Стих русь никитин имя отчество


Русь (Никитин) — Викитека

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые.
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сёл
Высоко вставал
Чёрным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьём кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

ru.wikisource.org

Русь — Никитин. Полный текст стихотворения — Русь

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

www.culture.ru

Русь «Иван Никитин» читать стих

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Предыдущий стих - Давид Самойлов — Бессоница Следующий стих - Аделаида Герцык — На берегу Стихи этого поэта:

stihi.deti.guru

И.С. Никитин. Русь | Умники и умницы

Стихи русских поэтов


Ответы к стр. 4 – 5

Иван Никитин
Русь

I часть: Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется,

И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

II часть: Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сёл
Высоко вставал
Чёрным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

III часть: И теперь среди
Городов твоих
Муравьём кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут,

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

 

1. Проталинки
Перечитайте и впишите пропущенные слова.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

2. Точное слово
Прочитайте, впишите слова, которые выбрал автор, чтобы показать величие Руси.

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

3. Поиск
Как называется наша Родина? Запишите.

Моя Родина – Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава.

4. Соответствие
Перечитайте стихотворение и разделите на части по плану. Нарисуйте иллюстрации.

Описание красоты богатств Описание побед над врагами Описание славы России

5. Эрудит
Что такое логическое ударение? Объясните.

Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.

6. Проба пера
Попробуйте сочинить четверостишие о своей Родине. Запишите и сделайте иллюстрацию к нему.

Моя Родина – город, где я живу,
Страна, где живёт вся моя семья,
А за городом ветер волнует траву-мураву,
И все люди – Родины дочери и сыновья.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 3 класс. Ефросинина Л. А.

4.8 / 5 ( 97 голосов )

e-razumniki.ru

Стихотворение И.С. Никитина "Русь"

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

(1851)

Читать: Анализ стихотворения И. С. Никитина "Русь"

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Школьное чтиво: Никитин И. "Русь"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Русь" и их характеристика

  1. Русь. Могучая и красивая, со славной историей.

План пересказа стихотворения "Русь"
  1. Степь и горы
  2. Моря и реки
  3. Нивы и виноград
  4. Все есть на Руси
  5. Татары и ляхи
  6. Враги Руси
  7. Клич царя
  8. Смерть врагов
  9. Необъятная страна
  10. Любовь к Родине

Главная мысль стихотворения "Русь"
Каждый человек должен любить и защищать свою страну.

Чему учит стихотворение "Русь"
Стихотворение учить любить и беречь свою Родину, учит патриотизму. Учит гордится своей страной, ее настоящим и ее историей.

Отзыв на стихотворение "Русь"
Мне очень нравится это стихотворение Никитина, потому что оно пробуждает в человеке самые лучшие чувства - любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Это стихотворение поднимает настроение и зовет на подвиги.

Анализ стихотворения "Русь"
Стихотворение Ивана Саввича Никитина "Русь" было написано в 1853 году.
Строфа - ямб.
Стихотворение логически делится на три части.
Первые десять четверостиший описывают красоту и бескрайность Руси.
Следующие тринадцать четверостиший описывают борьбу Руси с многочисленными врагами, ее победы.
Последние шесть четверостиший описывают могущество современной Руси, говорят о любви к Родине.
Общая тема стихотворения - патриотизм.


Средства художественной выразительности в стихотворении "Русь"
Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Метафоры: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.

Пословицы к стихотворению "Русь"
Нет земли краше, чем страна наша.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Своя печаль чужой радости дороже.
Всякому мила своя сторона.
Своя земля и в горсти мила.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Русь"
Под шатром голубых небес зеленеет степь. По границам степи высокие горы. По степи бегут в моря реки. На полях - нивы, на лугах - трава, в садах - виноград. На севере снег кружит и море во льдах.
Это все Русь, моя Родина. Есть у нее и поле вольное, и казна, стол другу и меч врагу, есть силы богатырские. Так зачем кому-то кланяться?
Полчища татар положила Русь, и полякам урок дала. Жгли враги поля, но как крикнет царь, встанет армия народная, и похоронит врагов.
И теперь шумят города русские. Со всех земель на поклон к ней стекаются люди. Слава про Русь по всей земле идет. Есть за что любить Русь. И не жаль за Русь сложить свою голову.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Русь"

Читать стихотворение "Русь"
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

coolchtivo.blogspot.com

Стихотворение Русь💗 - Никитин Иван Савич

Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Вы сейчас читаете стих Русь, поэта Никитин Иван Савич

russian-poetry.com

Презентация "Стихотворение И.С. Никитина «Русь»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Никитин Русь.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок литературного чтения по УМК «Планета Знаний» в 4 классе Презентацию подготовила: Друзенко Лариса Николаевна, учитель начальных классов

2 слайд Описание слайда:

Родина Родина Россия Отечество , Отчизна

3 слайд Описание слайда:

Родина. Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор. Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна!

