Стих суриков весна


Суриков Иван Захарович - Стихи про весну

И вот опять пришла весна
Иван Суриков

И вот опять пришла весна;
И снова зеленеет поле;
Давно уж верба расцвела -
Что ж ты не расцветаешь, доля?

Что ж ты такая же опять,
Как и была, убита горем?
Идешь - не радует очей
Тебе весна зеленым полем.

Вот скоро птички запоют, -
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели.

В наряды пышные весна
Сады оденет в ярком цвете;
Играть и бегать по садам
С веселой песней будут дети.

Дождемся ль, доля, мы с тобой,
Что жизнь весельем озарится?
Иль светлой радости для нас
На белом свете не родится?

Иль нам с тобой не суждено
Встречать весну, как малым детям,
И мы по-прежнему ее
С тоской безвыходною встретим?

Взгляни кругом; как хорошо
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает!

Нет, не расцвесть нам, доля, нет!
И не запеть на лад веселый.
Одна, знать, песня нам дана:
Чтоб петь нужду да труд тяжелый.

1872


Весна
Иван Суриков

Над землею воздух дышит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше.
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, -
Веселятся, крошки!

Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;

Берега крутые роет,
Разлилась широко...
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.

В небе тучка набежала,
Мелкий дождик сеет...
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.

На брединнике, на ивах
Развернулись почки,
И глядят, как золотые,
Светлые листочки.

Вот и лес оделся, песни
Птичек зазвенели,
Над травой цветов головки
Ярко запестрели.

Хороша весна-царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла, и света...

1874

ruspoeti.ru

Стихи про весну Сурикова

Стихи Ивана Захаровича Сурикова отличаются мастерским показом пейзажа, задушевностью, теплотой, мягкостью. Читаешь их, и понимаешь, что речь в них идет о родной природе, о простой жизни. Суриков был человек мягкосердечный, отзывчивый, искренний. Всё, о чём он думал, переживал, он пел в своих песнях.

«Весна»
Над землею воздух дышит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше.
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, —
Веселятся, крошки!

Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;

Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалёка.

В небе тучка набежала,
Мелкий дождик сеет…
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.

На брединнике, на ивах
Развернулись почки,
И глядят, как золотые,
Светлые листочки.

Вот и лес оделся, песни
Птичек зазвенели,
Над травой цветов головки
Ярко запестрели.

Хороша весна-царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла, и света…
1874 год

Радует весна-царица теплыми днями, яркими зорьками, пестрыми цветами, светлыми листочками, весёлым пением птиц.

«И вот опять пришла весна…»
И вот опять пришла весна;
И снова зеленеет поле;
Давно уж верба расцвела —
Что ж ты не расцветаешь, доля?

Что ж ты такая же опять,
Как и была, убита горем?
Идешь — не радует очей
Тебе весна зеленым полем.

Вот скоро птички запоют, —
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели.

В наряды пышные весна
Сады оденет в ярком цвете;
Играть и бегать по садам
С веселой песней будут дети.

Дождемся ль, доля, мы с тобой,
Что жизнь весельем озарится?
Иль светлой радости для нас
На белом свете не родится?

Иль нам с тобой не суждено
Встречать весну, как малым детям,
И мы по-прежнему ее
С тоской безвыходною встретим?

Взгляни кругом; как хорошо
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает!

Нет, не расцвесть нам, доля, нет!
И не запеть на лад веселый.
Одна, знать, песня нам дана:
Чтоб петь нужду да труд тяжелый.
1872 год

detskiychas.ru

И вот опять пришла весна… ~ стихотворение Ивана Сурикова ~ Beesona.Ru

Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Иван Суриков ~ И вот опять пришла весна…

На этой странице читайти стихотворение «И вот опять пришла весна…...» русского писателя Ивана Сурикова , написанное в 1872 году.

Стихотворение Ивана Сурикова

И вот опять пришла весна;
И снова зеленеет поле;
Давно уж верба расцвела —
Что ж ты не расцветаешь, доля?
Что ж ты такая же опять,
Как и была, убита горем?
Идешь — не радует очей
Тебе весна зеленым полем.
Вот скоро птички запоют, —
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели.
В наряды пышные весна
Сады оденет в ярком цвете;
Играть и бегать по садам
С веселой песней будут дети.
Дождемся ль, доля, мы с тобой,
Что жизнь весельем озарится?
Иль светлой радости для нас
На белом свете не родится?
Иль нам с тобой не суждено
Встречать весну, как малым детям,
И мы по-прежнему ее
С тоской безвыходною встретим?
Взгляни кругом; как хорошо
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает!
Нет, не расцвесть нам, доля, нет!
И не запеть на лад веселый.
Одна, знать, песня нам дана:
Чтоб петь нужду да труд тяжелый.

