Стихи фета краткое содержание для читательского дневника


Школьное чтиво: Фет А. "Весенний дождь"


Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Весенний дождь" и их характеристика

  1. Весенний дождь. Идущий сплошной завесой, веселый, барабанящий по листьям.

План пересказа стихотворения "Весенний дождь"
  1. Еще светло
  2. Разрывы облаков
  3. Воробей
  4. Стеной идет завеса
  5. Золотая пыль
  6. Две капли
  7. В саду

Главная мысль стихотворения "Весенний дождь"
Необычайно красива природа весной, во время дождя.

Чему учит стихотворение "Весенний дождь"
Стихотворение учит любить природу, ее красоту, любоваться дождем и солнцем. Учит любить каждое время года и каждое погодное явление. Учит замечать мелкие детали пейзажа.

Отзыв на стихотворение "Весенний дождь"
Это очень красивое и лиричное стихотворение, которая описывает начало весеннего дождя. Видно, как автор любуется дождем, как ему нравится такая погода. Он использует в стихотворении яркие и красивые эпитеты и сравнения. Стихотворение пронизано умиротворением и счастьем.


Анализ стихотворения "Весенний дождь"
Стихотворение было написано в 1857 году.
Жанр - пейзажная лирика.
В стихотворении три четверостишия, и постоянно развитие темы от солнца к дождю.
Стихотворный размер - ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Весенний дождь"
Эпитеты: золотой пыли, душистым медом, свежим листьям.
Метафоры: разрывы облак, в песке купаяся, качаясь движется завеса, по листьям барабанит.
Сравнения: и будто в золотой пыли.
Олицетворения: что-то подошло.
Метонимия: от неба до земли завеса, что-то к саду подошло.

Пословицы к стихотворению "Весенний дождь"
Весенний дождь лишним не бывает
Дождь в мае хлеба поднимает.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
Ранний дождь озолотит, поздний - разорит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Весенний дождь"
За окном еще светло и в разрывах облаков сверкает солнце. В песке купается воробей.
Но уже приближается завеса дождя, и за ней недалекая опушка леса кажется золотой.
И вот в окно брызнули две первые капли, сразу запахло липой, а в саду уже начал барабанить дождь.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Весенний дождь"

Читать стихотворение "Весенний дождь"
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

coolchtivo.blogspot.com

Биография Афанасия Фета кратко самое главное для детей (жизнь и творчество)

Афанасий Афанасьевич Фет – родился в 1820 году, а умер в 1892.

Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями. Творчество Фета принято считать виртуозно – экспериментальным. Автор любил инновации и часто применял их  в своих произведениях. Его сборники стали выпускать уже на двадцатом году Шеншина. ( Русская фамилия Фета)

Афанасия Афанасьевича признавали одним из лучших пейзажистов, потому что описание природы в его произведениях действительно поражают своей красотой. Для поэта было характерно посвящать свои стихотворения природе. Каждый пейзаж символизирован: весна – молодость, пора безудержной любви; осень – старость, увядание жизни; ночь – беда, действие тёмных сил; утро – восход всего нового и доброго.

Ещё одной особенностью для творчества Фета является использование различных повторов – анафора, эпифора, рефрен. Это помогало поэту усилить передачу ощущений. В жанровом отношении Фет тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре, циклизации.

Поэт «раскрепостил» слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую и фонетическую нагрузку. Это было новаторство Афанасия Афанасьевича в отношении к художественному слову.

Подробнее биография Фета

Афанасий Фет — переводчик и поэт-лирик. Его стихи уже несколько поколений являются частью школьной программы.

Он родился в 1820 году в селе Новосёлки, что неподалеку от Мценска — уездного города Орловской губернии. В селе находилось имение его отца, отставного военного Афанасия Неофитовича Шеншина. Он обвенчался заграницей в 1820 году с его будущей матерью, Шарлоттой Фет, которая носила фамилию бывшего мужа. Именно эта фамилия и досталась её сыну: когда мальчику исполнилось 14 лет выяснилось, что православное венчание было совершено после того, как Афанасий появился на свет. Духовная консистория лишила мальчика фамилии отца, а вслед за этим — дворянских привилегий.

