Стих маяковского татьяне яковлевой


Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева. Парижский роман.: mama_zima2013 — LiveJournal

Давно  знала  про  увлечение   Маяковского  Татьяной  Яковлевой,  но  не  представляла,  как  это  было  серьезно  для  Маяковского.  Да  и  про  Татьяну  Яковлеву  знала  очень  мало.  Ее  отец  был  военным  инженером,   позже  стал  архитектором  в  Пензе,  имел  изобретения,  но  в  России  в  то  время  не  смог  себя  реализовать  и  уехал  в  Америку.  Семья  -  жена  и  дочери,  Татьяна  и  Людмила,  остались  в  России.  Мать  вторично  вышла  замуж.  Брат  отца,  живущий  в  Париже,  узнав  о  слабом  здоровье  Татьяны,  пригласил  ее  в  Париж.   Он  был  салонным  портретистом,  хорошо  преуспевающим.   В  1925  Татьяне  было  девятнадцать.  Она  прекрасно  знала  французский  язык   и  русскую  литературу,  была  красива,  так  что  скоро  она  стала   заметной  фигурой  в   русских  парижских  салонах.



Маяковский  в  те  времена  несколько  раз  посещал  Париж.  Там  он  часто  бывал  в  доме  сестры  Лили  Брик  -  Эльзы  Триоле   и,  естественно,  посещал  те  салоны,  куда  была  вхожа  она.   И  вот  однажды   Эльза  Триоле  увидела  высокую  красивую  девушку  и  шутя  сказала: "Да  вы  под  стать  Маяковскому".  " Так  для  смеха  я  и  познакомила  Володю  с  Татьяной", -  писала  она.  "Татьяна  была  в  самом  расцвете.  Ей  было  двадцать  с  лишним  лет,  высокая,  длинноногая,  с   довольно  ярким  макияжем,  "в  меха  и  бусы  оправленная".  В  ней  кипела  молодая  удаль,  она  плавала,  играла  в  теннис,   вела  счет  поклонникам...  Трудолюбиво  зарабатывая  на  жизнь  шляпками,  она  тем  не  менее  благоразумно  строила  свою  дальнейшую  жизнь.  Маяковский  поразил  и  испугал  ее.  Так  начался  их  бурный  роман,  испортивший  мне  много  крови."


Эльзе  приходилось  сообщать  сестре  в  Москву  то,  что  происходит  в  Париже.  Да  и  сама  она  чувствовала  легкую  ревность,  ведь  до  Лили  он  был  очень  привязан  к  ней,  Эльзе.

Маяковский  и  Татьяна  Яковлева  познакомились  на  Монпарнасе  в  конце  октября  1928 года:  ему  было  35,  ей  -  22.  Они  сразу  потянулись  друг  к  другу.  В  поэте  сразу  забилась  его  лирическая  жилка,  так  долго  молчавшая.   Он  посвятил  своей  любимой  сразу  два  пылких  стихотворения:  "Письмо  товарищу  Кострову  из  Парижа  о  сущности  любви"  и  "Письмо  Татьяне  Яковлевой".  Подлинники  этих  стихотворений  с  автографами  были  подарены Татьяне.

Любить -
     это значит:
                в глубь двора
вбежать
    и до ночи грачьей,
блестя топором,
            рубить дрова,
силой
  своей
       играючи.
http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/34.htm -   Письмо  т.  Кострову

          *  *   *
Страсти  корь
               сойдет  коростой,
Но   радость
              неиссыхаемая,
Буду  долго,
            буду  просто
разговаривать   стихами  я.
.   .    .    .    .
Ты  не  думай,
            щурясь  просто
Из  под  выпрямленных  дуг.
Иди  сюда,

          иди  на  перекресток
моих   больших
           и  неуклюжих  рук.

   
http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms9/ms9-386-.htm . ​ -   Письмо  Татьяне  Яковлевой.

Позже  Татьяна  Яковлева  рассказывала  журналистке   Зое  Богуславской :  "  Мы  виделись  почти  каждый  день.  он  ухаживал  так,  как  никто  за  мной  не  ухаживал: цветы,  разговоры  о  поэзии,  стихи.  Он  меня  безумно  ревновал...  Мои  родные  не  понимали  степени  нашей  близости.  Я  никому  ничего  не  рассказывала:  это  было  только  моё.  Маяковский  мне  нравился  как  мужчина,  как  поэт,  стихи  которого  я  знала  и  любила."
Художник  В.Шухаев  и  его  жена  вспоминали:  "Они  были  очень  красивой  парой.  Маяковский  высокий,  большой,   и   Татьяна  ,  тоже  высокая,  стройная.  Он  выглядел  тихим,  влюбленным.  Она  любовалась  им,  гордилась".
Татьяна  писала  матери  в  Пензу,  что  очень  хорошо  относится  к  Маяковскому   из-за  его  таланта,  но  больше  из-за   изумительного,  трогательного  отношения  к  ней.  "Я  скучаю  по  нему.  Он  всколыхнул  во  мне  тоску  по  России."

А   в   Москве  забеспокоилась  Лиля  Брик.  Сестра  писала,  что  Володя  влюблен.  даже  хочет  жениться,  а  это  означало  конец  материального  благополучия  "семьи " Бриков -  Маяковского.   Лиля  писала  Володе,  что  ей  очень  хочется  автомобильчик.  Маяковский  вернулся  в  Москву  к  разгневанной  Лиле.  Стихи,  посвященные  Татьяне,  все  подтверждали.  "Ты  меня  предал" - кричала  Лиля.   Но,  несмотря  на  это,  Маяковский  снова  уехал  в  Париж.
В  Париже  он  понял.  что  у  Татьяны  есть  поклонник  и  не  один,  а  Татьяна  писала  матери,  что  если  бы  она  даже  захотела  быть  с  Маяковским,  то,  что  тогда  будет  с  Илей  (Мечниковым).  Тем  не  менее,  Маяковский  сделал  Татьяне   предложение  стать  его  женой.  Она  ответила  уклончиво,  а  матери  написала,  что  замуж  ей  пока  не  хочется.  Ей  нравилось  быть  самостоятельной  и  свободной.  Но  роман  продолжался.  Маяковский  обещал  приехать  в  октябре.  Но  в  сентябре  1929,  начав   хлопоты  по  получению  визы,  он  получил  категорический  отказ.  Девять  раз  он  пересекал  границу,  свободно  выезжая  в  другие  страны,  сам  назначал  даты  своих  выступлений,  виза  была  для  него  формальностью,  и  вдруг  -  отказ.  Недоверие  власти?  Ничего  страшнее  нельзя  было  придумать.  Он  не  знал,  что  это  Лиля  Брик  попросила  Ежова  о  такой  услуге.  А  в  Париже  Татьяна  знала,  что  в  Москве  -  Лиля,  бороться  с  ней  она  не  могла.  Через  месяц  она  вышла  замуж  за  виконта  дю  Плесси.  Яковлева  писала  Маяковскому  о  сватовстве  виконта,  но  ответа  ему  она  не  давала,   это  письмо  не  дошло  до  адресата.
Однажды  в  квартиру  Бриков  -  Маяковского  пришло  письмо  от  Эльзы  Триоле.  Лиля  молча  читала  его  и  вдруг  начала  читать  вслух  о  том,  что  Татьяна  Яковлева  на  днях  выходит  замуж  за  виконта  дю  Плесси.  Осип  сказал,  что  для  Татьяны  это  хорошая  партия,  и  только  Маяковский  молча  ушел  в  коридор  курить.
  Больше  Маяковский  писем  в  Париж  не  писал,  
для  него это  была  очень  большая  сердечная  рана,  но  и  Татьяна  переживала  их  расставание  тяжело,  но  ей,  эмигрантке,  надо  было  утвердиться  в  этой  парижской  жизни.  Был  еще  один  момент -  в  мае  1929  Осип  Брик  познакомил  Маяковского  с  дочерью  актера  немого  кино  Вероникой  Полонской.  Она  была  молода,  хороша  собой  и  сразу  "влюбила"  Маяковского  в  себя.  Он , с  одной  стороны,  рвался  в  Париж  к  Татьяне  Яковлевой,  с  другой  стороны,  называл  Веронику  "невесточкой".  Она  тоже  разрывалась  между  мужем,  актером  Яншиным,  и  Маяковским.   Между  ними  происходили  бурные  ссоры,  скандалы,  и  Полонская  советовала  Маяковскому  обратиться  к  психиатру.  Что  произошло  позднее  мы  все  хорошо  знаем.

