Стих о природе 3 класс


Стихи про природу для детей

Сайт «Мама может все!» собрал стихи про природу для детей. В статье вы найдете 30 лучших произведений известных поэтов и писателей: А. Барто, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, С. Есенина и других. Эти стихи о самых частых и знакомых с детства природных явлениях таких как радуга, дождь, грозу, а также о красоте окружающего нас мира.

Радуга

Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя,

Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!
(Л. Громова)

***

«Катя»

Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.

Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подружкой по саду.

Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.

Таскали мы с бабушкой
Полные лейки.
А Катя сидела
В саду на скамейке.

— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая? —
А Катя сказала:
— Я жду урожая.
(A. Л. Барто)

***

Небо плачет мелкими слезинками,
Хлопнул зонтик в девичьей руке,
Капли тают маленькими льдинками,
Медленно сползая по щеке.

Дождь пошел,торопятся прохожие,
Туча черным вороном парит,
Эти ли мгновения негожие —
В небе гром раскатом говорит.

Листья заблестели,как зеркальные,
Зазвенели в стоках ручейки,
Капли с неба падают хрустальные,
Превращаясь, с дрожью, в пузырьки.

Небо затянуло,дождь усилился,
Вот уже не виден горизонт,
На погоду ветер чуть обиделся,
Развернув в порыве яром зонт.

Воздух чист,озоном не надышишся,
Полный вдох,кружится голова,
В мерном стуке песня дождя слышится
И блестит под каплями трава.
(В. Задорожный)

***

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
(А. К. Толстой)

***

Березка

Берёзка белоствольная склонилась у пруда.
Её красой любуется зеркальная вода.
Росою умывается берёзка по утрам.
Ласкает её ветер, с ней нежиться туман.

Стоит она нарядная с распущенной косой
И путник восхищается неписанной красой.
Луч солнца, зорька алая приходит в гости к ней
И от того становится она ещё милей.
(Б. Шешегов)

***

«Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Н. Плещеев)

***

Туман

Из волшебного кувшина
Речка выпустила джина,
И поплыл он над водой
С длинной белой бородой,
Над полями, над лугами,
Ловко прячась за стогами.
Удалился в тёмный лес,
Заблудился и исчез.
(Н. Цветкова)

***

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захвати,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ф. Тютчев)

***

«На лугу»

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…
(А. Блок)

***

Грибной дождь

Теплым дождем умывается лес,
Шепчутся листья и травы,
И поднимают стволы до небес
Крону зеленой дубравы.

Выбрав в ветвях наблюдательный пост,
Радуясь ливню в июле,
Как на качелях, качается дрозд
С капелькой солнца на клюве.
(С. Махотин)

***

Осень

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
(А.Н. Майков)

***

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(А. С. Пушкин)

***

Снегири

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
(А. Прокофьев)

***

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…
(Ф. И. Тютчев)

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела

И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. Есенин)***

«Лето»

Теплым дождиком согрето,
Приходило наше лето.
Постояло на пороге,
Поскакало по дороге.
Пробежалось по цветам,
Слышно лето
Тут и там.

Лето, лето, знойный день,
От жары уставший пень
Тихо ойкнул, и вздохнул,
И до осени вздремнул.
(Л. Кисленко)

***

Лопух

Стоял под дождиком лопух
И от воды толстел и пух.
Лопух не вял, лопух не чах,
Лопух болотом мокрым пах.

Укрыл от колких струй лопух
Зеленый мох и мелких мух,
Бурундуков, мышей и тех,
Кто намочить боялся мех.

Когда же ливень летний стих,
В лесу раздался громкий чих.
Дождём намоченный лопух
Чихнул четыре раза вслух.
(Придворов)

***

«Лето в красном сарафане»

Лето в красном сарафане
Приглянулось нашей Ане:
— Подари мне сарафан,
Я пришью к нему карман.

Лето в красном сарафане
Улыбнулось нашей Ане:
— Сарафан мой не простой,
Ты пошей себе другой.

Мой — с цветами, и садами,
И бескрайними полями.
Он с черешней, и клубникой,
И душистой земляникой.
(Л. Кисленко)

***

Солнечный зайчик
бежал по дорожке…
– Зайчик-лужайчик,
а где твои ножки?
– Лучик на травке
и лучик – в реке,
А остальные –
у мамы – в руке.

