Стих письмо с фронта


Эдуард Асадов - Письмо с фронта | Читать текст стиха, поэмы Эдуарда Асадова

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Алфавитный указатель
A Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Э Ю Я

asadove.ru

Владимир СвердловПисьмо с фронта. Стихи о войне

Корректор Галина Андреева

© Владимир Свердлов, 2019

ISBN 978-5-4496-1230-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

22 июня

«Сегодня без объявления войны

немецко-фашистские войска перешли

границу на всём её протяжении…»

Из объявления Левитана по радио

22 июня 1941 г.


 
Я слышу тот голос, стою я в строю —
Сейчас «по вагонам» раздастся.
С одной лишь винтовкой в смертельном бою —
И мне не успеть испугаться.
 
 
До боя не дожил, в врага не смотрел
Сквозь чёрные метки прицела.
Я в том эшелоне когда-то сгорел,
Разбомбленном в поле под Ельней.
 
 
Поймал пулю в грудь в сталинградских снегах,
На дно лёг, форсируя Днепр, я.
И с дедом своим под Смоленском в лугах
Я вместе упал – но он первый.
 
 
С одной лишь винтовкой. Без пуль, только штык,
И давят нас танки на поле.
На этой войне я когда-то затих,
Чтоб уж не вернуться из боя.
 
 
Осталась невеста моя за холмом,
Я пал – чтоб она выживала.
И знал я в могиле с солдатским крестом,
Я верил – меня вспоминала.
 

Они вступали с ходу, с марша, в спешке

 
Они вступали с ходу, с марша, в спешке,
С винтовкой со штыком идя на танк
В открытом поле, сами, без поддержки,
В огне исчезнув вражеских атак.
 
 
На всех одна была в полку пушчонка
И самолёт, что лишь приказ принёс.
А дома, за спиной, ждала девчонка
С короткой чёлкой стриженых волос.
 
 
И мощь страны – далёкая, незрима.
И с воздуха бомбёжек страшный вой.
Они остановили ту машину,
Что жизни рушила безжалостной рукой.
 
 
Давно состарилась, но всё ждала девчонка —
Седая чёлка стриженых волос.
Лишь фотокарточка, погоны с гимнастёрки,
И похоронка – почтальон принёс…
 

Одна винтовка на троих, а впереди – вон танк

 
Одна винтовка на троих,
А впереди – вон танк.
Нет, я не в том бою погиб,
Не спрятавшись никак;
 
 
Я не отрыл себе окоп,
Не скрылся в блиндаже,
На марше наш стрелковый полк,
И выстрелы уже.
 
 
Нет, я не в том бою погиб,
Винтовку подобрал —
Солдат, спасибо, что я жив,
Когда ты вдруг упал.
 
 
Там три патрона, и один —
В зажатом кулаке…
А танк, что я остановил,
Не подошёл к реке…
 

Я пропал в той войне – не вздохнув, не поняв

 
Я пропал в той войне – не вздохнув, не поняв,
Не увидев детей, не обняв их.
И винтовку свою в руки так и не взяв,
Не узнав рукопашной атаки.
 
 
Бритый школьник, стою я в солдатском строю,
Лишь вчера выпускной, белый танец.
Я пропал в той войне на переднем краю —
Не вкусивший побед новобранец.
 
 
Я упал – где лежал, где стоял, где бежал,
Не стрелял я, штыки не сомкнулись.
Я тебя своей грудью тогда защищал,
Чтобы пули тебя не коснулись.
 
 
Я закрыл тебя грудью – как мог, как сумел.
Что теперь говорить, кто был первый.
В этой жуткой войне не звездой я взлетел,
Но растаял в безвестии сером.
 
 
Я пропал в той войне – в городах и лесах,
Без могилы, креста и ограды.
В фотографии я да в весны голосах,
Ну а большего мне и не надо.
 

Цусима

 
В походе мы. Знает ли кто – за кормой
Осталось там пройденных миль?
И вдруг в темноте видим мы позывной —
Разведчика мельком огни.
 
 
Ну что ж. Значит, бой. Эта ночь не для сна.
Молитвы летят к небесам.
И жизнь, что осталась как будто вчера,
Бежит, как песок по часам.
 
 
А завтра нас ждёт у Цусимы пролив
Меж узких чужих берегов.
И память тревожат, ничто не забыв,
Нам призраки старых грехов.
 
 
По главным калибрам примерно равны,
Но дальности нет, хоть убей.
И скорость стрельбы… Где же вы, корабли,
Что гордость российских морей?
 
 
С дистанции дальней – то в борт, то в корму —
Расстрел беззащитных теней.
Нам, видно, пришлось умирать за страну.
Ну что ж. Вам, наверно, видней.
 
 
Страна нас забудет, невеста всплакнёт.
С слезинкой за день или два
Другого себе в утешенье найдёт,
Шепча ему те же слова…
 
 
Сомкнулась волна. Ещё будет закат…
И зори, но только не мне.
Не верь ты тому, что вокруг говорят, —
Любил лишь тебя на земле…
 

Отпускники

 
Нет фотографии под пальмой,
Где блеск лазуревой волны.
И шёпот девушки печальный
Забыт до будущей весны.
 
