Лившиц, Василиск (Василий Иванович) Гнедов, Елена Гуро. Поэты и других футуристических групп периодически примыкали к «Гилее» (например, для гастролей ради денег).

Были еще кубофутуристы, которые связывали себя с футуристами. Считались леворадикальной группировкой «Гилеи» и не ассоциировали себя ни с кем из европейских футуристов.

Манифесты: «ПОВ», «Ряв», «Дохлая луна», «Доители изнурённых жаб», «Взял!». Но в «ПОВ» самые яркие моменты – предложение с пароходом, мысль о том, что всем Горьким и другим писателям нужна только «дача на реке»; утверждение права поэтов на непреодолимую ненависть к существовавшему до сих пор языку, право на необходимое расширение словаря. Годом позднее был создан проект свержения всего пушкинианства, а в 1913г. на лекции Бурлюка «Пушкин и Хлебников» новым Пушкиным 20в. Был объявлен Велимир Хлебников (должен заменить Пушкина и затмить «пушкинианцев» - табун пушкинских поэтов, которые ассоциировались у футуристов с традициями). На лекции присутствовали Кручёных и Маяковский. Потом эта лекция была прочитана и в Москве. Из газетных отчётов о лекции Бурлюка известны следующие положения:

1) Бурлюк обрушился на пушкинистов, которые сделали из поэта идола, «нечто вроде гербария».

2) Пушкина можно любить за его недостатки. Пушкин – «мозоль русской жизни».

3) Пушкин был барин, а Хлебников – настоящая простота, гений.

4) Не понимая Хлебникова, не понимают красоты античной вазы.

5) Пушкин к современности относится как екатерининский вигвам к экспрессу Петербург-Москва.

Маяковский признал Пушкина поэтом 19 века, но посоветовал ему окончить 4-хклассную гимназию. «Пушкина расстреляли за городом как бешеную собаку».

Памятник Пушкина – «нелепость». Это источник гротескных образов для футуристов.

«Идите к чёрту»: «Беломраморный Пушкин танцует танго». «Умолкнул Пушкин – о нём лишь в гробе говорят», - Хлебников в стихе «Тверской».

Все футуристы прекрасно знали пушкинские тексты. Поэтому легко ими манипулировали.

Кручёных: «Дыр Бул Щил».

В этом стихотворении, считал Кручёных, больше национального русского, чем во всей пушкинской поэзии.

Футуристы считали, что и Пушкин баловался футуризмом – смысловые и звуковые сдвиги в его стихах подтверждают это.

Кручёных считал, что Пушкин, как и Лермонтов, и символисты, «жидок», т.е. его язык, язык Пушкина – монотонен.

Пушкин, дескать «Сюсюкал ямбом».

 

Петербургские критики считали Хлебникова сумасшедшим и не публиковали его произведений. Затем его стихи были опубликованы вместе со стихами Маяка, Крученых, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, чтобы читатели могли сопоставить их.

«Гилейцы» объединили в своей группе самые разные творческие устремления:

1) авангардно-архаическая тенденция

Авангардная поэзия: Хлебников и его единомышленники чувствовали себя младенцами, которые радуются бракосочетанию новых слов (Хлебников, Кручёных)

2) социально-нигилистическая тенденция (Маяковский)

Мандельштам («Буря и натиск»): «Хлебников написал требник-«упраздник», которым будут питаться много лет все кому не лень».

Маяковский воспринимался Мандельштамом «великим реформатором газеты».

Маяковский поднимал политические темы, тему урбанизации и т.д. и т.п.

Бурлюк, Большаков, Василиск Гнедов – были также представителями социально-нигилистической тенденции.

Карабчиевский считает Хлебникова «гениальным человеком», но не поэтом. Он только отдаёт дань уважения Маяковскому, называя его «Большим Паханом». Остальных называет «урками».

По большей части, футуристы – графоманы, считает Карабчиевский.

Стремление создать новую литературу и свержение старых.

«Победа над солнцем» - опера Кручёных. Победа над солнцем традиционной поэзии.

1. Декабрь 1912 года – 1-ый этап борьбы с Пушкинскими поэтами. Декларативный период: сборник «Пощёчина общественному вкусу».

2. 1913 год – листовка «Пощёчина общественному вкусу». Мессианский период.

3. Ноябрь 1913 г. – лекция Давида Бурлюка «О речетворцах. Доители изнурённых жаб» - так он назвал всех представителей традиционной поэзии.

 

Поэзия Велимира Хлебникова(1885-1922) – футурист, лидер «Гинеи». Современники твердили о грандиозном художественном эксперименте, о создании Х нового поэт.языка\. который сумеют постичь лишь в далеком будущем. Был создан образ «сверхгения», пророка, одного из столпов авангардистского искусства 20в. Критики отмечали, что он был «трудным» даже для искушенного читателя поэтом. Его творчество крайне неравноценно, а поэтическое мышление очень своеобразно. Трудно отделить главное и ценное от мусора. Блок писал: «Подозреваю, что значителен Хлебников». Поэзия его таится в невнятицу и косноязычии (о, брат, брат, брат).

