Стихи бальмонта 3 класс


Бальмонт. Стихи для детей

Бальмонт. Стихи для детей читать

О творчестве Бальмонта

Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку - моряку, бросившему навсегда свой якорь у берегов Пушкина и Лермонтова. Творчество Бальмонта Константина Дмитриевича в советское время было предано забвению по понятным причинам

Наследие, которое оставил нам Бальмонт, достаточно объемно и впечатляюще: 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его стихи вызывали восхищение соотечественников легкостью слога автора. Константин Дмитриевич писал много, однако он никогда не «вымучивал из себя строк» и не занимался оптимизацией текста многочисленными правками

Заслуживают внимания «Фейные сказки» - милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским.

В Фейных сказках родник творчества Бальмонта снова бьёт струёй ясной, хрустальной, напевной. В этих 'детских песенках' ожило всё, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей как небесный дар, в чём её лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков.

 

Читать стихи Бальмонта для детей

Содержание

Беспорядки у феи

Болотняник

Ветерок феи

Веселая осень

Водяной

Волк феи

Глупенькая сказка

Гномы

Детская песенка

Детский мир

Заинька

За грибами

Забавы феи

К зиме

Кошкин дом

Коромысло

Лесунки

Лихо

Находка феи

Осень («Поспевает брусника...»)

Прогулка феи

Ребенок («Ребенок, весь светлый, так мило курчавый...»)

Решение феи

Ручей («Кто печаль развеял дымкой?...»)

Ручеек

Седой одуванчик

Сказочки

Смех ребенка

Снежинки («На детскую руку упали снежинки...»)

Три песчинки

Трясогузка

Трудно фее

Тучка

Утренний цветок

У чудищ

Фея и бронзовка

Фейная война

Фея и снежинки

Фея

Фей

Финская колыбельная песня

 

www.miloliza.com

Стихи поэта Константина Бальмонта для детей читать онлайн

Содержание:

Посвящение

Солнечной-Нинике, с светлыми глазками -

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После блеснешь мне зелеными глазками, -

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, - а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.

1905

Фея

Говорили мне, что Фея,

Если даже и богата,

Если ей дарит лилея

Много снов и аромата, -

Все ж, чтоб в замке приютиться,

Нужен ей один листок,

Им же может нарядиться

С головы до ног.

Да, иначе быть не может,

Потому что все в ней нежно,

Ей сама Луна поможет,

Ткань паук сплетет прилежно

Так как в мире я не знаю

Ничего нежнее фей,

Ныне Фею выбираю

Музою моей.

1905

Наряды Феи

У Феи - глазки изумрудные,

Все на траву она глядит.

У ней наряды дивно-чудные,

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей.

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

Еще ей платье подвенечное

Дал колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грезой серебристою,

Зажглась алмазным огоньком.

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе с Светляком.

1905

Прогулка Феи

Фея в сад гулять пошла,

Так нарядна и светла,

Говорит с цветами,

Ей цветы: Будь с нами.

Фея, будь, как мы, цветок,

Развернись, как лепесток,

Будь рябинкой дикой,

Или повиликой.

Будь анютиным глазком,

Или синим васильком.

Иль еще малюткой,

Синей незабудкой.

Прилетит на лепесток

Желтокрылый мотылек,

Хоботком коснется,

Фея улыбнется.

Прилетит к тебе пчела,

Прожужжит: не бойся зла,

Я лишь пыль сбираю,

Мед приготовляю.

Покачнув на тыне хмель,

Прогудит мохнатый шмель:

Ну-ка поцелую Фею молодую.

А когда придет закат,

Все цветы проговорят:

В росах умываться,

Спать приготовляться.

Фея слушала цветы,

Фея нежила листы,

Но, сама причуда,

Прочь пошла оттуда.

Или я на мотылька

Променяю светлячка?

Не хочу меняться.-

И давай смеяться.

Скрылась в замок под листком,

Забавлялась с светляком,

Цветиком не стала,

Звонко хохотала.

1905

Фея за делом

К Фее в замок собрались

Мошки и букашки.