 
Не плещется вино в бокалах,
В кафе не тянет душу джаз,
И на египетских курганах
Звезд не считаешь в этот раз.
 
 
Другие вспышки в этом небе,
Холодный над окопом дождь,
И вспоминаешь на ночлеге
О том, что выжить довелось.
 
 
О том, что в редкую минутку
В грязи окопной и крови
Твой дед крутил здесь самокрутку,
Подбросив ветки на угли.
 
 
О том, что прадед, может, дальний
Под мессершмиттов рёв и вой
Свой отпуск проводил в Испаньи
Без разрешенья на отбой.
 
 
Нет фотографии в альбоме,
Где пальмы с шелестом волны.
И орден лишь звездою тронет
Отпускника тревожны сны.
 

Письмо ополченцу

 
На фронт в окопы – там, где холод смерти,
Где град не с неба, не с земли огонь,
Пришло письмо. В без адреса конверте,
Лишь только имя девичьей рукой.
 
 
Письмо дошло. Его живым застало.
Пускай с тех пор уже прошла весна,
И лето, и уж осень наступала,
И за порогом уж ждала зима.
 
 
Должно дойти. Нельзя, чтоб потерялось.
Пусть только имя девичьей рукой
Там на конверте. Почта постаралась
Найти бойца на той передовой.
 
 
Как не найти? Как отказать девчонке?
Одна страна. Одна на всех война.
Отцовы вспоминали гимнастёрки,
Что до сих пор хранят их ордена.
 
 
Одна страна. Одни на всех герои,
Одни молитвы, помощь всем одна.
Как встарь когда-то шёл на битву воин,
И девушка – ждала что у окна…
 

Гражданская война

 
Трубит труба. И всем нам – на коней.
Идут солдаты в форме камуфляжной.
Война пришла. Без фронтовых огней,
Без схваток с ходу в битве рукопашной.
 
 
Литавров гром. Мы – им, мы – им, мы- им.
Они, они. Мы – лучшие вовеки.
Глотнув окопный ядовитый дым,
Напополам разбились человеки.
 
 
Звучат фанфары. Линия прошла.
Там, за чертой, в прицел глядят на брата.
Любимая и нежная жена
Вдруг смотрит на тебя как на солдата
 
 
Враждебной армии. Знамёна на ветру,
И барабанов гром, стучат копыта.
Играем мы в гражданскую войну…
История – учитель наш – забыта.
 
 
Сидит старушка грустно за столом.
Пустеет класс. Как дымом заносило…
И знала, что придут они потом
И скажут: «Почему ж нас не учила?
 
 
И разве мало проходили мы?
И разве мы ли не платили кровью?»
Истории убийственной войны
В шкафу забыты лягут чьей-то болью…
 

Куликово поле

 
Рассвет занимался. Сквозь плотный туман
Едва видны княжески стяги
А в поле гремит полковой барабан
И холод кольчуг сквозь рубахи.
 
 
Мы в центре стоим. Мы назад не уйдём.
За нас, княже, будь ты спокоен.
Там – жёны, невесты, там дети, там дом —
За них встанем русским мы строем.
 
 
Я в поле. С щитом. Строй держу, копьё сжав,
А конница лавой несётся.
С стрелой в сердце вспомнил я, в траву упав,
Невесту свою у колодца.
 
 
Я в поле упал, чтоб подняться с мечом,
Чтоб мог куликов слышать крики,
Чтоб в русской рубахе с нательным крестом
Встать в строй, где архангелов лики.
 
 
Чтоб снова прийти – когда надо, беда —
На поле под старой Полтавой
Я в пешем строю штык держал с ним тогда,
С солдатом в рубахе кровавой.
 
 
Вот поле опять. Бородинский закат.
И снова славянские флаги.
На поле под Курском мне в пушку снаряд
Поднёс витязь в русской рубахе.
 
1. «Победа одна на всех» 22.06.2014 г.2. Написано 5 июля 2014 г. в день оставления Славянска.

fictionbook.ru

Литературно-музыкальная композиция "Фронтовые письма" - Школа сегодня

(Выходят ученицы-почтальонки)

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Письма военных лет  хранят память о тех днях. В них было все: скупые рассказы о войне и стихи, фотографии и  вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена - ЖИЗНЬ!

Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

Мы должны быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

Как раскладывать по кварталам

Голоса всех живых и мёртвых,

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустёртых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте- жизни и смерти,

 

Если б знать нам, на почте тут же.

Что внутри там! Был в окружении?

 Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам, в первом сражении...

 

И приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берёт всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.

 

(Стихи о почтальонке  Татьяна Черновская)

Ей пятнадцати нет -девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно 
По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.

Ребятишкам –картошка в печке,
Ей с утра –с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.

 

В деревнях –старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!
Коли  серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.

Вести черные –похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя –Беда.

Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.

Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Кроме писем и газет  мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом .Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

В четырёх письмах - радость, а в пятом- похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

(«Почтальонки» достают письма-треугольники и читают их.)

1: «Нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».

2: « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

3: «На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него - и слёзы подступают».

(Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя.

Как хронику чувств перечтем…

 

(Е. Благинина «Папе на фронт»)

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился 

Только в этот раз не на войне.

                 Я немножко даже удивилась-

                 До чего ты прежний был во сне!

               Прежний-прежний, ну такой же самый,

                Точно не видались мы два дня.

              Ты вбежал, поцеловался с мамой,

               А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на новый год?»

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю- прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они нам больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет.

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу.

Пусть идут на немцев день и ночь

Я пишу тебе и чуть не плачу

Это так, от счастья.

Твоя дочь.

 

Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма.

 Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

 И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца

Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

 

Песня «О той войне».

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ: 

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

 

ПРИПЕВ:...2 раза

 

xn--80agdcxgsce1a6ewe.xn--p1ai

«Я знаю, ты меня ждешь, и только от этого на душе становится легче»

Сейчас, в ХХI веке, мы можем только представить, с каким трепетом ждали писем с фронта наши родители, бабушки и дедушки. Как они радовались, узнавая, что родной человек жив и здоров. И как плакали, когда приходили похоронки…

Когда мы затеяли акцию «Фронтовые письма» и попросили присылать в нашу редакцию драгоценные весточки, мы даже не рассчитывали на такой отклик. За несколько недель читатели прислали нам десятки писем. Спустя 73 года после войны они бережно хранятся в семейных архивах.

Как и обещали, мы опубликуем их все - до единого. Во всех письмах мы сохраним авторский стиль, орфографию и пунктуацию.

САВИН Владимир Всеволодович

Фото: семейный архив

«Как мне хотелось побывать дома…»

Здравствуй, милая Катюша!

Получил от тебя два письма, присланных с Владимиром. За которые очень благодарю. Ну а насчет того, что я у тебя просил, - все получил. Ты у меня исполнительная! Да? Катик, как мне хотелось побывать дома, ты не можешь себе представить! Но ничего не поделаешь. Жду опять случая, чтобы попасть домой. Возможно, во второй половине месяца попаду в город. Я знаю, что ты меня ждешь, и только от этого на душе становится легче. К моему приезду приготовь как можно больше писчей бумаги. Мне это нужно. О своей жизни писать много не приходится. Ты сама ее знаешь. На днях стер ногу, потом туда попала грязь, и получился нарыв. Так что сейчас сижу в расположении и, пользуясь возможностью, отсыпаюсь.

Письма почему-то плохо ходят. Ты посылала два письма в разные дни, а я их получил вместе. Катюша, не затрудняй себя на огороде, как можно больше старайся отдыхать. Поцелуй за меня маму.

Крепко целую.

ФИЛАТОВ Илья Павлович

Илья Филатов. Фото: семейный архив

Капитан-артиллерист.

- Письмо написано за три дня до ранения и плена. До 2017 года у нас была только похоронка, мы ничего не знали о судьбе моего дедушки. Только в прошлом году из архивов узнали, что после двойного ранения в ногу и плечо Илья Филатов попал в плен под Брянском, - рассказывает внук Филатова Андрей. - При транспортировке в Германию в поезде что-то произошло. В немецкой карте военнопленного записано: погиб 13 августа 1944 года. Похоронен на воинском мемориальном кладбище в Саксонии в городе Цвиккау.

Фото: семейный архив

«Пусть будет для вас повседневной памятью…»

17 сентября, 1943 год

Здравствуй любимая и уважаемая Шура и мои любимые дети Вова, Витя, Юра, Лада. Шлю я вам свой сердечный привет. Ваш папа.

Сообщаю я вам, что я пока жив и здоров, чего и вам от души желаю. Сообщаю, что ваше письмо получил, за которое сердечно вас всех благодарю, и очень остаюсь рад тем, что хотя на войне -хорошо сфотографировался и вы получили карточки. Пусть они до моего прихода остаются для вас повседневной памятью. Насчет переезда - понятно тебе домой очень трудно, и пока живи тут, и дома положение будет не лучше, чем на месте…Насчет квартиры – если есть возможность, то подбери и переходи. Смотри, как лучше тебе, так и делай. Насчет хлеба, пиши мне, как снабжают, и обращайся, куда я тебе неоднократно советовал. Получил письмо вчера от сестры. Собирается вас навестить.

Несколько слов о себе. Сейчас ответственности еще больше прибавилось в моей работе. Занимаю должность командира дивизиона. Хотя работа для меня нова, но с работой справляюсь. В деньгах буду вам помогать побольше.

Ну пока, всем по привету. Желаю Вове учиться лучше. Крепко всех вас целую.

РОГАЧЕВ Михаил Кузьмич

Пропал без вести, предположительно, в конце 1942 года.

Фото: семейный архив.

