Стихи детских поэтов


Материал по теме: Стихи о детях

Сергей Михалков

МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ

Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем!
Мы такие с ним друзья —
Куда он.
Туда и я!

Мы имеем по карманам:
Две резинки,
Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжелых пятачка.

Мы живем в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить — четыре,
А ему — двенадцать раз.

И живут в квартире с нами
Два ужа
И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей,
Двух ежей
И двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей.

Мы с приятелем вдвоем
Просыпаемся,
Встаем,
Открываем настежь двери,
В школу с книжками бежим...
И гуляют наши звери
По квартирам по чужим.

Забираются ужи
К инженерам в чертежи.

Управдом в постель ложится
И встает с нее дрожа:
На подушке не лежится —
Под подушкой два ежа!

Раньше всех чижи встают
И до вечера поют.
Дворник радио включает —
Птицы слушать не дают!

Тащат в шапках инженеры
К управдому
Двух ужей,
А навстречу инженерам
Управдом несет ежей.

Пишет жалобу сосед:
«Никому покою нет!
Зоопарк отсюда близко.
Предлагаю: всех зверей
Сдать юннатам под расписку
По возможности скорей».

Мы вернулись из кино —
Дома пусто и темно.
Зажигаются огни.
Мы ложимся спать одни.

Еж колючий,
Уж ползучий,
Чиж певучий —
Где они?

Мы с приятелем вдвоем
Просыпаемся,
Встаем,
По дороге к зоопарку
Не смеемся, не поем.

Неужели зоосад
Не вернет зверей назад?

Мы проходим мимо клеток,
Мимо строгих сторожей.
Сто чижей слетают с веток,
Выбегают сто ежей.

Только разве отличишь,
Где какой летает чиж!
Только разве разберёшь,
Где какой свернулся ёж!

Сто ужей на двух ребят
Подозрительно шипят,
Сто чижей кругом поют,
Сто чижей зерно клюют.
Наши птицы, наши звери
Нас уже не узнают.

Солнце село.
Поздний час.
Сторожа выводят нас.

— Не пора ли нам домой?
Говорит приятель мой.
Мы такие с ним друзья —
Куда он,
Туда и я!

САШИНА КАША

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,

Чисто,

Ясно,-

Как люди говорят,-

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко –

И сам тому не рад!

Он скажет:

«До свидания!»

А слышится:

«До здания!»

Он спросит:

«Где галоши?»

А слышно:

«Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть,

спросить,

сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать...

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

МОЙ ДРУГ

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли, куда попало
В первый тёплый день.

Шли, куда попало,
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.

Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.

ДРУЗЬЯ

Как начну конфеты есть,
У меня «друзей» не счесть.
А закончились конфеты
И «друзей» в помине нету.

За конфету каждый «друг»,
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне «дружба» эта?
Я и сам люблю конфеты.

Борис Заходер

ВРЕДНЫЙ КОТ

- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу..." -
"Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!"
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
"А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!"
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
"Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!"

НИКТО

Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один - НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
- НИКТО - ужасный сорванец!
Сказала строго мать. -
Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!

Николай Гумилев

ДЕТСТВО

Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.
Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: "Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!"
Только, дикий ветер осенний,
Прошумев, прекращал игру, -
Сердце билось еще блаженней,
И я верил, что я умру
Не один, - с моими друзьями.
С мать-и-мачехой, с лопухом.
И за дальними небесами
Догадаюсь вдруг обо всем.
Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.

Иван Никитин

ВОСПОМИНАНИЕ О ДЕТСТВЕ

Однообразно и печально
Шли годы детства моего:
Я помню дом наш деревянный,
Кусты сирени вкруг него,
Подъезд, три комнаты простые
С балконом на широкий двор,
Портретов рамы золотые,
Разнохарактерный узор
Причудливых изображений
На белом фоне потолков -
Счастливый плод воображенья
Оригинальных маляров,
Лампадку перед образами,
Большой диван и круглый стол,
На нем часы, стакан с цветами,
Под ним узорчатый ковер...
С каким восторгом я встречал
Час утра летнею порою,
Когда над сонною землею
Восток безоблачный пылал
И золотистыми волнами,
Под дуновеньем ветерка,
Над полосатыми полями
Паров вставали облака!
С какой-то тайною отрадой
Глядел я на лазурь небес,
На даль туманную и лес
С его приветливой прохладой,
На цепь курганов и холмов,
На блеск и тень волнистой нивы,
На тихо спящие заливы
В зеленых рамах берегов.
Дитя степей, дитя свободы,
В пустыне рос я сиротой,
И для меня язык природы
Одной был радостью святой...
Зато как скучен я бывал,
Когда сырой туман осенний
Поля и дальние деревни,
Как дым свинцовый, одевал,
Когда деревья обнажались
И лился дождь по целым дням,
Когда в наш дом по вечерам
Соседи шумные сбирались,
Бранили вечный свой досуг,
Однообразный и ленивый,
А самовар, как верный друг,
Их споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал
Иль вдруг на их рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник, отвечал...
В ту пору, скукою томимый,
От шума их я уходил
И ночь за книгою любимой,
Забытый всеми, проводил,
Иль слушал няни устарелой
О блеске чудных царств и гор
Одушевленный разговор
Во мраке залы опустелой

