Стих звезда пленительного счастья


Пушкин - К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы): Читать стихотворение Александра Пушкина

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

rustih.ru

К Чаадаеву - Александр Пушкин: читать онлайн текст

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение «К Чаадаеву» имело огромное значение в судьбах самого Пушкина и многих его близких друзей. Возможно, оно повлияло и на все декабристское движение. Произведение было написано поэтом в очень раннем возрасте. В 1818 г. он обратился к своему давнему и очень хорошему другу с посланием. Пушкин не собирался публиковать это стихотворение, так как прекрасно понимал опасность всех возможных последствий. Помимо его воли произведение стало быстро распространяться. Острая направленность делало его чрезвычайно популярным в антиправительственных кругах. Власти довольно-таки быстро установили автора «непозволительных» стихов. Пушкин был отправлен в ссылку. На всю жизнь он становится объектом для подозрения с официальной стороны. В демократическом и революционном лагере прославляют появление нового борца за свободу и справедливость.

Не секрет, что задолго до восстания декабристов среди образованных молодых людей ходили разговоры о необходимости коренных перемен. Сам Александр I, вступив на престол, невольно поддержал крамольные замыслы, заявив о своем стремлении к кардинальным реформам. Молодые Пушкин и Чаадаев проводили много времени в политических разговорах, рисуя картину справедливого государственного устройства. После разгрома Наполеона постепенно приходит отрезвление. Император показывает, что не намерен ослаблять могущество своей самодержавной власти.

Пушкин смело высказывает в стихотворении свои взгляды. Прошлые мечты он называет «юными забавами», которые постепенно исчезли. Но «под гнетом власти роковой» сохранилась надежда. Пушкин и будущие декабристы искренно верили в необходимость противостояния тирании. Они действовали не в личных целях и интересах, а ради благополучия своей отчизны.

Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это будет означать пробуждение России к новой жизни. Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.

Произведение стало настоящим гимном декабристов. После указа о ссылке Пушкин невольно становится первой жертвой будущего восстания. Вполне вероятно, что многие декабристы изменили свои взгляды на более радикальные под воздействием стихотворения и последовавшей за ним реакции. Великий поэт тесно общался со всеми будущими мятежниками и вполне мог разделить их участь. Известно, что декабристы специально не посвящали его в свои планы, так как понимали значимость поэта для России.

Читать похожие записи:

skazki-detkam.com

взойдет она, звезда пленительного счастья…» (Пушкин)

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Эти строки, ставшие кульминационными в послании к П. Я. Чаадаеву, члены тайных обществ воспринимали как призыв к действию. Стихотворение «К Чаадаеву» переписывалось и хранилось у многих декабристов

Пушкин познакомился в Чаадаевым во время учебы в лицее. Чаадаев был старше юного Пушкина, успел принять участие в Бородинском сражении, и Пушкин гордился дружбой с блестящим офицером. При встречах молодые люди много говорили о положении в России, часто спорили. Это стихотворение явилось продолжением их споров, а знаменитые строки «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья…» выражают с одной стороны – уверенность в правильности своих поступков и мечтаний, а с другой – веру в наступление светлого будущего. Но увы! Юношеские мечтания не всегда исполняются: меньше чем через 100 лет Россия «вспряла» (причем кроваво «вспряла»), но счастья народу это не принесло…

В стихотворении «К Чаадаеву» и особенно в последних строках его отразились юношеская горячность Пушкина, его максимализм, импульсивность в отношении к царизму. Известный русский критик В. Г. Белинский считал, что стихотворение «К Чаадаеву» прививает патриотизм, помогает воспитать в читателе человека (эх, какими зверьми часто люди становятся в революции!).

Это произведение не предназначалось для чужих ушей и глаз. Но в нем настолько ярко, настолько выразительно были высказаны мысли, идеи прогрессивной дворянской молодежи, что оно размножилось сотнями рукописных экземпляров и все-таки попало, сначала на стол Бенкендорфа, возглавлявшего III Отделение, а впоследствии, и к самому царю. Это стихотворение, и особенно последние его строки, вызвали гнев самодержца, что грозило Пушкину ссылкой в Сибирь.

Только заступничество некоторых влиятельных друзей позволило заменить Сибирь южной ссылкой.

 

 

poetpushkin.ru

Александр Пушкин (Звезда Пленительного Счастья) | Альтернативная История

Александр Сергеевич Пушкин
Род деятельности: Поэт, Писатель, Общественный деятель
Направление: Романтизм, реализм. Либеральный Консерватизм
Рождение: 26 мая (6 июня) 1799

Москва, Российская Империя

Смерть: 30 марта (11 апреля) 1869

Санкт-Петербург, Российская Республика

Образование: Царскосельский Лицей
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 30 марта (11 апреля) 1869, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, общественный и политический деятель Российской Республики. Участник конституционного совета, член Верховного собора (1827 — 1841).

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Также Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

    Биография

    Детство и юношество

    Александр Сергеевич родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, в дворянской семье Пушкиных. Отец — Сергей Львович Пушкин (1767 — 1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775 — 1836), внучка Ганнибала.

    Летние месяцы 1805 — 1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже.

    Пушкин на лицейском экзамене

    Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма.