Перед этим напились

Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть,

В зале паутинной,

Точно выискали клеть,

А не замок чинный.

Стали жаловаться все

С самого начала,

Что ромашка им в росе

Яду подмешала.

А потом на комара

Жаловалась муха,

Говорит, мол, я стара,

Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор,

И сказала: Верьте,

Мне ваш гам и этот сор

Надоел до смерти.

И велела пауку, -

Встав с воздушных кресел, -

Чтобы тотчас на суку

Сети он развесил.

И немедля стал паук

Вешать паутинки.

А она пошла на луг

Проверять росинки.

1905

Решение Феи

Солнце жаворонку силу петь дает,

Он до Солнца долетает и поет.

Птичка жаворонок - певчим птичкам царь

На совете птиц давно решили, встарь.

Но решенье птиц не принял соловей,

Он с обидой дожидается ночей.

И как только означается Луна,

Соловьиная баллада всем слышна.

Фея молвила: Чего же спорить им?

Ну и глупые с решением своим.

После утра есть вечерняя заря,

В дне и ночи пусть нам будут два царя.

1905

Ветерок Феи

В сказке Фейной, тиховейной,

Легкий Майский ветерок

Колыхнул цветок лилейный,

Нашептал мне пенье строк.

И от Феи лунно-нежной

Бросил в песни мне цветы.

И умчался в мир безбрежный,

В новой жажде красоты.

А еще через минутку

Возвратился с гроздью роз:

"Я ушел, но это в шутку,

Я тебе цветов принес".

1905

Чары Феи

Я шел в лесу. Лес темный был

Так странно зачарован.

И сам кого-то я любил,

И сам я был взволнован.

Кто так разнежил облака,

Они совсем жемчужны?

И почему ручью река

Поет: мы будем дружны?

И почему так ландыш вдруг

Вздохнул, в траве бледнея?

И почему так нежен луг?

Ах, знаю! Это Фея.

1905

Фея и снежинки

Катаясь на коньках,

На льду скользила Фея.

Снежинки, тихо рея,

Рождались в облаках.

Родились - и скорей,

Сюда, скорей, скорее.

Из мира снежных фей

К земной скользящей Фее.

1905

Три песчинки

"Что можно сделать из трех песчинок?"

Сказала как-то мне Фея вод.

Я дал букетик ей из былинок,

И в трех песчинках ей дал отчет.

Одну песчинку я брошу в Море,

Ей будет любо там в глубине.

Другая будет в твоем уборе,

А третья будет на память мне.

Детский мир

Белки, зайки, мышки, крыски,

Землеройки и кроты,

Как вы вновь мне стали близки.

Снова детские цветы.

Незабудки расцветают,

Маргаритки щурят глаз,

Подорожники мечтают -

Вот роса зажжет алмаз.

Вплоть до самой малой мошки,

Близок стал мне мир живых,

И змеистые дорожки

Повели к кустам мой стих.

А в кустах, где все так дико,

Притаился хмурый еж.

Вон краснеет земляника,

Сколько ягод здесь найдешь.

Все цветы на зов ответят,

Развернув свои листки.

А в ночах твой путь осветят

Между травок светляки.

Заинька

Заинька беленький хвостиком моргал,

Заинька в садике вкусного искал.

Заиньку в садике садовник увидал,

Выстрелил в заиньку, выстрел не попал.

Заинька прочь ушел, пошел он в огород,

В грядках капустных стал сильный недочет.

Заиньку отдали амке под надзор,

Амкает амка, но зайка ловкий вор.

Заиньку белого вьюга бережет,

Заиньку полночь в обиду не дает.

Заиньку белого ежели убьют,

Что же нам песенки веселые споют!

Кошкин дом

Мышка спичками играла,

Загорелся кошкин дом.

Нет, давай начну сначала,

Мышка спичками играла,

Перед Васькой, пред котом.

Промяукнул он на мышку, -

А она ему: "Кис-кис".

"Нет", сказал он, "это - лишку",

И за хвостик хвать плутишку,

Вдруг усы его зажглись.