Кирилл Авдеенко

ЗДЮКА – БАБУКА НАБЛЮДАЕТ ЗА МАЛЕНЬКИМИ НЕХОЧУХАМИ

Я маленькая злюка,
Всем детям шлю привет!
На острове Бабуку
Живу я много лет.
Я чёрная, как чёртик,
Как в печке домовой,
С большущими ушами
И лысой головой.

Сижу я на бамбуке
У озера Бубу,
Гляжу и днём, и ночью
В подзорную трубу.
Далёко-предалёко
Глядит мой зоркий глаз! 
Поэтому всё знаю
Про каждого из Вас.

Так вот, я замечаю,
И чувствую на слух,
Как много в разных странах
Ужасных нехочух!
Вокруг лишь раздаётся:
‛Не буду! Не хочу!"
В Америке, Европе,
На острове Чучу!

Устала, нехочухи,
Я это наблюдать!
Куплю-ка вот ракету,
Чтоб в гости к вам летать.
В окно ворвусь, как ветер,
Ух, всем вам надоем!
Все стены разрисую,
Все лампочки я съем!

И я предупреждаю,
Что вовсе не шучу,
Всё в доме раскидаю,
Игрушки утащу!
Сложу их под бамбуком
У озера Бубу,
На острове Бабуку,
На дальнем берегу.

Но знайте, ребятишки,
Люблю вас всей душой!
Для каждого готовлю
Подарок небольшой.
И пусть я недовольна,
И злющая – ух-ух!
Возьму с собой подарки!
Но только для хочух.

Скажу вам, на Бабуку
Волшебные леса;
Повсюду шоколадки,
В глазури небеса.
Конфеты на деревьях
Вкуснющие – ах-ах!
Пирожные летают
На белых облаках.

Я их пособираю,
В ракету загружу,
И ночью под подушку
Хочухам положу.
Добавлю мармеладок
На разный вкус и цвет,
В ракете места много,
На тысячу конфет!

Ну, хватит! Уж стемнело,
Устала, просто жуть!
Пойду, посплю немного,
Пора мне отдохнуть!
Сегодня что-то плохо
Следить за детворой:
Туман, как покрывало,
Окутал остров мой.

А завтра на бамбуке,
У озера Бубу,
Глядеть я буду долго
В подзорную трубу!
Далёко-предалёко,
Смотреть мой будет глаз!
И помните – всё знаю
Про каждого из вас!

Агния Барто

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

 

ЛЯЛЕЧКА

Как у нашей Лялечки

Платьев чуть не дюжина.

— Не надену белое —

Плохо отутюжено!

Не надену желтое —

Желтое измятое.

Я не просто девочка,

Я у нас вожатая

Бабушка сконфужена —

Гладит после ужина.

Для вожатой платьице

Будет отутюжено.

Есть такие люди —

Им все подай на блюде!

 

НА ШКОЛЬНОМ УТРЕННИКЕ

Клоун - на сцене!

Острит он неплохо,

Скажет словечко -

И слышится хохот.

Школа взрывается

Залпами смеха:

Клоун - первоклассница!

Ну и потеха!

Хохот девчонок

Особенно звонок!

Но не смеется

Одна из девчонок.

Что-то нахохлилась

Эта девица:

- Мне неохота

От смеха давиться!

Девочки шепчутся:

- Ей не до смеха,

Танька не терпит

Чужого успеха.

.

ОЛЕНЬ

Не заснет никак Сережа,

Он разглядывает лежа

Тонконогого оленя

На лужайке вдалеке —

Тонконогого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв рога,

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются луга.

Встал Сережа на коленки,

Поглядел на потолок,

Видит — трещинки на стенке,

Удивился он и лег.

