Стих спешите делать добрые дела яшин


Рифмы жизни. Александр Яшин . — Радио ВЕРА

Поделиться

Писателю Александру Яшину, автору пронзительных и горьких рассказов о жизни русской деревни середины прошлого века, «Рычагов» и «Вологодской свадьбы»; рассказов, принёсших Яшину широкую известность и долгую травлю советским партийным начальством, – в 2013-м году исполнилось бы сто лет. Новое время почти позабыло его, честнейшего из прозаиков, которого высоко ценили Паустовский и Солженицын, Чуковский и Пришвин, которого как родного отца любил детдомовец Николай Рубцов. Сегодня Яшина почти не издают, так что литератор Дмитрий Шеваров, справедливо обмолвился, что нынешние читатели, уже и не вспомнят, наверное, кто именно написал хрестоматийное стихотворение «Спешите делать добрые дела»…

Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, –
Рассказывает мать, –
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!

Александр Яшин, «Спешите делать добрые дела», 1958-й год

В предисловии к одной из редких, поздних, посмертных книг отца, Наталия Александровна Яшина писала: «Неко¬торые считают, что советские писатели были недуховными людьми. Это не так. Была горячая, действенная любовь к людям, к родине, было восхищение при¬родой, как творением Божиим. И такие, как они, сохранили веру в Бога через любовь к отечеству... Лучшие писате¬ли несли духовную нагрузку. О том, что часто писатель был “мирским духовни¬ком”, свидетельствует огромное число читательских писем. Люди обращались к писателю как к близкому человеку. Такие писатели, как мой отец, искали духовный путь, творчеством своим вос¬питывали, поддерживали, подпитывая в человеке нравственную основу. Призы¬вали к правде, в какой-то мере восполняя словом отсутствие храмов, проповедей, конечно, на мирском уровне. И были в людях горение и любовь, не было этой страшной убивающей теплохладности, безразличия...».
…Маленькое стихотворение Яшина, которым я попрощаюсь, было написано за несколько месяцев до его ухода. Оно вошло в книгу «Лирика», изданную в Москве, в 1979 году, в серии «Земля родная».

Счастливы однолюбы,
Они что единоверы:
Душа не идет на убыль,
Чужды ей полумеры.

Раз навсегда влюбиться –
Это, ни мало ни много,
В жизни определиться,
Выбрать свою дорогу.

Александр Яшин, 20е февраля 1968 года

radiovera.ru

анализ стихотворения, разбор стихотворения Спешите делать добрые дела

Спешите делать добрые дела Анализ стихотворения

«Спешите делать добрые дела» рассказывает о том,как в детстве поэт жил вместе со своим отчимом. Житье нельзя было назвать веселым, но все-таки взрослый человек проявлял заботу о ребенке, растил его. И когда мальчик вырос, его мучит то, что он никогда ничем не порадовал своего отчима. Когда отчим умирал, он вспоминал своего пасынка, надеялся его увидеть:

  1. Когда он слег и тихо умирал,
  2. Рассказывает мать,
  3. День ото дня
  4. Все чаще вспоминал меня и ждал:
  5. «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

От чего мог спасти сын? Наверное, от душевной тоски и пустоты. Ведь в старости человек начинает переоценивать свою жизнь.И только выросшие дети могут быть живым доказательством того, что жизнь прошла не напрасно.

В этом стихотворении поэт вспоминает о бездомной бабушке, которая жила в его селе. В детстве он часто обещал старушке, что, когда вырастет, сам построит ей дом, купит много хлеба и нарубит дров. Эти чистые и благородные мечты ребенка свидетельствовали о его добром сердце. Но, увы, когда мальчик вырос, он не сделал ничего из того, что обещал.

  1. Да на день опоздал,
  2. И дня того не возвратят века.

Поэт говорит, что, к сожалению, уже ушло то время,когда он мог хотя бы чем-то помочь людям, которые в его помощи нуждались.И это является самым тяжелым и трагическим для него. Он призывает читателя не медлить, нести добро людям.

  1. Теперь прошел я тысячи дорог —
  2. Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
  3. Нет отчима,
  4. И бабка умерла…

Известно каждому, что добро, в его высоком и истинном понятии – это именно тот ориентир, к которому обязано стремиться человечество, это маяк, дарящий свой свет заблудившимся в нашем непростом мире путникам, это подлинная мораль, мир и гармония.

Человек, чьи помыслы и поступки направлены на добро, живет по-настоящему полной жизнью. Он, помещая свой посильный вклад в добрые дела, тем самым делает мир лучше, светлее и перспективнее, даря надежду на возрождение.

Того, кому неведомы бескорыстно добрые поступки, стоит пожалеть, ведь он лишен необычайно радостного и теплого чувства, наполняющего все существо настоящего дарителя. Тот, кто не совершает хороших дел, чьи мысли ограничены лишь собственными эгоистичными интересами, никогда не ощутит щедрости собственной души, в своей скудости прячась за соображения мелочного практицизма.

И если временами кажется, что жизнь – как бесконечно длинная дорога, и можно всегда успеть обратить свои мысли к добру, то подобные впечатления весьма обманчивы. Поэтому нужно спешить делать добрые дела, наполнять свою жизнь особенным смыслом, чтобы после горько не сожалеть об утраченных возможностях. Ведь не зря говорят, что любой хороший поступок возвращается сторицей, и того, кто с готовностью отдает людям тепло своего сердца, кто не равнодушен к горестям и бедам, кто делает добро, не требуя взамен оплаты, щедро награждает сама судьба.

