Стихи для детей о компасе


Стороны света Как ориентироваться на местности

Объяснить детям то, как мы ориентируемся в пространстве и какие общепринятые термины связаны с этим процессом, бывает непросто. Но это очень важный момент, который в обязательном порядке каждый родитель должен рассмотреть со своим малышом. Попробуем детально раскрыть этот вопрос в статье.

Для начала давайте вместе прочитаем удивительно интересное стихотворение и подумаем, о чем оно.

Страны света

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся  планета.

СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.

ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.

Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится
Там, где солнце спать ложится.
(М. Погарский, А. Щепин)

Догадались ли вы, о каких таких братьях идет речь? Кто они, что они обозначают, зачем они нужны? Все верно, это стороны света. И придуманы они были для того, чтобы мы могли ориентироваться в пространстве, на местности.

Компас — уникальный инструмент. История создания компаса

На помощь придет особенное устройство – компас. Это устройство для ориентирования на местности. С помощью него без труда можно определить, где какая сторона света. Его изобрели в Китае ориентировочно в IV-VI веке.

Устройство компаса несложное: внутри корпуса расположена магнитная стрелка, вращающаяся по кругу, она в любом случае показывает, где север. А зная, где север, можно понять, где и другие стороны света.  Компас стал отличным подспорьем для путешественников.

Эксперимент «Делаем компас из подручных средств»

Легкий и интересный эксперимент, который поможет вам и вашему малышу в изучении сторон света. Сделайте собственный компас своими руками. Вам понадобится:

  • сосуд с водой,
  • иголка
  • магнит,
  • тонкий лист бумаги, калька, например

Опыт по созданию компаса своими руками невероятно прост. Необходимо магнитом намагнитить иголку, попросту говоря, потереть об нее магнитом со всех сторон. Затем положить ее на лист бумаги (или лепесток цветка) и положить на поверхность воды. Спустя некоторое время, острие иголки укажет на север.

Подробная инструкция по проведению эксперимента по созданию компаса своими руками смотрите в видео ниже:

Завершая тему про компас, предложите деткам загадки про компас и ориентирование по нему.

Загадки про компас

В кармане моём – замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.
(Компас)

И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.
(Компас)

Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
(Компас)

Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
(Компас)

Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, –
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной.
Я закачаюсь, задрожу –
И путь на север укажу.
(Компас)

Мы изучили все о том, как определять стороны света с помощью компаса, а теперь поговорим о том, как быть, если устройства под рукой не оказалось.

Как ориентироваться на местности без компаса

До того, как был создан компас, люди научились ориентироваться на местности по признакам — подсказкам, которые дает сама природа. И как и все, что создается природой, они уникальны, неповторимы и безошибочны.

Оказавшись в лесу, можно легко обнаружить расположение севера и юга по мху, веткам деревьев, пням, цветам, муравейникам. Вот что нужно знать, чтобы определять стороны света без компаса в лесу:

  • найдите на дереве мох, он всегда растет с северной стороны;
  • посмотрите на цветы, они всегда больше выглядывают на юг, на дереве также больше веток и цветков смотрят на юг;
  • посмотрите на сосну и березу, их кора на северной стороне более темная и твердая;
  • на хвойниках с южной стороны часто образуется смола;
  • муравейник повернут к югу, а с северной стороны у него обычно дерево, холм, камень или другая защита, южная сторона муравейника всегда более пологая...

  • с южной стороны трава всегда растет лучше и быстрее, ягоды и плоды также зреют быстрее;
  • с северной части снег сохраняется дольше.

А вот еще способы, как определить стороны света без компаса:

  • взглянем на небо и найдем там самую яркую звезду, которая называется полярной. Повернувшись к ней лицом можно считать, что повернулись на север;
  • определяем по солнцу. Оно встает на Востоке, а садится на Западе. Если встать и раскинуть руки на восток и запад, то впереди у вас будет север, а сзади юг;

Посмотрите вместе познавательно-обучающее видео как ориентироваться на местности:

Как просто запомнить стороны света?