Кот мяукать, кот метаться,

Загорелся кошкин дом.

Тут бы кошке догадаться,

А она давай считаться,

Все поставила вверх дном.

Погубила ревность злая,

Кошкин дом сгорел до тла.

"Этой мышке помогла я",

Спичка молвила, пылая.

Мышка до сих пор цела.

Детская песенка

Одуванчик вздумал взять

Замуж маргаритку.

А червяк, чтоб не отстать,

Замуж взял улитку.

И ликуют два цветка,

Счастливы друг другом.

И улитка червяка

Назвала супругом.

Но мгновенно улетел

Одуванчик белый.

Маргаритке был удел

Стать вдовой несмелой.

А с улиткой каблуком

Вмиг была расправа.

Что же стало с червяком,

Я не знаю, право.

Чайка

Чайка, серая чайка с печальными криками носится

Над холодной пучиной морской.

И откуда примчалась? Зачем? Почему ее жалобы

Так полны безграничной тоской?

Бесконечная даль. Неприветное небо нахмурилось.

Закурчавилась пена седая на гребне волны.

Плачет северный ветер, и чайка рыдает, безумная,

Бесприютная чайка из дальней страны.

1894

Как паук

Как паук в себе рождает паутину,

И, тяжелый, создает воздушность нитей,-

Как художник создает свою картину,

Закрепляя мимолетное событий,-

Так из Вечного исходит мировое -

Многосложность и единство бытия.

Мир один, но в этом мире вечно двое: -

Он, Недвижный, Он, Нежаждущий - и я.

Ветер

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим,

Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны.

Желаньем томясь несказанным,

Я в неясном грядущем живу,

Вздыхаю в рассвете туманном

И с вечернею тучкой плыву.

И часто в восторге нежданном

Поцелуем тревожу листву.

Я в бегстве живу неустанном,

В ненасытной тревоге живу.

К зиме

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нем листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Опушит нам окна наши,

В детской и везде.

Загорятся звезды краше,

Лед прильнет к воде.

На коньках начнем кататься

Мы на звонком льду.

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду.

А в затишье комнат — прятки,

В чет и нечет — счет.

А потом настанут Святки,

Снова Новый год.

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда - не сочиняю.

1905

Я – изысканность русской медлительной речи...

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

В впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая,

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя и в других,

Я – изысканный стих.

1901

Звук

Тончайший звук, откуда ты со мной?

Ты создан птицей? Женщиной? Струной?

Быть может, солнцем? Или тишиной?

От сердца ли до сердца свеян луч?

Поэт ли спал, и был тот сон певуч?

Иль нежный с нежной заперся на ключ?

Быть может, колокольчик голубой

Качается, тоскуя сам с собой,

Заводит тяжбу с медленной судьбой?

Быть может, за преградою морей

Промчался ветер вдоль родных полей

И прошептал: «Вернись. Приди скорей».

Быть может, там, в родимой стороне,

Желанная томится обо мне,

И я пою в её душе на дне?

И тот берущий кажущийся звук

Ручается, как призрак милых рук,

Что верен я за мглою всех разлук.

1922

Кольца

Ты спишь в земле, любимый мой отец,

Ты спишь, моя родная, непробудно.

И как без вас мне часто в жизни трудно,

Хоть много знаю близких мне сердец.

Я в мире вами. Через вас певец.

Мне ваша правда светит изумрудно.

Однажды духом слившись обоюдно,

Вы уронили звонкий дождь колец.

Они горят. В них золото - оправа.

Они поют. И из страны в страну

Иду, вещая солнце и весну.

Но для чего без вас мне эта слава?

Я у реки. Когда же переправа?

И я с любовью кольца вам верну.

1917

Где б я ни странствовал...

Где б я ни странствовал, везде припоминаю

Мои душистые леса.

Болота и поля, в полях - от края к краю -

Родимых кашек полоса.

Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу

Мои родные васильки.

И, в прошлое открыв таинственную дверцу,

Схожу я к берегу реки.