Неправы и те, кто полагают, что человек способен растратить себя, совершая добрые дела и отдавая этому все свои силы. Напротив, добротой и искренностью человек обогащает самого себя, он становится мудрее и прозорливее. Он видит мир в ином, более чистом и прекрасном свете, и счастлив лишь тем, что может подарить кусочек своей пылкой и отзывчивой души ближнему.

Нашли ошибку?
Ctrl+Enter

avosya.ru

Спешите делать добро! - "ВО!круг книг" Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска

С Днём доброты!

17 февраля – День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day) — одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. 13 ноября в 1998 году в Токио состоялась первая конференция Всемирного движения за доброту. В этом мероприятии приняли участие Япония, Австралия, Великобритания, США, Канада, Сингапур и Таиланд. Они и решили, что праздник будет отмечаться 17 февраля. Позднее к движению присоединились многие европейские страны, но Россия — только недавно. В России этот праздник пока еще мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем – безгранично и бескорыстно.


Если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. мы все чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснутся нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» - не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием. Как сказал Марк Твен: "Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой". «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» – сказал великий русский писатель Лев Толстой. Попробуйте в этот день: - Улыбнуться прохожему. - Придержать дверь подъезда. - Помочь молодой маме вынести коляску. - Уступить место в транспорте. - Помочь донести тяжелую сумку бабушке. - Собрать одежду (в том числе ту, из которой дети уже выросли), вещи и детские игрушки привести их в порядок и раздать тем, кто в этом нуждается. - Сделать кормушку для птиц и покормить их. - Покормить бездомных кошек или собак, помочь обрести им дом. Продолжите этот список добрых дел своими добрыми делами и поступками. Ведь, как сказал же Лев Толстой: «В том, чтобы делать добро, единственно верное средство быть счастливым». «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов) Яркий пример спонтанного проявления доброты – мультфильм «Просто так». Вспомним стихи и песни о доброте.            Добро Не злато и серебро, А в жизни всего превыше Ценилось в людях добро. Добро и очаг под крышей. И как бы кто ни хотел, Пусть в сейфах оно И не значилось, Добро бескорыстных дел Душевной данью оплачивалось. И с верою этой простой, Весь мир вдруг окинув оком, Стань мудрым, как Лев Толстой, Взрывным, как поэмы Блока. И всяк твой отыщет след (Всё доброе не убудет), Бессмертье несут земле Творящие радость люди… Роняя волос серебро И мчась в неоглядные дали, Спешите творить добро,          Кольцо Честное слово и доброе дело Дух поднимают и радуют тело. Доброе дело и честное слово – Жизни и песни душа и основа. Жизни надежду берут на поруки Чистые души, умелые руки, Чтобы душа и земля молодела Честного слова и доброго дела. Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь. Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок. Тот, как был, - так и остался хамом. Этот вот - от чванства занемог. Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом.          Спешите делать добрые дела Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил - Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал,- Рассказывает мать,- Все чаще вспоминал меня и ждал: "Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!" Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал... В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошел я тысячи дорог - Купить воз хлеба, дом срубить бы мог. И бабка умерла... Спешите делать добрые дела! Сколько просьб начинается с «Будьте добры»! - Скажите, который час? - Простите, глаза у меня стары. - Придите, беда, беда у нас! - Будьте добры! Очень спешу... Вас я, друзья, ни о чем не прошу Просто — Будьте добры! Л. Татьяничева          Что ты сделал хорошего Достается не дешево Счастье трудных дорог… Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Этой мерой измерятся Все земные труды. Может, вырастил деревце На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Мирным плавок теплом?.. Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому. Л. Татьяничева           Доброта Если друг твой в словесном споре Мог обиду тебе нанести, Это горько, но это не горе, Ты потом ему все же прости. В жизни всякое может случиться, И коль дружба у вас крепка, Из-за глупого пустяка Ты не дай ей зазря разбиться. Если ты с любимою в ссоре, А тоска по ней горяча, Это тоже еще не горе, Не спеши, не руби с плеча. Пусть не ты явился причиной Той размолвки и резких слов, Встань над ссорою, будь мужчиной! Это все же твоя любовь! В жизни всякое может случиться, И коль ваша любовь крепка, Из-за глупого пустяка Ты не должен ей дать разбиться. И чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно. Но в одном лишь не отступай, На разрыв иди, на разлуку, Только подлости не прощай И предательства не прощай Никому: ни любимой, ни другу!            Доброта Добрым словом улыбку украсишь, Добрым делом весь день озаришь, Даже будни с тобою мне праздник, Хоть порою молчишь да молчишь. И опять твои заботы от беды меня спасут, Красоту уносят годы, доброту не унесут. Словно вовсе не знаешь покоя, Силы все отдаёшь для людей, И, встречаясь с твоей добротою, Становлюсь я добрей и добрей. Ничего, что непогоды наши лица обожгут, Красоту уносят годы, доброту не унесут. Без неё мы немногого стоим, Без неё не прожить нам и дня, Стала самой большой красотою Доброта для меня, доброта. С нею легче и невзгоды, и тревоги отойдут, Красоту уносят годы, доброту не унесут. Б. Дубровин (музыка В. Мигули)           Доброта Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета.      Только надо, надо добрым быть      И в беде друг друга не забыть.      И завертится земля быстрей,      Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Н. Тулупова (музыка И. Лученка)            Будьте добры! Давайте с вами будем Всерьёз, не для игры, Ко всем зверям и людям Добры, добры, добры. Будьте добры,— Это нам говорит Новый год. Будьте добры,— Только к доброму радость придёт. Будьте добры,— Пусть зажгутся веселья костры. Ну, пожалуйста, будьте добры! Чтоб стал наш мир похожим На яблоню в цвету, Дари, дари прохожим Тепло и доброту. Будьте добры,— И тогда обойдёт вас беда. В Новый год, и потом, и всегда. Здравствуй, утро счастливой поры! Я вас очень прошу, Ну, пожалуйста, будьте добры! А. Санин (музыка А. Флярковского) Нельзя прожить без красоты, Без света и тепла. Нельзя прожить без доброты: Она сильнее зла. За минутою минута Убегают навсегда. Но на свете от чего- то Но на свете почему- то Торжествует доброта. Приятно видеть, что цветы По- прежнему цветут. И солнце светит с высоты, И птицы вновь поют. За минутою минута Убегают навсегда. Но на свете от чего- то Но на свете почему- то Торжествует доброта.