Фет получил хорошее домашнее образование. В 14 лет его отправили в немецкий пансион города Верро, что ныне в Эстонии.

В 18 лет поступил в Московский университет на юридический факультет, но скоро перешел на факультет словестности. Обучался 6 лет: с 1838 по 1844 годы.

Именно во время обучения в университете Фет публикует первые стихи. Его дебют состоялся в 1840 году: сборник стихов «Лирический пантеон» появился в печати. Он начинает сотрудничать с «Отечественными записками» и «Москвитянином».

После окончания университета поэт решил попытаться вернуть себе дворянское звание, поступив на службу кавалеристом в армию в 1845 году. Уже через год ему присвоили офицерское звание. Но, к сожалению, он так и не получил дворянскую грамоту, её давали только со звания майора.

Это был тяжелый период в жизни Афанасия Фета. Он сильно переживал из-за смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Она погибла при пожаре. В это время он посвятил её множество стихов.

В 1853 году он был переведен в гвардейский полк, который находился в Санкт-Петербурге. Там он сблизился с кружком журнала «Современник». В него входили: Тургенев, Дружинин, Некрасов. Особую роль занимала дружба с Тургеневым, который помог составить и опубликовать новое издание стихов Фета в 1856 году.

В 1857 году Фет женился. Его избранницей была Мария Боткина — сестра литературного критика Василия Боткина. Мария не отличалась особенной красотой, но зато имела за собой большое приданное. Именно эти средства позволили поэту купить имение Степановка. Он решил выйти в отставку и заняться обустройством имения, которое было немаленькое: 200 десятин земли. Его друзья расценивали этот поступок, как измена литературе. Действительно, из его пера стали выходить только заметки о сельском хозяйстве и небольшие литературные очерки. Фет объяснял это тем, что его творчество никому не интересно.

К творчеству писатель вернулся только спустя 17 лет, когда продал улучшенное имение и купил дом в Москве. Теперь он был не бедняком, а известным орловским помещиком. Писатель снова примыкает к своим друзьям. Он усиленно занимается переводом классической немецкой литературы.

К 1892 году состояние поэта стало резко ухудшаться: он стал задыхаться, испытывая ужасные боли, у него почти пропало зрение. В последние месяцы жизни он часто думал о самоубийстве. Умер 21 ноября 1892 года.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году и оставил этот мир спустя практически целый век, прожив невероятно насыщенную жизнь до 1892 года. По большей части лирика Фета относилась к теме природы или любви. Эти темы являются довольно распространенными, но поэт не был банальным и смог создать ряд действительно выдающихся произведений.

Фета нередко называли поэтом-музыкантом, ведь он создавал стихи, которые становились основой для романсов. К слову, романсы на стихи Фета пользуются популярностью до сих пор и звучат со сцены.

Сначала Фет обучается в пансионе на территории Эстонии, а после этого поступает на факультет словесности в Московском университете. В городе поэт начинает общаться с различными представителями творческой элиты и приобретает некоторую популярность, произведения Фета хвалил Гоголь и многие другие величины того времени.

Произведения Фета по большей части наполнены некоторой легкостью и как бы отрешенностью от этого мира, однако судьбу самого поэта трудно назвать безоблачной. Он остался без титула и для того чтобы вернуть себе статус, поступил в 1844 году в армию, где прослужил до 1858 года. Именно там он написал множество великолепных произведений, в том числе и посвященных Марии Лазич, которую он любил целиком и полностью и довольно трагически потерял.

На самом деле творчество Фета во многом следует оценивать именно через отношения к Лазич. С этой девушкой поэта связывали взаимные чувства, но молодой и честолюбивый Фет тогда не мог взять себе супругу из бедной семьи, будучи сам не полностью состоявшимся. Замужество не состоялось, а Лазич трагически погибла от огня и в итоге Афанасий Афанасьевич непрестанно винил себя в этой ситуации и оставался верен Марии на протяжении всей своей жизни, хотя потом и завел семью.

Вышедший в отставку Фет работает мировым судьей и занимается творчеством, пишет не только стихи, но и переводы, он также создает книгу воспоминаний. Все эти дни поэт по большей части проводит в приобретенным для себя имении, которое имело большое значение в его судьбе. Скончался Фет от сердечного приступа в Москве.

