Стих детская брюсов валерий яковлевич


Брюсов. Стихи для детей

Брюсов. Стихи для детей читать

О творчестве Брюсова

Валерий Брюсов известный русский поэт, талантливый прозаик, прекрасный драматург, переводчик, литературовед, критик, историк, один из основателей русского символизма.

Родившись в купеческой семье, в биографии Брюсова еще с детства проявилась тяга к чтению, к творчеству. Получил образование в гимназии Креймана, гимназии Поливанова (обе в Москве). Затем окончил историко-филологическое отделение Московского института. Первые стихотворения Брюсова были написаны еще в юношестве.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

В творчестве Брюсова есть и стихи для детей.

Велико значение творчества поэта с мировым именем Валерия Брюсова для русской литературы. Наследие большого мастера – это всегда целый мир, проникнуть в который можно лишь постепенно. Брюсов – теоретик стиха, великолепный поэт, переводчик.

Читать стихи Брюсова для детей

Содержание

Благовесть весеннего утра

В старинном храме

Весенние воды

Весенний дождь

Вечером в дороге

Вы, снежинки, вейте...

Дальний шум фонтана...

Детская спевка

Детская

Дозор

Две головки

Еще земли печален вид...

Земле

Зеленый червячок

Коляда

Крот

Колыбельная («Спи, мой мальчик! Птицы спят...»)

Кучи свезенного снега

Летняя гроза

Мыши

На санках

На лыжах

Нет тебе на свете равных...

Ночью светлой

Опять сон

Роскошен лес в огне осеннем...

Сияет солнце, воды блещут...

Снежная Россия

Холод ночи; смерзлись лужи...

Цветики убогие

Шутки

 

www.miloliza.com

Стихи В.Брюсова для детей

Велико значение творчества поэта с мировым именем Валерия Брюсова для русской литературы. Наследие большого мастера – это всегда целый мир, проникнуть в который можно лишь постепенно. Брюсов – теоретик стиха, великолепный поэт, переводчик.

«Земле»
Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень ее лесов,
И моря ропоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.

К зеленым далям с детства взор приучен,
С единственной луной сжилась мечта,
Давно для слуха грохот грома звучен,
И глаз усталый нежит темнота…
25 августа 1912

«Вечером в дороге»
Кричат дрозды; клонясь дрожат
Головки белой земляники;
Березки забегают в ряд,
Смутясь, как девы полудикие.

Чем дальше, глубже колеи;
Вот вышла ель в старинной тальме…
Уже прозрачной кисеи
Повисла завеса над далями.

Вновь — вечер на лесном пути,
Во всем с иным, далеким, сходен.
Нет, никуда нам не уйти
От непонятно милой родины!

Чу! не прощанье-ль крикнул дрозд?
Клонясь, дрожит Иван-да-Марья.
В просвете — свечи первых звезд
И красный очерк полушария.
1914

«Цветики убогие»
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,

Белая фиалка высится, стройна,
Белая ромашка в зелени видна,

Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,

Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, —

Белый, желтый, синий — в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран.
4 июня 1912 Опалиха

«В лодке»
Завечерело озеро, легла благая тишь.
Закрыла чашу лилия, поник, уснул камыш.

Примолкли утки дикие; над стынущей водой
Лишь чайка, с криком носится, сверкая белизной.

И лодка чуть колышется, одна средь темных вод,
И белый столб от месяца по зыби к нам идет…
1912 Сенежское озеро

«Ночью светлой»
Ночи светлой, ночи летней
Сумрак лег над далью сонной.
Цвет и краски незаметней,
Воздух дышит благовонный.
То река иль то дорога
Вьет меж потемневших пашен?
К небу ветви поднял строго
Старый дуб, суров и страшен.
Огоньки в окошках блещут,
Небо чище и открытой,
В нежной сини чуть трепещут
Пары телеграфных нитей…
1912 Подольск

detskiychas.ru

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ - СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Валерий Брюсов известный русский поэт, талантливый прозаик, прекрасный драматург, переводчик, литературовед, критик, историк, один из основателей русского символизма.

Родившись в купеческой семье, в биографии Брюсова еще с детства проявилась тяга к чтению, к творчеству. Получил образование в гимназии Креймана, гимназии Поливанова (обе в Москве). Затем окончил историко-филологическое отделение Московского института. Первые стихотворения Брюсова были написаны еще в юношестве.