Р. Сеф (Песня из м/ф «Загадочная планета»)

           Дорога Добра Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! Забудь свои заботы, Падения и взлёты. Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь – не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! Ю. Энтин (музыка М. Минкова) (Из фильма «Приключения маленького Мука»)

vokrugknig.blogspot.com

Урок литературы по творчеству А.Яшина "Спешите делать добрые дела"

Фоменко Ларисы Леонидовны,
Учителя русского языка и литературы, ВКК
МБОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
С. Красномихайловское,2016г

Урок литературы в шестом классе.
Тема урока
: ” Спешите делать добрые дела”. А. Я. Яшин.
Цели и задачи: I) для пробуждения интереса учащихся к литературе, привитие любви к « прекрасному» (изобразительному искусству) и обогащению их лексических познаний ;

2)развитие Лексического мышления, устной связной речи;
3) воспитание о сознанного чувства ответственности за Землю, за природу ; воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к животному миру, и людей друг к другу.
Оборудование и материалы : " картинная галерея” ( рисунки учащихся), плакаты с эпиграфами, тетради, ручки, учебники, доска .Оформление: рисунки учащихся, на доске прикреплены два эпиграфа и написано большими буквами: ИСТИНА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ.
Эпиграфы к уроку:

1)" Поэзия должна делать людям добро.” А. Я. Яшин.
2) " Смотри дерево в плодах, а человека в делах”. Пословица.


ПЛАН И ХОД УРОКА


1. Орг. момент .Вступительное слово учителя.


Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота
Без доброты ты - серый камень. Тянусь я сердцем к доброте,
И доброту я шлю от сердца. На доброту мою в беде
Товарищ может опереться.


-Сегодня ш поговорим о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде. Урок наш так и называется : " Спешите делать добрые дела”. Вначале урока проведем небольшую литературную викторину.
Литературная викторина.
- Сейчас я вам прочитаю отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Необходимо назвать произведение, угадать автора
" Наташа вошла в рожь, чтобы спрятаться с Антошкой. Она хотела было наискось пробежать по ржи к дороге, и по той дороге уйти от тучи домой к отцу и матери, но затем передумала, потому что боялась помять хлеб, и пошла по обочине ржи. Антошка уже заметил все, что делается вдали- - и тучу, и молнии ; он при - жался к сестре и спрятал свою голову около ее горячей шеи, как у матери."
/ А. Платонов " Июльская гроза"/
2."... корова отдала нам вое, то есть молоко ,мясо, кожу , она была доброй. Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо…|/ А. Платонов "Корова"/.
3) " Сколько лет прошло о тех пор! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного, коня с розовой гривой"./В. Астафьев" Конь с розовой гривой”/
4. " Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека если бы тот, уже достаточно выволоченный , не схватил ее другой рукой за другую ногу. Мгновенно вслед за тем он лег животом на ручье, выпустил собаку..."
/ М. Пришвин " Кладовая солнца"./
- Что общего между этими произведениями? Какой идеей они объедены ? ( Все эти произведения о добром отношении людей друг к другу, взаимопомощи между человеком и животным. Они объедини идеей доброты).

Постановка целей и задач урока.
На доске написано два эпиграфа к урок : " Поэзия должна делать людям добро." А. Яшин, и «Смотри дерево в плодах, а человека в делах". Пословица.
- Подумайте, в течение урока над вопросом, прав ли автор , утверждая, что " поэзия должна делать людям добро" . Прочитайте второй эпиграф, что представляет собой это высказывание ? Объясните смысл этой пословицы.
Чтение пословиц и объяснение их смысла.
А сейчас назовите пословицы и поговорки о добрых делах, о доброте - это было домашним заданием.

('"На добрый привет - добрый ответ. Жизнь дана на добрее дела.
Добро век не забудется. Добро не лихо ходит тихо, и т. д. )
6. Индивидуальные задания к уроку.

-А что, помимо пословиц и поговорок, вы еще приготовили к уроку ? / Стихи о добром отношении- ко всему живому, ко всему , что нас окружает./
Чтение стихотворений,, показ иллюстраций к ним ( «Журавли» Н. Заболоцкий," Орел" А. Яшин, " Что шепчет парк" И. Северянин./
Обобщаю: События, о которых говорится в этих стихотворениях ,сходны. А можно сказать , что сходны главные мысли этих стихотворений ? Докажите свое мнение.
Да, в каждом из этих стихотворений главным является утверждение любви ж жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты./
Сейчас давайте послушаем два стихотворения: " Покормите птиц" А. Яшина и " В парке плакала девочка” И. Северянина.

Какие цели мысли у вас вызывают ?