 

ХЛЕБНИКОВ В.В.

1) "Кузнечик" - эээ..непереводимая игра слов. Совсем короткое, привожу здесь: "Крылышкуя золотописьмом / Тончайших жил,/ Кузнечик в кузов пуза уложил/ Прибрежных много трав и вер./ -Пинь, пинь, пинь! - тарахнул зинзивер./ О, лебедиво!/ О, озари!" (В. Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа. Стремится увидеть "величие в малом", вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом. За такие вот стишки прозвали Х "алхимиком слова").

2) "Там, где жили свиристели" - пролетела там стая времирей. Закружились, зазвенели. Ты поюнна и вабна, пьянишь душу, входишь в сердце, как волна. (Поэт создает картину природы, наполненную светом и воздухом. В. Хлебников - мастер неологизмов. Поюны - те, кто поет. Поюнна - вызывает ассоциацию со словами поющая и юная. Вабный - лакомый, заманчивый. Слово "Времери" поэт повторяет несколько раз. Поэт повторяет слова снегири, времери, чтобы обратить на них внимание читателя. Одно из первых стихотворений Хлебникова. В нем ощущается ученичество у символистов - утонченная музыкальность, таинственность, но чувствуется и хлебниковская любовь к словотворчеству: времиреи от " время" и " реять", времирь сходно с нашим "снегирь", поюны - так названо лицо по его действию - "пой". Шум леса, полет и пение птиц, душу природы улавливает поэт, изображая не впечатление, а сам шум елей, тихую тень птичьего лета. Птицы, их повадки всегда занимали Хлебникова, да и первой публикацией его была научная работа о кукушке. Те, кто встречался с поэтом, не раз писали, что во внешнем облике его было что-то птичье - контур, манера держаться и двигаться).

3) "Бобэоби пелись губы" - опять непередаваемо. "Вээоми пелись взоры,/ Пиээо пелись брови./ Лиэээй - пелся облик./ Гзи-гзи-гзэо пелась цепь./ Так на холсте каких-то соответствий/ Вне протяжения жило лицо". (Ноу сэнс. Стихотворение - воплощение "звукообраза". Это звуковой портрет, передача пластически-живописного, зримого языком звуков. Что есть одна из главных установок футуризма. Эм, легкий отблеск смысла присутствует в звуках человеческой речи, звук в определенной степени "содержателен". И какие-то соответствия "зрительного" и "звукового" Хлеб уловил. И все же это лишь словесно-алхимический опыт, проведенный с редкой познавательной волей. Кстати, Хлеб то ли писал его 2 года, то ли в канун НГ, потому что датируется 1908-09гг)

4) "Заклятие смехом" - рассмейтесь смехачи, далее в различных формах фразы со "смехом" (смеяльно, усмеяльно, рассмешищ надсмеяльных). - образец словотворчества Хлеба - "нвйти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое". Из корня "смех", не нарушая законов словообразования, Хлеб создал звучное, с еле мерцающем подобием содержания, стихотворение. Похоже на детские считалки, языческие заговоры, язык животны и птиц, ведь во всех них "что-то есть".

5) "Числа" - всматриваюсь в числа, кажется, что они одеты в шкуры. Вы даруете единство во Вселенной, позволяете понять века. Хотел бы узнать, чем буду Я, когда делимое его - единица. - (что-то бредово-философское. Хотя бы проскальзывает тень смысла).

6) "Гонимый - кем, почем я знаю?" - вопросом, сколько в жизни поцелуев. Бегу в леса, живу среди птичьего гама. Виднеются колеса судеб. А я, как камень с неба, несся путем не нашим, огнистым. Люди изумлялись, когда я падал на заре. Просили уйти или озарить их. На север летел черт с венком и молнией, называл себя одиноким белым вороном. Обещал бросить все ради страны из серебра, где он сможет стать вестником добра. Так хотела бы вода в колодце расколоться, а река убежать, чтоб ценой работы достигали ее. Черноокий молодец смеется надо мной, но я пожалуюсь отцу. Летел я сумрачный к пределам горшим, смотрел на людскую суету взглядом старика и тогда и увидел их. (неизвестно кого. Хлебниковская поэтика соположения мифологического и "реального" пластов в пределах одного произведения требует "непрямого" их прочтения с привлечением соответствующих контекстов. В плане содержания просвечивание разных форм бытия отвечало мысли поэта о единстве культур и всеобщей гармонии человека и природы. В плане повествования метод "смены языков", соотносимых с различными семантическими сферами, создавал атмосферу динамичной игры с читателем, делая его свидетелем происходящего "на глазах" процесса реинкарнации. Полифонизм различных систем, столкновение разных способов объяснения мира здесь столь ощутимы, что лишь опора на устойчивые образы и детальное их рассмотрение позволяет извлечь адекватный смысл текста. Упоминание Румынки, дочери Дуная и польки - центральный узел стихотворения, связующий многие мотивы текста. "Румынка" и "полька" - это Мария Вечера и Марина Мнишек, героини одноименных поэм Хлебникова. Одновременно перед нами тот многозначный, пронизывающий все творчество Хлебникова образ русалки, плескини, девы водных дел, на который наслаиваются различные фольклорно-мифологические и литературные ассоциации.