Вероника  Полонская.

Брак  с  виконтом  дю  Плесси  Яковлева  считала  "бегством  от  Володи".  Татьяна  Алексеевна  прожила  с  мужем  10  лет,  родила  дочь  Франсин,  но  началась  Вторая  мировая  война,  и  в  1939  виконт  погиб  в  бою  над  Ла-Маншем.  Татьяна  Яковлева  вышла  замуж  вторично  за  художника ,  выходца  из  России,  Александра  Либермана.  Они  уехали  в  Америку  и  там  в  1941 году  оформили  свой  брак.

Письма  Яковлевой  к  Маяковскому  были  сожжены  Лилей  Брик,  а  письма  Маяковского  к   Татьяне  хранятся  в  сейфе  Гарвардского  университета.
Умерла  Татьяна  Алексеевна  в  1991 году  (1906 - 1991).

http://www.famhist.ru/famhist/majakovsky/000e852c.htm

http://www.peoples.ru/art/fashion/cutur/tatyana_yakovleva/histo

У  Маяковского  было  много  увлечений,  но  только   двум  женщинам  он  посвятил  стихи :  Лиле  Брик  и  Татьяне  Яковлевой.                                                                                                                        

mama-zima2013.livejournal.com

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

Футуристические творения В. Маяковского сложные для восприятия из-за необычного художественного оформления. Они приносят истинное наслаждение читателям, сумевшим расшифровать их смысл. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучают в 11 классе. Предлагаем облегчить свою работу, используя краткий анализ «Письмо Татьяне Яковлевой» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо Татьяне Яковлевой.

История создания – произведение было создано в 1928 г., после того как познакомился с россиянкой, эмигрировавшей во Францию. Впервые было опубликовано лишь в 1956 г.

Тема стихотворения – любовь к женщине и к Родине.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. Некоторые стихи разорваны на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой» .

Эпитеты«важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

История создания

История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 г. Женщина понравилась поэту, из симпатии развилась влюбленность. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на Родину, но она отказалась.

Поэт имел серьезные намерения, собирался жениться на эмигрантке. Она же сдержано воспринимала его ухаживания, давая понять, что они будут вместе, только если поэт переедет во Францию. По возвращении в Россию Владимир Владимирович в 1828 г. написал анализируемое произведение.

Тема

В стихотворении переплетаются две темы – любовь к женщине и любовь к Родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастливым, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он дает понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.

Постепенно лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.

Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку Родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…».

В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои руки, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать ее любовь.

В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью к другому человеку.

Композиция

По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. В формальной организации отобразились особенности футуристической литературы. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, так как у него есть адресат. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия образа любимой женщины, воспроизведения чувств лирического героя и реализации идее используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся оригинальностью. Ключевую роль играют метафоры: «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой». Эпитеты визуальным картинам, чувствам и эмоциям выразительности: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 31.

obrazovaka.ru

Маяковский и Татьяна Яковлева - будни меланхолика — LiveJournal

А ведь Маяковский творил чудеса. (Лента вконтакте принесла, Не знала этой истории, вот делюсь ,для тех кто не знает)

Самая трогательная история, которую помнят современники, произошла с ним в Париже, когда он влюбился в Татьяну Яковлеву, которая покинула Россию в 1925 г., спасаясь от голода и туберкулеза. Она приехала в Париж по вызову дяди, известного художника А.Е. Яковлева. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, с яркими светящимися пшеничными волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, привлекала к себе внимание.

На первый взгляд, между ними нет, и не могло быть ничего общего. Она – утонченная, элегантная, воспитанная, нежная, не воспринимала рубленых, жестких и рваных стихов советского поэта. Маяковский – яростный, неистовый, живущий на пределе, безгранично талантливый. Он пугал ее, и девушку не подкупали его слова и преданность. Несмотря на все старания, сердце красавицы осталось равнодушным и Маяковский уехал в Москву один, терзаемый душевной болью, страданием и тайной печалью. Он посвятил ей чудесное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» и… Цветы!

Весь свой гонорар за выступления в Париже Владимир Маяковский положил в банк на счет известной парижской цветочной фирмы с единственным условием, чтобы для Татьяны Яковлевой несколько раз в неделю приносили букет из самых красивых и необычных цветов: гортензий, пармских фиалок, черных тюльпанов, орхидей, чайных роз, хризантем или астр.
Парижская фирма с солидным именем и репутацией четко выполняла указания своего клиента: в любой день, из года в год, несмотря на погоду, к Татьяне Яковлевой приходили посыльные с букетами необыкновенной красоты с единственной фразой: «От Маяковского».

Поэта не стало в тридцатом году – это известие ошеломило ее. Ведь Татьяна привыкла к тому, что он всегда незримо присутствует, вторгается в ее жизнь, что он где-то есть и неизменно, каждую неделю присылает ей цветы. Они не виделись, но всегда были рядом. Маяковский дарил ей не просто цветы – а свою безумную, но искреннюю любовь, для которой не существует расстояний и преград. Татьяна Яковлева уже не понимала, как будет жить дальше.
Однако в распоряжении, оставленном в цветочной фирме влюбленным поэтом, не было указано ни слова о его смерти. И на следующий день на пороге дома Татьяны Яковлевой вновь возник посыльный с прекрасным букетом и неизменными словами: «От Маяковского».