Нарядилось солнышко
В жёлтые одёжки,
Застегнуло солнышко
Жёлтые застёжки.
Побежало солнышко
На другой край света –
Догоняло солнышко
Золотое лето.
(А. Алферова)

***

Лето, лето, старый друг
Приходило к нам на луг.
Посидело у костра,
Где скучала детвора.
Угостило нас малиной
И ушло дорогой длинной.
(Л. Кисленко)

***

Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
«Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!»
И пустился наутёк.
Я за ним, не чуя ног.
Впереди блестит река.
Слышу плеск издалека:
«Не догонишь всё равно —
Я в реке уже давно!»
(Н. Радченко)

***

Заскучало как-то лето:
— Не по моде я одето,
Мне кокошник маловат,
Да и пояс узковат.

Где найти портниху лету,
Чтобы модно быть одетой?
Может, ягод меньше есть?
На диету, может, сесть?
(Л. Кисленко)

***
«Лето»

Снова теплые денечки,
Здравствуй, летняя пора!
Возле речки на песочке
Загорает детвора.

Золотится в поле колос,
А в лесу трава, как шелк.
Подает кукушка голос,
А соловушка умолк.

Вот клубника заалела,
Мы с корзинками спешим.
Всем у нас найдется дело,
Дома летом не сидим!
(Г. Демченко)

***

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
(А. Н. Плещеев)

***

«Осень»

Осень, осень, листопад,
Желтый лист усеял сад.
В теплый край, где нет метелей,
Птичьи стаи улетели.

Тучи ходят чередой,
Ветер веет под горой.
Осень, осень, листопад,
Желтый лист усеял сад.
(Г. Демченко)

***

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замиранием летит на звезду…
(С. Есенин)

***

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы,
И зима настала.
(И. Суриков)

***

…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы…
(А. С. Пушкин)

***
Ромашка

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»
(М. Познанская)

mamamozhetvse.ru

Стихи о природе для детей 3 класса

Сибирское лето какого цвета?

Какого, скажите мне, цвета
Бывает сибирское лето?
О, ранней весною, 
Едва снег подтает,
Лиловое море 
в лесу расцветает.
Проткнёт наст стрелою – 
Глядите, каков?
Я – самый, я – первый 
Из всех кандыков.
… Цветы у дороги, 
На щебне обочин,
Похожи по цвету 
на солнышки очень.
А там – медуница, 
Кукушкины слёзки…
В зелёное платье 
Оделись берёзки.
С глазами, как солнышки
В белых ресницах,
Кивают ромашек 
Похожие лица.
Иду осторожно 
Поляной цветочной.
Здесь ягода вроде?
Склонилась – и точно.
Как красные капельки – 
Россыпь клубники.
В сосновом лесу – 
Как гранат – костяника.
...Лазурное небо
И синие реки.
Богатства такого 
Не сыщешь вовеки.
Какого же цвета 
Сибирское лето?

***

Таёжный светофор 

На перекрёстке двух тропинок,
Едва разведрился денёк,
В омытой ягодке малины
Зелёный вспыхнул огонёк.
Прохожий шагу не сбавлял,
Смотрел и знай себе шагал!
А вот, когда окрепло лето
И стал наряднее рассвет,
На тонких проволочках веток
Зажгла малина
Жёлтый свет.
Его, заметив, пешеход
Сбавлял неторопливо ход.
Тайга просторная - не город,
Но здесь бывают чудеса:
Вчера под красным светофором 
Мы простояли полчаса!

***

Осина 

Где болотистая зыбь,
Вязкая трясина,
Там во всей своей красе
Царствует осина.
У подножья улеглись
Моховые кочки,
В самый тихий день дрожат
Лёгкие листочки.
Ствол зелёный и прямой
Виден издалёка.
И стрекочет в вышине
Бойкая сорока.

***

Белая берёза 

Белая берёзка
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

***

Хоровод берёз 

Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод!

***

Родные края 

Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко 
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!

***

Весна придет 

Еще зима. Еще искрится 
Снег на деревьях в вышине. 
Но с каждым днем все громче птицы 
Звенят, щебечут о весне. 
Еще порой мороз ярится, 
Еще стоит на реках лед, 
Но птицы знают, знают птицы 
— Весна придет, Весна придет! 

***

Весна 

Пробудившись ото сна, 
Кистью мягкою весна 
На ветвях рисует почки 
На полях — грачей цепочки, 
Над ожившею листвой
— Первый росчерк грозовой, 
А в тени прозрачной сада 
— Куст сирени у ограды. 