    Лирика Пушкина тогда была ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно-значимым. «Воспоминания в Царском Селе», заслужившие одобрение Державина, — в начале 1815 года Пушкин читал стихотворение в его присутствии, посвящено событиям Отечественной войны 1812 года, стихотворение было опубликовано в 1815 году.

    Молодость

    Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. В 1819 году он вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими уз

    althistory.fandom.com

    ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С.Пушкин « к Чаадаеву»

    Литературное направление

    Романтизм

    Размер стиха

    Четырёхстопный ямб.

    5 четверостиший : 1,3 4 – рифма перекрёстная, 2 и 3- смежная.

    Мужская и женская рифма чередуются.

    Тема, идея, проблемы
    Тема свободы, вольности.

    Тема дружбы

    Тема будущего России

    Проблемы

    Проблема критики самодержавия. Надежды на либеральное правление Александра I со временем рухнули, минуты «вольности святой», то есть освобождения от крепостного права,  не произошло.

     

    Проблема борьбы за свободу, вольность. Звучит уверенность в свержении самодержавия: «на обломках самовластья». Не случайно стихотворение поэта будущие декабристы восприняли как призыв к действию, поэт словно вдохновлял друзей на борьбу с самодержавием.

     

    Проблема истинной дружбы. В стихотворении  поэт обращался к свои друзьям, вселял в них надежду  и уверенность  в лучшее будущее,  что «звезда пленительного счастья» обязательно взойдёт. А.Пушкин был связан с декабристами. Многие были его друзьями. После поражения восстания в 1825 году поэт очень сожалел, что не смог быть во время восстания на Сенатской площади с друзьями, так как находился в это время  ссылке.

     

    Проблема смысла жизни. А.С.Пушкин видел смысл жизни  в служении Отчизне, в борьбе с несправедливостью:

    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!

    Поэт был уверен, что благодарные потомки обязательно будут помнить их, людей, отдавших жизнь за свободу народа, за Отечество:

    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    Художественные средства
    Антитеза - именно на этом приёме построено стихотворение: противопоставляется состояние лирического героя. В ранней юности он почувствовал несбыточность мечтаний о свободе, любви, славе.Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман…
    Однако через определённое время герой снова окрылён мечтами о свободе, уверенностью, что она наступит.Нетерпеливою душой…Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой…
    Общественно-политическая лексика помогает раскрыть проблему служения родине: честь», «власть», «гнет», «отчизна»
    Лексика возвышенного стиля: « с томленьем упованья» , «отчизны внемлем призыванье»
    Эпитеты: «роковая» власть, душа «нетерпеливая»,вольность «святая»,порывы души « прекрасные», счастье « пленительное»
    Метафора: «звезда пленительного счастья», обман « нежил», желанье  «горит»
    Сравнение:Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Анафора: Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Риторическое обращение:Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья…Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Риторическое восклицание:Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    literatura-ege.ru

    стих а. с. пушкина к чаадаеву

    Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П. Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях) . Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем» , высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом: Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес А здесь он ¬¬¬¬¬¬¬¬¬– офицер гусарский. («К портрету Чаадаеву» , 1820) Обратимся к стихотворению. Перечтем первое четверостишие: Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман… и т. д. Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая» , который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава» . Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман» . Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой. Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна» . В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной» , т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:» Но в нас горит еще желанье» . Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих. О каком желании он говорит? Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой» . О чем говорит слово «минута» ? О быстром осуществлении «вольности» , очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой» ? Высокое понимание слова «вольность» . Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания («верное» свиданье) . Пройди по ссылке там полный текст самого лучшего анализа этого стиха

    Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву» . Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации. В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой» . Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы...» , бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа. Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу. Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья» , «пока свободою горим, пока сердца для чести живы» , «звезда пленительного счастья» ; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая» , «нетерпеливою душой» ; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой» , «на обломках самовластья».

    Несмотря на "порывы" души, отчизне Пушкин ничего и не посвятил, уделяя больше внимания женскому полу, гуляниям и стихам. Так что вся его "борьба" с самовластием - это "глаголом жечь". Раздражительно для власти - но абсолютно неэффективно! Наверно от лирики его гораздо больше пользы - ведь эмоции, выраженные стихами, он подкреплял постоянной практикой!)))

    Вот здесь отличный анализ стихов Пушкина Чаадаеву <a rel="nofollow" href="https://literator.info/tag/stihi-pushkina-chaadaevu/" target="_blank">https://literator.info/tag/stihi-pushkina-chaadaevu/</a>

    touch.otvet.mail.ru

    Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

    Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

    История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

    Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

    Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

    Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

    Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

    Метафоры – “горит еще желанье“.

    Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

    Оксюморон – “тихой славы“.

    Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

    Обращение – “мой друг”.

    Инверсия – “власти роковой“.

    История создания

    Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

    Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

    Тема

    Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

    Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

    Композиция

    Композиционно это произведение подразделяется на три части.

    В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

    Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

    Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

    Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

    Средства выразительности

    В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:

    • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
    • Оксюморон – “тихой славы“.
    • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья“.
    • Обращение – “мой друг”.
    • Инверсия – “власти роковой“.
    • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

    Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

    Тест по стихотворению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 234.

    obrazovaka.ru


    Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.