Чтобы запомнить направления можно предложить ребенку заучить акроним: «Смелый юнга знает вахту». С помощью него легко выучить все четыре стороны света: Север, Юг, Запад и Восток.

Дети хорошо запоминают информацию в процессе игры, поэтому предлагаем вам поиграть в обучающую игру «Компас». Для этого на земле или асфальте рисуется большой круг, примерно 2 или даже 3 метра в диаметре, по сторонам которого пишутся стороны света. Дети встают в центр круга спиной. Ведущий начинает в произвольном порядке называть стороны света, а игроки в это время должны развернуться в сторону той части света, которую назвал ведущий. Кто повернулся неправильно, тому записывается штраф 1 очко. Выиграл тот, кто за игру наберет меньше всех штрафных очков.

А еще отличной идеей будет нарисовать компас вместе с малышом и подкрепить творчество ритмичным стихотворением о сторонах света.

Стороны света. Для детей

Как-то поспорили стороны света,
Чья территория наша планета?!
Север твердил: «Меня больше, смотрите!»
Юг возражал: «Шире я, вы не лгите!»
Запад с Востоком спорят всё время,
Кто же из них на планете длиннее.
И призадумались стороны света,
Как же делить они будут планету?
Люди им помощь свою предложили,
Их вечный спор мудро так разрешили:
Наша планета на шарик похожа,
Что называют геоидом тоже,
Шарик же с яблоком можно сравнить,
Так же как яблоко – будем делить!
Спор сторон света чтобы унять,
Надо им всем по кусочку отдать.
На половинки планету разделим,
И между ними границы отметим.
Справа налево и слева направо:
Двумя полушариями  яблоко стало.
Север пусть сверху берёт половину,
Югу в правление весь низ воедино.
Ну, а границу меж севером югом,
Словом ЭКВАТОР мы звать теперь будем.
Думают люди: «Как дальше нам быть?
Запад с Востоком ведь надо делить!»
Зорко на яблоко люди взглянули,
Мысленно линию вниз протянули.
Яблоко снова планетою стало:
Два вертикальных у нас полушара.
А между ними мы видим с тобой
Меридиан, звать его нулевой.
По вертикали он делит планету,
На запад, восток – это стороны света.
Дети, на глобус скорей посмотрите:
Все полушария вы отыщите!

(Марина Андреева-Доглядная)

Стороны света и компас

Запад, Восток, Север и Юг, —
Откуда названия взялись эти вдруг?
Что они значат? Зачем они нам?
На эти вопросы ответ тебе дам:

Чтоб путешествовать люди могли
В разные дали нашей Земли.

Хотелось дорогою не потеряться,
Благополучно до места добраться
Ими придуманы ориентиры:
Метки — отметки на всех картах мира:
Запад, Восток, Север и Юг, —
Не позабудь их, прошу, юный друг.

Сторону утром, где солнце восходит,
Словом «ВОСТОК» называют в народе.
За день планета у нас повернётся,
Скроется на ночь на «ЗАПАДе» солнце:
Если точнее, не скрылось оно,
Просто нам стало с тобой не видно.

Если же вдруг заблудились в пути,
Север по звёздам легко нам найти:
Станем лицом мы к Полярной звезде,
Не потеряться теперь нам нигде!
Четко на север укажет она,
Если, конечно, будет видна.

Коль заблудиться решили мы днём,
Север тогда уж по солнцу найдем:
Палку воткните  (повыше земли),
Так, чтобы тень её видеть могли.

Точку конца этой тени отметьте,
Делайте это внимательно дети!
Через пол часика солнце сместиться,
Новая тень на земле проявиться.

Снова отметили точку. Вторую.
Через две точки прямую рисую:
Путь на восток нам укажет прямая,
Правую руку по ней поднимаю:
Слева тогда будет север: родной,
Вот отыскали и путь мы с тобой!

