Стих густой зеленый ельник у дороги


Бунин Иван - Густой зеленый ельник у дороги. Слушать онлайн

Иван Бунин
"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.

teatr.audio

Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник» Бунина

Посвященное природе, стихотворение “Густой зеленый ельник у дороги” является прекрасным образцом бунинской лирики. Краткий анализ “Густой зеленый ельник” по плану поможет осознать всю красоты произведения и его неповторимость. Может быть использован на уроке литературы в 6 классе для объяснения материала ученикам.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Густой зелёный ельник у дороги.

История создания – стихотворение было написано в 1905 году и вошло в сборник поэзии, охвативший промежуток с 1903 по 1906 годы.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет человека замирать от восхищения и присматриваться к ней.

Композиция – одночастная, автор рассказывает эпическую историю оленя.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – традиционный пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“густой зеленый ельник”, глубокие пушистые снега”, “могучий тонконогий олень”, “тяжелые рога”, “хвойные крестики”, “белый зуб”, “собачий гон”.

Метафора – “он красоту от смерти уносил“.

История создания

Написанное в 1905 году и напечатанное в 1906-м, это стихотворение изначально называлось “олень”. Однако позже Бунин отказался от идеи с таким названием, решив, что она исказит восприятие. Олень хоть и является главным героем произведения, на самом деле выступает лишь способом воплощения основной идеи

Тема

Стихотворение посвящено красоте природы. Автор подчеркивает мысль, что эта красота не просто восхищает человека, но заставляет его замереть и любоваться ею. Воплощает эту красоту олень. И он же помогает автору выразить основную идею произведения. Заключается она в том, что с помощью такой силы, как красота, вполне можно победить и саму смерть.

Композиция

Первая строфа стихотворения создает экспозицию, которая становится фоном для появления главного героя – могучего оленя.

Тем неожиданнее для читателя становится вторая строфа, которая дает ему понять, что лирический герой на самом деле судит о звере только по следам, а самого оленя он и не видел. Именно вторая строфа вводит фигуру проводника, который проводит читателя по произведению, показывая ему детали, которые нельзя пропустить.

Третья строфа – в своем роде кульминационная. Это конфликт истории: показано нападения стаи собак на благородного дикого зверя. Очевидно, что лирический герой стал свидетелем собачьего гона, являющегося частью охоты. Или он снова угадывает ситуацию по следам?

Четвертая строфа оставляет загадку неразрешенной. Но вне зависимости от того, имело ли место произошедшее на само деле или нет, мораль истории остается неизменной: красота способна победить смерть.

Это эпическое произведение также оставляет читателя в раздумьях о том, сколько длилась история. Ведь если лирический герой на самом деле был свидетелем погони, то она заняла буквально несколько мгновений. А раздумывать и “читать” следы он мог и часами.

Жанр

Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный в характерной для Бунина реалистической манере. В то же время стих демонстрирует и черты модернизма, так как поэт запечатлевает миг смертельной опасности. Таким образом он подчеркивает хрупкость жизни, что характерно именно для модернизма.

Для передачи эмоций поэт выбрал форму пятистопного ямба с перекрестной рифмовкой, который делает произведение одновременно динамичным и идеально выверенным.

Средства выразительности

Интересно, что из всех тропов поэт в этом произведении отдает предпочтение эпитетам: “густой зеленый ельник”, глубокие пушистые снега”, “могучий тонконогий олень”, “тяжелые рога”, “хвойные крестики”, “белый зуб”, “собачий гон”. С их помощью он передает настроение, подчеркивает важные мысли, описывает красоты природы и как будто одушевляет ее, не прибегая напрямую к приему олицетворения.

Еще более значимо то, что единственная метафора в произведении выражает и его основную идею – “он красоту от смерти уносил“. Бунин дает читателю возможность предположить, что зверь ушел от погони, в то же время оставляя его в состоянии напряженного ожидания. Незаконченность мысли и метафорическое воплощение выделяют ее из общей ткани повествования. Поэт также использует для привлечения внимания ее расположение – последняя строка в произведении всегда его привлекает.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 27.

obrazovaka.ru

Бунин И. "Густой зеленый ельник у дороги"


Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги" и их характеристика

  1. Олень. Могучий, прекрасный, полный сил.