Цветы приносили и в тридцатом, когда поэт уже умер, и в сороковом, когда о Маяковском успели забыть. В годы Второй Мировой, в оккупированном немцами Париже, она смогла выжить только благодаря тому, что продавала на бульваре эти роскошные букеты. Говорят, великая любовь сильнее смерти, и если каждый цветок был словом «люблю», то именно эти слова спасли возлюбленную от голодной смерти.
Даже когда союзные войска освободили Париж, когда она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские вошли в Берлин – он был рядом. Каждую неделю она получала неизменный букет «от Маяковского». Посыльные взрослели на ее глазах, на смену прежним приходили новые, и все знали, что становятся частью великой истории любви, для которой не существует границ и времени.

ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ

В поцелуе рук ли,
                 губ ли,
в дрожи тела
            близких мне
красный
       цвет
           моих республик
тоже
    должен
          пламенеть.
Я не люблю
          парижскую любовь:
любую самочку
             шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
                     сказав -
                            тубо -
собакам
       озверевшей страсти.
Ты одна мне
           ростом вровень,
стань же рядом
              с бровью брови,
дай
   про этот
           важный вечер
рассказать
          по-человечьи.
Пять часов,
          и с этих пор
стих
    людей
         дремучий бор,
вымер
     город заселенный,
слышу лишь
          свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
             молний поступь,
гром
    ругней
          в небесной драме,-
не гроза,
         а это
              просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
           не верь сырью,
не пугайся
          этой тряски,-
я взнуздаю,
           я смирю
чувства
       отпрысков дворянских.
Страсти корь
            сойдет коростой,
но радость
          неиссыхаемая,
буду долго,
           буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
         жены,
              слезы...
                      ну их!-
вспухнут вехи,
              впору Вию.
Я не сам,
         а я
            ревную
за Советскую Россию.
Видел
     на плечах заплаты,
их
  чахотка
         лижет вздохом.
Что же,
       мы не виноваты -
ста мильонам
            было плохо.
Мы
   теперь
         к таким нежны -
спортом
       выпрямишь не многих,-
вы и нам
        в Москве нужны,
не хватает
          длинноногих.
Не тебе,
        в снега
               и в тиф
шедшей
       этими ногами,
здесь
     на ласки
            выдать их
в ужины
       с нефтяниками.
Ты не думай,
            щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
         иди на перекресток
моих больших
            и неуклюжих рук.
Не хочешь?
          Оставайся и зимуй,
и это
     оскорбление
               на общий счет нанижем.
Я все разно
           тебя
               когда-нибудь возьму -
одну
    или вдвоем с Парижем.


squirrel84.livejournal.com

Стихотворение Маяковского “Письмо Татьяне Яковлевой” 👍

Вечная тема лирики – любовь – проходит через все творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением “Неоконченное”. Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: “Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего.

Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем”. Для

Маяковского характерна широта лирического восприятия мира.

Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь – интимнейшее человеческое переживание – в стихах поэта всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина.

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием – вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам и о его любви, о том, когда и какой она была. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических стихов 1913 года “Я” и лирическом стихотворении “Любовь”. О любви в них говорится вне связи с личными переживаниями

поэта.

Но уже в поэме “Облако в штанах” поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Пути Марии и Владимира Маяковского разошлись. Но прошло не более года, и сердце его снова разрывают муки любви. Любовь к Лили Брик принесла ему много страдания.

Его чувства находят отражение в поэме “Флейта-позвоночник”, написанной осенью 1915 года. Спустя несколько лет, уже в советское время, Маяковский пишет одну за другой поэмы – “Люблю” и “Про это” . В тяжелом отчаянии, размышляя о жизни и смерти, он говорит о первостепенном значении для него любви: “Страшно – не любить, ужас – не сметь” – и сожалеет, что радости жизни не коснулись его. Но вот в начале 1929 года в журнале “Молодая гвардия” появляется “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”.

Из этого стихотворения видно, что в жизни поэта появилась новая любовь, что “опять в работу пущен сердца выстывший мотор”. Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский встретился в Париже осенью 1928 года.

О встрече Маяковского с Татьяной Яковлевой так вспоминали ее друзья – художник В. И. Шухаев и его жена В. Ф. Шухаева: “…Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица – высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого влюбленного.

Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом”. Татьяна была дочерью русских родителей. В двадцатых годах, так как у Татьяны было плохое здоровье, ее дядя, художник А. Е. Яковлев, живший в Париже, взял племянницу к себе. Когда Маяковский вернулся в Москву, Татьяна очень по нему скучала.

Она писала матери: “Он всколыхнул во мне тоску по России… Он такой колоссальный и физически и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, оставивший в моей душе след…

Его чувства ко мне настолько сильны, что нельзя их не отражать хотя бы в малой мере.” Посвященные Татьяне Яковлевой стихотворения “Письмо товарищу Кострову…” и “Письмо Татьяне Яковлевой” проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви.

Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой” было написано в ноябре 1928 года. Любовь Маяковского никогда не была только личным переживанием. Она вдохновляла его на борьбу и творчество, воплощалась в поэтические шедевры, проникнутые пафосом революции. Здесь об этом сказано так:

В поцелуе рук ли,

Губ ли,

В дрожи тела

Близких мне

Красный

Цвет

Моих республик

Тоже

Должен

Пламенеть.

Гордость и ласка звучат в строках, обращенных к любимой:

Ты одна мне

Ростом вровень,

Стань же рядом

С бровью брови,

Дай

Про этот

Важный вечер

Рассказать

По-человечьи.

О ревности, как о проявлении глубокой любви, Маяковский пишет с легкой иронией:

Ревность,

Жены,

Слезы…

Ну их!

Сам он обещает не обижать любимую ревностью:

…я взнуздаю,

Я смирю

Чувства

Отпрысков дворянских.

Свою любовь Маяковский не представляет вдали от родины, поэтому настойчиво зовет Татьяну Яковлеву в Москву:

Мы теперь

К таким нежны –

Спортом

Выпрямишь не многих, –

Вы и нам

В Москве нужны,

Не хватает

Длинноногих.

Конец стихотворения звучит как призыв откликнуться на его любовь:

Ты не думай,

Щурясь просто

Из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

Иди на перекресток

Моих больших

И неуклюжих рук.

Много обид пришлось пережить поэту. Ему не хотелось бы отказ Татьяны Яковлевой приехать к нему в Москву “нанизывать на общий счет”. Уверенность в том, что любовь в конце концов победит, звучит в словах:

Я все равно

Тебя

Когда-нибудь возьму –

Одну

Или вдвоем с Парижем.