Творчество

Особенная и осложненная во многом, судьба со своими драматическими событиями характерна для творчества Фета.

У Афанасия Афанасьевича была долгая и беспокойная жизнь. Появился он и рос в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его супруги Шарлотты Беккер. В 14-летнем возрасте мальчик узнал, что был рожден вне брака. Когда он учился в немецком пансионе, находившемся в одном из городов Прибалтики, Афанасию пришло письмо, где говорилось, что теперь юноша будет жить под фамилией Фета. И тогда поэт почувствовал на себе все тяжелые последствия, которые были связаны с его новой фамилией.  Именно здесь Фет почувствовал первые порывы к поэтическому творчеству.

 Свои творения Афанасий Афанасьевич продолжал сочинять с особым усердием и в пансионе профессора Погодина, где готовился к экзаменам в Московский университет. Первым благословил на его занятия творчеством Гоголь. Радостный Фет решает выпустить свои стихи отдельным сборником, заняв немного денег у прислуги. Книга «Лирический Пантеон» все-таки была опубликована в 1840 году и получила одобрительный отзыв со стороны Белинского. Одобрение этого литературного критика помогло Фету реализовать свои возможности на литературном поприще и дальше. Поэт принимается усиленно печатать свои сочинения в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

 В 1845 году Фет резко меняет свою судьбу, отбыв из Москвы и поступив на службу в один из полков в Херсонской губернии. Теперь он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым хоть немного вернуть себе утраченное. Однако его творческая деятельность ослабевала. До дворянства ему так и не удалось дослужиться, и в 1853 году он переводится в полк, находящийся недалеко от Петербурга. В 1856 году выходит переработанный сборник стихов, получивший высокую оценку со стороны Некрасова. И Фет начинает развивать активнейшую литературную деятельность.  Он пробует себя в художественной прозе. Переводит труды Гейне, Гете.  В 1857 году сочетается законным браком с дочерью богатейшего московского чаеторговца Марией Боткиной и выходит в отставку. В последствии купив небольшое имение, он становится мценским помещиком и продолжает писать. В 1863 году он издает новое собрание своих работ в двух частях, которые так и остались до конца нераспроданными. Дальше он покупает еще одно поместье-Воробьевку и его избирают в уезде мировым судьей. Но Фет не оставил литературу. В 1883 году он выпускает книгу «Вечерние огни». Далее под этим же названием вышли сборники и в 1885,1888 и 1891 годах.

 Друзья организовали торжественный юбилей, посвященный 50-летию поэтической деятельности Афанасия Афанасьевича. Однако ограниченность читательской аудитории вызвала у него горечь и печаль. С некоторых пор Фета стали мучить старые недуги. И 21 ноября 1892 года поэт покончил жизнь самоубийством.   И в наше время стало вероятно, что лирика Фета доставляет читателям огромное эстетическое значение.

3, 4, 6 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Бруно Джордано

    Джордано Бруно, философ и поэт эпохи Возрождения, автор многих трактатов, развивший гелиоцентрическую идею Коперника, родился в городе Нола на юге Италии в 1548 году.

  • Руаль Амундсен

    Руальд Амундсен, первый в истории человек, покоривший Южный полюс, появился на свет 16 июля 1872 года в Норвегии в портовом городе Борге.

  • Жюль Верн

    Жюль Верн - французский писатель, рожденный 8 февраля 1828 года. Жюль стал первым ребенком в семье, а позже у него появились брат и три сестры. В возрасте шести лет будущего писателя направили в пансион

  • Князь Игорь Святославич

    Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества

  • Борис Годунов

    В 1552 году в семье вяземского помещика родился будущий русский царь Борис Федорович Годунов. После смерти отца его судьбой занялся дядя Дмитрий, который и способствовал зачислению Бориса в 1570 году в опричники.

chitatelskij-dnevnik.ru

Фет А. "Мама! Глянь-ка из окошка"


Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Мама! Глянь-ка из окошка" и их характеристика

  1. Сын. Веселый, деревенский мальчик.
  2. Мама. Заботливая и любящая.

