Стихи для дошкольников на тему экология


Учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме: Экологические стихи

Стихи по экологии для детей

Опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку. Оно рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы нельзя наблюдать непосредственно из соображений безопасности или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (змея, крокодил, жираф, слон, медведь). Основа словарной работы при рассматривании картины иная, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта. Дошкольников, как правило, учат узнавать объект на картине, т.е. сравнивать изображение с известным им животным. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом развивается пространственное воображение - наиболее сложный для ребенка процесс.

Задача педагога - учить детей воспринимать эмоциональный смысл и контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов. Неоценимую помощь оказывают картины (иллюстрации, репродукции) художников-анималистов Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Ватагина. Их глубокие знания повадок животных, окрашенные юмором и проникнутые любовью к зверям, легко и непосредственно воспринамаются дошкольниками.

Все задаваемые вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания. Например, при рассматривании картины "У кормушки" детям задаются не только вопросы типа: Кто сделал кормушку? Зачем дети сделали кормушку? Какой корм дети приготовили для птиц? Куда дети повесили кормушку? Какие птицы прилетели? Почему дети спрятались за елку? и т.д. Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые кормят птиц зимой, узнать, кто из детей делал кормушку или собирал крошки для кормления птиц. Такие вопросы вызывают сопереживание у самых маленьких детей и, несомненно, способствуют переходу от формального "натаскивания" на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.

К словесным методам относятся работа с картинным материалом, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.

Рассказ воспитателя о различных представителях животного мира расширяет знания детей. Рассказ дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняют высказывания детей, показ картинок.

Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Беседы должны стимулировать детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, связанной с приобретением новых знаний, итоговой.

Целью вводной беседы является активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью детей.

Беседы, связанные с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т.е. во все виды деятельности детей.

Итоговые беседы включают уточнение и обобщение знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы должны оживить в памяти детей полученные представления.

Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствуют более яркому восприятию, вызывают у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям (сказки, стихотворения, рассказы) дети получают важную информацию о животном мире.

Богатство слова надо уметь сочетать с непосредственным восприятием детей. Воспитатель должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения за животным, рассматривания рисунка художника-анималиста, просмотра фильма). Необходимо подбирать такие художественныепроизведения, которые открывают им новый мир, вызывают интерес ко всему живому, воспитывают любознательность, наблюдательность.

Художественное описание животных и птиц, некоторых насекомых, недоступных для непосредственного наблюдения, создают новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект. Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к животным, они получают первые навыки в охране природы, сведения об экологии.

Поэтическое описание объектов живой природы помогает ребенку осмыслить свои непосредственные жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о фауне родного края, тем богаче, ярче становится его воображение, умение представить обитателей других климатических и природных зон. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки животных, которые раньше им не воспринимались. Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, приметами и т.д.), дети быстрее запоминают названия животных, их отличительные признаки, повадки.

Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся с особой точностью добиваться, чтобы каждое слово имело конкретное значение, - только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость достигается мягкостью описания внешних признаков образа, обобщением таких характерных черт, которые может заметить ребенок, художественными средствами, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения.

Это обогащает словарь дошкольника, развивает внимание, память, прививает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных и красивых произведениях, как классических, так и современных. Поэтому в предлагаемые материалы впервые включены стихи поэтов - наших современников, которые раньше не публиковались в сборниках стихов для дошкольных образовательных учреждений.

Буренушка

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

* * *

Ранним-рано поутру

Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!".

А коровки в лад ему

Затянули: "Му-му-му!".

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напо?ишь молочком.

* * *

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду:

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- На-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить.

* * *

Козушка -

Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

- А я волка не боюсь,

Я серого не страшусь:

Я от серого от волка

Под березкой схоронюсь.

Борзый конь

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп - гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы.

Рысью, рысью, конь мой милый!

Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк!

Золотые они - звяк, звяк, звяк!

* * *

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

* * *

Котик серенький присел

На печурочке

И тихохонько запел

Песню Юрочке:

- Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

* * *

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

* * *

- Кисонька-мурысенька,

Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна!

* * *

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Или Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

* * *

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород -

Всполошится весь народ.

И петух и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Мурлыка

Что за прелесть мой Мурлыка,

Мой любимый серый кот!

Как он весело играет,

Как он песенки поет!

Шерсть его мягка, как бархат,

Глазки, точно угольки,

И как все его движенья

Грациозны и легки!

И за то люблю Мурлыку

Больше всех игрушек я,

Всюду с ним мы неразлучны,

Как товарищи-друзья!

