Стих некрасивая девочка заболоцкий


Некрасивая девочка 🚩 Николай Заболоцкий

  • Короткие стихи
  • Стихи зарубежных поэтов классиков
  • Стихи русских поэтов классиков
  • Стихи современных поэтов
  • Стихи по темам
    • Стихи о любви классиков
    • Стихи о жизни классиков
    • Стихи о войне
    • Стихи о Родине, России
    • Стихи о природе русских поэтов
    • Стихи для детей
    • Стихи о женщине, девушке
    • Стихи про осень
    • Грустные стихи
    • Стихи о дружбе
    • Стихи о смерти
    • Стихи про животных, птиц
    • Смешные, веселые, юмористические стихи
    • Оды
    • Стихи о зиме
    • Стихи о Петербурге, Ленинграде
    • Стихи о Сталине
    • Стихи о Кавказе
    • Стихи про весну
    • Стихи про лето
    • Матерные, нецензурные, хулиганские стихи
    • Стихи о свободе
    • Стихи о маме
    • Стихи о счастье
    • Стихи о Москве
    • Стихи о русском языке
    • Стихи о подруге
    • Современные стихи о любви
    • Стихи о себе
    • Стихи о расставании, разлуке
    • Стихи о сестре
    • Стихи о снеге
    • Стихи о спорте
    • Стихи про цветы
    • Стихи о страсти
    • Стихи о работе, труде
    • Стихи о солнце
    • Стихи о семье и семейных ценностях
    • Стихи о Пушкине
    • Стихи о предательстве, измене
    • Стихи о нежности
    • Стихи о сыне
    • Стихи о профессиях
    • Стихи о школе
    • Стихи о море
    • Стихи о прощении
    • Стихи о розах
    • Стихи про Новый год и Рождество
    • Стихи о хлебе
    • Стихи о родителях
    • Стихи о театре
    • Стихи про папу
    • Стихи о небе
    • Стихи о прошлом
    • Стихи про детей
    • Стихи про человека и людей
    • Стихи о чае
    • Стихи про дождь
    • Стихи о победе
    • Стихи о Париже
    • Стихи о Луне
    • Стихи о свадьбе
    • Стихи про лошадей, коней
    • Стихи про ночь
    • Стихи про одиночество
    • Стихи о старости
    • Стихи о погоде
    • Стихи про молодость, юность
    • Стихи о песне
    • Стихи о мире
    • Стихи о пожарных и спасателях
    • Стихи о Сибири
    • Стихи о Туле
    • Стихи о танцах
    • Стихи о сказках
    • Стихи о муже
    • Стихи про птиц
    • Стихи о мечте
    • Стихи о революции
    • Стихи о творчестве
    • Стихи о мужчине
    • Стихи про учителя
    • Стихи про полицию, полицейских
    • Стихи про сон
    • Стихи о патриотизме
    • Стихи о селе, деревне
    • Стихи о прошедшей любви
    • Стихи о ревности
    • Стихи о реке
    • Стихи о поваре
    • Стихи про ромашки
    • Стихи о студентах
    • Стихи о памяти
    • Стихи о художниках
    • Стихи о любви на расстоянии
    • Стихи о путешествиях
    • Стихи о сильной женщине
    • Стихи о чести и достоинстве
    • Стихи о судьбе
    • Стихи о доброте
    • Стихи про пожар
    • Стихи о милосердии и сострадании
    • Стихи про футбол
    • Стихи про фрукты и овощи
    • Стихи о вере и надежде
    • Стихи о дочке
    • Стихи о рождении дочки
    • Стихи о поэтах
    • Стихи про поцелуй
    • Стихи про вечер
    • Стихи про жену
    • Стихи о разбитом сердце
    • Стихи про ветер
    • Стихи про утро
    • Стихи про слезы
    • Стихи о музе
    • Стихи про Пасху
    • Стихи о Самаре

vsestihi.ru

Некрасивая девочка. О стихотворении Николая Заболоцкого ~ Проза (Эссе)


Есть стихи, как откровения, как целые неизведанные планеты. Одно из них- стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Наверное, если бы Николай Заболоцкий написал только это одно свое стихотворение (написано в 1955 г.), он бы и тогда прочно занял свое место в истории русской, советской поэзии.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.

Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте!
Дальше перед нами идет портрет девочки:

Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы, -

Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее.

Дважды нам автор дает указание на бедность «некрасивой» девочки. И, думается, это не случайно. Она ведь могла ожесточиться, озлобиться, стать холодной, гордой, злой. Первая деталь - «худенькая рубашонка» и вот другая деталь… у нее нет велосипеда. Но она не отчаивается! Ее чистое светлое сердце восхищенно смотрит на мальчиков, едущих на велосипедах!

Она ж за ними бегает по следу.

Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.

Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия!

Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу и думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И переточит самый тяжкий камень!
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье.

Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд). Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.

www.chitalnya.ru

Другие (Семен Надсон. Дурнушка. /Николай Заболоцкий. Некрасивая девочка) - ПОЭЗИЯ

Картинку вдруг и не подберёшь...

И добавить нечего...

Но в темке есть загадка для пытливого ума

 

***

Бедный ребёнок, - она некрасива!

То-то и в школе и дома она

Так несмела, так всегда молчалива,

Так не по-детски тиха и грустна!

Зло над тобою судьба подшутила:

Острою мыслью и чуткой душой

Щедро дурнушку она наделила,

Не наделила одним - красотой...

Ах, красота - это страшная сила!..

 

***

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

 

 

poetry.mirtesen.ru

Материал по МХК (9 класс) на тему: Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.

nsportal.ru

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка». Изучается оно в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.

Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.

Метафоры«чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

Эпитеты«худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».

История создания

История создания произведения «Некрасивая девочка» банальная. Как-то в одном из Московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из компании детей некрасивым лицом, но поэта очаровала непосредственная душа ребенка. Увиденное отобразилось в стихотворении, написанном в 1955 г. за три года до смерти поэта. Произведение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.

Тема

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем. Формальная композиция произведения соответствует смысловой: оно состоит из двух строф.

Жанр

Написано произведение в жанре элегии, так как автор раздумывает над вечной проблемой. В стихах преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягуошонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты«худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 71.

obrazovaka.ru

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционой школы "А что есть краота?" по стих. Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка".

Урок чтения и развития речи

в 8 классе

"А что есть красота?"

(по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»)

                                 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: в результате комплексного анализа текста лирического произведения выявить его основную идею, авторскую мысль.

Задачи: 

Образовательные:

-познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль;

-помочь обучающимся понять, что есть красота для Н.А. Заболоцкого.

- учить правильно расставлять ноты выразительности, выразительному чтению стихотворения, познакомить с новыми понятиями, учить работать с толковым словарём, учить работать с технологической картой урока.

Развивающие:

-развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения;

- развивать речь (беседа, работа с пословицами), развивать мышление составление «формулы истинной красоты», «заполнение сосуда красоты», соотнесение понятий с их толкованием, развивать зрительное восприятие и внимание, развивать память

-развивать эстетический вкус обучающихся.

Воспитательные:

-через анализ стихотворения Н. А.Заболоцкого формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать обучающихся к саморазвитию.

-подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира, побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой, показать, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;

Оборудование:  у каждого ученика на столе текст стихотворения; портрет Н.А.Заболоцкого; толковые словари;

мультимедийное оборудование, презентация, изображение пустого сосуда на доске, карточки со словами, сосуд со свечой, индивидуальные технологические карты урока на каждого из обучающихся.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, проблемная, диалогового обучения. формы: коллективная, групповая;

Методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение.


Три добродетели украшают душу:

красота, мудрость и любовь.

Человек должен чтить и

стремиться постичь их.

Хорхе Анхель Ливрага

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

Красота не в лице, красота — это свет в сердце.

Джебран Халиль Джебран (Выдающийся арабский писатель и философ XX века.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада 

Войти в приветливый наш класс 

И для меня уже награда 

Вниманье ваших умных глаз. 

           Я знаю, каждый в классе – гений, 

Но без труда талант не впрок. 

Мы вместе проведём урок! 

Ребята, перед вами на столах набор букв. Ваша задача – составить из букв слово (КРАСОТА)

Что, в вашем понимании, означает слово красота?

- Чем красив и богат человек.

1. ед. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.).

2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.

3. красота!, в знач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. Красота!

(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

  • Какой она бывает? (внешняя и внутренняя, красота души)

  • Обратите внимание на эпиграф к уроку. Предположите, о какой красоте пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  • Что такое внутренняя красота? Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос. Поможет нам в этом разобраться одно стихотворение, которое написал прекраснейший поэт 20-го века Николай Алексеевич Заболоцкий.

Проверка дом. зад.

Закрепление биографии писателя. (тест)

Выполним небольшой тест.

1.Год рождения Н. Заболоцкого

1.1903 2. 1910 3.1900 4. 1907

2. Н. Заболоцкий закончил

1. Техникум 2. Университет 3. Педагогический институт.

3. Первая книга Н. Заболоцкого называется

1. «Дороги» 2. «Деревни» 3. «Столбцы»

4. Основная тема стихотворений

1. О войне

2. Об исторических событиях России

3. О красоте, о жизни, о человеке

Учащиеся выполняют тест

Ребята, а какой главный вопрос сегодняшнего урока:

"А что есть красота?»

- Стремление разгадать тайну красоты души и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» - заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка» (1955 г.)