«Надо пережить трудности»

Здравствуйте, дорогие Нюра, Зина и Виталий. Я в настоящее время жив и здоров, чего и вам желаю. Нахожусь я сейчас в Вологодской области. Пришли сюда пешком 20 километров. Нюра, как вы там? Мне очень бы хотелось знать. И у вас сейчас должно быть много новостей, потому что немец от вас близко. Возможно, письмо мое вам не попадет, потому что вас могут эвакуировать куда-нибудь.

Сейчас я справляю праздник - Октябрьскую революцию. Получил на сегодня 400 граммов хлеба и больше ничего. А вы, может быть, лучше, а может быть хуже. Ну ладно, раз такое время - надо пережить трудности.

7 ноября 1941 года.

ГРИНЕВ Константин Павлович

Фото: семейный архив

Родился в 1906 году.

- Это письмо моей маме Романовой Марии отправил муж ее сестры Константин Гринев. Он очень переживал за нас с мамой после гибели моего отца в декабре 1941 года. Дядя Костя был очень жизнерадостный человек, любил фотографировать. Когда началась война, он пошел в военкомат, чтобы попасть на фронт. Он был лейтенантом, воентехником второго ранга, - рассказала «Комсомолке» Лидия Романова.

В марте 1944 года Константин Гринев пропал без вести.

Фото: семейный архив

«Все мои мысли были о вас с Лидочкой…»

Мария Александровна! Сегодня получил печальную весть о смерти Николая Матвееча, вместе с вами грущу о тяжелой потере. Сегодня все мои мысли были о вас с Лидочкой, о том, какую потерю понесли и что вы переживаете. Сожалею, что не могу ничем помочь. Теперь остались в доме одни женщины, и я сознаю, что особенно в это время жить будет тяжело, но вам нельзя падать духом, у вас есть Лидочка, которую нужно беречь. Мы с Валей также тяжело переживаем эту близкую для нас потерю, и с нашей стороны постараемся вам помочь вырастить Лидочку. Будем надеяться на скорое мое возвращение и совместными усилиями постараемся вместе сглаживать эту потерю.

Уважающий Вас Костя.

БУШЛАКОВ Сергей Федорович

Сергей Бушлаков. Фото: семейный архив

Дата рождения 21 сентября 1923 года. Встретил войну курсантом Ленинградского военно-транспортного железнодорожного училища. Затем был командиром взвода, начальником группы минеров. За время войны получил орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги» I и II степени.

Умер 2 июня 2017 года.

Фото: семейный архив

«Я Вас любил больше всего на свете»

Добрый день, мой дорогой папа!

Шлю я свой большой, большой офицерский привет и желаю самого хорошего в Вашей работе. Папа, все же как я обижен судьбою – за все время войны я получил от Вас два письма. От мамы ни одного. Когда я вспоминаю маму, слезы невольно заполняют глаза. Если бы из всей нашей родни в Ленинграде кто-либо остался жив, то непременно бы написали к бабушке, но, увы, я радуюсь одной лишь надеждой получить хоть несколько слов от вас.

Папа, ведь я Вас любил больше всего на свете. Как я хочу встретиться. Дорогой мой папа, прошу и умоляю писать обо всем. Ведь каждое Ваше слово будет для меня выше орденов, которые я ношу на груди, как символ моей любви к Родине, к нашему русскому народу и Вам, мой милый папа. Эх, если бы мне удалось взглянуть на Вас хотя бы одним глазком. Ну, пока, до свидания. Целую крепко крепко.

Ваш сын Сергей.

30 мая 1944 года.

САМОЙЛОВ Василий Иванович

Василий Самойлов. Фото: семейный архив

1920 года рождения. Пропал без вести в ноябре 1941 года.

Фото: семейный архив

«Снаряды рвутся над головой…»

Добрый день, дорогая мама и сестра Поля. В первых строках своего письма хочу сообщить, что я жив и здоров. И того же вам желаю, дорогая мама. Снаряды рвутся над головой, пули тоже свистят около ушей. Дорогая мама, как живете - хорошо или плохо? Я живу хорошо. Мама, не расстраивайтесь обо мне, если счастлив буду, то приду домой. Пока жив, не могу гадать, что будет дальше. Сейчас мы находимся на фронте.

Дорогая мама, писать больше нечего. Буду бороться с врагом до последней капли крови. Мы гоним врага и будем жить. Мы, бойцы рабоче-крестьянской армии, будем защищать свою родную родину. Мы все силы бросим на уничтожение городов немцев.

Дорогая мама и сестра Поля. Шлю вам свой горячий пламенный красноармейский привет.

Писал ваш сын Самойлов Вас.

МУКАНАЕВ Халилулла Гизатуллович

Фото: семейный архив.

Родился в 1906 году. Во время Великой Отечественной войны был командиром стрелковой роты. Погиб в 1944 году в деревне Погостище Псковской области.

Фото: семейный архив.

«Скоро выпишусь и опять поеду на фронт»

Здравствуй, дорогой сын Гусман!

Привет от папы. Я пишу из госпиталя, уже поправляюсь, скоро выпишусь и опять поеду на фронт. Ты учись хорошо, чтобы мне не пришлось за тебя краснеть. Слушайся маму во всем и не обижай братишек. Помогай им в учебе, как я тебе помогал.

