Стихи есенина о деревне


Сергей Есенин о деревне

Есенин Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. Родился в крестьянской семье, ребёнком жил в семье деда. Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой. Есенинская Русь - это топящаяся печь и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна.

Он называл себя "последним поэтом деревни". Его стихи будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца.

Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». Давно сказано: то, что приобрёл в детстве, приобрёл на всю жизнь. В ранние годы Есенину выпало счастье жить среди коренных русских пахарей, испокон векон лелеющих  "чёрных, пОтом пропахшую выть", знающих цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика-крестьянина передалась будущему поэту сыновняя привязанность к/ родной земле, её озёрам и рощам, рассветам и закатам...

В чём причина успеха молодого автора? Тогдашняя критика отмечала, что в Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками, что для Есенина нет ничего дороже родины. Это - правда. С Есениным в русскую литературу пришёл русский поэт от земли, художник с широкой и нежной душой. Он сказал о родной земле, о России так, как до него не говорил никто. Читатели его стихов как бы впервые увидели "скирды солнца в водах лонных", узнали, как "льётся по равнинам берёзовое молоко", услышали "в роще по берёзкам белый перезвон", почувствовали "запах мёда от невинных рук"...

То, что открыто Есенину, не может не отозваться в человеческой душе:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.

Четыре начальных строки стихотворения - и ты уже полонён чувством поэта, оно захватывает своей искренностью и чистотой. "Только синь сосёт глаза..." Вот оно - чудо позии, сотканное из чего-то трудноуловимого, неосязаемого, воздушного... Это и представить-то невозможно, но поди ж ты - трогает душу, остаётся в ней надолго, если не навсегда.

А знаменитая заключительная строфа этого стихотворения цитируется, пожалуй во всех книгах, статьях, заметках о Есенине, ибо суть поэта тут как на ладони: "Не надо рая, дайте родину мою." "Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные" - так известный поэт А. Блок отозвался о рукописи "крестьянина Рязанской губернии, 19 лет". Это были стихи о России...

Есенина также часто иназывают певцом русской природы. Его любовь к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Действительно, Есенин воспринимает природу не как нечто отделённое от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними.  В его стихах ивы "обветшалым трясут подолом", "ягнёночек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве".  В том же ряду - "роща золотая отговорила милым языком". Поистине поэту был понятен "земли глагол", как и открыта "душа" животных.

Перечитайте "Песнь о собаке", "Корову", "Лисицу", "Табун", и вы ещё раз убедитесь в редчайшей способности Есенина чувствовать "психологию" "братьев наших меньших". Как надо слиться с живой природой, чтобы сказать о корове простые и трагические слова: "Не дали матери сына, первая радость не впрок". Сына! Любовь и горе матери, у которой отняли самое дорогое. Беззащитность доверчивой доброты перед тупой жестокостью.  К этому можно добавить:  чтобы написать такие стихи, надо быть подлинным другом "всякого зверья".

Как вспоминал  Есенин, в детские годы он мечтал: "...буду я известным и богатым и будет памятник стоять в Рязани мне". Памятник ему поставлен - и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен во всём мире. И богат он - беспредельно. Он богат народной любовью - искренней и глубокой.

Сергей Кошечкин

Прочитать

Бабушкины сказки

Калитка моя...

Край ты мой заброшенный

Ночь

Гой ты, Русь, моя родная...

Деревенская избёнка

В хате

Молотьба

Эти три стихотворения я ставлю особняком, они хоть и не о деревне, но просто не могу обойти их вниманием. Пронзительные строчки никого не оставят равнодушными, даже самых чёрствых людей. А уж если они, прочитав стихи, просто пожмут плечами, значит, это и не люди вовсе, а так... тело без души.

