Стих фет это утро радость эта


с. 115 – 118. А. Фет «Это утро, радость эта…» Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

? с. 116
— Почему поэт всё время повторяет «это», «эта», «эти»? — спросил Петя.
Ты можешь ответить Пете? Какое настроение создают эти повторы?

Лирический герой всё переживает бурно и восторженно. Повторяющиеся возгласы: «Это…, эта…, эта…, эти…» свидетельствуют, во-первых, о необыкновенной эмоциональности героя, а во-вторых, о том, что его восхищение вызывают не какие-то абстрактные ивы и берёзы, горы и долы, а именно эти, конкретные, которые он сейчас видит перед собой. Повторяющиеся возгласы сообщают восприятию лирического героя оттенки свежести и непосредственности, силы и наивности, эмоциональности и конкретности.

— По-моему, здесь нет ни одного глагола, — сказал Миша.
Проверь Мишины слова, и если это так, то подумай, почему поэт обходится без глаголов?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз внимательно прочитаем стихотворение. Отсутствие глаголов указывает на то, что поэта увлекают яркие проявления весенней, пробудившейся природы, а не сам постепенный процесс наступления весны. Его взгляд фиксирует яркие образы и восхищается ими, а не отслеживает постепенные изменения, которые оформлялись бы в действия.

Этим и продиктована манера чтения стихотворения, которую предлагает К остя:

— У этого стихотворения есть какой-то внутренний напор, — сказал Костя. — Его нужно читать на большом подъёме.

А теперь прочитай первую строфу. Какие строчки передают радостную силу наступающей весны? А изменившееся освещение? А весеннюю неразбериху?

Эти вопросы обращают внимание на содержательность каждой строчки поэтического текста. Мы заметим, что в первой и второй строчках («Это утро, радость эта, / Эта мощь и дня и света») передана радостная сила наступающей весны. В то же время вторая и третья строчки («Эта мощь и дня и света / Этот синий свод») указывают на изменившееся, весеннее освещение: на улице стало больше света, небо приобрело яркий синий оттенок. Весеннюю неразбериху, наполненность пространства весенним шумом и гомоном передают три последние строчки первой строфы: «Эти стаи, эти птицы, / Этот крик и вереницы, / Этот говор вод».

Как меняется направление взгляда героя-рассказчика: куда он устремлен в начале строфы, а куда — в конце? В какой цвет
поэт окрашивает пейзаж в этой строфе?

Чтобы ответить на эти вопросы, придётся ещё раз перечитать текст первой строфы. В первых пяти строчках взгляд героя-рассказчика устремлён вверх — к синему небу, яркому солнцу, стаям птиц в весеннем небе, а в последней строчке его взгляд уже скользит по земле, привлечённый звуками весенних
вод, таянием снега. И всё же главным цветовым оттенком в весеннем пейзаже, созданном в первой строфе, является синий цвет неба, освещённого солнцем.

Прочитай вторую строфу. Как здесь смотрит герой на окружающую его природу: где крупный и близкий план, при котором можно различить детали, а где его взгляд устремлён вдаль? Какие слова передают впечатление только что пробудившейся жизни?
Поэт в этой строфе ничего не сказал о цветовой гамме пейзажа, но ты ведь представляешь, какой цвет в нём преобладает? Обоснуй своё мнение.

Лирический герой, судя по первым двум строфам, — восторженный человек, который в упоении бродит по окрестностям, озирается по сторонам, смотрит то вверх, то вбок, то вдаль («Эти горы, эти долы»), то рассматривает всё вблизи («Эти ивы и берёзы, / Эти капли — эти слёзы, / Этот пух — не лист»). И всё, что попадается ему на глаза, вызывает у него восхищение, наполняет его взгляд и сердце безмерной радостью. Поэт показывает, что природа только начинает пробуждаться: листья еще не оформились и больше напоминают пух. Передаёт звуковые впечатления от пробуждающейся на глазах жизни: «Этот зык и свист». Поскольку в этой строфе лирический герой рассматривает влажные ветви деревьев, почки которых начинают распускаться, и бросает взгляд на долины и горы, как можно предположить, уже начинающие покрываться молодой травой, можно догадаться, что в строфе преобладает зелёный цвет.

Прочитай третью строфу. Как герой воспринимает ночное время? Какими звуками наполнена природа? О каких осязательных ощущениях говорится в тексте? Каково основное впечатление от весенней ночи: это радостное возбуждение или тишина и покой?