У старой мельницы привязанная лодка, -

Я льну к прохладе серебра.

И так чарующе и так узывно-чётко

Душа поёт: «Вернись. Пора».

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, –

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную тень деревенского сада, –

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

и сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

1900

Дурной сон

Мне кажется, что я не покидал России,

И что не может быть в России перемен.

И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.

И множество волков. И ряд тюремных стен.

Грязь "Ревизора" в ней. Весь гоголевский ужас.

И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин.

Порой сверкнет пожар, внезапно обнаружась,

И снова пал к земле земли убогий сын.

Там за окном стоят. Подайте. Погорели.

У вас нежданный гость. То - голубой мундир.

Учтивый человек. Любезный в самом деле.

Из ваших дневников себе устроил пир.

И на сто верст идут неправда, тяжба, споры,

На тысячу - пошла обида и беда.

Жужжат напрасные, как мухи. разговоры.

И кровь течет не в счет. И слезы - как вода.

1913

Фантазия

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,

Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,

И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,

Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится

То, что людям не приснится, никому и никогда.

Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,

В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?

Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,

Неустанного стремленья неизменная печаль,-

Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,

Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья

Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

1893

Снежинка

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

1903

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

"Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце..."

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море,

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

1903

www.tikitoki.ru

читать стихотворения Бальмонта для детей

Стихи Бальмонта для детей: читать стихотворения Бальмонта для детей Skip to content
Список стихотворений:
  • Утренний цветок
    Я нашел в лесу цветок,
    Он такой был легкий, нежный,
  • Фейная война
    Царь муравейный
    С свитой фейной
  • Фей
    Мне девочка сказала:
    Ты — мой Волшебный Фей.
  • Тучка
    Ты родилась, чтоб тучкой быть.
    Чтоб небо нежить и любить.
  • Фея и снежинки
    Катаясь на коньках,
    На льду скользила Фея.
  • У чудищ
    Я был в избушке на курьих ножках.
    Там все как прежде. Сидит Яга.
  • Фея и бронзовка
    Бронзовка — жук изумрудный,
    Очень приятный для взгляда.
  • Трудно фее
    «Фея» — шепнули сирени,
    «Фея» — призыв был стрижа,
  • Ручей («Кто печаль развеял дымкой?…»)
    Вильяму Р. Морфилю
    «Кто печаль развеял дымкой?
  • Ручеек
    Ручеечек, ручеек,
    Ты как ниточка идешь
  • Седой одуванчик
    Одуванчик, целый мир,
    Круглый как земля,
  • Сказочки
    Помнишь, миленький дружок,
    Помнишь, деточка моя:
  • Смех ребенка
    Смех ребенка за стеной,
    Близко от меня,
  • Снежинки («На детскую руку упали снежинки…»)
    На детскую руку упали снежинки,
    На малом мизинчике восемь их было число.
  • Прогулка феи
    Фея в сад гулять пошла,
    Так нарядна и светла,
  • Находка феи
    Фея сделала находку:
    Листик плавал по воде.
  • Беспорядки у феи
    Сегодня майские жуки
    Не в меру были громки.
  • Болотняник
    Страх детей и старых нянек,
    Ведьмам кажущий язык,
  • Коромысло
    Коромысло, коромысло,
    С нежными крылами,
  • Ветерок феи
    В сказке фейной, тиховейной,
    Легкий Майский ветерок
  • Веселая осень
    Щебетанье воробьев,
    Тонкий свист синиц.
  • Кошкин дом
    Мышка спичками играла,
    Загорелся кошкин дом
  • Водяной
    Если ночью над рекою
    Ты проходишь под Луной,
  • К зиме
    Лес совсем уж стал сквозистый,
    Редки в нем листы.
  • Волк феи
    Странный Волк у этой Феи
    Я спросил его Ты злой? —
  • Забавы феи
    Пускала пузырики
    В соломинку Фея.
  • За грибами
    Вот мы дружною семьей —
    За грибами, в лес.
  • Гномы
    На лугу большие кучи
    Свеже вырытой земли.
  • Детская песенка
    Одуванчик вздумал взять
    Замуж маргаритку.
  • Глупенькая сказка
    Курочки-хохлаточки
    По дворику ходили.
  • Решение феи
    Солнце жаворонку силу петь дает,
    Он до Солнца долетает и поет
  • Детский мир
    Белки, зайки, мышки, крыски,
    Землеройки, и кроты,
  • Ребенок («Ребенок, весь светлый, так мило курчавый…»)
    Ребенок, весь светлый, так мило курчавый,
    Сказал мне: «Иду за тобой я, — а ты?
  • Заинька
    Заинька беленький хвостиком моргал,
    Заинька в садике вкусного искал.
  • Осень («Поспевает брусника…»)
    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее.
  • Лихо
    (украинская сказка)
    Жить было душно. Совсем погибал я.
  • Лесунки
    Кто играет на опушке?
    Чей там звонкий слышен сон?
  • Финская колыбельная песня
    Нинике.
    Спи, моя деточка, глазки свои закрывая,
  • Три песчинки
    «Что можно сделать из трех песчинок?»
    Сказала как-то мне Фея вод.
  • Трясогузка
    Трясогузка, возле лужи,
    Хвост тряся исподтишка,