ЗАБОЛОТНЫХ Леонид Иванович

Фото: семейный архив.

- Деда призвали на фронт в июне 41-го года. Его направили в 91-ю стрелковую дивизию. Там он попал в окружение, а в октябре 41-го пропал без вести в Вяземском котле, где советская армия потеряла до полумиллиона солдат и офицеров. Около 800 тысяч из них взяли в плен и содержали в адских условиях. На единственной фотографии с фронта видно, как 26-летний молодой человек, у которого годовалый сын, буквально за месяц превращается в мужчину лет за сорок, - рассказывает внучка Заболотных Екатерина Симонова. - В этих письмах дед обращается к своей жене - моей бабушке.

www.spb.kp.ru

О, письма фронтовые грозных лет... (письма с фронта)

О, письма фронтовые грозных лет…

Звучит запись голоса Левитана – объявление о начале Великой Отечественной войны.

Звучит песня «Священная война».

Ведущий: 

О прошедшей войне написаны горы различной литературы: научные изыскания, романы, повести, сценарии, пьесы, стихи. Снято немало фильмов, поставлено бессчётное количество спектаклей. И, тем не менее, познавать эти трагические и героические четыре года нам придётся ещё долго. Нам и нашим потомкам.

Началась война. С первых дней военных действий была объявлена мобилизация. Ушедшего на фронт солдата со своей семьёй, со своими родными связывали письма, письма военной поры. В действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем и более 30миллионов газет. Письма-секретки, самодельные треугольники – это своеобразная военная летопись. Секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным клапаном. Но самым распространённым видом письма в годы Великой Отечественной войны были самодельные треугольники. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, даже из газетной. Продемонстрировать письма – треугольники.

Война ставила перед работниками связи ответственные задачи: нужно было не только обеспечить бесперебойную почтовую связь, но и доставлять с фронта и на фронт письма. Трудно переоценить какую моральную силу воздействия имели эти весточки. Бойцы сравнивали их с лишней обоймой патронов, выпущенной по врагу.

Чтец 1:

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая за каждой строкой

Любимую видишь и родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернёмся. Я знаю, я верю.

И время такое придёт:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

И как – нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма как летопись боя,

Как хронику чувств перечтём.

Ведущий: 

Это стихотворение написано в самый разгар войны, в 1943 году, поэтом – фронтовиком Иосифом Уткиным. Кто знает, сколько ещё писем доведётся бойцу отправить домой.

Чтец 2:

«Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это – другая,

Это значит … сырая земля».

Ведущий: 

Только несколько минут назад здесь был жаркий бой. А когда наступала передышка, солдаты спешили отправить письма родным и близким. Рискуя жизнью, почтальоны выносили с переднего края солдатские треугольники. Солдатские письма это не только странички героической летописи грозных военных лет, но и памятник военным почтальонам.

Конечно же, эти письма важны и интересны как необходимый источник в изучении истории минувших дней. Они наглядно свидетельствуют о связи фронта и тыла.

В Тамбове вышла книга «Письма Великой Отечественной». Её составители – кандидат исторических наук, доцент Тамбовского госуниверситета Владимир Дьячков и архивист центра документации новейшей истории Тамбовской области – Марина Дорошина. На её обложке – символический портрет матери, которая держит в ладонях весточку с фронта и то ли читает, то ли целует её. Марина Дорошина в своём предисловии к сборнику цитирует стихотворение Евгении Кирпонос:

Чтец 3:

Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рёв.

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожжённых городов.

О, письма фронтовые грозных лет -

Бесценней документов в мире нет.

Ведущий: 

В сотнях посланий с фронта, из действующей армии, в датах их написания, в названиях мест их отправки, в скупых обмолвках о готовящихся операциях и – главное – в их настроении отражены все этапы войны, человеческие страдания, страхи, надежда, уверенность в победе. Часто с фронта приходили почтовые открытки «Боевой привет с фронта», «Били, бьём и будем бить!» и другие. Порой одна такая открытка говорит больше, чем пространные размышления некоторых современных историков войны. Публикуются в книге и письма, адресованные на фронт. Некоторые из них – тоже на стандартных карточках: «Воин Красной Армии, спаси!», «Отцу на фронт. Папа, бей фашистов!», «Пламенный привет бойцам наступающей армии!» и другие.

В дни войны газета «Правда» писала, что страна ждёт от связистов самоотверженной работы как в тылу , так и на фронте. Работа связистов помогала всему народу ковать победу над врагом. Об этом говорит такая цифра : только через почтамт Москвы на фронт отправлялось 150тысяч писем в сутки.

Тема солдатского письма нашла отражение в песнях и стихах тех и последующих лет. Поэт Михаил Исаковский в те годы написал такие слова:

Чтец 1:

И просторно и радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От её письмеца.

Звучит песня «Огонёк»

Ведущий:

Дома, в тылу, писем с фронта ждали с нетерпением. С радостью открывали солдатский треугольник – долгожданную весточку с фронта.