Корова

Песнь о собаке

Лисица

dereven-ka.ru

Стихи Сергея Есенина о деревне — Читаем стихотворения о деревне

Стихи Сергея Есенина о деревне — В стихах Сергея Есенина о деревне видится неразрывная связь с истоками древней Руси, с её крестьянской душой. Сам он величает себя «поэтом золотой бревенчатой избы». Русская глубинка заложила в нём истоки бесконечной любви к простому русскому быту деревенской жизни, что вдохновляло мальчика уже в 9 лет написать свои первые стихи. Впоследствии заговорили о Есенине, как о самобытном поэте — лирике, как о художнике дивных красок.

В литературных салонах Есенин часто появлялся в образе деревенского парня: белая рубаха с вышивкой, лапти или валенки, в руках гармошка… Его крестьянская поэзия, с присущим ему рязанский акцентом, была ни чем иным, как его визитной карточкой.
Для сына России, как называли его в народе, светлая Святая Русь — это «маяк в ночи».

Есенинское творчество заключает в себе всё разнообразие внутренне-эмоционального мира человека: это и страстная, и чистая, и нежная любовь к беспредельным просторам родных полей;
это и полнокровная, искрящаяся радость юноши, вновь и вновь открывающего для себя новый удивительный мир, юноши, тонко чувствующего полноту земной прелести;
это и глубокая трагедия уже взрослой страдающей души.

И нет в истории более русского, более народного поэта, чем Сергей Есенин;
нет более русских стихов, чем стихи желтоволосого, голубоглазого рязанского парня, для которого Родина — Русь, выросшая над крестьянством, интеллигенцией и большевиками, прорвавшимися к власти, вместила в себя и прошлое, и настоящее, и невыносимую горечь по страшному будущему великого русского народа.

Стихи Сергея Александровича Есенина о деревне

stihi-esenina.com

Есенин с. а. - последний поэт деревни

(по лирике С. Есенина) (1)

«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. Россия, Русь - это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно, что поэт, как правило, говорит о Руси деревенской, о крестьянской России. С. Есенин с полным правом мог о себе сказать: «Я - последний поэт деревни».

С деревней С. Есенин был связан с самого рождения. Родной край, родина С. Есенина, - село Константиново Рязанской губернии. Детство «такое же, как у всех сельских ребятишек». Летом - купание, рыбалка, ночное, зимой - «бабушкины сказки». Первые жизненные впечатления поэта - крестьянский быт с древними традициями, неоглядный простор («только синь сосет глаза»), красота природы:

Изба крестьянская, хомутный запах дегтя,

Божница старая, лампады кроткий свет.

Как хорошо, что я сберег те

Все ощущенья прежних лет.

Пейзаж в ранней лирике С. Есенина практически всегда пейзаж деревенский. Поэт видит не только красоту и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: покосившиеся избы, топи, болота. Родной край - заброшенный, забытый.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь...

С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование такого пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с этим краем заброшенным, но тем не менее родным и понятным.

С. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей национального начала, поэтому основная тематическая направленность произведений поэта - мир русского крестьянства. Русский крестьянин всем своим бытием связан с природой. В родной деревне поэт научился «слушать песни дождей и черемух», любить «братьев наших меньших», осознавать себя самого частью общего гармонического строя природной жизни. I С. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, его описание деревни всегда подробно и конкретно.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.

В полном соответствии с традицией, заложенной русской классической литературой и особенно поэзией Н. А. Некрасова, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а [воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по полю травные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

Время С. Есенина - время крутых поворотов истории, в которых судьбы русской деревни складывались непросто. В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «сак возможность обновления России:

О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин как поэт крестьянский всегда думает в первую очередь о деревне. Новый мир предстает в его стихах либо в виде утопических картин мужицкого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная вера».

Реальность же этим ожиданиям не соответствовала. На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармонической жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка».

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. «Все равно остался я поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта.
(по лирике С. Есенина) (2)

Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот поэт. Я никогда не жил в деревне, не знаю сельского быта, люблю свой город и его скорости. Но Есенин дал мне почувствовать, что у меня есть корни, и эти корни где-то там, где люди близки к земле и природе.