stihotvorenie.su

Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Презентация "Биография К.Д.Бальмонта" 3 класс

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942 гг.) УМК «Школа России» 3 класс Умарова А.Е.

Слайд 2

Русский поэт. Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье, где жил до 10 лет.

Слайд 3

Отец Бальмонта Дмитрий Константинович работал судьей, затем — главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать – Вера Николаевна.

Слайд 4

Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г.Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г.Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.

Слайд 5

Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет. Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. Дебютный сборник стихов (1890) Бальмонта не вызвал интереса у общественности, и поэт уничтожил весь тираж. Сборник «Под северным небом» — в 1894 г.

Слайд 6

В конце XIX — начале XX вв. поэт выпустил сборники «В безбрежности», «Тишина», «Будем как Солнце». В 1895—1905 гг. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает. Его поэзии свойственна подчеркнутая экзотичность, некая манерность и самолюбование.

Слайд 7

Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»). С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г.

Слайд 8

В 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.

Слайд 9

Поэт тосковал по России и не раз жалел, что уехал. Эти чувства отражались в его поэзии того времени. Жизнь на чужбине становилась все тяжелее, здоровье поэта ухудшилось, были проблемы с деньгами. У Бальмонта было обнаружено серьезное психическое заболевание. Живя в бедности в предместье Парижа, он больше не писал, а лишь изредка читал старые книги. 23 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран, недалеко от Парижа, в приюте «Русский дом» Бальмонт умер от воспаления легких.

Слайд 11

Источники http://citaty.su/ http://all-biography.ru/ www.personbio.com / on-fun-side.com / http://ivanovo-today.com/ http://gw.isuct.ru/ http://www.isuct.ru/ http://pomnipro.ru/ http://www.vnikitskom.ru/ http://www.directmedia.ru/ https://vkarp.com/ http://www.autolenta.com.ua/

nsportal.ru

"Золотая рыбка" К.Бальмонт (3 класс)

Конспект урока

по литературному чтению в 3 классе на тему:

«Золотая рыбка» К. Бальмонта»

УМК «Планета знаний».

Смирнова Ольга Александровна

учитель начальных классов

г.Ярославль

Тема урока: “Золотая рыбка” К. Бальмонта.

Цели урока: ввести учащихся в поэтический мир К. Д. Бальмонта, познакомить со стихотворением «Золотая рыбка».

Задачи: продолжить формирование представлений о средствах художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафора, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

продолжить отработку навыков выразительного чтения;

воспитывать художественный вкус учащихся.

Оборудование: учебник Э.Э. Кац « Литературное чтение», 3 класс, часть3; портрет К.Д. Бальмонта; карточки с именами русских поэтов, мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока.

Организационный момент.

У. Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где обязательно откроем для себя много нового и интересного.

  1. Актуализация знаний.

