Стих поэт анализ лермонтов


Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора.

История создания

Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится. Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт».

Структура стихотворения

Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба.

Анализ содержания

В своем творении автор прибегает к использованию символа-иносказания, сравнивая поэта с некогда грозным оружием. Изображая кинжал, который теперь лежит без действия, Лермонтов проводит параллель с поэтом. В памяти всплывает недалекое прошлое, когда поэт мог достойно выполнять свою миссию.

«Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для весов,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.»

Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала.

«Наезднику в горах служил он много лет
Не зная платы за услугу.
Не по одной груди провел он страшны след
И не одну порвал кольчугу.»

После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам.

Вторая часть не что иное, как сравнение с первой. В ней можно проследить дальнейшую судьбу оружия, которое превратилось в висящую на стене дорогую игрушку. По мнению автора, таковой же является и судьба поэта в современном мире.

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет,
Внимал в немом благоговенье?»

В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной.

В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире.

Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом.

Средства художественной выразительности

Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности. Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления.

Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова

Анализ стиха «Поэт» Лермонтова помог выявить тему, лежащую в основе произведения – гражданская миссия поэта. Автор предается размышлениям о состоянии, в котором невольно оказалась поэзия в России после смерти Пушкина. В этом плане творение известного лирика можно рассматривать как своеобразную литературную декларацию.

Тем не менее, созданное произведение имеет программное значение в творчестве Лермонтова. Рассматривать его можно только в контексте размышлений Михаила Юрьевича о роли поэта в жизни общества в ряду с такими произведениями, как «Смерь поэта», «Пророк».

Удивительно эмоциональное и необычайно глубокое стихотворение Лермонтова «Поэт» представляет собой одно из лучших его творений, отражающих тему поэта и поэзии. Практически все произведение насыщено горьким пафосом и несбыточной мечтой о поэте-пророке.

Самые популярные материалы мая для 9 класса:

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова

Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.

История создания

Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.

В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.

Жанр, направление и размер

Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).

Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.

Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.

Образы и символы

В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.

Лирическим героем выступает сам Лермонтов, рассуждающий над важной для него темой – предназначения поэта. Каким в идеале должен он быть? Видимо, кинжалом в действии – разящим на смерть и обладающим грозной красотой.

Темы и настроение

  1. Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор показывает, что влияние мастеров слова на общество и их важность очень высоки.
  2. Так же он продолжает важную для себя мысль презрения к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг.
  3. Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели поэтического искусства становится более несбыточной. Финал стихотворения — это призыв к поэтическому пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала, может сразить наповал.

Идея

Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.

Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.

Средства художественной выразительности

В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.

В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.

В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.

Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.

Автор: Кирилл Смирнов

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс

В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе места в современном мире, который погряз в обмане и лжи.

К 1838 году, поэт уже был достаточно известной личностью, которая была широко представлена в определенных литературных кругах, но именно это стихотворение делает его еще известнее. Его можно смело отнести к гражданской лирике, которая была присуща молодому поэту. Этим стихом, он напрямую обращается к обществу, которое его окружает, и даже, его в чем-то высмеивает.

Главным героем в первой части этого стихотворения, выступает кинжал, который раньше просто выполнял свою миссию, но теперь он просто висит на стене, как украшение. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как этим самым наш герой показывает, что нынешнее поколение остается безучастным к прошлым заслугам предков, которые сражались за свою Родину.

В этой истории наш герой показывает, раскрывает главное предназначение поэта: управлять народными массами, которые заблудились в гуще событий, событий, которые происходят в России.

Очень интересное сравнение приводит поэт, которое делает это произведение уникальным, неповторимым: в этом мире, поэт полностью забыл свое святое предназначение, он подобен кинжалу, который забыли. Все это звучит очень правдиво и символично, так как в этом обществе все происходит именно так.

Стихотворение, которое несет надежду, надежду на спасение, так как поэт верит, что когда ни будь случится чудо, и все вспомнят про поэта, который будто кинжал, пронзит заблудшие, сухие души людей. Это настоящее пророчество, которое не может остаться безучастным, так как сила поэзии и сила таланта очень велика. Стихотворение, которое заслуживает внимания, так как оно является пророчеством.