4 слайд Описание слайда:

И.С.Никитин «Русь»

5 слайд Описание слайда:

Тема урока Иван Саввич Никитин стихотворение «Русь». Цели урока: познакомиться со стихотворением И.С. Никитина; познакомиться с биографией поэта; развивать навыки правильного, выразительного чтения.

6 слайд Описание слайда:

Иван Никитин родился в городе Воронеже. Мальчиком он жил в доме, который стоял на высоком берегу реки Воронеж. Поэт любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.

7 слайд Описание слайда:

«Русь» - первое стихотворение, которое было напечатано и сразу сделало поэта известным. Первый сборник стихов вышел в 1856 году. Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, беспросветная жизнь крестьян и крестьянский труд, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

8 слайд Описание слайда:

В Воронеже на Никитинской площади установлен памятник поэту. В Воронеже в доме, где поэт жил с1846, с 1924 действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина) В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже. Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.

9 слайд Описание слайда:

Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется.

10 слайд Описание слайда:

И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами.

11 слайд Описание слайда:

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.

12 слайд Описание слайда:

Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся;

13 слайд Описание слайда:

Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается.

14 слайд Описание слайда:

Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится;

15 слайд Описание слайда:

Подымает грудь Море синее, И горами лед Ходит по морю;

16 слайд Описание слайда:

И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную...

17 слайд Описание слайда:

Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная!   Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!

18 слайд Описание слайда:

У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла Воля смелая?

19 слайд Описание слайда:

У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола, Меча — недругу?   У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов?

20 слайд Описание слайда:

Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью,   Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!

21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

ПЛАН: 1. Бескрайние просторы Руси 2. Трудные времена 3. Прославление Руси

23 слайд Описание слайда:

что Человек без Родины – что соловей без песни соловей без Человек Родины без песни

24 слайд Описание слайда:

«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное. А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, Выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов.» К.Д. Ушинский

25 слайд Описание слайда:

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Какой момент урока тебе понравился больше?

26 слайд Описание слайда:

От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей Человек проходит, как хозяин Необъятной Родины своей. д/з: Сочинение – рассуждение. Человек – хозяин своей страны!?

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-132783

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

И.С.Никитин "Русь"

Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

  • Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

  • Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Личностные:

Ученик получит возможность

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

  • научиться ориентироваться в своих знаниях,

  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

  • научится использовать жизненный опыт,

  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,

  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

  • научиться оформлять свои мысли в устной форме,

  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Основные понятия:

риторический вопрос.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Проблемно – диалогическая технология.

  • ИКТ технологии

  • Метод групповой работы.

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

Организация пространства:

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

( Звучит песня « Россия! Русь!»).

- Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение )

- О чём и о ком эта песня? ( О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

- Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? ( Слайд 1) Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

- Как они называются? (синонимы).

- С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока ( на уроке будем говорить о Родине)

3.Сообщение темы урока

- Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

3. Анализировать

4. Вести дискуссию

5. Рассуждать

6. Делать выводы

(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

- Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

1.

Где?

2.

Когда?

4

Чем?

5.

Что?

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира .

- Давайте проверим, что у вас получилось.

1.

Где родился поэт?

г. Воронеже

2.

Когда родился?

3 октября 1824 году

4.

Чем занимался?

Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.

5.

Что принесло известность поэту?

Стихотворение «Русь»

- Сейчас мы перейдём на стихотворение.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

(подготовить картинки)

4. Первичное восприятие стихотворения.

- Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушая меня, постарайтесь

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства вы испытали?

- Ваш прогноз подтвердился?

- По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

(Оно напоминает фольклорное произведение,

народную песню,

оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

6. Словарно-лексическая работа.

- В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь — Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

- Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов.

7. Работа по содержанию текста (работа в группах)

- А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

- Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

- Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

- Давайте пообсуждаем.

- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

(фиксирую на доске)

1 гр. -

2 гр. -

3 гр. -

4 гр. -

- Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

- Чему она посвящена?

( Описывается природа Руси)

- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

( ее необъятность, просторы Руси, природа )

- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

( Одновременно это увидеть нельзя)

- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.

(Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

- Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

- Расскажите о своём понимании этих строк:

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

ходит по морю

- Где «горами лёд ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

- Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

( - Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)

- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

- Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси)

- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо)

- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

(Русь державная, в красе царственной)

- Как можно озаглавить 1 часть

1.Описание природы Руси.