- Это стихотворение вызвало бурю споров, совершенно противоположные суждения, что в нем «утерян» и, наоборот, найден секрет поэтического вдохновения. И опять Заболоцкий нас удивляет и заставляет задуматься над этим вечным вопросом:

-Что есть красота?

2.Работа с толковыми словарями

Подумайте и скажите, какой человек может считаться красивым?

Это внешняя красота, а я предлагаю вам порассуждать на тему, может ли внешняя красота считаться истинной и что важнее внешняя или внутренняя красота?

  • Красивое лицо

  • Модная одежда

  • Аккуратная причёска

2.Дыхательная и зрительная гимнастика

Начнём с того, что красота - это прежде всего здоровье и чтобы сохранить а, может и улучшить своё здоровье нам поможет Дыхательная и зрительная гимнастика(диафрагмальное дыхание - 7-8 раз, зрительная игра «Поймай взгляд»)

Учащиеся выполняют дыхательную и зрительную гимнастику

Вступительная беседа

  1. Вернёмся к главной теме урока. Что такое красота. Давайте прочитаем в словаре значения этого слова. Все согласны?

  2. Я хочу прочитать вам притчу о Красоте и Уродстве. А вы подумайте, в чём её главный смысл. Под музыкальное сопровождение учитель читает притчу.

Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго - в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и восходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены.

Ничего не зная о мире (они были такими новыми), они сняли одежду и, совершенно голые, прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надело одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: «Эти люди собрались вокруг, а я голая», - и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды… её одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой.

Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но Уродство коварно и продолжает ускользать. Уродство по-прежнему носит одежду Красоты, маскируется под Красоту, а та ходит в одежде Уродства.

Все вещи, которые уродливы, ты не сможешь стерпеть в себе ни на мгновение, если увидишь их реальность.

Учащиеся берут толковые словари и находят слово и его значения в двух словарях. Зачитывают их всем.

Смысл притчи в том, что истинную красоту распознать нелегко.

Сообщение темы урока

Учиться распознавать истинную красоту нас научит стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Первичное чтение стихотворения.

Главной темой стихотворений Н. Заболоцкого был человек во всех его проявлениях. Кто героиня сегодняшнего стихотворения вы скажете, послушав его.

Звучит стихотворение под музыкальное сопровождение в исполнении М. Тараскиной.

Учащиеся слушают

Главная героиня - девочка, которой не повезло, так как внешне она некрасива

Словарная работа.

В тексте встретились слова и выражения, которые могут быть некоторым неясны. Разберём их

Охваченная счастьем бытия - радуется каждому мгновенью в жизни

Худой умысел - плохие, корыстные мысли

Прельстить воображенье - привлечь внимание

Младенческая грация души - чистая, красивая душа

Обожествляют - превозносят на пьедестал

Лексическая работа.

Грация (лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

Как понимаете высказывание: «грация души»?

Мерцать. Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово?

(синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)

Осмысление.

Чтение с остановками стихотворения «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Остановка 1.

  • Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

  • Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки “Лягушка-царевна”, Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Остановка 2.

  • Почему мальчики забыли про свою подругу? (как любые маленькие дети – они немного эгоисты)

  • «Дерево предсказаний». Как вы можете предположить, зачем девочка бегает за ними?

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

Остановка 3.

  • Какие черты характера девочки проявляются в этом эпизоде? (Девочка искренне рада за мальчишек, мы отмечаем отсутствие “зависти, умысла худого”, жизнелюбие, интерес к жизни, оптимизм умение разделить с другим его радость - те маленькие, важные истины, которые другие уже откинули от себя).

  • В каком значении употреблено слово “худой” в словосочетании “худая рубашонка” и “худой умысел”? (объяснение, о каком времени идет речь, почему такая радость от покупки велосипеда).

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Остановка 4.

  • Наступления какого дня боится автор? Почему? (в мире взрослых часто внешность играет большую роль в судьбах людей, люди не видят души в человеке)

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

  • Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки).

  • Найдите в тексте повтор. Какова его роль?

  • Во что же верит автор? Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Какой прием использует здесь автор? (метафора).

Что же, по мнению автора, даст девочке силу “переболеть боль”, что главное в ней? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки? Грация (лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

В конце стихотворения автор задает вопрос. Дает ли он ответ на этот вопрос? (да, ответ на него уже дан всем содержанием стихотворения).

Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).

Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие “грация души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя.

Анализ стихотворения.

Повторное чтение учащимся.

Постараемся выразительно прочитать стихотворение. Какие правила необходимо соблюдать?

, - короткая пауза

. - длительная пауза

! - восклицательная интонация, повышение громкости голоса

? - вопросительная интонация


Стихотворение можно разделить на две части.

Где границы частей?

1.О чём рассказывается в 1 части?

2.Чем привлекает вас девочка (обсуждение вопроса, подтверждение ответа текстом)

3.Какой она вам представляется? Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.