Сказал на следующий день,

Когда открыли шторы:

— Я знаю, это был олень,

Но он умчался в горы.

 

ПО ДОРОГЕ В КЛАСС

Спешил Никита на урок,

Шел не сбавляя шага,

Вдруг на него рычит щенок,

Кудлатая дворняга.

Никита - взрослый! Он не трус!

Но шла Танюша рядом,

Она сказала: - Ой, боюсь!-

И сразу слезы градом.

Но тут ее Никита спас,

Он проявил отвагу,

Сказал: - Иди спокойно в класс!-

И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути

Благодарит за смелость.

Еще разок ее спасти

Никите захотелось.

- Ты потеряешься в лесу,

А я приду - тебя спасу!-

Он предложил Танюшке.

- Ну нет!- ответила она. -

Я не пойду гулять одна,

Со мной пойдут подружки.

- Ты можешь в речке утонуть!

Вот утони когда-нибудь!-

Ей предложил Никита. -

Не дам тебе пойти ко дну!

- Я и сама не утону!-

Она в ответ сердито.

Она его не поняла...

Но ведь не в этом дело!

Он всю дорогу до угла

Спасал Танюшу смело.

В мечтах ее от волка спас...

Но тут пришли ребята в класс.

.

ПОМОШНИЦА

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,—

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помог

СОНЕЧКА

Тронь ее нечаянно —

Сразу: — Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Ой, я укололась!—

Слышен Сонин голос.

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

— Голова болит...

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы —

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

ЧУДО НА УРОКЕ

Я однажды ненароком

Задремала за уроком.

Мне уютно и приятно,

Я на лодочке плыву,

И одно мне непонятно,

Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда

Раздается вдалеке:

- Шура Волкова,

к доске!

И вот тут случилось чудо:

Я на лодочке плыву

И во сне кувшинки рву,

А урок я без запинки

Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,

Но вздремнула я со вкусом.

Я ВЫРОСЛА

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой -

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса...

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -

Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

nsportal.ru

Детские стихи «взрослых» авторов

Поэты Серебряного века писали не только сложные и серьезные тексты, но и детские стихи. Кто-то — чтобы признаться в любви своим детям, а кто-то — ради гарантированного гонорара. Портал «Культура.РФ» перечитал лириков и нашел среди их произведений стихи про трамваи, кошек и игрушки.

Осип Мандельштам

Осип Мандельштам в юности. Фотография: magisteria.ru

У Осипа Мандельштама не было собственных детей, однако это не помешало ему написать несколько стихотворений для маленьких читателей. Его «взрослые» стихи не печатали, а за стихотворения для детей хорошо платили. Детские стихи Мандельштам написал в 1925–1926 годах в Петербурге.

Его жена Надежда Мандельштам вспоминала: «Из своих книг он любил именно так сочинявшиеся: «Примус» и «Кухню»… Там коротенькие стишки вроде поговорочек, присказок. Жарится яичница — стишок. Забыл закрыть кран на кухне — стишок… Сварили кисель — опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные».

Одно из самых известных стихотворений поэта — «Два трамвая». Это история о том, как трамвай Трам искал своего заблудившегося двоюродного брата Клика.

Жили в парке два трамвая:
Клик и Трам.
Выходили они вместе
По утрам.
Улица-красавица, всем трамваям мать,
Любит электричеством весело моргать.
Улица-красавица, всем трамваям мать,
Выслала метельщиков рельсы подметать.

Долгое время Мандельштам был запрещенным автором, но в 1956 году его посмертно реабилитировали — сегодня все детские стихи поэта издали.

Константин Бальмонт

Константин Бальмонт. Фотография: magisteria.ru

В 1901 году у Константина Бальмонта и его второй жены Екатерины Андреевой-Бальмонт родилась дочь Нина. Именно ей в 1905 году посвятил поэт свой единственный детский сборник «Фейные сказки»:

Солнечной Нинике, с светлыми глазками —
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснешь мне зелеными глазками, —
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи,
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.

А вот что написал для своего сына Коли Чуковский

В статье о творчестве Бальмонта поэт Валерий Брюсов писал: «В Фейных сказках родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава».