2часть.

О чём говорится во 2 части стихотворения?

(Об истории Руси.  )

- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

-Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

- Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)

- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

- Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?

( о героическом прошлом нашей Родины)

- О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

- Как автор называет врагов? (туча тёмная, гроза, гости)

-Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

- Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

- В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

- А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

( Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером)

- Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году ?

(70 - летие со дня великой победы над фашизмом.)

- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

- Указывает ли автор точную дату их гибели?

-Что он выражает в этих строчках?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. Описание истории Руси.

3 часть.

- О чём говорится в 3 части? ( о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)

(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)

- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

( в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)

Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть.

3. Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)

-В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

- Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

- Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

- Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка)

-Приведите примеры из текста?

- Итог урока

- А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

Родина! 
Бескрайняя, великая! 
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там - пригодился! 
Дом!

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

(проверка)

- А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)

1 группа выписывает эпитеты: (море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная , воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи , седые моря. )

2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон

3 группа сравнение: нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,

4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,

(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)

infourok.ru

Урок 53. и.с. никитин «русь» - Литературное чтение - 4 класс

Литературное чтение, 4 класс

Урок 10. И.С. Никитин. «Русь».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений И.С. Никитина «Русь».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны: мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Риторический вопроспредставляет собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; ритм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.,

в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014

2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

3. Электронное аудиоприложение к учебнику. Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. 4 класс». М.: Просвещение , 2014 г (АП)

4. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения; познакомимся с историческими событиями, которые описаны в стихотворении; литературными терминами.

Научимся работать со стихотворным текстом; узнавать и находить средства выразительности речи.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Жени и её папы.

П: Женечка, а какая картина тебе понравилась больше всего?

Ж: Очень понравилась картина «Православная Русь» Она такая живая!!! Я слышала, как бегают дети, как гогочут гуси, как козочки блеют: «Мееее» Папа, а еще на картине был воздушный змей! Самый настоящий воздушный змей! Вот бы мне так побегать и поиграть.

П: Эту картину написал Сергей Панин, мне она тоже понравилась.

Ж: Папа, а этот художник, наверное, жил давно? Представляю, как стоит на возвышенности и рисует все, что видит.

П: Нет, он наш современник.

Ж: А откуда тогда он все так хорошо знает, как было раньше?

П: Он изучал историю нашей страны. Много читал. Историю можно узнать не только из учебника истории, а так же читая стихи и рассказы, слушая песни.

Ж: Папа, а есть стихотворение про Русь православную?

П: Конечно есть!

Иван Саввич Никитин начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, - этими словами поэт подчеркивает необъятность своей родины. Говорит он и о богатой плодородной земле, и о богатстве Руси в целом.

П: Иван Саввич использует метафоры: небо называет «шатром», горы- «цепями», небеса горят «пожар».

Ж: А я вижу сравнения! Горы Никитин сравнивает с «великанами», нивы с «камышом», мураву с «ковром», а снег, как «белый пух»

П: Молодец, а ты сможешь найти олицетворения?

Ж: Конечно, нивы «движутся», лед «ходит», пожар «освещает», а море «поднимает грудь». Словно они живые.

П: В этом отрывке поэт использует эпитеты: «море синее», «мгла непроглядная», «Русь державная».

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь необъятная.

П: Давай продолжим читать стихотворение.

Ж: А кто должен ответить на эти вопросы?

П: А как ты думаешь, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Аннимация. Женечка пожимает плечами…

П: Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

Ж: Здесь тоже есть эпитеты: «поля чистого», «воля смелая» и «Старины святой». А еще есть олицетворение – воля «разгул нашла».

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Риторические вопросы

П: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:

Ж: Поэт вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над Русью нависала угроза?

П: Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война. Благодаря именно народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить Русь неприкосновенной. Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь непобедимая

Ж: В этой части много олицетворения: «леса падали», «дым вставал», «Русь поднялась, собрала, приняла», «вьюги хоронили», а «бури плакали».

П: А я заметил эпитеты: «туча темная». «мать сыра-земля», «зловещий дым», «черным облаком», «глухие степи».

Ж: Если все это представить, то очень страшная картина получается, а Русь выстояла.

П: Давай читать последнюю часть и рассуждать.

П: В этом отрывке поэт использует метафору: «назвать матерью». Картина дополняется эпитетами «седым морям», «света белого», «слава громкая», «Русь могучая».

Ж: Корабли ведут себя как живые «на поклон идут», а православный люд поэт сравнивает с муравьями.