Анализ стиха Лермонтова Поэт

Михаил Юрьевич Лермонтов, создавая этот шедевр в 1838 году под названием «Поэт», был уже в то время довольно известным поэтом и хорошо разбирался в творчестве других литераторов. Писал понятно и доступно, чтобы донести свои переживания и душевное состояние до читателя. Создавая стихотворение «Поэт», он пытался изобразить идеал образа поэта, к которому стремился бы сам подражать. Это произведение можно отнести к гражданской лирике. Где автор его пишет с философской точки зрения и указывает глобальные проблемы того времени, на его усмотрение. Он противоречит современному высшему обществу и пытается своим протестом доказать правоту любым способом, где и употребляет не стандартные сравнения поэта и поэзии с острым и сильным кинжалом.

Проанализировав шедевр того времени – произведение «Поэт» на первый взгляд кажет не понятным и трудным для восприятия читателем, в котором идет сравнение поэта и поэзии с дорогим и золотым кинжалом. Который был долгое время актуален в сражениях на поле боя воинами, а после стал ненужным и повешенным на стену в образе « дорогой и ненужной игрушки». Так и Лермонтов сравнивает творчество поэтов с забытым и неактуальным в теперешнее время кинжалом. Так и творчество литераторов стало забытым и не интересным, указывая на их забытый гражданский долг. Это писать и доносить до людей главные и важные исторические события, в которых описываются тяжелые сражениях на поле боя и т.д. М.Ю. Лермонтов пытается достучаться до человечества с помощью обращения к высшим силам, то есть к Богу. И надеться, что хоть когда-нибудь его услышат и поймут. И он выполнить свой гражданский долг.

Стихотворение написано с помощью метафор и использованием шестистопных и четырехстопных ямбов. Автор данного произведения пытается донести, что в высшем обществе поэт потерял свое настоящее предназначение и променял свой дар на деньги. А поэзия не кому не нужна.

Заключение

Безусловно, написанное произведение М.Ю. Лермонтовым «Поэт», стало одним из актуальных примеров, где довольно глубоко и ярко раскрывается тема поэта и поэзии. В нем автор красочно озвучивает свой протест против положения поэтов в современном обществе. Которые, забыли о своем предназначение, как тот кинжал, повешенный на сиену. И таким образом осуждает их за забытый свой долг. Этот шедевр произведение не оставит равнодушным читателя, а даст массу тем для рассуждения. Ведь Лермонтов смог четко и понятно донести свои мысли и душевные переживания.

Вариант №3

Творчество, да и сама жизнь, Михаила Юрьевича Лермонтова припала на тяжелое время, это были 30-е годы XIX века. В это самое время был некий застой среди духовных и нравственных ценностей. Сам же писатель относил себя к настоящим поэтам, и переносил эти перемены смиренно и сдержанно. Именно в этот самый период Лермонтов написал достаточно большое количество произведений посвященных гражданской лирике. Многие его творения выводят на первый план нотки протеста, безысходности и горечи. В это время Михаил Юрьевич предпринимает действия по поводу создания нового идеала, к которому стремится и сам. Состояние смятения, в которое погрузился поэт, заставило его создать очередной замечательный шедевр, под названием "Поэт".

Лермонтов берется за работу над произведением в 1838 году, на этот момент писатель уже приобрел некую славу и стал известен во многих литературных кругах. Стихотворение по своему замыслу полностью посвящается происходящему в русской поэзии, захватывая тот отрезок времени после смерти Александра Сергеевича Пушкина. Сначала автор решает рассказать о клинке (кинжале). Данное оружие много времени назад верно служило своему хозяину, который был отличным наездником далеко в горах. Не один раз кинжал спасал от смерти своего хозяина, прорывая кольчуги врагов. Теперь же, когда-то грозное оружие превратилось в золотую игрушку, весящую на стене. Теперь кинжал никто не воспринимает защитником, им только все любуются. А он продолжает один висеть на стене на радость и умиление других.