7 . А теперь давайте послушаем стихотворения, которые вы сами подготовила к уроку.
Ответьте, почему вы выбрали это стихотворение, чем оно понравилось, о чем оно, что в нем является главным, над чем заставляет задуматься. / Отрывок из " Деда Мазая и зайцев” Н. Некрасов, "Мать” Д. Мережковский, " Берегите старых людей" Л. Татьяничева, " Волшебник" Юнна Мориц, - эти стихи подготовили ребята ./
Обобщаю: старый Мазай, мальчики с кормушками, девочка, хлопочущая над больной птицей и волшебник, у которого находится ласковое слово, - что можно сказать о них, судя по их поступкам? Что же, на ваш взгляд, является самым ценным ? (Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).
8. Прослушайте стихотворение А. Я. Яшина " Спешите делать добрые дела"/ читает учитель/. Ответьте на вопрос: ” Что является самым ценным по мнению автора ?"
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему? Осуждает или оправдывает своего героя ? Почему стихотворение называется" Спешите делать добрые дела” ? Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? Как вы думаете, к кому обращается автор ? Как вы понимаете смысл этого обращения?
Мог ли Александр Яшин сказать так, как сказал Николай Заболоцкий :

" 0! Я недаром в этом мире жил,
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты дальний мой потомок,
Доделал то, что я не завершил?»
9. Обобщение изученного на уроке.
- Ребята, давайте с вами вспомним, какие стихотворения А. Я. Яшина прозвучали на уроке? / « Спешите делать добрые дела", "Орел"," Покормите птиц" /
-Какие стихотворения других поэтов вы запомнили?

-Чье исполнение вам понравилось?

- Раскрылось ли содержание первого эпиграфа?

-Как связан второй эпиграф с центральным вопросом урока: что является центральным в человеке?
10. Итог урока
Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах - это будет вашим домашним заданием. В качестве заголовка к рассказу предлагаю взять одну из пословиц или фразу "Спешите делать добрые дела ", которая послужила названием стихотворения, но и темой нашего урока.
И хотела бы я закончить урок словами:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты ты- сирота
Без доброты ты - серый камень.
Тянусь я сердцем к доброте,
И доброту я шлю от сердца.
На доброту мою в беде
Товарищ может опереться.
Несмотря на все испытания в нашей жизни необходимо верить, что ДОБРО, ЛЮБОВЬ,ИСТИНА, КРАСОТА не могут быть уничтожены. Они переходят от одного поколения к другому. А человек в любых ситуациях должен оставаться человеком. Так что " Спешите делать добрые дела! "

infourok.ru

Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Александр Яшин "Спешите делать добро""

Цель: Формировать представление о личности поэта; вникать смысл прочитанного; воспитать в учениках добро и сострадание, пробудить их к свершению добрых дел.

1. Оргмомент. Знакомство с целью урока.

Эпиграфом нашего урока является пословица «Добрые дела красят человека».

Прежде чем начать урок проведем небольшую викторину, включающей в себя отрывки из прочитанных произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой урока.

2. Викторина.

1) «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного за мою добрую душу и любовь к тебе. Полюби же меня теперь в образе человека».
(Аксаков «Аленький цветочек»)

2). «Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло. Сидя, и стоя, и лежа пластал
Зайцев с десяток спасалось на нем». (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).

3). «Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец».
(Одоевский «Мороз Иванович»).

— Что объединяет эти произведения?

(Старый Мазай, Рукодельница . Что можно сказать о них, судя по поступкам.

— Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? (Добрые дела, поступки)

— Эту тему о доброте, о добрых людях мы продолжим на этом уроке.

Тема нашего урока: А. Яшин «Спешите делать добрые дела».Запишем тему в тетрадях.

3. Сначала послушаем небольшое сообщение о поэте.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Словарная работа.

Отчим - неродной отец;

жалеть - чувствовать жалость, печалиться;

век - столетие;

срубить - построить.

6. Чтение учеником.

7. Работа с текстом

О чем говорится в этом стихотворении?

1 строфа. С отчимом ему жилось нелегко. Наверно, отчим был требовательным человеком. Мальчик был маленьким, поэтому он иногда не понимал этого. Но отчим его вырастил.

2 строфа. Когда отчим заболел и слег, о чем он мечтал? Значит, он очень любил мальчика. За требовательностью скрывалась большая любовь. 

Александр Яшин «Спешите делать добрые дела»

Мне с отчимом невесело жилось.
Все ж он меня растил-
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: «Мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю».

Мечтал о многом,
Много обещал...
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог.
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла.

Спешите делать добрые дела.

3 строфа. В родном селе бездомной бабушке он мечтал построить дом. Купить воз хлеба (очень много хлеба). Как он относился к бабушке?

4 строфа. Поэт мечтал, много обещал. У него такие добрые чувства. Но он опоздал на день. Этого дня не возвратят века.

5 строфа. Поэт самостоятельный человек. Он может все. Но отчима нет, и бабка умерла. Их не воротить.

Спешите делать добрые дела.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Жалость). Почему? После чтения стихотворения мы задумываемся о себе, об отношении к людям.

Осуждает или оправдывает автор своего героя?

Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела».

Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Он призывает нас, делать добрые дела, не откладывая на потом. Потом будет поздно.

Основная мысль стихотворения- поэт обращается к нам, призывает нас делать добрые дела.

8. Физминутка.

Народ очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека»- гласит народная мудрость. Добрые дела - это ежедневная помощь нуждающимся, полезная деятельность, работа. Я вам дала задание, чтоб вы приготовили пословицы о доброте. Давайте послушаем вас. Доброе дело само себя хвалит.

Доброму - добрая память.

Доброе сердце доходит до сердца.

На добрый привет - добрый и ответ.

Без добрых дел нет доброго имени.

С добрым жить хорошо.

Помимо пословиц и поговорок я привела вам отрывки из сочинений учеников о доброте. Давайте прочтем и запишем.

9. Высказывания о доброте. (Из сочинений).