Мария Моравская

Мария Моравская писала стихи, прозу и критические статьи, переводила произведения польских, финских, чешских авторов на русский язык. Сегодня ее имя известно не так широко, но в начале XX века Моравская посещала литературные среды Вячеслава Иванова, состояла в «Цехе поэтов» Николая Гумилева, была завсегдатаем «Бродячей собаки». Она печаталась в «Аполлоне», «Современном мире», «Русской мысли». Писала Моравская и для детей — в журналах «Тропинка» и «Галчонок» ее стихи печатались под псевдонимом «Рики-Тики». В 1914 году вышел детский сборник «Апельсинные корки» — поэтесса посвятила его младшим братьям и сестрам. Одно из стихотворений из этого сборника взял для «Азбуки в картинках» художник Александр Бенуа.

Кто ты? Бархатный медведь?
Hy и спи в покое!
А мне хочется иметь
Что-нибyдь живое.

Надоели куклы все,
Поезд мой мyдpеный.
Словно белка в колесе,
Вертятся вагоны.

Пискнул птенчик заводной
Так противно-тонко…
Уберите все долой,
Дайте мне котенка!!!

Борис Пастернак

Борис Пастернак. Фотография: rosphoto.com

В богатом литературном наследии Пастернака всего два стихотворения, адресованных детям, — «Карусель» и «Зверинец». Они были написаны для маленького сына Евгения и опубликованы в 1926 и 1929 году отдельными книжками. Эти издания с иллюстрациями Николая Купреянова («Зверинец») и Николая Тырсы («Карусель») вскоре стали библиографическими редкостями: новые публикации детских стихов Пастернака появились только в XXI веке.

Листья кленов шелестели,
Был чудесный летний день.
Летним утром из постели
Никому вставать не лень.

Даниил Хармс

В детскую литературу член литературного Объединения реального искусства — ОБЭРИУ — Даниил Хармс попал благодаря Самуилу Маршаку. В 1920-х годах Маршак стал редактором детского журнала «Новый Робинзон» и главой детской редакции Детиздата; в свою команду он позвал Даниила Хармса и других обэриутов.

Его произведения публиковались в журналах «Ёж», «Чиж», «Сверчок» и «Октябрята». Среди детских книжек Хармса — «Озорная пробка», «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил», «Во-первых и во-вторых». Хармс не только писал детские стихи, но и выступал с ними в пионерских лагерях, а также переводил произведения для детей иностранных авторов.

Жил на свете
Мальчик Петя,
Мальчик Петя Пинчиков.
И сказал он:
Тетя, тетя,
Дайте, тетя,
Блинчиков.
Но сказала тетя Пете:
Петя, Петя Пинчиков!
Не люблю я, когда дети
Очень клянчут блинчиков.

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский. Фотография: okultureno.ru

Первое детское стихотворение Маяковский написал в 1918 году и продолжал писать для маленьких читателей всю жизнь. Среди самых известных произведений — «Детская», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». В одном из интервью Маяковский сказал: «Я ставлю себе целью внушить детям некоторые элементарнейшие представления об обществе, делая это, разумеется, в самой осторожной форме».

Жили были
Сима с Петей
Сима с Петей
Были дети.
Пете 5,
А Симе 7 —
И 12 вместе всем.

Саша Чёрный

Поэт Саша Чёрный получил известность как автор сатирических фельетонов. Он печатался в «Альманахе» и «Современнике», «Сатириконе» и «Современном мире». Первый детский сборник вышел за границей, в эмиграции: с 1920 года Саша Чёрный жил в Европе. Там он создал «Детский остров». В письме к Александру Куприну поэт говорил: «Хотелось бы все-таки для детей еще что-нибудь состряпать: они тут совсем отвыкают от русского языка, детских книг мало, а для них писать еще и можно и нужно…»

Читайте стихотворения Саши Чёрного

Саша Чёрный много писал для детей и издавал детские произведения других авторов: Василия Жуковского, Ивана Тургенева, Антона Чехова. В период эмиграции он издал сказку в стихах «Сон профессора Патрашкина», переводил немецкие сказки, переиздавал свои более ранние книги.

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.

Автор: Лидия Утёмова

www.culture.ru

Эти стихи выучатся сами! Лучшие современные детские поэты

Маршак, Чуковский и Агния Барто – это, конечно, три кита, на которых и наше детство стояло и прыгало, и наши внуки от них никуда не денутся. Но не цокотухой единой жив ребенок!

У него есть масса прекрасных современников, пишущих обалденные стихи для малышни от двух до девяноста двух. Завидуй! А лучше читай вместе с потомком. Позитива получится в два, нет, в сто раз больше!

“Живу в маленьком городке на берегу Тихого океана, пишу стихи и сказки, наблюдаю за тем, как растет мой ребенок. Ребенок – это окно в новое измерение, и я очень много времени провожу у этого окна”.