У. Давайте вспомним стихотворения русских поэтов, с которыми мы познакомились в течение года. На доске вы видите карточки с их именами.

(на доске размещены карточки с именами русских поэтов: Ф.Тютчев, А. Пушкин, А. Фет, И. Бунин, К. Бальмонт.)

«Угадай стихи».

Учитель читает первые строчки из стихотворения, дети продолжают.

слайд №2

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

И. А. Бунин «Листопад»

слайд №3

Чародейкою зимою околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой…

Ф.И. ТЮТЧЕВ «Чародейкою зимою…»

слайд №4

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно…

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

слайд №5

Еще светло перед окном, в разрыве облак солнце блещет,

И воробей своим крылом в песке, купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, качаясь, движется завеса,

Как будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса.

А.А. ФЕТ «Весенний дождь»

У. Спасибо, вы молодцы! Что общего в этих стихах?

- Эти стихи о природе

- В этих отрывках поэты воспели красоту родной русской природы.

- Они о Родине

- Поэты восхищаются природой родного края

(По ходу игры карточки с угаданными поэтами убираются. По окончании игры остается карточка с именем К. Бальмонт)

  1. Формулирование темы урока. Подготовка к восприятию стихотворения.

– Итак, чье имя осталось на доске? (К. Бальмонт)

Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

У. Да, урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта, поэту серебряного века.

У. Какие задачи поставим перед собой на уроке?

- на уроке мы познакомимся с лирическим стихотворением, будем говорить о его поэтических особенностях, обмениваться мнениями.

IV. Знакомство с творчеством поэта.

Слово о поэте. (Компьютерная презентация)

СЛАЙД №6

Бальмонт  родился в семье небогатого помещика, тихого и доброго человека. Отец научил сына видеть красоту родной природы. Детство будущий поэт провёл в деревне.

СЛАЙД №7

Эти места на всю жизнь остались в жизни поэта . «В родных местах, - рассказывал Бальмонт в одном из писем, - цветут купавы на затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом тем поэтом, которым я был, которым буду, которым я умру».

СЛАЙД №8

Многие прекрасные качества достались Константину от его матери. Она была веселой, музыкальной, прекрасно играла на фортепьяно и познакомила сына с музыкой Баха, Шопена, Глинки.

Мать веселия полна,

Шутками прекрасна,

С ней всегда была весна

Для зимы опасна.

Только вздумаешь взгрустнуть,-

У нее лекарство:

Мысль послать в лучистый путь,

В радостное царство.

Ты чего там приуныл?

Морщить лоб свой рано.

И смеётся, смех тот мил,

Плещет фортепиано…

СЛАЙД №9

Бальмонт не стал музыкантом, а вот его стихи прославились своей музыкальностью. Музыку стихов Бальмонта чувствовали композиторы, на его стихи написано более ста пятидесяти романсов.

Учитель: К сожалению, усадебный дом в Гумнищах не сохранился. Однако старый липовый парк, похожий на маленькую рощицу, жив и по сей день. Сохранился ещё пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась маленькая удивительная золотая рыбка.

  1. Работа над стихотворением «Золотая рыбка»

ЭТАП 1.

Стихотворение звучит на СЛАЙД - ФИЛЬМЕ

ЭТАП 2. Анализ стихотворения.

Открыть учебник на с. 40; читаем по строфам и нумеруем их (простой карандаш)

У. Куда мы попали вместе с лирическим героем стихотворения? НА БАЛ

У. В какое время года и суток происходил бал? Найдите строки, содержащие ответ на этот вопрос. (ответы детей)

Ответ на этот вопрос содержится в 3 – ей строфе, прочитаем эти строки

У. Попробуем понять настроение поэта. Для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что делают люди на балах?

ТАНЦУЮТ

У. А какие же танцы без музыки? Найдите в тексте словосочетания, которые позволяют услышать музыку. Чтобы ничего не пропустить, стараемся идти от верхней строчки, по порядку.

( музыканты пели, … когда люди поют, звучит музыка

пела, пела ! повтор! скрипка, играет скрипка, слышна музыка

от рыбки … музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается)

У. Как вы думаете, о чем же поет музыка?