«Доброта - теплота и бескрайность души, готовность помочь незнакомому человеку в беде. Творить добро - обязанность каждого человека на Земле, и каждый это умеет. Добро - это цветок, добрые дела - сад, разрастающийся с каждым днем. Учить добру нужно с самых первых дней жизни».

«Доброта - это язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.

Творите добрые дела! Спешите делать добрые дела».

10. Итог урока.

Мы сегодня очень много говорили о доброте, о добрых людях. А теперь узнаем, какие добрые дела совершаете вы. Наша школа вступила в организацию «Добрые дети мира». У нас в классе имеется «Дерево добрых дел», где вы вывешиваете свои дела. Кто хочет прочитать свои дела?

11. Домашняя работа.

Написать сочинение «Добрый человек».

urok.1sept.ru

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: А. Яшин "Спешите делать добрые дела"

Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»

Урок начинаем с викторины. Ученики угадывают автора и произведение. Примерные отрывки из произведение:

«… корова отдала нам все, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтобы всем людям на земле была от меня польза и хорошо» (А. Платонов «Корова»)

«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой» (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

«Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка. Аккуратными плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» (В. Распутин «Уроки французского»)

- Что общего между этими произведениями?

Обобщение: сегодня мы поговорим о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде. Урок наш так и называется «Спешите делать добрые дела». Записи темы и двух эпиграфов.

Эпиграфы. «Поэзия должна делать людям добро» А. Яшин

«Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Пословица.

Записи плана урока. Проблемный вопрос. Прав ли автор, утверждая, что «поэзия должна делать людям добро». Второй эпиграф. Работа с ним. Что представляет собой это высказывание? Назовите пословицы и поговорки о добрых делах, о доброте – это было домашним заданием.

Некоторые пословицы записываем на доске и в тетрадях.

Примерные записи.  «На добрый привет – добрый ответ». «Жизнь дана на добрые дела». «Доброе слово и кошке приятно». «Добро и век не забудется». «Доброму Савве и добрая слава». «Не дорог подарок – дорога любовь». «Добро не лихо, ходит тихо».

Объяснение  пословиц. – А что помимо пословиц и поговорок вы приготовили к уроку? Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает. Чтение стихов, демонстрация иллюстраций. Н. Заболоцкий «Журавли». А. Яшин «Орел». И. Северянин «Что шепчет парк».

Обобщение. В каждом стихотворении говорится о событии. Они сходны. А можно ли сказать, что похожи главные мысли этих стихотворений? Докажите свое мнение. Слово учителя. Да, в каждом стихотворении главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты. – А каким настроением проникнуты следующие стихотворения: А. Яшин «Покормите птиц»; В. Витка – «Синица». Какие мысли они у вас вызывают? Чтение стихов из подборки учеников. Дети не просто читают стихи, а объясняют, почему выбрали именно это стихотворение, чем оно им понравилось, о чем оно, что в нем является главным, над чем стоит задуматься. Звучали стихи В. Пальчинскайте «Муравей». Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок).  Голландская песенка «Счастливого пути». И. Северянина «В парке плакала девочка».

Обобщение. Старый Мазай, мальчики с кормушками, хлопочущая над больной птицей девочка и девочка, у которой для каждого находится ласковое, доброе слово, - что можно сказать о них? Судя по их поступкам? А как на этот вопрос отвечает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»? Чтение стихотворения. Вопросы. – Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Почему стихотворение названо «Спешите делать добрые дела»? этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? Как вы думаете, к кому обращение автора? Как вы понимаете смысл этого обращения? Мог ли А. Яшин сказать так, как сказал Н. Заболоцкий:

О! Я недаром в этом мире жил.

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь,

Ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не завершил.

Сравнение заключительных строк стихотворений. Вывод и обобщение. – Какие стихотворения А. Яшина прозвучали на уроке? Какое понравилось? Какие стихотворения других авторов вы запомнили? Чье исполнение понравилось? Раскрылось ли содержание первого эпиграфа на уроке? Как связан второй эпиграф с центральным вопросом урока: что является самым ценным в человеке? Домашнее задание: приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах. В качестве заголовка к рассказу предлагаю взять одну из пословиц или фразу «Спешите делать добрые дела».  Урок не этом не заканчиваем. Раскрываем витрину с выставкой иллюстраций, и мы отправляемся в галерею картин. Рисунки и плакаты сделана заранее. Тема «Спешите делать добрые дела». Одна часть рисунков к стихотворениям А. Яшина, Н. Заболоцкого, И. Северянина, В. Витки. Угадывание автора, подбор цитат и текстов к рисункам. У каждого рисунка свой заголовок. «Тот, кто дерево посадит, тот хороший человек». «Мы поддержим птиц зимой». «Доброе слово и кошке приятно» (пословица и ребус). «Символ доброты». «Просто старушка».

Символ доброты.

Хотели дело доброе ребята совершить,

Подумали и деревце решили посадить.

В его тени когда-то прохожий отдохнет,

А может быть, и спелый плод с его ветвей сорвет.

Конечно, это все пока далекие мечты,

Но пусть растет то деревце как символ доброты.

Мы поддержим птиц зимой.

Зимою птичкам голодно, им трудно корм найти,

И мальчики решили на помощь к ним прийти.

Повесили кормушки, насыпали зерна,

Теперь зима морозная тем птичкам не страшна.

В заключении рефлексия. Звучит музыка, исполняется песня «Улыбка», дети дарят друг другу подарки, сделанные собственными руками. Игольницы, ухватки, салфетки, поделки. Дарят в память об уроке, который запомнится им если не навсегда, то обязательно надолго. Это видно по их глазам. Они почувствовали, что «лучше добрым на свете жить, злого и так довольно».

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие по творчеству Александра Яшина. "Спешите делать добрые дела"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Подготовила: Петухова Т.А.