7) "Усадьба ночью, чингисхань!" - шумите березы, заратустрь заря, моцарть небо, сумрак будь Гойей, ночью облако роопсь. Пролетел хохоча смерч улыбок. Я видела палача и озирал ночную тишь. Вернул я утопленниц из рек. Снится мне девушка-лосось в водопаде. Сосны бурей омамаены, движутся тучи Батыя, молчание Каина, а на каменный бал идет Газдрубал. (текст насыщен антропологическими, культурными значениями. Весь состав значений, представлений, ассоциаций, эмоциональных реакций, окружающих имена Чингисхана, Заратустры, Моцарта, Гойи и Роопса. Используются императивы).

8) "Годы, люди и народы" - Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды - невод, рыбы - мы, Боги - призраки у тьмы.

9) Поэма "Ладомир" - она маленькая и совершенно бессмысленная, поэтому перевести это совершенно невозможно. http://lib.ru/POEZIQ/HLEBNIKOW/ladomir.txt

про поэму: "Ладомир" - одна из первых поэм, соединившая пафос революции и мечту о будущем гармоническом обществе. Ее первоначальное название "Восстание" четко определяет фабулу поэмы. В ней противопоставлены "замки мирового торга, где бедности сияют цепи", и восстание, создающее новый мир - мир, в котором господствуют "Ладомира собряне // С трудомиром на шесте". Это противостояние двух миров окрашено в "черный" и "алый" цвета.

В композиции поэмы особое значение имеет реминисценция пушкинского "Медного всадника". Здесь вновь возрождается пушкинское противопоставление бронзового памятника и живого человека.

После революции наступят времена братского единства народов: "Язык любви над миром носится // И "Песня песней" в небо просится". Любовь - суть революции, война - суть старого мира ("Вам войны выклевали очи, // Идите смутные слепцы").

Гиперболически резкое решение темы войны (как в гравюре Дюрера) дает гротескный образ отжившего прошлого, мира разложения, разлома, пророка и мерзости. Сквозь них прорастает мир протеста, мятежа и звездного простора. Поэтому тема любви прямо противоположена Войне. Войны сделали человечество слепым ("Я видел поезда слепцов"), революция - свободным трением Ладомира.

Осмысление революции как вселенского явления. Ее заглавие - неологизм, придуманный Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В Ладомире создан образ неделимого человечества, объединенного с природой. Вплетает украинские словечки, мечтает о едином языке мира. В древностях Хлебников находит зачаток того, что еще возникнет, того, что долгими временами впоследствии глохло в истории, но чему еще только предстоит полная будущность. Октябрьскую революцию Хлебников отметил поэмой "Ладомир", где у Хлебникова свиты в одно древнейшая традиция народной воли и народного труда. В своей поэме Хлебников строит колоссальные гиперболы народного потребления и народного пира: "озерные щи".

10) "Воззвание председателей земного шара" - поэт рисует образ председателей земного шара как людей с развитым интеллектом, но хладнокровных и бесстрастных. Именно им суждено, по Хлебникову, контролировать процесс искусственного отбора будущего человечества. По мысли Циолковского, на Земле не будут дожидаться, когда из волков или бактерий получится человек: будут размножены наиболее удачные его представители. Волк олицетворяет здесь определенную стадию развития живых существ. Образ волка в контексте темы будущего человечества прослеживается в ряде произведений Хлебникова, например, в текстах "Царское село" (1921), "Если я обращу человечество…" (1922). Называя современное человечество "правоверными волками", поэт акцентирует собственное превосходство. Предземшар - человек будущего, стоящий на более высокой ступени эволюции и способный видеть "зачеловеческие сны". Кстати, "председатель земного шара" - надпись на могиле Хлеба.

 




infopedia.su

Урок литературы "Футуризм. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Авангардная живопись начала ХХ века". 11-й класс

Цели урока:

  • приобщить учащихся к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальности поэтического мира разных поэтов;
  • показать истоки и значение творчества В.Хлебникова и И.Северянина; развитие творческого воображения, привитие читательского, литературного вкуса.

Оборудование: портреты поэтов-футуристов, репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, В.Татлина; музыкальные произведения:концерт для фортепиано с оркестром № 2 С.В.Рахманинова, романсы в исполнении А.Н.Вертинского

Методические приёмы: презентация проектов, презентация исследовательских результатов читательской деятельности

Задачи урока:

Обучающие:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в рамках темы: «Художественный мир русской поэзии XX века»;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и метапредметных связей;
  • формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать умение читать, воспринимать, интепретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса;
  • развитие умений грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.

Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оргмомент.

Ход урока

I. Эмоциональное вступление к уроку.

На фоне музыки С.В.Рахманинова (песенки А.Н.Вертинского) вступительное слово учителя:

- Серебряный век - это эпоха возрождения духовности культуры, творческой свободы, рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Можно бесконечно перечислять список известных имён, каждое из которых прославило русское искусство.