Да, фейсбучные истории Маши Рупасовой о сыне Максоне, главном тестировщике ее творчества, и разнообразных переживаниях большой души – это отдельное и постоянное удовольствие.

***
Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла.
В интернет.
Мама ищет
В интернете,
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами водит –
Что там в мире
Происходит?
Мама, я тебе скажу!
В мире я происхожу!

“Мне повезло, когда я родился. Случилось это очень давно – в 1933 году… В детстве у меня было много замечательных книг с добрыми, умными и веселыми стихами. Я запоминал эти стихи наизусть, играл с ними… и пробовал сочинять собственные. Пробовал, пробовал, пробовал и привык”.

Левин – экс-харьковчанин, ныне гражданин Марбурга, живой классик, автор бессмертной “Глупой лошади” и не только.

Стихи с Драконом

В мои стихи с утра
Забрел один Дракон,
Сказал: “Давно пора!” –
И проглотил балкон.
Проспал полдня, зевнул
И объявил: “Обед”.
Привстал и слопал стул,
Буфет и кабинет.
Не знаю, что Дракон
Ест на исходе дня…
А вдруг на ужин он
Включит в меню Меня?
Навязывать свой вкус
Дракону я не буду
И утверждать боюсь,
Что я – плохое блюдо.
Конечно, может он
Что хочет есть на ужин,
Но мне такой Дракон
В моих стихах не нужен.

“Сначала я хотел быть путешественником, потом я хотел быть геологом, потом музыкантом, а в итоге стал писателем. Не всякий писатель сразу знает, что он станет писателем. Толстой, например, сначала был военным…”

А Усачев еще и драматург, и сценарист. Помните “Умную собачку Соню”? Это именно он ее придумал. Потому что вместо дочки Сони у него родился сын Миша – так не пропадать же было такому хорошему имени!..

Три брата
Три брата-акробата
Пошли однажды в парк:
Один – с зонтом,
Другой – с котом,
А третий – просто так.
Вдруг хлынул дождь…
Скорей под зонт!
Но мало проку в том:
Втроем никак не влезть под зонт,
Тем более – с котом.
И все же братья под дождем
Пришли домой сухими:
Один – с зонтом,
Другой – с котом,
А третий – с остальными!

“Как сейчас помню: «Гиваргизов, чтоб к следующему уроку сочинение о лете лежало у меня на столе!» Ну а на следующем уроке, понятно, сломанная указка, крик: «В каком Аиде?! Какой еще брат Зевса?! Выйди вон!» В общем, прямо в школьном коридоре, я почувствовал себя великим писателем. Потом, правда, вышел на улицу и очень быстро побежал в Коломенское гулять. И почувствовал себя великим бегуном…”

Поэзию Гиваргизова узнать проще простого: если сначала громко ржешь, а потом, отдуваясь, бормочешь: “Ну и хулиган, а еще такой большой дяденька…” – это точно он!

Непривычно
“Что ты, Сережа, сегодня не в духе?” –
Спросили, кусая Сережу, две мухи.
“Его разморило от сильной жары”, –
Сказали, кусая его, комары.
“Давай, улыбайся и высуши слезы”, –
Сказали, кусая, пиявки и осы.
“Ведь нам непривычно, всегда был веселый”, –
Сказали, кусая, собаки и пчелы.
“А, может быть, он заболел, вот и грустный?”
“Отстаньте от мальчика, главное, вкусный!”

“Когда я почувствовал, что не сегодня-завтра мои стихи могут опубликовать, задумался над псевдонимом. Но ничего путного мне в голову не приходило. И вот увидел по телевизору детский фильм. Там мальчик стоит перед эскадроном, худенький такой… А командир торжественно: «За проявленное мужество и героизм объявляю благодарность Григорию… фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы…» И я сразу понял: это мое”.

На самом деле он Андрей Иванов – но вы только почитайте его стихи и прозу… И сразу воскликнете: как пишет, Собакин! А еще он был главредом великого и бессмертного журнала “Трамвай”.

Откровение гусеницы
Как только луна
В обрамление окон
Войдет добровольною узницей,
Я под одеяло,
Как в стеганый кокон,
Вползаю противною Гусеницей.
И там размышляю
О чем-нибудь мудром,
Застыв цилиндрической палочкой.
И кажется мне,
Что из кокона утром
Я выпорхну милою Бабочкой.
Но утро приходит –
И солнце на лужу
Сквозь облако
Светит растерянно…
Из кокона
Я выползаю наружу
Невинные портить растения.