Л. Чарская (Л.А. Чурилова)

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И стразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит!

(Д. Хармс )

Табун

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Храпя в испуге на свою же тень,

Зазастить гривами они ждут новый день.

С.А. Есенин

* * *

Весенний день звенит над конским ухом

С приветливым желаньем к первым мухам.

Но к вечеру уж кони над лугами

Брыкаются и хлопают ушами.

Все резче звон, прилипший на копытах,

То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.

И лишь волна потянется к звезде,

Мелькают мухи пеплом по воде.

С.А. Есенин

Кто кем становится

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая собака.

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком.

Толстый увалень баран -

Толстеньким ягненком.

Этот важный кот Пушок -

Маленьким котенком.

А отважный петушок -

Кро-о-хотным цыпленком.

А из маленьких гусят

Вырастают утки

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

А. Шибаев

Лось

- Я схожу сейчас в аптеку, -

Говорит лосихе лось.

- У меня с начала лета

Выпадение волос.

Да не нужен мне рецепт -

это вздор!

Нужен мне один огромный

ядовитый мухомор!

О.Г. Зыкова

Косуля

Вот промчалась точно пуля,

Мимо стройная косуля.

Грациозна и нежна,

И стремительна она.

Прежде здесь они не жили.

Их в леса к нам запустили,

И теперь они живут,

Травку сочную жуют.

В.Л. Гаазов

Белка

Вот мелькнула точно стрелка,

Перед нами сверху белка.

Хочет выпросить орех -

Это для нее не грех.

Не ручная пусть она,

Но пушиста и мила.

По деревьям прыг да скок.

И уселась на сучок.

Там немножко посидела,

Вспомнив, что еще не ела,

Гриб нашла один, другой,

Понесла к себе домой.

Яства эти запасает,

Но зимой не засыпает.

Холода ей не страшны,

Не боится и жары.

В.Л. Гаазов

Лиса

Это что там за краса?

В кустиках сидит лиса.

Здесь добычу стережет -

С места долго не сойдет.

Эта хитрая плутовка

Схватит жертву очень ловко,

Отнесет ее в нору

И лисятам даст еду.

В.Л. Газов

Попугай Попка или рассказ недовольного попугая

Кирилл Авдеенко ( Часто бывает, что дети просят купить животных - хомячков, котят и т.д. - но к сожалению, со временем забывают заботиться о них. Так часто бывает. Поэтому смысл стихотворения в том, чтобы от имени попугая Попки, про которого начали забывать дома, рассказать, как он переживает, что дети Ванька и Машка перестали играть с ним. Что ему голодно и холодно. Считаю, что оно поучительное, и может быть, сможет развить у ребёнка понимание того, что за животными дома надо ухаживать и не забывать про них.)

Всё сижу я в этой клетке –

Надоело – целый день!

Лучше б я сидел на ветке

В джунглях Африки, где тень.

Взяли – Попкою назвали!

Кто придумал? – Ванька-чёрт.

Не назвали – обозвали!

Только я собою горд.

Ну а Машка всё кругами

Ходит, смотрит на меня,

В клетку лезет мне руками –

Не люблю такого я!

Да и кормят меня плохо,

Всё остатками еды.

Всё кидают хлеба крохи!

Забывают дать воды.

Так зачем меня купили

Вы на рынке всей семьёй?

Поиграли, да забыли –

Некрасиво, ой-ёй-ёй!

И пускай вы все хотите,

Чтобы я заговорил.

Не дождётесь – я в обиде!

Лучше б волком я завыл!

Потому и нахохлился –

Недоволен вами я!

И замёрз, и простудился –

Позабыли все меня!

Так что даже не просите,

Не скажу я вам: «Привет!»

Вкусных зёрен принесите –

Сами вон, едят омлет!

Ну а после положите

Мне на клетку тёплый плед;

Полетать мне разрешите –

Не летал уж восемь лет!

И тогда, скажу вам честно,

Обожать вас буду я!

Стану добрым и прелестным,

Всё же вы - семья моя!

Расскажу вам за обедом

Много разных, умных слов!

Хорошо ведь быть под пледом...

Да и вкусен мамин плов!

Таракан Тимоша и Новый Год

Кирилл Авдеенко

(Пояснение. Стихотворение для детей и взрослых.