Русский футуризм - явление значительное и непростое. Сегодня наш урок посвящён Игорю Северянину и Велимиру Хлебникову. Важно подчеркнуть истоки и значение творчества этих несомненно выдающихся людей. Ближайшее для поэтов-футуристов искусство - живопись, выступавшая в общей связке лидером, один из проектов посвящён авангардной живописи XX века. После презентации проектов группы задают вопросы друг другу, обмениваются мнениями и впечатлениями, дают краткие отзывы с анализом этих сообщений.

II. Реализация индивидуального домашнего задания.

Презентация проекта о творческом пути Игоря Северянина. Чтение стихотворений поэта, обмен впечатлениями. Оценка творчества.

Игорь-Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарёв Игорь Васильевич) родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г.Череповце. Впервые опубликовался во втором номере журнала «Досуг и дело» за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарёв было помещено стихотворение «Гибель Рюрика». Литературе сразу отдался самозабвенно, издавал за свой счёт тоненькие брошюры стихов. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (этот день Северянин ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем- Константином Фофановым, который первый из поэтов оценил его талант. Северянин входит в моду. В 1911 году Валерий Брюсов, тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру «Электрические стихи». Другой мэтр символизма, Федор Сологуб, принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина «Громкокипящий кубок» (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив поэту в 1912 году триолет, начинавшийся строкой «Восходит новая звезда». Затем Фёдор Сологуб пригласил Северянина в турне по России, начав совместные выступления.

Успех нарастал. Игорь-Северянин (так писал он свой псевдоним - через дефис: как второе имя, а не фамилия) фигура, типичная для эпохи Серебряного века. Человек-оркестр, синтетический художник, он соединял слово и музыку, слово и живопись, он был исполнителем-декламатором, актёром и при этом постоянно шёл на эксперимент в стихе. Следующие сборники «Златолира» (1914) и «Ананасы в шампанском» (1915) закрепили за Северяниным славу салонного поэта, воспевающего богемный быт, что привлекало буржуазную публику, охваченную настроениями «пира во время чумы». Северянин утверждал право быть аполитичным и писать так, как ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В 1911 г Северянин основал собственное литературное направление - эгофутур (ещё в 1911 году «Пролог эгофутуризма»), в группу его привержет входили Константин Олимпов (сын К.Фофанова), Иван Игнатьев, Ва, Баян, Василиск Гнедов и Георгий Иванов, вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели  совместно с кубофутуристами Д.Бурлюком, В.Маяковским и Вас. Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.

В 1918 году на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран «королём поэтов», победив Маяковского и Каменского. Сотворением образа самого себя поэт занимался целенаправленно и, нужно признать, эффектно:

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Эгополонез

Живи, живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз.
В них водопадит Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, живое! - поют уста
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое - всегда одно:
Я и Желанье! Живи, живое!
Тебе бессмертье предрешено!
1912г.

В 1918 году Северянин уезжает с семьёй на отдых в эстонскую примера деревню Тойла, где оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой «еловой» Тойле, с её тишиной и покоем. В стиле Северянина несомненной доминантой является синтез поэзии и музыки, использование музыкальных приёмов.

Интродукция

Я - соловей, я без тенденций
И без особой глубины..
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.
Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.
Я - соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я - соловей, и кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!

Северянин был великий иронист. Ирония сочеталась в нем с лирикой. Его потрясающий рефрен «Ты ко мне не вернешься...», разрешающийся настоящим криком души, но почти шепотом произнесенным: «Я умру одиноким, понимаешь ли ты?!» Одиночество Северянина тогда - свидетельство еще не разрешенной вполне загадки большого русского поэта.

В 20-е годы он, естественно, держится вне политики (называет себя не эмигрантом, а дачником). Жизнь проходит его более чем скромно, в повседневной жизни он довольствовался немногим. Лишь только в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг. Состоялось несколько гастролей по Европе, но издателей книг найти не удавалось. Так в скромности, сильно смахивающей на бедность, он прожил до 1941 года. Форма и содержание его поэзии изменилась до неузнаваемости.
Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ежась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...

20 декабря 1941 в оккупированном немцами Таллине, бывшем Ревеле, - поэт умер под уличный грохот шагающих в ногу эсэсовских сапог.
На Александро-Невском кладбище, где похоронен Игорь Северянин, на памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

III. Актуализация знаний.

1. Что подразумевает название «эгофутуризм», и что сближает Северянина с футуристами? (Название «эгофутуризм» ставит в центр «я», т.е. «Я» поэта отсюда « самовозвеличивание», раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он часто высмеивал- стихи о «красивостях» жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству).

2. Прокомментируете некоторые неологизмы Северянина. (Неологизмы у Северянина встречаются на каждом шагу. Он словно изобрёл язык для своей поэзии. Вот некоторые из них: «быстро-темпный», «грозово», «олуненный», «разузорены». Кроме неологизмов он использует необычные словосочетания:«Вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «водопадное сердце», «совпадала с ветром птичка».