План пересказа стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги"
  1. Густой ельник
  2. Пробирающийся олень
  3. Следы оленя
  4. Хвоя на снегу
  5. Прыжок
  6. Собачий гон
  7. Стремительный бег
  8. Красота и смерть

Главная мысль стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги"
Красота не должна погибнуть.

Чему учит стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги"
Стихотворение учит любить природу, учит любить животных и никогда их не убивать. Учит бороться за свою жизнь и радоваться каждому мигу жизни.

Отзыв на стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги"
Мне понравилось это стихотворение про молодого оленя, полного сил и радости к жизни. Оно дарит ощущение справедливости и восторга перед силой и красотой дикого зверя, который не боится человека и может отстоять свою жизнь.

Анализ стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги"
Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1905 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В центре сюжета история оленя, который шел по зимнему лесу и вдруг услышал лай собак. Олень стремительно унесся прочь, поражая всех своей красотой и силой.
Стихотворение состоит из четырех строф-четверостиший.
В первом обозначено место действия. Во втором описано поведение оленя в спокойном лесу. В третьем наступает кульминация сюжета, олень слышит собак и делает огромный прыжок. В четвертом наступает развязка, олень стремительно убегает от собак и охотников.
Стихотворный размер - ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Густой зеленый ельник у дороги"
Эпитеты: Густой, зеленый ельник, пушистые снега, олень могучий, тонконогий, тяжелые рога, след размеренный и редкий, стремительности радостно-звериной.
Метафоры: пушистые снега, откинув рога, теряется гон.
Перифраз: красоту от смерти.

Пословицы к стихотворению "Густой зеленый ельник у дороги"
Хочешь оленя за рога поймать, а он в лес
За чужим погонишься, свое потеряешь.
За кем нет погони, тот и не бежит.
Не бойся смерти, если хочешь жить.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги"
У дороги рос густой ельник, в котором по глубокому снегу шел олень, с огромными, тяжелыми рогами.

Он оставил свои следы, натоптал тропинок. Где-то согнул елку и поскреб зубами, отчего на снег насыпалось много хвоинок.

Но вдруг олень прыгнул. Где-то в лугах шел собачий гон, и олень сшиб рогами несколько веток.

Олень легко уходил от погони. Он был полон сил и стремителен. Он уносил свою красоту от смерти.


Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Густой зеленый ельник у дороги"



Читать стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги" Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

coolchtivo.blogspot.com

Урок по стихотворению И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги».

Тема: «И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».

Цель:

1. Выявление художественной идеи стихотворения.

2. Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.

3. Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И. А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною

И лес, раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья…

Вся молодость моя- скитанья

Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?

(«Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним- как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем- синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю краску, он видит десятки полутонов и оттенков»)

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

- Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

- Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

- Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.

- Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

Выступления учащихся (задания 2,3)

2. Анализ стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги».

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Выразительное чтение стихотворения. (прослушивание аудиозаписи). Чтение с учащимися вслух. Какие слова показались незнакомыми? Остинок. Ость- длинный жесткий волос в шерсти животного.

Мы уже неоднократно употребляли слово «тема». Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.

- В первой строфе шел, натоптал, гнул,

- Во второй строфе скреб

- В четвертой уходил, уносил

- Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.

Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям ( осыпались крестики и остинки с макушек елей). Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении. Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен («натоптал тропинок»), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов («белым зубом скреб»). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.

Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.

Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире). Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды. Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: «И далеко в лугу/ Теряется собачий гон…»

Третье четверостишие заканчивается многоточием.

Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:

- задержись на предыдущем слове;

- обрати особое внимание на следующее слово;

- написанное здесь значит больше, чем просто слова;

- я очень взволнован;

- я не могу подобрать нужного слова;

Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

- Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь «ветки», обитые рогами на бегу» является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: «Я очень взволнован».

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение «литературоведа» о символическом значении образа оленя в мифах.

Сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».

Исследовательская работа с текстом.

- Запишите лексическое значение слов.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень- это красота.

Прочитаем последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили… Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.

Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

- В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?

Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество…

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова «Олень».

Лексическая работа.

- Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

- К чему стремится душа поэта?

Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к «огненным берегам» - творению красоты.

Рефлексия

- Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги»?