“Живу в Казани, работаю переводчиком в компьютерной фирме. Чаще пишу для детей и для тех взрослых, которые никак не хотят расставаться с детством. Но главное мое достижение – конечно, дочка Сашка. Кстати, она тоже иногда пробует силы в стихоплетстве. Мы с ней часто играем «в рифмы» и «в стишки» – очень веселое занятие, всем советую!”

А мы подозреваем, что Мила Уланова на самом деле в душе – циркачка. Почитаешь, как у нее получается жонглировать словами – и на сердце остается сплошная белая зависть. Ну и еще радость.

Хозяйственный жучок
Пыхтит Жучок – он тащит одуванчик,
Чтоб из него соорудить диванчик.
Несет к себе в берложку красный перчик,
Ведь он пустой – сойдет под шифоньерчик.
Он сделает из шишек этажерки,
Из камня столик, а из щепок – дверки.
Лишь с люстрой до сих пор вопрос неясен,
И Светлячок упорно не согласен!
Друг, называется…

“Пожалуй, самое яркое детское переживание от встречи со стихами связано с тем временем, когда я чем-то болел, сильно температурил. Мне было года два, совсем малыш. Мама носила меня по комнате на руках и, чтобы успокоить, читала: «Погиб поэт, невольник чести, пал оклеветанной молвой…». Так это и вошло в меня с тех пор”.

Кружков одновременно и физик, и переводчик, и преподаватель, и философ. И в его детских вещах парадоксов, иронии и веселого абсурда не меньше, чем в его любимых и активно им переводимых английских классиках.

Ррры!
Вышел Лев
Из-за горы
И, подумав,
Молвил:
– Ррры!
Подлетели какаду:
Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рразметаю?
Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал:
– Я просто РРРАД!

“В детстве я был уверен, что стану большим серьезным поэтом. Потом к стихам прибавился перевод, детская поэзия, эссеистика, рецензии, статьи, история… В результате получился кентавр”.

Яснов подарил детской литературе (то есть, нам!) огромное количество переводов с французского – и аж шестьдесят книжек собственных стихов для детей.

***
Я утром вышел из дверей –
Кругом была весна,
И стая мыльных пузырей
Летела из окна.
Она летела так и сяк,
И вбок, и вдаль, и вширь,
А впереди летел вожак –
Большой такой пузырь.
Сперва вперед, потом назад,
И вниз, и вверх опять, –
Но пузырей и пузырят
Никак не мог собрать.
Один, веселый как во сне,
На проводах повис,
Другой, поднявшись по стене,
Уселся на карниз.
А третий, солнцем ослеплен,
Свистел: “Фа-ми-ре-до…”
И полетел на старый клен, –
Наверно, вить гнездо.

“Иногда сижу в ресторане или иду по улице, и что-то вдруг придумывается. Книжку «Грибная электричка» я писал минут сорок, а «Зеленую аптеку» – семь лет”.

Синявский начал писать стихи аж в сорок лет, но первую песню – в двадцать пять. До того, как сделаться писателем и поэтом, он был музыкантом. И сейчас свои вещи исполняет под гитару. Залы с удовольствием подпевают!

Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.
Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком –
Надо срочно жаниматься
Иноштранным языком.

“Часто бывает, что какой-нибудь ребенок просыпается утром с плохим настроением. Тапка под кровать залетела, завтракать неохота, в школу тем более не хочется идти. У взрослых это тоже бывает: на работу идти совсем не хочется. Есть замечательный рецепт: нужно вспомнить и прочесть небольшое веселое стихотворение!”

Что ж, стихи самого Махотина очень подходят для этой благородной цели. И когда он пишет взрослую прозу, и когда редактирует взрослый журнал – он правильно не забывает, что “детские стихи – самое счастливое на свете занятие”!

Мы дежурим
Мы сегодня целый час
Убирали новый класс.
Сто бумажек от ирисок,
Сто огрызков и записок
Обнаружилось у нас.
Было только три урока,
А не пять
И не шесть.
Как же мы успели столько
Написать, прочесть и съесть?!

“ОНИ уже ждали, смотрели на меня, молчали. Я сообщил, как меня зовут, сказал, сколько мне лет, и прибавил, что в детстве тоже пытался сочинять стихи, но ничего хорошего из этого не вышло…”

Так Лейкин в своей книге “Играем в поэзию” начинает рассказ о детской литературной студии, которой он руководил – и которая благодаря ему из “Ленинских искр” сделалась “Лейкинскими” – и вырастила немало отличных поэтов. Читать творения его подопечных иногда не менее весело, чем его собственные. Что может лучше сказать об учителе?