Дорогие ребята, мамы и папы, дедушки и бабушки! Это стихотворение про таракана Тимошу, который живёт в резиновой калоше. И всё время учится – потому что всего в жизни хочет достичь маленький Тимоша! Понимает, что учиться нужно! Вот какой молодец! И как-то раз вышел он погулять из своей калоши, и оказывается, что погулять-то вышел он на Новый Год! Вот ведь как в жизни бывает! И сколько друзей он нашёл в этот хороший светлый праздник! )

Как в резиновой калоше

Таракан живёт Тимоша;

По утрам - cалат и сыр,

Перед сном - всегда кефир!

Хорошо живёт в калоше

Хитрый маленький Тимоша!

Но друзей, как старый крот,

Ну никак он не найдёт!

День-деньской в своей калоше

Учит азбуку Тимоша;

Пишет и читает,

Цифры вычитает - 

Вот какой хороший   

Таракан Тимоша!

И пускай он ростом мал –

Самым умным в доме стал!

Как-то раз Тимоша

Вышел из калоши;

По кастрюлям – бум да бам!

Крик кругом! И шум, и гам –

Дети бьют в ладоши:

 «Эй, лови Тимошу!»

Вмиг за ним вприпрыжку

Петя, Таня, Мишка!

Но хитёр Тимоша –

Шмыг в свою калошу!

Все кричат ему вокруг:

«Эй, привет, весёлый друг!

Выйди из калоши,

Таракан Тимоша!

Ждём тебя на хоровод –

Скоро, скоро Новый Год!»

«Одиноко, друг Тимоша,

Всё сидеть тебе в калоше!

Возле ёлочки народ – 

На часах двенадцать бьёт!

А грустишь в своей калоше,

Только ты один, Тимоша!

Ждём тебя мы, усача,   

Потанцуем ча-ча-ча!»

Заурчала вдруг калоша –

То шевелится Тимоша!

Вылез в щёлку, словно в дверь,

Эх, довольный он теперь,

Милый наш, хороший,

Таракан Тимоша!

Вон как вертит кренделя!

Опа, опа!!! Тра-ля-ля!!!

Как в резиновой калоше

Таракан живёт Тимоша;

Но теперь он не один –

Обожаем и любим!

Часто-часто из калоши

К детям ходит наш Тимоша!

Ведь друзей нашёл он – вот!

В славный праздник Новый Год.

Кряк и Бряк

Кирилл Авдеенко

(Пояснение.Стихотворение для детей и взрослых.

Дорогие родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти! Это стихотворение можно читать ребёнку вместе с Вами, а можно и ему самому - думаю, так. В конце концов, может и Вам оно поднимет настроение?! Оно из разряда что такое хорошо, и что такое плохо. Впрочем, судите сами.)

Жил да был утёнок Кряк –

Плавал он повсюду;

Жил да был бобрёнок Бряк –

Ставил он запруды.

Молодец утёнок Кряк –

Хочет быть юннатом!

Злюкой стал бобрёнок Бряк –

Хочет быть пиратом!

Раз поплыл далёко Кряк,

Маму не послушал!

Потирает руки Бряк,

Навострил он уши.

Всё плывёт утёнок Кряк,

Видит вдруг – запруда.

Затаился злюка Бряк,

Где коряжек груды.

Весь в раздумьях добрый Кряк –

Перед ним коряга.

Тут как тут бобрёнок Бряк:

«Всё отдай, бродяга!»

Зашумел утёнок Кряк:

«Мама, папа, братик!»

Дальше злится злюка Бряк:

«Я – морской пиратик!»

Но решил утёнок Кряк:

«Нечего бояться!

Пусть буянит злюка Бряк –

Буду защищаться!»

Клювом вправо, влево Кряк –

Дал бобрёнку сдачи!

Замолчал вдруг злюка Бряк –

Испугался, значит!

«Не дерись ты, – крикнул Бряк, –

Наигрались, хватит!

Я хотел, утёнок Кряк,

Поиграть в пиратов!»

Улыбнулся добро Кряк:

«Ладно, позабудем!»

Передумал злюка Бряк:

«Злюкою не буду!»

И не хочет больше Бряк

Быть морским пиратом!

Лучше добрым быть, как Кряк …

Лучше быть юннатом!

Капельки дождя

Кирилл Авдеенко

(Пояснение: стихотворение для детей и взрослых.

За окном идёт дождь, и Ваш ребёнок грустит. Скучно! Как же поднять ему настроение? А Вы, дорогие родители, бабушки и дедушки,дяди и тёти, прочитайте ему про маленькую девочку Вероничку, которая сидит возле окна и смотрит на дождик.. Может, Вам удастся внушить ребёнку, что не стоит грустить?)

