|
Стихи 1 класс по программе школа россииШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРА 1 КЛАССУроки литературы в 1 классе посвящены изучению небольших произведений русской литературы. Первоклассники только учатся читать, поэтому произведения имеют небольшой размер. Основными темами произведений для чтения в первом классе являются: добро, честность, дружба, природа и др. Школьники знакомятся с произведениями А.Барто, Е. Благиной, О. Высоцкой, Б. Заходера, С. Михалкова, В.Овсеевой, Л. Толстого, К. Чуковского. Кроме того школьники познакомятся с рядом русских народных сказок. На уроках школьники учатся анализировать прочитанные произведения. Вот школьная программа для урока Литература 1 класс. ЗАЙКА
Агния БартоПОСИДИМ В ТИШИНЕМама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой, А по маминой подушке Луч крадётся золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу. Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать. Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать. Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене А потом скользнул ко мне. – Ничего,- шепнул он будто,- Посидим и в тишине! Елена БлагининаОДУВАНЧИКУронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет. Ольга ВысотскаяКИТ И КОТВ этой сказке нет порядка: Что ни слово – то загадка! Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ – огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ из блюдца есть сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался, Если ж был неравен спор – От врагов своих спасался, Залезая на забор. Добрый КОТ ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит в глубину… КИТ любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: – Кис, кис! – Он охотно спрыгнет вниз. Так бы все и продолжалось Без конца, само собой, Но развязка приближалась: В море вышел китобой. Зорко смотрит капитан. Видит – в море бьет фонтан. Он команду подает: – КИТ по курсу! Полный ход! Китобой подходит к пушке… Пушки – это не игрушки! Я скажу начистоту: Не завидую Киту! – Мама! – Крикнул китобой, Отскочив от пушки, – Что же это?.. Хвост трубой… Ушки на макушке… Стоп, машина! Брысь, урод! Эй, полундра: В море – КОТ! – Успокойся! Что с тобой? – Я, – кричит, – не котобой! Доложите капитану – Я стрелять в кота не стану! Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов! “Всем-всем-всем! – Дрожа, как лист, Телеграмму шлет радист. – Всем-всем-всем! На нас идет Чудо-Юдо Рыба-КОТ! Тут какая-то загадка! В этой сказке нет порядка! КОТ обязан жить на суше! SOS! (Спасите наши души!)” И в ответ на китобазу Вертолет садится сразу. В нем ответственные лица Прилетели из столицы: Доктора, профессора, Медицинская сестра, Академик по китам, Академик по котам, С ними семьдесят студентов, Тридцать пять корреспондентов, Два редактора с корректором, Кинохроника с прожектором, Юные натуралисты И другие специалисты. Все на палубу спустились, Еле-еле разместились. Разбирались целый год – Кто тут КИТ, и где тут КОТ. Обсуждали, не спешили. И в конце концов решили: “В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил, Переправил “КИТ” на “КОТ”, “КОТ” на “КИТ”, наоборот!” Ну, и навели порядок: В сказке больше нет загадок. В океан уходит КИТ. КОТ на кухне мирно спит… Все как надо, все прилично. Сказка стала – на “отлично”! Всем понятна и ясна. Жаль, что кончилась она!..