IV. Презентация  проекта о творческом пути Велимира Хлебникова.

Чтение стихотворений поэта, обмен впечатлениями. Оценка творчества.

Безусловным творческим лидером футуризма и, пожалуй, самой яркой личностью постсимволистской поэзии был Велимир Хлебников, оставивший обширное наследие, до сих являющееся объектом самых разных литературоведческих интерпретаций.

Жизнь и творчество для Хлебникова никогда не являлись самостоятельными или рядоположенными сферами: они сливались для него, как и для большинства футуристов, в единый процесс непрерывного становления. Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии (ныне это территория Калмыкии).

В литературу он пришел в 1905 году - в период расцвета символизма. После 1906 года оставил университет и орнитологию, которой занимался до этого, и сосредотачивается на занятиях литературой. А в сентябре 1908 года он был зачислен на 3-й курс физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной его переезда было огромное и серьезное желание заниматься литературой. В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает  поэтические вечера. В произведениях Хлебникова того времени нашла свое широкое отражение славянская тема. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных языческих божеств, таких как снезини, смехини, березомир, древолюд и т.д. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам.

В апреле 1909 г. начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже д.25 по Таврической улице с круглой угловой комнатой. Ее посещал и Хлебников в конце мая 1909 года.
Осенью поэт знакомится с Николаем Гумилевым. Той же осенью произошла перемена имени Хлебникова - он взял себе творческий псевдоним Велимир, означающее «большой мир». К началу 1910 года, Хлебников уже перестал посещать «Академию стиха». В феврале Василий Каменский познакомил его с другим крылом нового искусства: художником Михаилом Матюшиным, Владимиром и Николаем Бурлюками. В том же 1910 году его стихотворение «Заклятие смехом» появилось в сборнике «Студия импрессионистов». (Попробуем прочитать стихотворение «Заклятие смехом»  и понять значение неологизмов, оттенков однокоренных слов и оценить словотворчество Хлебникова)

Пояснение: Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «волшебный камень превращенья всех славянских слов из одного в другое - свободно плавить слова». Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.

Каменский, Бурлюк и Хлебников создали собственную группу «будетляне» (от слова «будет») и начали готовить к выпуску сборник, названный «Садок судий». Книга вышла в свет в апреле 1910 года. А в 1910 году появилось еще одно самоназвание - «Гилея» (по древнему названию Таврической губернии). Была попытка создать особый, «заумный» язык. «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенным смыслом. Знаменито «заумное» стихотворение Хлебникова ОР.№13 (1909 год)

Пояснение: Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ - птиц, который, как считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский» язык символизировал связь между народами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова - язык будущего, способный служить объединению людей.

К 1912 году по времени выхода «Садка судей» прошло уже почти 2 года, за которые будетляне не предпринимали никаких действий. Тогда Давид Бурлюк пригласил в группу двух молодых поэтов - Владимира Маяковского и Алексея Крученых. 1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги. В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называться этом словом) начали пропагандировать свою деятельность. Проходят выставки художников-авангардистов (во главе с Бурлюком группа «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Значительную часть сборника «Пощечина общественному вкусу» составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик»:

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Однако критика восприняла этот сборник в штыки, но тем не менее книга была раскуплена довольно быстро. Вообще же к весне 1914 года Хлебников был в ссоре со многими своими друзьями и несколько разочаровался в футуризме. Чуть позже, в феврале 1916 было основано утопическое общество «Председателей земного шара» или «Союз 317».События Февральской революции побудили Хлебникова отправиться в Петроград, где он немедленно включился в общественную и литературную жизнь. Стихотворение «Свобода приходит нагая» (1917го

urok.1sept.ru

В. Хлебников как родоначальник «будетлянства»: русского авангарда и футуризма.

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc8031712 .lst-kix_list_3-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc8031712 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:"- "}#doc8031712 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc8031712 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-2,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-7,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc8031712 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:"- "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) ". "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) ". "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:"- "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-5,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:"- "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc8031712 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-5}#doc8031712 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc8031712 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc8031712 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:"- "}#doc8031712 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:"- "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc8031712 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) ". "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc8031712 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc8031712 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-4,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc8031712 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) ". "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc8031712 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc8031712 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-5 0}#doc8031712 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc8031712 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-8,decimal) ". "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-4 0}#doc8031712 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:"- "}#doc8031712 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc8031712 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-1,decimal) ". "}#doc8031712 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-8 0}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc8031712 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:"- "}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) ". "}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_3-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-1 0}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_3-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-1}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:"- "}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc8031712 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc8031712 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc8031712 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc8031712 ol{margin:0;padding:0}#doc8031712 .c0{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c3{padding-left:0pt;line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;margin-left:36pt;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c5{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-indent:35.4pt;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c2{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c11{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c7{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c12{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:center;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c9{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c10{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:justify;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c18{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;text-align:right;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c29{line-height:1.0;padding-top:35.4pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c21{line-height:2.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c27{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c22{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc8031712 .c8{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc8031712 .c14{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc8031712 .c30{vertical-align:baseline;font-size:22pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc8031712 .c19{vertical-align:baseline;font-size:22pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc8031712 .c1{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc8031712 .c20{color:#0000ff;font-style:italic;text-decoration:underline}#doc8031712 .c17{max-width:467.7pt;background-color:#ffffff;padding:56.7pt 42.6pt 70.9pt 85pt}#doc8031712 .c23{padding-left:9.8pt;margin-left:36pt}#doc8031712 .c26{margin:0;padding:0}#doc8031712 .c16{color:inherit;text-decoration:inherit}#doc8031712 .c25{color:#0000ff;text-decoration:underline}#doc8031712 .c6{text-indent:35.4pt}#doc8031712 .c13{height:11pt}#doc8031712 .c31{margin-left:18pt}#doc8031712 .c24{text-align:right}#doc8031712 .c28{font-style:italic}#doc8031712 .c15{text-align:justify}#doc8031712 .c4{color:#ffffff}#doc8031712 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:"Georgia";padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc8031712 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:"Arial"}#doc8031712 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc8031712 ]]>