(пришла весна, все рады, в сердцах любовь)

У. Как чувствуют себя гости замка? (ответы детей)

У. да, им весело, радостно, легко. Может, быть, гости немного волнуются, на балу бывает торжественно.

СЛАЙД №10

У. Чтобы передать свое настроение, выразить свои чувства, поэты используют выразительно – художественные средства. К ним относятся ЭПИТЕТЫ.

Эпитеты – это красочные определения. Найдем эпитеты к словам:

… бал

….рыбка

бабочки…

…. качели

У. Выполним задание №5 по учебнику: СЛАЙД №11

Найди в этом стихотворении олицетворения.

Весна смеется,

Ветерок качал качели ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Пела скрипка

Гнулись травы

Взор ко взору шепчет

Опьяненные весной, бабочки ночные

Пруд качал

Запишите 2-3 олицетворения в рабочей тетради: с.25 №4.

Проверка.

Бабочки, словно вырезные СРАВНЕНИЕ

У. Итак, какие средства выразительности мы нашли?

ЭПАП 3.

У. Что мы видим? Какие образы создал поэт? Бал, ночные бабочки, ветерок, луна, звезды. А еще рыбка!

Где она живет? В какое время суток появляется?

Выполним задание №4 в учебнике:

Прочитай, что сказал поэт о необычных способностях рыбки. Почему менялось настроение людей? Строфы 6,7

В каком произведении мы встречали образ золотой рыбки?

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Похожи ли эти две рыбки?

У. Рыбка А. С. Пушкина дарит подарки, материальные блага, а рыбка К. Бальмонта помогает людям быть счастливыми, помогает любить.

У. А видел ли кто – нибудь золотую рыбку на балу?

Что говорится об этом в стихотворении? Строфа 5

(Хоть не видели ее музыканты бала…)

У. Итак, рыбку никто не видел.

Она невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

ФИЗМИНУТКА

У. А теперь подумайте и расскажите, как вы понимаете смысл слов:

«Пруд качал в себе звезду»

СЛАЙД №12

Д. – Дул легкий ветерок, на пруду появились волны; звездочка то поднималась на волне, то ныряла.

Д – Вода движется, и кажется, что звезда качается.

Д – Пруд как колыбелька, в нем качается вода и баюкает звезду, а она отражается в воде.

СЛАЙД №12 - по щелчку

У. Почему же никто не видел рыбку?

(Пруд качает звезду.)

У. Как вы думаете, в каких строчках содержится основная мысль стихотворения «Золотая рыбка»? (7, 8-я строфы). Прочтение.

У. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

У. Сделаем вывод:

Жизнь прекрасна, если ощущаешь любовь и счастье, надежду, светлые мечты, жизнь прекрасна весной!

ЭТАП 4.

Выразительное чтение стихотворения.

Как бы вы прочитали его?

(тихо, с нежностью в голосе, напевно, соблюдая паузы, не забывать о выделении голосом главного по смыслу слова)

Прочитывают 2- 3 уч-ся, сразу оцениваю.

  1. Рефлексия. Подведем итог урока.

1) СЛАЙД №13

2). У. Мы слышали, что стихи К. Бальмонта музыкальны, на них написано 150 романсов. Стихотворение «Золотая рыбка», тоже привлекло композиторов.

Послушаем песню на стихи Бальмонта «Золотая рыбка».

Звучит песня.

  1. Домашнее задание: с. 40 -научиться читать стихотворение

выразительно;

Выполнить задание №3, №5, №6 в рабочей тетради на с. 24 – 26

СЛАЙД №14

У. Наш урок закончен. Всем спасибо. Пусть у всех будет хорошо на душе, всем желаю весеннего настроения!

infourok.ru

Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень» (3 класс)

1. Название работы: Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

2. Автор : Минибаева Елена Васильевна, учитель начальных классов

3.Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Екатериновка Партизанского муниципального района Приморского края

4. Описание разработки: урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Поэтическая тетрадь № 1» учит учащихся анализировать поэтические произведения на примере стихотворения К. Бальмонта «Осень». На уроке помимо предметных УУД развиваются и оцениваются учителем метапредметные УУД такие, как регулятивные, а так же умение учащихся ставить перед собой цель, самостоятельно планировать урок.