4.Что поймёт девочка, когда подрастёт?

  1. Какое чувство испытает она?

6.Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль?

7.Что ей поможет в этом?

8.Что Заболоцкий говорит о красоте человека?

9.О какой красоте говорит поэт?

10Что такое внутренняя красота?

11.Что вы по этому поводу думаете

12.С чем её сравнивает поэт в стихотворении?

13.Объясните, как вы это понимаете?

1.О том, что девочка некрасива, играет с ребятами, радуется их счастью

2.Умеет радоваться за других

3.Худенькая, угловатая, внешне некрасивая

4.Поймёт, что люди часто судят о человеке по внешности.

5.Чувство разочарования

6.Красота её души

7.Жизнелюбие

8. Сравнивает с сосудом

9 О внешней и внутренней красоте

10. красота души

11. Внутренняя красота важнее внешней

12. С огнём, мерцающим в сосуде?

13. Огонь горит, даёт свет и тепло, так и человек внутренне красивый дарит окружающим радость.

Беседа о внутренней красоте человека.

Давайте наполним сосуд красоты положительными качествами, которыми должен обладать каждый по-настоящему красивый человек.

Доброта

Готовность жертвовать своими интересами ради других

великодушие

Расположенность к людям, отзывчивость

благородство

Дружеское расположение

дружелюбие

Порядочность, бескорыстие

милосердие

Гостеприимство, сердечность, готовность оказать услугу

радушие

Сострадание , человеколюбие

честность

Правдивость, добросовестность

щедрость

Умение делиться с другими

сопереживание

откровенность

искренность

Умение разделить с другими горе

На доске нарисован сосуд, который постепенно наполняется положительными качествами

Ребята по очереди выходят к доске и «заполняют сосуд»

Составление формулы красоты

У каждого своё понимание красоты. Давайте попытаемся составить свою формулу.

Например

Доброта + милосердие + искренность = красота

Ребята работают в своих технологических картах и озвучивают свои формулы.

Практическая работа. «Лестница жизни». 

Обучающимся предлагается перечитать эпиграфы к уроку и на листе бумаги нарисовать «свою лестницу жизни». На каждой ступеньке написать истинные ценности, которые они хотели бы обрести.

Пауза релаксации (муз. сопровождение)

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными, легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Рефлексия

Выйдите, встаньте в круг. Давай те зажжём огонь, мерцающий в сосуде и передавая соседу, подарим ему частичку тепла со словами «Ты красив, потому что…» Используйте слова, которые вы услышали и осознали на уроке и, по вашему мнению, подходят вашему соседу, звучит музыка. По очереди учащиеся передают сосуд с ароматической свечой и заканчивают фразу.

Урок окончен. Вспомните притчу, прочитанную в начале урока и постарайтесь видеть в людях истинную красоту.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, подобрать пословицы, которые подходят стихотворению.

infourok.ru

Духовная красота в стихотворении Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Духовная красота в стихотворении
Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Пожалуй, самым хрестоматийным примером определения сути духовной красоты является стихотворение Н.А. Заболоцкого1 «Некрасивая девочка» (1955). Композиция стихотворения работает на раскрытие темы текста, заявленной в названии. Она двучастна: описание некрасивой девочки и рассуждение о сущности красоты. Своей некрасивостью девочка выделяется «среди других играющих детей»: она — ребёнок, угловатый и несуразный, «напоминает лягушонка». Но она обладает прекрасным свойством души — разделять чужое счастье.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ей не присущи зависть и злой умысел, по-детски чисто она смотрит на мир. Но поэт предупреждает …

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

По мнению Заболоцкого, чувствующее сердце — мужественное сердце, его не сломят невзгоды жизни.

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Пламень души преодолеет сердечную боль, «перетопит самый тяжкий камень». Обаяние девочки заключается в младенческой грации души, её открытость миру, умение сорадоваться, искренность и ликование прекрасны.

Финал стихотворения — определение сути красоты в риторическом вопросе.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Не всякому дано видеть этот огонь.

Вывод. В стихотворении Заболоцкого тема духовности раскрыта через противопоставление внешности девочки и её духовной сути. За внешней непривлекательностью скрывается богатый духовный мир, который проявляется в её непосредственности, жизнерадостности, открытости. Эти свойства души делают её стойкой к жизненным трудностям и испытаниям.

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

Проблема осознания внешней сути и нравственной наполняемости актуальна для подростков. Разрешение этой проблемы является нравственным уроком для читателя. В исследовании выяснено, что чистота как компонент духовности является значимой в восприятии учащихся 9-11 классов.

1 Никола́й Алексе́евич Заболо́цкий (Заболотский) — (24 апреля (7 мая) 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии — 14 октября 1958, Москва) — русский, советский поэт.

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.