Загрустилось Вероничке…

Дождик льёт – и кап, и кап!

Блюдом сладким из клубнички

Не поднять совсем никак

Настроенья ей – так скучно!

И темнеет за окном.

Ну зачем же вы так, тучи

Поливаете мой дом?

Не грусти так, Вероничка!

Это капельки дождя,

Захотев твою клубничку,

В гости просятся, будя.

По окошку – стук да стук –

Раздаётся гулкий звук;

Постучи ты им в ответ,

Улыбнись, скажи – привет!

Заскучали в туче мрачной,

В небе капельки дождя;

Потому по крыше скачут,

Потому стучат, будя.

Поиграй ты, Вероничка,

С ними весело в ответ.

Угости-ка их клубничкой,

Улыбнись ты им – привет!

Козочка-коза

Кирилл Авдеенко

(Пояснение. Стихотворение для детей и их родителей (бабушек и дедушек, дядь и тёть).

Ваш малыш никак не может заснуть, всё ему играть хочется, да веселиться! А Вы, дорогие родители, прочтите ему это стихотворение про козочку, которая никак угомониться не может. Постарайтесь при этом пояснить, что все зверюшки в лесу и на полянках давно уже спят...храпят без задних ног, как добрый дедушка медведь в этом стихотворении. Потому что завтра с утра им опять будут нужны силы, чтобы играться. Может, и Вашему ребёнку захочется заснуть?)

Ох ты, козочка-коза!

Всё гуляешь, дереза!

Всё травинушку жуешь!

Всё покоя не даёшь

Ты мурашкам да жучкам…

Ножкой топчешь тут и там!

Хочешь песни петь, играться

Да головушкой бодаться…

Только спать давно пора!

От росы земля сыра,

Речка в дымке одеяла

Сладко спит… Похолодало!

Замер шум вдали за горкой...

Вот листок осенний шторкой

На ночь гриб в лесу укутал,

И без ног храпит надутый

Добрый дедушка медведь –

Перестань и ты шуметь,

Да ложись скорее спать!

Спит давно природа-мать.

Стихотворения И. Мазнина:

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Сохрани экологию!

Сохрани экологию, Друг !

Она молит нас о опеке.

Просит, чтобы однажды, вдруг

Не исчезли моря и реки.

Так пополним запасы лесов,

В городах разведём сады.

Чтобы не было жутких снов

Детвора не боялась воды !

Так охота спокойно жить

За здоровье своё не боясь.

Так давайте с природой дружить !

Друг за дружку упорно держась

nsportal.ru

Подбор стихотворений по экологии для дошкольников

Подбор стихотворений для дошкольников по экологическому воспитанию.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. Мы знаем, что в этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, к окружающему миру .В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. И художественное слово помогает по экологическому воспитанию и обучению детей.

Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире много лета,

В котором – солнце, птичьи голоса

И на траве зеленая роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача

А больше смеха, радости, удачи. АХМАТОВА.

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗЕМЛЮ УКРАШАТЬ

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать,

И относиться с нежностью, как чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая. Е. Смирнов

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите! М. Дудин

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС!

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь,- мы свои! С. Погорелов

ЖИВОЙ БУКВАРЬ

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду,

И к тому же в их труде

Все по – справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно,

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе. В. Орлов

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Все – от старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок, Васька, небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженье крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лесу…

Я люблю тебя, навсегда,

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА! Л. Фадеева

НАША ПЛАНЕТА

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыш в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ –

ВЕДЬ ДРУГОЙ, ПОХОЖЕЙ, НЕТУ! Я. Аким

ПОКОРМИТЕ, ЛЮДИ, ПТИЦ!

Покормите, люди, птиц:

Свиристелей и синиц,

Воробьев и снегирей.

Покормите их скорей!

Были, чтоб у птиц всегда

Зерна, семечки, вода.

Знали, что их любят, ждут

И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал

Снег немножко притоптал

Перья распушил слегка

Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,

Корма здесь он не найдет.

На деревьях не красно,

Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,

Где найти ему обед?

Вот летят гурьбою птицы

В город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорей

Наших маленьких друзей!

Все пернатые важны,

Помогать мы им должны. Г. Рукосуев

МЫ ЭКОЛОГАМИ СТАЛИ

Нам значки сегодня дали,

Мы экологами стали!

Мы в любую непогоду

Охранять хотим природу.