Борис ЗаходерКИСКИНО ГОРЕПлачет Киска в коридоре, У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски! Борис ЗаходерА ЧТО У ВАС?Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: – А у меня в кармане гвоздь. А у вас? – А у нас сегодня гость. А у вас? – А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят. – А у нас на кухне газ. А у вас? – А у нас водопровод. Вот. – А из нашего окна Площадь Красная видна. А из вашего окошка Только улица немножко. – Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презелёный красный шар. – А у нас огонь погас – Это раз. Грузовик привёз дрова – Это два. А в-четвёртых, наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется пилот. С лесенки ответил Вова: – Мама – лётчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры. А у Лёвы мама – повар. Мама – лётчик? Что ж такого! – Всех важней,- сказала Ната,- Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа. И спросила Нина тихо: – Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьёт? Ну конечно, не пилот. Лётчик водит самолёты – Это очень хорошо. Повар делает компоты – Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе. Мамы разные нужны. Мамы всякие важны. Дело было вечером, Спорить было нечего. Сергей МихалковМОЙ ЩЕНОКЯ сегодня сбилась с ног – У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. В это утро Очень рано Соскочил щенок с дивана, Стал по комнатам ходить, Прыгать, Лаять, Всех будить. Он увидел одеяло – Покрываться нечем стало. Он в кладовку заглянул – С медом жбан перевернул. Он порвал стихи у папы, На пол с лестницы упал. В клей залез передней лапой, Еле вылез И пропал… Может быть, его украли, На веревке увели, Новым именем назвали, Дом стеречь Заставили? Может, он в лесу дремучем Под кустом сидит колючим, Заблудился, Ищет дом, Мокнет, бедный, под дождем? Я не знала, что мне делать. Мать сказала: – Подождем. Два часа я горевала, Книжек в руки не брала, Ничего не рисовала, Все сидела и ждала. Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог… Кто же это? Мой щенок. Что случилось, Если сразу Не узнала я щенка? Нос распух, не видно глаза, Перекошена щека, И, впиваясь, как игла, На хвосте жужжит пчела. Мать сказала: – Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой. Весь укутанный, В постели Мой щенок лежит пластом И виляет еле-еле Забинтованным хвостом. Я не бегаю к врачу – Я сама его лечу. Сергей МихалковКОТЯТАВы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать; Родились у нас котята – Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Раз – котенок самый белый, Два – котенок самый смелый, Три – котенок самый умный, А Четыре – самый шумный. Пять – похож на Три и Два – Тот же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята – Раз, Два, Три, Четыре, Пять! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать. Сергей МихалковЧИСТОПИСАНИЕПисать красиво не легко: «Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко». За буквой буква, к слогу слог. Ну хоть бы кто-нибудь помог! Сначала «да», потом уж «ет». Уже написано «дает», Уже написано «дает», Но тут перо бумагу рвет. Опять испорчена тетрадь — Страничку надо вырывать! Страничка вырвана, и вот: «Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет». «Корова молоко дает», А нужно все наоборот: «Дает корова молоко»! Вздохнем сначала глубоко, Вздохнем, строку перечеркнем И дело заново начнем. «Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко». Перо цепляется за «ко», И клякса черная, как жук, С конца пера сползает вдруг. Одной секунды не прошло, Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»… Еще одну страничку вон! А за окном со всех сторон: И стук мяча, и лай щенка, И звон какого-то звонка,— А я сижу, в тетрадь гляжу — За буквой букву вывожу: «Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»… Да! Стать ученым не легко! Сергей МихалковТЕЛЕФОНУ меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. – Откуда? – От верблюда. – Что вам надо? – Шоколада. – Для кого? – Для сына моего. – А много ли прислать? – Да пудов этак пять Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький! А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: – Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. – Постой, не тебе ли На прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош? – Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем, не дождемся, Когда же ты снова пришлешь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош! А потом позвонили зайчатки: – Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: – Пришлите, пожалуйста, книжки! ![]() А потом позвонил медведь Да как начал, как начал реветь. – Погодите, медведь, не ревите, Объясните, чего вы хотите? Но он только “му” да “му”, А к чему, почему – Не пойму! – Повесьте, пожалуйста, трубку! А потом позвонили цапли: – Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись! ![]() И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень! То тюлень позвонит, то олень. А недавно две газели Позвонили и запели: – Неужели В самом деле Все сгорели Карусели? ![]() – Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, И качели уцелели! Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели! Но не слушали газели И по-прежнему галдели: – Неужели В самом деле Все качели Погорели? Что за глупые газели! А вчера поутру Кенгуру: – Не это ли квартира Мойдодыра? – Я рассердился, да как заору: – Нет! Это чужая квартира!!! – А где Мойдодыр? – Не могу вам сказать… Позвоните по номеру Сто двадцать пять. Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть… Но только я лег – Звонок! – Кто говорит? – Носорог. – Что такое? – Беда! Беда! Бегите скорее сюда! – В чем дело? – Спасите! – Кого? – Бегемота! Наш бегемот провалился в болото… – Провалился в болото? – Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете – Он утонет, утонет в болоте, Умрет, пропадет Бегемот!!! – Ладно! Бегу! Бегу! Если могу, помогу! Ох, нелегкая это работа – Из болота тащить бегемота! Корней ЧуковскийКРАДЕНОЕ СОЛНЦЕСолнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. А сороки- Белобоки Поскакали по полям, Закричали журавлям: “Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!” Наступила темнота. Не ходи за ворота: Кто на улицу попал – Заблудился и пропал. Плачет серый воробей: “Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зёрнышка не видно!” Плачут зайки На лужайке: Сбились, бедные, с пути, Им до дому не дойти. Только раки пучеглазые По земле во мраке лазают, Да в овраге за горою Волки бешеные воют. Рано-рано Два барана Застучали в ворота: Тра-та-та и тра-та-та! “Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите, Чтобы жадный Крокодил Солнце в небо воротил!” Но мохнатые боятся: “Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнца не отдаст!” И бегут они к Медведю в берлогу: “Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу. Полно лапу тебе, лодырю, сосать. Надо солнышко идти выручать!” Но Медведю воевать неохота: Ходит-ходит он, Медведь, круг болота, Он и плачет, Медведь, и ревёт, Медвежат он из болота зовёт: “Ой, куда вы, толстопятые, сгинули? На кого вы меня, старого, кинули?” А в болоте Медведица рыщет, Медвежат под корягами ищет: “Куда вы, куда вы пропали? Или в канаву упали? Или шальные собаки Вас разорвали во мраке?” И весь день она по лесу бродит, Но нигде медвежат не находит. Только чёрные совы из чащи На неё свои очи таращат. Тут зайчиха выходила И Медведю говорила: “Стыдно старому реветь – Ты не заяц, а Медведь. Ты поди-ка, косолапый, Крокодила исцарапай, Разорви его на части, Вырви солнышко из пасти. И когда оно опять Будет на небе сиять, Малыши твои мохнатые, Медвежата толстопятые, Сами к дому прибегут: “Здравствуй, дедушка, мы тут!” И встал Медведь, Зарычал Медведь, И к Большой Реке Побежал Медведь. А в Большой Реке Крокодил Лежит, И в зубах его Не огонь горит,- Солнце красное, Солнце краденое. Подошёл Медведь тихонько, Толканул его легонько: “Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей! А не то, гляди, поймаю, Пополам переломаю,- Будешь ты, невежа, знать Наше солнце воровать! Ишь разбойничья порода: Цапнул солнце с небосвода И с набитым животом Завалился под кустом Да и хрюкает спросонья, Словно сытая хавронья. Пропадает целый свет, А ему и горя нет!” Но бессовестный смеётся Так, что дерево трясётся: “Если только захочу, И луну я проглочу!” Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага Налетел Медведь. Уж он мял его И ломал его: “Подавай сюда Наше солнышко!” Испугался Крокодил, Завопил, заголосил, А из пасти Из зубастой Солнце вывалилось, В небо выкатилось! Побежало по кустам, По берёзовым листам. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Стали пташки щебетать, За букашками летать. Стали зайки На лужайке Кувыркаться и скакать. И глядите: медвежата, Как весёлые котята, Прямо к дедушке мохнатому, Толстопятые, бегут: “Здравствуй, дедушка, мы тут!” Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: “Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!” Корней Чуковскийkomarik.co Стихи для первоклассников — короткие и легкие стихи для первоклашек![]() Часто первоклассникам на различные утренники и школьные праздники необходимо выучить стихотворение. Это может быть либо тематичное произведение, приуроченное определенному событию, либо произвольное стихотворение. Ниже Вы сможете увидеть подборку стихотворений для первоклассников, как для выразительного чтения, так и для заучивания наизусть. Вконтакте Google+ Мой мир Kороткие и легкие стихи для первоклашекДушою красивы и очень добрыДушою красивы и очень добры, Ничья кошкаЭто ничья кошка, Холодно ей и сыро. КрокодилыПрошу вас, не надо съезжать по перилам, Радостная вестьСлыхали радостную весть? Cтихи для первого класса русских поэтовАлексей Плещеев «Весна»Уж тает снег, бегут ручьи, Чиста небесная лазурь, Ирина Токмакова «Осень»Опустел скворечник — Целый день сегодня Агния Барто «Игра в слова»Скажи погромче Скажи потише: Скажи: Георгий Ладонщиков «Зимняя радость»Белый снег-снежок Там снежком гора Побежим с тобой Афанасий Фет — Мама! глянь-ка из окошка…Мама! глянь-ка из окошка — Не колючий, светло-синий Уж теперь не будет спору: Стихи для 1 класса для заучивания наизустьА. Бородский — Мы построили домМы построили просторный Четырёхэтажный дом. И для всех своих игрушек Место в доме мы, найдем. В доме окна есть и двери, Крыша крашеная есть... Здесь поселятся игрушки. Хорошо им будет здесь! Е. Благинина — Полюбуйтесь-ка, игрушки!Я, как мама, не люблю В доме беспорядка. Одеяло расстелю Ровненько и гладко. На пуховые подушки Я накину кисею. Полюбуйтесь-ка, игрушки, На работу на мою! В. Берестов — ЧиталочкаКак хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять — И почитать! А. Кузнецова — ПодружкиМы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только Мишку подержала, Только с Мишкой убежала И сказала: «Не отдам». Я пойду и помирюсь. Дам ей Мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» СчетРаз, два, три, четыре, пять… Какие еще стихи учат в первом классе*** Летят, летят дождинки, *** Все быстрее облетают клены, *** Это ничья кошка, *** *** *** *** Стихи Маршака для учеников 1 класса учить наизустьСамуил Маршак — Чего боялся ПетяТемноты боится Петя. Отвечает мама: — Нет! — Стало тихо и темно. В темноте увидел Петя Рукавами, как руками, В темноте увидел Петя Это печь, В темноте увидел Петя: Высоко — на крышу шкала — Каждый раз при встрече с Петей — Это — Петя Иванов. Испугался он яги — На дворе услышал Петя, — Нет,- сказал он,- я не трус! С этих пор ни разу Петя Да и вам, другие дети, Самуил Маршак — Дом, который построил ДжекВот дом, А это пшеница, А это весёлая птица-синица, Вот кот, Вот пёс без хвоста, А это корова безрогая, А это старушка, седая и строгая, А это ленивый и толстый пастух, Вот два петуха, Самуил Маршак — Тихая сказкаЭту сказку ты прочтёшь Жили-были серый ёж Серый ёж был очень тих Всей семьей идут гулять Вдоль глухих осенних троп Спит давно народ лесной. Вот идут на грабёжи Стали круглыми, как мяч,- Ёжик съёжился, торчком Лапой — толк, зубами — щёлк. Вертит ёжика она: Принялась она катать У ежихи и ежа Шепчут ёжику ежи: Так бы скоро не ушли Пёс залаял и умолк… — Что-то мне неможется. А она ему в ответ: И ушли, поджав хвосты, В дом лесной вернутся ёж, Самуил Маршак — Радуга-дугаСолнце вешнее с дождем Нет у солнца и дождя Радужная арка Блещет радуга-дуга. Вот из радужных ворот И чего-чего здесь нет! Эй, ребята, поскорей Поскорей, поскорей Ладушки! Самуил Маршак — Кто онВ город прибыл к нам когда-то С голубым цветком в петлице, За рекой в тиши окраин Из окна автомобиля Самуил Маршак — ВеликанРаз, На столе он строит башни, Стихи для выразительного чтения 1 класс*** Белый снег-снежок *** Юный лес, в зелёный дым одетый, Утром небо ясно и прозрачно, Грустно жить тебе, о друг, я знаю, *** Чиста небесная лазурь, *** *** Ты поставь на стол варенье,- *** Давайте же мыться, плескаться, *** Не надо звать, *** Ходит осень по аллеям, *** Что-то мама загрустила… *** За окошком осень, Вконтакте Google+ Мой мир 1001student.ru
multiurok.ru Стихи для детей 1 класса короткие, для заучивания наизустьЧитаем лучшие, короткие стихи для детей 1 класса про осень, шуточные, любимых авторов: Пушкина, Барто, Плещеева, Маршака, Заходера, Чуковского. Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
sad9.ru Список рекомендуемой литературы для 1 класса по программе "Перспектива"
Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.