Чтец 2:

Помню: Настя читает,

Мать сидит за столом

И с письмом начинает

Разговор

Как с отцом.

«Добрый день или вечер,-

Пишет с фронта отец.

- Вечер, родненький, вечер.

Вся семья наша здесь.

Нынче вечер погожий-

Ветерок по лугам…

«жив – здоров

И того же

Я желаю и вам».

-Помаленечку , Федя,

Слава богу, живём.

И поправились дети,

И хозяйство ведём…

« я теперь не на фронте,-

Дальше пишет отец,-

А в хозяйственной роте,

Снова .значит ,купец.

Дела - много. И строго

Даже в кузнице тут…

Как там сами живёте?

Как Натолька – окреп?

Есть ли что в огороде?

Уродился ли хлеб?»

Я письмо это слышу,

Слышу мамин рассказ,

А отец будто вышел

И вернётся сейчас.

(Владимир Балачан).

Звучит песня «Тёмная ночь».

Ведущий: 

Но бывало и так, что отправленные адресату письма не заставали его в живых или писавший письмо вскоре был убит. Об этом строки из стихотворения Сергея Смирнова «Открытка»:

Чтец 3:

Недели две разыскивала почта

Четырёхзначный номер ППС,

И почтальон доставил тёмной ночью

Открытку в роту в обожжённый лес:

Но адресат погиб на переправе,

И ротный писарь написал в углу:

«Вернуть ,за невозможностью доставить» -

И почтальон ушёл в ночную мглу.

Она вернулась, наконец, обратно,

Такой же писарь в блиндаже лесном:

«Доставить невозможно адресату», -

Отметил, молча на углу другом.

Потом подумал: »Час лишь, как убит он»,

Глазами строки пробежал и встал-

Всё было, как положено, в открытке:

О жизни мёртвый мёртвому писал.

Ведущий: 

Письма с фронта и письма на фронт были, как незримый мост между теми, кто ушёл воевать и теми, кто остался их ждать. В основном это были женщины : матери, жёны, сёстры , которые своими тёплыми, нежными письмами из дома поддерживали солдат в трудную минуту. У М.Исаковского есть слова о русской женщине во время войны:

Чтец 1:

«Рубила, возила, копала,-

Да разве же всё перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё…»

Ведущий: 

Вопрос к студентам:

«Ребята, кто из вас знает, кто такие поисковики?»

Это люди, которые ведут раскопки в местах, где проходили бои. Они проводят анализ всех вещей, которые были найдены вместе с останками, и потом по архивам и военкоматам будут искать имена их владельцев. Личность солдата, часто установить помогают предметы его быта: котелок, ложка, кружка, расчёска, на которых обладатель выцарапал имя или свои инициалы. Вот как сказал один из молодых поисковиков: «Ведь когда установлено имя человека, его и хоронят по-человечески. Это самое главное, что мы сможем сделать для погибших в боях за Родину».

Казалось бы, давно закончилась война, но письма с войны приходят до сих пор.

Чтец 2:

«На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал,- не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

…И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «люблю»…

Одно осталось.…Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

…Что он «любил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?..Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во мне

Сейчас.

Ведущий: 

Эти письма дороги нам, они напоминают о том страшном и героическом времени, рассказывают о чувствах людей, переживших и непереживших эту войну. И память об этом мы сохраним навсегда.

Чтец 3:

Память

Нам не забыть о той войне,

Прошедшей уже в прошлом веке.

Она в тебе, она во мне,

Как в каждом русском человеке.

Так генетически, в крови,

В нас эта память. Незабудем,

Как шли тяжёлые бои

И как к победе путь был труден.

Как плакала солдата мать,

И щёки впалые блокады…

Нам эту память передать

Потомкам надо. Очень надо.

Чтобы живущие сейчас

В тепле,

В уюте не забыли,

Как в грозный день и грозный час

Колокола войны звонили.

Звучит песня «На безымянной высоте».

Сценарий подготовила Бектерева Г.Л.

cbs-novoch.ru

Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны;
  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Оборудование: презентация к уроку, буклеты, листочки для синквейна, письма.

Форма проведения: мастерская.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение, синквейн.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Жизнь – это не случайный подарок, а чудо и тайна, которую даровано разгадать каждому, кто задумывается над нею. Мы приходим в этот мир, чтобы увидеть его собственными глазами и почувствовать своим сердцем. И у каждого это получается по-своему. Но есть одно дело, которое считалось и считается священным и традиционным, оно завещалось одним поколением другому.

– О чем речь? (Защита Отечества).

– Почему именно сегодня мы будем говорить об этом? (65 годовщина ВОВ).

Отгремела война, уже давней историей стала,
Но никак не отпустит тревожную память бойца.
От фугасов и мин мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер разминирует наши сердца?
В. Кочетков

II. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне, о людях, которые сражались за Родину, за счастье и свободу на нашей земле, за то, чтобы вы сейчас могли учиться, дружить, читать книги, трудиться и мечтать…

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
С. Щипачев

– 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ, от мала до велика. Все, кто мог держать в руках оружие, стремились попасть на фронт. Военкоматы были переполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт сыновья, безусые мальчишки, прямо из-за школьных парт шагнувшие в окопы. Вся страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!»

– Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне? В ваших семьях есть участники ВОВ? Что вы знаете о них?

III. Осмысление (изучение нового материала).

– Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа. Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.

– Сегодня мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедией на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить. Писать стихи и сочинять песни, а также о Великом дне, дне который стал воистину Великим, Дне Победе.

– В ходе всего урока я буду читать стихи, беседовать с вами, а вы записывайте те слова или словосочетания, которые вам понравились, тронули вашу душу, старайтесь их записывать, или просто внимательно слушайте и запоминайте. Эту запись вы будете использовать в конце урока в своих творческих работах.

– Разделите лист бумаги на 2 части: + и -. В первый столбик вы будете записывать все слова, которые вас радуют, а во второй – огорчают.

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

– Наш урок проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков

(На экране треугольник солдатского письма с фронта ВОВ).

– Что вы видите на экране?

– Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником?

(Сообщение детей о письмах-треугольниках).

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

IV. Словарная работа.

– Объясните значение слов и словосочетаний (на экране). Адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.

– Объясните словосочетание полевая почта.

(Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий).

– О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

(См. приложение 5)

V. Слово об Э. Асадове.

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) родился в семье учителей. В конце 1930-х семья переехала в Москву, он окончил школу и получил аттестат зрелости. Через неделю началась война. Асадов воевал в подразделениях гвардейских минометов («катюши»). Сначала – под Ленинградом. Был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. В результате ослеп на всю жизнь.

(Звучит стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»).

(См. приложение 4)

– О чем говорит в строках письма боец?

– Ребята, прочитайте слова или словосочетания, которые вы записали по ходу урока.

VI. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств, а также в аспирантуре этой академии. Лактионов изучал технику письма старых мастеров. Преподавал в институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и в Московском педагогическом институте, с 1968 года – профессор. Главным образом жанрист и портретист. Широко известна его картина «Письмо с фронта» написанная в 1947 году. Она находится в Третьяковской галерее; получил за нее в 1948 году Сталинскую премию. Картина передает переживания советских людей в период Великой Отечественной войны 1941-1945.

– Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?

– Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?

– С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?

– Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?

В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

– Допишите слова, которые вы услыхали сейчас.

(Звучит песня на стихи А. Суркова, муз. К. Листова «В землянке»).

– Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях. (Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»).

(См. приложение 2)

– Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями. 

Стали тоньше нервы… (См .приложение 3)

– Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине – Валентине Серовой. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.… Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого стихотворения?»

(Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня»).

(См. приложение 1)

– Стихотворение звучит как заклинание, как молитва.

VII. Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

– С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.

VIII. Обмен листочками (с соседом по парте). 

– Обменяйтесь листочками с соседом по парте, прочитайте его запись. Запишите ему слова, которые близкие состоянию вашей души сейчас.

IX. Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма». 

– Охарактеризуйте свое душевное состояние, когда вы слышите это словосочетание. Запишите на листочках.

(Фронтовые письма – радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память, семейная реликвия, счастье, согревающие строчки, стук сердца, биение сердца, слезы радости, шелест старых страниц…)

X. Творческая работа.

– В завершении урока я предлагаю вам творческую работу: написание синквейна на тему уроку «Фронтовое письмо» или перенестись на несколько лет назад и представить себя солдатом и написать от его имени письмо родным домой или наоборот.

– Вспомним, что такое синквейн и как его составить.

(Ученики работают на листочках).

– В это время уважаемые гости тоже могут написать в форме синквейна отзыв на наш урок или небольшое письмо-отзыв, или на тему урока.

XI. Проверка написанного.

(Через 5-7 минут слушаются ответы учащихся и гостей).

XII. Итог.

– Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?

– Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

XIII. Домашнее задание.

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Накануне 65-й годовщины Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть: письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны; письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др.

XIV. Заключительная часть.

В заключение нашего урока, я хочу, чтобы вы, ребята и гости, оценили наш урок. Понравился

urok.1sept.ru

Письмо на фронт ~ Поэзия (Стихи о войне)