***

Сыплет черемуха снегом

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

***

Цвет весны

На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!

***

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Это крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод, 
Эти ивы и берёзы,
Эти капли-эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист, 
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё весна. 

***

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… 
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы, 
Она нас выслала вперёд!" 
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпиться весело за ней. 

***

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. 
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. 
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный - 
Всё вторит весело громам... 

***

Еще дуют холодные ветры...

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы, 
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки, 
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой 
Вылетала первая пчелка, 
Полетела по ранним цветочкам 
О красной весне поразведать, 
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют, 
Скоро ль у кудрявой у березы 
Распустятся клейкие листочки, 
Зацветет черемуха душиста.

***

Грибы маслята 

Знаю место я,
Ребята,
Где растут
Грибы маслята.
Потому маслята
Там,
Что верны
Своим корням.
Верно,
Вырастут
Опять
Через год
И через пять...
Через лет
И сто,
И двести...
Если будет лес...
На месте. 

***


Русский лес 

Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

***

Незабудки 

Голубые незабудки
На полянке – там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.
Потому их так назвали,
Чтоб от Родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли!

***

Берёза 

Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!

bugaga.ru

Стихи для детей 3 класса о школе, о природе для заучивания наизусть

Читаем легкие, короткие стихи для детей 3 класса о войне, о школе, о природе, об Осени разных авторов: Есенина, Пушкина, Барто, Маршака, Заходера, Михалкова, Тютчева, Фета, Никитина для заучивания наизусть.

Нажмите левой кнопкой мыши на картинку, чтобы увеличить ее и скачать в более высоком качестве.

Стихи для детей 3 класса - Буря, Есенин

Стих про осень для детей 3 класса - Уж небо осенью дышало, Пушкин

Стихи Пушкина для детей 3 класса - Зимний вечер

Короткие стихи Пушкина - Осень, для заучивания наизусть

Стихи Заходера для детей 3 класса - Не везет

Читаем стихи Маршака для детей 3 класса - Вот какой рассеянный

Стихи о природе для детей 3 класса - Зима, Суриков

Короткие стихи Есенина - Весенний вечер, для заучивания наизусть

Стихи Михалкова для детей 3 класса - Как бы жили мы без книг

Читаем стихи Барто - Чудо на уроке

Стих о войне для детей 3 класса - Разговор с внуком, Маршак

Читаем стихи о школе - Перемена, Заходер

Короткие стихи Тютчева - Осенний вечер

Читаем короткие стихи Фета - Вечер, для заучивания наизусть

Стихи Никитина для детей 3 класса - Лес

cepia.ru

Стихи А.С. Пушкина о природе 🍂 короткие четверостишия для детей, которые легко учатся, красивые и трогательные стихотворения о природе для школьников

Короткие стихи и четверостишия для малышей


"Птичка"

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Эхо"

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Отрывок из стихотворения «Осень»

…Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"На холмах Грузии"

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Туча"

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Уж небо осенью дышало..."

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Меж горных стен несется Терек..."

Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет —
И вдруг утих и смирен стал.

Все ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
И вот обнажилось
Его кремнистое русло.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Надо мной в лазури ясной..."

Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна,
Справа — запад темно-красный,
Слева — бледная луна.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Забыв и рощу и свободу..."

Забыв и рощу и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюет и брызжет воду,
И песнью тешится живой.

Стихотворения Пушкина о природе для 1-2-3-4 классов


"Зимнее утро"

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Отрывок из стихотворения "Осень"

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"В те дни в таинственных долинах..."

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Волшебный край"

…Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Соловей и кукушка"

В лесах, во мраке ночи праздной,
Весны певец разнообразный
Урчит, и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно куку свое твердит,
И эхо вслед за нею то же.
Накуковали нам тоску!
Хоть убежать. Избавь нас, боже,
От элегических куку!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Еще дуют холодные ветры..."

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Шумит кустарник… На утес..."

Шумит кустарник… На утес
Олень веселый выбегает,
Пугливо он подножный лес
С вершины острой озирает,
Глядит на светлые луга,
Глядит на синий свод небесный
И на днепровские брега,
Венчанны чащею древесной.
Недвижим, строен он стоит
И чутким ухом шевелит…

Но дрогнул он — незапный звук
Его коснулся — боязливо
Он шею вытянул и вдруг
С вершины прянул…

Красивые стихи известного поэта для 5-8 классов


"Дон"

Блеща средь полей широких,
Вон он льётся!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далёких
Я привёз тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привёз тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"К морю"

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Отрывок из стихотворения "Осень"

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Зимняя дорога"

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Редеет облаков летучая гряда..."