ГОУ гимназия №205

Велимир Хлебников как родоначальник «будетлянства»: русского авангарда и футуризма

                 

Реферат по литературе

ученика 11 «Б» класса

Рябова Константина

Руководитель: Милова Елена Георгиевна

Санкт – Петербург

2010

Содержание

Введение ………………………………………….3

Глава 1.Фрагменты биографии  …………………4

Глава 2. Знаковое знакомство и учреждение «будетлянства»……………………………………7

Глава 3. Кульминация в мире «будетлянства»…13

Заключение ……………………………………….15

Список использованной литературы ………… ..16

ВВЕДЕНИЕ

Серебряный век русской литературы… Просвещенному и культурному человеку многое слышится в этих словах: фамилии известных прозаиков и поэтов, названия стилей и течений, даты и события.  

Ознакомившись с этой невероятной эпохой,  периодом, невообразимо богатым на культурные явления и литературные откровения, более всего я заинтересовался направлением футуризма.

Это авангардистское движение привлекло меня необычной формой исполнения, непривычной техникой и новым для того времени настроением — настроением пафоса, взрыва, бунтарства.

В стане русского футуризма имеется много имён: Д. Бурлюк, В. Маяковский,   А. Кручёных, И. Северянин, но, углубляясь в исследование футуристического движения, я узнал о человеке, стоящем у корней русского литературного авангарда, первоначальном лидере «будетлян», как они поначалу себя именовали,  человеке, имя которому — Велимир Хлебников.

Необычайная, несомненно эксцентричная и эпатажная, личность Хлебникова привлекла меня, стала предметом изучения.

В этой работе я задался целью рассмотреть личность  Велимира Хлебникова как родоначальника русского футуризма и проанализировать его жизнь в литературном мире того времени, вспоминая элементы биографии и прослеживая развитие футуристического направления.

Глава 1

ФРАГМЕНТЫ БИОГРАФИИ  

        Велимир Хлебников (урождённый Виктор Владимирович Хлебников), родился 9 ноября 1885 года в главной ставке Малодербентовского улуса Астраханской губернии. Его отец был учёным-орнитологом, а мать историком. О месте своего рождения Хлебников писал: «Родился… в стане монгольских, исповедующих Будду кочевников… в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря»

В 1903 году молодой Хлебников оканчивает курс гимназии, осенью поступает на математическое отделение Казанского университета. В ноябре того же года после участия в демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В феврале 1904 будущий поэт увольняется из числа студентов университета, но в летом того же года снова подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета. Именно в этом году написаны первые известные литературные опыты Хлебникова, в 1904 он пытается опубликовать свою пьесу «Елена Гордячкина», безуспешно посылает её в издательство «Знание» Максиму Горькому. В период с 1904 по 1907 годы занимается орнитологией, участвует в экспедициях, задумывается об изучении японского языка как языка особой выразительности и всё дальше продвигается в изучении русской литературы, особенно символистов:  юноша увлекается творчеством Фёдора Сологуба.

Уже в 1906 году Хлебников уделяет основное внимание литературе:  он пишет прозаическое произведение «Еня Воейков», которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления будущего футуриста. Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. Начался «словотворческий» период в его искусстве.

 В марте 1908 года Хлебников решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чьи статьи произвели на него большое впечатление. Весной 1908 года в Судаке состоялось и личное знакомство. Попавший под влияние Иванова,  Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних», полную  античных мифологических аллюзий. В этих произведениях явно  прослеживается влияние символизма. В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

ХЛЕБНИКОВ В КРУГУ СИМВОЛИСТОВ

В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. С 1908 по 1910 гг. Хлебников находится в кругу символистов, ведёт «богемную жизнь».

На какое-то время он увлекается историей языческой Руси и в некоторых своих произведениях оставляет отсылки к славянской мифологии, традиционные для символистов. Так, например, рождается пьеса «Снежимочка» и её герои: сама Снежимочка,  Ховун,  Березомир,  Снегун. Уже здесь видна словотворческая идея: непривычными  именами заменяются  традиционные.

В 1909 году начинает работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова.