Список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтенияСтихи о детях А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз». С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи». Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...». В. Лунин. «Мне туфельки мама...». Стихи о животных Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых». Ю. Мориц. «Малиновая кошка». С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке». Стихи и рассказы о природе «Времена года». Стихи. «Приметы осени». Произведения русских писателей. «Славная осень». Стихи русских поэтов. А. Блок. «Зайчик». Веселые стихи Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин». А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки». А. Прокофьев. «Как на горке, на горе». «Рифмы Матушки Гусыни». Народные сказки «Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки. К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка. Русские народные сказки «Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь». Сказки о животных К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище». Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно». «Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь». Сказки о зиме «Морозко», «Снегурочка». Литературные сказки (авторские) В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?». В. Берестов. «Змей-хвастунишка». С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом». Л. Толстой. «Рассказы и сказки». В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок». В. Даль. «Старик-годовик». Сказки зарубежных писателей Ш. Перро. «Золушка». Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка». Г.-Х. Андерсен. «Свинопас». Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?». Рассказы Б. Заходер. «Живая азбука». В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу». И. Гамазкова. «Живая азбука». Е. Пермяк. «Торопливый ножик». Л. Пантелеев. «Буква «Ты». Г. Скребицкий. «Мать». В. Степанов. «Моя родина — Россия». П. Воронько. «Твоя книжка». С. Баруздин. «Главный город». Е. Трутнева. «В родном краю». Л. Преображенская. «Наша улица». К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце». Рассказы о детях В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья». Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье...»), «Бумажный змей». Н. Носов. «Замазка», «Огурцы», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Затейники», «Ступеньки». А. Митт. «Шар в окошке». Е. Чарушин. «Никита и его друзья». В. Драгунский. «Он живой и светится». Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга». В. Лунин. «Я и Вовка». В. Голявкин. «Болтуны». А. Барто. «Если вы ему нужны». Н. Артюхова. «Подружки». Рассказы о животных В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок». Н. Сладков. «Лесные сказки». Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко». М. Пришвин. «Еж», «Глоток молока». Я. Аким. «Мой верный чиж». Б. Заходер. «Собачкины огорчения». Р. Сеф. «Кто любит собак?». К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе. Басни Л. Толстой. «Лев и мышь», «Лгун», «Отец и сыновья». Устное народное творчество (малые жанры) «Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни. Потешки, считалки, загадки, небылицы. Список рекомендуемой литературы для чтения в классе (с учителем)С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса». А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...». К. Чуковский. «Айболит». Г. Юдин. «Почему «А» первая». Т. Коти. «Катя и буквы». В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай». Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны». С. Михалков. «Сами виноваты», Сказка «Зяблик», «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей». Л. Пантелеев. «Две лягушки». Е. Благинина. «Котенок». В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета». И. Пивоварова. «Всех угостила». Н. Сладков. «Без слов». Б. Житков. «Вечер». И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад». Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». Е. Пермяк. «Самое страшное». В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы». Э. Шим. «Брат и младшая сестра». М. Пляцковский. «Солнышко на память». П. Воронько. «Лучше нет родного края». Ю. Мориц. «Это — да! Это — нет!». В. Сутеев. «Чей же гриб?». А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето». С. Есенин. «Черемуха». И. Суриков. «Лето», «Зима». Н. Греков. «Летом». Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов. Песни разных народов. Загадки. Считалки. Русские народные сказки. Сказки народов России. Список рекомендуемой литературы для семейного чтенияК. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лекарство». Пословицы, поговорки, мудрые изречения. «Три дочери». Татарская народная сказка. «Два лентяя». Татарская народная сказка. «Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка. Л. Толстой. «Пожарные собаки», «Не лениться», «Косточка», «Мальчик и отец», «Булька». И. Косяков. «Всё она». Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса». Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». В. Драгунский. «Денискины рассказы». Список рекомендуемой литературы для чтения летомСказки народов России. Русские народные сказки. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы. В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка». А. Пушкин. «Птичка Божия не знает...». В. Даль. «Что значит досуг?». Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца». А. Толстой. «Колокольчики мои». Л. Толстой. «Филипок». К. Ушинский. «Рассказы о животных». М. Артюхова. «Подружки». В. Бианки. «Латка», «Аришка-трусишка». Г. Остер. «Вредные советы». Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился». С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке». Т. Собакин. «Песни бегемотов». А. Усачев. «Умная собачка Соня». Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать». Братья Гримм. «Король-Дроздовик». Справочная (методическая) литература для учителяКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. — М., 2006. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994. Бородина В. А., Бородина С. М. Учим читать. — Л., 1985. Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. — М., 2005. Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. — М., 2004. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М., 2005. Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. — СПб., 1992. Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. — М., 1982. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. — М., 1977. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972. Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. — М., 2006. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. — М., 1968. Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. — СПб., 1996. Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. — М., 1972. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. — М., 2000. Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. — Самара, 2001. Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. — М., 2006. 7gy.ru Список книг на лето 1 класс программа "Школа России" РазвивайкаСписок литературы на лето “Школа России” Русская литература
Зарубежная литература:
Стихи:
Список книг на лето 1 класс. Программа “Школа России” 4 (80%) от 73 голосующихrazviwaika.ru Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Школа России"Согласовано «Утверждаю» на методическом объединении директор МОУ ООШ 01 сентября 2016 года ________/ ./ Руководитель МО 01 сентября 2016 года __________/./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Программа «Школа России» Авторы программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Рабочую программу составила учитель начальных классов Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторских программ Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной. Цели и задачи обучения Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: Содержание учебного предмета Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чтения - 30-40 слов в минуту. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. В круг чтения детей входят произведения отечественных зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, о природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. 1-2 класс Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ к учебнику «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной Москва: «Просвещение» 1 класс Дата Тема урока Тематическое планирование Деятельность учащихся 1 Вводный урок. Знакомство с учебником Знакомство с учебником, с системой условных обозначений, с содержанием учебника. Словарь. Раздел «Жили – были буквы» (7 часов) Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Находить в словапе непонятные слова. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. В.Данько «Загадочные буквы» И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Из старинных книг. Обобщение по теме «Жили – были буквы» Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихи В.Данько, С.Черного, С.Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проекты «Создаем город букв», «Буквы – герои сказок» Литературная сказка И.Токмаковой, Ф.Кривина. Главная мысль. Характер героев. Творческий пересказ, дополнение содержания текста. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15-16. Е. Чарушин «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Загадки, песенки Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» Александр Сергеевич Пушкин Русская народная сказка «Петух и собака» Из старинных книг.Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» Раздел «Сказки, загадки, небылицы (7 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Оценка планируемых достижений. Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. 17. 18. 19. 20. 21. 22. А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка» Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой Л.Яхнина, Е. Трутневой Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!» Проект: «Составляем сборник загадок» Раздел «Апрель, апрель. Звенит капель!» (5 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение Лирические стихотворения. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение Литературная загадка. Сочинение загадок. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Чтение наизусть стихотворений. Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «РРРЫ!» Н.Артюхова «Саша – дразнилка» К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук» И.Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» К.Чуковский «Телефон» М.Пляцковский «Помощник» Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет» В.Берестов «В магазине игрушек». И.Пивоварова «Вежливый ослик»Я.Аким «Моя родня». С.Маршак «Хороший день», Ю.Энтин «Про дружбу» М.Пляцковский «Сердитый дог Буль» Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Раздел «И в шутку и всерьез» (6 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Веселые стихи для детей И.Токмаковой, Г.Кружкова, К.Чуковского, О.Дриза, О.Григорьева, Т.Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я Тайца, Н.Артюховой, М.Пляцковского. Заголовок – входная дверь в текст. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений. Оценка достижений. Раздел «Я и мои друзья» (5 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю.Ермолаева, М.Пляцковского. Стихи Е.Благининой, В.Орлова, С.Михалкова, Р.Сефа, В.Берестова, И.Пивоваровой, Я.Акима. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение Выставка книг по теме. Лирические стихотворения. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Чтение наизусть стихотворений. Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух веселые стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. 35. 36. 37. 38. 39. 