Стихи фиолетов анатолий


Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания»

Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000, 94 стр., тираж 100 экз Фиолетов Анатолий (Шор Натан Беньяминович) (1897-1918)ИТАК, ИТОГ

В истории литературной Одессы есть период, о котором написаны десятки книг, сотни статей. Это двадцатые годы. Иногда кажется, что об этом уже все всем известно. Имена Юрия Олеши, Ильи Ильфа, Эдуарда Багрицкого начали покрываться хрестоматийным глянцем. Но нет-нет, и совершается открытие.

...На рукописи своей первой большой поэмы "Трактир" Эдуард Багрицкий четко вывел: "Памяти Анатолия Фиолетова". Это был едва ли не единственный случай, когда Багрицкий посвятил кому-то свои стихи. Но поэт не ограничивается именем и фамилией человека, который сегодня уже никому не известен, - он пишет стихи, посвященные Фиолетову.

Печальной памяти твоей 
Я строки посвящаю эти:
О нищете пустынных дней. 
О голодающем поэте. 
Я знаю, ты стоишь за мной, 
Тайком давая указанья...

Кто же это, чье право давать себе "указанья" признавал Багрицкий?

Внимательно изучаем томики его стихов. Стихотворение "Перед отъездом" Эдуард Багрицкий написал, когда его призвали в армию. И в нем две строчки:

Придет Анатолий Васильевич или нет? 
Придет ли проститься с поэтом, на войну уезжающим?

Кто он такой, Анатолий Васильевич? Автор примечаний к стихам, близкий друг Багрицкого, поэт Владимир Нарбут, пишет:
"Анатолий Васильевич - поэт А. Фиолетов, один из близких друзей Багрицкого; погиб в конце 1918 года от руки бандитов.
Багрицкий высоко ценил творчество А. Фиолетова и особенно его самого, как талантливую, незаурядную личность". Талантливый поэт, незаурядная личность. Но кто, где, когда читал его стихи? Кто, что знает о нем самом?

НА СЛУЖБЕ В УГОЛОВНОМ РОЗЫСКЕ

Итак, вернемся к сведениям, которые сообщает В.Нарбут. Поэт Анатолий Фиолетов погиб в Одессе 80 лет тому назад. Сведения, прямо скажем, не слишком оптимистические для начала поисков.

В памяти старожилов сохранялись некоторые подробности смерти Фиолетова, причем абсолютно разные. По одной версии, его застрелили на улице налетчики. Согласно другой, Фиолетова убили те же налетчики, приняв его за брата - сотрудника уголовного розыска. Третья же версия, наиболее часто упоминаемая: не брат, а сам Фиолетов служил в угрозыске и погиб во время боевой операции.

Так или иначе, имя Фиолетова связывалось с уголовным розыском... Это уже была хоть и тоненькая, но все же нить для дальнейшего поиска. И именно она все осложнила. Выяснилось, что никаких документов Одесского уголовного розыска 1918 года не сохранилось.

Прошел год с начала наших поисков, но знали мы о Фиолетово не намного больше, чем вначале. Правда, к тому времени мы имели фотографию, которую передала нам Л. Г. Багрицкая, вдова поэта. На ней Эдуард Багрицкий и Анатолий Фиолетов в Одессе в 1917 году.

Посчастливилось найти человека, который работал с Фиолетовым. По рассказу старейшего одесского юриста И. В. Шерешевского, после Февральской революции 1917 г. на Преображенской улице помещалась милиция, в которую входил и сам розыск. Состав сотрудников был чрезвычайно разношерстным. Тут и "король одесского розыска" Гончаров, который пришел из старого сыска, и новичок-интеллигент, который не умел даже держать оружие, и студенты университета. Среди них - будущий юрист, а пока что инспектор розыскного отдела Фиолетов.

- С Фиолетовым я познакомился, - рассказывал Илья Вениаминович, - в начале лета 1917 года, когда начал работать в милиции. Тогда там служил еще и брат Фиолетова - Остап Шор.

После этого показалась справедливой версия, по которой Фиолетова убили, спутав с Остапом. Но самое удивительное было впереди. Оказывается, что осенью 1917 года все студенты, в том числе и Анатолий с Остапом, были уволены из розыска. Выходит, что смерть Фиолетова никакой связи с угрозыском не имела: ведь он погиб через год, в конце 1918-го.

- Осенью 1917-го, - заканчивал свой рассказ Илья Вениаминович, - я потерял из поля зрения Фиолетова. Слышал, что он погиб. А от Остапа Шора мне как-то через несколько лет передали привет из Москвы. На память о Фиолетове осталось вот это.

Илья Вениаминович показывает одесский поэтический альманах "Чудо в пустыне" с автографом "уважающего инспектора и любящего Анатолия Фиолетова". Позднее такой же альманах с автографом А. Фиолетова - А. А. Скальковскому мы увидели у профессора А. В. Недзведского, который знал о наших поисках, подарил его одному из нас.

ВСТРЕЧА НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

Понадобилось много времени и помощь многих людей, прежде чем было назначено это свидание на Тверском бульваре. Свидание с Остапом, братом Анатолия Фиолетова, с человеком, который послужил Ильфу и Петрову прототипом для создания образа Остапа Бендера.

- О брате как о поэте вряд ли я могу вам что-нибудь сообщить, сразу сказал Остап, - а вот обстоятельства его смерти я до сих пор помню во всех деталях.