учитель 1 категории

классный руководитель:

4 «В» класса

Козьмодемьянск 2013 г.

Внеклассное мероприятие

по творчеству

Александра Яшина.

Спешите делать добрые дела.

Цель – 1.Познакомить учеников с личностью поэта.

2.Рассмотреть тематику стихотворений.

3.Учиться выразительному чтению стихотворений.

4.Способствовать обогащению словарного запаса.

5.Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные

в произведениях.

Оборудование урока – Портрет А.Яшина, сочинения детей, рисунки, фонограммы песен, пословицы и поговорки.

Методические приемы – рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа с учащимися.

Эпиграф к уроку – Спешите делать добрые дела.

Ход урока.

Учитель - С самых ранних лет А.Яшин чувствовал в себе талант

«Я ощущал его с детства, с юности, как страшную, разрушительную для самого себя силу». Деревенский мальчик Шурка Попов (Яшин – сын Якова) в десятилетнем возрасте уже должен был решать, как ему дальше жить. Отец погиб на войне, мать, отчим, братья и сестры остались неграмотными. Им трудно было лишиться работника, отпустить его в город, но сельский сход, собранный его дедом Михаилом Михайловичем Поповым (почитаемым крестьянином, основавшим в 1900 году в своей деревне начальную школу), постановил – Учить Шурку. Не случайно появились строки стихотворения

Меня добру учила вся деревня. (1959 г.)

Ученица – Творчество А. Яшина.

Учиттель – Проанализируем стих. Орел.

Учитель - Во время учебы в школе и педагогическом техникуме

Яшин пишет стихи, рассказы, песни, пьесы, организует литературный кружок. Стихотворение.

Только на Родине. 1955г.

Учитель – Какие слова, приведенные поэтом в этих строках характерны для сказочного повествования?.

( Нехоженый, неслыханный, невиданный.)

Учитель - Для Яшина Вологодчина – «край добра и чудес» был постоянным, неиссякаемым источником творчества. Там ему дышалось легко, писалось вольно, туда он приходил со своими удачами и невзгодами.

Земной поклон.1958г.

Учитель - С 1928г. Стихи А.Яшина начали печатать в газетах.

В 1934 г. Выходит его первая книга стихов «Песни Северу».

В1935г. Переезжает в Москву и поступает в литературный институт. В эти годы выходят в Москве его книги «Северянка» и «Мать». Когда началась Великая Отечественная война (1941-1945), А.Яшин уходит добровольцем на фронт. Тема его творчества меняется. Участвуя в боях, работая во фронтовых газетах, он пишет стихи о войне.

Стихи о В.О.войне.

Учитель – Одна из главных тем поздней лирики Яшина – тема добра. Он не мыслил своей жизни без свершения добрых дел. Его беспокоило то, что он многого еще не успел сделать. Знакомо ли вам чувство досады, что прошлое нельзя вернуть.

Ученики отвечают.

Учитель – Сознание упущенных возможностей ярко выразилось в стихотворении

Спешите делать добрые дела.1958г.

Учитель - Эти знаменитые строки, по свидетельству поэта В.Солоухина, явились сутью отношения автора к миру. Он говорил это, исходя из собственного жизненного опыта, зная, как горько бывает, когда не успеешь помочь, когда благие намерения так и остаются только намерениями.

Добрые дела действительно нужно спешить делать, время летит очень быстро, кажется, я молод, у меня вся жизнь впереди, я все успею, куда торопиться. Но годы, которые летят очень быстро, не вернешь назад. Не мечтайте, не обещайте, а просто делайте добрые дела, чтобы потом не корить себя за упущенные возможности. Дорожите временем. Пусть вам никогда не придется сказать –

От смерти б спас, да на день опоздал….

Учитель – Ребята, к каждому из вас было домашнее задание – написать сочинение на тему – Спешите делать добрые дела.

Пожалуйста, послушайте некоторые из них.

Сочинения детей.

Учитель – Тема упущенных возможностей сделать добро звучит в стихотворение

Память -1958г.

Учитель – Однажды А.Яшин записал в дневнике: «Зажмурься, но скажи правду». В стих. «Память» автор как бы говорит – сделай все, что от тебя зависит. Помоги тем, кому можешь помочь. Лучше зажмуриться и сказать правду, чем потом судить самого себя за дурной поступок.

Учитель – В устном народном творчестве очень много сложено пословиц и поговорок о добре. Назовите, какие вы знаете.

Пословицы и поговорки.

Учитель – Доброта – это лекарство от многого, прежде всего от дурного. Как же возникает в человеческом сердце доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и прекрасной. Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше – добра или зла. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек – это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу.

А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добрый, он спокоен, веселый, от него исходит тепло. О добром отношении и заботе к окружающей природе, к животным, к птицам А.Яшин написал

Стихотворение – Покормите птиц зимой.

Учитель – Да, особенно зимой птицы нуждаются в нашей помощи.

А вы сделали кормушки птицам? Если не сделали, то еще не поздно. Я, думаю, что вы все приготовите для птиц кормушки и будете их кормить. А чем можно покормить птиц?

Дети отвечают.

Учитель - Сейчас прозвучит стихотворение, где добро противопоставлено жестокости.

Стихотворение «Зайчонок». ( 1956 г. )

Учитель - Почему охотник не может забыть того дня, когда выстрелил, почти не глядя?

Дети - Дело в том, что он сорвал на маленьком, все зло, от неудач скопившееся за день. Раздражение, усталость, неудачи подтолкнули охотника к тому, чтобы подстрелить зайчонка. От этого день назван недобрым и стыдным.

Учитель - Почему он так назван?