Письмо, похожее на птицу,
Оно не спутает маршрут.
Письмо неистово стремится
Попасть туда, где встречи ждут.
* * *
Священно слово «День Победы»,
Но длинным был к Победе путь,
Как жили в эти годы деды,
Глазами прошлого взглянуть.
А у войны свои законы,
Но сердце чувствами живёт,
И вереницей шли вагоны —
Солдаты ехали на фронт.
Но жизнь на этом не кончалась,
И каждый думал о былом.
Порою смерть в окно стучалась
На перекрёстке огневом.
А нить, связующая с прошлым
Подчас короткое письмо…
Летами образ запорошен,
Но дед сберёг их, как одно.
Когда-то деда звали Сашкой,
Он в батальоне меньшим был.
Сегодня правнук чуть помладше,
А внук его уж стал седым.
На фронте всякое бывало,
Но вот, что нам поведал друг,
Как деда почта разыскала
В дыму войны, во тьме разрух.
Когда вокруг земля горела
И дом родной за сотни вёрст,
И небо от огня кипело,
И смерть сносила на погост.
Конверт летел и шёл долами,
В землянке жил, спал в блиндаже,
А рядом с минными полями,
На укреплённом рубеже,
Он слушал тишину ночную,
О встрече с Сашкой размышлял,
И верил он в любовь земную,
Когда письмо тайком читал.
«Душа моя, мой милый, здравствуй,
Хороший, нежный, дорогой,
Нет весточки, и я несчастна…
Вот дождалась — жив, ангел мой.
Прочла и тороплюсь с ответом,
А в строчках слышу голос твой.
В письме, твоей рукой согретом,
Душа взошла на аналой.
Взгляд прежней жизни довоенной,
Смешных признаний яркий миг,
И вечер необыкновенный,
И ты в костюме, как жених…
И те цветы, что рвал украдкой
У бабки Анны под окном,
Затем бежали без оглядки,
Когда гналась она с прутом…
И выпускной стоит пред взором,
И в белом танец под луной,
И неба чистые озёра
С последней мирной тишиной.
Какой-то год нас разлучает,
Но словно вечность на часах,
И стрелки, как песок, сжимает,
И смерти взгляд в её глазах.
Но с Божьей помощью прорвёмся,
Я верю, Сашка, свадьбе быть,
В единый вздох судьбой сольёмся.
Люблю… И буду век любить.
Когда твоё письмо читаю,
В нём нет и строчки о войне,
Но сердцем женским понимаю —
Не хочешь боль доставить мне.
Пропитано оно любовью,
Но слышатся бои без слов.
Сраженья измеряют кровью,
Наполнив чашу до краёв.
Любовь зажжёт сердца отвагой,
Надеждой нас воспламенит,
И долг, завещанный Присягой
На бой с врагами окрылит.
Зовут на подвиг благородный
Друзья, погибшие вдали,
В войне священной и народной
Во имя чести и любви.
В тылу дорог мы рядом с вами,
С тобой бесстрашно я иду,
И вера с ясными глазами
Сотрёт сомненья, как слезу.
Во имя Родины и света
Горят влюблённые сердца,
Святыня нашего обета —
Нести свой крест нам до конца.
Прийти живым благословляю,
Идя в последний грозный бой,
Всё в руки Божии вверяю,
Победа будет за Москвой.
Скорей настань же, час свиданья,
Под ярким небом голубым,
Пройдя без страха испытанья,
Вернуться к радостям былым.
Родной, бесценный, Санька, Сашка,
Ты жизнь, как письма, сохрани!
Целую преданно, Наташка».
Ну, что ж, конверт, стрелой лети!
Опустим, как оно летело,
И кто вручил конверт с письмом,
Важнее, как любовь горела,
Вела к Победе над врагом.
* * *
Письмо, где тепло сохранится
Любви, запечатанной в нём,
Не в силах нигде заблудиться,
Коль верим, надеемся, ждём.

www.chitalnya.ru

Письма фронтовые ~ Поэзия (Стихи о войне)


Военная лирика 2 - читает - Miliza
https://www.chitalnya.ru/work/566288/

В руках конверт почти истлевший,
На нём слова едва видны.
Внутри листочек пожелтевший –
Родная весточка с войны.

Я бережно беру другие –
Их нежно сохранила мать,
Они как будто бы живые,
И начинают все звучать:

«Проходим полем, близ села –
Так жалко ниву золотую,
Что преют в ней врагов тела,
Гноят кормилицу родную.

Но перетерпим это мы,
Дождёмся, когда все истлеют:
Мы не допустим другой войны –
Топтать хлеба никто не смеет…»

–– Солдат, в том нет твоей вины –
Держу письмо с другой войны»:
«Ох, мама, пишу в последний раз –
Крепко «Духи» ненавидят нас.

Мы окружены со всех сторон,
Наносят нам большой урон.
Остались я, Иван, Серёга –
Прощенье просим мы у Бога…»

Письмо другое на клочке
В моей ослабленной руке ––
Листок пробит осколком рваным,
Слова на нём –– живые раны:

«Спроси у деда, спроси отец,
Когда ж войне придёт конец?
Мы лезем выше, выше в горы,
Поддержки нет и нет опоры.

Свистят лишь пули, снарядов вой ––
Идёт кровавый чеченский бой.
У них афганцы, турки, греки,
А за спиной у нас обреки.

Кто враг, кто друг – не разберём:
Рядом с ними в селе живём.
Наши планы, путь наш знают ––
Словно в тире в солдат стреляют.

И метят разом –– в спину, в грудь…
Живым останусь как-нибудь ––
Молюсь я Богу –– в нём спасенье,
Но впереди ещё сраженье…»

Затихли письма фронтовые,
Ушли на отдых, на привал,
А голоса их, как живые,
Зовут к вершине, на перевал.
1999 г.

www.chitalnya.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.