Маяковский очень сильно переживал разлуку, каждый день посылал ей письма и телеграммы, с нетерпением ждал поездки в Париж. Но встретиться им уже было не суждено: Маяковскому было отказано в выезде в Париж в январе 1930 года. Через три месяца Маяковского не стало.

Судьба Татьяны Яковлевой сложилась неудачно. Выйдя замуж за виконта дю Плесси, она родила девочку и вскоре разошлась с ним. Вспоминая об этом, супруги Шухаевы писали: “У нас сложилось впечатление, что дю Плесси Таня не любила, а с Маяковским у нее была настоящая любовь, и нам казалось, что они созданы друг для друга.

Когда мы узнали о трагической смерти Владимира Владимировича, мы с сожалением и горечью подумали о том, что, будь они вместе – этого бы не случилось”.

Незадолго до смерти Маяковский написал стихотворение “Неоконченное”, в котором есть такие строки:

Уже второй,

Должно быть, ты легла

А может быть,

И у тебя такое

Я не спешу,

И молниями телеграмм

Мне незачем

Тебя

Будить и беспокоить…

Таким поэтом был Маяковский: трибун, новатор и тончайший лирик, которому были доступны все оттенки человеческих чувств.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» (В.В. Маяковский)

Владимир Маяковский является одним из самых выдающихся поэтов начала 20 века. Его стихотворения нельзя спутать ни с чьими другими, он выработал свой уникальный и узнаваемый поэтический стиль. В жизни Владимира Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он посвятил любви к Лиле Брик и воспевал ее в своих произведениях. Но у поэта есть немного стихотворений, которые посвящены другим женщинам, и данное послание — как раз одно из них. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Письма Татьяне Яковлевой» по плану.

История создания

Кому посвящено «Письмо Татьяне Яковлевой»? В 1928 году Владимир Маяковский побывал в Париже, где познакомился с художником-дизайнером Татьяной Яковлевой, и у них начался роман. В это время он написал два стихотворения, посвященных Татьяне, что, конечно же, вызвало недовольство Лили Брик, поскольку она была единственной женщиной, которой Маяковский посвящал стихи.

Данное стихотворение было опубликовано в 1956 году в Америке, в недоступном советским читателям журнале. Но Маяковский часто читал его в компаниях друзей после возвращения из Парижа. Тогда он не смог променять любовь к родине на страсть к женщине. Она же не могла последовать за ним, так как опасалась реакции советской власти на ее высокое происхождение. Кроме того, в Европе она жила богато, вращалась в светском кругу и была признанным дизайнером. Нищая жизнь на родине с убогим бытом и пролетарским пафосом была ей чужда.

Поэт звал Татьяну в Россию и хотел на ней жениться, но эмигрантка дворянского происхождения не собиралась возвращаться и ждала, что он переедет к ней во Францию. Маяковский хотел получить визу, но ему отказали, а Татьяна вместо любви выбрала удачный брак и комфортную жизнь в Париже. Поэт сильно переживал из-за разлуки, и, возможно, именно этот удар стал одним из фатальных и повлиял на его решение о самоубийстве.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» можно определить, как послание, так как у него есть конкретный адресат, указанный в названии. Оно написано четырехстопным ямбом, придающим стихотворению ритмичности и напряженной отрывистости, что свойственно лирике Маяковского. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что в любовной лирике читатель видит не только изящные признания в преклонении перед возлюбленной, но и полемичные политические высказывания. Поэт заявляет о том, что даже в его любви должен пламенеть красный цвет его республик. Он ревнует красавицу Татьяну «за советскую Россию».

Автор использовал перекрестную рифмовку, выстроив произведение своей знаменитой лесенкой. Такой способ записи стиха помогал поэту выделить и закрепить на письме необходимое интонационное и ритмическое членение строк.

Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» представляет собой монолог лирического героя, он не раз обращается к адресату: «ты, стань со мною, оставайся и зимуй, дай рассказать».

Образы и символы 

В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» переплетается личное и гражданское. 

  1. В первых строфах поэт говорит о своих чувствах к Татьяне, несколькими фразами создает довольно четкий образ. Лирический герой сравнивает свою возлюбленную с другими парижскими дамами. Он считает ее равной себе («Ты одна мне ростом вровень»), способной понять его: «Дай про этот важный вечер рассказать по-человечьи». Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает о происходящем в стране, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет Татьяны. Герой знает, что она пережила во время иммиграции: «Не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…». 
  2. Образ родины в стихотворении предстает двояким: с одной стороны, там у людей чахотка и «на плечах заплаты», но с другой, «мы теперь к таким нежны». Лирический герой описывает негативно лишь прошлое своей многострадальной страны, но настоящее он окрашивает в победоносный красный цвет, который сравнивает со страстью.
  3. Образ лирического героя перекликается с образом родины. Он ассоциирует себя с новой страной, пришедшей на замену патриархальной и традиционной царской России. В его любви преобладает красный цвет революции, сам он манит Татьяну на перекресток больших и неуклюжих рук — такой же представляется нам могучая и необъятная Россия.
  4. Образ Парижа воплощает в себе негативные черты капиталистического общества. Лирический герой с пренебрежением говорит об ужинах с нефтяниками, разукрашенных самках, продажной парижской любви.

Темы, настроение и проблемы 

Основными темами стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» являются любовь к женщине и к родине. 

  • В тексте эти темы тесно переплетаются, герой разрывается между любовью к Татьяне и верностью своей стране. Но все-таки горячая и страстная любовь к женщине не сможет затмить патриотических чувств поэта, он говорит что даже в пoцeлyях и «дрожи тела» «дoлжeн плaмeнeть» красный цвeт советских pecпyблик.
  • Патриотизм поэта и его уверенность в своей правоте выражаются в жизнеутверждающем финале стихотворения. Он все равно когда-нибудь возьмет ее, даже если придется захватить и сам Париж. 
  • Основная проблема, поднятая в тексте, может быть выражена в словах «последствия гражданской войны». Героиня прошла через многие испытания и волнения после революции, поэтому вполне понятно ее нежелание возвращаться. Герой вскользь упоминает эпидемии тифа, чахотки, холод и голод тех лет.
  • Стихотворение очень эмоциональное, пропитанное сильными чувствами. Поэт заведомо знает, что его просьба к Татьяне обречена, поэтому не скупится на резкие фразы.

Основная идея 

Поэт хотел быть с Татьяной, но понимал, что это невозможно, поскольку она не хотела возвращаться в Россию, а он не мог переехать в Париж. Но все-таки в тексте выражено больше гражданского, но, безусловно, раскрытого через личное. Главная мысль стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» заключается в нежелании поэта уступать Татьяну капиталистическому миру, который просто покупает ее красоту. Он хочет вернуть ее не только себе, но и России, ведь для него родина и он сам — одно целое.