Юг нам укажет солнце в зените.
Но для начала зенит отыщите:
Место, где солнце днем тень не даёт
В том направлении и юг наш живёт.
(Только прошу меня дети понять:
Юг вам в тени днём, увы, не сыскать).

Палки... Зенит... Это всё хорошо.
Только хотелось бы проще ещё!
Чтобы никогда и нигде не теряться,
Надо вам с компасом не расставаться.

Этот прибор, четко, словно весы,
Север укажет в любые часы:
Северный полюс, словно магнит,
Стрелку на компасе в Север манит.
Дальше всё просто: направо восток,
Юг нам покажет стрелки хвосток,
Слева от севера запад найдем.
Что ж, путешествуй хоть ночью, хоть днём!!!

(Марина Андреева-Доглядная)

В заключении такой простой и сложной одновременно темы, полной загадок и удивлений, приглашаем посмотреть любимый мультфильм с Фиксиками «Компас»:

Активного вам обучения и приятных путешествий!

С теплом,

«Цветы жизни».

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

Загадки о географической карте - Стихи для детей

Загадки о географической карте и глобусе

Он стоит на тонкой ножке
В кабинете на окошке,
А на нём-то, веришь-нет,
Уместился целый свет!

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

Её с собой берёт геолог,
турист, водитель, археолог.

У меня в ладонях страны,
реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …

Государства и моря —
Все на стенке у меня.

На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
а если захочешь — в руках унесёшь

Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет, то покажет весь свет .

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!

Загадки о компасе и горизонте

Прибор этот верно
Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка
На север укажет.

Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли.

Если ты идёшь в поход,
переходишь речку вброд,
влево и на косогор –
расширяешь кругозор,
ты возьми меня с собой
я верну тебя домой .
Знаю север, знаю юг –
не заблудишься, мой друг.

Он и летом и зимой — между небом и землей,
Хоть всю жизнь к нему иди — он все будет впереди.

Под стеклом всегда сидит,
во все стороны глядит:
в лесу и в поле пригодится –
не позволит заблудиться.

На ладонь он ляжет весь.
Не часы — а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться

                                                 

О горизонте и градусной сети

Глобус делит ровная линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг

Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны Пролегли …

Круглая Бочка 333 ободочка.

Там всегда бывает лето – в сентябре, в апреле.
И длинней окружность эта прочих параллелей.
Хором скажут все ребята: «Эта линия – …!»

Севера тут больше нет,
ведь южней весь белый свет,
льдины тянутся на юг, и гуляют вьюги.
Северный полярный круг — даже тот на юге.

На планете это место чрезвычайно интересно.
Там совсем деревьев нет, не растет и клевер,
в этой точке юга нет, а повсюду — Север.

Старший среди них – экватор.
И от севера до юга Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели, Что же это? …

 

Источник:https://multiurok.ru/files/gieoghrafichieskiie-zaghadki-5-10-kl.html

detskie-stihi.com

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия "Компас, четыре части света"

 «Компас, четыре части света»

Задачи:

Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать  словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование:

Компасы (несколько штук), карта, глобус.

Ход занятия:

  1. Мотивация, проблемная ситуация. Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях.  (Показ слайдов)

Послушайте стихотворение

"Стороны света"(М. Погарский, А. Щепин) .

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад

(Показываю на схеме-карте) .

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их - вся планета.

Север - белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространствен-

ное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное

положение юга.

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад - брат ютится

Там, где солнце спать ложится.

(Показываю восток и запад) .

А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения). Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

 Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Читаю детям рассказ.

Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды  и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало- испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой . Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа  достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней  и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились- спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая , я бы от радости выше деревьев прыгал.

-.Расскажи про эту волшебную коробочку- попросил я папу.

-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным - давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять  направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды  в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

-Очень просто,- ответил папа.- Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную ,в той стороне , где находится Полярная звезда  и находится север.