Следующие строки своего произведения Лермонтов посвящает поэтам. Автор сожалеет, что прошли уже те годы, когда слова поэтов вдохновляли людей на подвиги и битвы, помогали прочувствовать боль и радость. Теперь поэтам не интересно писать об этом, они больше гоняться не за правдой, а за личной наживой и выгодой. Своих же современников Михаил Юрьевич приписывает не к поэтам, а к неким пустышкам. Своими словами он старается призвать поэтов утвердить четкую гражданскую позицию, с актуальной лирикой того времени. Он всем сердцем хочет чтобы, как и раньше поэзия продолжала влиять на поступки и мысли людей. Произведение "Поэт" можно смело отнести к философской лирике. Романтичный главный герой, словно назван самим пророком, он ведет за собой толпу, к его словам прислушиваются и вникают. Может быть, только ему получится изменить неприятные перемены в жизни. Главный герой, как и кинжал, о судьбе которого рассказано в начале, очень одинок. Их судьбы чем-то схожи. Герой продолжает корить современников и призывает их одуматься, и все же постараться возродить роль искусства в мире.

9 класс

Картинка к стихотворению Поэт

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

    Писатель очень быстро стал известным, еще до революции он уже издавался. Стихотворение пришлось на последние годы Сергея Александровича Есенина(1924), перед его гибелью и обращено оно к маме и Родине где он родился.

  • Анализ стихотворения Есенина Сестре Шуре

    Стихотворение было написано сестре Александре оно называется "Ты запой мне песню, что прежде". Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам

  • Анализ стихотворения На поле куликовом Блок

    Как правило, каждый поэт в своем творчестве выбирает какую-то одну определенную тему, и большинство своих произведений пишет именно по выбранной теме. Причем стоит отметить, что темы могут быть совершенно разными,

  • Анализ стихотворения Пушкина Дельвигу

    Стихотворений с таким названием написано Пушкиным два. Одно в 1830 году, другоё в 1817. В 1830 году, в пору знаменитой Болдинской осени, Пушкин пишет стихотворение своему другу Дельвигу. Он издаёт «Литературную

  • Анализ стихотворения Ахматовой В Царском Селе

    «В Царском Селе» - это цикл, состоящий из трех стихотворений, объединенных одной темой. Темой воспоминаний Анны Ахматовой о дорогом её сердцу городе. В Царском Селе (ныне г. Пушкин) прошло детство и отрочество автора,

analiz-stihov.ru

«Поэт»(Отделкой золотой блистает мой кинжал…), анализ стихотворения Лермонтова

История создания

Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г.

Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта.

Литературное направление и жанр

Поэт в стихотворении – романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделён от неё и повелевает ею.

Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестаёт быть героем в глазах поэта-романтика, становится частью толпы, не выполнив своей миссии.

Стихотворение «Поэт» относится к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая - из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая – поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает своё предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.

Тропы и образы

В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надёжный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).

Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.

Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают.

Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставки без (бес) – тоже художественный приём.

Лермонтов подчёркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называется бедным спутником героя (эпитет и олицетворение). Быть игрушкой на стене – несчастье кинжала и, в сущности, смерть.

Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет). Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.

Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.

Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.

Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.

Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.

Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).

Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.

Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.

Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе. В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.

Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырёхстопным. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

goldlit.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 👍

Стихотворение “Поэт” было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение “Смерть поэта”.

Произведение “Поэт” относится к гражданской лирике. Автор обращается с обличительным призывом к своим современникам. Романтические представления Лермонтова о противопоставлении поэта и толпы преобразуются в более серьезные философские размышления о роли и значении творчества в жизни общества.

В первой части стихотворения автор описывает кинжал, который долгое

время верой и правдой служил воинам в сражениях. В то славное время ему были не нужны украшения. Кинжал выполнял свое предназначение – убивать врагов.

В настоящее время он стал всего лишь “игрушкой золотой”, висящей на стене.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с поэтом. В этом чувствуется возвращение к идеалам декабристов. Автор указывает на главное гражданское предназначение поэта – руководить и направлять толпу во времена тяжелых испытаний. Лермонтов использует яркое сравнение: “стих” – “колокол на башне вечевой”.

Этот образ обращает внимание читателя на традиции

древнерусской вольницы в противовес деспотической власти.

Автор утверждает, что в современном ему обществе поэт, подобно кинжалу, забыл свое истинное предназначенье, променял его “на злато”. Высшее общество не желает больше внимать суровым и справедливым словам поэтов. Главной ценностью стали богатство и мнимая красота (“блестки и обманы”).