Год создания: 1872

Мне нравится:

0

Количество просмотров: 23
Количество комментариев: 0
Темы: , , ,
Опубликовано: 19.01.2020 © Иван Суриков

Другие стихи Ивана Сурикова:

Занялася заря…

Занялася заря —
Скоро солнце взойдёт.
Слышишь… чу!.. соловей
Щёлкнул где-то, поёт.

www.beesona.ru

Разработка урока литературного чтения И.Суриков Весна

Муниципальное образовательное учреждение

«Красноярская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока

по литературному чтению

в 4а классе

по учебнику О.В.Кубасовой

УМК «Гармония»

И.Суриков «Весна»

Выполнила

учитель начальных классов

Данилова Дина Анатольевна

2016 г.

Тема урока

И.З.Суриков "Весна"

Цели урока

1.Познакомить с творчеством И.З.Сурикова.

2.Провести анализ стихотворения "Весна".

3.Повысить интерес учеников к изучаемому предмету через нестандартные формы проведения урока.

Задачи урока

1.Образовательные:

-совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность через анализ поэтического произведения

2.Развивающие:

-развивать память, воображение, наблюдательность; расширять кругозор учащихся, создавать творческую атмосферу при работе в парах, группах.

3.Воспитательные:

-учить находить красочные средства изображения;

-воспитывать чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты

1.Уметь производить анализ данного стихотворения, опираясь на понимание идейного смысла.

2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3.Улучшить качество чтения.

Тип урока

Личностно ориентированный, комбинированный

Методы

Наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации урока

Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Оборудование

1.Учебник "Литературное чтение",4 класс, автор О. В. Кубасова.

2.Загадки.

3.Репродукции картин художников на тему "Весна".

4. Грамзапись пьесы "Весна "из цикла "Времена года" П.И.Чайковского.

5.Запись "Голоса птиц".

6.Запись рифмующихся слов для творческой работы.

7.Чистые листы для творческой работы.

8.Вопросы для рефлексии.

Ход урока

1.Организация детей на работу.

Прозвенел звонок весёлый.

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем наш урок.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока! 

- Ребята, а как вы думаете, какие задачи мы будем сегодня решать на уроке? (выразительно читать, рассуждать, анализировать, обобщать и т.д.)

2. Речевая разминка. 
(На экране скороговорка).
Вез на горку Саня 
За собою сани. 
Ехал с горки Саня, 
А на Сане сани. 
— Прочитаем хором. 
— Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? 
(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются). 
— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. 
 (Дети читают). 
— Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах. 
— Прочитайте скороговорку друг другу в парах.

3. Введение в тему

1). Загадка

- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки,

Это что за время года? (Весна)

- Ребята, с какими словами ассоциируется слово весна?

- А какие приметы весны вы знаете? (тает снег, светит ярче солнце, возвращаются птицы в родные места, появляются первые проталинки и т.д.)

- Ребята, а вы любите весну? А за что вы любите весну?

Приметы весны рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, прозе, картинах, музыке.

1

2) Работа по картине Левитана "Март"

На экране картина русского художника Левитана.

- На какую тему написана эта картина?

- Скажите, а соответствует ли название картины тому, что на ней изображено?

- Почему вы так думаете?

Как показал художник, что весна идёт? (потемневший, подтаявший снег под яркими лучами мартовского солнца, кто-то настежь распахнул дверь, кто-то повесил скворечник).

- Какими красками нарисована картина?

- Ребята, а как вы думаете, мы весну можем только видеть или и слышать?

- Какие звуки мы можем услышать? (пение птиц, шум воды)

(грамзапись «Пение птиц»)

4. Сообщение темы урока И. Суриков "Весна"

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года - время пробуждения природы. И поможет нам в этом стихотворение И.З.Сурикова "Весна"

5. Знакомство с произведением и его анализ.

1) биография поэта

Но прежде, чем начать работу над стихотворением, давайте узнаем о жизни поэта.

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии. Отец служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Когда мальчику было 8 лет, умерла мама. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. После знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Умер в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. 

2) чтение стихотворения учителем.

3) словарная работа (работа парами)

Словарная работа  будет проводиться следующим образом: на листочке записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. 

Бурливой –

Воркуют –

Оковы –

Брединник -

4) чтение стихотворения детьми

5) первичное восприятие

- Какое настроение, по - вашему, было у поэта в момент написания этого стихотворения? А какое настроение сложилось у вас? (ответы детей)

- На какие признаки весны указывает поэт в своём стихотворении? Найдите и прочитайте.

- Как дети относятся к приходу весны? Какие слова текста подтверждают, что они рады?

Автор при описании весны использовал литературное средство- олицетворение.

Олицетворение – воплощение чего – нибудь в образе живого существа.

Олицетворить – выразить, представить в образе живого существа.

Приведите примеры: Весна-царица.

Работа по вопросам учебника 2, 3, с.55

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой – нибудь аналогии, сходства, сравнения

6) подготовка к выразительному чтению.

-Ребята, а сейчас поработайте в группах: читайте по предложениям, слушайте друг друга, оценивайте.

7) выразительное чтение стихотворения

- А сейчас попробуйте прочитать это стихотворение так, чтоб запахло весной т.е.красиво, эмоционально, выразительно.