5. Краткие рекомендации к использованию: целесообразно сопроводить урок видеороликом «Дидактический материал. К.Бальмонт «Осень», «Времена года» П.Чайковский, презентацией с изображением репродукций картин художников И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Лесное озеро», Н. Крымова «Осень».

Тема урока: «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

Тип урока : закрепление изученного

Цель урока : учиться  определять  настроение  в  лирическом  произведении,

             которое  передаётся   автором словами-образами.

Задачи урока:

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная 

Домашнее задание : выучить стихотворение «Осень» наизусть, нарисовать иллюстрацию или сочинить своё стихотворение.

Оборудование урока : интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник для 3 класса по литературному чтению автор Климанова

Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, выразительное чтение, домашнее задание. 

Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки. 

Ход урока

- Какой раздел мы изучили? ( Поэтическая тетрадь)

- Какой совет в начале раздела вам дал Я. Смоленский? ( Читай для себя: вспоминай, воображай, не торопясь читай вслух, четко проговаривая слова)

-Вспомните по какому плану проходили уроки данного раздела?

(карточки с пропущенными пунктами плана урока)

1.

2.

3.

4. Анализ стихотворения.

5.Выразительное чтение товарищу

6. Словесное рисование услышанного.

1. Знакомство с произведением.

2. Самостоятельное чтение.

3. Объяснение незнакомых слов

4. Анализ стихотворения.

5. Выразительное чтение товарищу

6. Словесное рисование услышанного.

Художники для передачи разных настроений используют краски, музыканты – тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение – по эмоциональной окраске голоса говорящего. А как нам догадаться о настроении в письменной речи, в стихотворении? (иллюстрации, название стихотворения, слова , в которых автор выражает свои чувства – сравнения, олицетворения)

- Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему поэты любили воспевать именно это время года?

- Сегодня мы попробуем сделать анализ стихотворения К. Бальмонта «Осень»

Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

Видеоролик.

Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

- В помощь вам «Словарь настроений»

( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)

- Название стихотворения ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

– Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

Задача на уроке: анализ лирического произведения

4. Работа по осмысливанию:

Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

Бальмонт Константин Дмитриевич.

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

5 Словарная работа

– Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

СЛАЙД Благовонья - приятный запах (благо внять)

Разноцветном

Спросонья

Прочь

Какой период осени? (ранняя осень) доказать

Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:

Обратитесь к стихотворению:

- Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

- Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

- Какой литературный прием он использует?

( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

Олицетворение?)

6.Словесное рисование.

- Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

(Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)

- Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)

- Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?

(девочки – плачет)

-Почему девочки, девушки?

- Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)

- От чего может заплакать девочка - Осень?

( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)

- Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

(Осенний дождик.)

Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

- Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

( поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – другие)

-Итак, главный персонаж на рисунке - девочка-Осень.

- Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

- Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

- Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

7. Рассказ учителя о поэте.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

- Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?

Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант - открывать и дарить эту красоту другим.

- Приступая к выразительному чтению стихотворения : какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

8. Обучение выразительному чтению.

Какой же темп чтения нужно выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

- Чтение по строчке.

– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

– Почему одиночества?

– Над чем можно задуматься, слушая его?

(Свободные высказывания)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)

- Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?

Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом

«Времена года».

СЛАЙДЫ

_Какова же музыка по настроению? (печальная)

Как вы считаете, может ли нравиться печальное?

(В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

9. Итог урока.

- Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?

-Какой вид работы вам понравился больше всего?

- Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока?

Возьмите краски нарисуйте листики в тон своего настроения

Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

"Рождается одна строка, за ней встает другая..."

Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в

лесу..."

- Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. "А когда зима завьюжит..."

Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Листья падают в лесу.

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу -

Листья мне согреют душу.

11. Домашнее задание - Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть? - Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.