Поэта задевало, что женщина, прошедшая ужасы и лишения гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». В последних строках поэт приглашает возлюбленную в «перекресток своих рук», но знает, что она откажет, поэтому разбавляет свое стихотворение иронией: «Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Поэт отождествляет себя со страной, своим нежеланием возвращаться на родину девушка оскорбляет не только его, но и Россию. Несмотря на непростое положение в стране, Маяковский оставался патриотом и питал неприязнь к буржуазным странам. Поэтому поэт в конце заявляет с присущей ему дерзостью («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»). Смысл стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» состоит в уверенности героя в развитии и потенциале страны, которая еще вернет утраченные сокровища, даже если придется брать их приступом.

Средства выразительности 

Жанровая принадлежность произведения к посланию проявляется в одном риторическом вопросе «Не хочешь?». Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» наполнено яркими средствами выразительности: метафорами, сравнениями и эпитетами. Все образы и тропы точные и резкие, что в принципе свойственно лирике Маяковского.

  1. Особенно выделяются метафоры: «страсти корь сойдет коростой», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «перекресток рук», «неиссыхаемая радость».
  2. Эпитеты тоже играют немаловажную роль в создании настроения и передаче чувств лирического героя: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки», «парижская любовь». Автор эмоционально насыщает предметы окружающей его действительности.
  3. Поэт гиперболизирует свои чувства, используя одновременно метафору и олицетворение: «Ревность двигает горами».  

Автор: Ксения Охапкина

litrekon.ru

Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева: Красный король и белая королева

У скандального «глашатая революции» Владимира Маяковского было много сердечных увлечений. Но только двум женщинам — Лиле Брик и Татьяне Яковлевой — он ещё и посвящал свои лучшие стихи. Если о первой известно более чем достаточно, то история трагических взаимоотношений со второй до сих пор полна тайн...

Текст: Наталья Туровская

В один из ничем не примечательных в октябре 1929 года в маленькой квартирке в Полуэктовом переулке, которую чета Бриков делила с Владимиром Маяковским на радость сплетникам, распускавшим слухи о «жизни втроём», произошёл инцидент, положивший начало цепи роковых событий. Лиля Брик получила очередное письмо из Парижа от своей сестры Эльзы Триоле.

— Нет, вы только послушайте, что пишет Эллочка! — неожиданно оживилась она и принялась громко читать вслух: «Нет никаких сомнений в том, что на днях Татьяна Яковлева выйдет замуж за виконта дю Плесси». Каково?!
— Ну что ж, отличная партия для неё, — отозвался из-за письменного стола Осип Брик.

И только Маяковский не проронил ни слова. Он помрачнел и выбежал курить в коридор, по пути натыкаясь на мебель, словно слепой...

На самом деле Лиля Брик тогда всё преувеличила: свадьба должна была состояться лишь через месяц. Но будучи обиженной на Маяковского (ещё бы, он посмел не просто влюбиться, но и посвятить даме сердца стихи, хотя раньше делал это только для неё), она не могла отказать себе в удовольствии посыпать соль на рану отвергнутого поэта. Позже, узнав об этом, Татьяна Яковлева никогда не простит Брик коварства. И лишь незадолго до своей смерти она неожиданно признается: «Я благодарна ей за это. В противном случае я вернулась бы в СССР за Маяковским, так сильно я его любила. И неминуемо сгинула бы в мясорубке 1937 года».

Рандеву в Париже

По иронии судьбы Владимира Маяковского с Татьяной Яковлевой познакомила всё та же Эльза Триоле. В своих мемуарах она объяснит это просто: чтобы он не заскучал вдали от родины. Возможно, таким образом она хотела избавить поэта от мучительной привязанности к своей сестре? Так или иначе, но доподлинно известно, что 25 октября 1928 года на шумной вечеринке у Эльзы Триоле и её супруга Луи Арагона они встретились впервые. Поздно ночью поэт вызвался провожать Татьяну домой и буквально через пять минут пути... рухнул перед ней на колени на булыжную парижскую мостовую и стал бурно признаваться в любви. Более того — он настаивал, чтобы она стала его женой и вернулась с ним в Россию. Однако столь стремительное развитие событий если и несколько смутило девушку, то большой неожиданностью для неё не стало.

Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему

Из воспоминаний художника В. И. Шухаева, современника В. Маяковского

К своим 22 годам Татьяна уже знала, что действует на мужчин как наркотик. Высокая, длинноногая, натуральная блондинка с выразительными глазами, она приковывала к себе взгляды везде, где появлялась. Яковлева родилась в дворянской семье, получила великолепное образование, чудом уцелела после революции 1917 года и в 1926 году уехала во Францию по вызову своего дяди, известного художника, жившего в Париже. Во Франции, вылечившись от чахотки, Татьяна начала работать манекенщицей в Доме моды Кристиана Диора, и вскоре её «загадочное лицо русского сфинкса» уже смотрело на парижан со всех рекламных плакатов. Благодаря связям дяди она быстро вошла в высший свет. Среди её поклонников были Вертинский, Прокофьев, Шаляпин... Драматург Жан Кокто был обязан Яковлевой... своим освобождением из тюрьмы. Он был задержан полицией нравов после того, как поселился в одном гостиничном номере вместе с Жаном Маре. Узнав о том, что Кокто в кутузке, почитательница его таланта Татьяна Яковлева тут же поспешила в полицейский участок Тулона и потребовала «немедленно освободить своего любовника Кокто, арестованного по глупейшему недоразумению»... Перед её чарами не устоял и великий пролетарский поэт Маяковский. Уже на следующий день после знакомства за обедом в ресторане Petite Chaumiere он взахлеб читал стихи, посвященные ей:

Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь? Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счёт нанижем.
Я всё равно тебя
когда-нибудь возьму —
одну или вдвоём с Парижем.

Но Татьяна Яковлева не торопилась ответить неистовому Маяковскому «да». Они прекрасно проводили время вдвоём. Но одно дело — бурный роман с темпераментным поэтом, а другое — стать женой гражданина Советской России со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отказаться от мехов и драгоценностей? Вернуться в голодную Москву и поступить куда-нибудь на службу? Нет, на это Яковлева решиться не могла. Да к тому же Маяковский во время бесконечных прогулок нет-нет да и заводил её в магазинчики дамского белья или парфюмерии, чтобы «выбрать подарок для Лили». И Татьяна понимала: там, в Москве, она может потерять Маяковского, не выдержав соперничества с Брик.

Маяковский уехал один и с разбитым сердцем. 24 декабря 1928 года Яковлева напишет своей матери: «Он такой колоссальный, и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»

Роман в письмах

Незадолго до отъезда из Парижа Маяковский оставит все деньги одной из парижских оранжерей, попросив владельца еженедельно посылать цветы на адрес Татьяны Яковлевой. Она будет неизменно получать красивые букеты из роз и орхидей целых два года.

И теперь —
то ли первый снег,
то ли дождь на стекле
полосками —
в дверь стучится к ней человек,
он с цветами
от Маяковского.