Дело в том, что после уголовного розыска Анатолий вернулся... в уголовный розыск. Он все время ощущал потребность в острых действиях, в смене впечатлений. Это помогало ему писать стихи. В это время И. В. Шерешевский там уже не работал, поэтому он об этом, естественно, ничего не знал.

Днем 14 ноября 1918 года Анатолий и агент угрозыска Войцеховский были на задании в районе Толкучего рынка. Возвращаясь, они зашли позвонить по телефону в мастерскую, которая помещалась на Большой Арнаутской в доме №100. Следом за ними туда вошли двое неизвестных. Один из них подбежал к Анатолию. Анатолий сделал попытку вынуть из кармана пистолет, но незнакомец, который стоял в стороне, опередил его. Пуля догнала и Войцеховского, опытного старого работника, хоть он и попытался выскочить из мастерской.

Как потом удалось выяснить, за Анатолием и Войцеховским неизвестные следили еще на толкучке и, воспользовавшись тем, что они вошли в небольшое помещение, свели счеты с сотрудниками уголовного розыска.

В старых одесских газетах за эти числа вы сможете найти некрологи и от семьи, и от "Зеленой лампы", и от жены Анатолия - поэтессы Зинаиды Шишовой.

Я был младше Анатолия и плохо помню его окружение. Часто к нам домой приходил Эдуард Багрицкий. Он дружил с Анатолием. Издавался какой-то гимназический журнал. Возможно, оба принимали в нем участие. Но точно не помню. Стихи Анатолия нужно искать в периодике.

В КУРГАНАХ КНИГ

Где печатался поэт Анатолий Фиолетов? Что успел издать? В примечаниях к произведениям Эдуарда Багрицкого В.Нарбут называет сборник "Зеленые агаты", который был издан в Одессе в 1914 году. И все-таки существование этого сборника казалось еще одной легендой, которая возникла вокруг имени Анатолия Фиолетова. Ни в одном из одесских книгохранилищ не удалось обнаружить эту книжку. Может, ее и не было? Особенно настораживал 1914 год, потому что в это время никто из тех, кто позже входил в "Зеленую лампу", и не мог еще мечтать о сборнике. Но книжка все-таки существовала. Посчастливилось найти это одесское издание в Государственной Петербургской Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Тоненькая книжечка в 31 страницу, в ней напечатано 25 стихотворений. В альманахах "Авто в облаках", "Серебряные трубы", "Чудо в пустыне" было найдено еще два десятка стихотворений. Безусловно, Фиолетов печатался во многих периодических изданиях, выходивших тогда в Одессе. Нашли мы и опубликованные, уже после смерти поэта его друзьями, стихи в харьковских журналах, в феодосийском альманахе "Ковчег".

Очень точно охарактеризовал творчество Фиолетова в статье, посвященной памяти погибшего друга и опубликованной в Одессе в 1918 году, Борис Бобович.

"В его наивных, немного детских, немного ироничных стихах такая бездна художественной утонченности, такая гармоничная волна хорошего вкуса и благородного чутья, такая чарующая доброта..."

За несколько лет творчества этот поэт прошел сложный путь. В его стихах чувствуется влияние Маяковского (вспомним, стихи Маяковского и Шершеневича одесситы включили в свой альманах "Чудо в пустыне"), но все же о Фиолетове в 1916-1918 годах можно уже говорить как о сложившемся поэте, близким по духу к русским поэтам-футуристам, таким как Е. Гуро, В. Маяковский, В. Хлебников.

Многие считали лучшим из того, что было написано одесситами в те годы, "Предутренний час" Фиолетова и его стихи о животных - "О собаках" и "О лошадях". Сквозь годы эмиграции в памяти пронес их Иван Бунин, оставшись в России цитировал Валентин Катаев, а еще есть сведенья, что помнили их Анна Ахматова, Владимир Набоков.

В конце XX века, из курганов текстов мы достаем, как драгоценность, эти юношеские стихи и дарим их новым читателям.

БЫЛ ЛИ ВТОРОЙ СБОРНИК?

Какова судьба рукописей поэта? Его поэтического наследия? Есть ли надежда найти еще что-нибудь?

Последние произведения Фиолетова при его жизни были опубликованы в начале 1917 года. После этого он жил и писал стихи еще полтора года. Их обещало напечатать в сборнике "Посмертные стихи" одесское издательство "Омфалос".
Осуществило ли оно свои планы, которые неоднократно анонсировало - сказать трудно. Нами этот сборник не обнаружен. Думаем, его не было - красные смели маленькое издательство, как и его издателей. Был второй сборник или же нет - в любом случае остается надежда найти рукописи. Найти рукописи и отдать на суд времени: пусть эпоха делает выбор - останутся ли стихи фиолетова среди живых или же попадут в литературные памятники. Кстати, часть рукописей издательства "Омфалос" поэт М. Лопатто увез в Италию, так что надежды небеспочвенны...

Но в любом случае нам показалось, что сейчас, в конце века, подводя итоги тому, что сделано одесской литературной школой, нужно переиздать сохранившиеся, найденные в периодике стихи Анатолия Фиолетова, поэта, чьи строки цитировали в своих книгах Иван Бунин и Валентин Катаев.

Евгений Голубовский, Александр Розенбойм

odessitclub.org

Анатолий Фиолетов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 января 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 января 2018; проверки требуют 6 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Шор и Фиолетов.

Анато́лий Фиоле́тов (настоящее имя Ната́н Беньями́нович Шор; 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — поэт одесского круга, участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа»[1] и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-х годов и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель автора.