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Отрывок из стихотворения "Какая ночь! Мороз трескучий.."

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера..."

В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера,
Стройные сосны кругом склонились ветвями, и тенью
Вход ее заслонен на воле бродящим в извивах
Плющем, любовником скал и расселин. С камня на камень
Звонкой струится дугой, пещерное дно затопляет
Резвый ручей. Он, пробив глубокое русло, виется
Вдаль по роще густой, веселя ее сладким журчаньем.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Гонимы вешними лучами..."

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Трогательные до слез стихи Пушкина для детей 9-11 классов


"Еще дуют холодные ветры..."

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Что в имени тебе моем?.."

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Вновь я посетил..."

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Осеннее утро"

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её — и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Земля и море"

Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет;
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее —
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут, —
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый:
Живет на утлом он челне,
Игралище слепой пучины.
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Как счастлив я, когда могу покинуть..."

Как счастлив я, когда могу покинуть
Докучный шум столицы и двора
И убежать в пустынные дубровы,
На берега сих молчаливых вод.

О, скоро ли она со дна речного
Подымется, как рыбка золотая?

Как сладостно явление ее
Из тихих волн, при свете ночи лунной!
Опутана зелеными власами,
Она сидит на берегу крутом.
У стройных ног, как пена белых, волны
Ласкаются, сливаясь и журча.
Ее глаза то меркнут, то блистают,
Как на небе мерцающие звезды;
Дыханья нет из уст ее, но сколь
Пронзительно сих влажных синих уст
Прохладное лобзанье без дыханья,
Томительно и сладко — в летний зной
Холодный мед не столько сладок жажде.
Когда она игривыми перстами
Кудрей моих касается, тогда
Мгновенный хлад, как ужас, пробегает
Мне голову, и сердце громко бьется,
Томительно любовью замирая.
И в этот миг я рад оставить жизнь,
Хочу стонать и пить ее лобзанье —
А речь ее… Какие звуки могут
Сравниться с ней — младенца первый лепет,
Журчанье вод, иль майской шум небес,
Иль звонкие Бояна Славья гусли.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Буря"

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

"Весна, весна, пора любви..."

Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.

Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.

nauka.club

Стихи о природе для детей 1 класса

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
 
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
 
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
 
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

***

БЕРЕЗА

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
 
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
 
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

***

АФАНАСИЙ ФЕТ

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
 
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

***

ИВАН БУНИН

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
 
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
 
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
 
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

***

ИВАН НИКИТИН
ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
 
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
 
Нам не стать привыкать -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

***

ФЁДОР ТЮТЧЕВ

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
 
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
 
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

***

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
 
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
 
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

***

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

***

АЛЕКСЕЙ ПЛЕЩЕЕВ

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.

***

АЛЕКСАНДР БЛОК
ОСЕННЯЯ РАДОСТЬ

Там неба осветлённый край
Средь дымных пятен.
Там разговор гусиных стай
Так внятен.
 
Свободен, весел и силён,
В дали любимой
Я слышу непомерный звон
Неуследимый.
 
Там осень сумрачным пером
Широко реет,
Там старый лес под топором
Редеет.

***

АЛЕКСАНДР БЛОК
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
 
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
 
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

***

ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
 
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной,
Разносится тревога и любовь.
 
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
 
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

***

АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
 
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
 
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
А куда? не знаю!

bugaga.ru

Проект с презентацией «Краски и звуки стихов о природе» кружок "В мире книг" 3 класс.

Муниципальное автономное образовательное учреждение Абатская средняя общеобразовательная школа №1»

ПРОЕКТ:

«Краски и звуки стихов о природе».

Авторы: обучающиеся 3а класса

МАОУ Абатская СОШ №1

Руководитель:

Склюева Людмила Дмитриевна,

учитель начальных классов

МАОУ Абатская СОШ №1

Абатского района

Тюменской области

с. Абатское, 2015

Оглавление:

стр.