Чтоб цвели сады и скверы,

Чтоб всем нам лучше стать

Мы хорошие манеры

Будем младшим прививать

Чтоб деревья и цветы

Город украшали,

Чтобы этой красоты,

Люди не ломали.

Со своих даров начнем,

Мусор быстро соберем.

Стекла битые кругом,

Не походишь босиком.

Грабли, ведра, и лопаты

Разобрали все ребята

Навалились на дела,

И работа в ход пошла.

Клумбы новые разбили

Маргаритки посадили

Чтоб деревья не грустили

Их водою напоили.

Тут же к нам со всех концов

Прилетало сто скворцов.

Ищут корм своим птенцам

И разносят по домам.

Мы трудились, мы старались,

Превратили двор в оазис.

От работы так устали,

Что «зелеными» все стали. Н. Анишина

ГЛОБУС

Я обнял глобус – шар земной

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр,

Не растопчи, ты, нас, не жги,

Зимой и летом береги!»

Журчит глубокая река,

Свои, лаская берега,

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги»

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат нас, береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я «Не солгу,

Тебя родной, я сберегу!»

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Поле, речка, чистый воздух,

Трели птиц в лесах густых.

Это все дары природы

Не губите, дети, их.

Не ломайте гнезд напрасно

Не губите муравьев

Ведь природа так прекрасна

Каждый подтвердить готов.

Водоемы берегите

Со студеною водой

Они в жизни пригодятся

Нам для отдыха душой.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Давайте, люди

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом

Как ветер с лугом.

Как парус с морем,

Трава с дождем.

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Давайте, люди,

Любить планету

Во всей вселенной

Похожей нету! И. Мазин

multiurok.ru

Стихи для дошкольников по экологии.

Проект

«Всемирный День Земли»

 

 

Подготовила:

Старостенко Наталья Николаевна,

воспитатель

 

Содержание:

Информационная карта проекта.

Цели и задачи проекта.

Этапы реализации проекта.

Механизмы реализации проекта.

Приложение.

 

Информационная карта проекта

Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы и родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

 

Цель и направления деятельности проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

 

Краткое содержание: в ходе проекта с детьми проводятся

беседы, рассказывания, читаются и разучиваются с детьми стихи,

песни, пословицы, игры-путешествия, детьми выполняются работы по рисованию, лепке и аппликации. Завершается проект мероприятием "Земля - наш общий дом".

 

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал, участок детского сада.

 

Сроки провидения: с 20. 04. 15г. по 24. 04. 15г.

 

Возраст детей: 5-6 лет.

 

Ожидаемые результаты: сформированность у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах.

 

Проблема: Существует проблема формирования экологического сознания детей.

 

Цель проекта:

Развивать элементарные представления о планете Земля.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности.

5. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

6. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

7. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

Этапы реализации проекта

Этапы Содержание Участники
Подготовительный • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.), иллюстраций. • Сбор информации. Воспитатель, дети, родители
Основной • Проведение образовательной деятельности по теме «Наша планета». • Составление рассказа по картине «Труд людей весной». • Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» • Проведение игры «Хорошо – плохо». • Чтение художественной литературы. • Знакомство с пословицами и загадками о Земле. • Организация трудовой деятельности по уборке участка. • Оформление «огорода на окне» в группе. • Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений. • Акция «Вторая жизнь старых вещей». • Изготовление поделок из бросового материала. Воспитатель, дети, родители
Заключительный 1.Организация выставки поделок из бросового материала «Фантазия». 2.Выставка совместных с родителями рисунков: «Планета Земля глазами детей»; 3.Презентация проекта в виде тематической образовательной деятельности «Земля - наш общий дом». 4.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи).   Воспитатель, дети, родители

 

Механизмы реализации проекта:

1. Разработка плана работы.

2. Проведение подготовительных мероприятий необходимых для реализации проекта.

3. Оформление развивающей среды.

4. Проведение плановых мероприятий проекта.

5. Оформление выставки.

6. Проведение праздника.

 

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Цель:

расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.

Задачи:

- Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.

-Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.

Закреплять правила поведения в природе.

Оборудование:глобус, 3 воздушных шарика, дерево из цв.бумаги, шаблоны листьев, цветная бумага.

Ход занятия:

- Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А какой ещё праздник будет в апреле?

- 22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал?

- Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.

Снимаю накидку с глобуса.

- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

- Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).

- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

- Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

Задания

- А сейчас мы проведём викторину.

1. – Будем работать в трех группах. Помогаю детям разделиться.