Первое время они активно переписывались. В одном из писем Маяковский откровенно признавался: «Нельзя пересказать и переписать всех грустностей, делающих меня молчаливее». Письма Татьяны Яковлевой к Маяковскому до нас, увы, не дошли — об этом позаботилась Лиля Брик, после гибели поэта распоряжавшаяся его архивом.

Последнее письмо, отправленное Маяковским Татьяне, было датировано 5 октября 1929 года. После чего он впал в жесточайшую депрессию. Близкий друг Маяковского Василий Каменский в письме к матери Яковлевой утверждал: «Одно ясно — Таня явилась одним из слагаемых общей суммы назревшей трагедии. Это мне известно от Володи: он долго не хотел верить в её замужество. Полонская особой роли не играла». Возможно, Каменский был близок к истине больше, чем все биографы поэта.

«С тобой мы в расчете...»

Из дневника близкой приятельницы Маяковского Натальи Брюханенко: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблён и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». В апреле 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Кто была эта таинственная женщина, которую поэт так хотел увидеть? И Лилю Брик, и свою последнюю музу — актрису Веронику Полонскую — он мог видеть, когда хотел. А вот за границу его больше не выпускали как неблагонадежного.

Как говорят,
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
разбилась о быт.
С тобой мы в расчете,
и не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.

Известие о гибели Владимира Маяковского застало Татьяну, когда она была уже замужем за виконтом Бертраном дю Плесси. Позже она говорила, что это было всего лишь «бегством от Володи». В 1930 году у неё родилась дочь Фрэнсин. А спустя год Яковлева застанет мужа в постели с другой. Если до этого она просто не любила его, то теперь перестала уважать. И каждый из супругов зажил своей жизнью, не решаясь на развод лишь ради дочери. Спустя 7 лет Яковлева попадет в автомобильную аварию. Врачи буквально соберут её тело по частям после 30 пластических операций. В 1938 году она выйдет из больницы, чтобы отправиться отдохнуть к морю. Там Татьяна повстречает молодого художника Александра Либермана, на тот момент жениха дочери советского посла во Франции Любы Красиной. Несмотря на то, что Яковлева была намного старше, искра, вспыхнувшая между ними в первую встречу, зажгла костёр любви, который согревал обоих до конца жизни.

Она употребила свою бурную энергию на то, чтобы создать самое себя, и в этом «самозодчестве» стала одним из самых ярких примеров того времени. Мы — те, кто так её любил — будем очарованы Татьяной до конца дней

Из воспоминаний Фрэнсин Дю Плесси, дочери Татьяны Яковлевой от первого брака.

Жизнь после выстрела

Дальнейшая судьба Татьяны Яковлевой сложилась на удивление счастливо. В 1941 году после гибели Бертрана дю Плесси (его самолет фашистские зенитчики сбили над Ла-Маншем) она вышла замуж за Либермана и переехала в США. В Нью-Йорке громкий титул первого мужа помог ей добиться успеха на новом поприще. Неожиданно для всех Яковлева стала дизайнером женских шляп и весьма преуспела в этом. Кокетливые головные уборы «от графини дю Плесси» носили Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Эсте Лаудер и другие светские львицы. Секрет её успеха был не столько в таланте шляпницы, сколько в интуиции и умении убеждать. Яковлева могла убедить любую стареющую богачку в том, что новая шляпка сделает её неотразимой. «Они уходят от меня, уверенные в себе, как призовые лошади», — хвасталась она перед дочерью. Супруги Либерман — Дю Плесси были одной из состоятельных семей в Нью-Йорке. Им принадлежала роскошная вилла в Коннектикуте, в которой они с удовольствием принимали русских эмигрантов-диссидентов: писателей, поэтов, музыкантов, художников.

В течение прожитых лет в общей сложности мы не были вместе пять дней. Но это были самые чёрные дни моей жизни

Из воспоминаний Александра Либермана, второго мужа Татьяны Яковлевой

...Татьяна Яковлева не дожила нескольких дней до своего 85-летия. И всё это время она трепетно хранила пожелтевшие от времени письма Маяковского. Часто перечитывала их и украдкой плакала, глядя в голубое небо Коннектикута. О чём она думала в эти минуты? Кто знает...

Чутьё на талант

Всю жизнь у Татьяны Яковлевой было потрясающее чутьё на талант. Это она познакомила в своё время Кристиана Диора с начинающим Ивом Сен-Лораном, которому в дальнейшем тот завещал свою империю. В 1974 году в Нью-Йорке с четой Либерман — Дю Плесси познакомился Иосиф Бродский. Алекс Либерман был первым, кто опубликовал Бродского на английском языке. Татьяна Яковлева, впервые услыхав его стихи, обронила пророческую фразу: «Помяните моё слово, этот мальчик получит Нобелевскую премию!» Что и случилось с Иосифом Бродским в 1987 году.

Загадочная телеграмма

Существует дневниковая запись М. Я. Презента, повествующая о том, что Владимир Маяковский ранним утром 14 апреля 1930 года, за три часа до рокового выстрела, поехал на телеграф и дал в Париж на имя Татьяны Яковлевой телеграмму: «Маяковский застрелился». Но других документальных подтверждений этой легенды нет...

interviewmg.ru

Какое у вас впечатление после прочтения стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского?

О поступке Анны Карениной, в общем-то, можно судить с точки зрения так называемой житейской философии. Молодая женщина, жаждущая любви полной, сердечной, а не бытовой, супружеской, изменяет мужу – и не с кем попало, а с человеком, к которому она испытывает подлинные чувства. Но, разрушая свой брак с Карениным, она сталкивается с невозможностью создать удовлетворяющий ее потребностям союз с Вронским и, оказавшись лицом к лицу с неразрешимым конфликтом и будучи при этом в подавленном, депрессивном состоянии, кончает с собой просто потому, что такая жизнь – невыносима. Вот так – дешево, сердито и просто.

Однако на самом деле все, конечно, несколько сложнее. Образ Анны Карениной – одно из воплощений толстовского естественного человека, который живет не по законам света, а по законам совести. Собственно, именно потому душа ее так терзается, потому так страстно она отдается сначала – любви, а потом - отчаянию: изящный адюльтер под носом у мужа без серьезных последствий для брака был в те годы явлением куда более распространенным.

В отличие от Левина, чья близость к народу и земле кажется несколько карикатурной, Каренина, с одной стороны, внешне вполне органично вписывается в общество. С другой, ее искренность, ее стремление следовать велениям души противоречили лицемерным представлениям о благопристойности, которым подчинялась жизнь других светских дам и господ. Райт неспроста обыграл в экранизации романа мотив театра: Каренина не захотела играть роль, которую навязала ей среда, и жестоко за это поплатилась.