-Все ясно,- сказал я , Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места , где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде  север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны , ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых , днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку  поместили на острие, расположенное в середине  картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Задаю вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:

  • Что такое компас, как он выглядит, опишите его.
  • Для чего используется компас?
  • Куда показывает стрелка?
  • Какие четыре стороны света вы знаете?
  • Где по отношению к северу находится запад и восток?

Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас я расскажу как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания. Нужно пойти на север, на юг (на восток, на запад). Теперь выполним  более сложные задания. Заранее положить несколько  предметов  в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание  найти игрушку, сопровождая командами :  игрушка находится  в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Занятие с компасом продолжается на прогулке. Игра с компасом «Найди клад».

nsportal.ru

рассказ Бориса Житкова, читать онлайн

Время чтения: 10 мин.

Было это давно, лет, пожалуй, тридцать тому назад. Порт был пароходами набит - стать негде.

Придет пароход - вся команда высыпет на берег, и остается на пароходе один капитан с помощником, механики.

Это моряки забастовали: требовали устройства союза и чтоб жалованья прибавили.

А пароходчики не сдавались - посидите голодом, так небось назад запроситесь!

Вот уже тридцать дней бастовали моряки. Комитет выбрали. Комитет бегал, доставал поддержку: деньги собирал. Вполголода сидели моряки, а не сдавались.

Мы были молодые ребята, лет по двадцать каждому, и нам черт был не брат.

Вот сидели мы как-то, чай пили без сахара и спорили: чья возьмет?

Алешка Тищенко говорит:

- Нет. Не сдадутся пароходчики, ничто их не возьмет. У них денег мешки наворочены. Мы вот чай пустой пьем, а они...

Подумал и говорит:

- А они - лимонад.

А Сережка-Горилла рычит:

- Кабы у них с этого лимонаду пузо не вспучило. Тридцать дней хлопцы держатся, пять тысяч народу на бульваре всю траву задами вытерли.

А Тищенко свое:

- А им что? Коров на твоем бульваре пасти? Напугал чем!

И ковыряет со злости стол ножиком.

Тут влетает парнишка.

Вспотелый, всклокоченный.

Плюнул в пол, хлопнул туда фуражкой, кричит:

- Они здесь чай пьют!..

- Лимонад нам пить, что ли? - говорит Тищенко и волком на него глянул.

А тот кричит бабьим голосом:

- Они чай пьют, а с "Юпитера" дым идет!

Тищенко:

- Нехай он сгорит, "Юпитер", тебе жалко?

- С трубы, - кричит, - с трубы дым пошел!

Тут мы все встали, и Сережка-Горилла говорит:

- Это не дым идет, а провокация.

Парнишка плачет:

- Черный! Там дворники под котлами шевелят. Пошли!

Выскочили мы, пошли к "Юпитеру".

Верно, из пароходной трубы шел черный дым, а кругом - и на сходне, и на пристани, и на палубе - кавалеры в черных тужурках. Рукава русским флагом обшиты, и на поясе револьверы. Не подойти.

- Союзники русского народа, - объясняет парнишка.

Будто мы не знаем, что такое "союз русского народа" - полицейская порода.

Когда мы на бульвар пришли, только и разговору, что про "Юпитер". Стоит народ, и все на дым смотрят.

Взялся капитан с дворниками в рейс пойти, сорвать матросскую забастовку. Капитан - из "русского народу", и охрану ему дали: двадцать пять человек. Дворники не дворники, а уголь шевелят здорово. На руль помощников капитан поставит, в машину - механиков...

- Очень просто, что снимутся, - говорит Тищенко, - а в Варне заграничную команду возьмут - и пошел.

Сережка вдруг оскалился, говорит:

- Не пустим!

- Ты ему соли на корму насыпь, - смеется Тищенко.

- Знаем, как насолить, - говорит Сережка. - Пойдем... - И толкает меня под бок.

Вышли мы из толпы.