Знакомство с французскими поэтами-символистами оказывает на Брюсова большое влияние. С 1894 по 1895 поэтом составлены сборники стихотворений «Русские символисты». В 1895 году издается его книга «Шедевры». Творчество Брюсова на данном этапе характеризуется стремлением уйти от действительности в лучший мир. Следующие стихи Брюсова, опубликованные в сборнике «Это я», поддерживают эту тенденцию.

Наконец для Брюсова в биографии наступает этап, когда его признают критики, он становится великим поэтом (после выхода в свет книги «Третья стража»). Затем появляются книги «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Более поздняя лирика Брюсова содержит особенные черты, которые выделяют автора среди других поэтов. Стихотворение Брюсова в творчестве последующих периодов полны задушевности наряду с простотой выражения.

Брюсов посвящает себя военным вопросам, когда отправляется на фронт во время Первой Мировой войны от газеты «Русские ведомости». Анализ творчества Брюсова того периода показывает, что после разочарования в патриотизме, он ищет способы придания своим стихам изысканности.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

ЗЕМЛЕ

Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень ее лесов,
И моря ропоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.

К зеленым далям с детства взор приучен,
С единственной луной сжилась мечта,
Давно для слуха грохот грома звучен,
И глаз усталый нежит темнота…

ВЕЧЕРОМ В ДОРОГЕ

Кричат дрозды; клонясь дрожат
Головки белой земляники;
Березки забегают в ряд,
Смутясь, как девы полудикие.

Чем дальше, глубже колеи;
Вот вышла ель в старинной тальме…
Уже прозрачной кисеи
Повисла завеса над далями.

Вновь — вечер на лесном пути,
Во всем с иным, далеким, сходен.
Нет, никуда нам не уйти
От непонятно милой родины!

Чу! не прощанье-ль крикнул дрозд?
Клонясь, дрожит Иван-да-Марья.
В просвете — свечи первых звезд
И красный очерк полушария.

ЦВЕТИКИ УБОГИЕ

Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,

Белая фиалка высится, стройна,
Белая ромашка в зелени видна,

Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,

Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, —

Белый, желтый, синий — в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран.

В ЛОДКЕ

Завечерело озеро, легла благая тишь.
Закрыла чашу лилия, поник, уснул камыш.

Примолкли утки дикие; над стынущей водой
Лишь чайка, с криком носится, сверкая белизной.

И лодка чуть колышется, одна средь темных вод,
И белый столб от месяца по зыби к нам идет…

НОЧЬЮ СВЕТЛОЙ

Ночи светлой, ночи летней
Сумрак лег над далью сонной.
Цвет и краски незаметней,
Воздух дышит благовонный.
То река иль то дорога
Вьет меж потемневших пашен?
К небу ветви поднял строго
Старый дуб, суров и страшен.
Огоньки в окошках блещут,
Небо чище и открытой,
В нежной сини чуть трепещут
Пары телеграфных нитей…

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,;
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых…
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!

komarik.co

Стихи Брюсова по категориям: удобный поиск

  • Детям
  • Школьникам
  • По теме
  • По теме

Лучшие стихи Брюсова:

  1. Кинжал
  2. Первый снег
  3. Сумерки
  4. Сонет
  5. Любимая
  6. Работа
  7. Я много лгал и лицемерил…
  8. Грядущие гунны
  9. Опять сон
  10. Ассаргадон
  11. Июльская ночь
  12. Каменщик
  13. Сонет к форме
  14. Родной язык
  15. День
  16. Антоний
  17. Лестница
  18. Памятник
  19. Февраль
  20. Труд
  21. Встреча
  22. В будущем
  23. Подруги
  24. Близ моря
  25. Предчувствие
  26. В прошлом
  27. Все кончено
  28. Дон Жуан
  29. Отреченье
  30. Весна
  31. Детская

Стихи Брюсова всегда воспринимались и критиками, и читателями довольно неоднозначно. Первые сборники вызвали скандал характером некоторых стихотворений.

В период расцвета творчества проявились две основные темы его лирики: историческая – обращение к ярким эпизодам мировой истории, и мифологическая. При помощи истории и мифологии поэт пытался понять непреходящие жизненные ценности. Особенно привлекали его образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов: отсюда и множество стихов-посвящений.