Трагический финал судьбы героини напоминает нам еще об одном важном литературном самоубийце – Мартине Идене. Оба они в нравственном смысле значительно превосходят свое окружение, вполне осознают, что условным высшим обществом правит фальшь, и чувствуют себя на этом празднике жизни чужими. Вероятно, дилемма, вставшая перед Иденом, – сложнее, поскольку она лежит не только в плоскости морали и чувства, но и в интеллектуально-творческой. Однако причина суицида героев Толстого и Лондона более-менее одинакова.

Ну, это если отвечать на ваш вопрос, акцентируя внимание на предпосылках к самоубийству, а не на, собственно, способе.

yandex.ru

Владимир Маяковский — Письмо Татьяне Яковлевой

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав —
тубо —
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.

© Автор: Маяковский Владимир Владимирович

13 Загрузка...

stihiru.pro

Письмо Татьяне Яковлевой — Маяковский Владимир Владимирович

ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелкамиразукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав -
тубо -
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
сбровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молнийпоступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдеткоростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы...
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
  чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты -
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны -
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжихрук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все разно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.
 Владимир Маяковский стихи

scanpoetry.ru

«Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского

Любовь в жизни каждого человека играет свою роль. Если кто-то не мыслит себе жизни без любви, то другому она «подрезает крылья». Для кого-то она свет в окне, а кто-то произносит это слово сквозь зубы, проклиная все на свете. И все-таки любовью держится мир.  Пока есть на свете любовь, жизнь продолжается. Не случайно русский драматург начала ХХ века Евгений Шварц в своей пьесе «Обыкновенное чудо» вложил в уста Хозяина-волшебника такие слова: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец».

Такие же драматические испытания пережил современник Евгения Шварца Владимир Маяковский. Известная тогда актриса, Татьяна Яковлева, в 1925 году уехала в Париж к своему дяде – художнику А. Яковлеву. Маяковский познакомился с ней в 1928 году. Доподлинно неизвестно, почему взаимная, по свидетельству многих друзей поэта, любовь не могла принести счастья влюбленным. Ведь весной 1929 года поэт, вновь оказавшись в Париже, строил планы на будущую совместную жизнь. Правда, сама Татьяна соглашалась выйти замуж за известного поэта при условии, что он покинет Советскую Россию, находившуюся тогда в тяжелом положении. Однако  осенью 1929 года Владимиру Владимировичу впервые было отказано в получении визы для поездки, которая должна была все решить, а позже пришло известие о том, что Татьяна Яковлева собирается замуж.

Своим любовным переживаниям Маяковский посвятил два произведения: «Письмо Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Оба стиха написаны в излюбленном Маяковским жанре – монологе, причем каждый посвящен конкретному лицу. Первое «Письмо…» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой работал поэт, оказавшийся в Париже, а второе – не предназначенное изначально для печати – передано в руки любимой женщине. Для Маяковского любовь – чувство, изменяющее человека, возрождающее его, иногда создающее заново, как птицу Феникса из пепла.

В «Письме Татьяне Яковлевой», анализ которого будет далее представлен, тема любви представлена с драматической стороны. К тому же поэт предпринимает попытку придать вечным чувствам иной смысл. Сразу в начале стихотворения в один ряд с глубоко интимными чувствами мужчины к женщине встают слова иного, социального плана:

В поцелуе рук ли, губ ли,
в дрожи тела близких мне
красный цвет моих республик
тоже должен пламенеть.

Ассоциативное сближение по цвету губ любимой и знамени не кажется кощунственным: такое сопоставление вызвано желанием перевести разговор о чувстве, связывающем лишь влюбленных, в разговор о счастье миллионов. Такая нераздельность личного и общественного свойственна многим стихам Маяковского. Даже ревность обретает более возвышенный смысл:

Я не сам, а я ревную за Советскую Россию.

Два плана – личный и общественный – соединяются у Маяковского очень искусно: было бы несправедливо упрекать поэта в неискренности, ведь он действительно верил в великое будущее своего Отечества и не понимал, как можно променять его на «ужины с нефтяниками».

Напоминание о «парижской любви», вызывающей у героя презрительное отношение к «самочкам», должно стать весомым аргументом для адресата письма (Татьяны Яковлевой) о необходимости вернуться в Москву. А «ужин с нефтяниками» воспринимается как акт предательства по отношению к голодной и холодной Москве, где «не хватает длинноногих». Только такая героиня, которая «в снега и тиф» шла «этими ногами», может стать с героем «бровью к брови», а значит, только она с ним «ростом вровень».

Свойственная стихам предельная откровенность подкрепляется словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо как будто наполняется силой интимной страсти. Но оно все время переводится в социальный план. Такая двуплановость и определяет композиционную структуру стихотворения: всплеск страсти обуздывается, вводится в берега напоминанием об эпохе, о той действительности, полпредом которой выступает поэт.

Поэтому, когда накал чувств заставляет в конце выкрикнуть героя:

Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук –

слова о грядущей перемене становятся в итоге завершающими. Герой ставит точку в их споре:

Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.
  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского
  • «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
  • «Ночь», анализ стихотворения Маяковского
  • «Нате!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Вам!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ
  • «О дряни», анализ стихотворения Маяковского
  • «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского
  • «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского
  • «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского
  • «Люблю», анализ поэмы Маяковского
  • «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

По произведению: «Письмо Татьяне Яковлевой»

По писателю: Маяковский Владимир Владимирович


goldlit.ru

Татьяна Яковлева. Последняя любовь Маяковского была подругой Марлен Дитрих и музой Диора

В июле 1941 года над Средиземным морем фашистами был сбит самолёт французского лейтенанта Бертрана дю Плесси. Орден из рук Шарля де Голля получила его вдова. Которой была легендарная Татьяна Яковлева, последняя любовь Маяковского, ближайшая подруга Марлен Дитрих и муза Кристиана Диора...

Она родилась 105 лет назад в Петербурге, но детство провела в Пензе. Откуда и сумела выехать после революции за границу. Официальным поводом для поездки во Францию стала необходимость лечения от туберкулёза. Покинуть Россию Яковлевой удалось благодаря протекции господина Ситроена, того самого владельца автомобильнго концерна, чьим именем сегодня называются созданные им же машины. Ситроен дружил с дядей Татьяны, знаменитым художником Александром Яковлевым, который помогал ему создавать эскизы будущих автомобилей.

В Париж Татьяна приехала в 19 лет и тут же окунулась в бурную светскую жизнь французской столицы. Красота девушки помогла ей получить работу на подиуме, и очень скоро весь город был увешан рекламными постерами, с которых на французов смотрело её лицо.

Так, она поддерживала танцовщиков Михаила Барышникова и Александра Годунова, оставшихся на Западе. А поэту Иосифу Бродскому едва ли не за 20 лет предсказала присуждение Нобелевской премии.
Поначалу кругом общения Татьяны была русская эмиграция. Правда, какая! Она играла в четыре руки на рояле с Сергеем Прокофьевым, принимала ухаживания Фёдора Шаляпина, дружила с художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой.