Сережка мне говорит:

- Ты не трус?

- Трус, - говорю.

Он помолчал и говорит:

- Так вот, приходи ты сегодня в одиннадцать часов на Угольную, я около трапа тебя ждать буду. И никому - ничего.

Пальцем помахал и пошел прочь.

Чудак!

Прихожу в одиннадцать на Угольную пристань. Фонари электрические горят, и от пристани на воду густая тень ложится - ничего не видать под стенкой.

Дошел до трапа, на ступеньках сидит Сережка-Горилла. Сел я рядом.

- Что, - спрашиваю, - ты, дурак, надумал?

- Полезай, - говорит, - в тузик вон у плота, дорогой обмозгуем.

Рассмотрелся, вижу плот и тузик.

Пошел я по плоту, - не видать, где плот кончается. Ступил на воду, как на доску, и полетел в воду. Самому смешно: шинель вокруг меня венчиком плавает, и я - как в розетке.

А вода весенняя, холодная.

Я в туз. Пока вылез, хорошо намок.

Разделся я до белья - и холодно и смешно. Стал грести, согрелся.

- Ну, - говорит Серега, - начало хорошее. А сделаем мы вот что: я на

"Юпитере" путевой компас из нактоуза выверну и тебе в мешке спущу.

- А как подойдем? Трап ты спросишь у охранников?

- Нет, - говорит, - там угольная баржа о борт с ним стоит, какого-нибудь дурака сваляем.

- Сваляем, - говорю.

И весело мне стало. Гребу я и все думаю, какого там дурака будем валять. Как-то забыл, что "союзники" там с револьверами.

А Сережка мешок скручивает и веревку приготавливает.

Обогнули мол. Вот он, "Юпитер", вот и баржонка деревянная прикорнула с ним рядом. Угольщица.

Гребу смело к пароходу.

Вдруг оттуда голос:

- Кто едет?

Ну, думаю, это береговой, - флотский крикнул бы: "Кто гребет?"

И отвечаю грубым голосом:

- Та не до вас, до деда.

- Какого деда там? - уж другой голос спрашивает.

А на такой барже никакого жилья не бывает, никаких дедов, и всякий гаванский человек это знает.

А я гребу и кричу ворчливо:

- Какого деда? До Опанаса, на баржу, - и протискиваю туз между баржой и пароходом.

Сережка окликает:

- Опанас! Опанас!

С парохода помогают:

- Дедушка, к вам приехали!

Залез я на баржу, с борта прыгнул на уголь и пошел в нос. А нос палубой прикрыт.

И говорю громко:

- Дедушка, дедушка, это мы. Какой вы, к черту, сторож! Вас палкой не поднять, - и шевелю уголь ногой.

Смотрю - и Сережка лезет ко мне.

Чиркнул спичку. А я стариковским голосом шамкаю:

- Та не жгите огня, пожару наделаете, шут с вами.

Сережка, дурак, смеется. А с парохода говорят:

- Да, да, не зажигайте спичек, мы вам фонарь сейчас дадим.

И затопали по палубе.

Сережка говорит мне:

- А дурак ты, дедушка, ей-богу, дурак!

Я выглянул из-под палубы. Смотрю, уже фонарь волокут.

Я скорей к ним.

К мокрому белью уголь пристал - самый подходящий вид у меня сделался, это я уже при фонаре заметил.

Сидим мы с фонарем под палубой и вполголоса беседуем.

Я все шамкаю.

- Лезь, - шепчет Серега, - в туз, а как уйдут с борта - стукни чуть веслом в борт.

Я полез в туз.

Вдруг Серега громко говорит:

- Так вода, говоришь, у тебя в носу оставлена, дедушка?

А я знаю, что он один там, и отвечаю из туза:

- В носу, в носу вода!

- Так заткни, чтоб не вытекла! Не тебя спрашивают, - говорит Серега.

На борту засмеялись. А Серега зашагал по углю в корму. Потом вернулся.