Истинное положение вещей предпочитают скрывать, сохранять видимость благополучия.

В финале стихотворения Лермонтов обращается со страстным призывом к поэту-пророку. Автор надеется, что когда-нибудь продавшийся гений поймет всю ничтожность земного богатства. Поэт вырвет “из золотых ножон” свой стих-клинок и исполнит свой гражданский долг.

9 класс

Анализ стихотворения Поэт Лермонтова

Данное стихотворение представляет собой развернутую метафору, когда красивый позолоченный кинжал сравнивается с поэтом.

Читая начало стихотворения, мы видим красивый клинок, который был создан для использования в битве и был опасным оружием.

Не по одной груди провел он страшный след…

Его ценили за то, что он был “послушен” руке господина, и ему была чужда золотая отделка и богатая резьба. Этот наряд был бы стыдным для него, поскольку за боевое оружие должны говорить его деяния.

Однако после смерти хозяина он утрачивает свое предназначение: он долго провалялся в “Пыльной лавке” продавца, а потом стал “золотой игрушкой” для украшения стены.

Увы, бесславный и безвредный!

Наречие в начале стихотворения и использованные в этой строке эпитеты, передают сожаление автора о такой судьбе клинка. Он называет его “игрушкой”, а раньше это был “клинок надежный”. Автору кинжал нравился тогда, когда был оружием и верно служил хозяину, выполнял ту задачу, для которой он был создан.

Оставшаяся часть стихотворения – это сравнение с начальной частью, в которой участь поэта, живущего в одно время с автором, сравнена с судьбой клинка.

Автор пишет о том, что поэт в современном мире утрачивает свое предназначение, променивая свой дар на деньги. Для Лермонтова поэт – это всегда миссия, пророк, наделенный огромной властью. Его стихи наполнены “божьим духом”.

И далее он вспоминает о былом прошлом поэта, когда его слова были необходимы, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

Однако обществу хорошо без поэта. Он снова остается один. И дальнейшие строки перекликаются со стихотворением “Пророк”, подчеркивая одинаковость судьбы поэта.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Размер необычен – это ямб в сочетании с пиррихием. Использование данного сочетания позволяет создать плавность повествования.

На мой взгляд, стихотворение “Поэт” в творчестве Лермонтова – это один из ярких примеров, который глубоко раскрывает тему поэта и поэзии. Мне кажется, в нем наиболее ярко звучит протест Лермонтова против положения поэта в современном ему обществе. Мне оно запомнилось своей образностью, интертекстуальностью.

Анализ стихотворения Поэт по плану

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс сочинения и текст

Кратко

,В стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов рассматривает свою излюбленную тему поэзии как искусства и роли поэта в жизни общества. Неоднократное обращение к этому вопросу в творчестве Лермонтова показывает особую значимость проблемы.

Условно стихотворение делится на две части. Лермонтов проводит параллель между кинжалом и образом поэта. В первой части кинжал боевой и известен своими благодеяниями. Он звенел и разрывал кольчуги, противодействуя угрозе. Его золото и богатая резьба не имели значения, так как кинжал славился своими подвигами. Так и поэзия, по мнению Лермонтова, должна пробуждать умы и сердца людей, правдиво и бесхитростно отражать все исторические реалии, и бороться с несправедливостью. Все это – черты, присущие слову Лермонтова.

Вторая часть стихотворения отличается от первой иной эмоциональной окраской и стилистикой. Здесь описан кинжал после смерти его владельца. Он утратил свою доблесть и стал пустым украшением, висящим на стене – «бедный», и «заброшенный». Лермонтов сопоставляет этот образ с поэтами, которые в современный ему «век изнеженный» предпочли «блестки и обманы» за золото.

Очевидна горечь, которую испытывает Лермонтов из-за несбыточности мечты о возрождении истинной цели искусства. В финале стихотворения звучит призыв к пробуждению, противодействию и мести.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его — гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт — учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья.

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таин­ственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фи­миам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».

Анализ стихотворения №3

Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М.Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к гражданской лирике, в нем описаны личные переживания и стремления автора, здесь он представлен как главный герой. Как гражданина, Лермонтова волновала судьба своей страны, ее будущее и ее отношение к своим подданным, что привыкли уповать на оплот и защиту со стороны Отчизны.