Брюсов часто обращался к древним цивилизациями мифологии в поисках персонажей, которых считал идеальными героями. Тема путешествий тоже неразрывно связана с этими стихами.

Большой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Описывая городской пейзаж, он раскрывал не только его отталкивающие стороны, но и переживания лирического героя.

Множество стихов было написано специально для детей: о природе, обо всех временах года, о животных, о волшебстве, про маму. Некоторые из них включены в школьную программу для 1-4 классов.

Но на этом знакомство детей со стихами великого поэта Серебряного века не заканчивается, а только начинается. Продолжается оно на протяжении всех лет обучения в средней школе: в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах. Школьники будут читать стихи о поэзии и творчестве, о Родине и России, о революции и войне, о науке и мечте, о судьбе, труде и одиночестве.

Всем ценителям русского языка придутся по душе стихотворения, в которых Брюсов играет словами: настолько легко и непринужденно у него это получается. Игра слов просто завораживает своей красотой.

Лучшие стихи поэта посвящены жизни и любви, женщине и человеку, дружбе и надежде.

stih.su

Валерий Брюсов - Опять сон: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Анализ стихотворения «Опять сон» Брюсова

Молодой Валерий Яковлевич Брюсов на страницах дебютного сборника «Шедевры» пускается в экспериментальные поиски себя и своего поэтического голоса.

Стихотворение написано в 1895 году. Его автору исполнилось 22 года, он студент, рискнувший выпустить в свет сборник стихотворений с вызывающим названием «Шедевры». Уже тогда он закладывал в свое творчество основы символизма. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция сюжетная, приключенческая. Само название подчеркивает, что описанное – лишь сон, и не сказать, что очень уж дурной. Странным образом это раннее стихотворение перекликается с чуть более поздними творениями об Африке Н. Гумилева. Даже сама манера – почти акмеистическая. Забавно, что не бывавший на черном континенте В. Брюсов справился со своей задачей довольно успешно. Надо отметить, что он много лет мечтал-таки Африку посетить, да Первая Мировая война помешала его планам.

Интонация – удивленная, ребяческая. У героя захватывает дух, он и трусит, и жадно интересуется происходящим. В этом сне он уже обжился: мне опять приснились. Уже в первом четверостишии – схватка льва с ничего не подозревающей зеброй, во втором в зарослях ворочается гиппопотам. Герой предусмотрительно устраивается на неком утесе, чтобы быть недоступным для поползновений любого зверя. «Старых басен»: действительно, все животные – из басен И. Крылова или Лафонтена, а то и самого почтенного Эзопа. Далее начинается шквал вопросов. Ну, еще бы: не взлетит ли он над нами? (Животные уже не так страшны, как тот змей. Да и безопасность героя на утесе под вопросом, раз уж у змея есть крылья). Не выйдет ли к нему племя карликов? (Действительно, не знаешь чего и ждать от этих пигмеев). Лес не встанет ли в огне? (Стена огня – зрелищный прием пожаров, по слухам то и дело бушующих в Африке). Наступает ночь, лев, не обращая внимания на докучливую зебру, «тупо тянется к реке». Местность дикая, безлюдная. «Страшно». Уж не духи ли там крадутся? Ведь тогда герой пропал! А может – медведь? Час от часу не легче! На этой драматичной ноте стихотворение завершается. Надо ли удивляться, что это экспрессивное, чуть ироничное стихотворение теперь считается произведением из круга детской литературы. Эпитеты: упрямо, огненного. Повторы: весь я. Инверсия: затмят закат. Олицетворения: лес встанет, месяц вышел.

Произведение «Опять сон» – динамичная сновидческая история из-под пера В. Брюсова.

rustih.ru

Валерий Брюсов - Творчество: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова

Стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова во многом наполнены символизмом и образностью. Они не всегда понятны читателю с первого раза, в них нужно вникать, перечитывать несколько раз, чтобы полностью осознать и впитать в себя их многогранные смыслы. Для неподготовленного читателя его произведение «Творчество» может показаться бредом умалишенного человека.

«Творчество» было написано в марте 1895 года. Оно вошло в первый сборник стихотворений «Шедевры». В этом стихотворении поэт отображает сам процесс создания чего-то нового, творческий процесс, не совсем понятный обывателю. Именно эта непонятность, образность навевает на читателя ощущение безумия.