План пересказа стихотворения "Мама! Глянь-ка из окошка"
  1. Призыв сына
  2. Умывающаяся кошка
  3. Исчезнувшая грязь
  4. Иней на ветках
  5. Салазки
  6. Разрешение мамы

Главная мысль стихотворения "Мама! Глянь-ка из окошка"
Первый снег дарит радость людям.

Чему учит стихотворение "Мама! Глянь-ка из окошка"
Стихотворение учит любить природу, любить любое время года. Учит тому, что каждое время года прекрасно по-своему, и в каждое время года есть свои дела и свои игры.

Отзыв на стихотворение "Мама! Глянь-ка из окошка"
Мне очень нравится это доброе и веселое стихотворение, которое не раз заставляет улыбнуться читателя. Меня насмешила кошка, которая напророчествовала мороз, насмешил тороватый мороз, развесивший везде иней, насмешила забота мальчика о своих салазках.

Анализ стихотворения "Мама! Глянь-ка из окошка"
Стихотворение написано Афанасием Фетом в 1887 году.
По жанру это пейзажная и бытовая лирика.
Стихотворение написано в форме монолога-обращения, словно бы от лица мальчика, которому до ужаса надоела осенняя грязь, и который с нетерпением ждал снега, чтобы покататься на салазках. И когда снег выпал, мальчик не может сдержать нетерпения, он рвется на улицу, чтобы играть и кататься с такими же как и он мальчишками.
Стихотворный размер хорей, рифмовка смешанная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Мама! Глянь-ка из окошка"
Эпитеты: колючий, светло-синий иней, свежей, белой, пухлой ватой.
Метафоры: двор одело, по ветвям развешан.
Сравнения: словно ватой.
Олицетворения: кто-то убрал кусты.
Перифраз: кто-то тороватый.

Пословицы к стихотворению "Мама! Глянь-ка из окошка"
Снег глубок - год хорош.
Снежком все прикроет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зима пришла и мороз принесла.
Во всякой избушке свои игрушки.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Мама! Глянь-ка из окошка"
Сын предлагает маме выглянуть из окошка. Он говорит, что кошка не зря умывала нос, что весь двор побелел и на улице мороз.
На ветках развешан иней, словно кто-то ватой убрал все кусты.
И теперь можно хватать салазки и бежать на улицу, ведь мама наверняка сама скажет, что пора гулять. Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Мама! Глянь-ка из окошка"


Читать стихотворение "Мама! Глянь-ка из окошка"

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

coolchtivo.blogspot.com

«Вечер» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, рифма, композиция, стихотворный размер

Наполненное восхищением стихотворение “Вечер” – один из лучших образцов пейзажной лирики Фета. Краткий анализ “Вечер” по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в прекрасный мир его поэзии и понять, почему это произведение так в нем выделяется. На уроке литературы его можно использовать в качестве основного материала или как дополнительный разбор.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры“убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение“облака как дым”.

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Тема

Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жанр

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение“облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 43.

obrazovaka.ru

Краткая биография Фета: самое главное

Фет Афанасий Афанасьевич (1820 -1892). Фету принадлежит одно из самых почетных мест в ряду литераторов воспевших русскую природу. Его стихотворения передают тонкие образы, напевную лирику отчих просторов и пронзительную романтику чувств.

Фет родился в семье небогатого помещика с немецкими корнями, в усадьбе Новосёлки. К пятнадцати годам был отдан в частный пансионат и через три года поступил в Московский университет. Учась на словесном факультете, стал пробовать себя на литературном поприще. В 1840 году был издан его сборник «Лирический пантеон», порадовавший читателей искренностью и чистотой.


Вторая книга поэта вышла лишь через десять лет, и была омрачена смертью его любимой – Марии Лазич. В это время Афанасий Афанасиевич находился на военной службе. Ему необходимо было вернуть себе дворянство, которого он был лишен из-за особенностей российской юриспруденции. Будучи переведен в Лейб-гвардию, поэт имеет возможность общаться с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым.

Иван Тургенев редактирует третий стихотворный сборник Фета, вышедший в 1856 году. В него было включено около ста произведений; как старых, так и новых. Это издание было высоко оценено и читателями и критиками.