Родился в семье Беньямина Хаимовича Шора и Екатерины (Куни) Герцевны Бергер[2][3]. После смерти отца, мать вторично вышла замуж за купца Давида Рапопорта и переехала в Санкт-Петербург, а оба сына остались жить с дедом — Герцом-Мойшей Иосифовичем Бергером[4].

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 году, студентом был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты — как считал Бунин, по идейным соображениям[5], но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом, по прозвищу «Остап»[6]. Был убит в ноябре 1918 года в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата[7], но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др.

Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу»[8]. Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания
У лошадей простого звания,
Не обращающих внимания
На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. — 94 с.
  1. Рапопорт А. М. Одесса в русской поэзии. — С. 95. — ISBN 9785902976219.
  2. ↑ Наталья Камышникова-Первухина «Остап»
  3. ↑ Посемейные списки одесских мещан-евреев: В записи от 16 декабря 1905 года Беньямин Хаимович Шор указан как проживающий в Одессе по адресу ул. Успенская, дом № 64. Его брат Шмая Хаимович Шор жил в соседнем доме (ул. Успенская, 62).
  4. ↑ Посемейные списки одесских мещан-евреев: Адресом деда, Герца-Мойше Иосифовича Бергера, в записи от 8 декабря 1893 года указана ул. Преображенская, дом № 53. Дядя, Моисей Герц-Мойшевич Бергер, в 1910 году проживал по ул. Базарной, дом № 41.
  5. ↑ См.: И. Бунин «Окаянные дни».
  6. ↑ По мнению многих исследователей, именно Остап Шор является наиболее вероятным прототипом Остапа Бендера.
  7. ↑ Валентин Катаев, Алмазный мой венец (с подробным комментарием) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  8. ↑ Бондарин С. Парус плаваний и воспоминаний. М., 1971. С. 126.

ru.wikipedia.org

Фиолетов Анатолий Васильевич - Стихотворения - Книги

  

  

   Анатолий Фиолетов

  

  

  

  

  (?-1918)

  

  

  

   Стихотворения --------------------------------------

  Поэзия русского футуризма / Cост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и

  С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого

  OCR Бычков М. Н. mailto:[email protected] --------------------------------------

  

  

  

  

  СОДЕРЖАНИЕ

  451. Переменность ("Лилии стройной и бледной...")

  452. Клич к совам ("Среди разных принцев и поэтов...")

  453. Осень (Больное) ("Сегодня стулья глядят странно и печально...")

  454. Апрель городской ("Апрель, полупьяный от запахов марта...")

  Анатолий Васильевич Фиолетов (Шор) входил в одесскую группу поэтов, издавшую четыре альманаха - "Шелковые фонари" (1914, без участия Фиолетова), "Авто в облаках" (1915), "Седьмое покрывало" (1916) и "Чудо в пустыне" (1917). Состав участников менялся, и под одной обложкой оказались произведения авторов разной литературной ориентации (среди них - начинающий Э. Багрицкий). Кроме одесских поэтов, в альманахах печатались столичные "знаменитости" - В. Шершеневич, С. Третьяков и В. Маяковский.

  Из местных литераторов наибольшее футуристическое (а точнее - эгофутуристическое) влияние испытал Фиолетов. О его жизненном и творческом пути известно немного. Он автор единственной книги - "Зеленые агаты" (Одесса, 1914). После революции Фиолетов работал в одесском угрозыске и был убит. Известность его как поэта почти не вышла за пределы близкого окружения. Его друг поэт С. Бобович писал о поэзии Фиолетова: "В его наивных, немного детских, немного ироничных стихах такая бездна художественной утонченности, такая гармоничная волна хорошего вкуса и благородного чутья, такая чарующая доброта..." {1}

  1. Цит. по: Александров Р., Голубовский Е. Поэт Анатолий Фиолетов // Альманах библиофила. М., 1980. Вып. 9. С. 239.

  

  

  

   451. ПЕРЕМЕННОСТЬ

  

  

  

  Лилии стройной и бледной

  

  

  

  Быть приказал ярко-черной,

  

  

  

   Деве с улыбкой победной

  

  

  

   Стать проституткой позорной.

  

  

  

  

  Звездам сказал: "Не сияйте",

  

  

  

   Свет погасите в ночах,

  

  

  

   Людям сиянье не дайте -

  

  

  

  Будет звездою им Страх...

  

  

  

  И изменивши узорность

  

  

  

  Этой презренной земли,

  

  

  

   Я удалился в Нагорность,

  

  

  

   Стал недоступным вдали.

  

  

  

  

  Я себя сделал единым,

  

  

  

  

   Вечным и смелым Царем.

  

  

  

  

  Полные ужасом длинным,

  

  

  

   Люди сказали: "Умрем"!..

  

  

  

  Я же остался, и буду,

  

  

  

  Буду Грядущего страж.

  

  

  

   Мир этот мерзкий забуду

  

  

  

   Он, как туманный Мираж.

  

  

  

  

  И воссоздавши другое,

  

  

  

   Новый невиданный мир,

  

  

  

   Солнце Я дам золотое,

  

  

  

  Светлый, небесный кумир.

  

  

  

  Солнцем поставлю кровавый,

  

  

  

   Яркий, загадочный Мак.

  

  

  

   Будет он символом Славы,

  

  

  

  

  Тем, кто развеяли Мрак.