В третьей строфе дневная картина весны сменяется ночной, лирический герой, видимо, находится дома. Он уже пережил радость и разнообразие дневных впечатлений от весны, пережил и необыкновенные ночные впечатления (бессонницу, жар постели, пение соловья) и теперь делится всем этим с читателем. В первых двух строфах — зрительные переживания лирического героя. В третьей строфе — его внутренние переживания весны, связанные с волнением, своеобразным опьянением, возбуждением, которые она вызывает. Отсюда возникают впечатления не столько зрительные, сколько слуховые («вздох ночной селенья», «эта дробь и эти трели»), тактильные («жар постели») и связанные с работой воображения («эта ночь без сна»).

Таня Перова обнаружила, какова цветовая гамма пейзажа в этой строфе:
— Это вовсе и не чёрный цвет! Ты, Петь, не ту строчку процитировал! Это…
Ты догадываешься, какой цвет (или какие цвета) назовёт Таня?

Поскольку Петя назвал преобладающим в этой строфе чёрный цвет, мы без труда назовём строчку, в которой создано впечатление ночной тьмы и лежащего без сна героя: «Эта мгла и жар постели». Вспомните, что Таня Перова учится в художественной школе и хорошо рисует, попробуйте прочитать третью строфу глазами Тани, то есть глазами художника. Наша цель обратить внимание на первую строчку
третьей строфы («Эти зори без затменья»). «Зори без затменья» — это закаты и рассветы, уже по-весеннему яркие, когда небо не затуманено, как зимой, и видны все его яркие краски. Поэтому можно предположить, что Таня назвала те цвета, в которые небо может окрашиваться на рассвете и на закате солнца: розовый, золотистый, багряный, зеленовато-голубой, сиреневый и др. Называя цвета, опирайтесь на свой опыт. Таким образом, цветовая гамма пейзажа в третьей строфе — не чёрная, а, скорее, яркая.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

4.1 / 5 ( 321 голос )

e-razumniki.ru

«Это утро, радость эта» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, образы

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.

История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.

Метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».

Эпитеты«вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет«вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 23.

obrazovaka.ru

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Афанасий Фет

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

1881

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Афанасий Афанасьевич Фет в полной мере обладал представлением о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы. 

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» - одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года - о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, - не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».

Главная особенность этого стихотворения в том, что здесь нет ни одного глагола, и, не смотря на это, в нём столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строке.

Стихотворение состоит всего из одного предложения. Поэтому читаешь его на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной.

Произведение написано четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует».  Короткие строки будто «набегают» одна на другую.

Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками – образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь.

Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства, которое является открытым и расширяющимся: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.

Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Кроме метафоры автор использует сравнения: «эти капли – эти слёзы» и «этот пух – не лист». Можно выделить несколько часто встречающихся звуков, которые помогают лучшему восприятию текста. Звук [э] вызывает ощущение эха, широты, простора, звук [о] – чего-то огромного бесконечного, звуки [з] и [с] негромкие говорят о том, что природа только просыпается. Частое звучание звука [т] обусловлено композиционным приёмом (анафорой), в нём слышится уточнение, указание.

Фет смог множество изображённых им образов собрать в одну мозаику и «вместить» в неё главный образ и тему своего произведения – приход весны и изменения природы.     

«Это утро, радость эта…» - настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

infourok.ru

Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта..." (восприятие, истолкование, оценка)

    Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

    Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.

    В стихотворении "Это утро, радость эта…" поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

    Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.

    Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще "похож на пух"). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.

    Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.

    В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

    Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное - некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.Фета, если к ней применимы музыкальные термины!

    Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это - небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость

    Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта…" позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни. 

    Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.

reshebnik5-11.ru

тема, жанр и история создания

Пейзажная лирика занимает важное место в творчестве Афанасия Фета. Поэт считал, что искусство должно воспевать прекрасное. Картины, описываемые поэтом, восхищают красотой и простотой. Особенно популярно его произведение «Это утро, радость эта», в котором великолепно описана природа.

План работы

Анализ «Это утро, радость эта» Фета можно разделить на несколько пунктов. Главные из них:

  • История — произведение было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году и относится к позднему периоду его творчества.
  • Тема — изменения природы в весеннюю пору.
  • Композиция — стих состоит из трех шестистопных строф.
  • Жанр — элегия.
  • Размер поэтического произведения — трех- и четырехстопный хорей.