Основной составляющей данного поэтического текста является его особенное композиционное построение, что помогает принять ему глубокую смысловую нагрузку. Первая часть стихотворения посвящена кинжалу, его описанию и предназначению. Судьба этого, некогда славного орудия, трагична. Погибает его владелец, тогда сам кинжал видится автору заброшенным и ненужным, пока не попадает на стену, и становится обычным украшением.

Вторая часть произведения более понятна в свете описания участи кинжала. Она посвящена поэту и его дальнейшей роли в жизни общества. Сравнивая былую славу могучих слов поэта, автор показывает, что современный поэт утратил свое назначенье и силу.

Эпитеты, точно справляются со своей ролью передавать тягостное настроение, сравнимое со смертью. Поэт мертв не физически, а духовно, он уже не служит той возвышенной цели, которая у него первоначально была. Мечтая о возрождении роли поэта, Лермонтов для усиления своих чувств, использует ряд ярких эпитетов и точных сравнений. В конце автор задает вопросы, которые смело можно назвать риторическими, и это дает возможность понять всю тщетность его желаний. Еще один прием использует поэт для того, чтобы ясно выказать свою обеспокоенность обсуждаемой в стихотворении темой, это – горький пафос.

Легкость и плавность речи Лермонтова достигается тем, что он написал свое произведение взлетающим ритмом ямба с изящным вкраплением пиррихия.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора - «Поэт» 1838 года.

Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Затем кинжал перекочевывает на стену и становится простым и пустым украшением:

Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы, бесславный и безвредный!

Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Ведь он больше не мог исполнять своего долга. Передать изменение настроения первой части автору помогают эпитеты. В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.

Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.

Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.

Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал")

Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его пред­назначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием.

Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом куп­ли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, пред­почитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Текст «Поэт» М.Лермонтов

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и обидным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь с зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта». обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.

«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.

По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.

9 класс

Слушать стихотворение Лермонтова Поэт

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Поэт

ostihe.ru

Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Поэт" по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».

Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.

Образ кинжала, вынесенный из воинственной культуры Кавказа и личного опыта, полученного во время службы, явился для Лермонтова яркой метафорой силы и власти. Он считал слово мощным оружием и хорошо знал ему сцену.

 

2. Литературное направление

Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.

 

3. Род

Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.

 

4. Жанр

Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.

 

5. Проблематика

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.

 

6. Тематика

Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

 

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.

Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.

 

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.

Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

 

9. Система образов

Образы поэта и поэзии соотнесены с образом кинжала. Автор сообщает, что его оружие блистает «отделкой золотой», что оно сокрыто от глаз и редко берётся в руки. Это иносказательное признание в том, что он – обладатель редкого и таинственного достояния.

Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.

Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.

 

10. Центральные персонажи

Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.

Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».

Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.

 

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).

Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.

 

12. Сюжет

Сюжет развивается из наблюдения за предметом – кинжалом, добытым на Кавказе. Автор любуется старинным оружием, гадает о том, какой была его участь, в чьих руках он побывал.

Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.

Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.

Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.

 

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.

В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.

Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).

В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт?..».

Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.

Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.

Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.

Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).

11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
  • олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
  • сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
  • метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».

С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.

Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.

 

18. Актуальность

Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.

Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.

 

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова я считаю пророческим. Уже в 19 веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово, неосторожность в обращении с ним самих поэтов. Я соглашаюсь с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.

hronika.su

Анализ Стихотворения «Поэт» Лермонтова - Сочинение

Стихотворение «Поэт»

(«Когда Рафаэль вдохновенный…»).

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1828 году, во время обуче­ния поэта в пансионе при Московском университете. В этом сти­хотворении поэт сопоставлен с Рафаэлем, упавшим перед своим творением. К образу этого художника часто обращались немец­кие и русские романтики. Непосредственным же источником стихотворения стала, согласно версии исследователей, новелла «Видение Рафаэля», с которой, очевидно, был знаком юный поэт. Новелла рассказывает о том, как долго и безуспешно художник пытался создать образ Мадонны. Все варианты не удовлетворя­ли Рафаэля. Написать картину он смог лишь тогда, когда ему воочию явилась Богородица. Эта легенда разрабатывалась и в стихотворениях других поэтов в пансионе («Видение Рафаэля» Н. Калачевского, «Поэт» И. Грузинова).