40. С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо» Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» Раздел «О братьях наших меньших» (5 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных .Выразительное чтение стихотворения. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений. Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Планирование по внеклассному чтению. 1. Тематика чтения. «Солнечный год». Стихи и маленькие рассказы о природе Н. Сладкова, А. Фета, И. Соколова-Микитова, З. Александровой, С. Михалкова, А. Барто, С. Маршака, М. Пришвина. «Лучше нет родного края». Стихи и маленькие рассказы о природе родного края К. Ушинского, П. Воронько, Н. Кукольника, А. Пришелец, Г. Скребицкого, М. Исаковского, А. Плещеева. «Мохнатая азбука». Стихи и маленькие рассказы о животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы Б. Заходера, И. Тургенева, М. Пришвина, К. Паустовского, Е. Чарушина, С. Сахарнова, Л. Толстого, В. Бианки, С. Маршака. «Дружба заботой да подмогой крепка». Стихи и небольшие рассказы о дружбе, о взаимоотношениях детей и родителей Л. Толстого, А. Барто, В. Драгунского, Н. Носова, З. Осеевой, Л. Воронковой. «Путешествие в сказку». Русские народные и сказки народов мира. «Смешинки». Весёлые и юмористические стихи Д. Хармса, Б. Заходера, Ю. Коринец. 2. Техника чтения. Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. Темп чтения вслух незнакомого текста в конце учебного года от 30 до 40 слов в минуту. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного. Разъяснение заголовка с помощью учителя и самостоятельно. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. Внимание к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Пересказ прочитанного с опорой на план из картинок. Озаглавливание небольших частей текста, составление простого плана. 4.Практическое знакомство с понятиями. Стихотворение. Рифма и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах. Язык народных сказок. 5. Эстетическое переживание прочитанного и элементы литературоведческого анализа. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Герои произведений, какими их рисует автор: характеры героев, их поступки, чувства и переживания. Главная мысль произведения (что хотел сказать читателям автор, для чего он написал этот рассказ). Формулирование главной мысли с помощью учителя как результат понимания характеров и поступков героев. Высказывание своего отношения к прочитанному. 6. Развитие устной речи. Ответы на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов). Подробный пересказ по вопросам или картинкам. Составление устных рассказов по картинкам. Работа над грамматически правильным построением устного высказывания. Заучивание наизусть стихотворений и выразительное чтение с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. Тематическое планирование по внеклассному чтению. Класс: 1 Количество часов в год: 33ч (один раз в неделю) infourok.ru Список литературы для 1 класса (УМК "Школа России")Список литературы на лето. Программа “Школа России” (1 класс) Русская литература: 1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котенок», «Булька», «Три товарища» 4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей» 5. М.М. Зощенко «Елка» 6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик – семиветик» 7. П.П. Бажов «Серебряное копытце» 8. М. Пришвин «Еж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб» 9. В. Бианки «Как муравьишка домой собирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поет» 10.В.В. Медведев «Обыкновенный великан» 11.Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» 12.А.М.Волков «Волшебник изумрудного города» Зарубежная литература: 1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утенок» 2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь» 3. Ш . Пьерро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка» 4. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы» 5. Т. Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение» 6. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» 7. А. Милн «Винни Пух и все-все-все» 8. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы» Стихи: 1. Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа» 2. С. Михалков «Дремота и забота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание» 3. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Детки в клетке», «Школьнику на память» 4. К. Чуковский «Доктор Айболит» 5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста» infourok.ru Книга по чтению (1 класс) на тему: Список дополнительной литературы для учеников 1 классаСписок литературы для 1 класса Чтение — приятное занятие для вечеров или дождливых дней. Да и просто книга на ночь — здоровая и полезная привычка. Здесь вы найдёте список литературы для учащихся, окончивших 1 класс по программам “Школа России”, “21 век”, “2100”. Не пугайтесь, если ваш список книг будет отличаться от данных. Главное, чтобы книги были интересны и полезны вашему ребенку.
Список литературы “Школа России”
Русская литература1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” 2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка” 3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища” 4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”* 5. М.М. Зощенко “Елка” 6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик” 7. П.П. Бажов “Серебряное копытце” 8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб” 9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет” 10.В.В. Медведев “обыкновенный великан” 11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот” 12.А.М.Волков “Волшебник изумрудного города” Зарубежная литература:1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок” 2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь” 3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка” 4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы” 5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение” 6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне” 7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все” 8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы” Стихи:1. Б.Заходер “Веселые стихи”,”Птичья школа” 2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание” 3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память” 4. К.Чуковский “Доктор Айболит” 5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”