История создания

«Это утро, радость эта» было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году. Поэзия относится к позднему периоду жизни и творчества поэта. В те годы он умиротворенно отдыхал в загородной усадьбе, посвятив себя творчеству.

В работах автора того периода преобладали философские мотивы. Это связано с утратой возлюбленной Марии Лазич. Трагический эпизод произошел с ним еще в молодости, но оставил след в сознании на всю жизнь. Еще юному Афанасию пришлось расстаться с девушкой из-за того, что она была бедной. Но спустя недолгое время после разрыва он узнал о смерти возлюбленной. Воспоминания об этом терзали его душу. Особенно остро эта боль напомнила о себе в зрелом возрасте.

В те годы он практически не писал о природе, а поэтическая лирика была мрачной. Афанасий разучился видеть красоту в живом и больше не мог радоваться жизни и окружающему миру, как в начале своего творческого пути.

Но неожиданно в 1881 году выходит «Это утро, радость эта». Поэзия кажется коротким всплеском радости в творчестве Фета. Однако в нем нет того восторга и легкости, что были присущи ранним работам поэта, посвященным природе. Стихотворение скорее напоминает наблюдение за природой в канун весны.

Тема, идея и проблематика

Основная тема произведения — весна и ее влияние на внутреннее состояние человека. «Это утро, радость эта» — типичный пример великого мастерства Фета в изображении красот природы. Заметен талант автора, отточенный многолетним опытом в написании поэзии, предельное внимание к мелочам. Фет описывает природные красоты, но, кажется, намеренно избегает высоких слов и эпитетов. Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни.

В природе ничего не поменялось: она все такая же прекрасная и чарующая. Изменился лишь сам творец. Он осознает, что больше его никогда не окутает тот восторг, испытываемый в весенний период в молодости. Годы идут, его жизнь медленно приближается к концу. Он совершил в ней множество ошибок, и даже ожидание теплого времени года не в силах отвлечь поэта от печальных дум.

Исключительно в таком ключе можно трактовать смысл стиха и проблемы, затронутые в нем, если связать его с биографией Фета. Без этого читатель видит лишь прекрасную красоту просыпающейся после холодов природы.

Композиция произведения

У стихотворения простая структура. Оно делится на смысловые части, в которых автор описывает все, что видит вокруг. Он рассказывает о своих самых незначительных впечатлениях, формируя из них полноценную картину природы.

Каждая строфа стиха описывает определенное время суток — утро, день и ночь.

В заключительной строфе автор соединил природные изменения и состояние человека, которое объясняется приближением долгожданной весны.

Ключевая особенность стихотворения — безглагольность. То, что Фет исключил глаголы из поэзии, придало событиям статичности и помогло выразить спокойную атмосферу, отображающую внутреннее состояние.

Жанровая принадлежность и размер

Стих относится к лирике. Жанр произведения — элегия. В основе стиха лежит пейзаж, но все же в ней чувствуется философия Фета. Пробуждающаяся после зимних холодов природа способствует к рассуждениям о ее вечности и о месте человека в ней. В произведении преобладают грустные ноты.

Стихотворный размер — хорей. Фет использует чередование мужской и женской рифмы. Рифма перекрёстная, при которой чередуются две строки с одной. При этом 1 и 2, 4 и 5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.

3 и 6 строки — закрытые рифмы, а 1 и 2, 4 и 5 — открытые. Схема стихотворения — аабввб.

Художественные приемы

Произведение не наделено большим количеством средств выразительности. Автор не старается красиво нарисовать природу, а лишь кратко перечисляет все, что его окружает. Часть видимого пейзажа наталкивает его на ассоциации, которые выражаются при помощи художественных приемов.

  • Эпитет — «вздох ночей».
  • Сравнения — «эти капли — эти слезы» и «мощь дня и света».
  • Аллитерация в поэзии выступает средством для отображения печального настроения автора. К примеру, согласный «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».
  • Анафора — повторение форм слова «это» в каждой строке как ключевая особенность данного произведения.
  • Употребление однородных членов в предложении как синтаксический прием всего стиха: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и т. д. Афанасий перечисляет все изменения природы, уделяя внимание каждой мелочи, отображая все, что происходит c окружающим миром с приходом весны.

Помимо этого, единой метафорой можно назвать все строки, в которых через пейзажные образы характеризуют весну и туманное утреннее время.