В 1856 году Афанасий Фет женился и на следующий год вышел в отставку. Он приобретает обширное поместье, где становится успешным землевладельцем. Его стихи, из ранее изданных отдельными книгами и напечатанные в ведущих отечественных журналах, выходят в двухтомнике 1863 года.

После отставки Фет успешно ведет помещичье хозяйство, ревностно оберегая старый уклад. Ему возвращают дворянскую фамилию – Шеншин и привилегии. Публикуются выпуски его сборника «Вечерние огни» и книга воспоминаний. Но здоровье точит смертельный недуг.

Во время одного из приступов поэт решается на самоубийство, однако падает замертво, едва открыв шкаф со столовыми ножами.

frigato.ru

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом. Оно несет на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – этот одночастное произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмой.

Эпитеты“золотая пыль”, “душистый мед”.

Метафоры“солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение“воробей купается”, “опушка стоит”.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе – это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – с 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Тема

Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приема словесного рисования.

Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Жанр

Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты“золотая пыль”, “душистый мед”.
  • Метафоры “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение “воробей купается”, “опушка стоит”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 64.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» (А. А. Фет)

Среди множества замечательных имён поэтов хотелось бы особо выделить Афанасия Афанасьевича Фета. Его стихи — об обычных предметах и явлениях природы, кратких чувствах, которые испытывает человек в определенных обстоятельствах. Задачей автора было обнаружить «вечные» чувства в их обыденных проявлениях. Отличным примером послужит произведение «Я пришел к тебе с приветом».

История создания

В 1838 году Афанасий Фет поступает в Московский университет. Именно в студенческие годы начинается его творческая деятельность. Вскоре в журналах начинают появляться самобытные стихотворения, подписанные «А.Фет». В 1843 году журнал «Отечественные записки» публикует стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…».

Поэзии мастера свойственен яркий колорит, образность и пластика. Человек в его стихотворениях изначально устремлён к понятию прекрасного. Но оно для него мгновенно и мимолетно. Красоту надо уметь уловить. Поэтому поэт создаёт короткие стихотворения, так как лирические переживания не могут продолжаться длительно. Эта философия легла в основу концепции чистого искусства, которой придерживался литератор.

Направление, жанр, размер

Афанасий Фет является в литературе проводником поэзии «чистого искусства». Его произведения призваны нести успокоение от злобы дня.

По жанру произведение можно отнести к «лирическому автопортрету», где поэт во всеуслышание провозгласил то, о чём пришёл рассказать в русской поэзии.

Что касается размера, то перед нами ритм, где чередуются ударные и безударные слоги (четырёхстопный хорей), широко распространённый размер в русском стихосложении. Но встречаются и «сверхсхемные» ослабленные ударения, что придаёт ритму особое своеобразие. Перекрёстная рифмовка помогает движению поэтической мысли.

Композиция

Композиционно стихотворение включает в себя четыре строфы (катрены), которые связаны между собой повторяющимся глаголом «рассказать». Используя приём анафоры, поэт как бы создаёт свой «Поэтический манифест», в котором обозначает цели своего творчества.

  1. В первой строфе ведущим является мотив радостного солнечного утра.
  2. Вторая строфа – гимн природе, которая оживает вместе с солнышком.
  3. Третья строфа — о жаждущей счастья влюблённой душе.
  4. Наконец, в четвёртой строфе радостная песня поэта сливается с весельем мира.

Образы и символы

Стихотворение написано от первого лица, что характерно для творчества мастера. Душа Афанасия Фета в стихотворении открыта читателю. Образ лирического героя сливается с образом автора. Его лирическое «я» как бы растворено в страстном желании вновь увидеть возлюбленную и вместе с ней насладиться красотами природы и окружающего мира.

А. Фет тонко улавливает незначительные на первый взгляд детали, его стихотворение лаконично, но отличается глубоким психологизмом. И если попытаться раскрыть содержание – до конца не получится, так как поэзия ускользает от восторженных истолкований.

Важным образом в стихотворении выступает Весна. Это символ всего нового, свежего, что рождает светлые и радостные желания.