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Объяснение в любви Родине.

Ж: Это стихотворение такое мелодичное.

П: Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, используя приемы, присущие народной поэзии.

Стихотворение «Русь» положено на музыку, оно стало поистине народной песней.

Разбор типового тренировочного задания

Вставь в текст стихотворения «Русь» Ивана Саввича Никитина пропущенные слова

Под большим __________

Голубых небес —

Вижу — даль __________

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

_______ гор стоят

Великанами.

По _______ в моря

Реки катятся,

И лежат ________

Во все стороны.

Слова для вставки: шатром, степей, цепи, степям, пути.

Ответ:

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Разбор типового контрольного задания

Тест «Внимательный читатель» Выбирай правильный ответ.

Вариант 1

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

С кем сравнивает поэт горы?

А) с айсбергом

Б) с великанами

В) с пирамидами

Какой является Русь по религии?

А) православие

Б) иудейской

В) мусульманской

Полчища какого народа положила под курганами Русь?

А) монголов

Б) татар

В) немцев

Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?

А) латвия

Б) литва

В) франция

Вариант 2

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

Кто хоронил врагов на Руси?

А) метели

Б) вьюги

В) бури

Именно они идут на поклон из далеких стран

А) купцы

Б) корабли

В) караваны верблюдов с поклажей

И лежат в земле груды …

А) мечей и шлемов

Б) золота

В) тел врагов

Что следует сделать за Родину?

А) принять смертный бой

Б) встать за Родину горой

В) сложить голову

Ответ:

Вариант 1

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

С кем сравнивает поэт горы?

А) с айсбергом

Б) с великанами

В) с пирамидами

Какой является Русь по религии?

А) православной

Б) иудейской

В) мусульманской

Полчища какого народа положила под курганами Русь?

А) монголов

Б) татар

В) немцев

Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?

А) латвия

Б) литва

В) франция

Вариант 2

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

Кто хоронил врагов на Руси?

А) метели

Б) вьюги

В) бури

Именно они идут на поклон из далеких стран

А) купцы

Б) корабли

В) караваны верблюдов с поклажей

И лежат в земле груды …

А) мечей и шлемов

Б) золота

В) тел врагов

Что следует сделать за Родину?

А) принять смертный бой

Б) встать за Родину горой

В) сложить голову

resh.edu.ru

Проверьте себя, с. 15 – 17

Проверьте себя


Ответы к стр. 15 – 17

1. Соответствие
Прочитай строфы. Укажите ⇒ названия стихотворений. Напишите названия строф.

Птички солнышка ждут, ⇒ Трёхстишие
птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается. ⇒ И.С. Никитин “Утро”

Стать за честь твою ⇒ Четверостишие
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову! ⇒ И.С. Никитин “Русь”

Привет тебе, мой край родной, ⇒ Четверостишие
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И с неоглядными полями! ⇒ С.Д. Дрожжин “Привет”

2. Эрудит
Прочитайте. Укажите ⇒ рифмующиеся строки. Запишите название стихотворения.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. ⇒ По зеркальной воде, по кудрям лозняка
Белый пар по лугам расстилается. ⇒ От зари алый свет разливается.

Это стихотворение И.С. Никитина “Утро”.

Запишите имя и отчество поэта Дрожжина.

Спиридон Дмитриевич

3. Книгочей
Составьте список стихотворений, которые вы изучили в этом разделе.

1. И.С. Никитин “Русь”, “Утро”
2. И.З. Суриков. “Детство”
3. И.С. Никитин. “Помню я: бывало, няня…”
4. С.Д. Дрожжин. “Зимний день”
5. С.Д. Дрожжин. “Привет”
6. Ф.Н. Глинка. “Москва”

 

4. Поиск
Перечитайте отрывок из стихотворения И.С. Никитина “Утро” и подчеркните олицетворения.

 

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

5. Соответствие
Соедините ⇒ фамилии, имена и отчества русских поэтов.

Никитин ⇒ Иван Саввич
Дрожжин ⇒ Спиридон Дмитриевич
Суриков ⇒ Иван Захарович
Тютчев ⇒ Фёдор Иванович
Некрасов ⇒ Николай Алексеевич 

6. Поиск
Кроссворд “Русские поэты”.

1. Автор стихов о чародейке зиме.
2. Этот поэт написал стихотворение о крестьянских детях.
3. Автор стихотворения “Утро”.
4. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки.
5. Этот поэт описал красоту зимнего дня.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 3 класс. Ефросинина Л. А.

5 / 5 ( 27 голосов )

e-razumniki.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.