Главная мысль

Основная мысль стихотворения Афанасия Фета выражается в том, что мощь и красота природы имеет прямое влияние на душу человека и его настроение. Даже стареющий поэт, почувствовавший на себе все беды и тяготы земной жизни, с приходом весны чувствует прилив новых сил и испытывает вдохновение.

Интересно, что весь поздний период творчества поэта пронизан его печальными мыслями о неудачной жизни и приближении кончины. Это же стихотворение, наоборот, пропитано оптимизмом и жизнеутверждающей верой.

1001student.ru

Стихотворение Фета “Это утро, радость эта…” 👍

А. А. Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения “вечные” человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.

В. С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: “…Вечная красота природы и бесконечная сила любви – и составляют главное содержание…” Красота для Фета – мера всех вещей и истинная ценность. Идеальное время года поэта – весна.

Именно весне, а точнее тем чувствам, которые рождает в душе человека это время года

посвящено стихотворения “Это утро, радость эта…”

Стихотворение состоит из трех строф и представляет собой одно сложное предложение, поэтому оно читается на одном дыхании. Каждая строфа и даже каждая строчка представляют собой эмоциональную радостную картину:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Этот говор вод.

В стихотворении нет ни одного глагола и почти нет прилагательных, а значит и эпитетов, но тем не менее стихотворении необыкновенно выразительно. Такая выразительность достигается благодаря большому

количеству анафор. Повторяясь в начале каждой строки местоимения это, этот, эти получают значительную эмоциональную нагрузку и усиливают параллелизм строения каждого предложения и его выразительность, в результате чего получается, что каждое выражение – картина:

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот язык и свист.

В этом стихотворении отражен духовный мир лирического героя, живущего в гармонии с природой. О том, что “это все – весна” сказано в последней строчке. Эмоциональность, радость, передаваемая в каждой строке не оставляют и тени сомнения, что речь идет именно об этом времени года.

Удивительная особенность этого стихотворения состоит еще в том, что поэт пишет, с одной стороны, о том, что давно все знают и при этом не стремится к созданию новых поэтических слов, в стихотворении традиционные “атрибуты” весны: утро, радость, синий свод, говор вод, зори, ночь без сна, но, с другой стороны, – этими “обычными” словами создается удивительная по красоте картина:

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна.

Стихотворение ” Это утро, радость эта…”, как и многие другие стихотворения Фета очень музыкально, в этом тоже отразилось мастерство поэта как тонкого лирика, недаром П. И. Чайковский сказал, что Фету ” дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова…”

lit.ukrtvory.ru

Это утро, радость эта (Афанасий Фет) » Текст стихотворения + анализ, читать онлайн

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

© Автор: Фет Афанасий Афанасьевич


Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

  • История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
  • Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
  • Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.
  • Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».
  • Эпитеты – «вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

11 Загрузка...

stihiru.pro

Афанасий фет - Фет это утро радость эта (стр. 1 из 2)

А. Фет «Это утро, радость эта…»
Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и нелёгкую жизнь. В возрасте четырнадцати лет он был объявленнезаконнорожденным, его лишили отцовской фамилии Шеншин. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Поэтому главной егоцелью было вернуться в дворянское лоно Шеншиных. Он был человеком, всегда добивавшимся поставленной цели, несмотря навсе трудности и преграды, которые готовила ему судьба. Фет не только возвращает себе титул дворянина, но и получаетпризнание и любовь многих людей. Критики долгое время не принимали поэзию Афанасия Афанасьевича, так как не могли найтив ней общественные мотивы и поэтому его творчество считали недостойным внимания. Они просто не могли увидеть всю красотуего произведений.

Стихотворение 'Это утро, радость эта…' было написано А. А. Фетом в 1881 году. Для произведений этих лет характерныоптимистические и жизнеутверждающие мотивы, которые дарят людям радость и надежду на лучшее. Фет по праву считаетсяодним из лучших художников природы. В его стихотворениях природа, словно живое существо, неповторимое, прекрасное.Стихотворение 'Это утро, радость эта' вызывает в нас движение взгляда и чувства. Наше воображение рисует картину раннейвесны, с приходом которой просыпается природа, всё вокруг расцветает, наполняется жизнью, счастьем. Стихотворение несодержит никакой идеи, оно просто говорит нам: 'Пришла весна, и это прекрасно'.