Темы и проблемы

В небольшом по объёму произведении автор сумел обозначить основные темы своего творчества.

У Фета было своё собственное представление о назначении поэта. Он предлагает собственную программу поэтического действия в лирике. Именно эта серьёзная проблема, проблема творчества, решается в стихотворении.

Одной из важных тем в творчестве поэта и в данном произведении является тема любви. Создавая поэзию, которая должна уводить в мир чистой красоты, Фет воспел любовь, лишённую конфликтов. Любить для поэта – значит смеяться смехом величественной радости. Стихотворение рассказывает о любви жизнерадостной, чистой, торжествующей. Это трогательный, гармонический союз двух сердец. Для Фета женщина – проявление высшей красоты мира. Особенность понимания чувства любви для автора заключается в восприятии её как таинственной связи родственных душ.

Тема любви сливается с темой природы. И это не случайно, ведь мастер является её вдохновенным певцом. Фет изображает пейзажи в идеальном, очищенном виде, созерцает ее эстетически. В этом стихотворении песнь любви сливается с гимном природе.

Стихотворение можно отнести и к философской лирике, так как любовь к женщине, восхищение природой – те необходимые составляющие, без которых счастливую жизнь человека сложно себе представить.

Смысл стихотворения

Центральным образом стихотворения является Весна. Идея заключается в том, чтобы через это время года выразить сущность бытия каждого человека. Жизнь человека быстротечна и складывается по-разному. Но каждый верит в то, что в его судьбе обязательно наступит Весна – символ счастья и обновления всего живого на земле. Так хочется дольше сохранить это весеннее настроение, радость, свежесть, благоухание. Не об этом ли должен слагать стихи поэт?

«Весеннее чувство» становится сердцевиной фетовского творчества. Холоду существования реальной жизни автор противопоставляет высокое наслаждение жизнью, где свободно могла проявиться душа поэта. Это и есть основная мысль произведения.

Средства художественной выразительности

Своеобразная художественная манера Фета проявляется в богатстве сменяемых настроений, ведущее место среди которых занимают радость и веселье.

Стремясь к необычной поэтической речи, поэт насыщает её яркими эпитетами: «горячим» светом, жаждой «весенней». В роли эпитетов выступают определительные местоимения: «весь» лес, веткой «каждой», «каждой» птицей, которые позволяют рассмотреть и представить лес во всём его многообразии растений и птиц.

В создании поэтической картины участвуют олицетворения: «солнце встало», «лес проснулся».

Метафора, употребленная в первой строфе стихотворения, передаёт радостное настроение, присущее человеку солнечным утром («оно горячим светом по листам затрепетало»). А в третьей строфе особое состояние счастья влюблённой души создаётся с помощью метафоры «душа всё так же счастью и тебе служить готова».

Для создания радостного, торжественного настроения важна ненавязчивая аллитерация (повтор согласного звука «в»). Благодаря его повторению в разных словах, создаётся умиротворённая картина красоты природы и счастья в человеческих отношениях («приветом», «встало», «светом», «веткой», «весенней», «вчера», «снова», «весельем веет»).

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета

А. Фет создавал насыщенные пейзажи, в которых воспевал родную природу. Кажется, что с природой он делился своими самыми сокровенными переживаниями. Стихотворение, разбор которого представлен в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Еще майская ночь» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ещё майская ночь.

История создания – стихотворение было написано в 1857 г. вскоре после женитьбы на Марии Боткиной, в этом же году его опубликовали в «Русском вестнике».

Тема стихотворения – красота весенней природы, вдохновляющая человека.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: целостный монолог лирического героя, который с восторгом описывает все, что приковывает его внимание в майской ночи и описание его переживаний. Стихотворение состоит из четырех катренов, каждый из которых посвящен определенному элементу пейзажа.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут».

Эпитеты – май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня».

История создания

История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.

Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.

Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.

Тема

В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.

Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».

Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.

Есть в стихотворении и символ русской земли – березы. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.

В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Оно делится на две части по смыслу: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Формально стих делится на четыре катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с восторгом описывает природу, но в некоторых строках, воспроизводящих психологическое состояние чувствуется разочарование грусть. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения. Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня». Сравнения поэт не использует.