  

  

  

  

  

  

  

   452. КЛИЧ К СОВАМ

  

  

   Среди разных принцев и поэтов

  

  

  

  Я - Анатолий Фиолетов -

  

  

   Глашатай Солнечных Рассветов...

  

  

  

  Мой гордый знак - Грядущим жить,

  

  

   Из Ваз Небесных Радость пить.

  

  

  

  Придите все ко мне, чтоб видеть,

  

  

   Чтоб видеть Смысл Красоты.

  

  

  

  Я буду звонко ненавидеть

  

  

  

   Всех, кто покинул Храм Мечты.

  

  

   И речь мою услышав, все вы

  

  

  

  Поймете, что ведь жизнь Сон,

  

  

   А вы, а вы замкнуты в хлевы,

  

  

  

  Где темнота и нет Окон.

  

  

   О, знайте, что в Грядущем - Радость.

  

  

  

  И ждать Рассвет - вот это сладость.

  

  

   И оттого Я говорю -

  

  

  

  Все поклоняйтесь фонарю,

  

  

   Горящему в туманных Снах,

  

  

  

  В небесных, солнечных Веснах...

  

  

   . . . . . . . . . . . . . . .

  

  

   Грядущим жить Я призываю,

  

  

  

  Грядущим, где мерцает Рок.

  

  

   И вам, Безликим, повторяю -

  

  

  

  Я - Фиолетов, Я - Пророк...

  

  

  

  

  

  

  

  453. ОСЕНЬ

  

  

  

  

  (Больное)

  

   Сегодня стулья глядят странно и печально,

  

   И мозговым полушариям тоже странно -

  

   В них постукивают молоточки нахально,

  

   Как упорная нога часов над диваном.

  

   Но вдруг, вы понимаете, мне стало забавно:

  

   Поверьте, у меня голова ходит кругом!..

  

   Ах, я вспомнил, как совсем недавно

  

   Простился с лучшим незабываемым другом.

  

   Я подарил ему половую тряпку.

  

   Очень польщенный, он протянул мне свой хвостик

  

   И, приподнявши паутиновую шляпку,

  

   Произнес экспромтно миниатюрный тостик.

  

   Он сказал: "Знаешь, мой милый, я уезжаю,

  

   Закономерно, что ты со мной расстаешься"...

  

   Но, тонкий как палец, понял, что я рыдаю

  

   И шепнул нахмуренно: "Чего ты смеешься?"

  

   Ах, бледнеющему сердцу безмерно больно,

  

   И черное небо нависло слишком низко...

  

   Но, знаете, я вспомнил, я вспомнил невольно -

  

   Гляньте на тротуары, как там грязно и слизко.

  

  

  

  

  

  454. АПРЕЛЬ ГОРОДСКОЙ

  

  

  Апрель, полупьяный от запахов марта,

  

  

  Надевши атласный тюльпановый смоконг,

  

  

  Пришел в драпированный копотью город.

  

  

  Брюнетки вороны с осанкою лорда

  

  

  Шептались сурово: "Ах choking , ax choking!

  

  

  Вульгарен наряд у румяного франта".

  

  

  Но красное утро смеялось так звонко,

  

  

  Так шумно Весна танцевала фурлану,

  

  

  Что хрупкий плевок, побледневший и тонкий,

  

  

  Внезапно воскликнул: "Я еду в Тоскану"!

  

  

  И даже у неба глаза засинели,

  

  

  И солнце, как встарь, целовалось с землею,

  

  

  А тихие в белых передниках тучки

  

  

  Бродили, держась благонравно за ручки,

  

  

  И мирно болтали сестричка с сестрою:

  

  

  "Весна слишком явно флиртует с Апрелем".

  

  

  Когда же заря утомленно снимала

  

  

  Лиловое платье, истомно зевая,

  

  

  Весна в переулках Апрелю шептала:

  

  

  "Мой милый, не бойся угрозного мая".

  

  

  Но дни, умирая от знойного хмеля,

  

  

  Медлительно таяли в улицах бурых,

  

  

  Где солнце сверкало клинками из стали...

  

  

  А в пряные ночи уже зацветали

  

  

  Гирлянды жасминов - детей белокурых

  

  

  Весны светлоглазой и франта Апреля.

  

  

  

  

  

  

  

  ПРИМЕЧАНИЯ

  Настоящее издание впервые представляет под одной обложкой произведения практически всех поэтов, входивших в футуристические группы, а также некоторых поэтов, работавших в русле футуризма. Большинство текстов, опубликованных в малотиражных и труднодоступных изданиях, впервые вводится в научный обиход. Естественно, при составлении и подготовке текстов возник ряд сложных проблем, обусловленных характером материала. Русский литературный футуризм - явление чрезвычайно разнородное в идейно-эстетическом плане. Кроме наличия в футуризме нескольких групп, весьма существенно отличавшихся друг от друга, внутри самих этих групп в большинстве случаев не наблюдалось единства, а совместная деятельность поэтов часто носила случайный характер.

  В книгу включены произведения, опубликованные в 1910-1922 годах, - именно этими датами можно определить период существования русского литературного футуризма (в 1910 году вышли первые футуристические альманахи "Студия импрессионистов" и "Садок судей", 1922-й - год смерти В. Хлебникова, прекращения существования последней футуристической группы "Центрифуга" и рождения Лефа). Исключением являются некоторые стихотворения И. Северяниным, поэта, первым из футуристов вошедшего в большую литературу, первым употребившего в русской литературной практике термин "футуризм" и чье раннее творчество уже обладает ярко выраженными чертами футуризма северянинского типа, а также несколько произведений В. Хлебникова и И. Зданевича, датированных 1922 годом, но опубликованных в 1923 году.