Стихотворение построено очень просто, мы даже ни разу не замечаем, что в нём нет ни одного глагола, но от этого мы нечувствуем недостатка действия. Фет описывает весенний день и каждая строфа – определённый промежуток этого дня. В первойстрофе перед нами 'утро', в котором мир целый и неразделимый; во второй – он дробится на предметы, в третьей мы видимвечер, в котором предметы превращаются в состояния.

Рассмотрим первую строфу. Это взгляд вверх. Первое впечатление – зрительное: 'утро'. Затем, словно на наших глазах,автор уточняет это впечатление: 'день', 'свет', 'свод'. Со слова 'утро' могло бы начинаться и стихотворение о мрачныхсумерках. Поэтому поэт спешит сказать о том, что главное в утре то, что оно открывает день, а главное в дне – это свет,который мы можем увидеть на 'синем своде'. На слове 'свод' мы впервые останавливаем взгляд, это первое очертание, перваяграница в открывшейся картине. Затем возникают звуковые образы, которые также постепенно уточняются. Сначала мы слышим'крик' и видим 'вереницы'. Но пока это отдельные образы, не относящиеся друг к другу, потом их связывает слово 'стаи' и,наконец, они получают название – 'птицы'. Именно на этом слове мы останавливаем свое внимание второй раз, мы впервыеспускаем взгляд, осматриваемся. Доносится звук – 'говор вод'.

Вторая строфа – это взгляд вокруг. Нас окружают 'ивы и берёзы'. Затем Фет показывает нам всё более крупные планы: 'этикапли' на листьях, но они ещё отдалены, их можно принять за слёзы; 'этот…лист', а он уже совсем перед глазами, видно,какой он пуховый. И снова взгляд в даль: он упирается 'горы' и 'долы'. От них опять скользит обратно, всё ближе,встречая на пути, в воздухе, сперва дальних мелких мошек, а потом близких крупных пчёл. Вторая строфа, как и первая,оканчивается слуховыми ощущениями: 'зык и свист'. Итак, мы получаем почти законченную картину.

Третья строфа – это вечер, в котором нет определённых предметов, а есть нечто неосязаемое, протяжённое во времени.'Зори без затменья' - это длящиеся зори, и 'ночь без сна' - длящаяся ночь; да и сам переход от картины утра к картиневечера и ночи невозможен без включения времени. И снова зрительные образы ночи дополняются звуками: 'эта дробь и этитрели'. Они подсказывают образ соловья, традиционного спутника любви. А поскольку 'весна – пора любви', то, такимобразом, 'весна' - это то слово, к которому стремится весь образный ряд, выстроенный А. А. Фетом. Поэтому последняястрока является итогом всего стихотворения, делая его законченным.

С развитием действия происходит и постепенная смена эмоциональных красок: в начале стихотворения – это слова 'радость','мощь', а в конце – 'вздох', 'мгла', 'жар'. А в середине – эмоциональная окраска отсутствует, разве что на неё намекаетметафора 'слёзы': слово, которое одинаково перекликается с 'радостью' и с 'вздохом'. Особенностью лирики Фета являетсяеё музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию ещё Жуковским. Прекрасные образцы её мы находим и уПушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утончённости. Известный критикдевятнадцатого века Н. Н. Страхов писал: 'Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную;для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться'.Стихотворение 'Это утро, радость эта' является отражением внутреннего мира не только автора, но и тех людей, которыетакже ждут наступления весны, обновления жизни. Написав это стихотворение, Фет дал нам возможность выразить свои чувства.А. А. Фет продолжает преобразования поэтического языка, которые были начаты русскими романтиками девятнадцатого века.Все его эксперименты и новаторства оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии АлександраБлока, Андрея Белого. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные вего стихотворениях, реальны. Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один изсамых читаемых поэтов-классиков, так как каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, сходное ссостоянием его души в данный момент.