Первая команда вспоминает ЗВЕРЕЙ, вторая - РЫБ, третья - НАСЕКОМЫХ. Нужно за короткое время вспомнить как можно больше. Итак, начали.

- Закончили. Представители команд выходят и по очереди называют.

Я выкладываю на доске магнитные фишки в 3 ряда. Выиграет та команда, у которой будет больше всего животных записано.

2.Проводится игра «Птица, рыба, зверь»

(по типу игры "Море волнуется". Дети должны угадать, какое животное изображает ведущий. Или ведущий угадывает животных, которых изобразили дети)

- Мы сказали, что нужно беречь Землю. А кто вообще знает что такое Земля, какая она? Может сведения интересные знаете?

- Земля, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Земля представляет собой сферу (шар). Она вращается. Большую часть Земли занимает вода.

3.Игра «Движение Земли». У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждая из 3х команд встанет в колонки и получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.

- Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежите. Потом мы приклеим их на дерево.

- Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.

Подведение итога:

- Что нового вы сегодня узнали на занятии?

- Что вам понравилось, показалось интересным?

- Какого числа отмечают «День Земли»?

- С чьим именем связана история праздника?

- Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?

 

Стихи для дошкольников по экологии.

* * *Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

* * *

О загрязнении.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе -

Нам ещё здесь жить как вроде!

 

* * *

 

Экология детей,

Очень важно, ты поверь!!!

Мы должны их научить,

Как природу беречь и любить.

Вот пошли мы на прогулку,

А ребята рвут цветы.

Нужно взять их на поруки

Объяснить, а кто же ты.

Кто заботится о лесе,

Всё о тех же о цветах,

Научить их любоваться

Красотою вокруг нас.

Ну, а что же в выходные,

На природе у реки…

Почему ребята злые

Ломают ветки, рвут цветы?!

Почему же папы, мамы

Всё это им не запрещают?

Почему же они не ценят

Всё, что они сейчас имеют?

И, конечно, если дети подрастут

И встретив их, мы увидим,

Что любят они нашу планету,

Что они её ценят и берегут...

И тогда мы поймём и увидим,

Что пошли наши занятия впрок.

И что будут они своим внукам и детям

Давать эти же самые истины из урока в урок.

Давайте же будем стараться

Учить детей в природу влюбляться.

Чтоб каждый ребёнок

Почти что «с пелёнок»

Мог сразу и твёрдо сказать:

«Природу мы ценим, холим, лелеем

И вам советуем так поступать!!!»

 

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису...

Я люблю тебя навсегда,Окружающая среда! (Л. Фадеева)

Наша планета

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

 

Живой Букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)

 

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)

 

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь. (В. Чижов)

 

Берегите землю!

Берегите землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Подборка стихов на экологическую тему

Предлагаю подборку стихов по экологии.

Храм природы 
Есть просто храм,
                                               Есть храм науки,
                                               А есть еще природы храм,
                                               С лесами, тянущими руки
                                               Навстречу солнцу и ветрам.
                                               Он свят в любое время года,
                                               Открыт для нас в жару и стынь.
                                               Входи сюда, будь сердцем чуток,
                                               Не оскверняй его святынь.

                                                                                             (А. Смирнов)

***

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

 ***

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

 Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

***

Как жить в XXI веке?

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

 ***

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

***

Мы поедем в лес

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

***

«Цветок земли»

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

***

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,  

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

***

Сама природа лечит

Сама природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей!

(Марк Львовский)

***

Человек
Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней. 
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

***

Наша планета 
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

***

Про рыбалку 
Мы ходили на рыбалку, 
Рыбок удили в пруду. 
Витя выловил мочалку,
А Егор –  сковороду.
Коля –  корку мандаринки, 
Саша –  старые ботинки, 
А Сабина и Сосо –  
От машины колесо. 
Мне попались две подмётки, 
Боре –  банка от селёдки, 
А Серёжка на крючок 
Пакли выудил клочок. 
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –  пескаря.
Должен знать и помнить каждый: 
Если мусор сыпать в пруд, 
То в таком пруду однажды 
Рыбы попросту помрут. 
(А. Ерошин)

***

Мусорная фантазия 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

***

Здравствуй, лес! 

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!

(С. Погореловский)

***

Покормите птиц 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)

***

Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел - беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все -
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: "Мое!" –

Настал природы вечер! 
Но, человек, подумай сам,
Ты - царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить "мастак"!

(Ефименко Ольга)

Что нельзя купить?

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

В. Орлов

multiurok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.