Дети – «В тот день жестокость овладела».

Учитель – Одна из важнейших черт гуманного человека – это доброта.

Запись в тетрадь - Гуманный - с латинского - человечный, человеколюбивый.

Учитель – Для Яшина идеал – это доброта и к живому миру, и к людям. Богатый внутренний мир человека, отзывчивость, честность, стремление к созиданию блага.

У вас было домашнее задание изобразить на рисунках тему добра.

Как вы понимаете, в вашем воображение, делать добро?

Рисунки детей.

Хочется зачитать строки из его писем - Когда же мы научимся любить и беречь друг друга – с болью говорил Александр Яшин.

Все в этом мире для человека – так просты и многозначны его слова. Так почему же в мире так много зла. Почему люди, стремясь к материальным ценностям, забывают нравственные.

Человек, который бескорыстно (т.е. не требуя ничего взамен) делает добро, он похож на светлячка –

Светлячок во мгле - огонек в лесах.

Может, он на земле. Может, в небесах.

Если вы хотите, чтобы в мире было меньше зла, пусть ваша доброта станет огоньком в темноте для вас самих и для тех, кто вас окружает.

Учитель - Сделаем вывод, какая была главная тема в творчестве А.Яшина? (Тема добра) Какие стихотворения вам больше всего запомнились и понравились? Почему? Чему они учат нас?

В его записях есть еще и такие слова – Развивайте душу. Она может стать зрячей. Это зрение необычно – зрение души, а не глаз…Она может услышать души человеческие, их любовь и ненависть…..

Вот таким, глубоко любящим людей и все живое, зовущим нас делать добрые дела, и остается Александр Яшин в нашей памяти.

Заканчивая урок, я думаю, что в ваших сердцах добра стало еще больше. Вы всегда будете по-доброму относиться друг к другу, ко всем окружающим, ко всему живому. Вы никогда не останетесь равнодушными к чужой беде. Всегда будете дарить добро людям, природе и всем нам от этого станет жить лучше.

Песня о добре. Запись.

Список литературы:

  1. Радов Г., За напечатанной строкой, "Журналист", 1967;

  2. Буртин Ю., "Может быть, это мои прощальные письма... ", "Новый мир", 2003;

  3. Абрамов Ф., Александр Яшин, поэт и прозаик, 2001;

  4. Михайлов Ал., Александр Яшин, М., 1975;

  5. Яшина Н., Воспоминание об отце, Архангельск, 1977.

infourok.ru

Методическая разработка урока литературы по теме "Уроки доброты в стихотворении А. Яшина"

Уроки доброты в стихотворении А.Яшина «Спешите делать добрые дела!»

Цели урока 

образовательные: формировать представление о личности поэта, знакомство с важнейшими страницами его жизненного пути, дать понятие о стихотворении А.Яшина «Спешите делать добрые дела»;     

развивающие:  развить устную речь при помощи выразительного чтения,  вопросно-ответной беседы, словарной работы   и  выполнением творческих заданий.                     

воспитательные: воспитывать потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты; формировать ценностные гуманистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и наглядность: портрет С.Яшина, пословицы, тексты стихотворений, сердечки, листочки.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, групповая работа по анализу текста, работа с новыми словами, работа с текстом, составление кластера.

Эпиграф: «Спешите делать добрые дела!»

Ход урока.

Звучит классическая музыка, учитель рассказывает сказку:

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь:

Подошла она к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Был ли случайным выбор девушки? Как вы считаете?

(Нет, это выбор не случаен, т.к. без доброты нельзя прожить на свете.)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? Какое ключевое слово в теме урока пропущено? (Доброта)

- Обратимся к стихотворению поэта, портрет которого перед вами. Кто может сказать, что это за поэт? (Александр Яшин) Да, сегодня мы обратимся к стихотворению Александра Яшина «Спешите делать добрые дела!», название стихотворения может стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

«Дерево ожидания»

- Предлагаю записать на листочках:

1ряду – «Что хотите узнать на уроке?»

2ряду – «Чему хотите научиться на уроке?»

3 ряду – «Что ожидаете от урока?»

(Таким образом, учащиеся формулируют задачи, стоящие на уроке).

- Итак, Александр Яшин. (Презентация)

Ученик. Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия — Попов) родился в 1913 г. на Вологодчине, в находившейся в северных лесах деревне Блудново. Его детство и юность прошли среди охотников и звероловов. Бездорожный край труден был для жизни, но полон народного творчества: былинами, сказками, бывальщинами- все это повлияло на будущего поэта и писателя.

А.Я.Яшин с детства приобщился к тяжелому крестьянскому труду: умел пахать плугом, косить косой, метать стога, плести лапти и даже прясть лен и ткать на самодельном станке. Деревенский мальчик Шурка Попов (Яшин – сын Якова) в десятилетнем возрасте уже должен был решать, как ему дальше жить. Отец погиб на войне, мать, отчим, братья и сестры остались неграмотными. Им трудно было лишиться работника, отпустить его в город, но сельский сход, собранный его дедом Михаилом Михайловичем Поповым (почитаемым крестьянином, основавшим в 1900 году в своей деревне начальную школу), постановил – учить Шурку.

А.Я.Яшин с детства мечтал стать поэтом, но прежде чем его мечта сбылась, он был и учителем, и газетчиком, а по окончании Московского литературного института прошел всю войну с моряками. Прожил он 53 года, умер в 1968 г.

Учитель. Тематика литературных произведений Яшина разнообразна.

Одна из главных тем его поздней лирики – тема добра. Он не мыслил своей жизни без свершения добрых дел. Его беспокоило то, что он многого еще не успел сделать.