   

Хлебников пишет посвящённую Вяч.Иванову поэму-рассказ «Зверинец». Именно в эти годы поэт берёт себе громкий псевдоним «Велимир», южнославянское имя, буквально значащее «большой мир».

Под новым именем Велимир Хлебников  отправляет свои произведения  в знаменитый журнал символистов  «Аполлон», но его стихи больше не воспринимаются символистами, журнал отказывается их печатать.

Происходит разлад с группой символистов.

Глава 2

ЗНАКОВОЕ ЗНАКОМСТВО И УЧРЕЖДЕНИЕ «БУДЕТЛЯНСТВА»

         К 1910 году Хлебников окончательно перестаёт посещать «Академию стиха». Благодаря В. Каменскому знакомится с М. Матюшиным, Е. Гуро, братьями Давидом, Владимиром и Николаем Бурлюками, переезжает к ним жить; занимается коллективным творчеством.

В марте 1910 знаменитое стихотворение «Заклятие смехом» , представляющее собой пример авангардистского словотворчества, появляется в сборнике «Студия импрессионистов»:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Это стихотворение является своеобразным лабораторным опытом игры со словом по законам русского языка. Оно чем-то напоминает «глокую куздру» Л.В.Щербы, но было создано раньше. Поражает изобретательность поэта, который по словообразовательным моделям нашего языка придумывает необыкновенные, но интересные слова. Нельзя не улыбаться, читая это стихотворение. И сразу начинаешь понимать, по чьим следам шли футуристы и более поздние поэты ХХ века В. Маяковский, Н.Асеев,  Б.Пастернак, А.Вознесенский и другие. 

Основные черты футуризма таковы:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  •   отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  •  бунт против привычных норм творчества, экспериментаторство .

Придирки издательских  редакторов и деятельность творческих поэтических  объединений не устраивала Каменского, Д. Бурлюка и В. Хлебникова, что привело к тому, что они основали собственную группу — «будетляне» (от слова будет, люди будущего) и начали готовить выпуск сборника, который решено было назвать «Садок судей». Книга увидела свет в апреле 1910 года. Она была выпущена тиражом 300 экземпляров в издательстве «Журавль» Матюшина и Гуро без буквы ять  и ера  на конце слов. В «Садке судей» из произведений Хлебникова были напечатаны «Зверинец», первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало поэмы «Журавль». Сборник  в целом был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром. Да и не удивительно: так вольно обращаться с русским языком было не принято даже среди самых радикальных декадентов.

        Летом 1910 года Хлебников посетил вместе с Бурлюками Таврическую губернию, где Давид Фёдорович Бурлюк (отец братьев Давида, Николая и Владимира) служил в селе Чернянка управляющим имением графа Мордвинова. После этой поездки у «будетлян» появилось ещё одно самоназвание — «Гилея», по древнему названию этой местности. Хлебников много пишет, но его новые стихи уже не столь радикальны и содержат гораздо меньше неологизмов:

Слоны бились бивнями так,
Что казались белым камнем
Под рукой художника.
Олени заплетались рогами так,
Что казалось, их соединял старинный брак
С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
Реки вливались в море так,
Что казалось: рука одного душит шею другого. 

       Картина представителя авангарда

                                                 Казимира Малевича

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ

         К 1912 году со времени выхода «Садка судей» прошло уже почти два года, за которые «будетляне» не предпринимали никаких действий. Тогда Давид Бурлюк пригласил в группу двух молодых поэтов — Владимира Маяковского и Алексея Кручёных. Особенно близко Хлебников тогда сошёлся с Кручёных, стихи которого были несколько сродни творчеству Хлебникова в том, что касается словотворчества и экспериментов со словом.

В 1912 году Хлебников издаёт брошюру «Учитель и ученик», где предугадывает многие исторические события, в том числе и 1917 года:

«Не стоит ли ждать в 1917 году падения государства?»

        Вскоре также выходят «Игра в аду» и «Мирсконца» — совместные работы Хлебникова и Кручёных.

«ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ»

          В 1912 – 1913 годах движение членов «Гилеи» приобретает имя футуризма, начинается активная пропаганда деятельности их общества.

Организуются выставки художников-авангардистов, проходят диспуты с участием футуристов, осуществляются чтения стихов в арт-кафе.

        Именно тогда гилейцы готовят свой знаменитый поэтический сборник, увидевший свет 18 декабря 1912, -  книгу с броским названием «Пощёчина общественному вкусу».

        Со стороны футуристов звучат призыв «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности», обидные обвинения в адрес большинства русских литераторов, а также утверждается  важный для творчества Хлебникова принцип права поэта на «Слово – Новшество». Манифест футуристов, которым стал этот сборник,  получает широкий общественный резонанс. В нём сформулированы  «четыре права поэтов»:

Значительную часть сборника составляют стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик»:

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

И снова нельзя не удивиться звукописи, создающей звуковую картину жаркого летнего дня,  и фантазии поэта.