Не могу согласиться с тем, что Сергей Есенин - «последний поэт деревни». Мы читали в школе Некрасова, Кольцова, слышали песни на стихи поэта Никитина, которые считают народными. Все они писали о деревне и о природе. Но эти поэты знали деревню только как гости. Они были помещиками, хозяевами, поэтому даже искренний интерес к крестьянской жизни и сочувствие к ней не дают им возможности понять эту жизнь изнутри. А Сергей Есенин - настоящий сын бедной российской деревни, знавший не с чужих слов и не вприглядку ее нищету, труд, горе, особенные радости, слившийся с ее бытом и ритмом жизни. Мне кажется, было бы точнее назвать Есенина первым настоящим поэтом деревни.

Заглушила засуха засевки,

Сохнет рожь, и не всходят овсы.

На молебен с хоругвями девки

Потащились в комлях полосы...

Так не писали поэты-помещики. В стихах нет надрыва, «социальной заостренности». В них взгляд крестьянина, знающего тяжелый труд без гарантии успеха. Обреченная покорность русского мужика, вздыхающего: «Бог дал - Бог взял», и нет надежды на молитву. Крестьяне молятся по обычаю, потому что так положено, нужно себе сказать, что вот, сделали все, что могли:

Скинув шапки, молясь и вздыхая,

Говорили промеж мужики:

«Колосилась-то ярь неплохая,

Да сгубили сухие деньки».

Много слов, характерных для рязанского говора, но они не кажутся искусственно введенными в стихи. Они привычны для поэта. Так говорят на его родине, так говорил и он с детства.

Но в стихах Есенина не только тяжесть крестьянского труда. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари...

Золотой, алый, синий, зеленый - все цвета круговорота природы, ее цветения и увядания включает поэт в свою палитру.

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети...

Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы...

Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.

Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Есенин не из газет и учебников знал, что крестьянство - это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть. Он проклинал город, который

...в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.

Псевдоинтеллигентская брезгливость, возмущение по поводу «непоэтичности», «низких понятий» в стихах вызывала у Есенина несвойственную ему злость. Сколько яда в строках:

Не нравится?

Да, вы правы -

Привычка к Лориган и розам...

Но этот хлеб,

Что жрете вы, -

Ведь мы его того-с...

Навозом...

Очень сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Жеребенок». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...». Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна, и над ней смеются богатые и сытые соседи:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Приятны мне свиней запачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб.

Никаких красивостей нет в этих строчках, но они действительно полны любви. И почти через столетие мы чувствуем удушье от того, что

...сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.

Сергей Есенин открыл для меня тот мир, которого я совсем не знал. Не могу сказать, что я все понял, но знаю, что полюбил его и хочу как можно ближе узнать, понять и сберечь.

mirznanii.com

Сергей Есенин - Мелколесье, степь и дали: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» Есенина

Последний год жизни Есенина был перенасыщен разнообразными событиями. Поэт предчувствовал свою смерть и стремился максимально использовать оставшийся ему срок. Страшные запои перемежались с мощными приливами творческого вдохновения. Поэт успел в третий раз жениться и сделал попытку вылечиться от алкогольной зависимости. Особое значение он придавал последней поездке в свое родное село, в котором не был около десяти лет. Под впечатлением от этого посещения Есенин написал несколько прекрасных стихотворений. Одно из них – «Мелколесье. Степь и дали…» (октябрь 1925 г.).

Душевное состояние поэта было крайне тяжелым. Его настроение резко менялось под влиянием самых незначительных причин. Данное произведение было написано в момент духовного просвета, в нем нет гнетущего ощущения мрачности и безысходности. В то же время заметно какое-то нездоровое отчаянное веселье, которое свойственно человеку, находящемуся в крайней степени нервного возбуждения. Складывается впечатление, что поэт пребывает в неустойчивом состоянии между смехом и слезами. Современники утверждают, что именно таким представлялся Есенин в этот период времени.