Барабошка
Жил на свете Барабошка,
Весил двадцать килограмм,
Целый день смотрел в окошко,
Ночью бегал по дворам.
Он жевал одни горбушки
И читал одни обложки,
И ни друга, ни подружки
Не было у Барабошки.
Раздобыв кусочек сала,
Заманил он в гости кошку,
Через день она сбежала,
Поцарапав Барабошку.
Он зовет к себе бульдога –
Ест бульдог ужасно много,
Черепаху пригласит –
Черепаха спит да спит.
Скучно-грустно Барабошке
Жить на свете одному;
Спрячет голову в ладошки
И ни слова никому.
Дни бегут, мелькают ночи,
И не знает он, бедняжка,
Что живет напротив очень
Одинокий Чебурашка.

“Я придумал себе такое определение: «сочинитель». Я даже избегаю слова «стихи». Либо заменяю его словом «тексты», либо называю их – придумал такое слово – «векслеростишья»”.

Одессит Векслер – тот самый талант, чья ближайшая родственница – краткость. Любые его стихи, и детские, и недетские, запоминаются мгновенно – и прекрасно цитируются на каждом шагу!

***
Идя своей дорожкою,
Ем пирожки с картошкою.
Потом иду и думаю:
“Куда я дел еду мою?”
***
Я шел вдоль берега. Скучал.
К моллюску в домик постучал.
“Добро пожаловать!” – услышал,
Но не вошел. И он не вышел.
***
И с собачьим языком,
И с кошачьим я знаком:
Псов и кошек понимаю
С полугава, с полумяу.

“Я как трехголовый дракон. Одна голова сочиняет для детей, другая пишет совершенно взрослую лирику, третья переводит. Регулярно вырастает еще и четвертая голова, и тогда я веду передачу на радио. А свое детское я начала писать, когда старшему сыну Андрюше было года полтора…”

Благодаря третьей голове Марины мы можем пообщаться на русском с Чосером, Бернсом, Браунингом, Стивенсоном, Киплингом, Милном, Кэрроллом, Гюго… А благодаря первой – с ее собственными милейшими и забавнейшими персонажами.

Медвежья школа
Первого апреля,
В первый день ученья,
Пишут медвежата
В школе сочиненья.
Вывешена тема
На большой сосне:
“КАК Я ПРОСПАЛ КАНИКУЛЫ
И ЧТО ВИДАЛ ВО СНЕ”.

“Областью моих исследований были процессы, проходящие в твердых телах при облучении электронами. Во всем этом была своеобразная поэзия: «демон Максвелла», «сфера Эвальда», «зона Бриллюэна»…”

После рождения дочери Насти свершилось чудо: серьезный физик ударился оземь и превратился в детского лирика! Кроме детской аудитории в целом, отдельно повезло Санкт-Петербургскому театру “Зазеркалье”, где Наталья заведует литчастью.

Мой папа – ученый-философ
Мой папа – ученый-философ,
Он верит: учение – свет,
Он множество ставит вопросов
И ищет на каждый ответ.
Пуская колечки из дыма,
Очки водрузивши на нос,
“Что может быть неизгладимо?” –
Он задал однажды вопрос.
Тут каждый подумал немножко
И высказал мненье свое:
Я весело выкрикнул: “Кошка!”
А мама вздохнула: “Белье…”

“Чтоб на себя не тратить зря/ Полезных слов из словаря, / Скажу всего лишь о себе / Два скромных слова «Ме» и «Бе».

Вот такая скромность украшает автора, который и без того за три десятка лет уже сделался украшен вагоном и малой тележкой стихов, в которых плещется море любви к детям. Несмотря на то, что Галина не только дважды мама, но и школьный учитель по профессии! :)

Муравей
В густой-густой-густой траве
Пропал однажды мураве…
Ведь он не слон и не жираф,
А просто маленький мурав…
Обычный гриб – уже гора
В сравненьи с капельным мура…
И даже листик чересчур
Велик для крошечного мур…
И кто в траве отыщет му… –
Дарю корову я тому!

Фото: Shutterstock
Текст: Юля Шекет

pics.ru

Детская поэзия: читаем вслух | Материнство

Поэзия для детей – отдельный и очень важный жанр детской литературы. Она окружает ребенка с первых дней его жизни: колыбельные, песенки, пестушки, прибаутки – эти древние жанры, кажется, всегда существуют внутри нас, впитанные с молоком матери.