Великая встреча, обессмертившая её имя, тоже случилась в доме русских. Эльза Триоле, родная сестра Лили Брик, занимавшей пост музы Маяковского, познакомила Татьяну с поэтом, который как раз находился в Париже. И вспыхнуло чувство – страстное и взаимное. Маяковский пробыл в Париже чуть больше месяца, но успел сделать своей новой знакомой предложение руки и сердца. И – невероятно – посвятить стихи. До этого подобной чести удостаивалась лишь Лиля Брик.

Татьяна и Владимир были красивой парой. Говорили, что, когда они, взявшись за руки, появлялись в парижских кафе, на лицах посетителей застывала улыбка.

История их любви закончилась трагично. Маяковский уехал в Россию и больше Татьяну так и не увидел. Ходили разговоры, что именно Брик сделала всё, чтобы поэт не получил возможности выехать за границу. А Маяковский прямо говорил: «Если я не увижу Татьяны, я застрелюсь». Именно так он и поступил в апреле 1930 года.

Яковлева пережила его больше чем на 60 лет. Она успела выйти замуж за виконта дю Плесси, родить от него дочь, овдоветь и выйти замуж повторно. Но Маяковский всё равно не уходил из её жизни. Накануне отъезда в Советскую Россию поэт оставил большую сумму денег в цветочном магазине и попросил, чтобы каждое воскресенье на адрес Татьяны приносили корзину цветов с его визитной карточкой. Оставленная сумма была весьма значительной, и подарки от пребывавшего уже в ином мире влюблённого поступали и годы спустя после его смерти.

Однажды к Татьяне в гости пришёл кто-то из русских. Разговор, как всегда, зашёл о Маяковском. Несмотря на то что в Советском Союзе о самом существовании Татьяны Яковлевой стали говорить лишь в конце 60-х, истинные почитатели Маяковского о ней, конечно же, знали. Тем, кто внушал доверие, Татьяна даже показывала письма Маяковского. Кстати, письма самой Татьяны к поэту были уничтожены Лилей Брик после смерти Маяковского. Сама Татьяна о Брик предпочитала не говорить. Хотя её отношение к этой женщине было весьма однозначным и легко прочитывалось в междометиях, которыми Яковлева сопровождала свои рассказы о поэте, обстоятельствах их встреч и расставаний.

По теме

1191

Телеканал НТВ снял скандальный выпуск передачи «Звезды сошлись» с участием Любови Успенской и ее дочери Татьяны, котором последняя раскрыла множество неприятных подробностей о взаимоотношениях с мамой.

Очередной гость, навестивший Яковлеву, попросил хозяйку развеять миф о том, что Маяковский продолжает присылать ей цветы.

«Вы не торопитесь?» – обратилась Татьяна к гостю. И услышав отрицательный ответ, пригласила к столу и предложила выпить чаю. Когда через час в дверь квартиры позвонили, Яковлева попросила именно гостя пойти и открыть её. На пороге стоял посыльный с корзиной цветов, в которой лежала визитная карточка: «Татьяне от Владимира».

После Второй мировой Татьяна вместе с дочерью перебралась в Америку. Второй муж Яковлевой (тоже эмигрант из России) Александр Либерман в течение многих лет возглавлял знаменитый журнал Vogue и был одним из руководителей крупнейшего издательства «Конде Наст». За Либерманом было последнее слово, какой будет обложка свежего номера журнала. Так, именно Алекс предложил в 1991 году поместить на первую полосу фотографию пребывающей на восьмом месяце беременности обнажённой Деми Мур. Это была настоящая сенсация! Потом про чету Яковлева – Либерман говорили: «Ну что вы хотите, они же из России. А потому не могут без революций».

Сама Яковлева работала в магазине «Сакс на Пятой авеню». Но это скорее было хобби, нежели работа ради денег. Несмотря на то что клиентками её шляпной мастерской были самые известные женщины мира – от Коко Шанель до Эдит Пиаф, – в месяц Яковлева получала меньше тысячи долларов. И не смела владельца магазина попросить о прибавке.

Впрочем, заботиться о куске хлеба ей всё равно не приходилось. Либерман был не только авторитетным, но и весьма обеспеченным человеком. Зарабатывал в семье он. А Татьяна могла позволить себе роскошь просто заниматься любимым делом: вначале это были шляпки, а затем – друзья, приёмам которых она посвящала всё своё время.

Одной из её ближайших подруг была Марлен Дитрих. Когда кто-то начинал восхищаться красотой её ног, Марлен отвечала: «Да, они ничего. Но у Татьяны – лучше». А сама Яковлева, когда Дитрих приходила к ней в гости и забиралась на диван с сигаретой в руках, строго говорила: «Марлен, если ты прожжёшь мой диван – я тебя убью. Имей в виду».

Семья Яковлевой и Либермана жила в Нью-Йорке, где на Лексингтон-авеню у них был роскошный особняк. Не менее достойное имение было у них в Коннектикуте, которое Джордж Баланчин называл страной Либерманией.

О Маяковском Татьяна помнила всегда. Но полюбила рассказывать о нём уже в 70-х, когда у неё в полной мере проявилась страсть к воспоминаниям. И к ней приезжали, приезжали, приезжали гости из России. Или же она сама привечала у себя тех, кто не пожелал возвращаться в СССР.

Всем своим гостям она читала Маяковского.

Известный историк моды и телеведущий Александр Васильев, гостивший зимой 1986 года в доме Яковлевой и Либермана, рассказывал мне о том визите: «Яковлева производила впечатление строгой женщины, её можно было испугаться. Прямая, величественная. И это можно было понять, ведь её муж Алекс занимал очень высокое положение.

Яковлева была знаменита своими афоризмами. «Норка – только для футбола, а для леди – соболя», – как-то сказала она. Имелось в виду, что в норковой шубке можно ходить только на стадион, а в свет выходить позволительно в соболях.

Она дружила с музами других поэтов. Была лучшей подругой Валентины Саниной, музы Вертинского. Была близка с леди Абди, урождённой Ией Ге, племянницей художника. Одним словом, подруг она выбирала себе под стать.

К заслугам Татьяны Яковлевой относится восхождение Кристиана Диора и появление Ива Сен-Лорана. Талантом своим они обязаны, разумеется, не ей. Но пресса заговорила об этих кутюрье после того, как Яковлева сказала мужу, что гении – именно они».

Татьяны Яковлевой не стало 20 лет назад. Она прожила большую жизнь и накануне своего 85-летия как бы в шутку обратилась к мужу с просьбой: «Будь джентльменом, пропусти меня вперёд». Алекс, боготворивший жену, исполнил и эту её просьбу.

На её надгробном камне в Коннектикуте выбиты слова: «Татьяна дю Плесси-Либерман, урождённая Яковлева. 1906–1991».

versia.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.