В безмятежную картину пейзажа («степь и дали») внезапно вторгаются «разливные бубенцы». Они традиционно символизируют собой веселье, но у поэта рыдают. Эта резкая смена настроения характерна для всего произведения. Размышления автора отрывочны, они быстро сменяются и наслаиваются друг на друга. От образа «неприглядной дороги» поэт переходит к образу саней, что в свою очередь напоминает ему о крестьянском происхождении. Есенин словно бы внезапно вспоминает, зачем вообще предпринял эту поездку. Ведь он стремился в родное село на протяжении многих лет. Эта мысль опять меняет его настроение. Автор с умилением говорит о своей любви к родному краю, которая и является истинной причиной его слез.

В финале Есенин обращается к образу гармошки, называя ее «смерть-отрава». Поэт очень любил этот народный музыкальный инструмент и постоянно приглашал на гулянки гармонистов. Под звуки гармони Есенин впадал в экзальтированное состояние, пел и плясал. Он считает, что «под этот вой» ему и суждено погибнуть. Современники уверяют, что при виде отчаянного веселья Есенина присутствующие часто не могли удержаться от слез.

Заканчивая стихотворение словами о пропадающей «лихой славе», поэт навсегда прощается с родным селом. До его смерти оставалось всего лишь два месяца.

rustih.ru

Сергей Есенин - Сельский часослов: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

1

О солнце, солнце,
Золотое, опущенное в мир ведро,
Зачерпни мою душу!
Вынь из кладезя мук
Страны моей.

Каждый день,
Ухватившись за цепь лучей твоих,
Карабкаюсь я в небо.
Каждый вечер
Срываюсь и падаю в пасть заката.

Тяжко и горько мне…
Кровью поют уста…
Снеги, белые снеги —
Покров моей родины —
Рвут на части.

На кресте висит
Ее тело,
Голени дорог и холмов
Перебиты…

Волком воет от запада
Ветер…
Ночь, как ворон,
Точит клюв на глаза-озёра.
И доскою надкрестною
Прибита к горе заря:

ИСУС НАЗАРЯНИН
ЦАРЬ
ИУДЕЙСКИЙ

2

О месяц, месяц!
Рыжая шапка моего деда,
Закинутая озорным внуком на сук облака,
Спади на землю…
Прикрой глаза мои!

Где ты…
Где моя родина?

Лыками содрала твои дороги
Буря,
Синим языком вылизал снег твой —
Твою белую шерсть —
Ветер…

И лежишь ты, как овца,
Дрыгая ногами в небо,
Путая небо с яслями,
Путая звезды
С овсом золотистым.

О, путай, путай!
Путай все, что видишь…
Не отрекусь принять тебя даже с солнцем,
Похожим на свинью…

Не испугаюсь просунутого пятачка его
В частокол
Души моей.

Тайна твоя велика есть.
Гибель твоя миру купель
Предвечная.

3

О красная вечерняя заря!
Прости мне крик мой.
Прости, что спутал я твою Медведицу
С черпаком водовоза.

Пастухи пустыни —
Что мы знаем?..

Только ведь приходское училище
Я кончил,
Только знаю Библию да сказки,
Только знаю, что поет овес при ветре…
Да еще
По праздникам
Играть в гармошку.

Но постиг я…
Верю, что погибнуть лучше,
Чем остаться
С содранною
Кожей.

Гибни, край мой!
Гибни, Русь моя,
Начертательница
Третьего
Завета.

4

О звезды, звезды,
Восковые тонкие свечи,
Капающие красным воском
На молитвенник зари,
Склонитесь ниже!

Нагните пламя свое,
Чтобы мог я,
Привстав на цыпочки,
Погасить его.

Он не понял, кто зажег вас,
О какой я пропел вам
Смерти.

Радуйся,
Земля!

Деве твоей Руси
Новое возвестил я
Рождение.
Сына тебе
Родит она…

Имя ему —
Израмистил.

Пой и шуми, Волга!
В синие ясли твои опрокинет она
Младенца.
Не говорите мне,
Что это
В полном круге
Будет всходить
Луна…

Это он!
Это он
Из чрева Неба
Будет высовывать
Голову…

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.