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде "раз".

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде "два".

Соберём в корзинки мы ягоды, грибы,

Дружно наклоняемся по команде "три",

На "4 "и на "5 "будем дружно мы скакать.

А вот по команде "6 "всем за парты тихо сесть!

6. Прослушивание музыкального произведения.

- А сейчас, ребята, зазвучит музыка.

- Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Композитор П.И.Чайковский передал в музыке своё настроение, которое у него возникло с приходом весны, а какие чувства у вас вызовет эта музыка? (слушание музыки)

- Ребята, какую картину вы бы нарисовали, слушая эту музыку? Что вы услышали?

- Что общего в произведениях Сурикова и Чайковского, с которыми мы сегодня познакомились? (Авторы горячо любили родную природу, относились к ней искренне, с великим почтением, поэтому и в музыке, и в стихах слышим звонкие, весёлые, радостные звуки.

7. Составление стихотворения, синквейна.

- Сегодня мы наблюдали, как великие художники, поэты, писатели,

композиторы изображали пробуждение природы в своих творениях и призывали

любить родную землю.

- А сейчас я хочу, чтобы и вы сказали своё слово о весне.

На доске четыре глагола:

звенит, летит,

бежит, журчит.

- Составьте четверостишие

Примерно должно получиться вот так:

Кругом весна звенит,

Домой скворец летит

На улице тепло,

Ручей бежит, журчит.

- А сейчас попробуем составить синквейн.

8. Домашняя задание.

- Какое из заданий, связанное со стихотворением Сурикова" Весна", вам хотелось бы получить?

Варианты:

1.Выразительно прочитать.

2.Выучить стихотворение наизусть.

3.Нарисовать рисунок к стихотворению.

4.Написать сочинение на тему "Весна"

9. Подведение итогов, рефлексия

-Что каждый из вас открыл нового для себя на этом уроке?

-Что больше всего запомнилось и почему?

-Какое настроение у вас? Покажите мимикой?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Работа по таблице)

infourok.ru

Иван Суриков - В ночном: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот
В поле раздаётся:
То табун коней в ночное
По лугам несётся.

Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.

Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули… Не шелохнет
Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише…
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;

И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.

Анализ стихотворения «В ночном» Сурикова

В литературу Ивана Захаровича Сурикова привел Алексей Николаевич Плещеев, одобривший народность и свежесть стиха поэта.

Стихотворение написано примерно в 1874 году. Его автору в этот момент исполнилось 33 года, он с детства писал стихи, однако в юности уничтожил свои первые опыты. Его более зрелое творчество по достоинству оценил А. Плещеев. Всю жизнь поэт был вынужден помогать отцу в торговле, в лавке, поскольку ни литературный труд, ни даже работа в типографии не могли доставить ему средств к существованию. Собственно, всего за несколько лет до смерти И. Суриков выпустил дебютную книгу стихов. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – двухсложник с перекрестной и холостой рифмовкой, состоит из 11 строф. Лирический герой себя не обнаруживает, является просто рассказчиком. Чувствуется, что ему не понаслышке знакома атмосфера «в ночном». Интонация повествовательная, с элементами фольклорной традиции. Днем лошади были заняты на различных работах, а вот ночью было самое время им отдохнуть, набраться сил, подкормиться. Обычно в ночное посылали ребятишек. Лошади были стреножены, поэтому разбежаться не могли. Дети разводили костер и коротали ночь в разговорах, присматривая за лошадьми. Безусловно, ходили с ними и взрослые, чтобы чего не вышло. Начинается стихотворение с описания идиллического летнего вечера. Солнышко, зорька: уменьшительный суффикс подчеркивает ласковую ноту в стихах. Поэт описывает закат почти с документальной точностью. «Заалела, потухла». Наконец, слышен топот табуна. На конях скачут самые смелые мальчишки. «То-то радость и веселье!» Действительно, трудовой день крестьянской семьи летом – с утра до ночи, дети или помогают взрослым, или предоставлены сами себе. В 4 строфе кони уже отпущены, а ребята затевают разговоры. Ночь способствует тому, чтобы истории становились все более страшными, невероятными. «Мужички сторожевые», умаявшись, спят. Детская же вольница заслушалась «бабушкиными сказками». Вот уже кто-то видит мчащуюся над лесом «ведьму с метлой». Следом несется косматый леший. Завершает процессию «змей крылатый»: не столько Змей Горыныч, сколько демон в облике змея, наведывавшийся к горюющим вдовам. «Все в белом тени»: явно привидения. Было присмиревшие дети нарочито шумно берутся разводить костер. И вот уже сучья весело трещат, освещая лица с испуганными живыми глазенками. Тьма ночная освещена «далеко и ярко». Подобные впечатления оставались у ребятишек в памяти на всю жизнь. Прием аллитерации, эпитеты (дальние, бабушкины), инверсия (хрупнет ветка, фыркнет конь), повторы (темней).

«В ночном» — пример зрелой лирики И. Сурикова, сочетающей в себе реализм и тонкую поэтичность.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.