Фет «Это утро, радость эта…»
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Афанасия Фета судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Всё из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека! Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений поэта «Это утро, радость эта…» стало моим любимым.
Фета высоко ценили ещё при жизни как тончайшего лирика, создавшего несравненные по поэтическому мастерству произведения. Поэт считал, что жизнь человека – это клубок инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, поэтому есть только один выход из этого мира горя и печали – погружение в красоту. Искусство – единственная и прочная радость жизни, а, значит, чувством радости оно и должно быть проникнуто. Реальная жизнь – это «мир скуки и труда», но ничему ужасному, жестокому и безобразному нет места в лирике Фета, она соткана только из красоты.
В описании природы поэт достигает небывалого мастерства. Кажется, он воспринимает её всеми органами чувств. У него зрение художника. Стихи Фета насыщены запахом трав и цветов, криками птиц, светом солнца:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Удивительно, что всё стихотворение – одна фраза, а все её части - назывные предложения. «Шестое чувство» поэта сливает их в один музыкальный аккорд. По мнению Фета, задача искусства в том и состоит, чтобы остановить и увековечить прекрасное мгновение жизни. Поэт умеет передать то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущения. Стихотворение полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…
Как великолепный художник владеет кистью, так Фет владеет словом: оно в его стихах наполнено музыкой, движением, красками. Стихи поэта необыкновенно музыкальны, сам он считал музыку высшим видом искусства и страдал от того, что словом человеку до конца не удаётся выразить себя. И Фет доводит стихотворение до музыкального звучания. Под музыкой поэт подразумевает дар извлекать из окружающего мира красоту и откликаться на неё трепетом своей души, воплощая в поэтическую речь. Музыка – это гармоническая сущность мира, которую Фет воплощает в своих произведениях.
Гармонические мгновения в этом стихотворении – это именно мгновения. Они живут единым днём, но ценность этой мимолётности вечна. Произведение читается на одном дыхании, картины быстро сменяют друг друга, и лишь в последней строке становится ясно, что череда прекрасных мгновений природы – это весна:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Мне кажется, что более выразительно, более ёмко и насыщенно, чем Фет, весну не изобразил никто. Огромный лирический талант поэта в том, что он умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой, умеет ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолётным ощущением. Недаром современники Фета отмечали, что его мотивы «заключают в себе иногда такие тонкие, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определённых отчётливых чертах, их только чувствуешь…».

mirznanii.com

«Это утро, радость эта» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, образы

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.

История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.

Метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».

Эпитеты«вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Предыдущая

Анализ стихотворений«Береза» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – метафоры, главная мысль, эпитеты

Следующая

Анализ стихотворений«О, я хочу безумно жить» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, жанр

sprint-olympic.ru

Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это

Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается, и старается делать это для читателя, перенося все своё восхищение красотой природы на листы.

Автор считает, что только слезы могут максимально показать человеческие переживания и чувства и они это истинное проявление эмоций.

Стихотворение наполнено разнообразными образами, которые меняются. Но в определенном порядке, который преподносит нам автор. Фет описывает одно время года и для этого он использует огромное количество образов лишь для того, чтоб передать читателю весь свой восторг от весны.

Фет раскрывает читателям замечательный мир, где весенняя пора это журчание ручьев, пение птиц, звуки летающих насекомых.

Стоит отметить эмоциональные переходы, которые использует Фет. Изначально можно встретить много слов, которые символизируют день, радость, лучи солнца и другие позитивные выражения. Ближе к завершению произведения становится больше слов ассоциирующихся с приходом ночи, темноты. Поэт сумел в небольшом количестве строк описать весь световой день, от момента, когда солнце встает и все просыпается вокруг и до прихода сумерек, а за ними и ночи. 

В произведении нет глаголов, и это делает его уникальным. Складывается впечатление, что все стихотворение это одно целое предложение, что делает его уникальным.

Главным в поэзии Фета является позитив и душевный подъём. Основные эмоции это любовь, восхищение красотой русской природы, чудесные воспоминания. Если в произведении автора и случаются грустные ноты, то он старается с помощью своих неповторимых приёмов показать читателю, что добро всегда победит зло, свет победит мрак.

Дата написания, 10 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Это утро, радость это

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тургенева Собака

    Замечательный писатель и поэт Иван Сергеевич Тургенев пользовался различными лирическими, драматическими, прозаическими жанрами. Его творения уникальные, неповторимые, за что его и любят. Уже в конце своего творчества Тургенев

  • Анализ стихотворения Фета Добро и зло

    Стихотворение настраивает на философский лад. В мире господствуют материальное и духовное. Добро и зло равноправно и безгранично. Зло объемлит человека, добро - «душа и мысль моя». Во втором четверостишии Фэт даёт объяснение, как устроено мироздание.

  • Анализ стихотворения Некрасова Русь

    В произведении Никрасова "Русь" собрана большая коллекция всего мировоззрение на жизнь поэта. Здесь можно увидеть описание прекрасной природы и величие Русской земли. С давних времён Русские земли считались богатыми

  • Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837

    Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.