1.Краткая аннотация 3

2.Цели и задачи 3

3.Гипотеза 3

4.Актуальность

5. Практическая направленность проекта 4

6.План работы 4

7.Описание проекта 5

8.Работа первой группы 6

9.Работа второй группы 7

10.Работа третьей группы 10

11. Результат анкетирования 12

11. Результат работы проекта 13

12. Используемая литература и интернет ресурсы 14

13. Сведения об авторах проекта 15

Краткая аннотация

Данный проект разработан в рамках кружка «Скорочтение» темы «Книги стихов о родной природе». В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре стихотворения, определят какие средства художественной выразительности, используют поэты для передачи красок и звуков природы, выяснят у ребят своего класса, какие стихотворения им больше нравятся, проявят себя как поэты. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Цели и задачи:

1. Познакомиться с некоторыми стихотворениями о природе русских поэтов и стихотворениями о природе поэтов-земляков.

2. Научиться понимать внутренний смысл поэтического произведения.

3.Выявить какие средства художественной выразительности используют поэты в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

4. Создать рукописную книгу стихов о природе с иллюстрациями.

5. Попытаться написать свои стихи о природе.

6. Выявить отношение к поэзии учащихся нашего класса до и после работы над проектом.

7. Воспитывать потребность в чтении стихов.

8.Объединить всех общим делом.

Гипотеза

Мы считаем, что сможем найти и прочитать стихотворения о природе русских поэтов в библиотеке и в сети интернет, научиться понимать внутренний смысл поэтического произведения.

Исследовать какие средства художественной выразительности используют поэты в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

Подобрать материал и создать рукописную книгу стихов о природе с иллюстрациями, написать свои стихотворения о природе и поместить их в рукописную книгу.

Актуальность

Возникла острая необходимость привлечь внимание к литературе. 2015 год, согласно Указу Президента России от 12.06.2014 года за номером 426, объявлен Годом литературы.

Год литературы – это доброе начало. Год литературы — удачный старт для того, чтобы вернуть России статус самой читающей страны мира.

Привить новому поколению вкус к правильному чтению, повысить читательскую активность, содействовать этому непростому и многолетнему процессу. Читать – это должно быть «модно», современно, актуально.

«Что вы сейчас читаете? Какая ваша любимая книга?» — эти вопросы должны чаще задаваться в нашем обществе и стать нормой.

Практическая направленность проекта:

Проект имеет практическую направленность, будет создана рукописная книга стихов о природе и памятки для повседневного пользования.

План работы

1.Изучить стихотворения о природе русских поэтов и поэтов - земляков используя литературу и интернет.

2.Исследовать какие средства художественной выразительности используют поэты в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

3.Создать презентацию из собранного материала.

4.Внести результат исследования в презентацию

5.Подготовить материал и создать рукописную книгу стихов о природе

с иллюстрациями.

6.Написать свои стихи о природе.

7. Сделать памятки.

8.Объединить всех общим делом.

Описание проекта

Для работы над проектом дети разделились на 3 группы. В группы ребята объединялись по желанию, выбирая, что им интересно для исследования.

Первая группа

Цель работы: подобрать стихотворения русских поэтов, выяснить какие средства художественной выразительности используют поэты в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

Задачи:

1.Подобрать стихотворения русских поэтов для исследования.

2.Провести анализ стихотворений русских поэтов, выяснить как для передачи красок и звуков природы они в своих стихотворениях используют средства художественной выразительности.

3.Результаты исследования внести в презентацию.

4.Каждому участнику группы подготовить рукописные страницы с рисунками для книги стихотворений о природе.

5. Изготовить памятки для классной доски.

Вопросы для изучения:

1.Выяснить, что такое средства художественной выразительности.

2. Уточнить понятия: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

3. Найти в стихотворениях: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Этапы работы над проектом

п/п

Название деятельности учащихся

Подготовительный

этап

1.

Планирование работы группы.

2.

Подбор и изучение литературы для работы.

Основной этап

3.

Обработка полученной информации.

4.

Работа с поэтическими произведениями.

5.

Подготовка страничек рукописной книги.

Заключительный этап

6.

Презентация работы группы.

Работа группы: исследование средств художественной выразительности используемых поэтами в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка - метафора
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила, - олицетворение
Другим за облака ушла -
олицетворение
Она полнеба обхватила
- олицетворение
И в высоте изнемогла.