Сознание упущенных возможностей ярко выразилось в стихотворении «Спешите делать добрые дела»(1958г.)  Он говорил это, исходя из собственного жизненного опыта, зная, как горько бывает, когда не успеешь помочь, когда благие намерения так и остаются только намерениями.

- Подумайте, как можно было бы определить понятия «добро» и «доброта». Ответы учащихся:

-Добро –это умение любить всем сердцем и прощать обиды.

-Доброта – это желание бескорыстно помочь другому.

-Добро – это умение делать хорошее,приятное другим людям.

-Доброта - теплота и бескрайность души, готовность помочь незнакомому человеку в беде.

- Шире познакомимся с понятием "доброта".

- Что же такое доброта? Посмотрим в толковый словарь Даля.

Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека.

- А в словаре Ожегова?

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Составление кластера

Словарь

доброты

добродушие доброжелательность отзывчивость теплота

Физминутка. «Собери пословицу».

- Люди очень ценят доброту. «Добрые дела красят человек», - гласит народная пословица. У вас на столах пословицы, но части их перемешались. Вам нужно найти свою пару, составить пословицу и прочитать вместе.

  • Добро делать спешить надобно.

  • Добро помни, а зло забывай.

  • Доброе дело без награды не останется.

  • Доброе дело питает и разум, и тело.

  • Доброе дело лучше мягкого пирога.

  • Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

  • Добрый друг лучше богатства.

- Одна из пословиц гласит: «Добро делать спешить надобно». Так и Александр Яшин называет своё стихотворение». Учитель читает стихотворение.

Словарная работа.

Отчим - неродной отец.

Жалеть – чувствовать жалость, печалиться.

Век – столетие.

Срубить – построить.

Работа с текстом.

Деление текста на смысловые части:

  • Отношения с отчимом.

  • Обещание бабушке.

  • Не успел спасти старика.

Добрые помыслы надо осуществлять.

Работа в группах. Осмысленное чтение. 

Учащиеся читают текст стихотворения, отвечают на вопросы:

1 группа.

1. Почему с отчимом ему жилось невесело? Значит ли это, что отчим плохой человек?

(Наверное, отчим был требовательным человеком. Мальчик был маленьким, поэтому он иногда не понимал этого. Но отчим его вырастил.)

 2. Когда отчим заболел и слег, о чем он мечтал? ("Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!")

От чего мог спасти сын? (Наверное, от душевной тоски и пустоты.)

- В старости человек начинает переоценивать свою жизнь. И только выросшие дети могут быть живым доказательством того, что жизнь прошла не напрасно. Значит, он любил мальчика по-своему. За требовательностью скрывалась большая любовь.

2 группа.

 1. Как проявилась доброта по отношению к бездомной бабушке? (В родном селе бездомной бабушке он мечтал построить дом. Купить воз хлеба (очень много хлеба). Обещал сделать ее счастливой.)

2. О чём говорят эти чистые и добрые помыслы?  (Эти чистые и благородные мечты ребенка свидетельствовали о его добром сердце.)

3 группа.

1. Герой мечтал, много обещал. У него такие добрые чувства. Когда мальчик вырос, он сделал то, что обещал? (Мог спасти старика, но он опоздал на день. Этого дня не возвратят века. И бабке дом не построил.)

2. Он самостоятельный человек. Он может все. Но отчима нет, и бабка умерла. Их не воротить.

К какому выводу приходит герой, к какому выводу приводит нас автор? (Спешите делать добрые дела.)

 - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?   (Жалость, грусть.)

 - Почему? (После чтения стихотворения мы задумываемся о себе, об отношении к людям.)

 - Осуждает или оправдывает автор своего героя? Почему стихотворение называется

« Спешите делать добрые дела ». (Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Он призывает нас, делать добрые дела, не откладывая на потом. Потом будет поздно. )

- Поэтому мы с вами должны быть готовы в любой момент прийти на помощь, протянуть руку тому, кто в ней нуждается. Проявить что?

Вернёмся к кластеру.

внимание забота человечность чуткость сочувствие сострадание

-А кто же, по-вашему, нуждается в добрых делах? (Слабые, беззащитные, немощные.)

- В нашей доброте нуждаются люди, животные, растения, деревья все – все живые существа. Добрые дела, действительно, нужно спешить делать.

- Скажите, а можно ли быть добрым, никак не проявляя доброту в делах? Можно ли заставить человека быть добрым? (Невозможно!)

- У англичан по этому поводу есть интересная пословица: «Вы можете заставить коня подойти к воде, но не можете заставить её пить». Добрые дела люди осуществляют по велению сердца, а не по принуждению. Время летит очень быстро, кажется, я молод, у меня вся жизнь впереди, я все успею, куда торопиться. Но годы, которые летят очень быстро, не вернешь назад. Дорожите временем. Пусть вам никогда не придется сказать: «…да на день опоздал…». Не мечтайте, не обещайте, а просто делайте добрые дела, чтобы потом не корить себя за упущенные возможности.

- Если вы сегодня уже успели сделать доброе дело, повесьте листок на наше дерево, скажите, какое доброе дело вы сделали.

- Вернёмся к целям и задачам урока. Что же вы узнали на уроке? Чему научились? Что получилось? Что не совсем получилось?

Я думаю, что в ваших сердцах добра стало еще больше. Вы всегда будете по-доброму относиться друг к другу, ко всем окружающим, ко всему живому. Вы никогда не останетесь равнодушными к чужой беде. Всегда будете дарить добро людям, природе и всем нам от этого станет жить лучше. Если наш урок вам понравился, он затронул вас, прикрепите маленькое сердечко вот к этому большому, чтобы оно засветилось вашей добротой.

Д/з Выучить стихотворение наизусть.

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.