  Главный вопрос, который пришлось решать при подготовке текстов к публикации, - вопрос текстологический.

  Составители сборника руководствовались стремлением представить русскую футуристическую поэзию в первозданном виде, такой, какой ее знали читатели-современники. Произведения даются по первой публикации, без позднейшей правки (для большинства произведений, ввиду отсутствия переизданий, первая публикация и является каноническим текстом). Однако, учитывая специфику многих футуристических изданий, приходится признать, что в полной мере задача воспроизвести "живой" футуризм невыполнима и ряд существенных потерь неизбежен. Так, литографические книги, где тексты давались в рукописном виде и поэзия сочеталась с живописью, адекватному переводу на типографский шрифт, естественно, не поддаются. Поэтому пришлось отказаться от включения в настоящий том некоторых произведений или в некоторых, исключительных, случаях, давать вторые публикации (большинство стихотворений Божидара, отдельные произведения Н. Асеева).

  Орфография текстов приближена к современным нормам (учтены реформы алфавита и грамматики), но разрешить проблему орфографии в полной мере не предоставляется возможным. Кубофутуристы и поэты группы "41£" декларировали нарушение грамматических норм как один из творческих принципов. Случалось, что они приветствовали и типографские опечатки. В произведениях "крайних" (А. Крученых, И. Терентьев) отказ от правил имеет такой очевидный и демонстративный характер, что любая редакторская правка оборачивается нарушением авторского текста. Но и во многих других случаях (В. Хлебников, Д. Бурлюк и др.) практически невозможно дифференцировать намеренные и случайные ошибки, уверенно исправить опечатки. Поэтому за исключением правки, обусловленной реформами последующего времени, орфография в произведениях кубофутуристов и поэтов группы "41£" сохраняется в авторском (издательском) варианте. Очевидные орфографические ошибки и опечатки исправляются, за отдельными исключениями, в текстах поэтов других групп, не выдвигавших принципа "разрушения грамматики".

  Что касается пунктуации, то она во всех случаях сохраняется без правок, соответствует принятым в настоящем издании принципам воспроизведения текстов.

  "Ночь в Галиции" В. Хлебникова, "Владимир Маяковский" В. Маяковского, "Пропевень о проросля мировой" П. Филонова и произведения Н. Чернявского ввиду особой важности изобразительной стороны их издания или практической невозможности привести их в соответствие с современными грамматическими нормами воспроизведения даются в настоящем томе репринтным способом.

  Настоящее издание состоит из следующих разделов: вступительная статья, "Кубофутуристы", "Эгофутуристы", "Мезонин поэзии", ""Центрифуга" и "Лирень"", "Творчество", "41£", "Вне групп", "Приложение", "Примечания". Порядок расположения шести разделов, представляющих творчество футуристических групп, обусловлен хронологической последовательностью образования групп и их выступления в печати. При расположении авторов внутри этих разделов неизбежна некоторая субъективность: учитывались место, занимаемое поэтом в группе, его вклад в футуристическое движение, организаторская деятельность. В случае, если поэт участвовал в деятельности нескольких групп (А. Крученых, Н. Асеев, С. Третьяков, К. Большаков и др.), его произведения включены в раздел группы, где состоялся его футуристический дебют. Исключение сделано для С. Боброва, В. Шершеневича и Р. Ивнева, опубликовавших свои произведения в эгофутуристическом издательстве "Петербургский Глашатай", но сыгравших определяющую роль в "Центрифуге" (Бобров) и "Мезонине поэзии" (Шершеневич).

  Произведения каждого автора расположены в хронологическом порядке по авторскому указанию даты. При отсутствии авторской датировки дата указывается по первой публикации - в этом случае она дается в угловых скобках, обозначающих, что произведение написано не позже указанного срока.

  Подборке произведений каждого автора предпослана справка-портрет, целью которой является не столько изложение биографических сведений, сколько освещение участия данного поэта в футуристическом движении. Тем более не входит в задачи издания изложение жизненного пути авторов, чье поэтическое творчество либо имело эпизодический характер (В. Шкловский, Р. Якобсон и др.), либо в главных своих чертах определилось вне футуризма (Б. Пастернак, Г. Шенгели и др.).

  В раздел "Вне групп" включены произведения авторов, не примыкавших к конкретным футуристическим группам, но считавших себя футуристами, либо поэтов, чье творчество близко поэтике футуризма. Раздел не исчерпывает списка авторов, которых можно в него включить.

  В раздел "Приложение" вошли основные манифесты и декларации футуристических групп. Порядок расположения текстов соответствует поэтическому разделу.

  Примечаниям к текстам предшествует список условных сокращений названий индивидуальных и коллективных футуристических сборников и других изданий, в которых принимали участие футуристы, а также критических работ и мемуарных книг, выдержки из которых приводятся в примечаниях.

  Примечание к отдельному произведению начинается со сведений о его первой публикации; затем, после тире, указаны последующие издания, отразившие эволюцию текста; указание лишь одного источника означает, что в дальнейшем текст не публиковался или не подвергался изменениям. В случае, если текст печатается не по первой публикации, указание на источник публикации предваряется пометой: "Печ. по". В историко-литературном комментарии даются сведения о творческой истории произведения, приводятся отзывы критиков и мемуаристов. Завершает примечание реальный комментарий, раскрывающий значение отдельных понятий и слов, а также имен собственных, встречающихся в тексте.