Для того чтобы передать свое восхищение А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 78.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета

В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет заслужил славу тонкого ценителя природы, в которую вдыхал жизнь и наполнял пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких образчиков его творчества является стих «Первый ландыш» как гимн пробуждения природы после долго зимнего сна. Предлагаем познакомиться с кратким анализом «Первый ландыш» по плану 9 класса.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Первый ландыш.

История создания – Стих написан в 1854 году.

Тема стихотворения – Возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.

Композиция – Стих состоит из трех строф: в первых двух описывается торжество природы весной, а в третьей строфе поэт сопоставляет ландыш с прекрасной девушкой.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры«розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике».

Эпитеты«солнечный», «душисты», «воспламеняющий», «молодой».

Сравнения – молодая девушка сравнивается с только что появившимся из-под снега ландышем.

Олицетворения «вздох благоухает».

История создания

Свое небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году, во время прогулки по весеннему лесу. Писатель, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший красоту природы, был поражен прелестью леса, который сбрасывал с себя зимние оковы.

Восхищенный мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал свое изящное стихотворение, в котором центральным образом стал хрупкий, нежный ландыш.

Тема

Главная тема произведения – весеннее перерождение природы. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен служит первый ландыш, тянущийся к теплым солнечным лучам. Природа стремится навстречу солнцу, даруя новую жизнь.

Однако в своей литературной работе Фет стремился продемонстрировать не только утонченную красоту природы, но и человеческих эмоций. Недаром во все времена у всех народов весна является синонимом любви, свежести, молодости, красоты.

Именно поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неведомые ей чувства. В силу своей неопытности она еще не может в них разобраться, но вздыхает в предчувствии счастливых перемен. В “Первом ландыше” не указан напрямую лирический герой, однако его восторженным настроением пронизано все произведение.

Афанасий Афанасьевич недаром сравнивает цветок с девушкой. Будучи непревзойденным мастером пейзажной лирики, он способен проводить необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.

В цветении ландыша он видит всю прелесть быстротечной юности. Счастливая пора молодости ускользает очень быстро, и именно потому так важно радоваться каждому мгновению жизни. В своем стихе Фет пытается донести читателям простую идею – истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.

Композиция

Композиционная структура произведения представлена двумя частями. Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкое и изящное изображение ландыша как предвестника весны, восхищение возрождающейся жизнью усиливает эмоциональный накал, который изливается в кульминации – «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!».

Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с юной девушкой.

Жанр

Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей эмоциональности стихотворению поэтом использована широкая гамма выразительных художественных средств. Проявления весны описаны эпитетами «солнечный», «душистый», «воспламеняющий», «молодой».

Для придания образности и «оживления» природы Фет умело использует метафоры («розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике») и сравнения (сопоставление ландыша с девушкой).

Своим произведением Фет обращается не к разуму, а к чувствам. Именно поэтому в стихотворении так много восклицательных предложений, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 57.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега» Фета

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Краткий анализ “Еще весны душистой нега” по плану может быть использован на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры“зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Тема

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 18.

obrazovaka.ru

"Сияла ночь" 🖋️ анализ стихотворения А.А. Фета, история создания, тема, жанр, стихотворный размер, художественные средства

Краткая история создания

В 1877 году родилось стихотворение Фета «Сияла ночь». История создания этого произведения необычна и трогательна. Строчки посвящены молодой девушке, почти ребёнку, в которую когда-то был влюблён Фет — Марии Лазич. Офицер был без ума от Мари, дочери мелкого, очень бедного помещика. Но обстоятельства, планы и положение А. Фета не позволили соединиться двум сердцам. Впоследствии девушка погибла при пожаре, а поэт навсегда сохранил в своей памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь.

Позднее, женившись на обеспеченной женщине, Фет признавал, что потерял самую большую любовь своей жизни. Раскаяние и легло в основу стихотворения «Сияла ночь».

В один воскресный вечер Фет с супругой были в гостях, и именно там поэт услышал старинный цыганский романс в исполнении Татьяны Бернс, сестры жены Л. Толстого и прототипа образа Наташи Ростовой.