Ф.И. Тютчев

Всё стихотворение – это развёрнутая метафора, так как радуга подразумевается, но в стихотворении она не называется.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом, - метафора

Точно серебром. - сравнение

На пушистых ветках - эпитет

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. - сравнение

И стоит берёза

В сонной тишине,- эпитет

И горят снежинки - метафора

В золотом огне. - эпитет

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки - олицетворение

Новым серебром. - метафора

С. Есенин

Чудная картина,- эпитет

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких, - эпитет

И блестящий снег, - эпитет

И саней далёких

Одинокий бег.- эпитет

А. Фет.

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь – туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет- - олицетворение

И мягкой дымкою синеет- эпитет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный, - олицетворение

И в серебре лесных озёр- метафора

Ещё стройней его колонны, - метафора

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор! - метафора

И. Бунин

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят: - олицетворение

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!» - эпитет

Не слышит (олицетворение ) тревоги их царственный лес.- эпитет

Под тёмной лазурью суровых небес - эпитет

Его спеленали могучие сны, - метафора

И зреет в нём сила для новой весны.- метафора

А. Майков

Вывод: Русские поэты использовали средства художественной выразительности для передачи красок и звуков природы: метафоры, эпитеты, сравнение, олицетворение в большей или меньшей степени, а иногда и всё стихотворение может быть метафорой.

Вторая группа

Цель работы: Подобрать стихотворения поэтов - земляков, выяснить какие средства художественной выразительности используют поэты в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

Задачи:

1.Подобрать стихотворения поэтов - земляков для исследования.

2.Провести анализ стихотворений поэтов - земляков, выяснить как для передачи красок и звуков природы они в своих стихотворениях используют средства художественной выразительности.

3.Результаты исследования внести в презентацию.

4.Каждому участнику группы подготовить рукописные страницы с рисунками для книги стихотворений о природе.

5. Изготовить памятки для каждого ученика.

Вопросы для изучения:

1.Выяснить, что такое средства художественной выразительности.

2. Уточнить понятия: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

3. Найти в стихотворениях эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Этапы работы над проектом

п/п

Название деятельности учащихся

Подготовительный

этап

1.

Планирование работы группы.

2.

Подбор и изучение литературы для работы.

Основной этап

3.

Обработка полученной информации.

4.

Работа с поэтическими произведениями.

5.

Подготовка страничек рукописной книги.

Заключительный этап

6.

Презентация работы группы

Работа группы: исследование средств художественной выразительности используемых поэтами - земляками в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы.

Желтые бабочки-листья осенние - эпитет

Кружатся с шорохом, падая вниз.

То ли сильнее земли притяжение,

То ли таков уж сезона каприз? - метафора

 

Ветер разносит, уносит те россыпи,- олицетворение

Ложа( олицетворение) вокруг золотые мазки. - метафора

Сколько прекрасных оттенков у осени: - эпитет

С радости сладкой до горькой тоски. - эпитеты

 

В сонных лесах, на лугах и полянах - эпитет

Я заблудился в чудесных тонах. -- метафора

Осени чудной, непостоянной, - эпитет

С дымкой горчинкою на устах. - метафора

Анатолий Иванович Пучкарев

с. Абатское

Осень.

Развела дороги осень,

Лес раздела донага, - олицетворение

Затянула неба просинь

Серым фетром из дождя. - - метафора

Раскатала по полянам- олицетворение

Самокатные ковры,- метафора

И из утренних туманов

Поразвесила холсты.- метафора

Облаками укрывая - олицетворение

Потускневший солнца круг,

Торопливо птичьи стаи

Собрала на теплый юг.- эпитет

Подожгла рябины гроздья,

Растрепала (олицетворение) рыжий стог.- эпитет

И незваной ранней гостьей - сравнение

Мне явилась на порог. - олицетворение

Тестова Ольга Юрьевна

с. Ощепково

Ишим готовится в разлив.

 

Ишим готовится в разлив. - олицетворение

По грудь в воде шеренги ив. - метафора

Весна. По-летнему тепло.

На берег вышло все село. - метафора

Глядит, как в низких берегах

Через затопленный мосток

Идет стремительный поток - эпитет

И растекается в лугах.

Вальтер Федорович Костецкий

с. Абатское

Вывод: Поэты - земляки использовали для передачи красок и звуков природы в стихотворениях средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, сравнение, олицетворение в большей или меньшей степени. Стихотворения выразительные, легко читаются, читая их, ты представляешь реальную картинку, которую описывает поэт.