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Домашнее задание: чтение рассказа Андреева «Петька на даче»

infourok.ru

Урок «И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...»

Предмет: литература

Класс: 5

УМК: под ред. В.Ф. Чертова

Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Цели урока:

вовлечение детей в деятельность по осмыслению стихотворения И.Бунина.

Задачи урока:

способствовать повышению уровня исследовательской культуры, формированию дискуссионных коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

воспринимать адекватно на слух литературное произведение, уметь анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их, определять изобразительно- выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулировать собственное отношение к произведению, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

-Опираясь на статью учебника, кратко расскажите о детстве писателя (с. 47-49)

3. Работа с текстом: осмысление.

А) Слово учителя.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно ему с детства: при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

(Портрет писателя СЛАЙД 1)

Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина

В) Словарно-лексическая работа (работа в парах)

-В тексте встретились трудные слова. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. В случае затруднения работайте со словарем.

Г) Рефлексия и самооценка выполненных работ.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.(СЛАЙД 2)

1 строфа

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

Д) Преобразование и интерпретация информации. Исследовательская работа с текстом.

- Определите тему стихотворения. (СЛАЙД 3)

- Какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя? Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь его объяснить.

- Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть? (смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак) (СЛАЙД 4)

Слово учителя

- Вспомните, какую тему вы определили в стихотворении?

- Только ли о природе говорит автор? (дискуссия между уч-ся)

Вывод, сделанный в ходе дискуссии: это стихотворение не только о природе, но и о ПОБЕДЕ КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. Это основная, хотя скрытая тема.

- Кому из вас хочется ещё раз перечитать это стихотворение? Почему? (дискуссия)

Вывод: стихотворение не отпускает нас от себя, потому что в нем есть ещё герой –ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.

- Автор, лирический герой и человек, о котором мы сказали, - это одно и то же?

Вывод: все эти понятия это не одно и то же.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал? (образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)

- Как проявляется в стихотворении авторское отношение к нарисованной им картине? Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?

- Как вы объясните смысл финальной строки стихотворения? Какая красота имеется в виду?

- Докажите, используя примеры из текста, что в стихотворении «красота» сильнее «смерти».

Е) Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя в мифах.(СЛАЙД 5)

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

 Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность».

-  Наиболее характерные признаки оленя – стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.

Ж) Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». (СЛАЙД №6)

В каком значении употреблено слово красота в стихотворении? (красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (СЛАЙД №7)

(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)

З) Работа с текстом после чтения. «Синквейн».

- Учащимся предлагаются темы для написания синквейна: олень, красота, природа.

У каждого на столе правила написания синквейна.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается своё отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими учащимися фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

3. Итог урока.

- Познакомьтесь с комментарием к стихотворению «Густой зеленый ельник у дороги…» и подумайте, почему в окончательном варианте стихотворения автор снял заглавие «Олень»?

- Как вы думаете, что важнее в прочитанном стихотворении: изображение события или эмоциональное переживание?

- О чём заставило задуматься стихотворение И.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…»?

4. Рефлексия

- Что вас взволновало?

- О чём задумались? (И.Бунин, К.Лорран умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя, мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему? (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке.

5. Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, отразив его тему, или подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать при чтении динамичную картину погони (обратите внимание на постановку тире) и авторское отношение к изображаемому.


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

поиогите написать анализ стихотворения Бунина *Густой зелёный ельник..*

Стихотворение непосредственно связано с темой природы. Этот замечательный гимн красоте («...красоту от смерти уносил...» ) подготовит читателей к более серьезному разговору о теме трагической участи молодости, красоты и поэзии в творчестве писателя. В процессе анализа стихотворения « Густой зеленый ельник у дороги... » закладываются представления о лирике как роде литературы и об особенностях сюжета в лирических стихотворениях. Стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги... " И. А. Бунина свидетельствует о том, что применительно к лирическим произведениям тоже можно говорить о сюжете. Правда, и в этих случаях описание событий все равно подчинено главной задаче — передаче лирического настроения, переживания.