Список книг “21 век”:
1. Русские народные сказки 2. Сказки братьев Гримм 3. Сказки Андерсена (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Принцесса на горошине, Новый наряд короля и др) 4. Михалков “Праздник непослушания” 5. Токмакова “Аля, Кляксич и буква “А”, “Счастливо, Ивушкин!” и др. 6. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино” 7. Чуковский. Стихи и сказки 8. Маршак. Сказки, песни, загадки 9. Бажов “Серебряное копытце” 10. Гаршин “Лягушка-путешественница” 11. Осеева “Волшебное слово”, “Добрая хозяюшка” и др. 12. Чарушин. Рассказы 13. Драгунский “Он живой и светится” и др. 14. Носов “Фантазеры”, “Затейники” и др. 15. Бианки. “Хвосты”, “Чей нос лучше”, “Кто чем поет?”, “Как муравьишка домой спешил” и др. 16. Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки” 17. Перро “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Спящая красавица” 18. Катаев “Цветик-семицветик” 19. Стихи русских поэтов о природе 20. Стихи Заходера
Список литературы “2100”:
1. Русские народные сказки “Сивка-бурка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Василиса Прекрасная”, “Перышко Финиста-ясна сокола”, “Сказка о молодильных яблочках и живой воде” 2*. Былины “Добрыня Никитич”,”Добрыня и змей”,”Илья Муромец и Соловей Разбойник” 3*. Сказки народов мира: – Сказки народов Прибалтики – Татарские народные сказки – Тридцать три Егорки(скороговорки) – Японские народные сказки 4. А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” 5. Бажов “Сказы” 6. Ершов “Коне-Горбунок” 7. Одоевский “Мороз Иванович” 8. М.Коршунов”Петька и его,Петькина жизнь”,”Дом в Черемушках” 9. Е.Чарушин “Никита и его друзья” 10. Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” 11. Курляндский “Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят” 12. А.Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино” 13. В.Хмельницкий “Соловей и бабочка” 14. Берестов “Как найти дорожку” Стихи:1. Заходер стихи и сказки 2. О.Григорьев “Стихи” 3. Л.Квитко Стихи для детей 4. С.Маршак Сказки,песни,загадки 5. Н.Матвеева стихи 6. Г.Остер “Вредные советы” 7. Мориц “Большой секрет для маленькой компании”стихи 8. Демьянов”Ребятишкина книжка” 9. А.Шибаев “Язык родной,дружи со мной” 10. Владимиров Ю.”Чудаки” Зарубежные авторы:1. Родари “Приключения Чиполлино” 2. Т.Янсон “ветер в ивах” 3. А.Милн “Винни-Пух и все-все-все” 4. А.Линдгрен “Малыш и Карлсон” 5. А.деСент-Экзюпери “Маленький принц” 6. Толкиен “Хоббит” 7. Т.Янсон “Шляпа Волшебника nsportal.ru Стихи в 1 м классе)) какие стихи учат в 1 классеВчера вечером учили с дочкой стихи. Впечатление двоякое. С одной стороны я люблю иную бартовскую стихоту, но с другой — даже мне было тяжело наладить артикуляцию под это стихотворение, не говоря уже о семилетке)) Барто они вроде будут петь, а второе стихотворение на сегодня и оно кажется… о дружбе)))) Вот чесслово, лучше б они про несжатую полоску какую-нить учили)) Тееееекст: Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: «Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок». Ну, я выбрала по фото… Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате… Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски. Нам задание дано — Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика. Он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А я говорю: «У меня нагрузки По-немецки и по-русски». А он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
— Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой! www.baby.ru Список литературы на лето после 1 класса по программе Школа России. Переходим во второй и читаем книгиШкола России - самая популярная программа начальной школы на сегодняшний день. Это не удивительно. Программа адаптирована для среднестатистического ребенка, в ней нет ничего сложного. И в этой программе много времени уделяется внеклассному обучению. Это и прописи, и разные задания на лето, в том числе списки книг, которые предлагается прочитать летом ребенку. Читать летом необходимо, чтобы не снижалась скорость чтения, техника чтения. А что значит хорошая техника чтения после первого класса? Это означает, что ребенок не будет задумываться над буквами, у него будет больше времени непосредственно на выполнение задания. Чтение книг улучшает орфографическую зоркость, грамотность, учит красиво говорить. Думаю, все поняли, что чтение летом - это не прихоть учителя, а необходимость? Список книг для чтения летом после 1 класса, УМК Школа РоссииРусская литература
Зарубежная литература
Стихи
Список выше - основной, он заложен в УМК Школа России и его дают на лето большинство учителей, когда ученики переходят во второй класс. Есть и альтернативные списки литературы. Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России
Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”
Учитель может предложить прочитать на выбор несколько книг из выданного им списка, и это правильно. Нельзя ни в коем случае заставлять ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. Да, к старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит книги, полюбит литературу. Ведение читательского дневника летомПрограмма Школа России предполагает обязательное ведение летом читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку, расчерченная по форме: № / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все позабудется и смешается в голове. Познавательного вам чтения летом и легкой учебы в следующем году, во втором классе! gdz-reshalka.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||
|