Третья группа

Цель работы:

Попробовать сочинить собственное стихотворение, провести анкетирование среди кружковцев до и после работы над проектом, выяснить: любят ли дети читать стихи, какие стихотворения нравятся больше, какие средства художественной выразительности знают, как изменилось отношение к жанру стихотворение детей после работы над проектом.

Задачи:

1.Познакомиться с некоторыми законами написания стихотворений. 2.Провести анализ отношения кружковцев к стихам до и после работы над проектом.

3.Результаты исследования внести в презентацию.

4.Каждому участнику группы подготовить рукописные страницы с рисунками для книги стихотворений о природе.

Вопросы для изучения:

  1. Изучить некоторые правила написания стихотворений.

  2. Написать стихотворения.

3. Изучить отношение кружковцев к стихам до и после работы над проектом.

Этапы работы над проектом

п/п

Название деятельности учащихся

Подготовительный

этап

1.

Планирование работы группы.

2.

Подбор и изучение литературы для работы.

Основной этап

3.

Обработка полученной информации.

4.

Создание собственных поэтических произведений.

5.

Проведение анкетирования.

6.

Подготовка страничек рукописной книги.

Заключительный этап

7.

Анализ анкетирования.

8.

Презентация работы группы.

Работа группы: 1.Первое стихотворение мы написали вместе всей группой, так писать легче, чем одному. Каждый участник группы попробовал написать своё стихотворение.

Пушистый снег, волшебный

В воздухе порхает

И сырую землю

Белой шапкой укрывает.

Он завораживает всех

И девочек, и мальчиков,

А если в руки его взять,

То можно обморозить пальчики.

Снеговика слепить из снега можно.

Каток залить и бегать осторожно.

Люблю кататься я на санках с гор,

И слушать лыжных палок разговор.

Зимою можно долго наслаждаться

Но очень жаль,

Весной нам с ней приходится расстаться.

Коллективное творчество

Весна и лето.

Такая ранняя

Прекрасная весна,

Такая нежная весёлая она.

А лето дарит

Нам улыбки детворы.

Ничуть не хуже

Той оно весны.

Юлмасова Карина

Мороз

Осень проходит

Ветер снежный укутал морозом

И реки, и море, и горы, поля.

Укутал сегодня, с утра.

Сигарёва Валя

2.Мы провели анкетирование – исследование.

Вывод:

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что интерес у детей к чтению стихотворений о природе вырос, научились находить средства художественной выразительности,

Результат нашей работы:

  • пробудился исследовательский интерес, любознательность, зажёгся огонёк любви к родному посёлку, стихотворениям о природе родного края;

  • исследовали, какие средства художественной выразительности используют поэты в своих стихотворениях для передачи красок и звуков природы;

  • создали презентацию из собранного материала;

  • подготовили материал и создали рукописную книгу стихов о природе с иллюстрациями;

  • написали свои стихи о природе;

  • сделали памятки для каждого ученика и для классной доски. Подарили памятки ученикам 3- 4 классов;

  • в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, продуктивная деятельность объединила нас общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовала формированию коллективных взаимоотношений.

Литература и интернет ресурсы:

  1. http://my.mail.ru/community/zhelayu-udachi/30FD94C83996ADE9.html

  2. http://4566655.beon.ru/13079-388-zimnii-les.zhtml

  3. http://www.xrest.ru/preview/8773/

  4. http://expicture.ru/pictures/zima/picture61-6b5f70e1ba373ad0e1e64dd17e11f962.html

  5. http://www.canvasprintsonline.com/Blog/

  6. http://www.podkat.ru/index.php?newsid=71780

  7. http://nnm.ru/blogs/sponekross/nature_wallpapers_2/

  8. http://www.rewalls.com/download/882/800x600/

  9. http://redsoo.beon.ru/19238-819-osen.zhtml

  10. http://www.biser.info/node/222497

  11. http://svetikya.com/page21.shtml

  12. http://kartiny.ucoz.ru/photo/kartinki/vremena_goda/osen_skachat_besplatno/64-0-17998

  13. http://yaturistka.ru/blog/travel-writer/585.html

  14. http://photo.i.ua/channel/1058/3712689/

  15. http://colnyshko.ru/?image=2926

  16. http://belosnezhka.com/post125769470

  17. http://www.liveinternet.ru/users/valera12345/post204629953/

  18. http://superstar.ucoz.ru/photo/4-0-243

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.