В процессе анализа стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги... » закрепляются представления о лирике как роде литературы и об особенностях сюжета в лирических стихотворениях. «Густой зеленый ельник у дороги... » И. А. Бунина относится к лирическим произведениям, где можно говорить о сюжете. Правда, описание событий все равно подчинено главной задаче — передаче лирического настроения, переживания. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора... » Стихотворение создано поэтом в эмиграции. Стихотворение создано в эмиграции, следует оценить художественную картину, нарисованную поэтом, находящимся вдали от родного дома «чужого, наемного дома» . В произведении есть строки, перекликающиеся со словами Иисуса Христа: «...лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Евангелие от Луки, 9, 58).

Творчество великого русского литератора Ивана Алексеевича Бунина стало яркой страницей в истории русской литературы. Каждое произведение этого писателя и поэта наполнено тонкими чувствами, через которые автор передает читателю красоту и необыкновенность окружающего мира и людей. Перу Ивана Буна принадлежит много романов, рассказов и замечательных стихотворений, в которых он вложил не только свое писательское мастерство, но и душу. С одним из его стихотворений, вы ознакомитесь сейчас. Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» Первая строчка стихотворения переносит нас в зимний пейзаж, мы представляем непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Вдруг из-за зеленого ельника вышел красавец - олень. Он шел медленно и гордо нес свои красивые рога. Автор описывает следы, по которым шел олень: согнутая ель, обсыпанные на белый снег хвоинки и оленья шерсть, оббитые рогами ветки и следы. Именно по следам автор сделал вывод, что сначала олень шел медленно, а потом начал бежать. Но от кого, же он убегал так торопливо? От людей, которые хотели его убить. В конце стихотворения, Иван Бунин восхищается силой и красотой оленя, который вопреки всему смог убежать от своих преследователей. Своим отчаянным бегом, олень удалось спасти не только собственную жизнь, но и красоту природы, частью которой он является. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги» вызывает у читателя чувство восхищения природой. Автор смог передать всю красоту природы, которая окружает человека. Необъятные просторы, белые снега, зеленые хвойные деревья и сильный красивый олень – все это заставляет нас испытывать восхищение и восторг. В стихе Бунин также поднимает еще одну очень важную тему – это защита природы человеком. Люд, которые охотились на оленя, видели в нем исключительно добычу, и не рассматривали животное как неотъемлемую часть прекрасной дикой природы. Они не замечали его красивые рога, его силу и смелость. Очень часто мы используем природу в корыстных целях и тем самым наносим непоправимый ущерб всему окружающему миру. Следует помнить о том, что природу надо защищать: животные и растения нуждаются в нашей помощи. Каждому из нас следует делать все возможное, чтобы красота природы, которую описывал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин, не исчезла из реальной жизни, и мы могли бы всегда ею наслаждаться.

Образ природы, и образ оленя, как его части, проработаны подробно, в деталях. В лесу- это не только ельник, но и, но и остинки, крестики, снега сугроб, макушки (елок), ветки. Образ оленя тоже выписан ярко: мы видим его бег, (могучие) рога, стремительность, силу. Здесь очень интересно слово «избыток» : избыток сил. Итак, олень в лесу-основная тема. Причем олень молодой, царственно красивый. Сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величественность. Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.

touch.otvet.mail.ru

«Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина

История создания

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике «Стихотворения 1903 – 1906». Первоначально оно называлось «Олень». Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает её осознать.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Бунин традиционно считается писателем-реалистом, хотя этот вопрос оспаривается некоторыми литературоведами. Лирический герой вглядывается в окружающий мир, как следопыт, прочитывает историю своего оленя, которую видит в природе, как в зеркале. По способу создания художественного образа стихотворение реалистическое. Но черты модернизма проскальзывают в самом выборе предмета описания: олень показан в миг смертельной опасности, Бунин изображает жизнь как краткий миг, подчёркивая её хрупкость. Такое мировосприятие характерно для модернизма.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов. В первой строфе автор описывает идиллическую картину зимнего леса, на фоне которой появляется главный герой стихотворения – могучий олень.

Во второй строфе читатель вдруг понимает, что лирический герой оленя не видел. Он судит о внешности и поведении оленя только по его следам. Таким образом, со второй строфы лирический герой сам появляется в стихотворении, будто ведёт читателя, указывая ему на важные детали.