Все гости расположились в большой зале, голос молодой девушки, исполнявшей романс, звучал завораживающе и таинственно, а в окно заглядывала полная луна. Её сияние отразилось в комнате и осветило поэта. Воспоминания нахлынули на уже пожилого Фета, и на следующий день строчки стихотворения были прочитаны гостям за утренним чаем.

Композиция и жанр стихотворения

Изначально текст получил название «Опять» и был опубликован в сборнике поэзии Вечерние огни".

Произведение состоит из четырёх четверостиший и характеризуется симметричным построением. Условно стихотворение можно разделить на две главные части:

  1. В двух первых четверостишиях слышно необычное и завораживающее пение девушки — они передают каждую секунду одного из таких вечеров, когда влюблённые оставались наедине.
  2. Вторые две строфы рассказывают о повторном вечере, когда вновь слышны чарующие звуки рояля и в окно вновь заглядывает сияние ночи. Именно в них автор чувствует раскаяние и сожаление о несостоявшейся любви. Его восприятие этого чудного вечера наполнено сильными эмоциями.

Повествование ведётся с постепенным эмоциональным нарастанием. Наивысшая точка сюжета приходится на конец стихотворения — четвёртую строфу. Особую глубину произведению придаёт кольцевая композиция. Строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показывают всю горечь разлуки героев.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики — автор испытывает всю гамму переживаний и чувств от любви, которая несёт боль, грусть и страдание. Размер — шестистопный ямб, рифма — перекрёстная.

Тема и идея

Главная тема стихотворения «Сияла ночь» Фета — любовь, которая сопровождала поэта на протяжении всей его жизни, чувство, пронизанное светлой грустью. Лирический герой готов отдаться любви полностью, без остатка. Но когда этого не происходит, он жалеет об этом и тоскует. Именно звуки мелодии пробуждают воспоминания, помогают увидеть красоту и очарование ночи. Исполнитель и слушатель становятся единым целым. Лирический герой боится вторгнуться в эти чарующие аккорды и прервать полет не только своей души, но и души героини.

Идея произведения состоит в том, что если человек несёт в себе любовь сквозь годы и препятствия. Ни время, ни обстоятельства не способны вытеснить чувство из сердца. Любовь — всепобеждающая и бессмертная, могущественная и великая.

Построчный разбор

Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.

Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.

Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.

В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».

Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.

Художественные средства

Несмотря на лёгкость и кажущуюся простоту стихотворения, вчитываясь в строки, можно увидеть огромную работу со словом. Автор передаёт романтическое настроение, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

  1. Эпитеты — «томительных и скучных», «звучные вздохи», «жгучая мука», «рыдающие звуки» — передают выразительное звучание.
  2. Олицетворение — «лежали лучи», «струны дрожали», «сияла ночь». Все окружающие предметы, природные явления оживают и производят очень сильное впечатление на читателя.
  3. Анафора — повтор союза «и» в третье строфе.
  4. Градация — «любить, обнять и плакать» показывает усиление чувств героя.
  5. Инверсия — «луной был полон сад» придаёт более чёткое значение, так как происходит большое интонационное выделение.
  6. Ассонанс — повторение гласных звуков «и», «а» дают особую певучесть.
  7. Аллитерация — повтор согласных звуков «ж» и «х» — «прошло», «тише», «слышу», «вздохах», «их». Особую мелодичность и волнение передают сонорные звуки «м» и «р».
  8. Использование сложносочинённых предложений свидетельствует о взаимодействии человека и природы. Здесь нет подчинения, есть только равенство и соединение.

Стихотворение Фета — очень живописное, интонационное и музыкальное. Неслучайно текст поэта положен на музыку многими композиторами. Любовная лирика помогает почувствовать всю глубину души и переживания, которые испытывает герой. Автор на закате жизни не опустошён, а наполнен невообразимым счастьем того, что когда-то любил.

За всю свою долгую жизнь Афанасий Афанасьевич Фет так и не смог побывать на могиле любимой. Поэт винил себя в её смерти, и это чувство вины, отчаяния и неподдельной тоски преследовало его до конца жизни. Но он верил, что на небесах любящие души обязательно соединятся.


nauka.club


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.