  В примечаниях учтены и частично использованы комментарии к разным изданиям поэтов-футуристов, выполненные Р. Вальбе, В. Григорьевым, Т. Грицем, Р. Дугановым, Е. Ковтуном, В. Марковым, М. Марцадури, П. Нерлером, Т. Никольской, А. Парнисом, Е. Пастернаком, К. Поливановым, С. Сигеем, Н. Степановым, А. Урбаном, Н. Харджиевым, Б. Янгфельдтом.

  

  Список условных сокращений, принятых в примечаниях

  АвО - Авто в облаках. Одесса, 1915

  ЗА - Фиолетов А. Зеленые агаты: Поэзы. Одесса: Издательство С. Силвер, 1914

  

  

  

   Анатолий Фиолетов

  451. ЗА. Нагорность - неологизм, образованный от названия проповеди Иисуса Христа ("Нагорная").

  452. ЗА.

  453. АвО.

  454. АвО. Choking (англ.) - задыхающийся, прерывающийся; повидимому, ошибочно употреблено вместо слова "shoking" (потрясающий, возмутительный, неприличный). Фурлана (итал. forlana) - итальянский народный танец в быстром темпе. Тоскана - область в Италии.

lib-ru.do.am

Анатолий Фиолетов | Лингвистика и мировая поэзия

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор, 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — русский поэт одесского круга, участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа» и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.

Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты — как считал Бунин, по идейным соображениям, но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап». Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Жена — Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898—1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др.

Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу». Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания

У лошадей простого звания,

Не обращающих внимания

На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Анатолий_Фиолетов

wpoet.ru

Анатолий Фиолетов

Анатолий Фиолетов (настоящее имя — Натан Беньяминович Шор) — русский лирический поэт начала ХХ века.

Родился в Одессе в обеспеченной еврейской семье в 1897 году. Когда Натану было четыре года, а его младшему брату Осипу, будущему знаменитому авантюристу и — по мнению Валентина Катаева — прототипу Остапа Бендера, — два, их отец Вениамин (Беньямин) умер от сердечного приступа. Через восемь лет мать мальчиков повторно вышла замуж — за банкира (по другим данным — купца) Давида Рапопорта и большую часть времени после этого проводила у мужа — в Петербурге. Мальчики-гимназисты жили у деда в Одессе.

Натан рано начал писать стихи и решил посвятить свою жизнь литературе. По легенде, Натан и его друг, начинающий поэт Эдуард Дзюбин, решили придумать себе «цветные» псевдонимы. Тянули жребий — одному достался багровый цвет, другому — фиолетовый. Так в русской литературе появились Эдуард Багрицкий и Анатолий Фиолетов.

В 1914 году вышел в свет единственный прижизненный сборник Анатолия Фиолетова «Зелёные агаты». В 1915-1917 годах стихи Фиолетова публиковались в нескольких украинских альманахах. В это время он учился в Новороссийском университете на юридическом отделении. После Февральской революции студентов-юристов привлекли к работе в уголовном сыске и Натан Шор стал инспектором розыскного отдела. В 1918 году Фиолетов женился на поэтессе Зинаиде Шишовой, а в конце того же года был застрелен неустановленными преступниками на одесской улице в возрасте двадцати двух лет.

Анатолий Фиолетов считался одним из самых многообещающих авторов в одесском литературном сообществе, в котором появилась целая плеяда ярких молодых писателей — Эдуард Багрицкий, Вера Инбер, Юрий Олеша, Валентин Катаев... Но после гибели был надолго забыт. Публикация в 1978 году романа-ребуса Валентина Катаева «Алмазный мой венец», где Фиолетов «зашифрован» под именем Футурист, вызвала интерес к его личности у литературоведов. Первый посмертный сборник стихов Фиолетова опубликован лишь в 2000 году и небольшим тиражом. Практически полное собрание стихотворений автора вошло в электронное издание «Деревянные фаготы» («Salamandra P. V. V.», 2017).

Фиолетов — лирический поэт. Отличительная особенность его произведений — умение почти по-детски удивляться окружающему миру, почти детская эмоциональность, не превращающаяся при этом в инфантильность, — он сопереживает «лошадкам», жалеет замерзающие на витрине груши и больные цветы. Вероятно, стихотворение Фиолетова «О лошадях» повлияло на известное произведение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918). Хотя первые стихи Фиолетова близки к творчеству эгофутуристов, к «модным» поэтическим течениям и группам поэт не примыкал.

Друг поэта Б. Бобович написал об этом в статье «Памяти Анатолия Фиолетова» в одесской прессе: «Фиолетова считали футуристом. Но это не так. Фиолетов был просто поэт. В его наивных, немножко детских, немножко иронических стихах такая бездна художественной утонченности, такая гармонизирующая волна хорошего вкуса и благородного чутья, такая очаровательная ласковость ритмического содержания, что не о футуризме должна была быть речь, а о настоящем, радостном даровании, должно было быть представление о будущем, которое дико и нелепо оборвала смерть...».

fantlab.ru

Анатолий Фиолетов - Сообщество Божественной Поэзии

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)

ru-lyrics.livejournal.com

Анатолий Фиолетов, биография, творчество, известные стихотворения

ИмяАнатолий Фиолетов
Имя при рожденииНата́н Беньями́нович Шор
Дата рождения1897
Место рожденияОдесса
Дата смерти27.11.1918
Место смертиОдесса
Род деятельностипоэт
Направлениефутуризм

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор, 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — русский поэт «одесского круга», участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа»2012 и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.

Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты — как считал Бунин, по идейным соображениям, но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап». Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Жена — Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898—1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др. Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу». Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания У лошадей простого звания, Не обращающих внимания На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Наиболее полное издание:

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. — 94 с.

Известные стихотворения

\ КЛИЧ К СОВАМ

Средь разных принцев и поэтов Я — Анатолий Фиолетов — Глашатай Солнечных Рассветов… Мой гордый знак — Грядущим жить, И Ваз Небесных Радость пить. Придите все ко мне, чтоб видеть, Чтоб видеть Смысл Красоты. Я буду звонко ненавидеть Всех, кто покинул Храм Мечты. И речь мою услышав, все вы Поймете, что ведь жизнь Сон, А вы, а вы замкнуты в хлевы, Где темнота и нет Окон. О, знайте, что в Грядущем — Радость. И ждать Рассвет — вот это сладость, И оттого Я говорю — Все поклоняйтесь фонарю, Горящему в туманных Снах, В небесных, солнечных Веснах…

………………………………………………

Грядущим жить Я призываю, Грядущим, где мерцает Рок. И вам, Безликим, повторяю — Я — Фиолетов, Я — Пророк…

\ 1914

\

Не архангельские трубы — деревянные фаготы пели нам о жизни грубой, про печали, про заботы.

И теперь, как прошлым летом, не грущу и не читаю, озарённый тихим светом, дни прозрачные считаю.

Не грустя и не ликуя, ожидаю смерти милой, золотого аллилуйя над высокою могилой.

Милый Боже! Неужели я метнусь в благой дремоте? — Всё прошло, над всем пропели деревянные фаготы.

\ Одесса, 1918

www.cultin.ru

Книга "Деревянные фаготы [Собрание стихотворений]" автора Фиолетов Анатолий

Последние комментарии

 
 

Деревянные фаготы [Собрание стихотворений]

Автор: Фиолетов Анатолий Жанр: Другая поэзия, Классическая русская поэзия Серия: Библиотека авангарда Год: 2017 Добавил: Admin 3 Сен 17 Проверил: Admin 3 Сен 17 Формат:  PDF (741 Kb)


Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

А. Фиолетов. Деревянные фаготы: Собрание стихотворений. Сост. и комм. С. Шаргородского. Вступ. статья А. Яворской. Б. м.: Salamandra P.V.V., 2017. – 130 c., илл. – (Библиотека авангарда, вып. ХXI).
В книге собраны стихотворения Анатолия Фиолетова – одесского поэта-авангардиста и инспектора уголовного розыска, погибшего от рук бандитов в 1918 г. в возрасте 21 года. Несмотря на молодость, А. Фиолетов считался одним из самых одаренных авторов одесской плеяды поэтов-новаторов 1910-х гг., а его стихи, отличавшиеся особенной трогательной нотой, высоко ценили И. Бунин, В. Катаев, Э. Багрицкий. Книга снабжена обширными приложениями, включающими статьи из одесской прессы 1918-1919 гг. о гибели А. Фиолетова, некрологи и другие материалы.

Объявления

Где купить?



Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги серии "Библиотека авангарда"

Похожие книги

Комментарии к книге "Деревянные фаготы [Собрание стихотворений]"


Комментарий не найдено

Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться

 

 

2011 - 2018

www.rulit.me

Фиолетов, Анатолий - это... Что такое Фиолетов, Анатолий?

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор, 1897, Одесса — 14 ноября 1918, Одесса) — русский поэт «одесского круга», участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа» и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.

Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск — как считал Бунин, по идейным соображениям[1], но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап»[2]. Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Жена — Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898—1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др. Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу»[3]. Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания
У лошадей простого звания,
Не обращающих внимания
На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).


Наиболее полное издание:

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. — 94 с.

Известные стихотворения

КЛИЧ К СОВАМ
Средь разных принцев и поэтов
Я — Анатолий Фиолетов —
Глашатай Солнечных Рассветов…
Мой гордый знак — Грядущим жить,
И Ваз Небесных Радость пить.
Придите все ко мне, чтоб видеть,
Чтоб видеть Смысл Красоты.
Я буду звонко ненавидеть
Всех, кто покинул Храм Мечты.
И речь мою услышав, все вы
Поймете, что ведь жизнь Сон,
А вы, а вы замкнуты в хлевы,
Где темнота и нет Окон.
О, знайте, что в Грядущем — Радость.
И ждать Рассвет — вот это сладость,
И оттого Я говорю —
Все поклоняйтесь фонарю,
Горящему в туманных Снах,
В небесных, солнечных Веснах…
………………………………………………
Грядущим жить Я призываю,
Грядущим, где мерцает Рок.
И вам, Безликим, повторяю —
Я — Фиолетов, Я — Пророк…
1914
* * *
Не архангельские трубы —
деревянные фаготы
пели нам о жизни грубой,
про печали, про заботы.
И теперь, как прошлым летом,
не грущу и не читаю,
озарённый тихим светом,
дни прозрачные считаю.
Не грустя и не ликуя,
ожидаю смерти милой,
золотого аллилуйя
над высокою могилой.
Милый Боже! Неужели
я метнусь в благой дремоте?
— Всё прошло, над всем пропели
деревянные фаготы.
Одесса, 1918

Ссылки

Примечания

  1. См.: И. Бунин. Окаянные дни.
  2. По мнению многих исследователей, именно Остап Шор является наиболее вероятным прототипом Остапа Бендера.
  3. Бондарин С. Парус плаваний и воспоминаний. М., 1971. С. 126.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Анатолий Фиолетов
Имя при рождении:

Ната́н Беньями́нович Шор

Дата рождения:

1897

Место рождения:

Одесса

Дата смерти:

27 ноября 1918

Место смерти:

Шаблон:Местосмерти

Гражданство:

 Российская империя

Род деятельности:

поэт

Направление:

футуризм

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор, 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — русский поэт «одесского круга», участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа» и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.

Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты — как считал Бунин, по идейным соображениям[1], но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап»[2]. Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Заметка об убийстве в "Одесских новостях" от 15 (28) ноября 1918

Жена — Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898—1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др. Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу»[3]. Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания
У лошадей простого звания,
Не обращающих внимания
На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Наиболее полное издание:

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. — 94 с.

Известные стихотворения

Выступление поэта в Новороссийском университете 10.10.1918
КЛИЧ К СОВАМ
Средь разных принцев и поэтов
Я — Анатолий Фиолетов —
Глашатай Солнечных Рассветов…
Мой гордый знак — Грядущим жить,
И Ваз Небесных Радость пить.
Придите все ко мне, чтоб видеть,
Чтоб видеть Смысл Красоты.
Я буду звонко ненавидеть
Всех, кто покинул Храм Мечты.
И речь мою услышав, все вы
Поймете, что ведь жизнь Сон,
А вы, а вы замкнуты в хлевы,
Где темнота и нет Окон.
О, знайте, что в Грядущем — Радость.
И ждать Рассвет — вот это сладость,
И оттого Я говорю —
Все поклоняйтесь фонарю,
Горящему в туманных Снах,
В небесных, солнечных Веснах…
………………………………………………
Грядущим жить Я призываю,
Грядущим, где мерцает Рок.
И вам, Безликим, повторяю —
Я — Фиолетов, Я — Пророк…
1914
* * *
Не архангельские трубы —
деревянные фаготы
пели нам о жизни грубой,
про печали, про заботы.
И теперь, как прошлым летом,
не грущу и не читаю,
озарённый тихим светом,
дни прозрачные считаю.
Не грустя и не ликуя,
ожидаю смерти милой,
золотого аллилуйя
над высокою могилой.
Милый Боже! Неужели
я метнусь в благой дремоте?
— Всё прошло, над всем пропели
деревянные фаготы.
Одесса, 1918

См. также

  • Коллектив поэтов

Ссылки

Примечания

  1. ↑ См.: И. Бунин. Окаянные дни.
  2. ↑ По мнению многих исследователей, именно Остап Шор является наиболее вероятным прототипом Остапа Бендера.
  3. ↑ Бондарин С. Парус плаваний и воспоминаний. М., 1971. С. 126.


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

jearc.info

Анатолий Фиолетов - это... Что такое Анатолий Фиолетов?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шор.

Анато́лий Фиоле́тов (наст. имя Ната́н Беньями́нович Шор, 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — русский поэт «одесского круга», участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа»[источник не указан 287 дней] и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-гг. и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель.

Биография

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 г., студентом, был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты — как считал Бунин, по идейным соображениям[1], но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом по прозвищу «Остап»[2]. Был убит в ноябре 1918 г. в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Жена — Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898—1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918) и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др. Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу»[3]. Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания
У лошадей простого звания,
Не обращающих внимания
На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Наиболее полное издание:

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. — 94 с.

Известные стихотворения

КЛИЧ К СОВАМ
Средь разных принцев и поэтов
Я — Анатолий Фиолетов —
Глашатай Солнечных Рассветов…
Мой гордый знак — Грядущим жить,
И Ваз Небесных Радость пить.
Придите все ко мне, чтоб видеть,
Чтоб видеть Смысл Красоты.
Я буду звонко ненавидеть
Всех, кто покинул Храм Мечты.
И речь мою услышав, все вы
Поймете, что ведь жизнь Сон,
А вы, а вы замкнуты в хлевы,
Где темнота и нет Окон.
О, знайте, что в Грядущем — Радость.
И ждать Рассвет — вот это сладость,
И оттого Я говорю —
Все поклоняйтесь фонарю,
Горящему в туманных Снах,
В небесных, солнечных Веснах…
………………………………………………
Грядущим жить Я призываю,
Грядущим, где мерцает Рок.
И вам, Безликим, повторяю —
Я — Фиолетов, Я — Пророк…
1914
* * *
Не архангельские трубы —
деревянные фаготы
пели нам о жизни грубой,
про печали, про заботы.
И теперь, как прошлым летом,
не грущу и не читаю,
озарённый тихим светом,
дни прозрачные считаю.
Не грустя и не ликуя,
ожидаю смерти милой,
золотого аллилуйя
над высокою могилой.
Милый Боже! Неужели
я метнусь в благой дремоте?
— Всё прошло, над всем пропели
деревянные фаготы.
Одесса, 1918

См. также

Ссылки

Примечания

  1. См.: И. Бунин. Окаянные дни.
  2. По мнению многих исследователей, именно Остап Шор является наиболее вероятным прототипом Остапа Бендера.
  3. Бондарин С. Парус плаваний и воспоминаний. М., 1971. С. 126.

dic.academic.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.