В третьей строфе появляется конфликт и есть даже подобие кульминации эпического произведения. Прыжок оленя связан с нападением стаи собак. Кажется, будто лирический герой вышел на опушку и на лугу видит собачий гон (или слышит лай этого гона). А может быть, он только предполагает, узнаёт по следам, что олень побежал в долину, а за ним – стая собак. Остаётся загадочной последняя строфа: лирический герой видит уносящегося вдаль оленя или только представляет себе этого оленя, предполагает, как он мог себя вести?

Эпический сюжет стихотворения может длиться буквально несколько мгновений, если лирический герой наблюдает следы на дороге и оленя, убегающего вдали. Или герой может несколько часов идти по зимнему лесу, рассматривая следы оленя и воображая его гордый вид и произошедшие с ним события.

Независимо от того, какой вариант предполагал Бунин и какой увидел читатель, у лирического героя в результате рождается философское рассуждение о красоте и смерти, о квинтэссенции жизни. Эпическая развязка в стихотворении отсутствует: олень уносил красоту от смерти, но унёс ли? Эта борьба красоты как воплощения жизни и смерти длится вечно, как и кульминация стихотворения.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет остановиться и присмотреться. Олень как воплощение этой красоты. Основная мысль словесно выражена в последней строфе: красота - это сила, побеждающая смерть.

Тропы и образы

Первая строфа – описание зимнего леса и оленя с помощью эпитетов: густой зелёный ельник, глубокие пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога. Инверсия при описании оленя становится причиной обособления эпитетов, выделяет благородного оленя из остальной природы.

Во второй строфе описаны следы жизнедеятельности оленя. Взгляд лирического героя максимально приближен к предметам. Виден след оленя, и даже по отпечаткам зубов лирический герой угадывает их белизну, а значит, крепость (эпитет белый зуб).

Ёлка в этой строфе приобретает человеческие черты: у неё есть макушка (олицетворение), с которой, подобно волосам, осыпаются хвоинки и остинки.

В третьей строфе неторопливость повествования, которая похожа на размеренный и редкий след оленя (эпитеты), нарушается. Им противопоставляется прыжок. Внезапность Бунин подчёркивает словом «вдруг». Отсутствие глаголов-сказуемых в первом, втором и второй части последнего предложения рождает скорость, динамику. Единственное сказуемое в этой строфе – теряется (о собачьем гоне). В отличие от второй строфы, взгляд лирического героя максимально удалён от объекта, собачий гон и олень перед ним теряется вдали. Незаконченное последнее предложение – это и незаконченная конкретная мысль, и напряжённое ожидание развязки.

Последняя строфа, в которой содержится вывод и надежда лирического героя, но не развязка эпического сюжета, полна эпитетами и наречными эпитетами: легко, бешено, свежие силы, радостно-звериная стремительность. Всё это – качества прекрасного оленя, позволяющие ему победить и выжить. В сущности, это составляющие истинной природной красоты, будь она в человеке или звере. В этой строфе два предложения, и оба восклицательные. Междометие передаёт эмоции лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Книга», анализ рассказа Бунина
  • «Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина
  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Густой зелёный ельник у дороги»

По писателю: Бунин Иван


goldlit.ru

Разработка урока по теме "И.А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги"" по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс

Цель:

  • Выявление художественной идеи стихотворения.
  • Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.
  • Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И.А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя-скитанья
Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?

(“Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним - как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем - синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю краску, он видит десятки полутонов и оттенков”)

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

- Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

- Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

Биография И. А. Бунина Мои замечания об услышанном
Предки И. А. Бунина  
Симеон Бунковский  
Анна Бунина, Василий Жуковский  
Отец И. А. Бунина, Алексей Николаевич Бунин  
Яркие впечатления детства  
Книга в жизни И. А. Бунина  
Начало литературной деятельности  

- Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.

- Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

Выступления учащихся

2. Анализ стихотворения И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Выразительное чтение стихотворения. (прослушивание аудиозаписи). Чтение с учащимися вслух. Какие слова показались незнакомыми? Остинок. Ость - длинный жесткий волос в шерсти животного.

Мы уже неоднократно употребляли слово “тема”. Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.

- В первой строфе шел, натоптал, гнул,

- Во второй строфе скреб

- В четвертой уходил, уносил

- Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.

Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям (осыпались крестики и остинки с макушек елей). Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении. Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен (“натоптал тропинок”), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов (“белым зубом скреб”). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.

Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.

Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире). Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды. Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: “И далеко в лугу/ Теряется собачий гон...”

Третье четверостишие заканчивается многоточием.

Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:

- задержись на предыдущем слове;

- обрати особое внимание на следующее слово;

- написанное здесь значит больше, чем просто слова;

- я очень взволнован;

- я не могу подобрать нужного слова;

Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

- Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь “ветки”, обитые рогами на бегу” является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: “Я очень взволнован”.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение “литературоведа” о символическом значении образа оленя в мифах.

Сообщение “искусствоведа” о картине Клода Лоррана “Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя”.

Исследовательская работа с текстом.

- Запишите лексическое значение слов.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “красота”. Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “смерть”. Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень-это красота.

Прочитаем последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили... Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.

Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

- В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?

Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество...

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова “Олень”.

Лексическая работа.

- Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

- К чему стремится душа поэта?

Вопреки всем “словам – мучительным трубам”, приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к “огненным берегам” - творению красоты.

Рефлексия

- Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”?

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Домашнее задание:

  • подготовить рисунок на выставку
  • или выучить стихотворение наизусть

urok.1sept.ru

Густой зеленый ельник у дороги Анализ стихотворений – avosya.ru

Анализ стихотворения Густой зеленый ельник у дороги

Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родины. При этом функции, выполняемые нарисованными поэтом пейзажами, очень разные в зависимости от конкретного произведения. Пейзаж может выражать чувства, испытываемые лирическим героем, способствовать возникновению контраста между миром и социальными элементами, может стать эмоциональным фоном, тонко настраивающим читателя на восприятие стихотворения. Именно понимание Буниным российской природы сделало ее изображение в его творчестве прекрасным и действенным инструментом, служащим целям литератора.

«Густой зеленый ельник…» написан в 1905 году. Впрочем, опубликовано оно было в сборнике, подытоживающем творчество поэта за 1903-1905 гг, под названием «Олень».

Главная тема стихотворения

Центральной темой небольшого стихотворения является природа — ее описание и призыв защищать, беречь от уничтожения. Читатель словно наяву видит благородного оленя, который неспешно, царственно идет по ельнику, протаптывая тропы и ища себе пропитание. Природа мирная, спокойная, и олень — единственный, кто нарушает ее неподвижность. А вот в третьем четверостишии все меняется. В гармонию зверя и леса вмешивается третий фактор — человек.

Оленя, до того естественно передвигавшегося по лесным угодьям, пугает охота. Он вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это словами «он красоту от смерти уносил», подчеркивая, что ничего хорошего зверю от человеческих развлечений ждать не приходится.

Перемена в темпе и характере повествования стремительна, она пугает читателя, заставляет вздрогнуть, оторопеть на мгновение. И при этом симпатию и сочувствие вызывает спугнутый олень и потревоженный ельник, а вовсе не сорвавшаяся охота. Читатель испытывает радость от того, что полный сил олень легко уходит от гончих и людей, остается свободным и живым.

Структурный анализ стихотворения

«Ельник» — произведение короткое, всего 4 строфы, каждая — из одного четверостишия. Рифма перекрестная. В первых двух строфах, подчеркивая величие и спокойствие природы, Бунин почти не употребляет глаголов: они появляются лишь в случае необходимости, описывая движения животного.

В третьей строфе благодаря пропущенному глаголу во фразе «И вдруг — прыжок!» достигается стремительность, внезапность действия. Подчеркивается, что мирная картина леса разрушена, своей охотой человек, травящий благородное животное собаками, попрал природу.

В последней строфе множество эпитетов и восклицаний, что передает радость от успешного спасения оленя.

Данное стихотворение выражает восхищение литератора русской природой и предупреждает о необходимости ее сохранения. Бунин не обвиняет людей напрямую, он вообще не говорит о них ничего, а человек как субъект и вовсе отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту Бунин вызывает сочувствие у читателя и заставляет задуматься о том, стоят ли развлечения потревоженной красоты.