Опять прошел на корму, и все смолкло.

Смотрю - один только человек остался у борта.

- Эй, - говорит, - фонарь-то потом верните.

И отошел. Стало тихо.

Я подождал минут пять и стукнул веслом в баржу.

Бережно, но четко: стук!

И тут заколотилось у меня сердце.

Я прислушивался во все уши, но, кроме сердца своего, ничего не слыхал.

Глянул вверх - через щели в барже светит фонарь.

Прошел человек по палубе.

Перегнулся через борт и спрашивает, как начальник:

- Это что за лодка?

А я чувствую, что скажу слово - голос сорвется. Молчу.

Он опять. Крикнул уже:

- Что это за лодка? Эй, ты!

Тут ему кто-то из ихних ответил:

- Это сюда, на баржу, к старику, свои приехали.

- Ага, - говорит и отошел.

Опять стало тихо. Я уж вверх не гляжу, смотрю по борту парохода.

Вдруг что-то вниз ползет серое по черному борту.

Я замер. Дошло до воды - стало.

Мешок.

Вся сила ко мне вернулась.

Не брякнул я, не стукнул. Протянулся тузом по борту вперед, ухватил мешок - здорово тяжелый - и осторожно опустил в туз.

В это время туз качнуло; глянул - Сережка уже стоит на корме.

Он по той же веревке слез, на которой и мешок опустил.

Я взялся за весла и стал потихоньку прогребаться вперед.

В это время с парохода кто-то крикнул:

- Эй, дед, фонарь давай! Заснул?

И мы слыхали, как кто-то спрыгнул на баржу.

Я чуть приналег посильнее.

Фонарь стал метаться по барже.

На пароходе закричали, заголосили.

Бах, бах! - щелкнули два выстрела.

- Эх, навались!

Мы уже огибали мол.

Сережка оглянулся и сказал:

- Шлюпка за нами - навались!

Я рванул раз, два - и правое весло треснуло, я повалился с банки.

Вскочил, смотрю - Сережка гребет по-индейски обломком весла; как он успел на таком ходу ухватить обезьяньей хваткой обломок весла - до сих пор не пойму.

Мы завернули за мол в темную полосу под стенкой и забились между большим пароходом и пристанью, как таракан в щель.

Мы видели, как из-за мола вылетела белая шлюпка.

Гребли четверо. Гребли вразброд, бестолково.

Орали и стреляли.

Через полчаса мы прокрались под стенкой к своей пристани.

Наутро пришли мы с Серегой на бульвар.

Еще пуще раздымился "Юпитер".

- Снимается, снимается анафема, - говорит Тищенко. - Капитан там аккуратист - все уж в порядке.

А тут сбоку подбавляют:

- Лиха беда начать - все пароходы вылезут. Наберут арапов, охрану поставят - и айда. Завязывай!

Тут какой-то вскочил на скамейку и начал:

- Товарищи! Не надо паники. Сотня арапов весны не делает, - и пошел и пошел.

А мы с Сережкой переглядываемся.

Снялся "Юпитер". Вышел из порта.

Ну, думаю, через полчаса пойдет капитан курс давать, глянет в путевой компас...

Погудел народ и приуныл. Сели на землю и трут затылки шапками. Всем досада.

Мы с Сережкой ушли, так никому и слова не сказали.

Зашли в трактир, чаем пополоскались.

Дружина прошла строем, что на охране парохода была.

Серьезно идут, волками по сторонам смотрят.

Часа три прошло.

Вдруг вой с бульвара, да какой! Ну, думаем, полиция орудует на бульваре.

Бросились бегом.

Смотрим - все стоят, в море смотрят и орут.

А это "Юпитер" идет назад в порт. Увидал его народ, вой поднял.

А Серега мне говорит:

- Смотри же, ни бум-бум, чтоб никто ничего!

Я так до сего времени и молчал.

Ну, теперь уж и сказать можно...

nukadeti.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.