  • Анализ стихотворения Некрасова Я не люблю иронии твоей

    У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,

analiz-stihov.ru

Афанасий фет Фет это утро радость эта (стр. 1 из 2)

А. Фет «Это утро, радость эта…»
Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и нелёгкую жизнь. В возрасте четырнадцати лет он был объявленнезаконнорожденным, его лишили отцовской фамилии Шеншин. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Поэтому главной егоцелью было вернуться в дворянское лоно Шеншиных. Он был человеком, всегда добивавшимся поставленной цели, несмотря навсе трудности и преграды, которые готовила ему судьба. Фет не только возвращает себе титул дворянина, но и получаетпризнание и любовь многих людей. Критики долгое время не принимали поэзию Афанасия Афанасьевича, так как не могли найтив ней общественные мотивы и поэтому его творчество считали недостойным внимания. Они просто не могли увидеть всю красотуего произведений.

Стихотворение "Это утро, радость эта…" было написано А. А. Фетом в 1881 году. Для произведений этих лет характерныоптимистические и жизнеутверждающие мотивы, которые дарят людям радость и надежду на лучшее. Фет по праву считаетсяодним из лучших художников природы. В его стихотворениях природа, словно живое существо, неповторимое, прекрасное.Стихотворение "Это утро, радость эта" вызывает в нас движение взгляда и чувства. Наше воображение рисует картину раннейвесны, с приходом которой просыпается природа, всё вокруг расцветает, наполняется жизнью, счастьем. Стихотворение несодержит никакой идеи, оно просто говорит нам: "Пришла весна, и это прекрасно".

Стихотворение построено очень просто, мы даже ни разу не замечаем, что в нём нет ни одного глагола, но от этого мы нечувствуем недостатка действия. Фет описывает весенний день и каждая строфа – определённый промежуток этого дня. В первойстрофе перед нами "утро", в котором мир целый и неразделимый; во второй – он дробится на предметы, в третьей мы видимвечер, в котором предметы превращаются в состояния.

Рассмотрим первую строфу. Это взгляд вверх. Первое впечатление – зрительное: "утро". Затем, словно на наших глазах,автор уточняет это впечатление: "день", "свет", "свод". Со слова "утро" могло бы начинаться и стихотворение о мрачныхсумерках. Поэтому поэт спешит сказать о том, что главное в утре то, что оно открывает день, а главное в дне – это свет,который мы можем увидеть на "синем своде". На слове "свод" мы впервые останавливаем взгляд, это первое очертание, перваяграница в открывшейся картине. Затем возникают звуковые образы, которые также постепенно уточняются. Сначала мы слышим"крик" и видим "вереницы". Но пока это отдельные образы, не относящиеся друг к другу, потом их связывает слово "стаи" и,наконец, они получают название – "птицы". Именно на этом слове мы останавливаем свое внимание второй раз, мы впервыеспускаем взгляд, осматриваемся. Доносится звук – "говор вод".

Вторая строфа – это взгляд вокруг. Нас окружают "ивы и берёзы". Затем Фет показывает нам всё более крупные планы: "этикапли" на листьях, но они ещё отдалены, их можно принять за слёзы; "этот…лист", а он уже совсем перед глазами, видно,какой он пуховый. И снова взгляд в даль: он упирается "горы" и "долы". От них опять скользит обратно, всё ближе,встречая на пути, в воздухе, сперва дальних мелких мошек, а потом близких крупных пчёл. Вторая строфа, как и первая,оканчивается слуховыми ощущениями: "зык и свист". Итак, мы получаем почти законченную картину.

Третья строфа – это вечер, в котором нет определённых предметов, а есть нечто неосязаемое, протяжённое во времени."Зори без затменья" - это длящиеся зори, и "ночь без сна" - длящаяся ночь; да и сам переход от картины утра к картиневечера и ночи невозможен без включения времени. И снова зрительные образы ночи дополняются звуками: "эта дробь и этитрели". Они подсказывают образ соловья, традиционного спутника любви. А поскольку "весна – пора любви", то, такимобразом, "весна" - это то слово, к которому стремится весь образный ряд, выстроенный А. А. Фетом. Поэтому последняястрока является итогом всего стихотворения, делая его законченным.