В стихотворении нет ни четкого лирического героя, ни логически связанных явлений. Все представляемое – образы, символы, процесс. В некой степени творчество противопоставляется логике, оно эфемерно, нелогично, разорвано. Творческий путь окутан тайной, мраком, размытыми несуществующими созданиями и тенями. Тайна эта раскрывается лишь тогда, когда процесс завершен, когда творец достигает желаемого и являет свое произведение миру.

Подчеркивает необычность и даже некий мистицизм и композиция стихотворения: каждая последняя строка в четверостишии повторяется во второй строке следующего. Это создает некую цикличность, замкнутость созидания. Образы в произведении создаются с помощью своеобразной лексики – «фиолетовые руки на эмалевой стене», «лопасти латаний», «звонко-звучная тишина».

Брюсов использует такие нехарактерные для литературы приемы, как цветопись и звукопись. Весь текст пронизан фиолетовыми и лазурными оттенками, эмалевая стена создает ощущение белого, хотя имеется в виду вовсе не ее цвет, а текстура. Аллитерация создает музыкальность произведения, несмотря на отсутствие какой-либо динамики. В совокупности поэт представляет странный, фантастический мир творческого процесса, наполненный цветом, звуком и, как ни странно, звонко-звучной тишиной.

Произведение написано четырехстопным хореем, стопа двусложная с ударением на 1-м слоге, рифма перекрестная, с чередованием мужской и женской. В качестве литературных приемов используются эпитеты («фиолетовые руки», «на эмалевой стене»), метафоры («звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный»), олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»).

Творчество иллюзорно и бесконечно, его нельзя постичь в полной мере. Иллюзорный образ растает, рассыплется на ярком свету под взором критика, не давая рассмотреть себя стороннему глазу, ибо такова его хрупкая природа.

rustih.ru

Валерий Брюсов - Первый снег: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Анализ стихотворения «Первый снег» Брюсова

Очень часто природа является одной из главных муз. Многие поэты вдохновляются её красотой, что с упоением и любовью начинают описывать чувства, которые она смогла пробудить в их сердцах. Особенный трепет вызывает описание того, что в этом году произошло впервые, например, первая гроза в начале лета, первый распустившийся весенний цветок, либо дерево, которое осень покрасила в золотой цвет. Особое ощущение слегка детской радости появляется, когда видишь первый снег, который плавно опускается на землю, закрывает собой все её изъяны, а деревья укутывает в серебристые одежды.

Валерий Яковлевич Брюсов был настолько сражен очарованием русской зимы, что решил воспеть её в своём стихотворении «Первый снег», которое было написано в 1895 году. Если рассмотреть структуру данного стихотворения, то оно имеет некую схожесть с произведениями известных русских поэтов ХVIII — XIX века, которые были увлечены пейзажной лирикой.

Предметом восхищения для Валерия Яковлевича стала заснеженная Москва. Брюсов до глубины души был поражен её превосходностью и величием, которое открылось перед его взором, что отметил это строчкой: «Целый мир из серебра!». В своём стихотворении поэт хотел донести, что зима способна преобразить не только природу, но и жизнь человека. Когда читаешь эту оду зиме, то начинает казаться, что Брюсов обожествлял её, не видел в ней никаких негативных сторон.

Зачастую поэты передают явление природы с ноткой натуралистической конкретики или добавляют немного каких-то поэтических ассоциаций. Стихотворение «Первый снег» показывает нам, что лирический герой всё вокруг воспринимает как сказку, в которой отведено место для мечты.

Первый снег — это первый звоночек о том, что новогодние и рождественские праздники вот-вот постучатся к нам в дом. Снег являются символом чистоты, радости, счастья, которое не знает границ. Он каждому человеку дарит надежду на то, что жизнь совсем скоро заиграет всевозможными переливами, а все заветные желания воплотятся в реальность.

Брюсов стал волшебником, где вместо волшебной палочки было перо, которым он мастерски смог передать в своём произведении всю магию зимнего времени года. Поэт показал нам, что зима не жестокая или безжалостная, а очаровательная в своём разнообразии: то метель метёт придавая вечеру гармонию, то солнце заставляет белоснежные покрывала играть так, как-будто землю усыпали бриллиантами.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.