Густой зеленый ельник у дороги… Иван Бунин

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

 

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб —

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

 

Вот снова след размеренный и редкий,

И вдруг — прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон — и ветки,

Обитые рогами на бегу…

 

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

avosya.ru

“Густой зеленый ельник у дороги” анализ стихотворения Бунина 👍

История создания

Стихотворение “Густой зеленый ельник у дороги” было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике “Стихотворения 1903 – 1906”. Первоначально оно называлось “Олень”. Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает ее осознать.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Бунин традиционно считается писателем-реалистом, хотя этот вопрос

оспаривается некоторыми литературоведами. Лирический герой вглядывается в окружающий мир, как следопыт, прочитывает историю своего оленя, которую видит в природе, как в зеркале. По способу создания художественного образа стихотворение реалистическое.

Но черты модернизма проскальзывают в самом выборе предмета описания: олень показан в миг смертельной опасности, Бунин изображает жизнь как краткий миг, подчеркивая ее хрупкость. Такое мировосприятие характерно для модернизма.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов. В первой строфе автор описывает идиллическую картину

зимнего леса, на фоне которой появляется главный герой стихотворения – могучий олень.

Во второй строфе читатель вдруг понимает, что лирический герой оленя не видел. Он судит о внешности и поведении оленя только по его следам. Таким образом, со второй строфы лирический герой сам появляется в стихотворении, будто ведет читателя, указывая ему на важные детали.

В третьей строфе появляется конфликт и есть даже подобие кульминации эпического произведения. Прыжок оленя связан с нападением стаи собак. Кажется, будто лирический герой вышел на опушку и на лугу видит собачий гон (или слышит лай этого гона).

А может быть, он только предполагает, узнает по следам, что олень побежал в долину, а за ним – стая собак. Остается загадочной последняя строфа: лирический герой видит уносящегося вдаль оленя или только представляет себе этого оленя, предполагает, как он мог себя вести?

Эпический сюжет стихотворения может длиться буквально несколько мгновений, если лирический герой наблюдает следы на дороге и оленя, убегающего вдали. Или герой может несколько часов идти по зимнему лесу, рассматривая следы оленя и воображая его гордый вид и произошедшие с ним события.

Независимо от того, какой вариант предполагал Бунин и какой увидел читатель, у лирического героя в результате рождается философское рассуждение о красоте и смерти, о квинтэссенции жизни. Эпическая развязка в стихотворении отсутствует: олень уносил красоту от смерти, но унес ли? Эта борьба красоты как воплощения жизни и смерти длится вечно, как и кульминация стихотворения.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет остановиться и присмотреться. Олень как воплощение этой красоты. Основная мысль словесно выражена в последней строфе: красота – это сила, побеждающая смерть.

Тропы и образы

Первая строфа – описание зимнего леса и оленя с помощью эпитетов: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога. Инверсия при описании оленя становится причиной обособления эпитетов, выделяет благородного оленя из остальной природы.

Во второй строфе описаны следы жизнедеятельности оленя. Взгляд лирического героя максимально приближен к предметам. Виден след оленя, и даже по отпечаткам зубов лирический герой угадывает их белизну, а значит, крепость (эпитет белый зуб).

Елка в этой строфе приобретает человеческие черты: у нее есть макушка (олицетворение), с которой, подобно волосам, осыпаются хвоинки и остинки.

В третьей строфе неторопливость повествования, которая похожа на размеренный и редкий след оленя (эпитеты), нарушается. Им противопоставляется прыжок. Внезапность Бунин подчеркивает словом “вдруг”. Отсутствие глаголов-сказуемых в первом, втором и второй части последнего предложения рождает скорость, динамику.

Единственное сказуемое в этой строфе – теряется (о собачьем гоне). В отличие от второй строфы, взгляд лирического героя максимально удален от объекта, собачий гон и олень перед ним теряется вдали. Незаконченное последнее предложение – это и незаконченная конкретная мысль, и напряженное ожидание развязки.

Последняя строфа, в которой содержится вывод и надежда лирического героя, но не развязка эпического сюжета, полна эпитетами и наречными эпитетами: легко, бешено, свежие силы, радостно-звериная стремительность. Все это – качества прекрасного оленя, позволяющие ему победить и выжить. В сущности, это составляющие истинной природной красоты, будь она в человеке или звере. В этой строфе два предложения, и оба восклицательные.

Междометие передает эмоции лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.

lit.ukrtvory.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.