Глава 3

КУЛЬМИНАЦИЯ В МИРЕ «БУДЕТЛЯНСТВА»

В феврале 1913 года в брошюре под находившемся ещё на слуху названием «Пощечина общественному вкусу» Хлебников провозглашается гением и великим поэтом современности.

1913 – 1915  годы – это период расцвета футуризма, его финальная стадия: в 1913 году издаётся авторский поэтический сборник «Ряв» Хлебникова,  наращивает мощь  творчество Крученых, Бурлюка, Маяковского.   

                                     

В начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма Филиппо Маринетти, на лекциях которого Хлебников, не принимавший мысли о преемственности в творчестве русских футуристов  по отношению к европейскому искусству,  демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями. Он справедливо считал, что его творчество было исключительно самобытно и самостоятельно.

Уже в феврале 1914 года Давид Бурлюк (с которым Хлебников был в ссоре из-за разногласий по поводу Маринетти) издал первый том собрания сочинений Хлебникова, снабдив его восторженным предисловием: «Хлебников указал новые пути поэтического творчества!..  Хлебниковым созданы вещи, подобных которым не писал до него ни в русской, ни в мировых литературах никто». Хлебников же  с неодобрением воспринял издание Бурлюка.

Рисунок Д.Бурлюка

К весне 1914 года Хлебников оказался  в ссоре со многими своими друзьями и несколько разочаровался в футуризме как литературном направлении.

В 1915 г. в статье «Капля дёгтя» уже и  В. Маяковский признает, что «футуризм умер как особенная группа», хотя и считает, что первую часть своей программы, а именно разрушение старого искусства, футуризм выполнил.

«Гилея»  разваливается, каждый из бывших её участников идёт собственным, индивидуальным путём, и русский футуризм как литературное искусство увядает в 1920-х годах : многие  будетляне ( в том числе Бурлюки) эмигрируют, некоторые (Н. Асеев, Б. Пастернак) отходят от идеалов футуризма, вырабатывая собственный стиль; в 1930 г. умирает Богомазов, кончает с собой Маяковский.

 Никому не нужный и позабытый обществом, Велимир Хлебников скончался в 1922 году, оставив миру своё бесценное творческое наследие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав биографию Велимира Хлебникова, я установил, что он действительно был основоположником движения футуристов,  в сущности, предопределил направление их стилистических поисков,  а также сосредоточенно работал над совершенствованием языка и над «увеличением словаря  в  его  объёме  произвольными и производными словами».

Искусство Серебряного века в целом и искусство футуристов в частности дошло до нас сквозь сумбурный двадцатый  век, и наша задача – сохранить рождённое выдающимися личностями и несравненными талантами, такими, каким был Велимир Хлебников.              «»»»»…Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило Лицо…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хлебников Велимир.  Автобиографическая заметка — Творения. М.: Советский писатель, 1986.- С. 641.
  2. Мариенгоф А. Роман без вранья. — СПб: Азбука-классика, 2008. — 224 с.
  3. Хлебников Велимир.  Собрание сочинений: в 3 т. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001.
  4. Сайт www.hlebnikov.ru 
  5. Сайт  www.ru.wikipedia.org

nsportal.ru

Русский футуризм( Маяковский, Хлебников, Северянин)


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как мис­сионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютиза­ция «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и гра­фические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

 

Жизнь и творчество И. Северянина. Стихотворения: «Ананасы в шампанском…», «Это было у моря…», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северяни­на, оригинальность его словотворчества.

 

Жизнь и творчество В. В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Птичка в клетке», «Еще раз, ещё раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

 

Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

 

Маяковский и футуризм. Романтические мотивы в ранней лирике: одиночество, тоска по идеалу, жажда любви. Эпатаж читателя как художественная и мировоззренческая позиция поэта, вызванная неприятием ценностей буржуазного мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пла­стика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Противоречивость художественной доктрины поэта в послеоктябрьский период. Сатирические образы в творчестве Мая­ковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

Поэма «Облако в штанах» – обзор.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.

С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, утвердившуюся еще в XVIII столетии силлабо-тоническую систему стихосложения. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Стих, читаемый глазами, и стих речевой соединились. Это был крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

 

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

 

В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".

 

Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию "площадей и улиц", обращенную к "низам", к широким массам. Он верил в близость наступающей революции. "В терновом венке революций грядет шестнадцатый год",- писал он в "Облаке". "Моя революция",- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г. Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции - "чтоб выволочь республику из грязи". Медные трубы и литавры боевого марша, эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности.

 

В замечательных лиро-эпических поэмах "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927) Маяковский воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические черты эпохи. "Это Октябрь, отлитый в бронзу",- сказал о поэме "Хорошо!" А. В. Луначарский.

 

В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер буржуазных "свобод", раскрыл всемирно-историческое значение советского строя. В знаменитых "Стихах о советском паспорте" звучит голос Маяковского - великого патриота. Поэт весь был устремлен в будущее, в "завтра". "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!" - писал он.

 

Огромное влияние Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области стихотворных форм. Маяковский утвердил новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо",- требовал он. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию всего мира - у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне.

 

Источник: Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва, Просвещение", 1968.




infopedia.su


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.