С развитием действия происходит и постепенная смена эмоциональных красок: в начале стихотворения – это слова "радость","мощь", а в конце – "вздох", "мгла", "жар". А в середине – эмоциональная окраска отсутствует, разве что на неё намекаетметафора "слёзы": слово, которое одинаково перекликается с "радостью" и с "вздохом". Особенностью лирики Фета являетсяеё музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию ещё Жуковским. Прекрасные образцы её мы находим и уПушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утончённости. Известный критикдевятнадцатого века Н. Н. Страхов писал: "Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную;для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться".Стихотворение "Это утро, радость эта" является отражением внутреннего мира не только автора, но и тех людей, которыетакже ждут наступления весны, обновления жизни. Написав это стихотворение, Фет дал нам возможность выразить свои чувства.А. А. Фет продолжает преобразования поэтического языка, которые были начаты русскими романтиками девятнадцатого века.Все его эксперименты и новаторства оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии АлександраБлока, Андрея Белого. Несмотря на то, что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные вего стихотворениях, реальны. Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один изсамых читаемых поэтов-классиков, так как каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, сходное ссостоянием его души в данный момент.

Фет «Это утро, радость эта…»
Мне кажется, что нет и не может быть людей, равнодушных к поэзии. Когда мы читаем стихотворения, в которых поэты делятся с нами своими мыслями и чувствами, рассказывают о радости и печали, восторге и скорби, мы страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем вместе с ними. Я думаю, что столь сильное ответное чувство пробуждается у людей при чтении стихотворений потому, что именно поэтическое слово воплощает в себе самый глубокий смысл, наибольшую ёмкость, максимальную выразительность и необычайной силы эмоциональную окраску.
Ещё В.Г. Белинский отмечал, что лирическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать. Читая стихи, мы можем лишь раствориться в чувствах и переживаниях автора, насладиться красотой создаваемых им поэтических образов и с упоением слушать неповторимую музыкальность прекрасных стихотворных строк!
Что может быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! У стихотворений Афанасия Фета судьба именно такая. Открыв впервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидела, услышала, почувствовала жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную, вполне реальную и озвученную. Всё из окружающего нас мира попало в поле зрения этого удивительного человека! Одно из самых, на мой взгляд, изысканных стихотворений поэта «Это утро, радость эта…» стало моим любимым.
Фета высоко ценили ещё при жизни как тончайшего лирика, создавшего несравненные по поэтическому мастерству произведения. Поэт считал, что жизнь человека – это клубок инстинктов и страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, поэтому есть только один выход из этого мира горя и печали – погружение в красоту. Искусство – единственная и прочная радость жизни, а, значит, чувством радости оно и должно быть проникнуто. Реальная жизнь – это «мир скуки и труда», но ничему ужасному, жестокому и безобразному нет места в лирике Фета, она соткана только из красоты.
В описании природы поэт достигает небывалого мастерства. Кажется, он воспринимает её всеми органами чувств. У него зрение художника. Стихи Фета насыщены запахом трав и цветов, криками птиц, светом солнца:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Удивительно, что всё стихотворение – одна фраза, а все её части - назывные предложения. «Шестое чувство» поэта сливает их в один музыкальный аккорд. По мнению Фета, задача искусства в том и состоит, чтобы остановить и увековечить прекрасное мгновение жизни. Поэт умеет передать то, что мимолётно, неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущения. Стихотворение полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую:
Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…
Как великолепный художник владеет кистью, так Фет владеет словом: оно в его стихах наполнено музыкой, движением, красками. Стихи поэта необыкновенно музыкальны, сам он считал музыку высшим видом искусства и страдал от того, что словом человеку до конца не удаётся выразить себя. И Фет доводит стихотворение до музыкального звучания. Под музыкой поэт подразумевает дар извлекать из окружающего мира красоту и откликаться на неё трепетом своей души, воплощая в поэтическую речь. Музыка – это гармоническая сущность мира, которую Фет воплощает в своих произведениях.
Гармонические мгновения в этом стихотворении – это именно мгновения. Они живут единым днём, но ценность этой мимолётности вечна. Произведение читается на одном дыхании, картины быстро сменяют друг друга, и лишь в последней строке становится ясно, что череда прекрасных мгновений природы – это весна:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Мне кажется, что более выразительно, более ёмко и насыщенно, чем Фет, весну не изобразил никто. Огромный лирический талант поэта в том, что он умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой, умеет ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было ничем иным, как смутным мимолётным ощущением. Недаром современники Фета отмечали, что его мотивы «заключают в себе иногда такие тонкие, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определённых отчётливых чертах, их только чувствуешь…».

mirznanii.com


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.