Композиция стихотворения основана на сопоставлении двух процессов творчества – искусства художника и минут поэтичес­кого вдохновения. Произведение делится на две части. Первая часть – описание труда художника, его религиозного экстаза. Однако этот «порыв чудесный» не может длиться вечно:

Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой,

И утомленный и немой,

Он забывал огонь небесный.

Таково же и мироощущение поэта. Оно раскрывается во вто­рой части стихотворения. Священные минуты вдохновения – это «райский сон». Но вот наступает пробужденье, и «хладеет жар ланит», утихает сердечное волненье, наконец, сам призрак, посетивший героя, покидает его. Образ поэта – это идейный центр всего стихотворения. Основная идея произведения – пол­ное воплощение души художника в акте творчества.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты: («Рафаэль вдохновенный», «лик священный», «порыв чудесный»), инверсию («Пречистой девы лик священный»), ме­тафору («пером своим прольет Всю душу..»), формы и выраже­ния, принадлежащие высокому стилю («в груди его младой», «зву­ком громкой лиры», «хладеет жар ланит»).

Данное произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта о процессе творчества – сти­хотворений «Есть речи значенье…», «Смерть поэта», «Журналист, читатель и писатель», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк».

Здесь искали:
  • анализ стихотворения поэт Лермонтова
  • анализ стихотворения поэт лермонтов
  • аНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ лЕРМОНТОВА ПОЭТ

sochineniye.ru

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

    Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора - «Поэт» 1838 года. 

    Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием.

    Наезднику в горах служил он много лет, 
    Не зная платы за услугу;
    Не по одной груди провел он страшный след
    И не одну прорвал кольчугу.

    Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

    Забавы он делил послушнее раба,
    Звенел в ответ речам обидным.
    В те дни была б ему богатая резьба
    Нарядом чуждым и постыдным.

    Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Затем кинжал перекочевывает на стену и становится простым и пустым украшением:

    Игрушкой золотой он блещет на стене – 
    Увы, бесславный и безвредный!

    Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Ведь он больше не мог исполнять своего долга. Передать изменение настроения первой части автору помогают эпитеты. В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.

    Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье, 
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?

    Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше: 

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы,
    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
    Как фимиам в часы молитвы. 

    Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка: 

    Но скучен нам простой и гордый твой язык,
    Нас тешат блестки и обманы;
    Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
    Морщины прятать под румяны…

    Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.

    Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.

    Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».

reshebnik5-11.ru

Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал...»

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его – гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» – «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» – «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт – учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таин­ственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фи­миам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества – стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».

Здесь искали:
  • поэт лермонтов анализ
  • отделкой золотой блистает мой кинжал анализ
  • анализ стихотворения поэт лермонтова по плану

sochineniye.ru

“Поэт”(Отделкой золотой блистает мой кинжал…) анализ стихотворения Лермонтова 👍

История создания

Стихотворение “Поэт” Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале “Отечественные записки” № 3 за 1839 г.

Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения “Смерть поэта” Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта.

Литературное направление и жанр

Поэт в стихотворении – романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделен от нее и повелевает ею.

Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестает быть героем

в глазах поэта-романтика, становится частью толпы, не выполнив своей миссии.

Стихотворение “Поэт” относится к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая – из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая – поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает свое предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото,

богатство.
Тропы и образы

В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надежный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).

Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстает перед читателем как живое существо (развернутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему “разговаривал”: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.

Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет свое предназначение, украшения ему мешают.

Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мертвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком.

Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя.

Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставки без (бес) – тоже художественный прием.

Лермонтов подчеркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называется бедным спутником героя (эпитет и олицетворение).

Быть игрушкой на стене – несчастье кинжала и, в сущности, смерть.

Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет).

Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.

Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нем. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу.

Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторенное никто не перечеркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.

Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура.

Причем Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.

Свое время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.

Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.

Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).

Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землей, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.

Но все это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.

Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блесткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе.

В ней кинжал не просто остается орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.

Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской.

lit.ukrtvory.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.