Чтение поэзии вслух особенно важно – рифмованные строчки задают особый ритм, учат ребенка с самого раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтического слова.

Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают перед ребенком всю красоту окружающего мира.

Ведь хорошие детские поэты любимы маленькими читателями именно потому, что смотрят на мир их глазами. Они подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни.

Конечно, хочется начать знакомство ребенка с поэзией с плеяды наших любимых авторов: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто и другие. Мы выросли на этих книгах, наши мамы и бабушки читали их нам вслух и, конечно, мы тоже открываем заветные томики и читаем детям такие родные, знакомые строчки.

Но обратите внимание не только на авторитетных классиков, но и на прекрасные, необычные и забавные стихи наших современников.

Мы предлагаем вам топ -10 актуальных поэтических сборников, которые наверняка научат вашего ребенка любить поэзию. Эти книги должны быть в каждом доме!

1. Первое место по праву занимает дуэт Джулии Дональдсон и ее бессменной переводчицы Марины Бородицкой, украшенный замечательными иллюстрациями Акселя Шеффлера. Каждая поэтическая сказка Дональдсон становится хитом, но, пожалуй, «Груффало» дети и родители любят больше всех.

2. Вадим Левин с детства мечтал переводить старинные английские баллады, но, увы – всех их уже перевели Маршак, Чуковский и другие замечательные авторы. Но поэт не растерялся и, не дожидаясь новых старинных баллад, написал свои «английские» стихи. Его «Глупая лошадь» - лучшее, что можно прочитать после «Песен матушки гусыни».

3. Марина Бородицкая не только виртуозно переводит Джулию Дональдсон и других известных авторов, но и сама пишет прекрасные детские стихи. В сборнике «Лунный заяц» они собраны на любой вкус и случай: для девочек, для мальчиков, для родителей и даже для бабушек.

4. Трогательное стихотворение «Танцующий жираф» написал поэтический наследник Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла Андрэ Джайлз. А выпустило его издательство «Розовый жираф», создав таким образом замечательную рифму-совпадение.

5. Поэт Михаил Яснов не нуждается в представлении. Его задорные стихи одинаково нравятся и взрослым, и детям. Книга «Чучело-мяучело» посвящена котам, кошкам и котятам.

6. Андрей Сметанин пишет стихи «на злобу дня». То в шутливой форме предостерегает детей от опасностей, то создает галерею уморительных детских портретов в сборнике «С чего начинается ссора?».

7. Андрей Усачев - автор многочисленных книг и сборников. Кому-то особенно нравятся его колыбельные, кто-то радуется веселым азбукам. А для первого знакомства с ним отлично подойдет сборник «Такой большой подарок!»

8. Молодая поэтесса Галина Дядина написала «Книжку в тельняшке» - сборник стихотворений о море, расположенных в алфавитном порядке. Отличное чтение перед каникулами или на морском отдыхе.

9. «Что хочется лошадке?» - это собрание стихов Виктора Лунина, превосходного детского поэта и лауреата премии Г. Х. Андерсена.

10. Петр Синявский пишет лаконичные и озорные стихи для самых маленьких, смело играет со словами и звуками, поощряя детское словотворчество. Познакомиться с его творчеством можно, прочитав книжку «Бутерброд наоборот».

Практически на каждом поэтическом сборнике издатели пишут заветную фразу «Для чтения взрослыми детям». Действительно, совместное чтение стихов просто необходимо каждой семье! А яркие и необычные произведения современных поэтов легко превратить в настоящие домашние спектакли, рассказывая их по ролям и на разные голоса, сопровождая чтение различными спецэффектами, подчеркивающими задумку автора.

А еще очень полезно учить стихи наизусть. Во-первых, это развивает память и обогащает речь ребенка. Во-вторых, это верный способ обрадовать бабушку и поразить всех на празднике в детском садике или на конкурсе чтецов. Подобные состязания, например, «Дети читают стихи: весна и праздники весны» – отличный способ для всех талантливых и артистичных показать себя и побороться за призы.

Необычные и яркие стихотворения Яснова, Левина или Дональдсон выгодно отличаются от классического репертуара детских утренников. И еще очень важно, что рассказывают они о современных и актуальных детских проблемах и переживаниях. А главное, чем больше хорошей поэзии вы читаете с ребенком, тем богаче и интереснее становится его восприятие мира.

Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру

Дата публикации 20.03.2014
Автор статьи: Наталия Стрельникова

materinstvo.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.